Схема анализа школьного учебника

Обновлено: 02.07.2024

– овладение методами отбора и структурно-логического анали­за учебной информации.

Методы

– выявление степени соответствия учебника основным дидак­тическим требованиям организации процесса обучения;

– моделирование структуры содержания учебного материала.

Методическое обеспечение: учебно-методические комплексы (УМКд) и/или отдельные рабочие программы дисциплин, учебники и учебные пособия.

Термины и понятия:

• учебный элемент (понятие);

• органолептический метод анализа;

• спецификация учебных элементов;

• граф учебной информации;

Анализ и оценка качества учебника

Учебная литература является источником знаний и средством обуче­ния учащихся в условиях определенной системы образования. К видам учебной литературы относятся учебники, учебно-методические пособия.

Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.

Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Современному учебнику присущи следующие функции:

Все эти функции определяют наличие в учебнике не только пред­метного, но и методического содержания.

Дидактическое содержание – предметное содержание информация в виде текстов, ил­люстраций и пр.

Методическое содержание – средства организации усвоения материала учебника и справочно-ориентировочных компонент учебника. К ним относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таб­лицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним.

Справочно-ориентировочный компонент обеспечивает ориентацию в содержании и структуре учебника и реализуется в нем через предисловие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию.

Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидакти­ческой системе, базирующейся на определенной теории обучения. На ос­нове известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:

• конвенциональный – соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет характер энциклопедический или моногра­фический;

• проблемный – построен на теории проблемного обучения и включает главным образом учебные вопросы, которые подлежат раз­решению научными способами, творческим подходом к разрешению проблем;

• комбинированный – включает отдельные элементы других мо­делей.

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами кото­рой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Наиболее эффективными и распространенными методами анализа учебников являются: экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анали­за.

Цели органолептического метода является установление:

• возможности рекомендации учебника в качестве основного для са­мостоятельной работы учащихся;

• глубины и качества изложения материала в различных темах учеб­ника;

• необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополни­тельного материала;

• рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и от­дельными его разделами. В состав таких работ входят: аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность органолептического метода:

• выделение определенных показателей качества;

• оценивание результатов по каждому показателю в сумме баллов;

• сравнение данных качественного анализа показателей и выбор лучшего учебника.

Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде:

Оценка качества учебников

№ п/п Показатель качества Коэффициент значимости ki Оценка степени реализации показателя качества
Учебник 1 Учебник 2 Учебник 3
Строгая на­учность изложения учебного материала
1.1 соответствие логики построения базовой науки и материала предме­та
1.2 представление рассматриваемого понятия во всей его многогранно­сти и развитии
1.3 соответствие определений, терминов и символов в учебном предме­те и базовой науке
Учет возрастных и познавательных возможностей уча­щихся
2.1 простота языка и доступность изложения материала
2.2 достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем количество вводимых в материал понятий
2.3 количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в от­дельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения
Систематичность и последовательность изложения материала
3.1 четкость рубрикации учебника
3.2 соответствие действующей учебной программе
3.3 соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе
3.4 равномерность распределения объема материала между темами учебника. Проверить степень выполнения показателя 3.4 можно пу­тем сравнения двух коэффициентов: 1) отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, от­водимых на изучение курса (K1); 2) отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.

В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие:

- связь содержания с жизнью, практикой;

- систематичность и последовательность изложения материала;

- строгая научность изложения;

- учет возрастных и познавательных возможностей обучающихся;

- реализация идеи обучения посредством постановки проблем;

- простота языка и доступность изложения;

- достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем;

Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления. Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками.

Основной учебник он рекомендует обучающимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.

Анализ учебника – это проверка его соответствия программным требованиям и целесообразности его применения в обучении детей конкретной возрастной группы на конкретном этапе обучения для достижения целей и задач образования.

Анализ учебника демонстрирует его соответствие дидактическим требованиям организации учебно-воспитательной деятельности.

Анализ учебника реализуется по следующему алгоритму:

  1. Определение соответствия учебника программе обучения. Для обучения педагог может выбирать только те учебники, которые входят в перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в образовательном процессе на конкретном уровне образования. Минобрнауки РФ формирует перечень данных учебников.
  2. Выявление доступности и научности информации, представленной в учебники. Учебники должны легко читаться и восприниматься учениками и включать в себя только научно обоснованные данные.
  3. Оценка краткости и лаконичности изложения учебной информации. Все темы должны быть четко расписаны, информация представляться по сути и в кратком виде.
  4. Оценка комплектности учебника. Имеется ввиду представление учебника в одной или в нескольких частях.
  5. Сезонность использования. Она отражает использование учебника в течение учебного года т.е. имеет ли учебник разделение на части, курсы, какие из них ориентированы на использование в первой половине года, а какие во второй или в первой, второй, третьей и четвертой четвертях.
  6. Формат изложения учебного материала. Он отражает изложение учебной информации на основании проблемного подхода или в увлекательной, нестандартной форме, с использованием красочных иллюстраций. Здесь же, оценивается систематичность изложения информации т.е. должна иметься логика изложения материала и его адекватная последовательность.
  7. Оптимальность оформления учебника. Учебник ориентирован на его изучение. Поэтому, он должен иметь привлекательное оформление и мотивировать к работе с ним.
  8. Адекватность подбора фактов. Все факты, которые представляются в учебники должны быть достоверными. Они должны отвечать методам научного познания и возрастной категории учащихся, их познавательным возможностям.
  9. Оценка роли теории. Учебник, в первую очередь, ориентирован на познание учащимися. поэтому, теоретическая информация, представленная в нем, должна стоять на первом плане, т.е. она должна преобладать над практическими заданиями и упражнениями. Здесь же, оценивается роль теории в раскрытии внутренних связей рассматриваемых объектов и процессов и логичности их изложения, а также наличие связи между темами, представленными в учебнике.
  10. Оценка связи учебной информации с реальной жизнедеятельностью. Вся информация учебника, независимо от учебной дисциплины, должна ориентироваться на ее практическое использование, на применение для решения каких-то задач, организации деятельности.
  11. Оценка ориентации учебной информации на самостоятельную работу учащихся. Учебник должен мотивировать к самостоятельному познанию, расширению кругозора. Для этого, в нем должны даваться задания повышенной сложности, задаваться вопросы, ответы на которые требуют поиска. Кроме того, учебная информация должна отвечать возрастной динамике развития учащихся.
  12. Оценка связи учебной информации с логикой самой науки. Каждый учебник содержит совокупность сведений об отдельной науке или ее отрасли. Информация должна быть ориентирована на освоение учащимися опыта предшествующих поколений по конкретному научному направлению.
  13. Оценка дозированности учебной информации. Информация разделяется на части и предоставляется учащимся в дозированном виде, т.е. в течение одного занятия происходит изучение определенного объема информации. Также, завершение занятия должно основываться на проверке знаний и закреплении усвоенного материала, а значит, учебник должен содержать перечень контрольных вопросов по каждой теме, по каждому уроку.

По сути, данный алгоритм отражает перечень дидактических требований, которым должен соответствовать каждый учебник. Оценка учебников проводится педагогами. Не всегда может быть соблюден данный алгоритм – некоторые пункты пропускаются. Все зависит от опыта работы педагога и его целевых ориентиров деятельности.

Составление плана анализа учебника

Анализ учебника выполняется на основе плана, составляемого педагогом при подготовке к аналитической деятельности. План анализа включает в себя следующие разделы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию схему анализа учебника Русский язык.

Схема анализа учебника РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Автор, название, год издания.

2. Структура учебника.

3. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) как формируются у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

б) как происходит активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся(наблюдения над языком);

4. Анализ задач и упражнений учебника:

а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

в) соответствует ли содержание задач целям воспитания учащихся; развитию нравственных и эстетических чувств?

г) имеются ли УПРАЖНЕНИЯ повышенной сложности? Приведите пример УПРАЖНЕНИЙ, развивающих логическое мышление и РЕЧЬ,ТВОРЧЕСКИЕ способности учащихся, направленные на формирование речевого этикета.

д) имеются ли УПРАЖНЕНИЯ с занимательным и РАЗВИВАЮЩИМ содержанием?

5. Доступным ли языком излагается содержание учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.

6. Как иллюстрирован учебник ( рисунки, ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ и т.п.), их качество и правильность расположения?

7. Реализованы ли в учебнике принципы уровневого изучения языка?

8. Есть ли материал для обучения работы с текстом?

9. Как представлен методический аппарат учебника?

10. Каковы методические отличия учебника от учебников других авторов?Ваше мнение об учебнике.

2. На первой страницы учебника изложены условные обозначения:


- что узнаем, чему учимся


- работаем в паре


- работаем в группе


- работаем со взрослыми


- задание повышенной сложности


- моделирование


- рабочая тетрадь


- сделаем вывод. В дальнейшем они нам необходимы для выполнения заданий.

- как правильно вести себя при пожаре, утечке газа, аварии водопровода

- как различать дорожные знаки

- соблюдать правила безопасности на дороге и улицах, на природе

- нужно знать, что такое экологическая безопасность, понимать какие места могут быть для нас опасными

Цветовые выделения и шрифты здесь представлены фиолетовым, желтым и зеленым цветом.

3. В учебнике представлены иллюстрации, которые помогают более точному усвоению теоретического материала, благодаря им дети имеют хорошее представление о том, как вести себя в иных ситуациях. Организация усвоения знаний представлена в виде вопросов, на которые ученик легко сможет дать ответ, заданий и домашних работ, помещенных после каждого параграфа, ведь благодаря им младший школьник укрепляет знания, полученные на уроке.

После каждого раздела имеются тесты, помогающие пройти итоги по пройденной, обширной теме в целом, чтобы понять насколько хорошо ребенком были усвоены данные темы. В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо донести до детей. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.

4. Учебник представлен достаточным количеством рисунков (2-3 на одну страницу) соответствующим размерам и масштабам, которые преподносят хорошую степень информативности.

В основном важные понятия и определения выделяются цветными рамками, главные положения – жирным курсивом. Таблицы и схемы практически не встречаются на страницах учебника.

5. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, мероприятия по охране природы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Работы могут быть как индивидуальными, где ученик развивает свои личностные качества и способности, так и групповыми, в которых у ребенка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Также это можно и совместить, например, дети индивидуально ставят опыты, наблюдают, сравнивают, а потом уже с группой анализируют работу и делают выводы.

Ученики из собственного опыта извлекают новые знания и умения, которые они приобрели самостоятельно. Предоставление домашнего задания сопровождается устным ответом, конспектом, практическим заданием.




Учебный материал включает в себя следующие компоненты:

1. учебный материал для освоения нового содержания, включающий текстовую и иллюстративную составляющие.

2. вопросы и задания для самопроверки.

4. задания для домашней работы.

Учащиеся специальных коррекционных классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.

- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому плану;

- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;

- составлять высказывания из четырёх- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчёт, рассказ-описание

Таким образом, формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

1. удачный подбор фактов, пояснений, примеров и иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала

2. связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом людей

3. интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли.

Алгоритм методического анализа учебников.

1. Автор: А.А. Плешаков

Класс: 3 класс, 2 часть

2. На первой страницы учебника изложены условные обозначения:


- что узнаем, чему учимся


- работаем в паре


- работаем в группе


- работаем со взрослыми


- задание повышенной сложности


- моделирование


- рабочая тетрадь


- сделаем вывод. В дальнейшем они нам необходимы для выполнения заданий.

- как правильно вести себя при пожаре, утечке газа, аварии водопровода

- как различать дорожные знаки

- соблюдать правила безопасности на дороге и улицах, на природе

- нужно знать, что такое экологическая безопасность, понимать какие места могут быть для нас опасными

Цветовые выделения и шрифты здесь представлены фиолетовым, желтым и зеленым цветом.

3. В учебнике представлены иллюстрации, которые помогают более точному усвоению теоретического материала, благодаря им дети имеют хорошее представление о том, как вести себя в иных ситуациях. Организация усвоения знаний представлена в виде вопросов, на которые ученик легко сможет дать ответ, заданий и домашних работ, помещенных после каждого параграфа, ведь благодаря им младший школьник укрепляет знания, полученные на уроке.

После каждого раздела имеются тесты, помогающие пройти итоги по пройденной, обширной теме в целом, чтобы понять насколько хорошо ребенком были усвоены данные темы. В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо донести до детей. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.

4. Учебник представлен достаточным количеством рисунков (2-3 на одну страницу) соответствующим размерам и масштабам, которые преподносят хорошую степень информативности.

В основном важные понятия и определения выделяются цветными рамками, главные положения – жирным курсивом. Таблицы и схемы практически не встречаются на страницах учебника.

5. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, мероприятия по охране природы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Работы могут быть как индивидуальными, где ученик развивает свои личностные качества и способности, так и групповыми, в которых у ребенка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Также это можно и совместить, например, дети индивидуально ставят опыты, наблюдают, сравнивают, а потом уже с группой анализируют работу и делают выводы.

Ученики из собственного опыта извлекают новые знания и умения, которые они приобрели самостоятельно. Предоставление домашнего задания сопровождается устным ответом, конспектом, практическим заданием.

Учебный материал включает в себя следующие компоненты:

1. учебный материал для освоения нового содержания, включающий текстовую и иллюстративную составляющие.

2. вопросы и задания для самопроверки.

4. задания для домашней работы.

Учащиеся специальных коррекционных классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.

- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому плану;

- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;

- составлять высказывания из четырёх- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчёт, рассказ-описание

Таким образом, формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

1. удачный подбор фактов, пояснений, примеров и иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала

2. связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом людей

3. интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли.

Читайте также: