Икономия и акривия как принципы церковного права кратко

Обновлено: 08.07.2024

Термин

Византийские авторы

Юридическое содержание и функции И.

Икономия и сингулярное право

Самой употребительной функцией И., к-рая нередко считается основной и даже единственной, является создание сингулярного права для лиц, которые в силу особых обстоятельств должны быть по справедливости поставлены в исключительное положение относительно действующего общего права. Необходимость этой меры обусловлена духовным благом как их самих, так и всей Церкви, частью к-рой они являются. Такая И. может применяться как для отдельных лиц, так и для целых групп. Чаще всего эта И. направлена на обеспечение доступности церковных благ для тех ее членов, которые находятся в положении, ограничивающем их возможности, например в состоянии духовной (Трул. 3) или телесной (Ап. 69) слабости, переживают внешние трудности - войну, неблагоприятные климатические условия и т. п.

И. и правоприменительная практика

И. и правотворчество

Особенности функционирования И.

К созданию сингулярного права относится различение И. ретроактивной (post factum), когда ее применение следует за правонарушением, и превентивной (ad faciendum), когда она вызывает соответствующую реакцию компетентной власти во избежание неблагоприятного события, ожидаемого в будущем.

И. и акривия

В 1-й пол. XX в. в связи с попытками англиканского духовенства получить признание Вселенского Патриархата появилось неск. важных обстоятельных работ об И. правосл. специалистов в области догматики и церковного права, причем изначальный интерес к ней как к основе признания инославных таинств перерос в стремление раскрыть ее содержание со всей возможной полнотой и объективностью (Г. С. Аливизатос, И. Коцонис, С. Н. Троянос). В контексте отношений с правосл. Церквами правосл. взгляд на И. пытались выяснить как католич. (Т. Шпачил, М. Жюжи), так и англикан. (Дж. Дуглас, Ф. Томсон) богословы.

Георгий Граббе

В период развития ересей и расколов пред церковной властью всегда с большей или меньшей остротой становится вопрос о том, какие меры более всего целесообразно принимать в борьбе с ними и в защиту паствы от их соблазнов. В одних случаях может быть признана нужной строгость, а в других снисхождение и послабление.

Известно, что вопрос о строгости или снисхождении при принятии присоединяющихся из ереси приобрел особую остроту в третьем веке. Обычно считается, что спор по этому вопросу шел между священномучеником Киприаном и Римским папой Стефаном. Их имена фигурируют преимущественно, но важные суждения высказывались и многими другими Отцами Церкви. Спор шел о порядке приема еретиков и раскольников.

Историческим фактом является, что в разных местах и в разное время Церковь, при присоединении тех же еретиков имела разную практику. Иногда крещение и рукоположение обязательно совершались над присоединяемыми во всех случаях, а иногда этого не делалось и они принимались в своем статусе через покаяние, миропомазание или возложение рук.

Принцип икономии, в смысле снисходительной практики, больше всего имел применение в отношении приема в Церковь еретиков и раскольников. Древнейшие правила устанавливали учение, что вне истинной Церкви нет никаких таинств, и запрещали всякое религиозное общение с еретиками и раскольниками. Не допускается совместная молитва с ними и даже присутствие на их молитвенных собраниях (Апост. 45, 65; Лаодикийское 33), не дозволяется им присутствовать при священнодействии и молитве верных (Тим. Ал. 9), рукоположенные еретиками не почитаются истинно рукоположенными (Апост. 68), крещение еретиков положено не признавать, а крещенных ими указывается перекрещивать (Ап. 47, 68; Лаод. 8).

В первые два-три века преследуемая Церковь мало имела опыта с массовыми обращениями еретиков и раскольников. В широком масштабе этот опыт явился с обращением донатистов и новациан, а затем расширился в века царя Константина и последующих православных императоров. От индивидуальных проблем Церковь перешла к массовым обращениям еретиков, когда христологичесекие ереси уже изживали свою силу и упорство. Тогда перед иepapxией стала задача облегчения обращения к истинной Церкви путем снисхождения вместо исключительно строгой практики, особенно потребной в периоды гонения, поскольку такая практика могла возбуждать их к упорству. От обороны Церковь могла перейти к миссионерскому наступлению, применяя снисхождение, или икономию ибо ослабевало самое упорство еретиков.

Однако, снисхождение в чиноприеме часто принималось за признание действительности таинства крещения у еретиков. Из существующей практики делалось неверное догматическое заключение, которое теперь укоренилось во многих умах вопреки отсутствию в нем логики. Такой примерь мы находим даже у знаменитого канониста Еп. Никодима Милаша.

Несомненно, это рассуждение еп. Никодима согласно с нынешним учением католиков и с понятиями, которые часто можно встретить у богословски необразованных интеллигентов. Однако, оно решительно недостойно православного богослова и никак не согласуемо с собственными суждениями еп. Никодима, которые мы привели выше.

Вера в силу правильно произнесенной сакраментальной формулы, независимо от того, запрещен ли произносящий ее, или лишен сана, свойственна католикам, а не Православной Церкви. Если логически развить данную мысль еп. Никодима, то приходим к положению, в котором, возрождающей дар крещения преподается вне Церкви.

Но что же именно получаем мы в крещении? Может ли дар этот быть получен вне её?

Но если принятие еретиков и раскольников без нового крещения Василий Великий признавал возможным на основании икономии, то Св. Киприан, с другой стороны, указывал на практическую целесообразность строгой практики.

В письме к Юбаяну он указывает на то, что строгая практика у него способствовала обращению из ереси, а не препятствовала ему. Он ссылался на икономию строгости.

Вера католиков в то, что действительно всякое священнодействие, совершенное правильно и с определенным намерением — есть вера в заклинательную силу формулы и делает для них крайне трудной борьбу с расколом. Так, например, сейчас они бессильны в борьбе с Архиепископом Лефевром. Папа его запретил, но по католическому богословию, это не лишает его Сященнодействия действительности. Ничего он не лишается и в случае снятия с него сана. Поэтому Папа и не старается прибегать к такой мере. Каковы бы ни были прещения, католичество вынуждено признавать его таинства действительными.

Надо заметить, что чем раньше в истории Церкви было суждение о чиноприеме еретиков и раскольников, тем строже оно было, таким образом, подтверждая высказанное мною мнение, что снисходительность в практике приема стала целесообразной после укрепления положения Церкви с победой христианства над язычеством.

История показывает нам, что строже всего Церковь поступает в отношении еретиков и раскольников при начале их деятельности и делается снисходительнее, когда она начинает ослабевать.

Все эти уроки мы должны учитывать при решения современных проблем, вызываемых растущим среди не только еретиков, но и православных, интерконфессиональных экуменических тенденций, стирающих границы между истиной и заблуждением.


Эти термины зачастую идут рядом и используются как антонимы, олицетворяя в церковной среде два противоположных подхода.

Акри'вия (греч. строгость, точность, тщательность) - способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства.

Икономи'я (греч домостроительство) - принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства; обоснованное снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера.

Акривия - это соответствие букве закона. Именно сходя из принципа акривии должны решаться вопросы догматического характера. То есть в вопросах догмы необходимо руководствоваться абсолютной строгостью. Вопросы же каноники и церковной практики можно решать как с позиций акривии, так и с позиций икономии, то есть и принимая во внимание внешние обстоятельства.

В частном случае, икономия — это неприменение канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение может вызвать соблазн и новый грех. Избежание таких последствий и является целью отмены пастырем епитимии за проступок. Икономия даёт пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу.


Акривия

Икономия

Мы постараемся указать на практику Церкви, которая в особых случаях отклоняется от точности (акривия) применения правил. Это случаи крещения ребенка, которому угрожает смерть. В этом случае, если священнослужителя нет, то его может крестить и мирянин, мужчина или женщина. Если нет воды, то можно крестить посыпая ребенка сыпучим веществом, и мы можем считать его крещенным. Это отклонение от правил было сделано для спасения ребенка. Мы находим, что точность нужна для спасения человека, но икономия также применяется для спасения. Таким образом, точность и иконография не противоречат друг другу, так как у них обоих одна цель — спасение человека.

Что было бы, если бы Святая Православная Церковь настаивала на принятии Православия через помазание, применяя точность канонов? Нет сомнений в том, что многие бывшие униаты колебались и не перешли бы Православную Церковь как свою изначальную духовную мать, что привело бы к потере тысяч, а может быть, и миллионов, если принять во внимание Западную Украину и Закарпатье. Практически, не соблюдая точных правил, икономия открыла дверь к возвращению в святую Православную Церковь потомков тех, кто был насильственно введен в союз с Римом, означает, что она открыла им дверь в вечную жизнь.

Из приведенных выше примеров церковной икономии мы убеждаемся, что Церковь использует исключение из правил не потому, что она не ценит правила, не заботится ли она о том, соблюдают ли их члены их или игнорируют их, или потому что она планирует полностью отменить эти правила. Церковь никогда не сделает этого, потому что сама Церковь издала эти правила, а правила святы, потому что они были изданы Святой Церковью.

Есть еще два вопроса, касающиеся нашей темы. Во-первых: кому дарована церковная икономия, во-вторых, принцип дарования икономии.

Следует отметить, что предоставление церковной икономии не является вопросом воли или незаконности, потому что сторона, запрашивающая исключение из правил, не может делать что-либо произвольно, она не может предоставить это исключение сама, она должна обратиться к тем властям, которые компетентны сделать это, предоставить исключение.

Какой компетентный орган предоставляет исключение?

Принципы применения церковной икономии

Такой принцип можно найти в основании каждая икономия, которую Церковь придает своему духовному питанию, а именно: прощение, сострадание, милосердие, кротость и любовь в проявлении человеческой слабости.

Любой другой принцип, выгода, корысть или любое другое намерение, а также угрозы и насилие со стороны вовлеченных сторон отвергаются в Церкви.

Цель икономии — помочь вернуться на путь истины покаяния и акривии. Отклонение от акривии (исключение) носит временный характер, длится более или менее длительный период времени, в зависимости от обстоятельств и ситуации. Временный характер отклонения от правил только подтверждает намерение, что в этом случае не было намерения нарушить канонический порядок и точность.

Икономия никогда не должна применяться, если она угрожает злом, позором, возмущением. Иконолмия не касается вопросов веры и догматов. Мы не можем признать, даже если это только временно, что Бога нет в трех Лицах, или что Сын не нерожден и не вечен, или что Бог не есть любовь. Мы также не можем сделать желаемую икономию, даже временно, и доказать то, что неправда. В вопросах веры, догматов, заповедей Божиих, компромисс невозможен, иначе мы могли бы впасть в ересь и неправду и, таким образом, поставить под угрозу наше спасение.

В церковной практике употребление икономии спасения все еще живо, но условия ее применения не разработаны, равно как и какие-либо правила и методы предоставления. Канонисты, занимающиеся икономией, предположили, что существование таких правил для определения условий и определений может привести к искушению потребовать еще большего применения икономии и еще большего отклонения от точности (акривии) большего числа верующих, что может негативно повлиять на деятельность и жизнь Церкви.

Церковная власть, предоставляющая икономию, может в духе истины и благодати рассмотреть вопрос о том, спасет ли данная икономия соответствующего человека, будет ли он больше любить Бога, будет ли он больше подчиняться Божьим заповедям или будет более полезен для Церкви, которая даровала икономию. По времени применения икономию можно разделить на превентивную (профилактическую) и ретроспективную.

Превентивная икономия предоставляются компетентным духовными властями до того, как в отношении заявителя будут приняты соответствующие меры. Например, священник, который имеет проблемы со здоровьем и предполагает, что у него могут быть желчные колики во время совершения Божественной Литургии, может получить благословение, чтобы он мог использовать лекарство непосредственно перед служением Евхаристии, которая совершается натощак.

Ретроспективная икономия предоставляется когда, кто-то совершил преступление, от которого он или она нуждается в духовном лечении. В основном это происходит на исповеди, когда священнослужитель не отвергает исповедующего, а начинает его духовно возрождать.

Существует особая икономия, так называемая по умолчанию, которая не провозглашается и не фиксируется компетентными духовными органами и применяется в первую очередь к членам Церкви, которые не посещают регулярно богослужения, не часто не приступают к Святой Евхаристии, о которой мы уже упоминали выше.

В силу отклонения членов Церкви от строгого соблюдения священных правил, Церковь в своей снисходительности не налагает соответствующих наказаний, а ждет исправления.

Протоиерей Андрей Ухтомский

Примечания:

Читайте также: