Информационные технологии в правоохранительной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современные технологии, как неотъемлемая часть научно-технического прогресса, играют все большую роль в жизни и деятельности общества. Причем именно информационные технологии находят наибольшее применение. Они занимают достойное место во всех важнейших сферах общественной жизни и государственного управления. Разумеется, государство в выполнении такой своей важнейшей функции, как обеспечение законности и правопорядка, стремиться использовать достижения научно-технического развития. И поэтому людям решившим работать в области юриспруденции, необходимо осознавать место и роль современных информационных технологий в правоохранительной деятельности органов государственной власти. Этой теме и посвящена данная работа.

Содержание

Введение . ……………………………………………. 3
1. Общие положения:
1.1. Понятие и значение информационно - справочного обеспечения правоохранительной деятельности……..……………………………………….4
1.2. Общее понятие, состав и структура автоматизированных информационных систем (АИС)…………………………….…………………..6
2. Информационные технологии, применяемые органами прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ
2.1. Информационные технологии, применяемые органами Прокуратуры РФ. 8
2.2. Информационные технологии, применяемые Министерством внутренних дел РФ………………………………..…………………………….10
3. Виды автоматизированных информационных систем правоохранительных органов
3.1. Оперативно справочные учеты…………………………….….…….18
3.2. Криминалистические учеты……..…….…………………………….19
Заключение . ………………………………………. …26
Список литературы . ……………………………. 27

Работа содержит 1 файл

ИНФОРМАТИКА.docx

1. Общие положения:

1.1. Понятие и значение информационно - справочного обеспечения правоохранительной деятельности……..…………………………………… ….4

2. Информационные технологии, применяемые органами прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ

2.1. Информационные технологии, применяемые органами Прокуратуры РФ. . . . 8

2.2. Информационные технологии, применяемые Министерством внутренних дел РФ………………………………..…………………………….10

3. Виды автоматизированных информационных систем правоохранительных органов

3.1. Оперативно справочные учеты…………………………….….…….18

3.2. Криминалистические учеты……..…….…………………………….19

Список литературы . ……………………………. 27

Современные технологии, как неотъемлемая часть научно-технического прогресса, играют все большую роль в жизни и деятельности общества. Причем именно информационные технологии находят наибольшее применение. Они занимают достойное место во всех важнейших сферах общественной жизни и государственного управления. Разумеется, государство в выполнении такой своей важнейшей функции, как обеспечение законности и правопорядка, стремиться использовать достижения научно-технического развития. И поэтому людям решившим работать в области юриспруденции, необходимо осознавать место и роль современных информационных технологий в правоохранительной деятельности органов государственной власти. Этой теме и посвящена данная работа.

    1. Общие положения
    2. Понятие и значение информационно-справочного обеспечения правоохранительной деятельности

    Многие субъекты общественных отношений уже не могут существовать и успешно функционировать без взаимного информационного обмена и использования в своих технологических процессах различных программно- технических устройств – средств создания, накопления, хранения, обработки и передачи информации. В последние годы использование научно-технических средств в деятельности правоохранительных органов значительно активизировалось. С одной стороны, наблюдается рост технической оснащенности, улучшение технических данных используемой техники, с другой стороны – увеличилась эффективность деятельности оперативных служб по борьбе с преступлениями наркотической направленности с использованием информационных технологий 1 .

    Внедрение новых информационных технологий в деятельность правоохранительных органов осуществляется через построение локальных, региональных и общегосударственных отраслевых вычислительных сетей. Одним из основных компонентов информационных вычислительных сетей общего пользования является федеральный банк криминалистической информации. Помимо Федерального банка криминальной информации, расширяется сеть региональных информационных центров, связанных с Главным информационным центром. Уже в настоящее время в этой сети ежегодно обрабатывается свыше 200 миллионов правовых документов. На практике такие банки данных реализованы в виде автоматизированных информационных систем (АИС), массивы которых увязаны в единое информационное поле. Необходимо отметить, что центральную роль в раскрытии и расследовании преступлений наркотической направленности играют централизованные и региональные оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты 2 .

    В правоохранительной деятельности по своему назначению можно выделить автоматизированные информационные системы (АИС) для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативные, для следственной практики, криминалистические, управленческие для экспертной деятельности.

    Используются так же:

      • Автоматизированные системы обработки данных (АСОД);
      • Автоматизированные информационно – поисковые системы (АИПС);
      • Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
      • Автоматизированные рабочие места (АРМ);
      • Автоматизированные системы управления (АСУ);
      • Экспертные системы.

      Таким образом, успешность любого вида правоохранительной деятельности во многом зависит от степени обеспечения ее соответствующей длительно накопленной и систематизированной информацией о преступлениях, совершенных в прошлом, о причастных к ним лицах, средствах и способах их совершения, о различных следах преступлений и объектах, связанных с криминальными событиями, а также от возможности и умения следователя пользоваться подобной информацией в своей деятельности, для выявления, розыска и отождествления интересующих их явлений и объектов.

        1. Общее понятие, состав и структура автоматизированных информационных систем (АИС).

        АИС - совокупность информации, экономико-математических методов (ЭММ) и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

        Как правило, в состав АИС входят:

        • информационные ресурсы, представленные в виде баз данных (баз знаний), хранящих данные об объектах, связь между которыми задается определенными правилами;
        • формальная логико-математическая система, реализованная в виде программных модулей, обеспечивающих ввод, обработку, поиск и вывод необходимой информации;
        • интерфейс, обеспечивающий общение пользователя с системой в удобной для него форме и позволяющий работать с информацией баз данных;
        • персонал, определяющий порядок функционирования системы, планирующий порядок постановки задач и достижения целей;
        • комплекс технических средств.

        Информационные ресурсы включают машинную и немашинную информацию. Машинная информация представлена в виде баз данных, баз знаний, банков данных. Базы (банки) данных могут быть централизованными или распределенными. Комплекс технических средств (КТС) включает совокупность средств вычислительной техники (ЭВМ разных уровней, рабочие места операторов, каналы связи, запасные элементы и приборы) и специальный комплекс (средства получения информации о состоянии объекта управления, локальные средства регулирования, исполнительные устройства, датчики и устройства контроля и наладки технических средств) 3 .

        АИС состоит, как правило, из функциональной и обеспечивающей частей, каждая из которых имеет свою структуру.

        Функциональная часть — совокупность подсистем, зависящих от особенностей АСУ. Эти подсистемы разделяются по определенному признаку (функциональному или структурному) и объединяют в себе соответствующие комплексы задач управления.

        Обеспечивающая часть — совокупность информационного, математического, программного, технического, правового, организационного, методического, эргономического, метрологического обеспечения.

        1. Информационные технологии, применяемые органами прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ

        2.1. Информационные технологии, применяемые органами Прокуратуры РФ

        В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).
        Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.
        Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:
        1 уровень - Генеральная прокуратура РФ;

        2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;

        3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

        В рамках создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих основных задач:

        • организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);
        • объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;
        • объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;
        • обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах 4 .

        В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют:

        • отдел писем для решения задачи "Жалоба";
        • управление кадров;
        • отдел статистики;
        • отдел по законодательству Российской Федерации для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.

        На региональном уровне действуют:

        Компьютерная база органов прокуратуры сосредоточена в основном на центральном и областном уровнях. В последнее время персональные ЭВМ стали устанавливаться также в районных и городских прокуратурах.

        2.2. Информационные технологии, применяемые Министерством внутренних дел РФ

        Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:


        В статье дано определение понятию информационных технологий. Рассмотрена роль информационных технологий в правоохранительной деятельности. Рассмотрено, что основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты. Описаны информационные системы, используемые в деятельности правоохранительных органов.

        Ключевые слова: информационные системы, правоохранительные органы, информационные технологии, дактилоскопическая экспертиза, учеты.

        The article defines the concept of information technology. The role of information technology in law enforcement is considered. It is considered that the main role in the information support of law enforcement agencies is taken by the accounts. The information systems used in the activities of law enforcement agencies are described.

        Keywords: information systems, law enforcement agencies, information technology, fingerprint examination, accounting.

        В результате развития технологического прогресса и информационных систем и технологий, которые используются во всех сферах жизнедеятельности человека, правоохранительные органы начали широко использовать информационные системы для своих целей и задач, а также для защиты прав и свобод человека и гражданина.

        Для начала дадим определение понятию информационная технология.

        Результаты этой работы напрямую зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации.

        Но, как вы знаете, во всех отделах органов внутренних дел есть лишь некоторые из перечисленных ниже информационных технологий, что значительно снижает эффективность реализации права и раскрытие преступлений.

        Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о преступлениях, а также о лицах, которые их совершили.

        Учеты предназначены для получения информации, которая помогает в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, розыске преступников. Они формируются в ГУВД, ИЦ МВД, УВД по территориальному принципу и образуют федеральные учеты МВД России. [2]

        В органах внутренних дел внедрение новых информационных технологий продолжается посредством построения на основе современных компьютеров локальных, региональных и общегосударственных отраслевых информационно-вычислительных сетей, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию информационного обеспечения органов внутренних дел.

        Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит информацию о состоянии преступности и общественного порядка на территории юрисдикции, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперативных служащих, участковых уполномоченных полиции, следователей, служащих экспертно-криминалистических отрядов, других подразделениях, на документах изначального учета, в учетных журналах и на иных носителях скапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного предназначения.

        Предлагаю вашему вниманию системы, которые используют органы внутренних дел, такие как:

        Правоохранительные органы также используют информационную систему Интернет для осуществления своей деятельности. Социальные сети приобрели огромную популярность в обществе, условия которого позволяют преступникам совершать различные виды преступлений, а также позволяют правоохранительным органам получать достоверную информацию о фигурантах дела.

        Сотрудники правоохранительных органов при расследовании преступлений имеют право при получении разрешения (ордера) смотреть записи с камер видеонаблюдения, находящихся рядом с местом совершения преступления.

        Однако развитие информационных технологий в правоохранительной системе России сталкивается с рядом проблем и не совершенностью системы, используемой для этих целей, от проблем которых существенно снижается оперативность деятельности правоохранительных органов. Например, дактилоскопическая регистрация все еще является частично независимым направлением в дактилоскопии, и ее взаимодействие непосредственно с судебной дактилоскопической экспертизой минимально. Кроме того, органы внутренних дел используют информационные технологии не только для розыска и учета преступников и преступлений, но и для предоставления услуг населению. В настоящее время граждане и организации могут воспользоваться некоторыми из государственных услуг, предоставляемых МВД России, в электронном виде. Самой востребованной услугой среди граждан является получение информации об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, предоставляемая на безвозмездной основе.

        В условиях информационно-технического прогресса информационные технологии являются ключевым фактором оптимизации деятельности любого федерального органа исполнительной власти. Из-за обилия информации по-прежнему существует проблема с быстрым обменом информацией между подразделениями различных правоохранительных органов, потому что единое информационное пространство правоохранительных органов, которое сложилось, например, в европейской практике, еще не полностью создано в России. Некоторые источники утверждают, что реальная информационная база используется только на 20–25 %, что серьезно затрудняет розыскную работу, а сами сведения, содержащиеся в информационных центрах, играют лишь вспомогательную роль. [4]

        Основные термины (генерируются автоматически): орган, Система, дело, информационная технология, информационное обеспечение, МВД России, основополагающая роль, первичная информация, получение информации, расследование преступлений.

        Понятие информационных технологий и их использование в профессиональной деятельности. Реализация информационного обеспечения работы правоохранительных органов. Разработка информационных технологий управления базами данных "Cronosplus" и "Cronospro".

        Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
        Вид реферат
        Язык русский
        Дата добавления 29.09.2015
        Размер файла 21,3 K

        Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

        Предмет: Информационные технологии в юридической деятельности

        Тема. Информационные технологии, применяемые в правоохранительной деятельности

        ВВЕДЕНИЕ

        На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, ведь информация - один из самых ценных ресурсов.

        В последнее время происходит разработка и реализация программ информатизации деятельности органов государственной власти, в том числе и правоохранительных органов. Это связано с осознанием того, что на сегодняшний день информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность, а развитие и активное внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) существенно меняет модели деятельности в различных сферах жизни. Информация и знания становятся важным ресурсом и необходимым условием социально-экономического развития.

        Необходимость получения объективной информации становится все более актуальной.

        Актуальность выбранной темы определяется тем, что информационное обеспечение правоохранительных органов в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач, затрагивающий интересы, практически, всего населения района.

        Цель работы - исследование информационных технологий в правоохранительной деятельности.

        1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Человеческое общество пришло к такому, когда информация и ее источники уверенно вошли в повседневную жизнь, ведь нельзя вообразить и секунды без потока информационных данных.

        Не секрет, что информация достаточно дорого стоит, что подтверждает переход большого количества работников из производственной сферы в информационную.

        Информационные технологии - совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.

        Информатизация общества приводит к интернационализации производства. Внешнеторговый баланс соответствующих профессиональных знаний служит показателем технической мощи государства, именно с этим связано понятие информационной технологии. Оно реализуется посредством рынка лицензий производственных продуктов, различных ноу-хау, а также консультаций по использованию наукоемких изделий.

        Благодаря эволюции мирового рынка появляется преимущество у страны, которая занята продажей наукоемких изделий, включающих современные профессиональные знания и новейшие технологии. Активно идет торговля невидимым продуктом в виде знаний, культуры, активно навязываются стереотипы поведения. Это и стало причиной того, что в информационном обществе информация, творчество и знание выступают в качестве стратегического ресурса. А так как таланты не создаются, возникает необходимость в формировании культуры, то есть условий, в которых таланты могут развиваться и процветать. Здесь огромно влияние компьютерных технологий, выраженное в дистанционном обучении, компьютерных играх, видеофильмах.

        Предназначением информационной системы является хранение, поиск и выдача данных по запросам от пользователей. Например, суть экономической информационной системы состоит в обработке соответствующих сведений. Предметной областью тут служат статистика, бухучет, страховая, кредитно-финансовая, банковская деятельность, а также иные виды коммерческой деятельности. Чтобы использовать экономическую информационную систему на рабочем месте, необходимо ее спроектировать с использованием информационных технологий. Это может быть электронный офис, электронная почта, табличные и текстовые процессоры и прочее. Тенденция создания доступных пользователям информационных технологий продолжается.

        Получается, что на рабочем месте используются как информационные технологии в экономике, которые разрабатываются проектировщиками, так и информационные технологии, которые дают возможность автоматизировать деятельность на своем рабочем месте.

        Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти по формированию и выполнению программ и проектов информатизации.

        Как видно выше, ИТ охватывают все области нашей повседневной жизни и являются неотъемлемой частью практически любых процессов и отношений. Резюмируя вышесказанное мы подошли к логическому заключению, что использование информационных технологий в различных сферах и отраслях дает возможность широко классифицировать имеющиеся о них знания, что позволяет выделить основные их направления: производственно-деловые, научно-исследовательские и научно-технические, культурно-развлекательные и образовательные.

        Классификация информационных технологий помогает определить наиболее активные направления внедрения и использования ИТ: повышение уровня осведомленности населения о современных информационных ресурсах; повышение эффективности производства и различных работ путем внедрения автоматизации и оптимизации информационных процессов; увеличение активных информационных отношений между людьми; развитие систем образования и культурного просвещения; интеллектуализация общества. В любом случае основой всех процессов является информация - обмен сведениями, данными между объектами отношений (людьми, устройствами и пр.). От эффективности и качества такого взаимодействия по обмену данными зависит уровень жизни и эффективность работы.

        2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

        Информационное обеспечение работы правоохранительных органов представляет собой работу системы операций по сбору, хранению, обработке и передаче правоохранительной информации с помощью ПК. Данные технологии, как правило, используют для обработки криминальной информации, ее управления, автоматизации всех офисных работ, принятия решений и функционирования экспертных систем.

        В органах внутренних дел имеется Федеральный банк криминальной информации. Наряду с Федеральным банком криминальной информации, происходит расширение и сети региональных информационных центров, которые связанны с Главным информационным центром. В этой сети ежегодно происходит обработка более 200 миллионов различного рода правовых документов. В правоохранительной деятельности существуют несколько различных по назначению, автоматизированных информационных систем (далее АИС), которые применяются для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативной и следственной практики, криминалистические, управленческие данные для экспертной деятельности.

        автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

        автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

        автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

        автоматизированные рабочие места (АРМ);

        автоматизированные системы управления (АСУ);

        АСОД как правило применяются для выполнения относительно несложных, стандартных операций с данными, автоматизируют работу персонала невысокой квалификации.

        АИПС служат для поиска, отбора, выдачи правовой и криминалистической информации по запросам, оформленным соответствующим образом; бывают документальные и фактографические.

        АИСС выдают справки по вопросам правоохраны и правопорядка по запросам без сложного преобразования данных.

        Автоматизированное рабочее место (далее АРМ) представляет собой комплекс технических и программных средств автоматизации профессиональной деятельности. В типовой состав АРМ входят:

        1. технические средства:

        2. cредства сетевой связи

        Под АРМ иногда понимают рабочие места, а иногда - ППП. Существуют три типа АРМ:

        1) индивидуального пользования;

        2) группового пользования;

        Основные функции АСУ:

        1) оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль выполнения оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения);

        3) сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных;

        4) регистрация деятельности органов внутренних дел, подготовка отчетов о работе, анализ процессов (событий).

        Использование АСУ позволяет существенно упростить и ускорить выполнение указанных работ. При раскрытии и расследовании преступлений может использоваться как универсальное, так и специальное программное обеспечение. К широко используемому программному обеспечению АСУ относятся:

        1) текстовые процессоры для написания и редактирования текстов;

        2) системы редактирования изображений;

        3) программное управление базами данных;

        4) электронные таблицы и т.д.

        Использование указанного программного обеспечения ускоряет и облегчает работу следственных работников по составлению, рассылке и группировки разного рода служебных документов (например, таких, как запросы, справки, расчеты, положения, распоряжения, отчеты, постановления, заключения и пр.), которые занимают значительную часть его времени, что замедляет расследование дел, и является крайне нежелательным явлением.

        Можно отметить следующие интернет ресурсы в правоохранительной деятельности.

        Портал органов государственной власти

        Информация о законопроектах

        Данное программное средство находится в пользовании различных подразделений Администрации Президента РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ГУ Центробанка РФ, Сбербанка РФ, Московской регистрационной палаты и т.д.

        ИСУБД изначально разрабатывался как инструмент информационно-логической обработки и анализа трудноформализуемых данных, которые имеют сложную структуру связей.

        · определять и давать оценку управленческой деятельности лиц обоснованно подозреваемых либо совершивших преступление или правонарушение, а также их ресурсной базы, т.е. сил и средств используемых в противоправной деятельности, отнесенной к компетенции таможенных органов;

        · в автоматическом режиме выявлять прямые и опосредованные связи между различными объектами, занесенными в банк данных, в том числе коррупционного и криминального характера, что позволяет определять степень причастности тех или иных лиц к совершению правонарушений;

        · на постоянной основе проводить анализ оперативной обстановки ее криминогенной и криминальной оставляющих по линиям работы правоохранительного блока таможенных органов, в том числе и среди около таможенных структур.

        Эта система позволяет наиболее полно и точно отражать результаты поиска, а затем и анализировать связи объектов поиска.

        · информационно - справочные (не пополняемые) - представляют собой законченные банки для справочной информации (телефоны, адреса, место работы, регистрация автотранспорта и т.д.);

        · банки объектов и субъектов риска - представляют собой базы данных групп риска, используемые в работе для анализа первичной информации и подготовки предварительных выводов.

        Мощная СУБД, сочетающая высокую скорость работы, экономичность размещения данных на диске, простой пользовательский интерфейс. Предназначена для организации информации в виде банков данных и их дальнейшей обработки.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Информационные технологии - это совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.

        Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти по формированию и выполнению программ и проектов информатизации.

        Информационное обеспечение работы правоохранительных органов представляет собой работу системы операций по сбору, хранению, обработке и передаче правоохранительной информации с помощью ПК. Данные технологии, как правило, используют для обработки криминальной информации, ее управления, автоматизации всех офисных работ, принятия решений и функционирования экспертных систем.

        В правоохранительной деятельности существуют несколько различных по назначению, автоматизированных информационных систем, которые применяются для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативной и следственной практики, криминалистические, управленческие данные для экспертной деятельности. Также используют:

        автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

        автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

        автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

        автоматизированные рабочие места (АРМ);

        автоматизированные системы управления (АСУ);

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        3. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы/ А.М. Карминский, С.А. Карминский, В.П. Нестеров, Б.В. Черников; Под ред. А.М. Карминского. -2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 624с.

        4. Информатика и информационные системы в экономике: учеб. Пос. Е.А. Ракитина. - Тамбов: ТГТУ, 2010. - 115 с.

        5. Информационно-аналитические понятия: учебно-метод. пос. З.Н. Бетина. - Тамбов: ТГТУ, 2009. - 96 с.

        6. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. проф. В.В. Трофимова. - М.: Высшее образование, 2009. 480с.

        8. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

        Подобные документы

        Информационные технологии и их использование в профессиональной деятельности. Значимость процессов перехода к "информационному обществу". Информационное обеспечение работы правоохранительных органов. Инструментальная СУБД "CronosPlus" и "CronosPRO".

        контрольная работа [29,0 K], добавлен 30.09.2013

        Понятие "информационных технологий" с точки зрения права, их разновидности, свойства, главные компоненты организации. Актуальные вопросы и методика, принципы функционирования информационных технологий в правоохранительных органах на современном этапе.

        дипломная работа [76,0 K], добавлен 10.05.2011

        Сущность и этапы развития информационных технологий, их функции и составляющие. Характеристика информационных технологий управления и экспертных систем. Использование компьютерных и мультимедийных технологий, телекоммуникаций в обучении специалистов.

        курсовая работа [48,6 K], добавлен 03.03.2013

        Теоритические аспекты информационных технологий на предприятиях. Системы, используемые в информационных технологиях. Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности. Влияние информационных технологий на туристическую отрасль.

        курсовая работа [498,9 K], добавлен 29.10.2014

        Этапы и современное состояние развития информационных технологий управления, оценка их роли и значения в деятельности руководителя. Знания, умения руководителя, необходимые для использования информационных технологий в управлении. Требования к менеджеру.

        Информационные технологии в правоохранительной системе России: состояние и перспективы развития

        В современное время эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации профилактической, оперативной, следственной работы, проводимой органами внутренних дел. Результаты этой работы непосредственно зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации. Именно эти функции и призвана обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел.

        Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

        Учеты предназначены для получения информации, которая помогает в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, розыске преступников. Они формируются в горрайлинорганах, ГУВД, ИЦ МВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты МВД России 1 Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел. Ч. 4. Автоматизация решения практических задач в органах внутренних дел: учеб, пособие / под ред. В. А. Минаева. М.: ГУК МВД РФ, 1999. .

        Существуют единые подходы для технологии получения дактилоскопической информации, заполнения дактилоскопических карт и основных правил дактилоскопирования, которые регламентированы Положением о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации.

        Автоматизированные информационно-поисковые системы используются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Особенность АИПС в постоянном корректировании больших объемов и накоплении информации о лицах, предметах и фактах, непосредственно представляющих оперативный интерес.

        Принципиальной особенностью АИПС является информационный поиск, включающий в себя, процесс отыскания во множестве различных документов, именно тех, которые посвящены указанному в информационном запросе предмету (теме) или содержат необходимые сотрудникам правоохранительных органов сведения и факты.

        На сегодняшний день сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий в органах внутренних дел являются экспертные системы.

        Экспертная система (ЭС) — это система искусственного интеллекта, включающая в себя базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия 3 Баранов А. К, Карпычев В. Ю., Минаев В. А. Компьютерные экспертные технологии в органах внутренних дел: учеб, пособие. М.: Академия МВД РФ, 1992. .

        Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения компьютера, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.

        Однако развитие информационных технологий в правоохранительной системе России сталкивается с целым рядом вопросов, от нерешенности которых, существенно снижается оперативность и качество в деятельности правоохранительных органов России.

        Так, дактилоскопическая регистрация и по настоящее время является отчасти самостоятельным направлением в дактилоскопии и ее взаимодействие непосредственно с судебной дактилоскопической экспертизой минимально. По мнению Л. Г. Эджубова, существует практика, когда эксперты полагаются на автоматизированную информационно-поисковую систему дактилоскопической информации (АИПСДИ), не учитывающую идентификационную значимость отдельных признаков, что существенно снижает возможности судебно-дактилоскопической экспертизы 4 Самищенко С. С. Современная дактилоскопия. Проблемы и тенденции развития. М.: Академия управления МВД РФ, 2002. С. 456. .

        Развитие информационных технологий получило широкое распространение на территории РФ, но и на сегодняшний день городские отделы, удаленные от областного центра, внутренних дел оборудованы разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами. Основная проблема в России при идентификации личности человека заключается в том, что специалистами-криминалистами ежегодно с мест происшествий изымается от пятисот до шестисот тысяч следов рук, по которым осуществляется, только за один год, более десяти миллионов проверок дактилоскопических материалов. В результате только в 10% случаев устанавливается личность человека.

        Была предпринята попытка в лице В. Самищенко и В. Ивашкова в определении математически минимального количества совпадающих признаков в отпечатке пальца на дактилоскопической карте и следе, изъятом при осмотре места происшествия, достаточных для признания совпадения их идентичности. Ученые сделали вывод в результате проведенного исследования, что при идентификации личности человека по отображениям папиллярных узоров, содержащих семь или более признаков, практически невозможно случайное совпадение чужих отпечатков за счет самого объекта. Однако проанализировав непосредственно практику работы экспертов, были сделаны выводы, что идентификационные ошибки встречаются. Ученые так же отмечают, что по их подсчетам, дактилоскопические экспертизы с большими или меньшими методическими нарушениями встречаются в семидесяти восьми процентах случаев 5 Самищенко С., Ивашков В. Некоторые проблемы современной дактилоскопии // Законность. 2007. № 9. С. 48. .

        Обобщая сказанное, можно сделать выводы о состоянии информационных технологий в правоохранительных органах на территории России.

        1. Дактилоскопическая регистрация — это деятельность по получению, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. Дактилоскопическая информация — сведения об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности.

        2. Для существенного увеличения оперативности и качества в деятельности правоохранительных органов России необходимо оборудовать все, даже самые удаленные от областных центров, отделы внутренних дел кустовыми АДИС, но исключительно с обеспечением возможности работы с единой областной АДИС, по проведению запросных поисков и обмену баз данных.

        3. Двухуровневая организация автоматизированной дактилоскопической системы с единой общеобластной базой данных позволяет получить следующие преимущества перед разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами в ГОВД области: обеспечение наибольшей эффективности использования дактилоскопических учетов, в раскрытии преступлений, особенно межрегиональных.

        4. Непрерывная организационная и техническая связь, на всей территории России, подразделений АДИС в ГОВД с центральной АДИС, а через нее и друг с другом, не только позволит обеспечить поддержание общих подходов и выработку в той части работы по обработке дактилоскопической информации, которая выполняется сотрудниками групп АДИС, но и от этого существенно зависит качество и четкость работы единых дактилоскопических учетов.

        6. Одной из приоритетных задач Департамента, является создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, в основе которой состоит единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС). В данную систему заложены основы обеспечения базовым уровнем технического оснащения, а также ведомственные инфраструктуры и подразделения органов внутренних дел. В настоящее время пять тысяч шестьсот объектов органов внутренних дел на территории России подключены к единой интегрированной мультисервисной сети и в полном объеме обеспечены стандартным комплексом современных услуг связи (видеоконференцсвязи, IP-телефонии) и доступом к ведомственным информационным системам.

        7. Основная часть наиболее дорогостоящих и сложных средств вычислительной техники сконцентрирована в одном месте, а именно — на центральной АДИС, что значительно упрощает задачу по обеспечению и их техническому обслуживанию, а так же нормальному, бесперебойному функционированию. В случае вышеизложенной организации работы, когда весь объем обработки дактилоскопической информации, а именно проведение запросных поисков и кодирование, для всех ГОВД, на территории России, будет производиться на центральной станции, появится возможность более полного и равномерного использования средств вычислительной техники, собранной в единый комплекс, вплоть до круглосуточной организации работы без выходных. Это позволит обеспечить не только наиболее полную отдачу вложенных в них денежных средств, но и обеспечит работу центральной станции в дежурном режиме, для оперативной обработки всех срочных запросов поступающих по всей областной базе данных.

        Под информационными технологиями здесь будем понимать систему операций по сбору, хранению, обработке и передаче правоохранительной информации с помощью компьютеров. Информационные технологии используются для обработки криминальной информации, управления, автоматизации офисных работ, принятия решений, функционирования экспертных систем. Средства информационных технологий обычно включают электронную почту, аудиопочту, текстовые процессоры, электронные таблицы, телеконференции, видеотекст и др. Широко используются средства мультимедиа, к которым относятся неподвижные изображения на экране в сочетании со звуковыми эффектами, движущиеся изображения, анимация (аналог мультипликации).

        В органах внутренних дел внедрение информационных технологий осуществляется через построение локальных, региональных и общегосударственной отраслевых информационно-вычислительных сетей.

        Помимо Федерального банка криминальной информации, расширяется сеть региональных информационных центров, связанных с Главным информационным центром. Уже в настоящее время в этой сети ежегодно обрабатывается свыше 150 миллионов правовых документов, хотя в целом система все же находится пока в стадии становления.

        Использование модемной связи и ресурсов сети Internet позволило уменьшить трудоемкость обработки статистической отчетности в ГИЦ и повысить ее оперативность, сократить количество ошибок, минимизировать затраты ручного труда.

        Создание и внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел информационных технологий позволяет повысить эффективность работы правоохранительных органов.

        Автоматизированные информационные системы.

        Информационная система – это человеко-компьютерная система для организации хранения, обработки и выдачи информации в интересах поставленной цели, использующая информационную технологию.

        Автоматизированная информационная система – совокупность структурированных данных (базы данных) и комплекса аппаратно-программных средств для хранения и манипулирования данными.

        База данных – набор данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимый от прикладных программ. Обращение к базам данных осуществляется с помощью системы управления базами данных (СУБД).

        Система управления базами данных – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных. СУБД обеспечивают:

        набор средств для поддержки таблиц и соотношений между связанными таблицами;

        пользовательский интерфейс, позволяющий вводить и изменять информацию, выполнять поиск по запросам пользователя и представлять информацию в текстовом или графическом виде;

        средства программирования высокого уровня, с помощью которых можно создавать собственные приложения.

        В правоохранительной деятельности по своему назначению можно выделить автоматизированные информационные системы (АИС) для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативные, для следственной практики, криминалистические, управленческие, для экспертной деятельности.

        В деятельности органов внутренних дел используются несколько видов АИС, такие как: автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС), автоматизированные рабочие места (АРМ), автоматизированные системы управления (АСУ), экспертные системы (ЭС), системы поддержки принятия решений и автоматизированные информационно-распознающие системы (АИРС). Возможны и комбинации этих АИС.

        АСОД обычно применяются для выполнения относительно несложных, стандартных операций с данными, автоматизируют работу персонала невысокой квалификации. Данный вид АИС является обязательным элементом АИСС, АРМ, АСУ.

        АИПС служат для поиска, отбора, выдачи правовой и криминалистической информации по запросам, оформленным соответствующим образом; бывают документальные и фактографические. АИПС в практической работе правоохранительных органов реализованы как автоматизированные учеты.

        АРМ представляет собой комплекс технических и программных средств для автоматизации профессиональной деятельности. В типовой состав АРМ входят персональный компьютер, принтер, плоттер, сканер, факс, средства сетевой связи и другие устройства, а из программных средств – текстовый процессор, электронные таблицы, графические процессоры, офисные приложения. Существуют три типа АРМ:

        1) индивидуального пользования,

        2) группового пользования,

        Основные функции АСУ:

        1) Оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль за выполнением оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения).

        3) Сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных.

        Использование АСУ позволяет радикально упростить и ускорить выполнение указанных работ.

        Экспертные системы – системы искусственного интеллекта, включающие базу знаний, набор правил и механизм вывода, позволяющие на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

        Экспертные системы включают в себя базу знаний, машину вывода и интерфейс пользователя.

        База знаний содержит информацию о том, что известно об исследуемом предмете на данный момент, создается на основе исследований и практического опыта работников в данной области. На практике база знаний представляет собой набор правил, относящихся к конкретной предметной области. Формированием баз знаний занимается инженер-когнитолог.

        Машина вывода предназначена для построения заключений. В поиске решения машина вывода посредством правил обращаетсяывода предназначена для построения заключений. правил, относящихся к конкретной предметной области. исследований и практическо к базе знаний, до тех пор пока не найдет вероятный путь к получению решения.

        Интерфейс пользователя предназначен для взаимодействия между пользователем и экспертной системой с помощью естественного языка.

        Читайте также: