Информатизация правоохранительной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

8. информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности: Основы правовой информатики, Чубукова С.Г., 2007 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Настоящее пособие является вторым изданием, дополненным и перера- ботанным, содержит материал, позволяющий изучить основные понятия правовой информатики. Рассматривается широкий круг проблем, представ- ляющих интерес для освоения методов исследования .

8. информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности

8.1. Концепция информатизации судов общей юрисдикции

Текущий уровень информатизации судов до 1999 г. определялся, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказам Минюста России в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 г. Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники и большой процент (в среднем — 64\%) устаревших компьютеров затруднял, а иногда делал невозможным увязку процессов обмена информацией в электронном виде. Значительная часть районных судов, оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имела возможности использовать средства новых информационных технологий. Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах, не учитывало в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации1 .

10 декабря 1998 г. № 27-П. Этим Постановлением было признано не соответствующим Конституции РФ положение ч. 2 ст. 335

УПК РСФСР, предоставляющее право судам принимать окончательное решение по делу, не предоставляя осужденным возможности знакомиться с материалами судебного заседания, а также изложить суду свою позицию по рассматриваемым им вопросам. Очевидно, что технологии видеоконференц-связи имеют такие преимущества, как ускорение процесса судопроизводства и экономия средств за счет уменьшения затрат на перевозку подсудимых в здание суда и их конвоирования.

1 Информатизация судов общей юрисдикции Российской Федерации /

Под ред. В.С. Чернявского. М., 2000.

В указанный период становится особо актуальной проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти, адвокатурой и правоохранительными органами Российской Федерации.

Пути решения указанных проблем нашли свое отражение в разработанной в 1999 г. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, получившей одобрение у судейского сообщества, что отражено в постановлении Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.

Концепция предусматривает создание единой информационной

инфраструктуры судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации (ФЦИ), межрегиональных (МРЦ) и региональных центров (РЦ) внедрения информационных технологий. Указанные выше центры планируется создавать преимущественно на базе территориальных управлений Судебного департамента или отдельных судов субъектов Федерации (судов областного уровня), имеющих необходимые для этого ресурсы и опыт информатизации. В этих центрах создаются группы высококвалифицированных специалистов для внедрения новых компьютерных технологий в деятельность судов, а также сопровождения эксплуатации и развития этих технологий в зоне своей ответственности. Приоритетным направлением деятельности центров является тиражирование информационных технологий, апробированных в судах, и обучение персонала судов этим технологиям.

1 Утверждена постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г.

№ 805 (СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623).

пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

В соответствии с программой объем финансовых средств на информатизацию судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента на период с 2004 по 2006 год предусмотрен в размере 1500 млн руб. Включение вопросов информатизации в федеральную целевую программу позволяет говорить о придании этому направлению работ государственного статуса, что накладывает на судебные органы ответственность за эффективное использование финансовых, материальных, кадровых, научных и административных ресурсов в рассматриваемой сфере.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от

1. Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

2. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференц-связи.

3. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.

4. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.

5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.

6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.

7. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.

8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной

практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.

9. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного

обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.

12. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

13. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

14. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС

15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

16. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС

17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

автоматизируемых объектов планируются следующие этапы внедрения и эксплуатации:

на втором этапе по результатам опытной эксплуатации производится необходимая доработка и производится полномасштабное внедрение в других регионах с учетом опыта внедрения и эксплуатации в опытной зоне.

Информационно-справочная подсистема предназначена для

проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и системы Судебного департамента;

международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия;

признанной в качестве вещественных доказательств, в ходе судебного заседания, в том числе с участием присяжных заседателей, справочной информации в приемных и холлах судов субъектов Федерации и управлениях Судебного департамента, а также использования средств визуального отображения для проведения обучения и обеспечения повседневной деятельности судов и управления Судебного департамента;

Комиссия рекомендовала предусмотреть при передаче ГАС

Итогам работ по реализации мероприятий по информатизации судов и задачам дальнейшего развития данного направления

Все суды областного уровня, территориальные органы Судебного департамента, более половины районных судов имеют устойчивый доступ в Интернет.

Началось создание ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства.

Практически все суды областного уровня оснащены системами видеоконференц-связи для проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных

изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение изоляторов.

В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.

В Постановлении также отмечается, что в результате реализации Программы:

разработаны системный подход и единая политика решения задачи информатизации судов,

созданы условия для формирования и накопления информационных ресурсов судебной практики и банков судебных решений,

обеспечено представительство судов общей юрисдикции в Интернете.

2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583, должно стать создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента с целью оперативного представления информации о деятельности судов общей юрисдикции, обеспечения доступности и прозрачности российского правосудия. Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС

формирование, сопровождение и обеспечение авторизованного доступа к информационным ресурсам судов общей юрисдикции, банкам судебных решений;

формирование постоянно действующей системы эксплуатации и технического обслуживания, ремонта, восстановления программно-технических средств;

кадровое обеспечение функционирования и развития ГАС

Основы правовой информатики

Основы правовой информатики

Комментарии, рецензии и отзывы

8. информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности: Основы правовой информатики, Чубукова С.Г., 2007 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Настоящее пособие является вторым изданием, дополненным и перера- ботанным, содержит материал, позволяющий изучить основные понятия правовой информатики. Рассматривается широкий круг проблем, представ- ляющих интерес для освоения методов исследования .

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

· информатизация правоприменительной деятельности;

· информатизация правоохранительной деятельности;

· информатизация правового образования и воспитания;

· правовое обеспечение процессов информатизации.

Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества.

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах — прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации.

Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий.

Вопрос 7 АИС. Классификации АИС

Автоматизированная информационная система - это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.

АИС можно классифицировать по видам обрабатываемой информации: Текстовые процессоры и редакторы (текст); Графические процессоры и редакторы (графика); Системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, алгоритмические языки программирования (данные); Экспертные системы (знания), Мультимедийные системы (объекты реального мира, включающие любые виды информации) и др.

Вопрос 8 АИС используемые в юр. деятельности.

Информационные технологии в юридической деятельности получили свое дальнейшее развитие с внедрением автоматизированных информационных систем. На сегодняшний день АИС успешно применяются в сфере государственного управления, судопроизводстве, экспертной, правоохранительной и иной деятельности. Примеры информационных технологий данного плана различны.

Так, существуют АИС:

· для использования в правоохранительной деятельности;

· позволяющие проводить электронное доказывание (АГИПС, АДИС и т. д.);

· позволяющие проводить экспертизу;

· для судебной системы.

Вопрос 9 Автоматизированные рабочие места юриста(АРМ)

Автоматизированное рабочее место – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых ему документов и данных.

По типу решаемых задач выделяют информационные, операционные и интеллектуальные АРМ.

Также рассматриваемая типология предусматривает деление АРМ по степени зависимости, а именно: автономные, полуавтономные и распределенные.

В типовой состав АРМ входят:

Технические средства

· cредства сетевой связи

Программные средства

Вопрос 10 ИТ, применяемые в экспертной деятельности.

Возрастающий поток информации об объектах судебной экспертизы, необходимость ее оперативной обработки, решение все более сложных экспертных задач при постоянном росте количества экспертиз приводит к необходимости внедрения в экспертную практику компьютерных технологий.

Внедрение компьютеров в экспертных подразделениях дает следующие преимущества:

· сокращаются затраты рабочего времени на производство одной экспертизы;

· автоматизируются рутинные операции в работе;

· уменьшается вероятность экспертной ошибки и обеспечивается методическое единообразие в решении экспертных задач и их процессуальном оформлении.

· Работа в рассматриваемой области идет по пути создания АРМ экспертов различных специальностей. Можно выделить следующие направления:

· создание автоматизированных банков данных экспертной информации, т.е. различных типов АИС;

· создание автоматизированных программных комплексов решения экспертных задач.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Тема 5. Информатизация правоохранительной деятельности

Задачи и функции информатизации правоохранительных органов.
Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.

Структура и состав автоматизированных информационных систем следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности.

5.1.Задачи и функции информатизации правоохранительных органов.

Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще.

Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны.

Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации.

Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:

-формирование информационных правовых ресурсов;

-максимально возможное компьютерное оснащение;

-использование современных информационных технологий.

Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и др.

Общим для всех них является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.

Например, обобщение правоприменительной практики (расследовании уголовных дел) может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.


В статье дано определение понятию информационных технологий. Рассмотрена роль информационных технологий в правоохранительной деятельности. Рассмотрено, что основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты. Описаны информационные системы, используемые в деятельности правоохранительных органов.

Ключевые слова: информационные системы, правоохранительные органы, информационные технологии, дактилоскопическая экспертиза, учеты.

The article defines the concept of information technology. The role of information technology in law enforcement is considered. It is considered that the main role in the information support of law enforcement agencies is taken by the accounts. The information systems used in the activities of law enforcement agencies are described.

Keywords: information systems, law enforcement agencies, information technology, fingerprint examination, accounting.

В результате развития технологического прогресса и информационных систем и технологий, которые используются во всех сферах жизнедеятельности человека, правоохранительные органы начали широко использовать информационные системы для своих целей и задач, а также для защиты прав и свобод человека и гражданина.

Для начала дадим определение понятию информационная технология.

Результаты этой работы напрямую зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации.

Но, как вы знаете, во всех отделах органов внутренних дел есть лишь некоторые из перечисленных ниже информационных технологий, что значительно снижает эффективность реализации права и раскрытие преступлений.

Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о преступлениях, а также о лицах, которые их совершили.

Учеты предназначены для получения информации, которая помогает в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, розыске преступников. Они формируются в ГУВД, ИЦ МВД, УВД по территориальному принципу и образуют федеральные учеты МВД России. [2]

В органах внутренних дел внедрение новых информационных технологий продолжается посредством построения на основе современных компьютеров локальных, региональных и общегосударственных отраслевых информационно-вычислительных сетей, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию информационного обеспечения органов внутренних дел.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит информацию о состоянии преступности и общественного порядка на территории юрисдикции, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперативных служащих, участковых уполномоченных полиции, следователей, служащих экспертно-криминалистических отрядов, других подразделениях, на документах изначального учета, в учетных журналах и на иных носителях скапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного предназначения.

Предлагаю вашему вниманию системы, которые используют органы внутренних дел, такие как:

Правоохранительные органы также используют информационную систему Интернет для осуществления своей деятельности. Социальные сети приобрели огромную популярность в обществе, условия которого позволяют преступникам совершать различные виды преступлений, а также позволяют правоохранительным органам получать достоверную информацию о фигурантах дела.

Сотрудники правоохранительных органов при расследовании преступлений имеют право при получении разрешения (ордера) смотреть записи с камер видеонаблюдения, находящихся рядом с местом совершения преступления.

Однако развитие информационных технологий в правоохранительной системе России сталкивается с рядом проблем и не совершенностью системы, используемой для этих целей, от проблем которых существенно снижается оперативность деятельности правоохранительных органов. Например, дактилоскопическая регистрация все еще является частично независимым направлением в дактилоскопии, и ее взаимодействие непосредственно с судебной дактилоскопической экспертизой минимально. Кроме того, органы внутренних дел используют информационные технологии не только для розыска и учета преступников и преступлений, но и для предоставления услуг населению. В настоящее время граждане и организации могут воспользоваться некоторыми из государственных услуг, предоставляемых МВД России, в электронном виде. Самой востребованной услугой среди граждан является получение информации об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, предоставляемая на безвозмездной основе.

В условиях информационно-технического прогресса информационные технологии являются ключевым фактором оптимизации деятельности любого федерального органа исполнительной власти. Из-за обилия информации по-прежнему существует проблема с быстрым обменом информацией между подразделениями различных правоохранительных органов, потому что единое информационное пространство правоохранительных органов, которое сложилось, например, в европейской практике, еще не полностью создано в России. Некоторые источники утверждают, что реальная информационная база используется только на 20–25 %, что серьезно затрудняет розыскную работу, а сами сведения, содержащиеся в информационных центрах, играют лишь вспомогательную роль. [4]

Основные термины (генерируются автоматически): орган, Система, дело, информационная технология, информационное обеспечение, МВД России, основополагающая роль, первичная информация, получение информации, расследование преступлений.

Информационные технологии в правоохранительной системе России: состояние и перспективы развития

В современное время эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации профилактической, оперативной, следственной работы, проводимой органами внутренних дел. Результаты этой работы непосредственно зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации. Именно эти функции и призвана обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел.

Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учеты предназначены для получения информации, которая помогает в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, розыске преступников. Они формируются в горрайлинорганах, ГУВД, ИЦ МВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты МВД России 1 Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел. Ч. 4. Автоматизация решения практических задач в органах внутренних дел: учеб, пособие / под ред. В. А. Минаева. М.: ГУК МВД РФ, 1999. .

Существуют единые подходы для технологии получения дактилоскопической информации, заполнения дактилоскопических карт и основных правил дактилоскопирования, которые регламентированы Положением о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации.

Автоматизированные информационно-поисковые системы используются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Особенность АИПС в постоянном корректировании больших объемов и накоплении информации о лицах, предметах и фактах, непосредственно представляющих оперативный интерес.

Принципиальной особенностью АИПС является информационный поиск, включающий в себя, процесс отыскания во множестве различных документов, именно тех, которые посвящены указанному в информационном запросе предмету (теме) или содержат необходимые сотрудникам правоохранительных органов сведения и факты.

На сегодняшний день сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий в органах внутренних дел являются экспертные системы.

Экспертная система (ЭС) — это система искусственного интеллекта, включающая в себя базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия 3 Баранов А. К, Карпычев В. Ю., Минаев В. А. Компьютерные экспертные технологии в органах внутренних дел: учеб, пособие. М.: Академия МВД РФ, 1992. .

Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения компьютера, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.

Однако развитие информационных технологий в правоохранительной системе России сталкивается с целым рядом вопросов, от нерешенности которых, существенно снижается оперативность и качество в деятельности правоохранительных органов России.

Так, дактилоскопическая регистрация и по настоящее время является отчасти самостоятельным направлением в дактилоскопии и ее взаимодействие непосредственно с судебной дактилоскопической экспертизой минимально. По мнению Л. Г. Эджубова, существует практика, когда эксперты полагаются на автоматизированную информационно-поисковую систему дактилоскопической информации (АИПСДИ), не учитывающую идентификационную значимость отдельных признаков, что существенно снижает возможности судебно-дактилоскопической экспертизы 4 Самищенко С. С. Современная дактилоскопия. Проблемы и тенденции развития. М.: Академия управления МВД РФ, 2002. С. 456. .

Развитие информационных технологий получило широкое распространение на территории РФ, но и на сегодняшний день городские отделы, удаленные от областного центра, внутренних дел оборудованы разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами. Основная проблема в России при идентификации личности человека заключается в том, что специалистами-криминалистами ежегодно с мест происшествий изымается от пятисот до шестисот тысяч следов рук, по которым осуществляется, только за один год, более десяти миллионов проверок дактилоскопических материалов. В результате только в 10% случаев устанавливается личность человека.

Была предпринята попытка в лице В. Самищенко и В. Ивашкова в определении математически минимального количества совпадающих признаков в отпечатке пальца на дактилоскопической карте и следе, изъятом при осмотре места происшествия, достаточных для признания совпадения их идентичности. Ученые сделали вывод в результате проведенного исследования, что при идентификации личности человека по отображениям папиллярных узоров, содержащих семь или более признаков, практически невозможно случайное совпадение чужих отпечатков за счет самого объекта. Однако проанализировав непосредственно практику работы экспертов, были сделаны выводы, что идентификационные ошибки встречаются. Ученые так же отмечают, что по их подсчетам, дактилоскопические экспертизы с большими или меньшими методическими нарушениями встречаются в семидесяти восьми процентах случаев 5 Самищенко С., Ивашков В. Некоторые проблемы современной дактилоскопии // Законность. 2007. № 9. С. 48. .

Обобщая сказанное, можно сделать выводы о состоянии информационных технологий в правоохранительных органах на территории России.

1. Дактилоскопическая регистрация — это деятельность по получению, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. Дактилоскопическая информация — сведения об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности.

2. Для существенного увеличения оперативности и качества в деятельности правоохранительных органов России необходимо оборудовать все, даже самые удаленные от областных центров, отделы внутренних дел кустовыми АДИС, но исключительно с обеспечением возможности работы с единой областной АДИС, по проведению запросных поисков и обмену баз данных.

3. Двухуровневая организация автоматизированной дактилоскопической системы с единой общеобластной базой данных позволяет получить следующие преимущества перед разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами в ГОВД области: обеспечение наибольшей эффективности использования дактилоскопических учетов, в раскрытии преступлений, особенно межрегиональных.

4. Непрерывная организационная и техническая связь, на всей территории России, подразделений АДИС в ГОВД с центральной АДИС, а через нее и друг с другом, не только позволит обеспечить поддержание общих подходов и выработку в той части работы по обработке дактилоскопической информации, которая выполняется сотрудниками групп АДИС, но и от этого существенно зависит качество и четкость работы единых дактилоскопических учетов.

6. Одной из приоритетных задач Департамента, является создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, в основе которой состоит единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС). В данную систему заложены основы обеспечения базовым уровнем технического оснащения, а также ведомственные инфраструктуры и подразделения органов внутренних дел. В настоящее время пять тысяч шестьсот объектов органов внутренних дел на территории России подключены к единой интегрированной мультисервисной сети и в полном объеме обеспечены стандартным комплексом современных услуг связи (видеоконференцсвязи, IP-телефонии) и доступом к ведомственным информационным системам.

7. Основная часть наиболее дорогостоящих и сложных средств вычислительной техники сконцентрирована в одном месте, а именно — на центральной АДИС, что значительно упрощает задачу по обеспечению и их техническому обслуживанию, а так же нормальному, бесперебойному функционированию. В случае вышеизложенной организации работы, когда весь объем обработки дактилоскопической информации, а именно проведение запросных поисков и кодирование, для всех ГОВД, на территории России, будет производиться на центральной станции, появится возможность более полного и равномерного использования средств вычислительной техники, собранной в единый комплекс, вплоть до круглосуточной организации работы без выходных. Это позволит обеспечить не только наиболее полную отдачу вложенных в них денежных средств, но и обеспечит работу центральной станции в дежурном режиме, для оперативной обработки всех срочных запросов поступающих по всей областной базе данных.

Читайте также: