План урока мастера производственного обучения

Обновлено: 02.07.2024

Урок производственного обучения разработан для обучающихся по профессии “Станочник широкого профиля”, “Токарь”.

Данный урок является вторым уроком в разделе программы и предназначен для эффективного изучения темы: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”. Использование мультимедийных презентаций на уроке позволяет сократить время усвоения нового материала, повысить познавательную активность за счет увеличения наглядности и насыщенности. Обучающиеся могут показать и закрепить свои знания по изученной теме, развить практические умения и навыки.

Профессия: Станочник (металлообработка). Станочник широкого профиля.

Тема программы: “Обработка цилиндрических отверстий”.

Тема урока: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”

Тип урока: урок комбинированный, с элементом игры.

Межпредметные связи: черчение, основы общей технологии машиностроения, допуски и технические измерения, материаловедение, технология обработки на металлорежущих станках.

Ход занятия

1. Организационная часть - 3 мин.

1.1 Проверка наличия учащихся, их внешнего вида.

2. Вводный инструктаж - 40 мин. (комбинированный урок с применением информационных технологий, ассистентского контроля, балльной системы оценки качества знаний учащихся).

2.1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Используется мультимедийный плакат.

2.1.1. Блиц-опрос (фронтальная форма) (Приложение 1)

Подгруппа делиться на две бригады.

2.1.2. Решение задач по карточкам (индивидуальная форма) (Приложение 2, Приложение 3).

2.1.3. Игра “Угадай-ка”. Черный ящик с инструментом (резцы, сверла), учащимся необходимо назвать инструмент и рассказать о его назначении.

2.1.4. Контроль знаний обучающихся по технике безопасности (электронный тестировщик, индивидуальная форма) (Приложение 4, находится у автора).

2.2. Объяснение нового материала.

  • центровочные инструменты (опрос обучающихся, закрепление теоретических знаний). (Приложение 5)
  • основные типы центровочных отверстий; (Приложение 6)
  • разметка и накернивание центровочного отверстия; (Приложение 7)
  • сверление и зенкование центровочного отверстия; (Приложение 8)
  • центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом. (Приложение 9)

1. При подрезании торцовой поверхности резцом, какие используются подачи? (Продольная и поперечная).

2. В каком приспособлении установлено центровочное сверло? (Сверлильном патроне).

  • закрепление нового материала, просмотр видео ролика: “Центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом”. (Приложение 10)
  • дефекты при центровании заготовок; (Приложение 11)
  • изучение чертёжа изготавливаемой детали, технических требований к нему. (Приложение 12)

1. Из какого материала изготовлена деталь? (Из стали).

2. Что такое сталь? (Сплав железа с углеродом с содержанием углерода до 2%).

3. Расшифруйте марку стали – Сталь 20 (Сталь углеродистая, конструкционная, качественная с содержание углерода до 0, 20 %).

4. Чему равен диаметр детали и её длинна? (Диаметр - 20 мм, длинна - 60±1 мм).

5. Назовите наибольший и наименьший предельно допустимые размеры. (Наибольший - 61 мм, наименьший - 59 мм).

6. Размеры центровочного отверстия. (Диаметр отверстия - 2,5 мм, глубина сверления - 5 мм, угол конуса - 60°, глубина конуса - 2 мм).


7. Что означает данный знак ? (Поверхность получена без удаления слоя металла или поверхность получена при изготовлении первичной заготовки, не должна обрабатываться (например, после литья, ковки, горячей штамповки и. т.п.).


8. Что означает данный знак ? (Шероховатость всех поверхностей кроме указанных соответствует Ra 3,2 мкм).

  • критерии оценки практической работы; (Приложение 13)
  • обсуждение технологической последовательности обработки. (Приложение 14)
  • выдача задания;
  • нормы времени на единицу изделия.
  • последовательность наладки станка для обработки детали;
  • опасные зоны резания;
  • технология обработки детали;
  • приемы самоконтроля при изготовлении детали.

2.2.5. Распределение обучающихся по рабочим местам, по выполнению задания согласно чертежа и маршрутной карты обработки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечивает методически правильное планирование выполнения учебной программы по преподаваемой дисциплине.

План урока производственного обучения (учебной практики)

Проводит мастер производственного обучения: И.А. Григорьев. Урок № 1.

Тема раздела: Изготовление столярных изделий. Количество часов: 6 (3 + 3).

Тема урока: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ППБ. Экскурсия на предприятие.

Организация рабочего места столяра. Разметка и тёска древесины.

Цели урока: 1. Образовательная: ознакомление с программой обучения, содержанием, организацией и порядком выполнения работ и упражнений, деревообрабатывающим оборудованием в столярной учебной мастерской. Ознакомить обучающихся с различными видами разметочного инструмента и научить производить разметку пиломатериалов и заготовок. Ознакомить обучающихся с различными видами плотничного инструмента и научить производить тёску лесо- и пиломатериалов.

2. Развивающая: формирование основ профессионального мастерства, активности к самостоятельной практической деятельности, развитие чувства ответственности за результат работы.

3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, сознательного и эстетического отношения к труду; развитие умственных и творческих способностей.

Тип, вид урока: Урок вводный. Урок по изучению трудовых приёмов и операций.

Методы, формы проведения урока: Лекция с элементами беседы. Демонстрация трудовых приёмов. Самостоятельные работы.

Межпредметная связь: МДК.01.01 Технология столярных работ (Введение. Рабочее место столяра. Разметка. Тёска древесины). ОП.01 Деревообрабатывающие станки (Электроинструменты). ОП.05 Материаловедение (Строение древесины. Породы древесины. Пороки древесины). ОП.08 Охрана труда. ОП.09 Безопасность жизнедеятельности.

Учебно-методическое оснащение урока: Литература: Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ / Б.А. Степанов. Стр. 46. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы / Л.Н. Крейндлин. Стр. 13. Изготовление столярно-мебельных изделий / П.Д. Бобиков. Стр. 12. Паспорт и руководство по эксплуатации станков со схемами. Инструкционные карты. Инструкция по ТБ по теме. Плакаты различной тематики по предмету. Наборы учебно-наглядных пособий, стенды, применяемых при работах в столярной мастерской.

Материально-техническое оснащение урока: Верстак, столярные инструменты, измерительные и разметочные инструменты. Бревно, топор, заточный станок, электроточило, брусок, оселок.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава.

Количество обучающихся

Продолжительность

Урок по изучению трудовых приемов и операций

Форма урока

Методическая цель:

Реализация компетентностного подхода на уроке производственного обучения через практико-ориентированное обучение.

Образовательные:

Способствовать формированию профессиональных компетенций по определению неисправностей и объема работ по их устранению и ремонту.

ПК 1.1. Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава:

-формировать знания о буксовых узлах и их неисправности;

-уметь самостоятельно делать вывод;

-отрабатывать навыки с шаблоном Басалаева.

ПК 1.2. Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов (буксовых) и механизмов подвижного состава.

ПК 1.3. Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава:

-проводить ремонт буксового узла и изготавливать отдельные детали буксы вагона.

Развивающие:

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текуший, итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Воспитательные:

Развивать коммуникативные способности через посредство работы в группах:

- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании обучающимися знаний, скорости восприятия и переработки информации, воспитании настойчивости в достижении цели;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками и мастером производственного обучения.

Форма организации учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная, групповая, работа в парах.

1. Словесный - фронтальный опрос, беседа;

2. Наглядный - использование презентации;

3. Практическии-решение практико-ориентированных задач.

Междисциплинарная связь

-устройство основных узлов оборудования, их назначение и взаимодействие;

-виды ремонта подвижного состава, объем работ, периодичность, технологию работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного устройства универсальных и специальных приспособлений.

-осуществлять технический осмотр основных узлов механического , пневматического электрического оборудования и механизмов подвижного состава;

-определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту.

Используемые технологии

Технология организации интерактивного взаимодействия обучающихся и мастера производственного обучения.

Медиаматериалы:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.

Место проведения занятия

Учебный кабинет и производственные площади вагонно-ремонтного депо Барабинск (ВРК-3).

Материальное и методико-дидактическое оснащение урока

Оборудование:буксовый узел

Инструменты, приспособления (по 3 единицы каждого наименования):

-шаблон Басалаева с размерами;

Средства индивидуальной защиты:

- сигнальный жилет-12 штук;

- хлопчатобумажные перчатки-12 штук;

Дидактические материалы:

-технологические карты;

-порядок контроля неисправности буксовых узлов;

-Технологическая инструкция по восстановлению наплавкой поверхностей корпусов букс грузовых вагонов ТИ-05-02/01Б.

-Методика выполнения измерений при полной ревизии вагонных букс с роликовыми подшипниками 410 ПКБ ЦВ;

- Методика выполнения измерений при новом формировании и всех видах ремонта буксового узла колесных пар грузовых вагонов. РД-32 ЦВ 064-99

Список используемых источников

1. Быков В.Б. Конструкция и техническое обслуживание вагонов:

Альбом. - М.: Желдориздат, 2012 г.;

2. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации ЦВ-ЦЛ-408 ПКБ ЦВ филиал ОАО РЖД, 2011г.;

3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации - М.: Трансинфо, 2013 г.;

Междисциплинарные (интегративные) связи

Технологическая карта урока

Наименование этапа

Деятельность

Мастера производственного обучения

Обучающихся

Организацион-

Развить способность обучающихся, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,

Взаимное приветствие мастера производственного обучения и обучающихся, контролирует внешний вид, готовность к занятию

Отмечает отсутствующих обучающихся в журнале

Группа приветствует мастера.

Староста называет отсутствующих обучающихся.

Вводный инструктаж

Контроль знаний по предыдущей теме

Оценка уровня сформированности знаний

Инструктирует и проводит контроль

Раскрытие теоретической и практической значимости темы. Развитие понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии

Сообщает тему, цели и задачи урока, мотивирует ее, устанавливает приоритеты при изучении новой темы.

Объясняет обучающимся важность изучения данной темы. Распределяет подгруппу на 3 малые группы(1,2,3 группы по 4 человека). Назначает старших (бригадиров) в малых группах.

Слушают, осмысливают тему, цели и задачи урока.

Актуализация знаний, настройна восприятие и осмысление нового

Концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности обучающихся

Объясняет и показывает неисправности буксового узла. Выдает инструкционную карту дефектации буксового узла.

Слушают, наблюдают и задают вопросы

Формирование ориентированной -мотивационной основы деятельности обучающихся

Обращает внимание обучающихся на следующее: выполняемая работа будет оцениваться на соответствие технологическим требованиям и правильность выполнения всех компонентов трудовой деятельности. Контроль качества работы - двойной: самоконтроль, контроль и оценка мастера

Воспринимают и осмысливают информацию.

Итоги вводного инструктажа

Подводит итоги, делает выводы, проводит инструктаж.

Слушают, анализируют, делают выводы.

Текущий инструктаж

Практическая работа на производственных площадях ремонтного депо Барабинск (ВРК-3)

Закрепление знаний и формирование умений с целью формирования ПК,

-Контролирует внешний вид в соответствии с требованиями охраны труда;

- инструктирует по технике безопасности; инструктирует по выполнению практической работы;

-напоминает, что в ходе практической работы обучающиеся должны своевременно выявлять неисправности, содействовать их исправлению;

-показывает технологические приемы; выдает задания малым группам; проводит целевые обходы: проверяет организацию рабочего места и начало выполнения практического задания;

-наблюдает за правильностью выполнения задания; задает вопросы по текущему материалу с целью выявления затруднения при выполнение практической работы;

-проверяет соблюдение технологии внешнего осмотра буксового узла;

-контролирует выполнение правил техники безопасности при производстве работ; отслеживает правильность заполнения ведомостей учета результатов компонентного анализа; принимает и оценивает качество выполнения работ.

Наблюдают, отвечают на вопросы

Самостоятельно выполняют практическое задание, задают вопросы мастеру, заполняют ведомость результатов компонентного анализа

Заключительный инструктаж

Подведение итогов занятия

Развитие эмоциональной устойчивости и дисциплинирован-ности.

Привитие аккуратности, ответственности

Оценивает работу группы, объявляет оценки, мотивирует их, выделяет наиболее подготовленных.

Контролирует работу по уборке рабочего места.

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Убирают рабочее место

Стадия рефлексии

Мобилизация обучающихся на рефлексию способов деятельности и общения, организация самооценки полученного результата.

Подведение итогов практической части. Предлагает обучающимся заполнить анкету и высказать свое мнение о проведении практического занятия.

Домашнее задание

Инструктирует по выполнению домашнего задания.

Подготовить конспект по материалу параграфа №7, стр.103.

Слушают, записывают задание в тетрадь

Инструкция.Дорогие ребята! Просим Вас откровенно ответить на предложенные вопросы, касающиеся характера производственного обучения в колледже. Мне очень важно знать ваше мнение! Свой ответ Вы можете отметить рисунками-смайликов, выражающих:

Интерес (да);

чувство не удовлетворенности (не очень);

непонимание (нет).

Отвечать на вопросы (да, не очень, нет)

1. Нравятся ли Вам уроки производственного обучения?

2. Как Вы думаете, поможет ли технология практико-ориентированного обучения в будущей профессии?

4. Вы часто рассказываете о проведенных уроках производственного обучения своим родителям, друзьям?

5. Хотели бы Вы, чтобы у Вас был другой мастер производственного обучения?

6. Интересно ли было Вам на уроке?

7. Нравится ли Вам выполнять творческие проекты?

9. Используете ли Вы дополнительные источники информации, при подготовке к уроку?

Критерии оценивания:

Да-3 балла (смайлика); не очень-1 балл (смайлик); нет-0 баллов.

23-30 баллов-высокии уровень мотивации;

15-22 балла-средний уровень мотивации;

10-14 баллов-низкий уровень мотивации.

Далее производится подсчет и вычисляется процент выбора каждого рисунка.

Наибольший процент выбора и будет свидетельствовать об общем эмоциональном состоянии обучающихся в процессе работы.

Требования охраны труда перед началом работы

1.1. Перед началом работы слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава должен надеть полагающуюся им исправную спецодежду и спецобувь, привести их в порядок:

- застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;

Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами. Спецодежду и спецобувь слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава не должен снимать в течение всего рабочего времени. Закрепленные за ним СИЗ должны быть подобраны по размеру и росту.

1.2. Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава перед началом работы должен ознакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений, предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, наличие на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов.

1.3. Обо всех обнаруженных неисправностях и недостатках сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.

Демонтаж буксовых узлов. При демонтаже буксы не допускается сбрасывать ее с шейки оси. Запрещается использовать любой ударный инструмент для удаления подшипников из корпуса.

При демонтаже букс с роликовыми подшипниками на горячей посадке, работы выполняются в следующем порядке:

- отвернуть болты крепительной крышки, а затем снять крепительную крышку вместе со смотровой;

- удалить смазку с крышки и из передней части буксы;

- отвернуть и снять болты стопорной планки или тарельчатой шайбы;

- планку или шайбу снять;

- отвернуть и снять торцевую гайку, а также упорное кольцо переднего подшипника;

- снять корпус буксы вместе с блоками подшипников (наружное кольцо с сепаратором и роликами) с внутренних колец, насаженных на шейку оси;

- вынуть из корпуса буксы блоки подшипников;

- снять при необходимости внутренние кольца и лабиринтное кольцо с шейки оси.

Демонтаж букс

1.1. Демонтаж букс с роликовыми подшипниками типа 232726 и 42726 может осуществляться на механизированной или полуавтоматической поточных линиях или ручным способом в соответствии с технологическим процессом демонтажа и монтажа вагонных букс на роликовых подшипниках, разработанным применительно к местным условиям.

1.2. При демонтаже буксы не допускается сбрасывать ее с шейки оси. Категорически запрещается использовать любой ударный инструмент для удаления подшипников из корпуса. Подшипники из корпуса буксы необходимо удалять только при помощи специальных прессов или устройств.

1.3. При демонтаже букс работы с помощью стендов или ручным способом выполняются в следующем порядке:

а) отвернуть болты крепительной крышки, а затем снять крепительную крышку вместе со смотровой;

б) удалить смазку из крышки и передней части буксы;

в) отвернуть и снять болты стопорной планки или тарельчатой шайбы;

г) планку или шайбу снять;

д) отвернуть и снять торцевую гайку, а также упорное кольцо переднего подшипника;

е) снять корпус буксы вместе с блоками подшипников (наружное кольцо с сепаратором и роликами) с внутренних колец, насаженных на шейку оси;

ё) при помощи пресса вынуть из корпуса буксы блоки подшипников;

ж) снять при необходимости внутренние кольца с шейки оси при помощи индукционного нагревателя, покачивая нагреватель относительно оси колесной пары.

При ослаблении кольца нагреватель снять вместе с кольцом, предварительно отключив нагреватель, кольцо удалить из нагревателя. При снятии с шейки оси неисправного кольца переднего подшипника исправное кольцо заднего подшипника можно не снимать с шейки оси. Кольца нагревать до температуры 100°-120°С - это достигается примерно за тридцать пять - сорок пять секунд при напряжении в сети 220 В.

Категорически запрещается нагревать кольца более 1 мин.

Запрещается делать перерыв в питании нагревателя током до полного ослабления и снятия кольца, так как в этом случае происходит нагрев шейки оси. Если время для нагрева истекло (1 мин.), а кольцо с шейки снять не удалось, необходимо работу по съему кольца прекратить и возобновить ее после остывания внутреннего кольца подшипника и шейки оси до температуры окружающей среды. После этого снимать последовательно кольца переднего и заднего подшипников;

з) при необходимости снять лабиринтное кольцо с предподступичной части оси при помощи индукционного нагревателя;

Требования охраны труда по окончанию работы

1. По окончанию работы слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава должен: привести в порядок свое рабочее место; сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места или кладовые; собрать использованные обтирочные материалы в металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой.

2. Все средства измерения, приспособления и оборудование должны быть очищены от грязи, осмотрены и, при наличии неисправностей, сданы в ремонт.

3. По окончании работы слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава должен снять спецодежду и другие СИЗ, убрать в шкаф гардеробной.

4. Загрязненную и неисправную спецодежду при необходимости следует сдать в стирку, химчистку или ремонт.

5. Для очистки кожи от загрязнения по окончании рабочего дня необходимо применять рекомендованные врачом сертифицированные защитно-отмывочные пасты и мази согласно прилагаемой к ним инструкции. Для поддержания кожных покровов в хорошем состоянии после работы следует использовать сертифицированные индифферентные мази и кремы (борный вазелин, ланолиновый крем и другие мази). Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и СИЗ.

6. После работы или в случаях загрязнения частей тела, или смачивания одежды нефтепродуктами слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава должен принять душ с теплой водой и мылом, смыть предохранительную пасту, в случаях же загрязнения только рук, обязательно мыть их водой с мылом.

7. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава должен сообщить мастеру (бригадиру).

Критерии оценки результатов

•обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующий материал;

•дает правильные формулировки, точные определения и понятий терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры (не только из учебников, но и подобранные самостоятельно), полно и правильно отвечает на дополнительные вопросы мастера производственного обучения;

•уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполнения практических работ;

•свободно владеет речью, терминологией.

•знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил;

•допускает частые ошибки;

•излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

• обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.

Читайте также: