Урок план текста 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок в 6 классе

Тема: Простой и сложный план текста.

1.Познавательные :
а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах);
б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план

2.Практические:

а) составлять простой и сложный план;
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к истории и литературе;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Оборудование: презентация, карточки, тексты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

- Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

- Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

- Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

- Назовите особенности текста-повествования, описания, рассуждения.

- Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

Читают тексты, оценивание

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

1. - Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой и сложный)

Чтение те 1. Чтение и анализ текста.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки слез.

А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную.

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

1. Последний бой войны.

2. Немецкая девочка.

4. Благородный поступок солдата.

- на какие три части можно разделить весь текст ( вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

- какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

- составление сложного плана

I. Последний бой войны.

II. Благородный поступок солдата.

1. Немецкая девочка.

3. Спасение ребенка.

(2 слайд) - Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

- Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

- Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

Звуки речи (3 ряд)

2. Предложение (1 ряд)

I . По цели высказывания

II . По интонации

III . По количеству грамматических основ

IV . По наличию второстепенных членов

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Первичное закрепление

Цель этапа : усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Физкультминутка.

Метапредметные результаты

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

Упр. 238 составить простой и сложный планы

Взаимопроверка по образцу

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

1) из учебника биологии по 1 параграфу написать сложный план

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

-Каковы признаки текста? Перечислите.

Что такое тема текста?

ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится.

Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Что такое основная мысль текста?

Зачем нужен план текста?

  • План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Зачем нужен план текста?

План — это самая краткая запись текста.

Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

  • Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Простой план это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Простой план

1. Жизнь Горького – пример высокого служения людям. - вступление

2. Сравнительная характеристика Ларры и Данко: - основная часть

а) эгоизм Ларры и любовь к людям Данко;

б) жизнь для себя Ларры и желание к самопожертвованию

в) память о Данко и позор Ларры.

3. В жизни всегда есть место подвигам. - заключение

Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Составьте простой план текста

Превращение

Однажды утром, проснувшись после беспокойного сна, Грегор Замза внезапно обнаружил, что превратился в огромное страшное насекомое …

Грегор Замза был обычным молодым человеком, живущим в большом городе. Все его усилия и заботы были подчинены семье, где он был единственным сыном и потому испытывал повышенное чувство ответственности за благополучие близких. Отец его обанкротился и по большей части сидел дома, просматривая газеты. Мать мучили приступы удушья, и она проводила долгие часы в кресле у окна. Еще у Грегора была младшая сестра Грета, которую он очень любил. Грета неплохо играла на скрипке, и заветной мечтой Грегора — после того как ему удастся покрыть отцовские долги — было помочь ей поступить в консерваторию, где она могла бы профессионально учиться музыке. Отслужив в армии, Грегор устроился в одну торговую фирму и довольно скоро был повышен от мелкого служащего до коммивояжера. Он работал с огромным усердием, хотя место было неблагодарным. Приходилось большую часть времени проводить в командировках . Хозяин фирмы отличался скупостью, но Грегор был трудолюбив. К тому же он никогда не жаловался. Так или иначе, его заработка хватало на то, чтобы снимать для семьи просторную квартиру, где он занимал отдельную комнату.

Вот в этой-то комнате он проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки.

Простой план текста: 1. Грегор Замза превратился в огромное страшное насекомое. - вступление 2. Жизнь Грегора: - основная часть А) сыновий долг Б) мечта помочь сестре в учебе В) работа Грегора 3. проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки - заключение

Простой план текста:

Сложный план текста

Как составлять сложный план.

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. Общие правила составления плана при работе с текстом 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Сложный план I.Вступление. II.Основная часть. 1) Пункт 1. 2) Пункт 2:(двоеточие) а). . подпункт..; (точка с запятой) б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) 3) Пункт 3: .а). . подпункт.. ; б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) III.Заключение. Обрати внимание на постановку знаков препинания !

I.Вступление. II.Основная часть. 1) Пункт 1. 2) Пункт 2:(двоеточие) а). . подпункт..; (точка с запятой) б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) 3) Пункт 3: .а). . подпункт.. ; б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) III.Заключение.

Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Примерный сложный план:

Вопросный план текста

Вопросный план текста

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
  • Например:Кого поймали в море?

О чем плакала пойманная черепаха?

Почему черепаха плакала на самом деле?

Составьте вопросный план текста: С большой любовью вспоминаю свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых вы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице , прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Составьте вопросный план текста:

  • С большой любовью вспоминаю свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых вы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице , прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Вопросный план текста:

Назывной план

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
  • Например:
  • Пойманная черепаха.
  • Черепашьи слезы.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

Тезисный план

Тезисный план текста

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
  • План записывают в виде тезисов*. *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. Например:
  • В море поймали черепаху.
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Тезисный план - выражает суть текста в кратких

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Сопоставьте вопросный и тезисный планы Вопросный план Тезисный план 1.Что такое Третьяковская галерея? 1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства. 2.Кто такой П. М. Третьяков? 2.П. М. Третьяков — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант. 3.Какую основную цель поставил перед собой П. М. Третьяков, создавая галерею? 3.П. М. Третьяков стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи. 4.На что была направлена деятельность П.М. Третьякова при создании галереи? 4.Деятельность П. М. Третьякова была направлена на поддержание нового демократического искусства. 5.Когда и кому передал свою коллекцию картин П.М. Третьяков? 5.В 1892 г. П. М. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве.

Сопоставьте вопросный и тезисный планы

Вопросный план

Тезисный план

1.Что такое Третьяковская галерея?

1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства.

2.Кто такой П. М. Третьяков?

2.П. М. Третьяков — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант.

3.Какую основную цель поставил перед собой П. М. Третьяков, создавая галерею?

3.П. М. Третьяков стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи.

4.На что была направлена деятельность П.М. Третьякова при создании галереи?

4.Деятельность П. М. Третьякова была направлена на поддержание нового демократического искусства.

5.Когда и кому передал свою коллекцию картин П.М. Третьяков?

5.В 1892 г. П. М. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве.

Рекомендации Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

  • После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:

  • Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.


Работа с текстом на уроке русского языка в 6 классе.

Цель урока: Повторить знания о тексте и его признаках, о типах речи, выразительных средствах, используемых писателем.

Задачи урока:

Образовательные :

1. Связанные с формированием общенаучных знаний: продолжить формировать представление о тексте и его признаках.

2. Связанные с формированием общепредметных знаний: распознавать типы текстов, находить образные средства.

3. Связанные с формированием опыта деятельности: создавать свои тексты на письме и при устном общении.

Развивающие: умение анализировать текст, реконструировать , создавать новый текст на основе опорных слов.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе, родине. Воспитывать умение общаться в коллективе.

Оборудование урока:.

I. Вводная часть

I. Организационный момент

Ученики отвечают на вопросы учителя.

II. Постановка цели урока

Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

Запись на доске.

Дождь льётся отвесно, сильно.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу…При этом по всей реке стоит стеклянный звон.

Учитель: «Давайте сравним эти три записи. Что вы можете сказать о них?

Из какой записи вы получили больше информации?

О чем мы будем говорить на уроке?

Что такое текст?

На доске написано: Восстановите текст.

Текст- это связное…на определённую… .В большинстве случаев текст состоит из нескольких…., связанных между собой … и …

Ученики читают записи и отвечают на вопросы. Перед нами слово, предложение и текст. Текст даёт больше информации. Ученики дают определение слову ,предложению, тексту. Записывают в тетрадях восстановленный текст.

Мотивация на работу на уроке Тема и цель урока

Сейчас очень остро стоят проблемы правильности речи, умения строить высказывание, общаться как устно, так и письменно. Уместно использовать лексику, выразительные средства. Что является эталоном для нас?

- Произведения классиков, тексты художественных произведений.

. Д. С. Лихачёв писал о том, что нужно послушать, как человек говорит, чтобы узнать его моральный облик, его характер.

Ученики отвечают, что говорить на уроке будем о тексте, его особенностях, выразительных средствах.

III. Основная часть

Объяснение нового материала, поиск, взаимодействие, диалог

-Какие признаки текста вы знаете?

-Назовите типы речи?

- Какие стили речи вы знаете?

Работа с текстом.

Тексты у каждого ученика на индивидуальных листах.

День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмотря на перепадавшие дождики. По ясному небу плавно неслись, не закрывая со…нца, низкие, дымчатые тучи и по временам р…няли на поля обильные потоки внезапного и мгновенного ливня. Крупные, сверкающие капли сыпались быстро, с каким-то сухим шумом, точно алмазы; солнце играло сквозь их мелькающую сетку; трава, еще недавно взволнованная ветром, не шевелилась, жадно погл…щая влагу; орошенные деревья томно трепетали всеми своими листочками; птицы не переставали петь, и отрадно было слушать их болтливое щ…бетанье при свежем гуле и ропоте пробегавшего дождя. Пыльные дороги дымились и слегка пестрели под резкими ударами частых брызг. Но вот тучка пронеслась, запорхал ветерок, изумрудом и золотом начала переливать трава… Пр…липая друг к дру…ке, засквозили листья деревьев… Сильный запах поднялся отовсюду…(И. Тургенев)

Прочитать текст и назвать его признаки.

Сформулировать тему текста.

Определить тип речи.

Определить стиль. По каким признакам вы определили, что это художественный стиль?

Лучезарный – полный блеска, сияющий, озаряющий своим светом

Поглощая- впитывая в себя, сжирая.

Ропот- глухой, невнятный шум.

Томно- утомлённо, устало-нежно.

Выписать образные средства ,при помощи которых достигается выразительность (например: эпитеты- лучезарный, ясному; сравнения- точно алмазы; олицетворения- тучи неслись; метафоры – запорхал ветерок изумрудом и золотом).

Вставить пропущенные буквы в слова и сделать взаимопроверку в парах, объясняя устно орфограммы.

Ученики отвечают на вопросы, читают текст, затем один ученик читает его вслух. Придумывают название к тексту и записывают его на листах, формулируют тему, определяют тип речи и стиль. Работают со словами в парах, в случае затруднения обращаются к толковому словарю. Образные средства выписывают на листы, затем называют.

Вставляют пропущенные буквы, объясняя устно в парах написание.

IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.

Проведение работы, объяснения учителя.

На доске написаны слова: отвесно, барабанит, моросит, сыплется, льёт стеной, звенит, закапал.

Задание. Ученики делятся на три группы. Первая группа пишет сочинение-миниатюру о весеннем дожде, вторая- о летнем, третья- об осеннем, включая выбранные слова, которые видят на слайде

Ученики пишут сочинение-миниатюру.

Прочитать вслух сочинения-миниатюры от каждой группы.

Ученики читают свои сочинения. Обсуждают работы.

V. Краткий опрос (диагностика) учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала.

Опрос, тест, экспресс-диагностика

Учитель проверит сочинения и выставит оценки.

VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению

Выдача задания на дом по результатам проведенного урока

Придумать и записать опорные слова для сочинения- повествования о животном.

Написать сочинение-повествование о животном.(7-10 предложений).

Ученики записывают домашнее задание, которое выбрали для себя.

VII. Этап рефлексии

Составить устное высказывание о том, что было трудно или легко, интересно или неинтересно, понятно или непонятно на уроке. Чему вы смогли научиться, что повторили и узнали нового.

VIII. Завершение урока

Спасибо всем за работу. Мы становимся интересными собеседниками, когда научимся владеть словом, умеем высказывать свои мысли.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

- Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Урок в 6 классе

Учебник Львова, Львов

Тема: Простой и сложный план текста.

развивать умения связного устного высказывания (словесная зарисовка картины);

учиться анализу, синтезу, обобщению.

Оборудование: презентация, карточки, тексты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

- Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

- Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

1. Чтение текстов домашней работы.

- Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

- Назовите особенности текста-повествования, описания, рассуждения.

- Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создает унылую картину дождя. При сопоставительном анализе учащиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка.

Актуализация личных впечатлений учащихся: А каково ваше отношение к осени?

Читают тексты, оценивание

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Герб Москвы.

Почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак. Такой знак называется гербом.

Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.

Гербом Москвы является изображение на темно-красном щите всадника – святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает золотым копьем черного Змея.

Рассказывают: в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребенка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьем в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея. Этим всадником был святой воин Георгий Победоносец.

- Что перед вами? Как вы это определили? Сколько частей в тексте?

- А как же составить план текста? Какие планы вы знаете?

- Определим тему, цель и задачи урока.

Как составлять план текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Работа по учебнику.

Физкультминутка.

Метапредметные результаты

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

Работа с текстами (по карточкам)

Работа по карточкам

Взаимопроверка по образцу

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Читайте также: