План работы сппс службы в школе
Обновлено: 02.07.2024
Основное назначение сопровождения ребенка в детском саду обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей: психологическое сопровождение детей в период адаптации и создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Содержание работы
Ответственные
Утверждение состава СППС:
председатель СППС Карпенко И.А., секретарь Радионова Е.И.
Утверждение совета СППС
Распределение обязанностей между членами СППС
Подача заявки в ТПМПК.
Освещение результатов обследования детей узкими специалистами и воспитателями
Утверждение индивидуальных образовательных маршрутов для работы с детьми инвалидами.
Дальнейшие пути усовершенствования работы по коррекционному сопровождению детей.
Промежуточные результаты коррекционной работы с детьми
№ 4 Итоговое заседание
Отчет ведущих специалистов и воспитателей групп о выполнении коррекционной работы с детьми.
Определение задач и содержания работы по комплексному сопровождению детей на 2020-2021 учеб.год.
План работы с детьми-инвалидами
Цель ‒ п сихолого-педагогическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
1. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.
2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.
3. Ориентация родителей, воспитателей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
Направления в работе
Ответственный
Составление базы данных
Беседа с родителями. Изучение личных дел детей, медицинских карт, заключения ЦПМПК, перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида
зам. зав. по ВМР
специалисты
Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования
Выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе, составление индивидуальной образовательной программы
Подача заявок на обследование детей в ТПМПК
Коррекционно-образовательная работа с детьми, фиксация результатов в индивидуальном образовательном маршруте
Психолого-педагогическое консультирование родителей
Посещение детей на дому
Ознакомление родителей с результатами СППС обследования детей
Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми
ведущий специалист СППС
Разработка рекомендации для родителей: приемы коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях
Привлечение детей и родителей к участию в праздниках, развлечениях, акциях, выставках, совместных детско-взрослых творческих работ
Оформление наглядно-информационных материалов для родителей
Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
(ГБОУ Школа в Капотне)
109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29
работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ГБОУ Школа в Капотне в условиях выполнения требований ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ Школа в Капотне - адаптация обучающихся и воспитанников в условиях выполнения требований ФГОС.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходные периоды);
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
- развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся и воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.
Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения - представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности обучающихся и воспитанников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и администрации;
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальное;
- групповое;
- на уровне класса;
- на уровне школы.
- консультирование;
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся и воспитанников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и воспитанников и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности обучающегося или воспитанника и уровня его достижений поставленными педагогическими задачами в условиях выполнения требований ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
• отсутствие неуспевающих обучающихся и воспитанников;
• активное участие обучающихся в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
• отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
• бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
• отсутствие конфликтов с педагогами.
• субъективное ощущение у обучающихся и воспитанников комфорта и уверенности в свою школу;
• сформированность Я - концепции личности;
• оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное
Целью деятельности педагога - психолога является создание условий в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
К основным задачам относятся:
• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• помощь в профориентации старшеклассников;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;
• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;
• научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.
• психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках проектной, исследовательской деятельности, дистанционных технологий обучения.
• в рамках Ресурсной школы психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей, включенных в Проект.
Цель: содействовать деятельности педагогического коллектива школы в социализации, самореализации и самоопределении учащихся, сохранении и укреплении их здоровья, формировании активной гражданской позиции и патриотизма.
профилактика асоциального поведения и правонарушений;
выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
содействовать процессу адаптации учащихся и их профессиональному определению;
повышение эффективности социально-педагогической деятельности через координацию усилий семьи, школы, государственных и общественных организаций.
проводить мониторинг с целью анализа и выработки рекомендаций по оптимизации социальной ситуации в школе;
организовать свободное время всех категорий учащихся, укрепить и сохранить здоровый образ жизни среди учащихся школы.
Содержание и направленность работы
Организация выявления и учета нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении
На протяжении года
Подготовка социально-педагогических характеристик на учащихся с трудностями в обучении, с противоправным поведением
На протяжении года
Составление рекомендаций (программ работы) всем участникам образовательного процесса по особенностям взаимодействия с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания, и их семьями
На протяжении года
Уточнение и корректировка социально-педагогических характеристик классов
Сентябрь
Выявление учащихся, требующих повышенного педагогического внимания
Накопление информации на учащихся от специалистов (связь с центрами, приглашение и выборочный контроль посещаемости коррекционных занятий)
Сбор информационно-статистических материалов в РОВД
Участие в работе психолого-педагогического консилиума по анализу противоправного поведения учащихся (совершение правонарушений и преступлений)
2. Профилактика и просвещение.
Планирование работы Совета профилактики
Педагог социальный
Не менее 2 раз в месяц
Педагог социальный
Планирование и проведение Декады правовых знаний, Дней профилактики правонарушений, Дней профилактики вредных привычек
1 раз в четверть
Планирование и проведение:
Недели безопасного поведения
Размещение просветительской информации для педагогов, учащихся и родителей на стендах:
Подбор методических рекомендаций, памяток, анкет по работе с детьми и семьей.
На протяжении года
Работа по профессиональному самоопределению учащихся
Участие в работе школьных методических объединений
Участие в работе педагогических советов школы
Проведение мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, профилактике зависимого и суицидального поведения.
На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Перечень документации социально-психолого-педагогической службы (СППС)
Перечень документации социально-психолого-педагогической службы (СППС) |
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики) | ||||||||||||||||
Рекомендуемый перечень основной рабочей документации социально-психолого-педагогической службы (СППС) - график работы специалистов СППС, утвержденный руководителем учреждения образования; - планы работы специалистов СППС на год, четверть(месяц), неделю(ежедневный); На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - СППС в различных учреждениях образования
|