Национальные традиции семьи как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Обновлено: 05.07.2024
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально - политической, семейно - бытовой, социально - культурной и т.д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально - культурные, семейно - бытовые и т.п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Традиция – понятие емкое. Как действенное средство воспитания она исполнена глубокого смысла сохраненных элементов безоговорочного опыта, признанного и доступного всем.
Основа традиций – ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие семьи, воплощаются по-разному. Кто-то делает акцент на угощении, а для других – общение с гостями.
Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.
В проявлении некоторых семейно - бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Наши дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, ибо мы, взрослые, являемся самым первым и самым главным примером для подражания детей.
Заслуживают внимания и исследования вопросов воспитательного воздействия городских и сельских традиций, обычаев, праздников русского, украинского, белорусского, молдаванского, таджикского, киргизского, литовского, якутского: С.ВЛурье, А.Ф.Некрылова, В.К.Соколова, Л.А.Тульцева и другие, мордовского, марийского, удмуртского: Н.Ф.Мокшин, Л.Н.Сазонов, В.П.Иванов, Д.Ж.Валеев. В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим
Управление образования и науки
администрации муниципального района
традиций как средства
нравственного воспитания младших школьников
учитель начальных классов
Разработке вопросов, связанных с использованием воспитательных возможностей народной культуры (фольклора, религии, игры, промыслов и т.д.) уделяли внимание в своих исследованиях Я.Г.Абдуллин, Э.Х.Галеев, Я.И.Ханбиков, А.Б.Хузина и другие.
Заслуживают внимания и исследования вопросов воспитательного воздействия городских и сельских традиций, обычаев, праздников русского, украинского, белорусского, молдаванского, таджикского, киргизского, литовского, якутского: С.ВЛурье, А.Ф.Некрылова, В.К.Соколова, Л.А.Тульцева и другие, мордовского, марийского, удмуртского: Н.Ф.Мокшин, Л.Н.Сазонов, В.П.Иванов, Д.Ж.Валеев. В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.
В конце XX века появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях и обычаях своего народа. Ценный материал для всестороннего изучения вышеназванной проблемы дают рассказы, очерки, беседы педагогов, писателей, журналистов, учёных, таких как А.Алексеев, Л.Г.Алёшина, О.С.Богданова, И.А.Каиров, А.Стреляный и др., посвященные вопросам самосовершенствования, развития морально-волевых качеств личности, нравственных принципов, убеждений.
Поставлены следующие задачи:
1. Создать содержательные и организационные условия для формирования навыков самостоятельной работы через исследовательскую деятельность.
2. Обеспечить индивидуальное развитие школьников через коллективно-творческое дело.
3. Содействовать развитию творческих способностей через театрализацию и вокальную деятельность.
Поскольку социальный заказ заключается в повышенных требованиях к современному человеку: активная жизненная позиция, высокая коммуникабельность, умение добывать информацию, творческий подход к решению проблем - все это, по - нашему мнению, полностью удовлетворяют социальный заказ.
С целью совершенствования работы по нравственного воспитанию с использованием народных традиций мной используются различные формы организации воспитательного процесса:
Час литературного чтения;
Уроки устного народного творчества;
Праздники на определённую тематику;
Экскурсии в музей с целью знакомства с бытом русского народа, народным костюмом;
Экскурсии в ДДТ с целью привлечения в кружки народного творчества;
Изготовление и выпуск иллюстрированных книжек-малышек для первоклассников по народному творчеству.
Спортивные и ролевые игры.
В основу организации воспитательного процесса положена система внеурочных занятий по интересующей тематике . Поскольку в ДОУ № 2, откуда поступила основная часть обучающихся, был заложен фундамент знаний народной культуры, наши занятия стали естественным её продолжением.
На начальном этапе проводились занятия – знакомства со словами.
На этом этапе учащимися с помощью педагога и родителей велась исследовательская работа по нахождению объяснения значения слов, их изображение, составление минуток чистописания со словами на определённую тему или букву.
Второй этап был посвящён изучение русских народных пословиц и загадок.
Здесь была проведена исследовательская работа по изучению смысла пословиц, занятия по применению пословиц к определённой жизненной ситуации.
Третий этап отведён изучению народных песенок.
Четвёртый этап– этап изучения деталей народного костюма.
На этом этапе проведены экскурсии в школьный этнографический уголок, городской краеведческий музей. Также были проведены занятия по конструированию и моделированию одежды.
На пятом этапе знакомились с народными танцами.
На шестом этапе проведены занятия по изучению народных сказок.
На этом этапе деятельности широко применялся такой метод, как театрализация. Театральные постановки организовывались как коллективно-творческое дело. Была дана возможность каждому ребёнку попробовать себя в роли актёра. Некоторым учащимся удалось проявить свои способности в режиссуре.
На седьмом этапе, самом сложном и насыщенном, проводились русские народные праздники, которые сочетали в себе все ранее изученные произведения народного творчества.
Занятие на этом этапе были построены в форме коллективно-творческого дела.
В силу своих возрастных особенностей и уровня нравственно – волевого развития организация таких мероприятий имеет в начальной школе свои особенности. Алгоритм совместной деятельности воспитателя и его воспитанников по подготовке и проведению занятия можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:
1) составление педагогом совместно с родителями тематики занятий
2) уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению;
3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения, формирование сообщества организаторов;
4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке
5) составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана занятия;
6) проведение занятия;
7) анализ и оценка результативности и деятельности по подготовке и проведению.
Поскольку организационные навыки учащегося начальных классов очень низкие, то необходим постоянный контроль, помощь и взаимодействие воспитателя. Дети делали первые шаги в групповой работе, которая была организована в зависимости от уровня развития детей, от вида деятельности и выполняемого задания. Детей мы делили на следующие группы:
Группы, формируемые по усмотрению учителя.
Группы постоянного состава (по интересам)
Группы сменного состава (в соответствии с занятием и уровнем развития детей).
Групповая деятельность – главный педагогический инструмент в руках классного руководителя. Только в ходе совместной деятельности дети учатся сотрудничеству, учатся согласовывать своё мнение с мнением окружающих, овладевают навыками самоорганизации. Хорошо подготовленное групповое дело предполагает тщательное планирование, чёткое распределение полномочий каждого участника в его подготовке и проведении.
Для отслеживания результатов работы необходимо было постоянное наблюдение за детьми в различных видах деятельности и
проведение специальных итоговых работ разной степени сложности, для организации которых были проведены мероприятия дидактической и творческой направленности.
Степень сложности задания определялась нами в соответствии с освоенностью предложенных видов совместной деятельности большим количеством детей. Каждое задание оценивалась соответствующим количеством баллов. Так, наиболее простые по содержанию и реализации замысла задания оценивались в 69 баллов, задания средней сложности – 86 баллов, задания степени сложности выше средней – 95 баллов, наиболее сложные – 100 баллов. Баллы определялись в соответствии с диагностикой сформированности нравственных качеств личности (доброты, взаимопомощи, активности, самостоятельности). При наблюдении за обучающимися мы фиксировали количество заданий разной степени сложности, которые выполнял каждый ребенок группы в течение нескольких внеклассных мероприятий. По истечении этого срока при обработке результатов нами суммировались все баллы за простые задания, задания средней сложности, сложности выше средней и наиболее сложные. Путем деления общего количества баллов за все задания на количество заданий разной степени сложности мы определили средний балл, который определил уровень сформированности целеустремленности, творческого потенциала и самостоятельности ребенка на данном этапе.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В этом возрасте важны эмоциональные положительные впечатления, традиционные формы детской деятельности (игра, рассказывание сказок, рисование и многое другое) и, конечно же, общение с родителями.
Современные родители уделяют недостаточно времени нравственному воспитанию детей в семье. Заняты они работой, решением личных проблем и порою отрешены от процесса воспитания своих детей.
Оказание помощи семьям воспитанников в сохранении ценностей и традиций культуры – вот главная цель, которую должны осуществлять современные педагоги в дошкольных учреждениях.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система нравственного воспитания в дошкольном учреждении строится через приобщение к культурно-историческим истокам своего народа, а в первую очередь к традициям своей семьи, понимание национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, соседям и другим людям.
Воспитание осуществляется через приобщение детей к национальному культурному наследию, уважение к родителям, к своему дому, бережного отношения к природе родного края, а именно, народным художественным промыслам, фольклору, традициям.
Приобщение ребенка к культуре развивает ум, обогащает речь. Через поэтическое творчество русского народа, фольклор- можно начинать воспитание ребёнка с раннего возраста, даже если дети не умеют еще говорить.
Воспитатели и родители расширяют круг приобщения детей к устному творчеству (знакомят с половицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом). Педагоги вводят детей в мир народной культуры.
Большое влияние на нравственное воспитание детей и обогащение знаний взрослых имеют информационно-коммуникативные средства : беседы,конференции, круглые столы, папки-передвижки.
Воспитание подрастающего поколения без нравственной цели, которая объединяет людей невозможно, а воспитание нравственной личности возможно только при совместной работе дошкольного учреждения и семьи.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.
Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.
Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – очень значимая проблема на сегодняшний день. В связи с изменениями в нашей стране материальные ценности стали.
Игра как средство нравственного воспитания Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском.
Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными.
Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры для познавательного и нравственного развития детей Аннотация. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретает.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре.
Задачи исследования: 1) изучить литературу по проблеме исследования семейных традиций и духовно-нравственного воспитания детей; 2) уточнить понятия семьи и семейных традиций, их роль в воспитании; 3) раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания и его место в развитии личности; 4) изучить психологические особенности духовно-нравственной сферы детей младшего школьного возраста; 5) разработать методику исследования роли семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей, определить педагогические условия в духовно-нравственном развитии детей младшего школьного возраста; 6) провести экспериментальное исследование на определение роли семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных. Эмпирическая база исследования. В эксперименте участвовали 17 семей: родители и их дети - учащиеся 2-го класса МОУ Цильнинской средней общеобразовательной школы. Количество респондентов составило: 17 детей и 17 взрослых - дети и их родители. Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников, приложениями.
1.1 Понятие семьи и семейных традиций, их роль в воспитании
- психическая, духовная и эмоциональная близость её членов;
- пространственная и временная ограниченность;
- закрытость, межличностная интимность;
- длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.
1.2 Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности
- нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
- нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
- нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.).
1.3 Психологическая характеристика духовно-нравственной сферы детей младшего школьного возраста
2.1 Эмпирическая база и описание методик исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение
Таблица 1 - Результаты анкетирования родителей по уровню развития семейных ценностей и традиций
Низкий уровень развития семейных традиций
Средний уровень развития семейных традиций
Высокий уровень развития семейных традиций Экспериментальный класс (17 чел.)
24% Контрольный класс (16 чел.)
Таблица 2 - Результаты теста-опросника в отношении родителей к своим детям
Негативный уровень отношений
Нейтральный уровень отношений
Оптимальный уровень отношений Экспериментальный класс (17 чел.)
18% Контрольный класс (16 чел.)
25%
По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что вполне может отражаться на духовно-нравственном развитии детей. Результаты исследования представлены также на рисунке 2.
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- безнравственность, аморальный стиль отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, причинение детям тяжёлых нравственных страданий).
- отсутствие семейных традиций.
Рисунок 3 - Уровень отношения детей к нравственным нормам
Таким образом, большинство детей (82%), принявших участие в исследовании, обладает высоким и средним уровнем понимания и эмоционального отношения детей к нравственным нормам. Оценка адекватности эмоциональных реакций на моральные нормы у этих детей была положительной на нравственный поступок (улыбка, одобрение, похвала и т.п.) и отрицательной - на безнравственный (осуждение, негодование и т.п.). Невысоким уровнем понимания и эмоционального отношения к нравственным нормам обладают 18% детей, оценка адекватности их эмоциональных реакций показала, что некоторые дети посчитали нормой некоторые безнравственные поступки, признались, что сами так поступали. Анализ результатов диагностики нравственной мотивации показал, что 4 ребёнка экспериментального класса (23,5%) и 3 ребёнка контрольного класса (18,7%) обладают высоким уровнем нравственной мотивации, в их ответах на вопросы преобладал положительный выбор, они имеют чёткое представление о нравственных качествах; 10 учащихся экспериментального класса (59%) и 11 учащихся контрольного класса (68,8%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, они имеют правильное, но недостаточно чёткое и полное представление о нравственных качествах человека; 3 ребёнка экспериментального класса (17,5%) и 2 ребёнка контрольного класса (12,5%) показали низкий уровень нравственной мотивации, имеют неправильное представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в ответах, либо путаются в них. Результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4 - Результаты диагностики нравственной мотивации детей Выборка Низкий уровень (1 балл) Средний уровень (2-3 балла) Высокий уровень (4 балла) Экспериментальный класс (17 чел.) 17,5% 59% 23,5% Контрольный класс (16 чел.) 12,5% 68,8% 18,7%
2.3 Условия формирования духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста
- Здравствуйте все.
- Будем беречь друг друга.
- Дружим с добрыми словами.
- Любим добрые поступки.
- Подари учителю дело и слово доброе.
- Умеем общаться.
- Каждый интересен.
- Подарок коллективу (коллективная деятельность).
- Душа - это наше творение.
- Отворите волшебные двери добра и доверия.
- Хорошие песни к добру ведут.
- Вглядись в себя - сравни с другими.
- Помоги понять себя.
- О настоящем и поддельном.
- Тепло родного дома.
- Поздравляем наших мам.
- Цветы, цветы - в них Родины душа.
- Чтобы быть коллективом.
- Коллектив начинается с меня.
- Подарок коллективу.
- Секретные советы мальчикам и девочкам.
- Скажи себе сам.
- Вот и стали добрей и умней.
2.4. Динамика уровня духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста
Таблица 5 - Результаты повторного анкетирования родителей по уровню развития семейных ценностей и традиций
Низкий уровень развития семейных традиций
Средний уровень развития семейных традиций
Высокий уровень развития семейных традиций Экспериментальный класс (17 чел.)
41,2% Контрольный класс (16 чел.)
Рисунок 5 - Уровень развития семейный традиции в исследуемых семьях после формирующего эксперимента
Как видно из представленных данных, в экспериментальном классе повысился уровень развития семейных традиций, большинство семей приняло и развивает семейную культуру, направленную на духовно-нравственное воспитание ребёнка. В контрольном классе данные остались неизменными. Повторные результаты теста-опросника А.Я. Варга, В.В. Столина показали следующую картину родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдается в 10 семьях экспериментального класса (58,9%) и в 5 семьях контрольного класса (31,3%); нейтральный уровень наблюдается в 5 семьях экспериментального класса (29,4%) и 9 семьях контрольного класса (56,2%), родительские отношения отрицательного характера присутствуют в 2 семьях экспериментального класса (11,7%), и в 2 контрольного класса (12,5%) (таблица 6).
Таблица 6 - Результаты теста-опросника в отношении родителей к своим детям
Негативный уровень отношений
Нейтральный уровень отношений
Оптимальный уровень отношений Экспериментальный класс (17 чел.)
58,9% Контрольный класс (16 чел.)
Рисунок 7 - Уровень отношения детей к нравственным нормам после формирующего эксперимента
Из представленных данных видно, что в экспериментальном классе уровень отношения детей к нравственным нормам значительно повысился и преобладает высокий уровень. Данные в контрольном классе изменились незначительно, также в лучшую сторону, но преобладает средний уровень отношения детей к нравственным нормам. Повторная диагностика нравственной мотивации детей показала, что 10 детей экспериментального класса (58,9%) и 6 детей контрольного класса (37,5%) обладают высоким уровнем нравственной мотивации, в их ответах на вопросы преобладал положительный выбор, они имеют чёткое представление о нравственных качествах; 7 учащихся экспериментального класса (41,1%) и 9 учащихся контрольного класса (56,2%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, они имеют правильное, но недостаточно чёткое и полное представление о нравственных качествах человека; 1 ребёнок контрольного класса (6,2%) показал низкий уровень нравственной мотивации, затруднялся или путался в ответах. Результаты представлены в таблице 8 и на рисунке 8.
Таблица 8 - Результаты повторной диагностики нравственной мотивации детей Выборка Низкий уровень (1 балл) Средний уровень (2-3 балла) Высокий уровень (4 балла) Экспериментальный класс (17 чел.) 0% 41,1% 58,9% Контрольный класс (16 чел.) 6,3% 56,2% 37,5%
Проведённое исследование посвящено изучению роли семейных традиций в духовно-нравственном воспитании младших школьников. В ходе теоретического исследования было установлено, что семья является уникальным условием и микросредой для саморазвития и самореализации личности. Воспитание детей на основе семейных традиций, накопленных поколениями, имеют важное значение в духовно-нравственном развитии детей. Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие индивидуума, включающее освоение высших смысложизненных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры человека. Духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив и находится в постоянной динамике. Младший школьник уже знает доступные его пониманию нормы поведения, такие как вежливость, ответственность, сопереживание. Огромную роль в их освоении играет окружение ребёнка: сверстники, педагоги и, прежде всего, семья. Результаты эмпирического исследования показали, что не в каждой семье придаётся значение семейным традициям, большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что находит отражение на духовно-нравственном развитии детей. Согласно данным констатирующего эксперимента, в большинстве исследованных семей не придаётся большое значение семейным традициям и их роли в духовно-нравственном воспитании детей. Уровень развития семейных традиций в большинстве семей определён как средний уровень, кроме того, в некоторых семьях отмечены неэффективные отношения с ребёнком, что сказывается на духовно-нравственном воспитании детей. Было отмечено, что низким уровнем развития духовно-нравственного воспитания обладают дети из семей, в которых слабо развита, либо вовсе отсутствует культура семейных ценностей и традиций. А высоким уровнем духовно-нравственного воспитания обладают дети из тех семей, которые активно поддерживают и развивают культуру семейных ценностей. На этапе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие развитию и повышению уровня духовно-нравственного воспитания детей, которые заключаются в проведении тематических внеклассных занятий, организации фольклорных и творческих мастерских, реализации познавательной коллективной деятельности, сотрудничестве школы и родителей в процессе воспитания детей. Результаты контрольной диагностики по итогам формирующего эксперимента показали, что уровень духовно-нравственного воспитания учащихся экспериментального класса значительно повысился как в сравнении с контрольным классом, так и в сравнении с первичной диагностикой экспериментального класса. Проведённый сравнительный анализ результатов экспериментального исследования показал, что выдвинутая в начале исследования гипотеза, о том, что процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста связан с семейными традициями и эффективно осуществляется при выполнении педагогических условий, заложенных в проведённом формирующем эксперименте, нашла своё подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Таким образом, для эффективного духовно-нравственного воспитания ребёнка необходимо создать такие условия в семье и школе, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.
Анкета для родителей по выявлению наличия традиций в семье
1. Какие традиции существуют в вашей семье? 2. Где и как Вы предпочитаете отдыхать? 3. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей? 4. Уделяете ли Вы внимание своим детям во время совместного отдыха? 5. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время? 6. Занимаетесь ли Вы и Ваш ребенок каким-либо видом спорта? 7. Какие телепередачи предпочитаете смотреть Вы и Ваш ребенок? 8. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком телепередачи после просмотра? 9. Планируете ли Вы в ближайшее время посетить совместно с ребенком какие-либо культурно-досуговые места? 10. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком посещенные культурно-досуговые места? 11. Какие традиционные праздники принято отмечать в Вашей семье? 12. Как Вы готовитесь к встрече праздников? 13. Какое участие в подготовке к праздникам принимает Ваш ребенок? 14. Готовите ли Вы друг другу подарки к праздникам? 15. Принято ли в Вашей семье собираться за большим столом? 16. Ходите ли Вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым? 17. Рассказываете ли Вы своим детям сказки на ночь? 18. Укладываете ли Вы своих детей спать? 19. Есть ли в Вашей семье разграничение обязанностей между членами семьи? 20. Посредством каких традиций и обычаев осуществляется связь поколений в Вашей семье?
Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО)
Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей). Опросник разработан А.Я. Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г. Опросник состоит из пяти шкал: 1. Принятие/отвержение - шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его. 2. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах. 3. Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллов по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребёнку самостоятельности. 4. Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребёнку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребёнка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства. 5. Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантелизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника ОРО
Ключ к опроснику
1. Принятие/отвержение: 3,4,8,10,12,14,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,
Читайте также:
- В школе запрещено делать подножки во время перемены потому что можно получить травму
- Кто такой гимнаст кратко
- Краткосрочный план урока по русскому языку по обновленной программе 10 класса
- План к 76 летию победы в доу
- Какие части океана и почему не замерзают зимой а какие покрыты льдом даже летом кратко