План работы сппс службы в школе

Обновлено: 02.07.2024

Основное назначение сопровождения ребенка в детском саду обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей: психологическое сопровождение детей в период адаптации и создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Содержание работы

Ответственные

Утверждение состава СППС:

председатель СППС Карпенко И.А., секретарь Радионова Е.И.

Утверждение совета СППС

Распределение обязанностей между членами СППС

Подача заявки в ТПМПК.

Освещение результатов обследования детей узкими специалистами и воспитателями

Утверждение индивидуальных образовательных маршрутов для работы с детьми инвалидами.

Дальнейшие пути усовершенствования работы по коррекционному сопровождению детей.

Промежуточные результаты коррекционной работы с детьми

№ 4 Итоговое заседание

Отчет ведущих специалистов и воспитателей групп о выполнении коррекционной работы с детьми.

Определение задач и содержания работы по комплексному сопровождению детей на 2020-2021 учеб.год.

План работы с детьми-инвалидами

Цель ‒ п сихолого-педагогическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

1. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.

2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

3. Ориентация родителей, воспитателей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

Направления в работе

Ответственный

Составление базы данных

Беседа с родителями. Изучение личных дел детей, медицинских карт, заключения ЦПМПК, перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

зам. зав. по ВМР
специалисты

Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования

Выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе, составление индивидуальной образовательной программы

Подача заявок на обследование детей в ТПМПК

Коррекционно-образовательная работа с детьми, фиксация результатов в индивидуальном образовательном маршруте

Психолого-педагогическое консультирование родителей

Посещение детей на дому

Ознакомление родителей с результатами СППС обследования детей

Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми

ведущий специалист СППС

Разработка рекомендации для родителей: приемы коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях

Привлечение детей и родителей к участию в праздниках, развлечениях, акциях, выставках, совместных детско-взрослых творческих работ

Оформление наглядно-информационных материалов для родителей

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ГБОУ Школа в Капотне в условиях выполнения требований ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ Школа в Капотне - адаптация обучающихся и воспитанников в условиях выполнения требований ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся и воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения - представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности обучающихся и воспитанников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и администрации;

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.
  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся и воспитанников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и воспитанников и формированием у них навыков компетентности.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности обучающегося или воспитанника и уровня его достижений поставленными педагогическими задачами в условиях выполнения требований ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

• отсутствие неуспевающих обучающихся и воспитанников;

• активное участие обучающихся в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;

• отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;

• бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;

• отсутствие конфликтов с педагогами.

• субъективное ощущение у обучающихся и воспитанников комфорта и уверенности в свою школу;

• сформированность Я - концепции личности;

• оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное

Целью деятельности педагога - психолога является создание условий в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

К основным задачам относятся:

• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• помощь в профориентации старшеклассников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;

• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;

• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;

• научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.

• психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках проектной, исследовательской деятельности, дистанционных технологий обучения.

• в рамках Ресурсной школы психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей, включенных в Проект.

Цель: содействовать деятельности педагогического коллектива школы в социализации, самореализации и самоопределении учащихся, сохранении и укреплении их здоровья, формировании активной гражданской позиции и патриотизма.

профилактика асоциального поведения и правонарушений;

выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;

содействовать процессу адаптации учащихся и их профессиональному определению;

повышение эффективности социально-педагогической деятельности через координацию усилий семьи, школы, государственных и общественных организаций.

проводить мониторинг с целью анализа и выработки рекомендаций по оптимизации социальной ситуации в школе;

организовать свободное время всех категорий учащихся, укрепить и сохранить здоровый образ жизни среди учащихся школы.

Содержание и направленность работы

Организация выявления и учета нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении

На протяжении года

Подготовка социально-педагогических характеристик на учащихся с трудностями в обучении, с противоправным поведением

На протяжении года

Составление рекомендаций (программ работы) всем участникам образовательного процесса по особенностям взаимодействия с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания, и их семьями

На протяжении года

Уточнение и корректировка социально-педагогических характеристик классов

Сентябрь

Выявление учащихся, требующих повышенного педагогического внимания

Накопление информации на учащихся от специалистов (связь с центрами, приглашение и выборочный контроль посещаемости коррекционных занятий)

Сбор информационно-статистических материалов в РОВД

Участие в работе психолого-педагогического консилиума по анализу противоправного поведения учащихся (совершение правонарушений и преступлений)

2. Профилактика и просвещение.

Планирование работы Совета профилактики

Педагог социальный

Не менее 2 раз в месяц

Педагог социальный

Планирование и проведение Декады правовых знаний, Дней профилактики правонарушений, Дней профилактики вредных привычек

1 раз в четверть

Планирование и проведение:

Недели безопасного поведения

Размещение просветительской информации для педагогов, учащихся и родителей на стендах:

Подбор методических рекомендаций, памяток, анкет по работе с детьми и семьей.

На протяжении года

Работа по профессиональному самоопределению учащихся

Участие в работе школьных методических объединений

Участие в работе педагогических советов школы

Проведение мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, профилактике зависимого и суицидального поведения.

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Перечень документации социально-психолого-педагогической службы (СППС)

Перечень документации социально-психолого-педагогической службы (СППС)
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Рекомендуемый перечень основной рабочей документации социально-психолого-педагогической службы (СППС)

- график работы специалистов СППС, утвержденный руководителем учреждения образования;
- график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;
- циклограммы рабочего времени СППС и её специалистов;
- план работы СППС на год, четверть (месяц);

- планы работы специалистов СППС на год, четверть(месяц), неделю(ежедневный);
- план работы совета профилактики учреждения образования;
- планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);
- тематические планы работы СППС (месячника правовых знаний, недели здоровья, недели профилактики табакокурения, СПИДа и т.д.);
- индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- аналитический отчет о работе СППС, специалистов СППС за год;
- отчеты и информации о работе по выполнению тематических планов (по необходимости);
- отчеты о работе совета профилактики;
- протоколы совета профилактики;
- журналы учета индивидуальных консультаций специалистов СППС для детей, родителей, педагогов;
- журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т.д.);
- журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;
- перечень имущества и оборудования кабинетов СППС;
- социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;
- социально-педагогическая характеристика учреждения образования;
- социально-педагогическая характеристика классов (групп);
- банк данных о воспитанниках, состоящих на учете (ВШК, ИДН, группа риска, инвалиды и т.д.), а также семьях, находящихся в социально-опасном положении (неблагополучные, неполные, многодетные, группы риска и т.д.);
- личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- информационный банк данных об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних.

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - СППС в различных учреждениях образования

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - СППС в различных учреждениях образования
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования
СППС в различных учреждениях образования
Социальный педагог с составе СППС
Педагог-психолог в СППС
Кабинет и рабочее место СППС
Планирование и документации психологической службы
Критерии оценки психологической службы
Работа СППС по реализации декрета №18 (РБ)
Перечень нормативных документов
Перечень документов социального педагога
Аналитический отчет за год психологической службы
Все страницы

Читайте также: