Орф педагогика в детском саду музыка что это

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование методик орф-подхода в детском саду.

Данная работа посвящена основным технологиям Орф-педагогики, ее применению в ДОУ. Изучение этой темы является особенно интересным в связи с тем, что Орф-педагогика – одна из самых востребованных методик музыкального развития детей.

Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) разработал поистине уникальную авторскую систему, которая направлена на комплексное музыкальное развитие детей. Данная система относится к числу самых востребованных в современной педагогической практике, в особенности в аспекте развития чувства ритма.

Орф-педагогика является сферой музыкальной педагогики, где совместно с музыкальным развитием решаются важные коммуникативные, социальные задачи. Можно выделить следующие базовые принципы Орф-педагогики:

- Креативность, данный принцип подразумевает процессы сотворчества, созидания, доверительного отношения между взрослым и ребенком в процессе обучения.

Занятие в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие:

- движение и танец (традиционный и художественный);

- пение в синтезе с ритмическими упражнениями, движениями, игрой на музыкальном инструменте;

- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Орф-занятие предполагает обязательное использование следующих инструментов:

- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);

В качестве музыкальных инструментов можно также использовать шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы, издающие те или иные звуки. Многое зависит как от фантазии и креативности воспитателя, так и от самих детей.

Итак, в первую очередь обратимся к такой технологии, как ритмизованная речь. Ритмизированная речь занимает важное место в музыкальных занятиях, стимулирует мотивацию, интерес детей. На занятиях с применением элементов Орф–педагогики ритмованные созвучия и речевой ритм способствуют развитию фантазии, у детей рождается интерес к речи, к звукообразованию, к богатым оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. На занятиях используются детские стишки и считалочки, которые детям легко запоминать. Важно обращать внимание на то, чтобы дети ясно и четко произносили слова, чтобы интонация была естественная.

Развитие чувства ритма речевые игры и упражнения по Орф-технологии служат прекрасным средством развития интонационного слуха, открывают перед ребенком разнообразие динамических оттенков и темпов.

Также интересно и другое упражнение Орфа, которое называется – эхо. Оно основано на том, что ребенок повторяет ритм, заданный педагогом.

Далее переходим к играм с инструментами .

Данному виду деятельности Орф также придавал большую значимость, полагая, что игра на инструменте позволяет ребенку открыть для себя тонкости темпа, ритма, динамики. Кроме того, Орф-педагогика подразумевает, что дети играют в ансамбле, таким образом, они учатся взаимодействию друг с другом, учатся слышать друг друга, импровизировать.

Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности, а также в целом повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах помогает преодолеть многие детские психологические проблемы, такие как излишняя застенчивость, скованность. Наконец, расширение музыкального воспитания ребёнка также невозможно себе представить без обучения игре на детских музыкальных инструментах. Важно отметить, что в процессе игры на том или ином музыкальном инструменте мы получаем возможность творческого самовыражения, ведь в игре ярко проявляются индивидуальные черты исполнителя. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию и совершенствованию творческих и музыкальных способностей детей.

Орф отмечал, что творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей искусству различения тембрового звучания инструментов.

Тем не менее, перед началом обучения игре на музыкальном инструменте Орф предлагал обязательно поработать над таким упражнением, как звучащие жесты. Звучащие жесты являются первыми и самыми органичными инструментами человека. Звучащие жесты – это как бы игра с собственным телом (хлопки, постукивания, шлепки, щелчки и т.п.). Затем звучащие жесты становятся аккомпанементом для пения и танцев, то есть, мы снова так или иначе возвращаемся к главному принципу Орф-педагогики – синтезу.

В современной практике ДОУ обучение детей игре на музыкальных инструментах в начале часто проводится в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии). Используя музыкальные инструменты, дети дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки. На данном этапе обучения можно использовать не только попевки, но и русские народные песни, поскольку русские народные песни – это бесценный народный фольклор, роль которого в нравственном воспитании весьма велика. Наиболее музыкально одарённых и физически развитых детей можно начать знакомить с аккордеоном и баяном (данные инструменты можно включить в различные музыкально-дидактические игры).

Наконец, рассмотрим такую технологию, как элементарный музыкальный театр. Данная технология является интегративной игровой формой деятельности, которая базируется на одновременном воздействии музыки, движения, танца, речи, художественного образа в игре.

В практике современного ДОУ используютсяигротренинги, которые помогают не только решать развивающие задачи, но и сделать досуг детей полезным, увлекательным, наполненным музыкой и творчеством.

В заключении можно сказать что, популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания. Данная система имеет все необходимые качества, позволяющие успешно ее применять в условиях ДОУ: гибкость, универсальность, синтетичность. Кроме того, огромным достоинством Орф-педагогики можно считать факт возможности ее успешного сочетания с иными музыкально-педагогическими концепциями как отечественных, так и зарубежных педагогов.

Цель Орфовской педагогики: поддержка и развитие потребности детей самовыражения через звук, проживания музыки через движение.

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и раскрыть внутренний потенциал.

Педагогические принципы Орфовской педагогики полностью соответствуют ФГОС развивающего обучения:

  • отношение к ребенку как к самоценной личности,
  • принятие любых его творческих проявлений,
  • создание атмосферы игр, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком.

«Качества детской Орф-педагогики:

Виды деятельности на занятиях по элементарному музицированию

  • движение и элементарный коммуникативный танец: проживание музыки (изображение настроения) через элементарные движения;
  • звучащие жесты - body percussion: игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и.т.д. Лучшее средство метроритмического воспитания;
  • пение без сопровождения с движением или в сопровождении орфовских инструментов, основано на детском фольклоре: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички;
  • речевые упражнения, используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке;
  • пальчиковые игры и игры с клавесами (ритмические палочки)
  • игры с музыкальными инструментами (Орфовский инструментарий), озвучивание стишков, песенок;
  • театр: изобразительная игра, объединяет все виды деятельности.

Все это невероятно интересно и необыкновенно полезно детям уже с ясельного возраста. Через Элементарное музицирование ребёнок гармонизирует свой внутренний ритм с ритмом окружающего мира, что способствует сохранению психофизиологического здоровья.

Я нахожусь сейчас вначале своего долгого пути по дороге к Орф-педагогике. Мне пришлось изменить свои педагогические взгляды на музицирование и сменить большую часть репертуара, наработанного за годы практики. Но меня радует, что мои прежние педагогические взгляды и убеждения не противоречат Орф-педагогике. Моя убежденность, что с дошкольниками нужно стараться, как можно больше, петь без сопровождения, оказалась оправданной. Теперь очевидна необоснованность моих коллег, упрекающих меня в неиспользовании фонограмм и микрофонов.

Я продолжаю изучать учебно-методическую литературу для ВУЗов, вышедшую после 2013 г., посвященную музицированию, собираю новый репертуар, посещаю мастер-классы и семинары, но, думаю, что лучше поздно, чем никогда.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, дирижер ЖАК ЭМИЛЬ ДАЛЬКРОЗ (1865 – 1956).На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях

Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор. Учился в Мюнхенской академии музыки, позднее (в 1920 году) у Генриха Камински. В 1924 году вместе с Доротеей Гюнтер (Gunther) основал школу гимнастики, музыки и танца (Гюнтершуле [Guntherschule]). Опыт работы в этой школе лег в основу музыкально-педагогической системы Орфа

Суть занятий по системе Орфа составляет соединение музыки, слова и движения. Особая атмосфера занятия, где царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт на основе широкого применения коммуникативно-двигательных игр. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут

фантазировать, проявлять индивидуальность. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей, атмосферы и импровизационности.

Карл Орф видил решение проблемы в том чтобы учить детей играть не на сложных, требующих долгих лет подготовки инструментах, а простых. Такими Орф считал ксилофон. треугольники, колокольчики, маракасы и т. д.

Музыкальное воспитание, по мнению Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах.

Задача музыкального воспитания – стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.

В этой работе следует опираться на связь музыки с жестом, словом, танцем, пантомимой

Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать.

. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. На музыкальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений — хлопков, щелчков, притопов, шлепков.

Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.

. Многие из предложенных инструментов используются для совместного музицирования детей и родителей на праздниках, развлечениях, досугах. Игра в сводном оркестре с родителями на празднике доставляет особое удовольствие воспитанникам, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу, способствует развитию навыков общения и соучастия.

Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.

1ч. Ребенок прохлопывает свое имя.

Таня - хлоп, хлоп!

2. ч. Все вместе ласковое имя шлепают по коленкам

Танечка - шлеп, шлеп, шлеп!

(и так имена всех детей, данное упражнение имеет объединяющую коммуникативную функцию, закрепляет знания определенного ритмического рисунка, несет положительный эмоциональный настрой)

(развитие чувство ритма с помощью звучащих жестов с применением разных ритмических рефренов, задаваемых педагогом, а в последствии на следующей ступени дети освоив жесты, ритмы уже будут придумывать сами)

Тюшки – тютушки сделали

Хлопушки (хлопки)

Тюшки - тютушки сделали

Шлепушки (по коленям)

Тюшки - тютушки сделали

Бамбушки (по груди)

Тюшки - тютушки сделали

Щелкушки (щелкают пальцами)

Шлепушки и хлопушки (хлопки)

Щелкушки - топотушки (по коленям)

Бурчушки и молчушки

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

1 «Ха-ха-ха (бубенцы)

2. хе-хе-хе, (ладонью по кастрюле)

3. Хи-хи-хи (арфа или бубенцы)

4. Да бух-бух! (палочкой по крышке)

5. Бу-бу-бу (двумя крышками друг о друга)

6. Да бе-бе-бе (треугольник)

7. Динь-динь-динь (колокольчик мал)

Зарядка (В. Данько)

Колокольчики будили (колокольчики)

Всех жуков, (тонблок) пауков (щеткой по тарелке)

И веселых мотыльков. (бубенцы)

Всех зайчат, (деревянная коробочка) всех ежат (бубен)

Всех ленивых медвежат. (барабан)

И воробушек проснулся (дудочка)

И галчонок встрепенулся. (бумага)

Встали все, кого будили!

Лапки вверх – потянись, (ксилофон вверх)

Лапки вниз – поклонись. (ксилофон вниз)

Потянулись, (тонблок) повернулись (бубен)

Кувыркнулись, (барабан) улыбнулись. (треугольник)

Спит сейчас одна сова.

Весенняя телеграмма (В. Суслов)

Дятел сел на толстый сук, Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг Тук да тук.

Телеграммы срочно шлет, Туки-туки-тук.

Что весна уже идет, Туки-туки-тук.

Что растаял снег вокруг, Туки-тук, туки-тук.

Что подснежники цветут, Туки-тук, туки-тук.

Дятел зиму зимовал, Тук да тук.

В жарких странах не бывал, Тук да тук.

И понятно, почему Скучно дятлу одному.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи, (хлопки)

Обезьяна на печи (шлепки по коленям)

Чи-чи-чи, чи-чи-чи, (хлопки)

Грызет с маком калачи (щелчки)

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, (хлопки)

Поиграть я с ней хочу (притопы)

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, (хлопки)

Я смеюсь и хохочу (дети смеются)

Тук-тук мы стучим

Мишку напугать хотим (ритмические удары на F)

А теперь по тише

Чтоб не боялись мыши (ритмические удары на PP)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

Дятел стучит (сорока)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

Дятел стучит (сорока)

Рыжая лисичка зайчишку стережет

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

Дятел стучит (сорока)

Вьюга свистит (металлофон)

Рыжая лисичка зайчишку стережет

Холод, холод. (бокалы)

стужа. стужа (ксилофон)

Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

Дятел стучит (сорока)

Вьюга свистит (металлофон)

Рыжая лисичка зайчишку стережет (паль по бараб)

Холод, холод. (бокалы)

стужа. стужа (ксилофон)

Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)

Ехали мы, ехали, наконец доехали (тонблок)

Летят, летят снежинки

Динь-динь, дон-дон, дан-дан

(трезвучие на металлофоне)

Динь-динь, дон-дон, дан-дан

(трезвучие на треугольнике)

Их ветерок покружит

С метелью их покружит (шуршунчики)

Поют, поют снежинки

Динь-динь, дон-дон, дан-дан

(трезвучие на металлофоне)

Их в даль с собой унес

(шлепки по коленям)

Дети сидят в кругу, водящий ходит за кругом, все поют.

Много разных звуков окружает нас.

Даже если тихо в комнате сейчас.

Тихо – тихо ночью (утром) всюду тишина.

Но её послушай – звуками полна.

1 вар. Водящий обходит детей и тот кого он погладит по голове издает звук (ветер, часы, котенок, машина, шаги, струя воды и т. д.) Звуки не должны повторятся.

2 вар. Можно предложить взять разные бумажки, пошуршать и пошелестеть ими. Очень важно, чтобы дети сами нашли подходящие звуки и услышали едва заметную разницу в них.

Участникам раздают разные музыкальные инструменты Исполняется по кругу.

Ты услышишь в Рио самбы звук далекий

(дети двигаются по кругу друг за другом в и играют на музыкальных инструментах)

Ты услышишь в Рио, колокольчик входит в круг (входит в круг дети с названным инструментом)

Припев (исполняется на месте) :

Самбу, самбу люди танцуют

Самбу, самбу люди танцуют

Самбу, самбу люди танцуют

Самбу, самбу ле-ле!

(дети с музыкальными инструментами в кругу играют на них, остальные хлопают. Игра повторяется в разных комбинациях. Можно называть цвета одежды детей.)

Танец бумажных бабочек.

У каждого ребенка в каждой руке по 2 бабочки.

1 часть. Бабочки просыпаются движения на месте. Одна рука, вторая, вместе.

2 часть. Легкий бег врассыпную.

3часть. Движения в парах. В нескольких кругах.

4 часть. Легкий бег врассыпную. (бабочки разлетаются) импровизация. Движения раскованные.

Конце танца надо замереть в своей позе.

Можно разделить детей на две подгруппы.

1 подгруппа музыканты.

Прикреплённые файлы:

Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в работе с детьми раннего возраста Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии.

Использование музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка,.

Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ОВЗ Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

Каждый родитель мечтает , чтобы его ребенок был разносторонне развит, чтобы он как можно раньше научился читать, писать, считать, освоил компьютер и еще многое другое. Что касается музыки, то как правило это или желание отдать в музыкальную школу для серьезного образования или просто махнуть рукой на такой не очень нужный (на взгляд родителей) предмет как музыка. Есть ли золотая середина у этих двух разных позиций?

Я думаю, что есть. И это занятия по орф-технологии.

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.

Классическое орф-занятие - это движение и музицирование на орф-инструментах. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное, что урок строится "здесь и сейчас", в зависимости от индивидуальных потребностей детей, от эмоционального состояния.

Каковы задачи орф-уроков?
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Знакомиться с различными культурами через музыку и движение.

Из чего состоит урок?
- движение и танец (традиционный и художественный. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений. ПРОЖИВАНИЕ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ);
- звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.);
- пение, с использованием лучших образцов народной культуры;
- речевые упражнения (развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
- поэтическое музицирование (это помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки);
- игра на музыкальных инструментах (дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля);
- театр (для того, чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре).

Какие инструменты используются на орф-уроке?
- барабаны и ударные инструменты
- ксилофоны;
- звучащие жесты (body percussion) - это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;
- в качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и т.п. – практически любые предметы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль.

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?".


интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"

Формировать умение детей решать нравственные ситуации.

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо".

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита.

Читайте также: