Особенности структуры и функции клеток бактерий грибов растений и животных план урока

Обновлено: 06.07.2024

План:
1. Взаимосвязь между структурой,
свойствами.
2.Взаимосвязь функциями клеточной
мембраны.
Цель урока: взаимосвязь между
структурой, свойствами и
функциями клеточной
мембраны.
Студент должен знать: струкутру
мембран

Литературы:
1.
Т.Касымбаев; К.Мухамбетжанов
“Общая биология” Алматы
“Мектеп” 2014г.
Р.Сатимбеков; Р. Алимкулова;
Ж.Шилдебаев “Биология” Алматы
“Мектеп” 2011г.
Интернет ресурсы

Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи:

1) качественно повышает уровень наглядности урока;

2) качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения.

1. Выполните задания: один человек выполняет за компьютером задание под первой*, остальные – под второй**.

*Изучите строение растительной клетки и подготовьте рассказ по плану:

1) Разнообразие растительных клеток

2) Какие органоиды появляются в растительной клетке?

3) Строение и функции клеточной стенки и плазмодесм.

4) Функции вакуолей.

5) Хлоропласты и хромопласты растительной клетки.

**Рассмотрите в учебнике А.О. Рувинского рис. на стр. 53, ответьте на вопросы:

1) Какие органоиды свойственны только растительной клетке?

2) Какие пластиды есть в растительной клетке? Каковы функции лейкопластов?

3) Запишите в тетрадь вывод: в чем особенности строения растительной клетки?

Время работы 7 мин.

Работайте на компьютере (1 человек из группы)

Откройте на компьютерном диске урок №5 стр.2

см. учебник В.Б. Захарова стр. 176

см. учебник В.Б. Захарова стр. 177 или учебник А.О. Рувинского стр.59

Работайте индивидуально в тетради.

Работайте индивидуально в тетради

1. Выполните задания.

Разделитесь на пары: одна пара работает за компьютером, вторая - выполняет практическое задание.

*Выполните задания на компьютере. Откройте на диске урок №4:

стр.13 – упражнение 1
стр14 – упражнение 2
стр.15 – упражнение 3
стр.16 – упражнение 4
стр.17 – упражнение 5
* Практическое задание:

1) Рассмотрите под микроскопом предложенные микропрепараты.

2) Определите, под каким номером микропрепарата находятся клетки бактерий, растений, животных, грибов.

3) Укажите признаки, по которым вы это сделали.

2. Обсудите результаты работы (обговаривается, почему не было микропрепарата бактериальной клетки)

Займите рабочие места.

Работайте за компьютером. Время работы – 7 минут. За каждое задание ставьте набранные баллы в зачетную карточку.

Работайте в паре в тетради.

Максимальное количество баллов – 100.

За каждую ошибку минус 25 баллов, поставьте баллы в зачетную карточку.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: если вы набрали итоговое количество баллов:

Работайте вместе с классом.

1. Выполните задания: один человек выполняет задание на компьютере под первой*, остальные – под второй**

*Изучите строение грибной клетки и подготовьте рассказ по плану:

1) Органоиды грибной клетки (показать классу по модели)
2) Заполните пропуски в тексте и выразительно прочитайте текст классу.

**Рассмотрите в учебнике В.Б. Захарова 7 класс рис. на стр. 21, ответьте на вопросы:

Время работы-7 мин.

Работайте на компьютере (1 человек из группы)

Откройте на компьютерном диске урок №4 стр. 8

Работайте в тетради

См. учебник Н Грина и др. стр. 44

1. Выполните задания: один человек выполняет задание на компьютере под первой*, остальные – под второй**.

* Изучите строение бактериальной клетки и подготовьте рассказ по плану:

1) Размеры бактериальной клетки
2) Органоиды клетки бактерии (показать классу по модели)

**Рассмотрите в учебнике В.Б. Захарова рис 5.1 стр.137, ответьте на вопросы:

Время работы – 7 мин

Работайте на компьютере (1 человек из группы)

Откройте на компьютерном диске урок №4 стр.2

см. учебник Н Грина и др. стр.15

см. учебник В.Б. Захарова стр. 138

см. учебник Н. Грина и др. стр. 17

1. Выполните задания: один человек выполняет задание за компьютером под первой*, остальные – под второй**.

* Изучите строение животной клетки с помощью диска и подготовьте рассказ по плану:

1) Разнообразие животных клеток
2) Строение и функции клеточной мембраны.
3) Органоиды животной клетки (показать классу по модели)

**Рассмотрите в учебнике А.О. Рувинского рис. на стр.53, ответьте на вопросы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии ФГОС. Клеточное строение бактерий, грибов, растений и человека.

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

муниципального образования Тимашевский район

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ:

Составитель: Кардовская Валентина Сергеевна, учитель биологии и химии

г. Тимашевск, 2017 г.

Тема урока: Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных и человека.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.

Решаемые проблемы: что такое клетка, какое строение имеют живые клетки?

Виды деятельности (элементы содержания, контроль): Работа с учебником, чтение и обсуждение материала учебника, работа с иллюстрациями, формирование представлений о частях клетки, их строении и функциях, работа в парах.

Основное содержание учебного материала: Клеточное строении бактерий грибов, растений, животных и человека. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: медиапроектор, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

А. Индивидуальная работа.

Распределите вещества по группам:

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Организация взаимопроверки.

Б. Тестирование (диктант).

Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. ( Мембрана)

Самое распространенное вещество клетки. (Вода)

Самый простой увеличительный прибор. (Лупа)

Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

Код раздела ЕГЭ: 2.2. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений животных, бактерий, грибов.

Подавляющее большинство известных на сегодняшний день живых организмов (растения, животные, грибы и бактерии) имеет клеточное строение. Форма клеток может быть округлой, цилиндрической, кубической, призматической, дисковидной, веретеновидной, звездчатой и др.

Несмотря на все разнообразие клеток, общий план строения для них един: все они содержат наследственную информацию, погруженную в цитоплазму, и окружающую клетку плазматическую мембрану. Снаружи от мембраны у клетки может быть еще клеточная стенка, состоящая из различных веществ, которая служит для защиты клетки и является своего рода ее внешним скелетом.

Прокариоты и эукариоты

В настоящее время различают два основных типа организации клеток: прокариотические и эукариотические.

Прокариотическая клетка не имеет ядра, ее наследственная информация не отделена от цитоплазмы мембранами. Область цитоплазмы, в которой хранится наследственная информация в прокариотической клетке, называют нуклеоидом. Прокариотами являются бактерии.

Эукариотическая клетка — клетка, в которой хотя бы на одной из стадий развития имеется ядро — специальная структура, в которой находится ДНК. К эукариотическим организмам относят растения, животные и грибы.

Размеры прокариотических клеток, как правило, на порядок меньше, чем размеры эукариотических. Большинство прокариот является одноклеточными организмами, а эукариоты — многоклеточными.

Сравнительная характеристика строения клеток растений, животных, бактерий и грибов

Кроме характерных для прокариот и эукариот особенностей, клетки растений, животных, грибов и бактерий обладают еще целым рядом особенностей. Так, клетки растений содержат специфические органоиды — хлоропласты, которые обусловливают их способность к фотосинтезу, тогда как у остальных организмов эти органоиды не встречаются.

Растительные клетки, как правило, содержат крупные вакуоли, наполненные клеточным соком. В клетках животных, грибов и бактерий они также встречаются, но имеют совершенно иное происхождение и выполняют другие функции. Основным запасным веществом, встречающимся в виде твердых включений, у растений является крахмал, у животных и грибов — гликоген, а у бактерий — волютин.

Еще одним отличительным признаком этих групп организмов является организация поверхностного аппарата: у клеток животных организмов клеточная стенка отсутствует, их плазматическая мембрана покрыта лишь тонким гликокаликсом, тогда как у всех остальных она есть. Это целиком объяснимо, поскольку способ питания животных связан с захватом пищевых частиц в процессе фагоцитоза, а наличие клеточной стенки лишило бы их данной возможности. Химическая природа вещества, входящего в состав клеточной стенки, неодинакова у различных групп живых организмов: если у растений это целлюлоза, то у грибов — хитин, а у бактерий — муреин.

Бактериальные клетки имеют следующие характерные для них структуры — плотную клеточную стенку, клеточную мембрану, одну кольцевую хромосому, расположенную в нуклеотиде, рибосомы, мезосомы (внутренние клеточные мембраны), жгутики и клеточные включения в виде жировых капель и гранул полисахаридов. В этих клетках нет многих органоидов, характерных для эукариотических растительных, животных и грибных клеток. По способу питания бактерии делятся на автотрофов, хемотрофов и гетеротрофов.

Клетки растений содержат характерные только для них пластиды — хлоропласты, лейкопласты и хромопласты; они окружены плотной клеточной стенкой из целлюлозы, а также имеют вакуоли с клеточным соком. Все зеленые растения относятся к автотрофным организмам.

У клеток животных нет плотных клеточных стенок. Они окружены клеточной мембраной, через которую происходит обмен веществ с окружающей средой.

Клетки грибов покрыты клеточной стенкой, отличающейся по химическому составу от клеточных стенок растений. Она содержит в качестве основных компонентов хитин, полисахариды, белки и жиры. Запасным веществом клеток грибов и животных является гликоген.

Читайте также: