Экспериментальная деятельность зимой в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.
  • Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).
  • Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.
  • Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
  • Приучать детей отвечать развернутыми ответами.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете
  • Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать у детей желание помочь.
  • Воспитывать аккуратность.

Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.

Оборудование: посылка Зимы, ёмкость со снегом, контейнеры со снегом, перчатка, мех темного цвета, кубики льда, лупы, салфетки для рук, деревянные палочки.

Ход НОД

Вводная часть

(Дети в группе сидят на стульчиках полукругом и беседуют о зиме, заходит Почтальон Печкин с посылкой)

П: Здравствуйте! Это группа №3?

В: Здравствуйте! Да, это группа №3. А Вы кто?

П: Я Почтальон Печкин, принес вам посылку, принимайте…

В: Спасибо, Почтальон Печкин! А от кого посылка?

П: Там все написано, читайте, до свидания!

В: Хорошо, до свидания!

В: (читает) Эту посылку прислала Зима.

В: Ребята, как вы думаете, что могла прислать Зима? (ответы детей).

В: Здесь, на посылке написано, чтобы узнать, что в ней нужно руку в окошко просунуть, кто не боится первым это сделать? (дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)

В: Что чувствуешь, какой предмет…?

В: Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима? …Это действительно снег!

В: Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т.д.)

В: На что похож снег? (вата, мороженое, сахар и т.д.)

В: А из чего состоит снег? (ответы детей)

Основная часть

В: Ребята, я приглашаю вас в снежную лабораторию (дети и воспитатель встают, надевают фартуки и проходят к столу, на котором расстелен мех)

В: Рассмотрите, из чего состоит снег? (воспитатель сыпет снег на мех)

В: А давайте возьмем инструмент, он называется лупа. Лупа – это увеличительное стекло, скажите. Что это? Повтори Андрюша, Ева …

В: Рассмотрите с помощью лупы еще раз, из чего же состоит снег? (из снежинок, крупинок)

Наблюдение 1: дети рассматривают снег через лупу.

В: Вывод: Значит снег состоит из снежинок, а какие бывают снежинки? (красивые, большие…)

В: Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые, (воспитатель показывает на экране телевизора снежинки).

Худ. слово

Снежинки-картинки, взгляни поскорей!
У каждой по шесть серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.

В: А теперь нас ждет опыт (дети и воспитатель переходят к другому столу и садятся на стульчики). Перед вами стоит контейнер со снегом и деревянная палочка. Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег.

Опыт 1: дети опускают палочку в снег и наблюдают.

Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать?

В: Значит, снег какой? (мягкий, рыхлый)

В: Да, ребята, мягкий снег, и мягкий снег правильно называть рыхлый.

В: Вывод: в контейнерах снег какой? (рыхлый)

В: Давайте повторим вместе… Лиза повтори, Платоша повтори…

В: Посмотрите, что произошло со снегом, пока мы с вами беседовали? (указывает на миску с растаявшим снегом)

В: Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду.

В: Почему он растаял? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял)

В: Точно. Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)

Физминутка: СНЕЖОК

В: Ребята, мы выяснили, что снег тает в помещении. А что будет, если эту воду поставить на мороз? Превратится она в снег? (нет)

В: А во что она превратится? (она превратится в лёд)

(Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда. Обобщает ответы детей)

В: Правда, вчера мы вынесли воду на улицу, и на морозе она замёрзла и превратилась в лёд, мы уже знаем, что вода при низкой температуре замерзает.

В: Давайте, обследуем лёд. Погладьте его пальчиками, какой он? (лёд холодный, гладкий)

Наблюдение 2: дети обследуют лед руками.

В: Возьмите лёд в руки, кому неприятно – положите обратно на тарелочку. Какой лёд? (скользкий, мокрый, тает на ладошке…)

В: На что похож лёд? (на стекло, на леденцы)

В: Что же бывает ледяное? (сосулька, горка, дорожка)

В: А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (он растает)

В: А давайте попробуем и в лед опустить палочку деревянную.

Опыт 2: дети опускают палочку в лед и наблюдают.

В: Что происходит? Легко воткнуть палочку или сложно? (палочкой нельзя проткнуть лёд)

В: Значит, какой лед? (твердый)

В: Чем отличается лёд от снега? (лёд прозрачный, а снег белый; лёд твёрдый, а снег рыхлый)

Итог

В: Вот, о каких удивительных свойствах льда и снега мы сегодня узнали.

В: Ребята, а вы знаете, как и откуда появляется снег? (ответы детей)

В: Точные ответы мы получим в следующий раз в нашей лаборатории. А сейчас приглашаю покинуть лабораторию и снять фартуки… Спасибо, что помогли провести опыты в зимней лаборатории.
(поворачиваются, а на столе стаканы с кислородным коктейлем)

В: Ребята, Зима передала нам угощение, я даже не знаю, что это такое? На что похоже? … Рядом ложечки… (дети угощаются коктейлем)

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и

твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение;

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Как звери меняют в шубку?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материал: Кусочки меха (старого, кора деревьев.

Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям, которым нужны зимой

теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый).

Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую

из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая

шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как

не остаются волоски).

Нужен ли зимой растениям снег?

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

Где быстрее наступит весна?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости со снегом, льдом.

Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).

Где будут первые проталинки?

Цель: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Материал: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.

Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).

Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Картотека подвижных игр для среднего и старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для среднего и старшего дошкольного возраста "Птички и кошка" Делается круг из большого каната. Игроки встают в круг с внешней стороны. Считалкой выбирается Кошка,она находится в центре.

Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения опытов со снегом и льдом. Благодаря им дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.

Девочка играет со снегом

Цели проведения экспериментов

Задания с использованием снега и льда помогут детям:

  • узнать о свойствах воздуха и воды;
  • развить логическое мышление и внимательность;
  • научиться формулировать выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • изучить окружающий мир и животных, бережно относиться к природе.

Эксперименты со снегом

Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.

Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя. Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки.

Тающий снег на тарелках

Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился. Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало. Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.

Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе, сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.

Замерзший мыльный пузырь

Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

Опыты со льдом для дошкольников

Вот несколько опытов, которые помогут детям понять свойства льда:

Если за окном мороз, возьмите пакет из-под сока, сделайте отверстие в донышке при помощи иглы, протяните в него нитку. Затем иголку выведите через боковую стенку, а нитку завяжите на узелок. Вечером подвесьте пакет на ветке дерева и налейте в него подкрашенную воду. Вода начнет вытекать из пакета по нитке и падать на землю, а потом замерзнет. Получится сосулька. Оставьте ее на улице до утра, когда начнет пригревать солнце. Этот эксперимент наглядно объясняет детям, как образуется сосулька.

Возьмите пробирку и наполните ее водой. Положите туда кусочек льда, придавите грузиком. Начните нагревать пробирку, чтобы пламя касалось верхней ее части. Вскоре вода закипит. Объясните, что от тепла вода становится легче и остается наверху пробирки. Внизу она холодная, поэтому кусочек льда на дне не тает.

Возьмите сладкую и соленую воду, заморозьте. Кубики льда тоже должны быть сладкими и солеными? Расколите ледышки и дайте попробовать детям, чтобы они поняли, что и те, и другие пресные по вкусу. Объясните, что вода, превращаясь в лед, изгоняет из кристаллов любые инородные примеси. Именно поэтому в Северном Ледовитом океане вода соленая, а лед пресный.

Пингвины

Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.

Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.

Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:

  1. Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
  2. Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
  3. Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
  4. Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.

Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.

Главная Занятия по теме "Зима"

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который сумеет заинтересовать детей, научит не только смотреть, но и видеть. Дети явно захотят узнать ещё больше.

Прогулки с детьми будут плодотворными, интересными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

Все дети, наверное, любят зиму. Ведь с приходом зимы на душе становится как-то светло: белые дорожки, деревья, будто белым покрывалом укрыты.

Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом.

Эксперименты, которые можно провести в зимнее время года со старшими дошкольниками.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы. Подносы для снеговых фигурок.

Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла. Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно.

Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать

Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Экспериментирование помогает детям вести самостоятельные беседы, развивает речь, мышление; сближает детей.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева).

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном; формулировать обнаруженные закономерности и выводы
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения
  • формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата

- развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности [8, 10, 17, 22].

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Мотивационной основой экспериментирования является познавательная активность, которая выражается в форме задавания ребенком вопросов, самостоятельном решении различных типов познавательных задач, интересе к строению и функционированию предметов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде группы. Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети, экспериментально обосновывается и проявляется для ребенка в процессе, мысленного и реального экспериментирования.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение.

Конспект по эксперементированию в старшей группе ДОУ
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию необходимо предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое. Помогать своим участием.
Назначение: Данный материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, дополнительного образования и заинтересованным родителям. Материал можно применять в работе с детьми старшего возраста.
Цель: Развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с водой.
Задачи:
- Закрепить знания детей о свойствах воды
- Выявить свойства и качества воды: превращается в лед.
- Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
- Научить устанавливать простейшие закономерности и связи, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Предварительная работа: чтение литературы по теме, разучивание стихов, проведение опытов с водой и снегом.



Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Мошки белые порхают.
Не жужжат и не кусают,
Лишь садясь к нам на реснички,
Превращаются в водичку -
Очень мелкие слезинки.
Называются. (снежинки).
Ребята, давайте мы с вами вспомним, какое сейчас время года?
Ответы.
Воспитатель: А давайте вспомним признаки зимы?
Ответы.
Воспитатель: Мне хочется сегодня с вами поговорить о снеге и воде. Мы уже с вами об этом говорили, давайте вспомним, что происходит с водой зимой на улице?
Ответы: вода замерзает.
Воспитатель: а в доме или в группе, вспомните свойства воды?
Ответы: вода жидкая, льется, прозрачная, она бывает холодной и горячей. А еще мы знаем, что ее можно покрасить.
Воспитатель: Правильно, давайте поделимся на подгруппы и закрасим воду, перельем ее.




Воспитатель: Мы с вами на прошлых занятиях говорили о воде и снеге. Вспомните, что случается со снегом, если его принести в помещение.
Ответы: он тает.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне немного о снежинках?
Ответы: белая, пушистая, легкая, в тепле тает…
Воспитатель: А давайте, мы с вами постараемся в группе собрать каждый свою снежинку. У нас есть различные материалы, каждый выберет себе, из чего он соберет снежинку.
Пока дети собирают снежинки, включаю спокойную музыку.






Воспитатель: Какие шикарные получились снежинки. А сейчас я вам предлагаю пойти на зимнюю прогулку, на улицу. И продолжить там наше занятие.
Дети одеваются, и мы выходим на улицу.
Ребята: У нас с вами было домашнее задание. Мы все дома замораживали небольшие льдинки. Вы их сегодня принесли, и я предлагаю выложить из них снежинки.




Воспитатель: Ребята, а из чего мы можем зимой еще на прогулке собрать снежинки.
Ответы: Из веточек.
Воспитатель: Давайте из веточек выложим снежинки.




Воспитатель: Скажите, как вы думаете, снег можно покрасить?
Ответы.
Воспитатель: Я взяла кисточки и краски, и предлагаю вам нарисовать свои снежинки на снегу, на нашей песочнице.



Воспитатель: Я предлагаю вам поймать снежинку на свою ладошку и понаблюдать, что с ней происходит. А пока наблюдаете за снежинкой, послушайте стихотворение.



Ребенок: Посмотри, какое чудо,
На моей ладошке,
Опустилась ниоткуда,
Маленькая крошка!
С белой вьюгой прилетела,
Лёгкая пушинка.
И на варежку мне села,
Звёздочка снежинка.
Воспитатель: Ребята, а снег можно пересыпать?
Ответы.



Воспитатель: Очень красиво получилось. Но у нас с вами остались снежинки после нашего новогоднего праздника, правда они из бумаги, но мы можем этими снежинками украсить наш участок.



Воспитатель: Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что вам запомнилось? Что хотите повторить?
А сейчас вы можете поиграть, полепить снеговиков, построить снежную крепость.

Читайте также: