Индивидуальный план работы психолога доу с ребенком онр

Обновлено: 07.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи.

Развитие связной речи.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Направление (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Медицинская коррекция (по назначению врача-невролога, психиатра)

Медикаментозное воздействие, массаж, ЛФК, витаминотерапия.

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико – интонационной окраски.

Постановка звуков Ш, Ж, Ч, Щ;

К, Кь; Г,Гь; Х, Хь; Т,Ть; Д, Дь.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; дифференциация постановленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

Двухсложные слова из открытых слогов.

Трехсложные слова из открытых слогов.

Двухсложные слова с закрытым слогом.

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

Двухсложные слова из закрытых слогов.

Трехсложные слова с закрытым слогом.

Трехсложные слова со стечением согласных.

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

Многосложные слова из открытых слогов

Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи

Работа над обобщающими понятиями, называнием времен года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детенышей, малознакомых предметов, частей тела и предметов.

Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор синонимов, притяжательные прилагательные.

Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы.

Подбор антонимов. Импрессивная речь.

Различение уменьшительно – ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно – падежных конструкций. Грамматический строй речи.

Образование множественного числа существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно –падежных конструкций.

Развитие связной речи

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимания, памяти и мышления

Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости.

Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объема и долговременности.

Развитие мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного, абстрактно – логического.


I. Общая информация оребенке (ФИО, возраст, дошкольное отделение, группа).

II. Краткая психологическая характеристика ребенка. Ребенок легко идет на контакт, он носит стабильный характер. При выполнении заданий нуждается в эмоциональной поддержке. Развитие психических функций в пределах возрастной нормы. Отмечены трудности произвольной организации познавательной деятельности, внимания, памяти, недостаточно развито мышление. Развитие пространственно-временных представлений неравномерное, развитие вербального, невербального воображения низкое.

III. Характеристика семьи: психологический климат в семье благоприятный. Ребенок воспитывается в полной семье.

IV. Ресурсы ребенка: уребенка отмечена познавательная активность, есть интерес к результату своей деятельности, уровень развития психических функций в пределах возрастной нормы, деятельность целенаправленная.

V. Рекомендации ЦПМПК.

VI. Цели программы: развитие коммуникативных навыков, коррекция эмоциональной сферы, формирование пространственно-временных представлений.

VII. Направления изадачи работы:

Работа с ребенком: Создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов ребенка во всех видах деятельности. Создание условий для развития творческого потенциала ребенка и активизации познавательных процессов. Побуждение ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления в разных видах деятельности. Развитие интеллектуальной сферы (мыслительных умений, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления), развитие зрительного и слухового восприятия. Способствовать самопознанию ребенка. Развитие навыков самоорганизации и саморегуляции эмоциональных реакций. Развитие коммуникативных компетенций и навыков сотрудничества, развитие компетенций эмоциональной сферы.

Работа с педагогами и специалистами: Проведение индивидуальных консультаций для воспитателей группы (по развитию психических процессов и особенностям психофизического развития ребенка). Взаимодействие со специалистами при составлении и реализации образовательного маршрута и коррекционно-развивающих программ. Консультирование педагогов по результатам диагностики. Выработка адекватной стратегии психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Просветительская работа.

VIII. Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребенком 1–2 раза в неделю, подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность 1 раз в неделю.

IX. Этапы исроки реализации программы:

Направленияработы

Цели изадачи

Методики

Сроки

1. Диагностический блок

Первичная

диагностика

Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей

Промежуточная диагностика

Психологическое наблюдение, проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности

Итоговая диагностика

2. Коррекционно-развивающий блок

Развитие познавательной сферы

Развитие психических функций (объема, концентрации, устойчивости, переключения). Формирование навыков произвольности.

1. Развитие восприятия (в том числе оттенки эмоционального состояния).

2. Развитие памяти (зрительная образная, слуховая образная, слуховая вербальная, тактильная), запоминание с опорой на схемы, ассоциации.

Упражнения на запоминание 5–8 предметов с учетом местоположения.

4. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии).

Развитие интеллектуальной сферы

Развитие аналитико-синтетической сферы, способности анализировать простые закономерности, устанавливать взаимосвязи; развитие обобщения и конкретизации, сериации и классификации, умения выделять разные особенности, вычленять в предмете разные признаки, свойства и качества

1. Анализ: объекта из 3 элементов по 1–2 признакам, обучение анализу эмоционального состояния, развитие операции рассуждения, анализ черт характеров героев сказок, поиск ошибок в логической цепочке, исключение на основе имеющихся обобщений.

Развитие пространственного восприятия ивоображения

Развитие пространственной ориентировки. Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения.

2. Развитие элементов творческого воображения: придумывания различных способов выражения эмоционального состояния, работа с опорой на сказку (изменение сказки через введение в нее дополнительных персонажей, придуманных самими детьми), театрализованная игра — постановка измененной сказки

3. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии).

Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера

Выявление условий психического развития, изучение представлений ребенка о себе, коммуникабельности, тревожности, агрессивности, межличностных отношений, образа тела, полоролевой идентичности, особенностей семейных и детско-родительских отношений

Развитие личностно-мотивационной сферы

Снятие тревожности и других невротических комплексов. Формирование представлений о личном пространстве. Формирование произвольного поведения и умения действовать по правилам.

1. Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация.

Психофизиологическая сфера

Развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и мелкой моторики.

Диагностика готовности руки к письму

X. Планируемые результаты психолого-педагогической работы (в виде, допускающем их экспертную проверку): Развитие процессов мышления, умений классифицировать, обобщать, проводить аналогии. Развитие свойств внимания. Увеличение объёма кратковременной зрительной и слухоречевой памяти, повышение эффективности процессов запоминания. Развитие речи, графомоторных навыков, навыков конструирования. Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

XI. Результаты диагностики.

XII. Результаты деятельности.

XIII. Рекомендации.

XIV. Профессиональная документация: данные о реализации индивидуально-ориентированной программы фиксируются в листе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, в журнале учета рабочего времени педагога-психолога, данные о психолого-педагогических обследованиях вносятся в диагностическую карту и протоколы обследований, бланки методик, выполненные задания, рисуночные тесты и карта развития хранятся в индивидуальной папке развития ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, детский сад, работа, эмоциональное состояние, ребенок, творческое воображение, возрастная норма, интеллектуальная сфера, песочная терапия, просветительская работа.

Похожие статьи

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе. ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук, голубой цвет, зрительное восприятие, какой-либо персонаж, мелкая моторика.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного.

Сенсорная комната — альтернативный способ развития.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы.

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно.

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская.

Педагогические условия развития творческого воображения.

творческое воображение, ребенок, творческое воображение детей, развитие, образ, заключительный этап, эмоциональное состояние, этап, педагогическая система, старший дошкольный возраст.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической.

песочная терапия, эмоциональные нарушения, виды эмоциональных нарушений, психолого-педагогическая коррекция, младший школьный возраст.

Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно.

Психолого-педагогические условия развития творческого.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного.

Программа способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников, развитию ассоциативного мышления, творческого воображения. Если ребёнок не может выразить свои переживания, например, в игре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи содержит пояснительную записку, в которой дается характеристика на ребенка, цель и задачи программы и учебный план на один год обучения. Содержание программы включает работу по всем образовательным областям. Далее прописана система оценки планируемых результатов.

на заседании педагогического совета

протокол _____________ 2017 г.

_____________ Е.Ю. М.

приказом № _________ 2017г.

Индивидуальная образовательная программа развития

ребенка с общим недоразвитием речи

на 2017-18 учебный год

Срок реализации: 1 год.

Ответственные за реализацию:

муз. руководитель: ______________

инструктор по ФИЗО: ________________

С родителями согласовано: _________________

Пояснительная записка

Ш. Тимур (13.05.2012г.) воспитывается в детском саду с сентября 2014года.

Семья у мальчика полная, в семье двое детей. Родители морально-устойчивые, заинтересованы в развитии и воспитании ребенка, уделяют этому большое внимание.

Детский сад посещает охотно, без капризов; проявляет желание играть и общаться с детьми. Ребенок идет на контакт и со взрослыми и со сверстниками; взаимоотношения с детьми в группе доброжелательные, агрессивности не наблюдается.

Навыки самообслуживания развиты согласно возраста, при необходимости обращается за помощью к взрослым или сверстникам.

Тимур может занять себя игрой по интересам, предпочитает игры с машинками, конструктором, подвижные игры. В основном предпочитает игры военной тематики. Активно участвует в создании обстановки для игры. Настольно-печатные игры не вызывают у ребенка особого интереса.

Игрушки использует по назначению, обращается с ними бережно, после игры убирает игрушки на место.

Всегда находит партнера для игры, легко делится игрушками, может уступить, договориться. Может организовать игру по своей инициативе.

Во время занятий познавательного интереса мальчик не проявляет, внимание не всегда устойчивое, легко отвлекается; не всегда следует инструкциям взрослого; старается выполнить задание как можно быстрее, что часто приводит к ошибкам.

Предложения высказаться очень часто не находят положительного эмоционального отклика. Речь не внятная, имеет трудности в звукопроизношении.

Тимур проявляет интерес к продуктивным видам деятельности, может лепить и рисовать предметы простой формы; в рисовании линии не четкие, часто не следует инструкции взрослого, спешит, искажает форму изображаемых предметов.

Основные движения у мальчика развиты согласно возраста; проявляет интерес к участию в подвижных играх, но не всегда соблюдает правила игры; испытывает затруднения в ориентировке в пространстве.

Музыкальный руководитель отмечает неглубокий и неустойчивый интерес к музыке. Не умеет прослушать музыкальное произведение до конца, вникать в его содержание. В пении дикция характеризуется неправильным произношением безударных гласных; дыхание поверхностное, звук резкий, мелодия искажается. Не сформировано чувство ритма, что отражается в неумении двигаться в соответствии с характером музыки и при игре на музыкальных инструментах.

По заключению ПМПК у ребенка общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Недостаточный уровень словарного запаса: затрудняется при образовании родственных слов, при подборе синонимов, антонимов, приставочных глаголов. Ошибки в грамматическом оформлении предложений, в употреблении сложных предлогов. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).

Среди ошибок грамматического оформления речи выявлены: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.

Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия проявляется в затруднении различения акустически и арткуляторно близких звуков.

С психологической точки зрения при диагностике у Тимура уровень развития интеллекта соответствует возрастной норме. Ребенок быстро идет на контакт со взрослым, задания выполняет спокойно, ответственно и с удовольствием. Выявлено небольшое снижение уровня зрелости произвольности психических познавательных процессов.

Физическое развитие среднее. Слабо сформированы такие физические качества, как ловкость, координация движений, чувство равновесия, умение проявлять силу и выносливость.

Исходя из выявленных проблем, педагогами ОУ коллегиально создана индивидуально ориентированная программа, в которой учитываются особенности речевого и психического развития, а так же индивидуальные возможности данного ребенка.

Цель программы: обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи и оказание ему комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков развития обучающегося, его социальной адаптации.

Задачи программы:

определять особые образовательные потребности ребенка;

создать условия, способствующие освоению основной образовательной программы дошкольного образования и его интеграции в образовательном учреждении;

осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь с учётом особенностей речевого и психического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

оказать консультативную и методическую помощь родителям по вопросам развития и воспитания ребенка.

В реализации данной образовательной программы предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания, как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Индивидуальный учебный план

Срок реализации программы 1 учебный год (2017 – 2018гг.).

Программа выполняется коллегиально, в форме подгрупповых и индивидуальных занятий:

- логопедом – 2 раза в неделю;

- педагогом-психологом – (октябрь - декабрь 2017г.) 1 раз в неделю;

- музыкальным руководителем - 1 раз в неделю;

- инструктором по физо - 1 раз в неделю;

- родители получают рекомендации по домашним занятиям 1 раз в неделю.

Содержание программы

Основные дидактические задачи (по программе)

Результаты индивидуальной работы


Н - не усвоено

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи содержит пояснительную записку, в которой дается характеристика на ребенка, цель и задачи программы и учебный план на один год обучения. Содержание программы включает работу по всем образовательным областям. Далее прописана система оценки планируемых результатов.

на заседании педагогического совета

протокол _____________ 2017 г.

_____________ Е.Ю. М.

приказом № _________ 2017г.

Индивидуальная образовательная программа развития

ребенка с общим недоразвитием речи

на 2017-18 учебный год

Срок реализации: 1 год.

Ответственные за реализацию:

муз. руководитель: ______________

инструктор по ФИЗО: ________________

С родителями согласовано: _________________

Пояснительная записка

Ш. Тимур (13.05.2012г.) воспитывается в детском саду с сентября 2014года.

Семья у мальчика полная, в семье двое детей. Родители морально-устойчивые, заинтересованы в развитии и воспитании ребенка, уделяют этому большое внимание.

Детский сад посещает охотно, без капризов; проявляет желание играть и общаться с детьми. Ребенок идет на контакт и со взрослыми и со сверстниками; взаимоотношения с детьми в группе доброжелательные, агрессивности не наблюдается.

Навыки самообслуживания развиты согласно возраста, при необходимости обращается за помощью к взрослым или сверстникам.

Тимур может занять себя игрой по интересам, предпочитает игры с машинками, конструктором, подвижные игры. В основном предпочитает игры военной тематики. Активно участвует в создании обстановки для игры. Настольно-печатные игры не вызывают у ребенка особого интереса.

Игрушки использует по назначению, обращается с ними бережно, после игры убирает игрушки на место.

Всегда находит партнера для игры, легко делится игрушками, может уступить, договориться. Может организовать игру по своей инициативе.

Во время занятий познавательного интереса мальчик не проявляет, внимание не всегда устойчивое, легко отвлекается; не всегда следует инструкциям взрослого; старается выполнить задание как можно быстрее, что часто приводит к ошибкам.

Предложения высказаться очень часто не находят положительного эмоционального отклика. Речь не внятная, имеет трудности в звукопроизношении.

Тимур проявляет интерес к продуктивным видам деятельности, может лепить и рисовать предметы простой формы; в рисовании линии не четкие, часто не следует инструкции взрослого, спешит, искажает форму изображаемых предметов.

Основные движения у мальчика развиты согласно возраста; проявляет интерес к участию в подвижных играх, но не всегда соблюдает правила игры; испытывает затруднения в ориентировке в пространстве.

Музыкальный руководитель отмечает неглубокий и неустойчивый интерес к музыке. Не умеет прослушать музыкальное произведение до конца, вникать в его содержание. В пении дикция характеризуется неправильным произношением безударных гласных; дыхание поверхностное, звук резкий, мелодия искажается. Не сформировано чувство ритма, что отражается в неумении двигаться в соответствии с характером музыки и при игре на музыкальных инструментах.

По заключению ПМПК у ребенка общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Недостаточный уровень словарного запаса: затрудняется при образовании родственных слов, при подборе синонимов, антонимов, приставочных глаголов. Ошибки в грамматическом оформлении предложений, в употреблении сложных предлогов. Недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь перечислениями).

Среди ошибок грамматического оформления речи выявлены: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.

Звуковое оформление речи: нарушение произношения шипящих звуков, лабдацизм, ротацизм

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия проявляется в затруднении различения акустически и арткуляторно близких звуков.

С психологической точки зрения при диагностике у Тимура уровень развития интеллекта соответствует возрастной норме. Ребенок быстро идет на контакт со взрослым, задания выполняет спокойно, ответственно и с удовольствием. Выявлено небольшое снижение уровня зрелости произвольности психических познавательных процессов.

Физическое развитие среднее. Слабо сформированы такие физические качества, как ловкость, координация движений, чувство равновесия, умение проявлять силу и выносливость.

Исходя из выявленных проблем, педагогами ОУ коллегиально создана индивидуально ориентированная программа, в которой учитываются особенности речевого и психического развития, а так же индивидуальные возможности данного ребенка.

Цель программы: обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи и оказание ему комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков развития обучающегося, его социальной адаптации.

Задачи программы:

определять особые образовательные потребности ребенка;

создать условия, способствующие освоению основной образовательной программы дошкольного образования и его интеграции в образовательном учреждении;

осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь с учётом особенностей речевого и психического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

оказать консультативную и методическую помощь родителям по вопросам развития и воспитания ребенка.

В реализации данной образовательной программы предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания, как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Индивидуальный учебный план

Срок реализации программы 1 учебный год (2017 – 2018гг.).

Программа выполняется коллегиально, в форме подгрупповых и индивидуальных занятий:

- логопедом – 2 раза в неделю;

- педагогом-психологом – (октябрь - декабрь 2017г.) 1 раз в неделю;

- музыкальным руководителем - 1 раз в неделю;

- инструктором по физо - 1 раз в неделю;

- родители получают рекомендации по домашним занятиям 1 раз в неделю.

Содержание программы

Основные дидактические задачи (по программе)

Результаты индивидуальной работы


Н - не усвоено

Читайте также: