Индивидуальный план в музыкальной школе пример заполнения

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Методическая разработка

преподавателя фортепианного отделения

Поляковой И. В.

Индивидуальное планирование учащегося в классе фортепиано.

Коммунар 2020г.

1. Приёмные экзамены.

2. Индивидуальное планирование. Характеристика на конец года.

3. Формы оценки качества знания.

4. Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающегося.

5. Перечень основных репертуарных сборников.

6. Список используемой литературы.

Чтобы оказаться на занятиях в музыкальной школе, нужно иметь определённые способности и пройти вступительные испытания. Это небольшой экзамен, где педагог по определённым заданиям сможет понять, какие задатки имеет тот или иной ребёнок для обучения в музыкальной школе.

Требования для поступления на фортепианное отделение

музыкальной школы.

На фортепианное отделение школы принимаются дети, успешно прошедшие вступительное прослушивание, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 9 лет –

в 1 класс с 8 летним сроком обучения, (или 9 летним для подготовки к поступлению в профилирующие учебные заведения).

Форма проведения прослушивания – индивидуальная.

Цель прослушивания - определение музыкальных способностей детей, а также наличие некоторых индивидуальных качеств (эмоциональность, общительность, физиологических данных, общее развитие и т.д.).

Приёмные прослушивания проводят преподаватели фортепианного отдела. Состав приёмной комиссии, сроки и время проведения прослушиваний утверждается приказом директора школы.

Комиссия выявляет - наличие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, умение интонировать, координации.

Предлагаются следующие задания:

- Спеть знакомую песню со словами

- Повторить (спеть на любой слог), сыгранный преподавателем звук

- Повторить по памяти простую незнакомую мелодию, сыгранную или пропетую преподавателем

- Прохлопать по памяти ритмический рисунок, предложенный преподавателем

- Определить на слух количество одновременно взятых на инструменте (1-2-3) звуков

При переводе из других школ во 2-й и последующие классы дети сдают приемные экзамены за соответствующий класс по специальности в объеме учебных программ.

Подписи приёмной комиссии заверяют результаты приёмных испытаний.

Право первоочередного зачисления на фортепианное отделение, при условии наличия комплекса данных, предоставляется учащимся подготовительных групп.

Зачисление учащихся производится приказом директора на основании результатов прослушивания и решения приёмной комиссии.

Для зачисления родители (законные представители) предоставляют следующие документы: заявление установленного образца на имя директора, копию свидетельства о рождении, медицинскую справку о возможности обучения в музыкальной школе.

Когда пройдены вступительные испытания, на основе выставленных оценок, преподаватель составляет индивидуальный план учащегося. Лучше, когда преподаватель был в составе приёмной комиссии и слышал как проходит прослушивание его потенциального ученика. При прохождении вступительных испытаний важно понять реальные возможности испытуемого. Все мы знаем, что дети бывают разные – общительные и не очень, застенчивые, активные, тихие и какие угодно, и что даже самый смелый ребёнок в непривычной ему атмосфере может сконфузиться, уйти в себя и как важно в этой ситуации расположить к себе маленького человека. Если ребёнок пойдёт на контакт, то он обязательно покажет все свои умения и поможет педагогам максимально приблизиться к правильной оценке его первого небольшого испытания.

Сначала нужно познакомиться, спросить как зовут, сколько лет, ходил ли в садик или был дома, посещал ли какие кружки, студии. Спросить, умеет ли считать и писать. Также важно узнать сам ли захотел пойти поступать в музыкальную школу или это родители заставили. После того как ребёнок немного освоился и понял, что ему комфортно в данной ситуации - можно приступать к самому прослушиванию и просить выполнять задания.

И вернёмся к составлению индивидуального плана. План составляется на первое и второе полугодие текущего учебного года.

В индивидуальный план на будущее полугодие педагогом должны быть внесены цели и задачи, обоснованные для данного учащегося, которые позволят ему наиболее выгодно развить свои способности, освоить предложенный материал и успешно выступить на академконцертах и зачётах. Планирование на следующее полугодие нужно выстраивать с учётом освоения предыдущего материала. Корректировать стратегию, учитывая трудности и успехи предыдущего планирования.

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащегося является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов-классиков, популярной и джазовой музыки.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. В программе предлагается примерный репертуар, расчитанный на различную степень подвинутости учащихся.

Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

При правильной и объективной оценке данных, разумно составленном плане работы и сугубо индивидуальном методе обучения, каждый учащийся может успешно закончить музыкальную школу.

Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Необходимо помнить, что непосильная художественная задача является зачастую ещё более вредной, чем чисто техническая, так как приводит к чрезмерной эмоциональной и умственной перегрузке.

В детской музыкальной школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому в отдельных случаях является педагогически оправданным включение в индивидуальные планы произведений из репертуара предыдущего класса.

Образовательной программой (с третьего класса) предусмотрено такой вид работы как самостоятельная пьеса. Выбор этой пьесы предоставляется учащемуся. Эта форма работы очень интересна и важна, позволяет оценить степень грамотности на данный период при работе с нотным текстом, иностранными терминами, аппликатурой, штрихами и т.д.

Наравне с этим, в индивидуальные планы учащихся, обладающих хорошими данными, могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, изучается ряд разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости работы над ними. Разнообразные формы музицирования проходят под общим наблюдением педагога, а когда нужно – и с его помощью, однако без излишнего вмешательства, с предоставлением большей инициативы и самостоятельности учащимся (так, например, литература для ознакомления частично включается в индивидуальный план, а частично выбор её предоставляется самому ученику).

В индивидуальный план учащегося должны быть включены упражнения, гаммы и этюды для технического развития и совершенствования пианистических навыков. В каждом классе свои задачи, которые с каждым годом усложняются. Этюды должны быть на разные виды техники, мелкой и крупной, для правой и левой руки. Также, для полноценного освоения предпрофессиональной программы по предмету фортепиано в индивидуальный план должны быть включены полифонические произведения и произведения крупной формы.

Совместная работа педагога и ученика над музыкальным произведением должна начинаться, как правило, на основе подготовленного учеником самостоятельного грамотного разбора текста. Учитывая большую учебную нагрузку учащихся музыкальных школ, совмещающих занятия в двух учебных заведениях и крайне ограниченное время на домашние занятия по специальности, не следует одновременно работать над большим количеством произведений. Это приводит к поверхностному отношению к работе, а иногда и неверной оценке успеваемости и работоспособности учащегося, поставленного таким образом в тяжёлые условия. Рекомендуется изучать одновременно 2-4 произведения, помимо регулярной работы по чтению с листа. Последовательность проверки домашних заданий на каждом уроке должна изменяться.

Также, с первого класса нужно учить учащихся планировать свои домашние занятия на инструменте. Это немаловажный аспект в качественном обучении и закреплении пройденного материала. Очень важно научить рационально использовать время, отведённое для подготовки домашних заданий, а также соблюдать расписание занятий и установленный режим.

В конце года в индивидуальном плане на каждого ученика пишется характеристика. Обобщающее краткое описание музыкальных данных учащегося, его успеваемость по программе, оценки в переводном экзамене, заинтересованность и работа на уроке и качество и регулярность домашних занятий. Здесь подводится итог года и уже намечаются новые задачи, которые планируются на следующий учебный год.

Немаловажную роль в развитии юного музыканта играет подготовка к конкурсам и фестивалям. Конечно это под силу одарённым ученикам, но при грамотном планировании репертуара и заинтересованной планомерной работе, как правило, к средним классам участие в конкурсах может быть доступно и ученикам со средними музыкальными данными. Этот вид работы очень стимулирует и подстёгивает к успеху и даёт огромный скачок в развитии.

В индивидуальном плане должны быть выставлены все оценки за текущие экзамены, академконцерты, зачёты, конкурсы и фестивали, которые проходили в течение всего года. Также, указана программа и число её исполнения.

Формы оценки качества знания:

- формами зачётов являются выступления на концертах, фестивалях, - конкурсах, академических концертах, участия в творческих мероприятиях школы;

- промежуточная и итоговая аттестация по четвертям и полугодиям;

- в конце каждой четверти выставляется отметка;

- концертное выступление на выпускных экзаменах;

в качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивание, классные вечера, учебные концерты, концерты отдела и школы.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающегося:

- артистичное поведение на сцене;

-художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-слуховой контроль собственного исполнения;

-корректировка игры при необходимой ситуации;

-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-убедительное понимание чувства формы;

-ясность ритмической пульсации;

-яркое динамическое разнообразие.

-незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

-стабильность воспроизведения нотного текста;

-попытка передачи динамического разнообразия;

-неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

-слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-однообразие и монотонность звучания.

-отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-ошибки в воспроизведении нотного текста;

-низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-отсутствие выразительного интонирования;

Перечень основных репертуарных сборников:

· Фортепианная игра.Ред.Николаева А. - К. 1085

· Хрестоматия для фортепиано 1 кл. Ред Милич Б. - К. 1982

· Хрестоматия для фортепиано 1 кл. сост. Любомудрова Н. - М. 1989

· Юный пианист. Вып.1. сост. Натансон В. - М. 1976

· Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 1. - М. 1990

· Современный пианист. Ред. Соколова М. - М. 1983

· Полифонические пьесы. Вып.1, сост. Ройзман Л. - М. 1975

· Лекуппе Ф. Соч.17. Этюды. - М. 1983

· Первая встреча с музыкой. Сост. Артоболевская А. - М.1996

· Сборник пьес русских и зарубежных композиторов. Вып.1 - М 1986

· Черни К. - Гермер Г. Избранные фортепианные этюды. - Л. 1983

· Шитте Л. Маленькие этюды. - М. 1974

· Сборник фортепианных пьес. Ред. Ляховицкая С. ч.2. - М. 1980

· Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. - М. 1990

· Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих, соч.65. - М. 1985

· Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч.34, тетрадь 1. - М. 1980

· Хрестоматия для фортепиано 2 кл., ред. Милич Б. - К. 2000

· Бах И. Нотная тетрадь А.М. Баха. - М. 1973

· Пьесы русских и зарубежных композиторов. - Л. 1995

· Хрестоматия для фортепиано 2 кл. - М.1980

· Произведения крупной формы (фортепиано 1-2 кл.). - М.1997

· Чайковский П. Детский альбом. - М. 1979

· Шуман Р. Альбом для юношества. - М. 1985

· Гречанинов А. Детский альбом, соч.38. - Л. 1995

· Сборник легких пьес. - К. 1995

· Гедике А. 30 легких этюдов, соч.32, соч.47,- М. 1984

· Избранные этюды зарубежных композиторов 3-4 кл. - Л. 1986

· Избранные этюды и пьесы русских композиторов тетр.2. - МЛ 976

· Хрестоматия для фортепиано 3 кл. ред. Любомудровой Н. - М. 1981

· Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. - М. 1975

· Сборник полифонических пьес сост. Ляховицкая С. - М.1995

· Музыка для детей вып. 1. - Л. 1994

· Фортепианная музыка для ДМШ вып.1 сост. Ройзман К. - К 1976

· Сборник фортепианных пьес ред. Ляховицкая С. - М. 1994

· Смелков А. Альбом для детей и юношества. - СПб. 2000

· Хрестоматия для фортепиано* 3 кл. ред. Милич Б. - К. 1986

· Моцарт В. 14 детских пьес из нотной тетради 6-летнего Моцарта. - Л. 1988

· Избранные этюды зарубежных композиторов. - СПб. 1986

· Моцарт В. Сонаты т.1. - М.1981

· Климента М. Избранные сонаты. - Л. 1968

· Хрестоматия 4 кл. - СПб. 1997

· Хрестоматия для фортепиано ред. Милич Б. - М. 1997

· Кулау Ф. Избранные сонатины. - Б. 1963

· Избранные пьесы русских композиторов. - СПб. 1994

· Юный пианист сост. Литина А. - Н. 1988

· Гаврилин В. Пьесы для фортепиано. - СПб. 1998

· Хрестоматия. Фортепианные пьесы 4 кл. - СПб. 1996

· Хрестоматия для фортепиано 4 кл. ред. Любомудровой Н. — М. 1981

· Бах И.С. 2-х и 3-х голосные инвенции. - М.1976

· Лешгорн К. Этюды соч.66. - М. 1995

· Черни К. Школа беглости ор.299 .- М. 1997

· Геллер Л. 25 мелодических этюдов соч. 45. - М. 1990

· Хрестоматия для фортепиано 5 кл. ред. Милич Б. - К. 1979

· Щедрин Р. Полифоническая тетрадь. - М. 1998

· Сборник полифонических пьес ред. Ляховицкая С. - М. 1990

· Альбом вариаций. Л. - 1971

· Хрестоматия 6 кл. Этюды. - М. 1986

· Избранные октавные этюды русских и современных композиторов. - М 1959

· Сборник полифонических пьес сост. Ляховицкая С. - М. 1994

· Полифонические пьесы 6 кл. ред. Милич Б. - К. 1979

· Хрестоматия для фортепиано 6 кл. ред. Милич Б. - К. 1976

· Гайдн Й. Сонаты. - М. 1969

· Григ Э. Избранные фортепианные произведения т.2. - М. 1977

· Глиэр Э. Альбом для юношества. - Л. 1987

· Мошковский М. 15 виртуальных этюдов. - М. 1976

· Бах И.С. английские и французские сюиты. - М. 1975

· Хрестоматия для фортепиано. Этюды вып.1. - М. 1991

· Фортепиано 7 кл. ч.1 ред. Милич Б. - К. 1971

· Бах И.С. Хорошо темперированный клавир т.1,2. - М.1983

· Фортепиано 7 кл. Пьесы вып.З. - М. 1986

· Сборник полифонических пьес вып.2. - М.1982

· Альбом для юношества сост. Курнавина О. - СПб. 2002

· Черни К. Искусство беглости пальцев ор.740. - М.1978

· Крамер И. Избранные этюды соч.60 тетр. 1. - Л. 1987

· Чайковский П. Времена года. - М. 1974

· Шопен Ф. Ноктюрны (полное собрание сочинений). - Б. 1984

· Бетховен Л. Сонаты т.1. - М.1967

· Репертуарная серия для фортепиано. Полифонические произведения, Москва

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методическая разработка на тему:

«Составление индивидуального плана учащегося и его значение на

Разработчик: Преподаватель первой

теоретических дисциплин и фортепиано

Лазарева Екатерина Григорьевна

1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий

процесс развития учащегося.…………………………………………………. 4

2. Постановка основных задач при составлении индивидуального плана

4. Составление характеристики на учащегося……………………………10

планированию развития учащихся. Оно должно исходить из представлений

преподавателя об индивидуальных особенностях ученика и систематического

анализа его музыкального развития.

звеном в формировании и развитии музыканта. Индивидуальный план – это

период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе

обучения. Все эти аспекты являются необходимым условием гармоничного

Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать

ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет

для него потребность. Именно для этого и составляется индивидуальный

план развития ученика - поступенное, продуманное развитие маленького

музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических

1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий

процесс развития учащегося.

индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет

преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и

непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей

работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков учащегося, - и

Индивидуальные планы - важный документ, характеризующий процесс

но разделы, которые в них отражены – одни и те же:

1. сведения об ученике;

3. учебный план, включающий в себя:

- характеристики ученика в конце учебного года,

- задачи (по полугодиям),

- репертуарные списки (по полугодиям),

- перечисление мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся,

программы и оценки за выступления на учебных академических концертах,

контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах.

Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на

1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть

учащийся через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к

решению тех или иных технических и музыкальных задач.

1. Увлеченность музыкой:

- освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса;

- доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар;

- слушание музыки в концертах, записях, игра преподавателя;

- выступления на концертах, перед классом, родителями;

- игра в ансамбле, коллективные занятия.

2. Контакт учащегося и преподавателя:

- заинтересованность и благожелательность преподавателя;

- уважение к учащемуся, желание понять и изучить его личность;

- общение с учащимся на самые различные темы;

3. Психологические аспекты мотивации:

- работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней;

Здесь вы можете скачать индивидуальные планы для дши в формате docx (word). Образцы индивидуальных планов предоставлены ниже.

Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.

Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.

Образование: Казанский Государственный Педагогический Институт, 1994г.

Занимаемая должность: преподаватель вокального ансамбля и общего фортепиано.

Общий стаж: 22 лет

Педагогический стаж: 22 лет.

Курсы повышения квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" по теме "Современные требования к учебно-воспитательной работе для педагогов организаций дополнительного образования детей". 2015 г.;

Профессиональная переподготовка : Институт экономики, управления и права (г.Казань) по программе "Менеджмент в образовании". 2013г.

Читайте также: