Инновационные формы досуговой деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В статье представлены инновационные формы работы с родителями по организации семейного досуга дошкольников.

Содержимое публикации

Организация семейного досуга в дошкольном образовательном учреждении.

Дошкольное образовательное учреждение – это такая социально-педагогическая система, которая способна организовать не только образовательный процесс, но и досуг современного дошкольника.

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ в настоящее время стало тесное взаимодействие с родителями воспитанников. И те, и другие должны преследовать единые цели и задачи для организации всестороннего развития ребенка-дошкольника, в том числе и организацию его досуга.

В настоящее время вопрос взаимодействия семьи и дошкольного учреждения является актуальным. Дошкольная образовательная организация должна стать помощником в организации семейного досуга всем семьям, а больше всего молодым родителям. Поэтому, у педагогов ДОУ появилась необходимость применения новых современных подходов к организации взаимодействия с семьей. Сегодня, воспитатели и педагоги придумывают разнообразные методы и формы вовлечения семьи в обучение и воспитание детей, тем самым делая родителей полноправными участниками образовательного процесса. Однако, немногие родители готовы тесно сотрудничать с педагогами ДОУ. Задача работников дошкольных учреждений – создать все необходимые оптимальные условия привлечения родителей к совместному воспитанию ребенка. На наш взгляд, организация семейных досугов может являться наиболее эффективной формой работы.

Для привлечения и организации досуга детей и их родителей, существуют досуговые программы. Организация досуга – одно из направлений образовательной организации дошкольного образования.

Можно выделить следующие формы семейного досуга в ДОУ:

Игровые программы – подвижные и интеллектуальные игры, игры – драматизации и др.

Конкурсные программы – проведение конкурсов с участием родителей, различные квесты, КВНы.

Фольклорные программы – народно-прикладное искусство, народные танцы, песни, хороводы.

Праздничные программы – развлечения и утренники.

Оздоровительные программы – спортивные состязания, спортивно-оздоровительные досуги, совместные походы.

Все эти формы разнообразны по содержанию. Они могут быть и музыкальными, и спортивными, и речевыми, и фольклорными, но главное, чтобы они решали поставленные задачи развития и воспитания дошкольников: реализация потребностей детей, общение со сверстниками и взрослыми, развитие познавательной, интеллектуальной сферы ребенка, воспитание здорового образа жизни и др.

Проведение досуговых мероприятий способствуют укреплению детского организма, создается положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Продолжительность досуговых мероприятий зависит от возраста и физической подготовленности детей.

Главное место в работе с детьми нужно отводить фольклорным праздникам. Такие праздники не только знакомят детей с народными традициями, но и приобщают к истокам национальной культуры. В такие мероприятия должны быть вовлечены и родители. Важно, чтобы родители были не только участниками таких досугов, но и принимали активное участие в подготовке мероприятий.

Популярной формой организации семейного досуга стали развлекательно-познавательные праздники. Такие формы работы позволяют повышать интеллектуальный уровень и детей, и взрослых, способствуют укреплению внутрисемейных и межсемейных связей.

Еще одна форма работы с родителями – совместные походы и экскурсии по городу. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Пропагандистская акция имеет не только воспитательное, но и социальное значение. Дети совместно с родителями и педагогами выходят на улицы города, чтобы донести ту или иную важную и актуальную информацию до сознания людей. Это могут быть предупредительные акции, рекламные акции, познавательные акции, главное, что и родители, и дети делают общее социально-значимое дело вместе. К таким акциям можно отнести – пропаганда по ПДД, пропаганда вреда наркотиков, экологические акции.

Используя разнообразные современные формы организации совместных семейных досугов, педагог должен раскрыть перед родителем важные стороны психологического развития ребенка, порекомендовав соответствующие приемы воспитания. Правильное построение взаимодействия педагога и семьи, это залог успешного воспитания дошкольника.

Анализ литературы показал, что сегодня взаимодействие ДОУ и семьи широко обсуждается педагогами психологами. Исследования выявили, что именно нехватка времени, сил и нежелание родителей, избегали сотрудничества с дошкольной организацией и с педагогами.

Досуговое направление и досуговые формы работы с родителями, оказались самыми трудными в организации, но самыми востребованными и самыми полезными в воспитании детей. Любое совместное мероприятие, позволяет увидеть проблемы воспитания. Позволяет увидеть изнутри своего ребенка все его трудности во взаимоотношениях. Совместные мероприятия позволяют испробовать разные подходы, посмотреть, как это делают другие. Тем самым, приобрести опыт взаимодействия, не только со своим ребенком, но и с родителями в целом.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из важных вопросов является поиск новых методов и форм воспитания и образования детей дошкольного возраста. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Жизнь ребенка в детском саду нельзя представить без веселых досугов, развлечений и праздников. Досуговая форма работы с детьми дошкольного возраста способствует повышению эффективности детской деятельности, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные. С психическим развитием ребенка, с развитием нравственно-волевых черт его личности связано и формирование его физических качеств и двигательных навыков.

Существует множество форм организации досуговой деятельности детей: музыкальные; спортивные; фольклорные, речевые досуги; досуги, основанные на популярных телевизионных шоу-программах (“Угадай мелодию”, “Поле чудес” “КВН”), клубы по интересам (“Умелые руки”), театрализованные представления и т. д.Они разнообразны по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности.В рамках досуговых мероприятий решаются задачи разных направлений воспитания дошкольников: нравственного, эстетического, физического, трудового, интеллектуального, экологического. .

Дошкольники, участвуя в досугах и развлечениях, реализуют потребность в движении, могут проявить инициативу, активность, ловкость и сообразительность. Досуг осуществляет такую важную задачу как организация общения детей со сверстниками. Педагогу необходимо не просто привести детей, но и организовать это время так, чтобы детям было комфортно. Это положительным образом отражается на социализации ребенка, на его стремлении к контактам с другими людьми.Принимая непосредственное участие в разных досуговых мероприятиях, дошкольник развиваетвоображение,смекалку. Особенностью детского досуга является его театрализация. Это способствует более полному эмоциональному восприятию жизни, ведь в жизни ребенкаэмоции играют очень важную роль. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими чувствами.

В работе по организации воспитания дошкольников посредством проведения досуговых мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип позитивности (создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);

- принцип саморазвития (реализация творческих способностей и возможностей каждого участника мероприятия); .

принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);

- принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);

- принцип духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем, внутренним миром ребенка); .

- принцип индивидуальности (учет индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребенка). .

Периодичность проведения досугов и их продолжительность зависит от возраста участников, задач и содержания мероприятия, условий его проведения. Физкультурные досуги с детьми проводятся 1 – 2 раза в месяц,продолжительность варьируется от 20 – 30 минут до 45 – 50 минут. Спортивные детские праздники рекомендуется проводить 2 – 3 раза в год, например “День здоровья”, “Мама, папа, я - спортивная семья”, “Парад юных спортсменов”.

В сценарии таких праздников включают общеразвивающие и танцевальные упражнения, игры – эстафеты, веселые аттракционы, ритмичные упражнения под музыку, выступления с лентами и мячами. Продолжительность проведения спортивного праздника от 20–30 минут до 45–50 минут для детей 3–4 лет, до 1 часа 30 минут с детьми 6–7 лет.

Особое место в работе с детьми необходимо отводить народным праздникам, посвященным датам обрядового календаря, христианским праздникам. Такие праздники проводят с целью знакомства детей сродной культурой, приобщая их к русским традициям, например, праздники “Рождество”, “Проводы зимы”.

Подобные праздники можно проводить с детьми 4–5 лет не менее 2 раз в год до 1 часа, с детьми старшего дошкольного возраста – 3 раза в год, продолжительность до 1 часа 30 минут.

Проведение досуговых мероприятий способствуют укреплению детского организма, организации оптимального двигательного режима, создают положительный эмоциональный настрой в детском коллективе.

Каждый ребенок является яркой индивидуальностью, у которой свои склонности, интересы, свой особенный внутренний мир. Наша задача как педагогов дошкольного учреждения организовать оптимальную для его возраста, состояния здоровья и эмоционального комфорта форму досуговой деятельности.

Фольклорно-физкультурная досуговая деятельность.

Тема:“Делу - время, потехе – час”.

  • учить ходить и бегать легко и ритмично;
  • развивать физические качества: быстроту, ловкость;
  • воспитывать в играх морально – волевые качества детей: справедливость, честность, дружелюбие;
  • воспитывать интерес к физическим упражнениям посредством загадок;

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье.

Оборудование: костюм Петрушки; мяч;бубенцы; скакалки по количеству пар для проведения игры; фонограмма музыкального сопровождения;

В спортивный зал под музыку входит ряженый.

Здравствуйте, ребята!
Собрались мы сегодня
Позабавиться, да потешиться!
Ведь не зря говорят:
“Делу время, потехе – час!”
Не хотите ль со мною поиграть,
Свою ловкость показать?

Ведущий:

Да почему ж не поиграть?
Играм мы рады,
Будут ли награды?

Петрушка:

Так кто играет лучше всех,
Тому наградой будет смех!

Ведущий: Ребята, согласны ли вы поиграть?

2. Подвижная игра “Лошадка”

Дети выстраиваются парами. Один из пары – “лошадка”. Второй – “возчик”. Для проведения игры выдаются “вожжи” ( гимнастические скакалки). Прямой галоп.

Петрушка:

На ярмарку поехали!
За грибами, да за орехами!
За баранками, да за пирогами!
Да за сладкими леденцами!

Во время проведения игры дети прищелкивают языком. Произносят звукоподражание “гоп-гоп-гоп”. По сигналу ряженого “Тпру-у-у. ” игроки останавливаются, меняются местами.

Игра проводится 3-4 раза.

Петрушка:

Какие молодцы!
Так и звенят,
Звенят бубенцы!
А загадки - то вы отгадывать умеете?

3. Игровые упражнения “Отгадай-ка”

Петрушка загадывает детям загадки. После того, как загадка будет отгадана, ведущий показывает общеразвивающие упражнения. Дети повторяют.
Петрушка:

А ну, ребята, не ленись!
На разминку становись!

В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.

Упражнение “Собачка”.

И. п. – упор стоя на коленях: энергичные повороты таза. Звукоподражание “Гав – гав”. Повторение 6-8 раз.

У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.

Упражнение “Велосипед”.

И. п. – лежа на спине: имитация ногами поворотов педалями велосипеда.

Повторение 5-6 раз с чередованием упражнений на расслабление мышц ног.

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!

Упражнение “Лягушка”.

И. п. – лежа на животе, согнув руки, кисти у груди: прогибание в пояснице с выпрямлением рук и сгибанием ног в коленях, звукоподражание “Ква-ква”.

Повторение 6 раз.

Шелестя сухой травой,
Проползет шнурок живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел!

Упражнение “Змейка”.

И. п. – сед на пятках, кисти в замок. Медленно встать на колени – подтянуться. Звукоподражание “Ш – ш –ш. ”.

Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.

Упражнение “Ножницы”.

И. п.- узкая стойка, руки в стороны: окрестные движения рук. Повторить 8 раз.

Все загадки отгадали,
Да отгадки показали.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру “Кот и птички”.

4. Подвижная игра “Кот и птички”

Все играющие – “птички”, они просят “кота” пустить их собирать зернышки. Кот: “Летайте, летайте, да спать не мешайте!”. Птички летают, да забывают обещание, данное коту, вслед за ведущим повторяют присказку:

Тише, тише!
Кот на крыше!
Ну а птички еще выше!
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, не воронь!
Разлетелись как огонь!

Кот начинает ловить птичек. Игра повторяется 3-4 раза.

5. Хоровод “ Солнышко”

Дети встают в хоровод.
Какой славный денек,
Собирайся народ
Поводить хоровод!
Станем кругом водить
Да ребят веселить!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Длительность 4-5 минут.

6. Игра “Поймай мяч”

Дети встают в круг. Водящие находятся посередине круга. Дети перебрасывают друг другу мяч через центр круга. Игровая задача: коснуться рукой или поймать мяч. Поймавший мяч игрок становиться в круг.

Длительность игры 5-6 минут.

Петрушка:

Ой, люли та – ра - ра!
Закончилась игра.
Закончилась игра,
Прощаться нам пора!

Петрушка благодарит детей за чудесный праздник, за активное участие в играх. Все участники получают сладкие подарки. Петрушка прощается с детьми, уходит.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в "Положении о ДУЗ" и др.

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Организация взаимодействия педагогов и родителей отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Детский сад и семья должны стремиться к созданию основной воспитательно-образовательной микросреды – единого образовательного пространства развития ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

В работе с родителями я выделяю следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Вот уже много лет я работаю в речевой группе. В работе с моими детьми есть свои особенности: ребёнок приходит сюда с нарушением речи, что порой, само по себе, затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми. Как правило, дети проводят в этой группе два года, и за этот короткий срок мы должны, в интересах полноценного развития наших дошкольников, объединить свои усилия для плодотворного взаимодействия по всем вопросам воспитания и обучения детей.

Поэтому мне стала интересной работа по проблемам и поиску современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй в речевой группе.

В первую очередь я поставила перед собой задачу сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, а чтобы педагог, дети и родители чувствовали себя одной семьёй.

Строила свою работу на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, изучение микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).

Анализируя проблемы, с которыми я, как воспитатель, сталкиваюсь в работе с родителями, следует отметить, что все затруднения проистекают от видимого отсутствия доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентности. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. При рассмотрении этой проблемы выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и не проявляют интереса к объединению усилий с детским садом при воспитании детей.

Изучив научную и методическую литературу по данному направлению, я решила традиционные формы взаимодействия с семьей сочетать с вариативными инновационными формами взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

В результате анкетирования выявились потребности родителей в педагогических знаниях и определилась их педагогическая компетентность. Выделенные критерии и показатели позволили определить уровень педагогической компетентности родителей. Результаты распределились следующим образом: только 25% родителей обладали высоким уровнем педагогической компетентности, 50% - имели средний уровень, и 25% родителей находились на низком уровне педагогической компетентности.

Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДУЗ.

Помимо традиционных форм работы ДУЗ и семьи активно использую инновационные формы и методы:

- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

- организация Дней открытых дверей;

- совместное проведение досугов;

- групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

- совместные развлечения в рамках ОБЖД;

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

- информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном информационном листе в раздевалке группы;

- приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;

- предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;

- призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.п.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации. Следовательно, чтобы проведение собрания стало инновационной формой, я ушла от устаревшего лекционного метода его проведения. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей. Провожу собрания в форме КВН, семейных гостиных, заседания круглого стола.

Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей” - 2 раза в год, но я приглашаю своих родителей приходить к нам в группу хоть каждый день!- тем самым воспитываю у детей чувство гостеприимства, желание быть лучшими, чтобы их мамы и папы гордились ими, а самое главное, что дети всегда рады, когда мама или папа просто находятся в группе. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на пробудительной гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.

На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" осуществляется ремонт игрушек, мебели, группового помещения, создается предметно-развивающая среда и одновременно налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. В такие дни также организуется помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек). Вся эта работа носит воспитательный характер, поднимает авторитет родителей в глазах своих детей.

Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педсовета, а также предоставляю родителям возможность

Также я разработала план на учебный год, который предусматривает координацию действий по ознакомлению детей с обычаями и традициями семей старшей речевой группы. Этот перспективный план творческого сотрудничества позволит мне вести свою работу целенаправленно и эффективно, используя разнообразные формы взаимодействия для решения проблемных вопросов в жизни детей.

К моей работе в этом направлении привлекала всех специалистов детского учреждения: ст. медсестру, физкультурного руководителя, музыкального руководителя, а в первую очередь нашего логопеда Полину Петровну. Вместе с ней планировала работу по ознакомлению родителей с мероприятиями по коррекции речи, постановке звуков, совершенствованию фонематического слуха, развитию связной речи. Для того, чтобы родителям было интересно и понятно, вся работа проходила через игры – драматизации, инсценировки, сюжетно-дидактические игры, диалоги на темы из личного опыта. Много использовали игр с движениями, пальчиковые и другие виды театра, игры направленные на развитие моторики. Чтобы родители поняли и овладели языком жестов и движений, проводила этюды и упражнения на развитие выразительности жеста, развитие мимических движений, умение выражать эмоциональные чувства радости, печали, гнева, страха. Со своей работой в этом направлении мы заинтересовали родителей, и они были нам хорошими помощниками.

Посещения на дому помогли мне теснее сблизится со многими семьями и подсказали темы для обсуждений, бесед по многим проблемным вопросам, которые мы выносили

Важной действенной нетрадиционной формой педагогической пропаганды стали для меня открытые мероприятия. Это способ познакомить родителей с условием, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами. Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.

С большим интересом для детей и родителей проходила работа по воспитанию детей в духе семейных традиций. Как выяснилось позже, не только дети, но и взрослые, в большинстве своём, мало знают о родных и близких людях. Предложила параллельно детям и родителям провести исследования истории своей семьи. Акцентировала внимание на такие вопросы, как:

- Где родились твои родители, бабушки и дедушки?

- Кем были в молодости дедушки и бабушки?

- Какие песни поют твои родные за семейным столом?

- Что ты ценишь в своих близких?

- Как вы проводите свои семейные праздники?

Дети и родители с удовольствием откликнулись на нашу работу в этом направлении.

В начальном этапе я провела встречу с родителями в форме беседы. Беседуя с родителями, мы узнавали о семейных корнях, реликвиях семьи, рассматривали семейные альбомы. Родители с увлечением рассказывали о своих семейных традициях.

связи и объединяет поколения. Родители с интересом включились в работу по созданию своей родословной. Прекрасным поводом для организации совместной деятельности детей и родителей послужило создание семейного герба.

Родители задумались о том, какие интересы их объединяют, чем удивительна и самобытна их семья, какую огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности. В результате была организована выставка- презентация, на которой каждая семья представила свой герб, объяснила его символику, продемонстрировала свои таланты.

Досуговые формы помогают мне устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между мной и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют мне создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие:

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДУЗ и семье.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Работа с родителями в детском саду способствовала и способствует:

- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

- Обобщению опыта семейного воспитания.

- Установлению преемственных связей с выпускниками ДУЗ и их родителями.

В ходе проведенной работы получены результаты:

- повысился уровень родительской компетентности;

- гармонизировались родительско-детские отношения;

- повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с педагогами группы.

Как это повлияло на развитие личности ребенка:

- улучшился эмоциональный климат в семье;

- изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;

- повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.

Я очень надеюсь, что все те формы и методы, используемые мною в работе, помогут детям легко адаптироваться в школе, а я продолжу и, в дальнейшем, искать и находить новые формы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и обучении детей!

Литература

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума / Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. Ростов-н/Д, 2002.

4. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.

5. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006.

6. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: 2003.

Читайте также: