Инновационная деятельность в детском саду рб

Обновлено: 05.07.2024

Инновационный проект
"Внедрение модели
организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования"
Сроки реализации: 2015 - 2020гг.


Научный консультант: Воронецкая Людмила Николаевна, доцент кафедры педагогики учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка", кандидат педагогических наук, доцент.

Цель инновационной деятельности: разработка научно-методического обеспечения модели организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Задачи инновационной деятельности:
- систематизировать комплекс условий (организационно деятельностных, информационно- методических, кадровых, материально технических, мотивационно - психологических), которые обеспечат результативность и качество деятельности по внедрению модели организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
- конкретизировать содержание направлений организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования, начиная со второй младшей группы;
- конкретизировать методы и технологии взаимодействия субъектов организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
- определить основные формы организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
- разработать научно-методический комплекс по организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
- разработать критерии и показатели результативности процесса организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
- организовать процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования на основе разработанной модели;
- внедрить эффективные формы и методы работы с участниками образовательного процесса с использованием современных технологий, ориентированных на реализацию содержания основных направлений процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- организовать научно-методическую работу по повышению инновационной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования для разработки инновационных подходов к организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
- повысить уровень педагогической образованности родителей по организации процесса патриотического воспитания в семье;
- организовать совместные воспитательные мероприятия с представителями социально-культурных учреждений, ориентированных на реализацию содержания основных направлений процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- определить критерии и показатели эффективности внедрения модели организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
- обобщить опыт работы по внедрению модели организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования и представить его в виде учебно-методического комплекса для системы дошкольного образования.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности.
Внедрение модели организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования сформирует первоначальные представления о родном крае и уважительное к нему отношение, поможет воспитать нравственные, патриотические чувства, гражданственность и трудолюбие, уважительное отношение к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям. На базе ГУО "Краковский ясли-сад" будут созданы:
- мини-музей "Спадчына" с экспозициями "Музей старинного быта", "Беларусь современная" (национальное современное производство), "Кукла-народная игрушка", "Лён - золото, с ним и старые дышат молодо";
- книга гордости "Краковка - мой любимый край" (история возникновения деревни, производство, люди, прославившие нашу местность, мастера-умельцы и т.д.);
- кукольный народный театр "Батлейка" (дети, воспитатели, родители, СДК "Краковка")
Будет восстановлена история повседневного и праздничного народного костюма, характерного для Ошмянщины (совместное исследование родителей, воспитателей, детей, струдников краеведческого музея им. Ф.Богушевича г. Ошмяны)
Будет разработан учебно-методический комплекс организации процесса патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР

Под управлением научного консультанта Воронецкой Л.Н., заведующего кафедрой, педагоги представили результаты инновационного проекта за три года: методические разработки для детей и педагогов, формы работы с семьей, сотрудничество с социумом (школой, библиотекой, музеем и др.), диагностические показатели, диссеминации опыта, стратегию дальнейшей реализации проекта до 2020 года.



Республиканский инновационный проект





.

Научный консультант инновационного проекта кандидат педагогических наук, доцент Людмила Николаевна Воронецкая познакомила инноваторов с теоретическими и методическими основами обобщения и транслирования педагогического опыта. Доцент кафедры педагогики факультета социально-педагогических технологий Вероника Николаевна Пунчик повысила компетентность инноваторов по изучению собственного педагогического опыта, умению выстраивать эксперимент как метод познания.

После окончания республиканского семинара слушателям были вручены справки об обучении государственного образца и сертификаты участников.

Инновационная деятельность ГУО "Ясли-сад №8 г.Витебска"

28 февраля 2017 года в нашем учреждении дошкольного образования состоялся педагогический совет, на котором рассматривался один из вопросов "Об организации работы по реализации экспериментального проекта "Апробация программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в УДО".

В 2017-2019 году учреждение дошкольного образования "Ясли-сад №8 г.Витебска" будет принимать участие в инновационной деятельности "Апробация программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования".



11 марта 2017 года в рамках реализации Республиканского экспериментального проекта "Апробация программно-методического обеспечения образовательного дневных групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования" состоялся семинар для педагогов-экспериментаторов. Семинар организован научным руководителем экспериментального проекта - доцентом кафедры педагогики ФСПТ Воронецкой Л.Н. - с целью образования процесса реализации экспериментального проекта. Доцент Воронецкая Л.Н. познакомила с моделью, структурой и содержанием инновационного проекта. В работе семинара приняла участие заведующий ГУО "Ясли-сад №8 г.Витебска" Марченко Илона Францевна.



28 апреля 2017 года проведен семинар "Организация экспериментальной деятельности в учреждениях образования". Педагоги были ознакомлены с нормативным правовым сопровождением экспериментальной деятельности в учреждениях образования, содержанием, структурой, стратегией реализации экспериментального проекта.


ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД РЕСПУБЛИКАНСКИМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ

Витебск, Республика Беларусь

Аннотация: В учреждении дошкольного образования группа кратковременного пребывания создается на основе необходимых материально – технических условий и кадрового обеспечения. Статья посвящена вопросу формирования эффективной педагогической команды для успешной работы над инновационным проектом в рамках функционирования группы кратковременного пребывания. Проблема формирования педагогических команд – это сравнительно новая психолого – педагогическая научная проблема, носящая комплексный характер и нуждающаяся в теоретическом анализе сущности, принципов управления и функционирования, ролей участников команды и наконец, в обосновании самой необходимости их создания для успешной реализации проекта.

Annotation:In the establishment of pre-school education, a short-term stay group is created on the basis of the necessary material and technical conditions and staffing. The article is devoted to the question of forming an effective pedagogical team for successful work on an innovative project within the framework of a short-term stay group. The problem of the formation of pedagogical teams is a relatively new psychological and pedagogical scientific problem, which is complex and requires a theoretical analysis of the essence, principles of management and functioning, the roles of the team members and finally, the justification of the very necessity for their creation for the successful implementation of the project.

Ключевые слова: педагог; педагогическая команда; проект; учреждение дошкольного образования; группа кратковременного пребывания; инновация; образовательный процесс.

Key words: teacher; pedagogical team; project; establishment of preschool education; group of short stay; innovation; educational process.

«Многие птицы улетают на юг, в теплые страны.

Во время перелета они собираются в стаи

и вытягиваются клином – так легче преодолеть

сопротивление воздуха, а также заметить хищника.

В гусиной стае, хлопая крыльями,

каждый гусь создает дополнительную подъемную силу для следующей за ним птицы.

В психолого – педагогической литературе достаточно глубоко раскрыты вопросы организации работы педагогических коллективов, влияющие на эффективность образовательного процесса (Н.П. Аникеева, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Т.И. Руднева, А.А. Реан, М.М. Фридман и др.). Изучением психологических предпосылок формирования педагогических команд занимались авторы: А.А. Бодалев, Н.П. Дерзкова, И.И. Жуковский, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, В.А. Сластенин, О.А. Фокина. Проблемой формирования педагогических команд занимались И.В. Жуковский и Д.В. Григорьев.

Можно выделить следующие этапы формирования команды: первый и второй этап – диагностический и адаптация. Характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. Третий этап: формы управления в команде. Четвертый и пятый этапы: нормирование деятельности и функционирование. На четвертом этапе разрабатываются принципы группового взаимодействия, и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности. С точки зрения деловой активности пятый этап можно рассматривать как стадию принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи [2].

Наша команда состоит из 5 человек, у каждого педагога свои обязанности. Каждый член команды чувствует себя незаменимым, это очень важно: хочется работать, развиваться и ощущать себя полезным. Среди участников команды были распределены следующие роли:

Лидер команды постоянно отслеживает, как работают педагоги, как выполняются задачи, развивается ли команда, что способствует движению, а что тормозит.

На четвертом этапе становления команды были разработаны принципы эффективной работы нашей команды:

- сотрудничество вместо конкуренции;

- работа на общий результат вместо индивидуализма;

- управление и самоуправление;

- материальное и моральное стимулирование,

На пятом этапе формирования команды определены перспективы карьерного и профессионального роста ее членов. У нас получилось построить эффективную, креативную, трудолюбивую команду. В команде установились доверительные отношения, стабильный состав и главное – стремление достичь достойного результата.

В нашем учреждении дошкольного образования командный метод себя оправдал: педагоги помогают друг другу реализовываться; выполняют сложные задачи вместе и уверенно идут к поставленной цели.

Команда работает семь месяцев, но уже можно сказать, что её работа эффективна. Командообразование помогает избежать ошибочных решений, экономно распределить время и получить желаемый результат.

Как показала практика, грамотно организованная команда, ведёт к качественной работе, а так же повышает имидж учреждения дошкольного образования.

Список использованных источников

  1. Канджеми, Дж. П. Психология современного лидерства. Американские исследования / Дж. П. Канджеми, К. Дж. Ковальски. – М: Когито-Центр, 2007. –
    302 с.
  2. Гатальская, Г. В. Теория и практика командообразования : учеб.-метод. пособие / Г. В. Гатальская, Е. Ю. Казанович. – Минск: БГПУ, 2014. – 62 с.







Видеопрезентация "Итоги реализации инновационной деятельности 2019 г."

Итоги реализации инновационной деятельности 2019

В реализации проекта участвовало 18 воспитанников групп кратковременного пребывания и 8 педагогов.

Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования осуществлялось в несколько этапов.

Подготовительно-ориентировочный этап (март-май 2017г). На данном этапе была разработана программа инновационной деятельности, определены критерии и показатели эффективности инновационной деятельности, составлен план реализации инновационной деятельности.

Организационно-ориентировочный этап (июнь-август 2017г).

Определены темы и цели инновационной деятельности каждого участника проекта, составлены индивидуальные планы инновационной деятельности; подобран и систематизирован диагностический инструментарий по проблеме программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования; разработан практический материал (планирование), методический инструментарий по организации процесса программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования.

Реализационный этап (сентябрь2017г-май 2019г).

Образовательный процесс осуществлялся на основе разработанной модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования; апробированы и выявлены более эффективные практические разработки работы с детьми в различных видах детской деятельности с учетом личностно-ориентированного и деятельностного подходов; составлен календарный план, соответственно которому осуществляется методическое сопровождение деятельности педагогов по реализации мероприятий инновационной проекта; разработана и реализована система повышения инновационной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования с использованием информационных технологий; разработана и реализована система повышения инновационной компетентности родителей.

Образовательный процесс с детьми, не посещающими учреждение дошкольного образования, в группах кратковременного пребывания позволил организовать педагогическую поддержку в условиях учреждения и семьи воспитанникам от 1 до 7 лет и обеспечил успешную адаптацию ребенка к условиям учреждения.

Посещение данных групп способствовало разностороннему развитию детей и их ранней социализации, обеспечило постепенность и индивидуализацию вхождения ребенка в мир других взрослых и сверстников.

Педагогами-инноваторами накоплен материал по организации и проведению игр-занятий с воспитанниками, имеются конспекты занятий.

  • Хузиахметова Клавдия Иосифовна, воспитатель дошкольного образования;
  • Бетеня Людмила Иосифовна, воспитатель дошкольного образования;
  • Манцевич Наталья Вячеславовна, педагог – психолог;
  • Игнатюк Татьяна Валерьевна, музыкальный руководитель.

Комплексный подход построения игр-занятий способствовал тому, что при каждом посещении группы происходило познавательное, физическое, музыкально-эстетическое развитие детей, развивался и обогащался сенсорный опыт, велась работа по развитию у детей мелкой и крупной моторики.

Занятия с детьми носили открытый характер. Организация педагогом игр-забав с дидактическими игрушками, чтение потешек, разучивание несложных попевок, песенок – способствовало расширению представлений малышей о природе, воспитанию чувства прекрасного.

  • Панасюк Елена Васильевна, воспитатель дошкольного образования;

• Кутасевич Галина Александровна, воспитатель дошкольного образования.

Основная цель обучения детей в такой группе – формирование умения впитывать новую информацию, получать удовольствие от самого процесса обучения. Наши педагоги старались развить у детей такие навыки, как самостоятельность и ответственность, творческое мышление и остроту ума. Дети приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами.

Занятия по подготовке детей к школе строились согласно продуманному плану, ребенок получал энциклопедические представления, каждый раз совершая увлекательное путешествие в новую для себя тему. Все занятия проводились в игровой форме, что позволяло заинтересовать детей.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. И у наших детей, посещающих группу кратковременного пребывания, она повысилась.

Организация такой формы работы с детьми, не посещающими дошкольное учреждение, востребована и имеет право на существование. Ни семья, ни детский сад не могут заменить один другого. Только вместе можно достичь желаемого для наших детей, помочь им раскрыть и реализовать свои возможности, создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития каждого ребенка.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР

Инноваторы приняли активное участие в обсуждении технологии организации и проведения мастер-класса. Представители учреждений дошкольного образования Республики Беларусь презентовали достижения инновационного проекта через проведение мастер-класса. В ходе обмена передовым опытом участники семинара расширили кругозор и приобщились к новейшим областям научно-методических знаний.

Викторина

Что? Где? Когда?

В викторине принимали участие две команды

Команды в ходе викторины показали свои умения в выполнении заданий.

Каждая команда за правильный ответ получила фишки. В конце викторины подведены итоги.

В викторине победила дружба!

С целью совершенствования профессиональной компетентности участников семинара-практикума по вопросам инновационной деятельности в рамках работы семинара-практикума организована выставка и проведены мастер-классы педагогами инновационных проектов:

Материнская школа

Поступление в детский сад вызывает у ребенка стресс.

Комплексный подход построения игр-занятий способствует тому, что при каждом посещении группы происходит познавательное, физическое, музыкально-эстетическое развитие детей, развивается и обогащается сенсорный опыт, идёт работа по развитию у детей мелкой и крупной моторики.

В результате работы группы кратковременного пребывания детей у педагогов устанавливаются партнёрские отношения с семьями воспитанников, создаётся атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.

У родителей – расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, возникает уверенность в собственных педагогических возможностях.

У детей – развивается чувство защищенности, доверия к педагогам, что помогает им легко адаптироваться в условиях детского коллектива.

Организация такой формы работы с детьми, не посещающими дошкольное учреждение, востребована и имеет право на существование. Ни семья, ни детский сад не могут заменить один другого. Только вместе можно достичь желаемого для наших детей, помочь им раскрыть и реализовать свои возможности, создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития каждого малыша.




В рамках V Белорусских рождественских чтений "Великая победа: наследие и наследники" 29 ноября 2019 года в Академии последипломного образования состоялось заседание секции "Дошкольное образования и воспитание в православной традиции".

Взрослые и дети всегда с нетерпением ждут православный праздник – Светлое Христово Воскресенье. Пасха — самый радостный и большой праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: