Что такое байдарка кратко

Обновлено: 04.07.2024

байд а рка, байдарки, жен. Узкая и легкая спортивная лодка (обычно одноместная, с одним двухлопастным веслом).

Этнографический Словарь

одно- или двухместная промысловая лодка из шкуры моржа у алеутов. ср. каяк

Военно-морской Словарь

узкая легкая гребная спортивная лодка. Гребля осуществляется 2-лопастным веслом. Сверху закрыта декой (палубой), в которой имеются кокпиты (люки) для гребцов. Существуют также парусные и с подвесным мотором.

Топонимический словарь Севастополя

(БАЙДАР, БАЙДАРКА, река)

Так называется левый приток реки Черной длиной 8 км, который протекает в северо-восточном направлении в полутора километрах западнее села Орлиного, старое название которого Байдар, Байдары, что и определило название реки.

Лексикон туриста

узкая легкая гребная лодка без уключин, используемая в водных видах спорта и туризме. Гребля осуществляется двухлопастным веслом, управление — обычно рулем, который поворачивается ногами

Энциклопедический словарь

узкая легкая лодка без уключин. Весла 2-лопастные. Спортивные байдарки - цельные с деревянной или пластмассовой обшивкой, туристские - разборные с деревянным, металлическим или пластмассовым каркасом и обшивкой из водонепроницаемого материала.

Словарь Ожегова

БАЙДАРКА, и, ж. Узкая и лёгкая спортивная лодка без уключин, с двухлопастным веслом. Спортивная б. Туристская б.

| прил. байдарочный, ая, ое.

Сплав на байдарках

Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк. Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имеет уключин. Иногда используется парус [1] .

Байдарки – это узкие длинные лодки, изобретенные в незапамятные времена народами Севера для промысла и морских путешествий. Тогда они представляли собой остов из костей или дерева, обтянутый шкурой животных. Сегодня выпускается очень много вариантов различных байдарок, которые активно используются в спорте, туризме, для рекреационных прогулок, рыбалки, охоты, сплава. Лодки управляются двухлопастными веслами, снабжаются ножными, коленными, бедренными упорами, обладают отличной остойчивостью, превосходной маневренностью, высокой плавучестью и большой проходимостью.

1.jpg

Виды байдарок

Байдарки бывают сплавными, морскими, спортивными, туристическими, рыбацкими. Они имеют различные характеристики, габариты, разную конструкцию, обладают всевозможной оснасткой. Модели могут дополняться рулем, педалями, плавниками, парусным вооружением и делятся на цельнолитые, надувные, разборные.
Цельнолитые байдарки изготавливаются из полиэтилена, особо прочного пластика, композитных материалов. Они могут вмещать от одного до трех гребцов, отличаются большой прочностью, легким весом и применяются в гребном слаломе, для сплава, путешествий по просторным акваториям. Это долговечные устойчивые модели, которые выдерживают мощные удары, резкие перепады температур, влияние агрессивных сред.
Разборные байдарки имеют каркас и оболочку (шкуру). Каркас включает в себя стрингеры, привальные брусья, фальшборты, штевни, шпангоуты. Между оболочкой и каркасом помещаются емкости непотопляемости, обеспечивающие лодке высокую плавучесть. Такие байдарки используются в туристических путешествиях, для сплава по рекам средней сложности, для рыбалки, охоты, семейных прогулок.
Надувные модели состоят из баллонов, которые помещаются в оболочку из плотной водонепроницаемой ткани. Они дополняются сливными клапанами, страховочной обвязкой, упорами, обладают большой вместительностью и часто применяются для длительных экспедиций, для рыбной ловли и водной охоты.

2.jpg

Основное отличие байдарок от стандартных гребных лодок

3.jpg

Как сидят в байдарках

Пяточные упоры в байдарках обычно регулируются по росту гребцов и размещаются так, чтобы люди могли без усилий управлять лодкой при движении вперед. Они амортизируют удары, оберегая стопы от травм, которые можно получить при столкновении с камнями или при преодолении порожистых рек. Коленные и бедренные упоры обеспечивают жесткую фиксацию корпуса гребца, необходимую для управления байдаркой на поворотах. В ряде моделей присутствуют спинные упоры, предупреждающие соскальзывание гребцов назад.
Люди сидят в байдарках на анатомических сиденьях, вытянув ноги вперед. Положение упоров подбирается под телосложение каждого гребца. Он должен чувствовать движения байдарки и управлять лодкой ногами. Чтобы она не давала крен, человеку нужно сидеть так, чтобы его линия позвоночника всегда проходила строго под прямым углом к поверхности воды. Иначе судно будет постоянно уходить с курса и наклоняться.

4.jpg

Методы посадки в байдарку и высадки из нее

Гребцы садятся в байдарку, когда она уже спущена на воду на глубине более двадцати сантиметров. Лодку разворачивают так, чтобы она носом была направлена вниз по течению реки. При посадке ноги можно ставить исключительно на толстые трубки конструкции. Опираться ими на оболочку или перемычки кильсонов нельзя.
Сначала гребцы укладывают весла на корпус байдарки поперек него перед передними и задними сиденьями. Человек, находящийся у кормы, держит лодку за борта, тот, кто стоит возле носовой части, берется за борта, заносит в кокпит поочередно правую и левую ноги, садится на место. После этого он упирается веслом в дно водоема и дает возможность сесть в байдарку другому гребцу.

5.jpg

Способ гребли на байдарках

Байдарочное весло представляет собой конструкцию из горлышка, черенка, рукоятки и двух лопастей. Лопасти находятся перпендикулярно друг другу и соединяются между собой через черенок и горлышко. Весла бывают разной длины, которая зависит от роста человека и длины его рук. Гребцы захватывают их так, чтобы расстояние между ладонями равнялось расстоянию между локтями в разведенном положении.
Сам процесс гребли на байдарках является замкнутым. Гребцы поворачивают в сторону каждого гребка то одно, то другое плечо примерно на угол 45º-50º. Рука, которая в этот момент находится внизу, вытягивается вперед, рука, располагающаяся на верхней части весла, сгибается в локте, который поднимается до уровня плеча. Гребец опускает нижнюю руку, верхняя рука в этот момент разгибается и двигается вперед и вверх. Весло должно входить вводу под углом около 45º. Оно проводится под водой до тех пор, пока корпус человека не повернется на 45º. Затем гребец вынимает весло из воды, разворачивается, переносит его через борта лодки, меняет нижнюю и верхнюю руки и повторяет гребок с другой стороны лодки.

6.jpg

Морские байдарки

Байдарки подходят для походов по любым водоемам, в том числе и по морским акваториям. Морские модели отличаются формой корпуса, у которого нос и корма являются приподнятыми и немного закругленными. Они способны с легкостью преодолевать большие волны и следовать по курсу при сильных порывах встречного и бокового ветра.
Байдарки подходят для длительных путешествий и для кратковременного отдыха. Они обладают двумя и более багажными отсеками, часто оборудуются рулем с педальным приводом и скегом (выдвижным килем). Лодки имеют острые обводы, килеватое днище, могут перевозить много багажа и развивать приличную скорость. Они обладают очень высокой маневренностью, устойчивостью и оснащены всем необходимым для комфортных продолжительных походов. Такие байдарки подходят для семейных прогулок и экспедиций.

7.jpg

Байдарки для сплава

Сплавные байдарки имеют уплощенное дно, плавные обводы, немного закругленные нос и корму. Среди них есть цельнолитые, разборные, каркасно-надувные и надувные модели. Они ориентированы на реки разной сложности, укомплектовываются фартуками, юбками, имеют вместительные багажные отделения и укороченные весла. Одноместные литые модели обычно используются для однодневных походов по бурным рекам с крутыми порогами. Двухместные, трехместные разборные и надувные лодки подходят для рек любой сложности и для продолжительных походов. Они имеют высокую проходимость, отличаются верткостью, могут перевозить много багажа при небольшом весе. Такие байдарки имеют открытую или закрытую деку, укомплектовываются защитными фартуками, юбками, дополняются съемной декой и герметичными люками.

8.jpg

Спортивные байдарки

Спортивные байдарки предназначены для соревнований по гребле и являются неразборными. Модели для спокойной воды обладают более узким и длинным, чем у других моделей, корпусом, могут набирать большую скорость, изготавливаются из многослойного полиэтилена, стеклопластика и углепластика. Такие байдарки бывают одноместными, двухместными и четырехместными. Они снабжаются специальными сиденьями – сляйдами и рулевыми рычагами, расположенными над упорами для ног. Рычаги связаны тонкими тросами, выполненными из стали, с рулевыми лопастями.
Байдарки для гребного слалома на бурной воде имеют уплощенное дно, меньшую, чем у других спортивных моделей, длину и увеличенную ширину. Это необходимо для того чтобы чтобы гребцы могли удерживаться в лодке в мощном потоке воды. Существуют морские спортивные модели, у которых нет коленных упоров. На них нельзя делать эскимосский переворот, однако можно гораздо эффективней использовать ноги. На таких моделях не устанавливаются юбки, но посадочные места хорошо изолированы от попадания воды. В подобных моделях обязательно присутствуют дренажные отверстия и большой руль, размещенный на передней части кормы. Морские спортивные лодки такие же узкие, как и модели для соревнований на гладкой воде, но длина их больше и достигает 6,5 метров.

9.jpg

Техника безопасности при плаванье на байдарке

Наши предки освоили водный транспорт очень и очень давно. Лодки похожие на байдарки и каноэ плавали по морям, озерам и рекам всех континентов еще много веков, а то и тысячелетий назад.

Справедливости ради, нужно сказать, что первую лодку, похожую на каноэ археологи нашли на территории Нидерландов и возраст этой лодки 10 000 лет. Да и в России, на берегах Ладожского озера и реки Дон, археологи не раз находили дубовые челны, изготовленные более 4 000 лет назад. Наши предки освоили водный транспорт очень и очень давно.

И, само собой разумеется, люди испокон веков соревновались, кто же лучше управляется с веслом. Состязания гребцов проходили еще в Древней Греции, но история спортивной гребли на байдарках началась сравнительно недавно.

Джон МакГрегор

Джон МакГрегор

Его основоположником, как вида спорта, считается шотландский юрист Джон МакГрегор. Он был не просто байдарочником, свои лодки он строил и проектировал сам. Будучи невероятно деятельным человеком, он в 1866 году создал первый в мире гребной клуб.

Эта затея получила одобрение уэльского принца Эдварда (будущий король Великобритании Эдвард VII) и подобные клубы стали появляться по всему миру. А через год английский королевский клуб организовал первую в истории регату. В ней участвовали 15-ть байдарок.

Вот только Олимпийским этот вид спорта, в отличие от Академической гребли, стал не сразу. Только на 11-х Олимпийских играх в Берлине, в 1936 году, впервые разыграли первый комплект медалей в байдарках и каноэ. Правда, тогда участвовать разрешили только мужчинам. Дамы смогли скрестить весла лишь в 1948 году, в Лондоне.

Несмотря на то, что в России спортивная гребля была в части на протяжении нескольких последних столетий, до 1950 года советские гребцы не участвовали в международных соревнованиях. Только в 1952 году наши спортсмены впервые завоевали бронзовую Олимпийскую медаль, а затем и добрались и до Олимпийского золота, которого в дальнейшем завоевано было не мало.

Гребной слалом

Гребной слалом

Гребцы должны проплывать на скорость часть порожистой реки или искусственной трассы, да еще и преодолевая течение. Слалом — спуск по реке на время с прохождением ворот. Ворота – это две вехи, которые свисают с горизонтально натянутого троса. Бывают ворота прямые, их нужно проходить по течению, и обратные, их проплывают против течения.

Если гребцы прошли ворота с ошибками, то к итоговому времени добавляются штрафные секунды. Например, если лодка, весло или часть тела спортсмена коснулась ворот, то к результату прибавляется 2 секунды. Но если гребец пропустил ворота или прошел их в неправильном направлении, то тут речь идет о 50 секундах штрафа. Так что, аккуратность в гребном слаломе важна ничуть не меньше, чем скорость.

И вот еще один интересный момент. Если у одного из участников ломается на старте весло, то старт признают недействительным, так что на всякий случай, у гребца должно быть про запас еще одно весло, иначе так можно вообще без соревнований остаться.

Каноэ – это так же небольшое судно с лопатообразным веслом, у которого, как правило, всего одна лопасть.

Главное отличие байдарки и каноэ в способе гребли и посадки гребца. На каноэ гребут стоя на одном колени, а на байдарке сидя. Так же каноэ немного шире, чем байдарка.

И байдарка, каяк и каноэ приводятся в движения с помощью весла. Как мы писали выше, эти весла различаются по форме. Почему?

Весло – это одно из древнейших изобретений человека. С его помощью он стал владыкой водных пространств еще до изобретения паруса. Весло позволило человеку перестать быть игрушкой течения, а самому выбирать курс и направлять по нему свою лодку.

Но как же работает весло? Если рассмотреть разные весла внимательней, то можно заметить что разница заключается в двух вещах, длине весла и размере его лопасти. Работа веслом напоминает работу с лопатой, да и весло по форме напоминает земельный инструмент. Человек, работающий лопатой, зачерпывает землю и откидывает ее в сторону, а гребец точно так же откидывает назад ту воду, которая находится непосредственно за лопастью весла.

Fдействия = Fпротиводействия

Если мы просто облокотимся на стол рукой, создавая давление, то точно такое же давление испытывает и рука со стороны стола. Иначе, если давление стола оказалась меньше, то рука бы прошла бы сквозь стол как сквозь воздух.

Таким образом, когда лопасть весла отталкивает массу воды, то вода с такой же силой отталкивает лопасть в противоположном направлении. Т.е. если мы отталкиваем воду назад, то она толкает весло, а значит и лодку, вперед.

Сила противодействия воды

Сила противодействия воды

А если грести веслом очень быстро, то зачастую лодка движется медленней. Почему, спросите Вы? Дело в том, что третий закон Ньютона говорит о равенстве сил, а не скоростей. А вот со скоростью, а точнее с ускорением, имеет дело другой, второй закон Ньютона, который записывается вот такой формулой:

F = ma (сила равна массе помноженной на ускорение)

Что же означает эта формула? А она означает, что при одной и той же приложенной силе, тяжелый объект будет разгоняться гораздо медленней легкого, причем ровно во столько раз медленнее, во сколько раз он тяжелее. Этот закон на себе испытывает водители самосвалов. Пустой грузовик разгоняется быстро, а вот с полным кузовом еле-еле трогается с места.

В нашем случае, масса воды, на которую действует сила со стороны весла, в десятки раз меньше массы лодки и поэтому даже от быстрого гребка, лодка будет разгоняться гораздо медленней.

Понятно, что если сделать лопасти весла больше по площади, то они смогут за каждый гребок откидывать назад большую массу воды, а это значит, что и ускорение от такого гребка лодка получит куда большее. Так почему же тогда не сделать огромные лопасти? Это невозможно, так как согласно второму закону Ньютона, чем больше масса воды, которую назад откидывает весло, тем большую силу нужно к нему приложить. Слишком большую массу спортсмен не сможет сдвинуть с места, ему просто не хватит для этого сил.

Гребля – это один из самых популярных видов спорта в нашей стране и заниматься ей очень полезно для здоровья. Часто в этот спорт идут бывшие пловцы, гимнасты и легкоатлеты. Такая подготовка будет не лишней, если Вы решите заниматься греблей на байдарках и каноэ, ведь, чтобы грести, нужно быть физически выносливым.

Специалисты рекомендуют начинать занятия не раньше 11-12 лет. Конечно, бывают исключения и в гребной спорт приходят дети более раннего возраста. Но, в идеале именно к 11 годам детский организм полностью готов к нагрузкам, которые неизбежны в гребном спорте.

Как правило, летом юные гребцы занимаются на байдарках в открытых водоемах, а зимой укрепляют тело, плавая в специальных бассейнах. Но и конечно, юные гребцы не забывают и других развивающих видах спорта, легкой атлетики и лыжах.

Читайте также: