Игровые технологии во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 4207 0

Автор: учитель физики

ГБОУ СОШ с. Летниково Егоров Алексей Викторович.

Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На наш взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, формирование здорового образа жизни учащихся, снятие психического напряжения, гармонизация социально-психологического состояния человека.

Основные задачи курса:

- формирование духовно-нравственного развития через связь с поколениями предшествующих эпох;

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных способностей;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха.

Формы работы: подвижные игры, настольные игры, познавательные игры, ситуативные игры, комплексные игры на местности.

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся младших и средних классов разработана на основе:

Программы внеурочной деятельности. Игра. Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова (Москва, 2011 г.);

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов (Москва, 2011 г.).

Ценностные ориентиры содержания курса

Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, проектности и диалога культур.

Принцип природосообразности предполагает, что игровая деятельность школьника согласуется с общими законами развития природы и человека, формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что игра школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип коллективности предполагает, что детская игра даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип диалогичности требует не столько равенства между педагогом и детьми, сколько искренности и взаимных понимания, признания, принятия.

В логике действия данного принципа в программе предусматривается выполнение социальных проектов учащихся.

Принцип диалога культур в программе предполагает рассмотрение социального проекта как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох.

Основная идея данной программы состоит в том, что игровая деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных физических способностей.

Программа рассчитана на 68 ч в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 35–40 мин. Программа рассчитана на один год обучения - 68 занятий (34 учебные недели).

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определённого набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

На протяжении нескольких лет я работала над методической темой “Игра как форма обучения и воспитания младших воспитанников”. Организация игровой деятельности является для меня актуальной и необходимой, так как я работаю вечерним воспитателем с воспитанниками 1-4 классов в лицее-интернате, и одним из оcновных видов деятельности моих воспитанников в свободное время являются игры.

Педагог- ключевая фигура реформирования образования. Каждый российский педагог, готовящийся реализовывать требования документа с названием “ФГОС основного общего образования”, знакомясь с его положениями, сопоставляя их с собственной профессиональной практикой, задает много вопросов. Один из которых: “Какие конкретные изменения в моей профессиональной деятельности должны произойти?” Задалась таким вопросом и я. Думая над темой данной исследовательской работы, я хотела, чтобы она была посвящена знакомой мне игровой деятельности и новым для меня методам работы, реализующим возможности для достижения более высоких результатов образования и воспитания.

Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог должен реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и художественной). Таким образом, исходя из современных требований и специфики моей педагогической деятельности, была сформулирована тема данной исследовательской работы: “Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.Обучение в условиях внедрения ФГОС”

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников

Предмет исследования: использование игровой деятельности в развитии младших школьников во внеурочной деятельности

  • Изучить и проанализировать возможность использования игровой деятельности в процессе раскрытия и развития потенциала младших школьников.
  • проанализировать современные требования к воспитательной работе;
  • охарактеризовать возможности игровых технологий в организации воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности.

Методы исследования: изучение и анализ нормативной документации и теоретической литературы, эмпирические методы научно-педагогических исследований.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Современные требования к воспитательной работе

В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребёнка. Приведём выдержки из стандарта [1]:

…4.4. Часть четвёртая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня необходимого для обучения в основной школе.

Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

Данные требования необходимо соблюдать как учителям, так и воспитателям, работающим с младшими школьниками.

Для воспитателя одним из основополагающим документов в профессиональной деятельности является “Воспитательный компонент ФГОС ОО”. Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС ОО является “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”. В ФГОС ОО для разных ступеней общего образования современный воспитательный идеал конкретизируется в виде “портрета выпускника” соответствующей ступени образования[2].

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Выделяются три уровня воспитательных результатов: первый уровень результатов- приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и социальной жизни; второй уровень результатов- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; третий уровень- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, в котором он становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения результатов первого уровня важно организовать взаимодействие учащихся с носителем положительного социального опыта, при этом большую роль играет взаимодействие с педагогом. Для достижения результатов второго уровня важно иметь возможность позитивного эмоционального переживания в дружественной детской среде. Для достижения результатов третьего уровня важно дать возможность получения опыта самостоятельного общественного действия в окружающем социуме. Форсирование результатов не допустимо.

Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоническое развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов помогает быстрее достичь поставленной цели. При этом каждый педагог выбирает актуальное направление, которое он больше использует в своей практической деятельности и накапливает опыт для своего педагогического исследования. Для меня таким направлением является игровая деятельность.

1.2.Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию.

Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

У детских игр есть психологические особенности. В литературе игра рассматривается как:

1. Особое отношение личности к окружающему миру.

2. Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная реальность.

3. Социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности.

4. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка.

5. Социально-педагогическая форма организации детской жизни.[4]

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта[5]. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, “ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя[6]”

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличает следующие черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности (“поле творчества”);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (“эмоциональное напряжение”);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [7].

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

- Функция социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

- Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку “игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны”.

- Функция самореализации ребенка в игре как “полигоне человеческой практики”. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.

- Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – “поле самовыражения”, в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

- Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. “Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как с взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту”.

- Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- возрастным возможностям их использования;

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения [8].

Огромно значение игр во внеурочной деятельности. Игровая деятельность помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Использование игр как средства воспитания стимулирует познавательный интерес ребёнка. Дети реализуют свои творческие возможности, а также получают новые знания в непринуждённой форме и закрепляют полученные.

Таким образом, игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения и воспитания. Организовывая и вовлекая детей в различные виды игровой деятельности, мы всесторонне развиваем детей не так, как нам удобно преподносить материал, а как детям удобно и естественно его взять[9].

В вечернее время я организую игровую деятельность младших воспитанников таким образом, чтобы продолжить единый школьный учебно-воспитательный процесс и реализовывать воспитательные функции свободного времени. Ежегодно составляется программа игровой деятельности младших воспитанников в вечернее время. В ходе реализации этой программы постоянно обновляется игротека, младшим школьникам прививается культура игровой деятельности, разучиваются различные игры, проводятся спортивно-интеллектуальные и спортивно-творческие игровые мероприятия, турниры по интеллектуальным и настольным играм. Разнообразные игровые мероприятия проводятся в оборудованной игровой комнате, малом спортивном зале и на игровой площадке школьного двора. Некоторые результаты организованной мной игровой деятельности представлены в приложениях 1 и 2. В моей группе находятся воспитанники 1-5 классов. Все ребята с удовольствием участвуют в различных видах игровой деятельности. В играх дети прекрасно обучают друг друга. В зависимости от вида игровой деятельности решаются различные образовательные и воспитательные задачи, в том числе и социализация детей.

Проведя анализ литературы и своего практического опыта по использованию игровой деятельности, я прихожу к выводу об её значимости в решении различных педагогических задач. Возможности игровой деятельности в достижении образовательных и воспитательных целей обширны. Использование накопленного опыта и постоянное обновление арсенала игровой деятельности поможет мне способствовать развитию творческой активности и интереса школьников к познанию, чему уделяется особое внимание в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 г.

5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка// вопросы психологии. 1989.-с.105.

6. Шмаков С.А.Игры учащихся- феномен культуры. М.: Новая школа. 1994.-с.14

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование.2005. 450с.

вебинарах, в работ е шк ол ьног о МО учителей на чальных классов.

В своей педагог ической деятельност и я использу ю игровые технолог ии.

Хорошая, умная и занимательная игра активиз ирует внимание детей, снимае т

психологическ ое и физическое на пряжение, обле гчает восприят ие нового

материала. Игровые технологии сохраняют познават ельную активно сть

ребёнка и облегчают сложны й процесс обучения, способству ют как

приобретению з наний, так и разв итию многих кач еств личност и.

На каждом у роке я провожу различные виды игр, а иногда игра занимает весь

урок. Игры помогают сделать урок более и нтересным и увлекательным.

Игровая деятельнос ть на уроке не только организу ет процесс общения, но и

Семинар -практикум

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий.

1. Проанализировать игровые технологии.

2. Изучить практику использования игровых технологий на современном этапе.

3. Обобщить опыт использования игровых технологий.

Обладаю необходимым научно-методическим уровнем, работаю над совершенствованием своего теоретического уровня и педагогического мастерства, постоянно слежу за инновациями, которые появляются в педагогической науке и практике.

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Современному учителю, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но должен всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Изучая особенности своих деток, применяя различные технологии, я поняла, что в моем классе, именно в этом возрасте, очень эффективны игровые технологии. В моей работе появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.

Актуальность

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Современному учителю, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но должен всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Он предполагает создание условий для ценностно-ориентированного воспитания и развития основных сфер личности ученика. Основой для этого является внедрение в практику современных образовательных технологий, активизирующих познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся.
Каждая из технологий ценна на современном этапе образования.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне.

Игровым технологиям уделяют большее внимание, так как игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровая деятельность выполняет функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову)

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игру как метод обучения, в современной школе, ставка делается на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дициплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя. На своих уроках я стараюсь использовать различные элементы данной технологии.

Существует следующая классификация игр (показать на экран)

— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);

При изучении звуков обозначаем их в виде человечков, одетых в разные цвета гласные – в красный цвет, согласные твёрдые – в синий, согласные мягкие – в зелёный, на звонкие звуки надеваем шапочку-колокольчик, глухим – наушники (показать таких человечков)

— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, игры-путешествия). Например, сегодня вы видели игру-путешествие в лес.

На уроках применяю интерактивные игры, которые способствуют пониманию и усвоению нового материала.

В своей работе я использую занимательные интерактивные задания, игровые тренажеры, которые в увлекательной игровой форме помогли учащимся получить прочные знания по предметам. И все это непринужденно, увлекательно, интересно, весело. Все дети включаются в процесс изучения, активно участвуют в учебном процессе.

Этап урока: начальный

Технология выполнения задания (что делают учащиеся у доски и за партой):

Учащиеся у доски раскрывают картинки с ответом на загадку, составляют схемы слов.

Учащиеся за партами отгадывают загадки, проговаривают звуки, составляют из разрезного материала схемы слов.



Методическая ценность задания (наличие мотивационной, развивающей составляющей, дифференциация, возможные ошибки, формы контроля): мотивация к изучению новой темы, наличие различных вариантов схем (несколько слов, которые могут быть отгадкой).

Целесообразность использования интерактивной доски: обеспечение наглядности, возможность оперативного составления схем.

Этап урока: основной

Технология выполнения задания (что делают учащиеся у доски и за партой):

Первоначально текст прочитывается всеми учащимися в Азбуке.

Учащиеся у доски выделяют имена детей, размещают их на свободном поле, выделяют названия профессий и соотносят их с именами детей. О профессиях, которые хотят выбрать 3 ребенка, нет упоминая в тексте – их имена соотносятся с картинками.

Учащиеся за партами помогают, следят за правильностью выполнения, проговаривают три предложения о Максиме, Севе и Романе.



Целесообразность использования интерактивной доски: возможность вычленить из текста ключевые составляющие, наглядно показать группировку объектов.

Формулировка задания: На ленте букв нам необходимо расставить изученные нами буквы по своим местам.

Тип задания: на классификацию, работа с различными цветами, drag & drop.

Этап урока: заключительный

Технология выполнения задания (что делают учащиеся у доски и за партой):

Учащиеся у доски сначала обводят красным цветом буквы, обозначающие гласные звуки, желтым – глухие согласные, фиолетовым – звонкие согласные. После этого расставляют буквы по своим местам в ленте (часть, закрытая серым прямоугольником не используется).

Учащиеся за партами проговаривают звуки, которые обозначаются соответствующими буквами.




Целесообразность использования интерактивной доски: наглядное выделение цветом, возможность оперативного заполнения таблицы, возможность сохранить результат и вернуться к нему позднее.

Квесты бывают разными в зависимости отсюжета:

Структура образовательного квеста может быть следующей:

1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли).

2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания).

3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).

4. Оценка (итоги, призы).

На своих уроках я в основном использую линейные квесты.

Цель : Закрепить и расширить знания школьников о характерных признаках осени.
Задачи:
1.Организация досуга школьников.
3.Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
4.Расширение кругозора учеников.

Ребятам приходит письмо, в котором говорится, что зверятам в лесу требуется медицинская помощь, они серьезно заболели. Айболиту надо как можно скорее добраться до зверят, а маршрута он не знает. Команды получают маршрутные листы с указанием станций, на которых они выполняют различные задания. За правильно выполненное задание команда получает слово – подсказку.

Айболиту надо перебраться через море на черепахе, но чья черепаха окажется быстрее? Ребята по цепочке решают примеры, тем самым черепаха движется к берегу, а Айболит к больным зверятам.

7+1= 5-2= 9+1= 2+2= 1-1= 4+3=

Участники игры выполняют задание, получают слово – подсказку и переходят на следующую станцию.

Участвуют команды по рядам. На доске три яблони, на каждой яблони пять примеров. Около яблони пять яблок, на каждом из которых написано число. По одному человеку от каждой команды подходят к яблоням, берут одно яблоко и прикрепляют его к тому примеру, ответ которого соответствует числу на яблоке.

Я живу в лесу дремучем
Лесу друг я самый лучший.
Вас я в гости приглашаю,
Загадки про лес вам прочитаю.

1) На подстилке 2 птенца,

Два пушистых близнеца.

И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.

Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 2+5=7

2) 5 мышат в траве шуршат,

3 забрались под ушат.

2 мышонка спят под ёлкой.

Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10

3)На берёзе 3 синички

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать? 3+5=8

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? 5-1=4

5)Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

Сколько лягушат спаслось?

Только точно! 2+6=8

6)Ветер дунул, лист сорвал.

И ещё один упал.

А потом упало 5.

Кто их сможет сосчитать? 1+1=5=7

7)Ёжик по грибы пошёл,

10 рыжиков нашёл.

8 положил корзинку,

Остальные же - на спинку.

«Сколько рыжиков везёшь

После выполнения всех заданий доктор Айболит добирается до больных зверят и оказывает им помощь.

Применяя на уроках игровые технологии формируются:

Метапредметные результаты. Познавательные:

  • Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений.
  • Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации.

Коммуникативные :

  • Позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений.
  • Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Регулятивные:

  • Характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения заданий.
  • Планировать собственную деятельность.

Личностные результаты:

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  • Сформированность и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.

Коммуникативные УУД: дети учатся работать в паре, приобретают умение слышать, слушать и понимать партнера, договариваться, учитывать позицию собеседника.

Познавательные УУД: приобретение эффективных способов решения задач и выделение необходимой информации.

Личностные УУД: вырабатывается уважительное отношение к другим, осознают свои эмоции.

Регулятивные УУД: ученик учится работать по предложенному плану учителя, корректируя ошибки.

Таким образом, использование игровой технологии в начальных классах ведёт к успешности учеников. Дети на уроках решают творческие задачи, применяют знания в жизни. А всё это, как известно, ведёт к становлению полноценной социализированной личности.

Читайте также: