Этапы реализации проекта в школе плановый конструктивный

Обновлено: 06.07.2024

Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.

Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:

- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;

- обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);

- необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

- работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

2. Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

3. Практический

- выполнение плана работ;

4. Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

В программе должны быть обозначены функциональные обязанности участников проектной деятельности, которые находятся во взаимодействии, предложены формы работы с педагогами, обучающимися и родителями; рассмотрены оптимальные условия для обеспечения проектной деятельности; указаны прогнозируемые результаты по реализации программы. А также должен быть приведен план мероприятий по ее реализации.

Общешкольная проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе:

- составляется общешкольный план работы над проектами;

- организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности;

- проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы.

На основном этапе:

- организуется выполнение проектов;

- освещается ход работы над проектами в школьной газете;

- организуются рефлексия и самоанализ деятельности.

На заключительном этапе:

- каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;

- в конце года подводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

При разработке специального курса учитывалось соответствие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника.

Аналогия - метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.

3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи:

наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, перечень недостатков, свободное выражение функции.

Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проектную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может натолкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения поставленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа.

Изменение формулировки задачи расширяет границы поиска решения.

Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.

Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.

Способы включения проектной деятельности в работу школы

Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Как правило, педагоги используют два подхода:

- связь проектов с учебными темами (на уроке);

- использование проектов во внеурочной деятельности.

Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новых знаний учащимися.

Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:

- курсов по выбору;

- свободной самостоятельной деятельности;

- научного общества учащихся (НОУ);

- Академии школьных наук;

Основными направлениями проектной деятельности в школе являются, как правило, следующие:

Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.

Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем. В свою очередь, это можно осуществить лишь на основе более глубокой интеграции, обеспечивающей необходимый уровень синтеза знаний учащихся.

Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Этапы проектной деятельности

Выполнение любого проекта в начальной школе можно разделить на определенные этапы. Этапы проектной деятельности : подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация, осмысление и оценка.

Первый этап - подготовительный. В ыбор цели проекта.

На первом этапе учитель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в проблемную, игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Необходимо собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап. Планирование. Разработка проекта.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.

Ученики объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей; о пределяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Вопрос – Ответ. Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом. Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться?) Развёрнутый план работы. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? Индивидуальный график проектной работы.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Третий этап - реализация проекта . Выполнение проекта. Выполняется практическая часть проекта.

Учитель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, а также направляет и контролирует осуществление проекта, соблюдение сроков. Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - презентация. Подведение итогов.

Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Учитель готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Пятый этап - осмысление и оценка проекта. Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:


Само понятие проект (от лат. project - брошенный вперёд) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать. В самом широком понимании проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проектный продукт Творческий продукт: игра литературный альманах сценарий викторина набор открыток выставка М у л ь т им е д ийн ы й продукт: м у л ь т и м е дийн ая презентация видеоклип слайд-шоу видео-фильм заочная экскурсия Публицистические материалы: стенгазета журнал буклет плакат

Творческий продукт:

  • игра
  • литературный альманах
  • сценарий
  • викторина
  • набор открыток
  • выставка

М у л ь т им е д ийн ы й продукт:

Этапы проектной деятельности

Этап 1. Подготовительный

Пр еп о дава тель

Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному мышлению

Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведет дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта

Что мы будем делать? Для чего мы это будем делать?

Тема Цели З ада ч и

Как мы это будем делать? Что должно получиться?

П р о ек тн ый продукт

Этап 2. Планирование Алгоритм планирования работы над проектом: Шаг 1. Зачем мы это делаем? (формулируем проблемы и цели проекта) Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (выбор проектного продукта) Шаг 3. Кто это будет делать? (назначение ответственных, формирование групп) Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? (выявление имеющихся и недостающих ресурсов) Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять для реализации цели проекта? (основные этапы работы) Шаг 6. К какому сроку необходимо закончить работу? (построение графика проектной работы)

Этап 2. Планирование

Алгоритм планирования работы над проектом:

Шаг 1. Зачем мы это делаем? (формулируем проблемы и цели проекта)

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (выбор проектного продукта)

Шаг 3. Кто это будет делать? (назначение ответственных, формирование групп)

Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? (выявление имеющихся и недостающих ресурсов)

Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять для реализации цели проекта? (основные этапы работы)

Шаг 6. К какому сроку необходимо закончить работу? (построение графика проектной работы)

Этап 3. Реализация проекта Пр еп о дава тель Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, поощряет самостоятельность обучающихся и в то же время при необходимости поддерживает, направляет, создает условия для проявления творческой активности, осуществляет контроль за соблюдением сроков Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта

Этап 3. Реализация проекта

Пр еп о дава тель

Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, поощряет самостоятельность обучающихся и в то же время при необходимости поддерживает, направляет, создает условия для проявления творческой активности, осуществляет контроль за соблюдением сроков

Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта

Этап 4. Презентация проекта

Различные формы презентации:

Публичная защита проекта

Документация проекта обычно представляется заранее для предварительного ознакомления.

Процедура защиты включает:

Этап 5. Осмысление и оценка проекта. Рефлексия

После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта.

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

Портфолио включает:

Паспорт проекта является основным документом портфолио и состоит из обязательных для заполнения элементов:

Критерии оценивания проектов(пример)

Критерий 1. Постановка цели, планирование путей её достижения (максимум 3 балла)

Цель не сформулирована

Цель определена, но план её достижения отсутствует

Цель определена, дан краткий план её достижения

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

Тема проекта раскрыта фрагментально

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельность в работе, не

использовал возможность творческого подхода

Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный

взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки

в оформлении

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)

Презентация не проведена

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложится в регламент

Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствует

заявленным целям)

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует

заявленным целям)

Предоставление информации в компьютерной презентации Компьютерные мультимедийные презентации – это способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.

Предоставление информации в компьютерной презентации

Компьютерные мультимедийные презентации – это способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.

1. Дизайн Темный на светлом Банально, ЗАТО хорошо читается Светлый на темном Эффектно, но утомительно для глаз

Темный на светлом

Банально, ЗАТО хорошо читается

Светлый на темном

Эффектно, но утомительно для глаз

2. Шрифт Monotype Corsiva Плохо читаются и рассеивают внимание Times New Roman, Bookman Old Style Привычны для глаза, хорошо читаются и воспринимаются

Monotype Corsiva

Плохо читаются и рассеивают внимание

Times New Roman,

Bookman Old Style

Привычны для глаза, хорошо читаются и воспринимаются

2. Шрифт .Размер Заголовок слайда (не более 3-4 слов) шрифт 44 пункта. Для теста подзаголовков слайда шрифт в 32 пункта. В поле основного текста слайда желательно использовать шрифт не менее 26-28 пунктов.

3.Содержание и оформление слайда

4. Количество слайдов

  • Количество слайдов в презентации определяется объемом информации.
  • Рекомендуется заранее оговорить количество слайдов. Обычно рекомендуют ограничения 10 слайдами.


-75%

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

В помощь учителю.

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

Педагогическая деятельность учителя

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
    • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
    • Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
    • Организация процесса рефлексии.
  3. Анализ процесса учителем.

2 этап – урок-проект.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  • Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  • Распределение ролей и планирование работы

Этапы работы:

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Методические рекомендации ученику.

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
  2. Выполняй проект в следующем порядке:
    • Выбери с помощью родителей и учителя тему;
    • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
    • Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
    • Выполни теоретическую и практическую части проекта;
    • Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
    • Напечатай графическую часть проекта;
    • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
    • Защити проект;
  3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
  4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
  5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
  6. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
  7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
  8. Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Школа настоящего – школа проектов.

Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Читайте также: