План урока решение задач фотоэффект

Обновлено: 02.07.2024

Повторение материала осуществляется устно, фронтальным опросом по вопросам теста, текст которого распечатан и находится на каждой парте, а также дублируется на экране с помощью проектора и компьютера. Тест включает в себя основные вопросы, касаемые теории фотоэффекта, причем некоторые из них могут содержаться в материале ЕГЭ уровня А.Тест разработан учителем физики на основе используемой литературы.

Тест по теме "Фотоэффект"

1. Какие из перечисленных явлений служат доказательством квантовой природы света. Выберите правильный ответ.

2. Какое из приведенных ниже выражений наиболее точно определяет понятие фотоэффекта? Укажете правильный ответ.

А. Испускание электронов веществом в результате его нагревания.

Б. Вырывание электронов из вещества под действием света.

В. Увеличение электрической проводимости вещества под действием света.

Кто из этих ученых сформулировал законы фотоэффекта. Выберите правильный ответ.

4. От каких параметров зависит максимальная кинетическая энергия электронов, вырываемых с металла светом?

А- от интенсивности света;

Б- от частоты;

В- от работы выхода;

Г - от частоты и работы выхода.

5. С помощью графика определите в каком случае больше интенсивность света, падающего на металл?

6. Какое из приведенных ниже выражений точно определяет понятие работы выхода? Укажите правильный ответ.

А. Энергия необходимая для отрыва электрона от атома.

Б. Кинетическая энергия свободного электрона в веществе.

В. Энергия, необходимая свободному электрону для вылета из вещества.

7. Какое из приведенных выражений позволяет рассчитать энергию кванта излучения? Укажите правильные ответы.

8. При каком условии возможен фотоэффект? Укажите правильные ответы.

А. hv > Aвых

Б. hv Aвых

В. hv -19 Дж, если работа выхода 2*10 -19 Дж? Укажите правильные ответы.

10. укажите вещество, для которого возможен фотоэффект под действием фотонов с энергией 4,8*10 -19 Дж. Укажите все правильные ответы.

Следующим этапом урока является решение практической задачи по определению постоянной Планка. В комплекте L-Микро содержится набор оборудования для этого эксперимента, а именно: полупроводниковый лазер, дифракционная решетка, цифровой вольтметр, адаптер, соединительные провода. Фото опыта.


Для нахождения постоянной Планка используем уравнение для фотоэффекта в виде h*c/ = Ав+eUз

При работе лазера Ав=0; длину волны определяем с помощью дифракционной решетки по формуле: = d*sin?/к.

Задерживающее напряжение по вольтметру в момент наименьшего свечения лазерного луча.


Опыт проводит учитель, делает записи измеренных величин на доске, а учащиеся самостоятельно производят расчеты в тетрадях. Затем анализируют полученный результат и находят относительную погрешность измерений по формуле: =|hизм -h|/h*100%

Основной этап урока - это решение задач по фотоэффекту. Одного ученика вызывают к доске, где он решает задачу №1, объясняя решение классу, а двое других с другой стороны доски самостоятельно решают по одной задаче №2, №3 с последующим обсуждением с классом.

Какую максимальную кинетическую энергию имеют электроны, вырванные из оксида бария, при облучении светом частотой 1ПГц?

Красная граница фотоэффекта для металла 6,2*10 -5 см. Найти величину запирающего напряжения для фотоэлектронов при освещении металла светом длиной волны 330 нм?

Определите наибольшую скорость электрона, вылетевшего из цезия, при освещении его светом с длиной волны 400 нм?

В процессе решения задач и обсуждении учитель обращает внимание на трудности математических расчетов физических величин, перевода в СИ систему работы выхода, т.е. эВ в Дж., умение работать с табличными данными.

В конце урока наиболее подготовленный ученик решает комбинированную задачу №4 уровня С из ЕГЭ.

Фотокатод, покрытый кальцием ( Ав=4,42*10 -19 Дж), освещается светом, у которого длина волны 300 нм. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле индукцией 8,3*10 -4 Тл перпендикулярно линиям индукции этого поля. Чему равен максимальный радиус окружности, по которой движутся электроны? Ответ выразить в мм.

Решение этой задачи строится на использовании формулы максимальной скорости электронов из задачи №3, а также понимания того, почему электрон в магнитном поле движется по окружности. Необходимо вспомнить правило "левой руки", формулу силы Лоренца, 2-й закон Ньютона.

В заключение урока учитель подводит итоги. На уроке были разобраны задачи по теме "Фотоэффект" разного уровня, что соответствует содержанию заданий ЕГЭ по этой тематике.

Домашнее задание из сборника задач Степановой №1710, 1713.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывающая: воспитывать добросовестное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

План урока.

1.Организационный момент. (Учащиеся формулируют цель урока.)

2.Краткое повторение теории по фотоэффекту.

3. Решение задач.

4. Задание на дом.

1. Сопоставить тексты столбцов:

Электрон, вырванный светом из катода

Максимальное значение фототока

Минимальная частота света, ниже которой фотоэффект не наблюдается

Движение вырванных светом из катода электронов

Красная граница фотоэффекта

Минимальная работа, которую нужно совершить для выхода электрона из вещества

Напряжение, при котором величина фототока равна нулю

2. Разбор алгоритма применения уравнения Эйнштейна для фотоэффекта к решению задач

1. Фотоэффект описывается уравнением Эйнштейна:

в котором - энергия светового кванта (фотона),

- - работа выхода электрона из металла,

- -кинетическая энергия фотоэлектрона.

2. Нахождение энергии фотона.

2.1. Если в задаче приводится значение длины волны, используйте формулу связи длины волны и скорости её распространения с частотой .

2.2. Энергию одного фотона можно найти, зная энергию излучения:

где N – число фотонов.

2.3. Энергия фотона связана с собственными характеристиками фотона как световой частицы. Формула связи импульса и энергии фотона:

3. Нахождение работы выхода электрона из металла.

Значение работы выхода электрона может быть определено:

3.2. через значение красной границы фотоэффекта для данного металла в данном состоянии .

4. Поведение фотоэлектрона после вылета из металла может быть описано из следующих соображений:

4.1. В задерживающем однородном электрическом поле, согласно теореме о кинетической энергии, изменение кинетической энергии фотоэлектрона равно работе сил поля , т. е.

4.2. Следует помнить, что движение фотоэлектронов вдоль силовых линий однородного электрического поля – движение с постоянным ускорением.

4.3. Если фотоэлектроны попадают в однородное магнитное поле, то в зависимости от угла между вектором скорости и вектором магнитной индукции они движутся прямолинейно ( = 0º, = 180º), по окружности ( = 90º) или по спирали (90º > > 0º).

Например, при = 90º фотоэлектрон движется под действием силы Лоренца с ускорением по окружности радиуса, при этом период обращения фотоэлектрона равен

3. Решение задач в группах с последующей защитой решения у доски.

Задачи для решения в группах:

I. Условия возникновения фотоэффекта.

1.Найдите красную границу фотоэффекта для платины.

2.Красная граница фотоэффекта для некоторого металла соответствует длине волны 577 нм. Вычислите минимальную энергию кванта, необходимую для освобождения фотоэлектрона из данного металла. Какой это металл?

3.На поверхность серебра падает излучение с длиной волны 500 нм. Зарядится при этом серебро или останется нейтральным?

4.Возникнет ли фотоэффект в литии под действием излучения с длиной волны 450 нм?

5.Работа выхода электронов из золота Дж. Произойдёт ли фотоэффект при освещении золота видимым излучением?

II. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Уровень А.

  1. Какой энергией обладают электроны, вырванные из оксида бария светом с длиной волны 600 нм?
  2. Найдите частоту света, вызывающего фотоэффект в серебре, если максимальная скорость фотоэлектронов 600 км/с.

Уровень В.

  1. Определите максимальную скорость фотоэлектронов, вырываемых с поверхности цинка светом с длиной волны 0,25 мкм.
  2. Красная граница фотоэффекта для некоторого металла 660 нм. Определите максимальную скорость фотоэлектронов, вырываемых с поверхности металла светом с длиной волны 220 нм.
  3. Фотоэффект у данного металла начинается при частоте Гц. Рассчитайте частоту излучения, падающего на металл, если вырванные светом электроны задерживаются разностью потенциалов 3 В.
  4. Плоскую цинковую пластинку освещают излучением со сплошным спектром, коротковолновая граница которого соответствует длине волны 30 нм. Вычислите, на какое максимальное расстояние от поверхности пластинки может удалиться фотоэлектрон, если вне пластинки имеется задерживающее поле с напряжённостью 10 В/м.
  5. Какую длину волны должны иметь световые лучи, направленные на поверхность металла, чтобы фотоэлектроны вылетали со скоростью 2000 км/с? Красная граница фотоэффекта для данного металла 0,35 нм.
  6. При облучении цезия светом с длиной волны 0,4 мкм максимальная скорость вылетевших фотоэлектронов равна 660 км/с. Каков наименьший импульс фотона, который может вызвать фотоэффект?
  7. Фотоны, имеющие энергию 5 эВ, выбивают электроны с поверхности металла. Работа выхода электронов из металла равна 4,7 эВ. Какой импульс приобретает электрон при вылете с поверхности металла?
  8. Красная граница фотоэффекта для рубидия 0,81 мкм. Какую задерживающую разность потенциалов нужно приложить к фотоэлементу, чтобы прекратился фототок, если длина волны падающего света 0,4 мкм? На сколько нужно изменить задерживающую разность потенциалов при уменьшении длины волны падающего света на 2 нм?

Уровень С.

4. Домашнее задание: необходимо выбрать задачи по данной теме в материалах ЕГЭ[2,4], составить алгоритм их решения и оформить решение в виде презентации.

1. Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.-399 с.

2. Ханнанов Н.К., Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов Единый государственный экзамен 2015. Физика. Сборник заданий / Москва: Эксмо, 2014.- 240с./

3. Н.И. Зорин ЕГЭ 2015 Физика. Решение задач. / Москва: Эксмо, 2014.- 320с./

Конспект урока

обучающая: научить решать задачи различной сложности на фотоэффект;

развивающая: развивать логику и творческое мышление, формировать навыки исследовательской деятельности; развивать возможность работать в группе

воспитывающая: воспитывать добросовестное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

1.Организационный момент. (Учащиеся формулируют цель урока.)

2.Краткое повторение теории по фотоэффекту.

3. Решение задач.

4. Задание на дом.

1. Сопоставить тексты столбцов:

Электрон, вырванный светом из катода

Максимальное значение фототока

Минимальная частота света, ниже которой фотоэффект не наблюдается

Движение вырванных светом из катода электронов

Красная граница фотоэффекта

Минимальная работа, которую нужно совершить для выхода электрона из вещества

Напряжение, при котором величина фототока равна нулю

2. Разбор алгоритма применения уравнения Эйнштейна для фотоэффекта к решению задач


1. Фотоэффект описывается уравнением Эйнштейна:


в котором - - энергия светового кванта (фотона),


- - работа выхода электрона из металла,


- -кинетическая энергия фотоэлектрона.

2. Нахождение энергии фотона.


2.1. Если в задаче приводится значение длины волны, используйте формулу связи длины волны и скорости её распространения с частотой .


2.2. Энергию одного фотона можно найти, зная энергию излучения:

где N – число фотонов.


2.3. Энергия фотона связана с собственными характеристиками фотона как световой частицы. Формула связи импульса и энергии фотона:

3. Нахождение работы выхода электрона из металла.

Значение работы выхода электрона может быть определено:


3.2. через значение красной границы фотоэффекта для данного металла в данном состоянии .

4. Поведение фотоэлектрона после вылета из металла может быть описано из следующих соображений:

4.1. В задерживающем однородном электрическом поле, согласно теореме о кинетической энергии, изменение кинетической энергии фотоэлектрона равно работе сил поля , т. е.


4.2. Следует помнить, что движение фотоэлектронов вдоль силовых линий однородного электрического поля – движение с постоянным ускорением .

4.3. Если фотоэлектроны попадают в однородное магнитное поле, то в зависимости от угла между вектором скорости и вектором магнитной индукции они движутся прямолинейно ( = 0º, = 180º), по окружности ( = 90º) или по спирали (90º 0º).

Например, при = 90º фотоэлектрон движется под действием силы Лоренца с ускорением по окружности радиуса , при этом период обращения фотоэлектрона равен

3. Решение задач в группах с последующей защитой решения

Задачи для решения в группах:

I. Условия возникновения фотоэффекта.

Найдите красную границу фотоэффекта для платины.

Красная граница фотоэффекта для некоторого металла соответствует длине волны 577 нм. Вычислите минимальную энергию кванта, необходимую для освобождения фотоэлектрона из данного металла. Какой это металл?

На поверхность серебра падает излучение с длиной волны 500 нм. Зарядится при этом серебро или останется нейтральным?

Возникнет ли фотоэффект в литии под действием излучения с длиной волны 450 нм?


Работа выхода электронов из золота Дж. Произойдёт ли фотоэффект при освещении золота видимым излучением?

II. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Какой энергией обладают электроны, вырванные из оксида бария светом с длиной волны 600 нм?

Найдите частоту света, вызывающего фотоэффект в серебре, если максимальная скорость фотоэлектронов 600 км/с.

Определите максимальную скорость фотоэлектронов, вырываемых с поверхности цинка светом с длиной волны 0,25 мкм.

Красная граница фотоэффекта для некоторого металла 660 нм. Определите максимальную скорость фотоэлектронов, вырываемых с поверхности металла светом с длиной волны 220 нм.


Фотоэффект у данного металла начинается при частоте Гц. Рассчитайте частоту излучения, падающего на металл, если вырванные светом электроны задерживаются разностью потенциалов 3 В.

Плоскую цинковую пластинку освещают излучением со сплошным спектром, коротковолновая граница которого соответствует длине волны 30 нм. Вычислите, на какое максимальное расстояние от поверхности пластинки может удалиться фотоэлектрон, если вне пластинки имеется задерживающее поле с напряжённостью 10 В/м.

Какую длину волны должны иметь световые лучи, направленные на поверхность металла, чтобы фотоэлектроны вылетали со скоростью 2000 км/с? Красная граница фотоэффекта для данного металла 0,35 нм.

При облучении цезия светом с длиной волны 0,4 мкм максимальная скорость вылетевших фотоэлектронов равна 660 км/с. Каков наименьший импульс фотона, который может вызвать фотоэффект?

Фотоны, имеющие энергию 5 эВ, выбивают электроны с поверхности металла. Работа выхода электронов из металла равна 4,7 эВ. Какой импульс приобретает электрон при вылете с поверхности металла?

Красная граница фотоэффекта для рубидия 0,81 мкм. Какую задерживающую разность потенциалов нужно приложить к фотоэлементу, чтобы прекратился фототок, если длина волны падающего света 0,4 мкм? На сколько нужно изменить задерживающую разность потенциалов при уменьшении длины волны падающего света на 2 нм?

При освещении катода светом с длинами волн сначала 440нм, затем 680 нм, обнаружили, что запирающий потенциал изменился в 3,3 раза. Определите работу выхода электрона из металла.

Поверхность металла освещается светом с длиной волны 350 нм. При некотором задерживающем потенциале фототок становится равным нулю. При изменении длины волны на 50 нм задерживающую разность потенциалов пришлось увеличить на 0.59 В. Считая постоянную Планка и скорость света известными, определите заряд электрона.

На платиновую пластинку падают ультрафиолетовые лучи. Для прекращения фотоэффекта нужно приложить задерживающее напряжение 3,7 В. Если платиновую пластинку заменить пластинкой из другого металла, то задерживающую разность потенциалов нужно увеличить до 6 В. Определите работу выхода электрона с поверхности пластинки.


При некотором минимальном значении задерживающей разности потенциалов фототок с поверхности лития, освещаемого светом с частотой , прекращается. Изменив частоту света в 1,5 раза, установили, что для прекращения фототока достаточно увеличить задерживающую разность потенциалов в 2 раза. Чему равна частота падающего света?

Фотокатод освещается светом с длиной волны λ= 300 нм. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле с индукцией В = 0,20 мТл перпендикулярно линиям индукции этого поля и движутся по окружностям. Максимальный радиус такой окружности R = 2 см. Какова работа выхода для вещества фотокатода?

При облучении металлической пластинки фотоэффект имеет место только в том случае, если импульс р падающих на нее фотонов превышает 9·10 –28 кг м/с. С какой скоростью будут покидать пластинку электроны, если облучать ее светом, частота которого вдвое выше?

В вакууме находятся два покрытых кальцием электрода, к которым подключен конденсатор емкостью С1 = 8000 пФ. При длительном освещении катода светом фототок, возникший вначале, прекращается, а на конденсаторе появляется заряд q = 11·10 –9 Кл. Работа выхода электронов из кальция А = 4,42·10 –19 Дж. Определите длину волны света, освещающего катод.

4. Домашнее задание: необходимо выбрать задачи по данной теме в материалах ЕГЭ[2,4], составить алгоритм их решения и оформить решение в виде презентации.

1. Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.-399 с.

2. Ханнанов Н.К., Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов Единый государственный экзамен 2015. Физика. Сборник заданий / Москва: Эксмо, 2014.- 240с./

3. Н.И. Зорин ЕГЭ 2015 Физика. Решение задач. / Москва: Эксмо, 2014.- 320с./

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект".

Отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии материала ЕГЭ.

Отработать навыки решения задач разного типа и уровня.

Воспитательные: развитие функций общения на уроке, обеспечение взаимопонимания.

Развивающие: развить способности усвоения и закрепления теоретических знаний, формировать умение трансформировать информацию, изменять объем.

Тип урока: обобщение, закрепление знаний.

Оборудование: презентация, карточки, тексты задач.

Орг момент.(1-2 мин)

Повторение теоретических знаний.(5 мин.)

Решение практической задачи( 7 мин.)

Решение задач из сборников.(20 мин.)

Обобщение. Дом. задание.(1-3 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Повторение материала осуществляется устно, фронтальным опросом по вопросам теста, текст которого распечатан и находится на каждой парте, а также дублируется на экране с помощью проектора и компьютера. Тест включает в себя основные вопросы, касаемые теории фотоэффекта, причем некоторые из них могут содержаться в материале ЕГЭ уровня А.Тест разработан учителем физики на основе используемой литературы.

Тест по теме "Фотоэффект"

1. Какие из перечисленных явлений служат доказательством квантовой природы света. Выберите правильный ответ.

Б - 3 и 4 ;

2.При освещении катода вакуумного фотоэлемента потоком монохроматического света происходит освобождение фотоэлектронов. Как изменится максимальная энергия вылетевших фотоэлектронов при уменьшении частоты падающего света в 2 раза?

1) увеличится в 2 раза

2) уменьшится в 2 раза

3) уменьшится более чем в 2 раза

4) уменьшится менее чем в 2 раза

3. От каких параметров зависит максимальная кинетическая энергия электронов, вырываемых с металла светом?

А- от интенсивности света;

В- от работы выхода;

Г - от частоты и работы выхода.

4.В опытах Столетова было обнаружено, что кинетическая энергия электронов, вылетевших с поверхности металлической пластины при ее освещении светом,

1) не зависит от частоты падающего света,

2) линейно зависит от частоты падающего света,

3) линейно зависит от интенсивности света,

4) линейно зависит от длины волны падающего света

5. Какое из приведенных выражений позволяет рассчитать энергию кванта излучения? Укажите правильные ответы.

Б. h v - E к

В. А вых + mv 2 /2

6. При каком условии возможен фотоэффект? Укажите правильные ответы.

А. h v > A вых

Б. h v A вых

Установите соответствие, обменяйтесь карточками с соседом и выставьте оценку используя предложенные критерии оценки.

Учитель просит сдать ответы.

Решение задач.

1.Решение задачи у доски.

Длина волны, соответствующая красной границе фотоэффекта, для натрия составляет 530 нм. Определите работу выхода электронов из натрия.

h = 6, 63 × 10 34 Дж×с

А вых = hν кр , где ν кр = c / λ кр , с - скорость света в вакууме

А вых = 6, 6 × 10 -34 × 3× 10 8 / 530 × 10 -9 = 3,73 × 10 -17 Дж / 1, 6 × 10 -19 = 2, 34 эВ

Наибольшая длина волны света, при которой еще может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450 нм. Найдите скорость электронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300 нм.

λ кр = 450 нм = 450×10 -9 м

h = 6, 63× 10 -34 Дж ×с

λ = 300 нм = 300×10 -9 м

hν = А вых + m ʋ 2 / 2 , где hν = hc / λ;

Следовательно, m ʋ 2 / 2 = hc / λ - hc / λ кр = hc (1/ λ – 1 / λ кр ) = hc (λ кр – λ) / λ кр λ

ʋ 2 = 2 hc (λ кр – λ) / m λ кр λ

ʋ 2 = 2× 6, 63 ×10 -34 × 3 × 10 8 (450 - 300)×10 -9 / 9, 1× 10 -31 ×450×10 -9 ×300×10 -9 =

696 × 10 3 м / с Ответ: 696 км / с

Решение задач по группам.

Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 эВ. Какова длина волны света, падающего на поверхность кадмия, если максимальная скорость фотоэлектронов равна 7,2 х 10 м/с

Наибольшая длина волны света, при которой может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450 нм. Найдите максимальную скорость фотоэлектронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300 нм.

Работа выхода электронов из ртути равна 4,53 эВ. При какой частоте излучения запирающее напряжение окажется равным 3 В ?

При освещении фотоэлемента фиолетовым светом с частотой, запирающее напряжение, а при освещении красным светом с частотой, запирающее напряжение. Какое значение постоянной Планка было получено ?

Решение задач проверить на доске. (по одному учащемуся от каждой группы)

Подведение итогов. Объявляем оценки, отмечаем наиболее активных учащихся.

Задание на дом: № 1685, № 1704.

1. Мякишев Г.Я.Физика : учеб. для 11 кл. общеобразоват./учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 381с. : ил.

2. Сборник задач по физике: Для 9 - 11кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с. : ил.

3. Тесты ЕГЭ 2019.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 220 материалов в базе

Материал подходит для УМК

5. Применение фотоэффекта

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.07.2019 819
  • DOCX 22.3 кбайт
  • 65 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яновская Лидия Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оценить 3225 0

Конспект урока.

Учебный предмет- ФИЗИКА

Тип урока- урок обобщение, закрепление знаний изучения нового материала с применением ИКТ.

Отработать навыки решения задач разного типа и уровня.

Воспитательные: развитие функций общения на уроке, обеспечение взаимопонимания.

Развивающие:развить способности усвоения и закрепления теоретических знаний, формировать умение трансформировать информацию, изменять объем.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сборники задач.

Образовательные :

-закрепить понятие фотоэффект;

-исследовать зависимость частоты падающего излучения для образования фототока.

Воспитательные

-формировать навыки работы в группах;

-прививать интерес к предмету через различные компоненты воспитательного процесса.

Развивающие

-развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию;

-устанавливать причинно – следственные связи;

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

3. Этап актуализации и коррекции опорных знаний.

4.Динамическая пауза (ФМ)

5.Этап проверки понимания учащимися материала

6.Этап закрепления материала

7.Рефлексия учебной деятельности

8.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.Организационный этап

Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кого нет ? (отмечает в журнал отсутствующих учащихся)

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

На прошлом уроке мы изучили законы фотоэффекта, а что мы делаем после изучения теории? Конечно учимся применять свои знания в решении задач, что и требуется на ЕГЭ. Я, надеюсь, что сегодня вы будете хорошо работать, проявлять познавательную и творческую активность. Хочу пожелать вам успехов на сегодняшнем уроке.

Эпиграфом к уроку нам послужат слова А.С. Пушкина

«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг,

Напомним правила поведения на уроке.( Ученики озвучивают правила)

- Краткость – сестра таланта

- Шёпот слышнее крика

3. Этап актуализации и коррекции опорных знаний.

- называют фотоэлектрическим фотоэффектом ?

-в чём состоит экспериментальное исследование, проведённое А.Г. Столетовым ?

-сформулируйте законы внешнего фотоэффекта.

-какое напряжение называется задерживающим ?

-на что расходуется энергия фотонов при фотоэффекте ?

-в чём сущность гипотезы Эйнштейна в теории фотоэффекта?

-что такое фотон ?

-где применяется фотоэффект ?

-к каким выводам пришли учёные относительно природы света после открытия фотоэффекта ?

Установите соответствие, обменяйтесь карточками с соседом и выставьте оценку используя предложенные критерии оценки.

Электрон, вырванный светом из катода

Максимальное значение фототока

Явление вырывания электронов из вещества под действием света

Движение вырванных светом из катода электронов

Напряжение, при котором величина фототока равна нулю

Внимание на слайд. Проверьте так ли у вас.

Самостоятельная проверка, выставление оценок.

Задача. Длина волны, соответствующая красной границе фотоэффекта, для натрия составляет 530 нм. Определите работу выхода электронов из натрия.

Что необходимо сделать для того чтобы перейти к решению задачи?

Ученик: 1.Выяснить о коком явлении идет речь. В этой задаче идёт речь о фотоэлектрическом эффекте.

2.Проаанализировать условие задачи. В этой задаче необходимо определить работу выхода по формуле Авых = hν кр,

Решение задачи комментирует ученик с места.

h = 6, 63 × 10 34 Дж×с

Авых = hν кр, где ν кр = c / λкр, с - скорость света в вакууме

Авых = 6, 6 × 10 -34 × 3× 10 8 / 530 × 10 -9 = 3,73 × 10 -17 Дж / 1, 6 × 10 -19 = 2, 34 эВ

Самостоятельная работа. Выполняет каждый ученик. После проверяется результат.

Задача. Определить наибольшую длину волны света. При которой может происходить фотоэффект с пластины. Работа выхода для вещества с пластины 8,5*10 -19 Дж.

3) Решение задачи у доски выполняет ученик.

Задача. Определите максимальную кинетическую энергию фотоэлектронов, вылетающих из калия при его освещении лучами с длиной волны 345 нм. Работа выхода электронов из калия равна 2, 26 эВ.

Что необходимо сделать для того чтобы перейти к решению задачи?

Ученик: 1.Выяснить о коком явлении идет речь. В этой задаче идёт речь о фотоэлектрическом эффекте.

2.Проаанализировать условие задачи. В этой задаче необходимо найти кинетическую энергию фотоэлектрона, используя уравнение Эйнштейна.

m = 9, 1* 10 -31 кг

hν = Авых + m ʋ 2 / 2

Eкин = 6, 63 × 10 -34 × 3 × 10 8 / 345 × 10 -8 – 2, 26 × 1, 6 ×10 -19 =

5, 8 × 10 -19 – 3, 62 × 10 -19 = 2, 13 ×10 -19 Дж

Ответ: 2, 13 ×10 -19 Дж

4. Задача. (Решает учитель совместно с учениками)

При освещении металлической пластинки монохроматическим светом задерживающая разность потенциалов равна 1,6 В. Если увеличить частоту света в 2 раза, задерживающая разность потенциалов равна 5,1 В. Определить максимальную длину волны.

О чем идет речь в задаче?

Ученик: В задаче идёт речь о фотоэлектрическом эффекте на одной и той же металлической пластине при освещении светом разной частоты

Учитель: Проанализируйте условия.(ученики делают вслух анализ условия задачи) Описать фотоэффект можно с помощью уравнения Эйнштейна т. к. рассматривается два случая, то это уравнение, выражающее закон сохранения энергии в процессе фотоэффекта, записывается два раза- опыты проводятся в тот момент, когда напряжение на электродах равно запирающему.

- т. е. электрическое поле совершает работу по торможению электронов

Получим уравнения в которых неизвестными являются работа выхода и частота

- при максимальной длине волны падающего света электроны выбиваются с поверхности металла, но не получают кинетическую энергию- вычислим максимальную длину волны

Проведём расчёты. Ответ: 654 нм

какого цвета свет ?

Ученик: Красный

будет ли наблюдаться фотоэффект при освещении жёлтым светом ?

Ученик: Будет так как максимальная длина волны 654 нм, а желтый соответствует меньшей длине волны.

Ученик: ПАРАДОКС – это неожиданное явление, не отвечающее обычным представлениям.

Учитель: В чём состоит ПАРАДОКС фотоэффекта?

Ученик: ПАРАДОКС фотоэффекта состоит в том, что при увеличении мощности потока падающего света заданной длины волны скорость фотоэлектронов не увеличивается, а свет, имеющий длину волны меньше порогового значения не может выбить из металла электрон независимо от мощности светового потока.

4.Динамическая пауза (ФМ)

5.Этап проверки понимания учащимися материала и закрепления материала

Решение задач по группам.

Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 эВ. Какова длина волны света, падающего на поверхность кадмия, если максимальная скорость фотоэлектронов равна 7,2 х 10 м/с

Наибольшая длина волны света, при которой может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450 нм. Найдите максимальную скорость фотоэлектронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300 нм.

Работа выхода электронов из ртути равна 4,53 эВ. При какой частоте излучения запирающее напряжение окажется равным 3 В ?

Решение задач проверить на доске. (по одному учащемуся от каждой группы)

6.Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся продолжают фразы:

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне не понравилось…..

Подведение итогов. Объявляем оценки, отмечаем наиболее активных учащихся.

7.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Читайте также: