Игровые технологии как средства развития детей с овз в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Корякина Татьяна Алексеевна,

Населенный пункт: Белгородская область, г. Строитель

Автор: Дремучева Татьяна Анатольевна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Строитель

В настоящее время стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует успешному освоению образовательных программ обучения и воспитания. Получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в детском саду.

Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей – помогает развить гуманность, готовность помогать сверстникам.

Целью исследования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

В наше время в меняющихся условиях педагог должен ориентироваться в многообразии различных подходов к развитию детей, а также в огромном спектре современных технологий и методов. Работая с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, применяются специальные коррекционно-развивающие педагогические технологии, что позволяет добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Инклюзивное образование - это новая система, где дети и педагоги работают над общим качественным и доступным образованием без принуждения, основанная на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При этом необходимо постоянно поощрять, хвалить детей за малейшие успехи, поддерживать их, развивать веру в собственные силы и возможности.

Инклюзивное образование предполагает принятие детей с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей, а также включение их в виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения, использование игры, так как игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. В получении необходимых результатов правильно выделить основную цель, то есть, организовать деятельность детей, где ребенок хочет заниматься, и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит в атмосфере взаимопонимания. Для достижения цели ставились такие задачи как: развитие у детей С ОВЗ умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; снятие зажимов, страх перед игровой деятельностью.

Использование игровых технологий для формирования личности детей с ОВЗ осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Дети принимают на себя социальные роли, подражают деятельности взрослых. [5]

Игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: (освоение общения);
  • самореализации (практика);
  • игротерапевтическую: (преодоление трудностей, возникающих в других видах деятельности);
  • диагностическую: (выявление отклонений от норм поведения, самопознание);
  • коррекциионную: (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • межнациональной коммуникации: (усвоение единых для всех социально-культурных ценностей);
  • социализации: (общественные отношения, усвоение норм человеческого общежития).

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • игра должна соответствовать возрасту ребёнка, коррекционной цели занятия;
  • игровой материал подбирается с постепенным усложнением;
  • учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;
  • используются озвученные, яркие игрушки;
  • содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;
  • пособие и игрушки должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными. [2]

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая стимулирует детей к учебной деятельности. Такие занятия проходят по основным направлениям:

- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;

- подчиняется правилам игры;

- используется элемент соревнования;

- выводится на успешное выполнение дидактического задания.

Особое место занимают сюжетно-ролевые игры, где дети выполняют определенные роли. Для проведения коррекционно-развивающей работы подобраны дидактические игры и игрушки. Игрушки как герои погружают детей в игровую ситуацию, где дети должны помочь, выполняя задания, что воспитывает нравственные чувства.

Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные игры отличаются в мыслительном плане, без опоры на наглядность.

Дидактические игры являются эффективным средством обучения.

Для развития чувства ритма, дыхания, фонематического слуха, связной речи, используются специальные мультимедийные программы.

Физминутки помогают детям снять напряжение, расслабиться, развивают мелкую и общую моторику, слухо-моторную и зрительно-моторную координацию.

Игровой метод су-джок массажёр – позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулирует речевые области в коре головного мозга [3].

Результаты и их обсуждение. Таким образом, в результате применения данных игровых технологий у детей возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, что способствует социальной адаптации.

Работа с родителями способствует объединению работы семьи и педагогов в единое целое. Следовательно, при совместной и непрерывной работе будет положительный результат. Формы работы могут быть такие, как:

  • консультирование – дифференцированный подход к каждой семье;
  • дни открытых дверей – родители посещают группу, наблюдают за работой специалистов;
  • семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;
  • совместные праздники, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Заключение. Следовательно, тесное взаимодействие всех педагогов учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Основным результатом данной деятельности является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни детского коллектива, общества, что в будущем дает эффективную самореализацию в профессиональной и социальной деятельности.

В заключение необходимо отметить, что образовательное учреждение, педагоги, должны создавать для детей с ОВЗ психологическую, нравственную атмосферу, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретет право на счастливое детство.

ВложениеРазмер
igrovye_tehnologii_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_ovz.docx 40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

Воспитатель комбинированной группы:

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разно уровневого обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающие. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у дошкольников познавательной активности. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыки, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.

Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении. Проблема внедрения игровых технологий в образовательный процесс не нова.

Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.

Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др.

Можно выделить несколько основных функций игры:

развлекательная — это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие;

коммуникативная - ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения; функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения;

игротерапевтическую , то есть способствует преодолению различных трудностей; диагностическую-помогает выявить различные отклонения от нормы.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: одно из основных-наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым участником. К немаловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений.

Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника.

Игры с нестандартным оборудованием очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении заданий. Игры с мячом использую как на групповых занятиях, так и на индивидуальных.

Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и кровообращение, активно воздействует на движение рук, восстанавливает чувствительность нервных окончаний при органических нарушениях (ринолалия, дизартрия). Игры с таким мячиком способствуют улучшению состояния всего организма. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.

Регулярные игры с мячиками улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы, а чтобы детям было интереснее выполнять лучше сопровождать стихами.

Также в работе используем игры с прищепками.

Игры с прищепками – это хороший тренажёр для развития мелкой моторики рук. Как известно, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления. Включая игры с прищепками в домашние занятия с ребёнком, также можно выучить цвета, научиться считать, развивать.

Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:

- проведи пальчиками по дорожке;

- проследи глазами дорожку;

- проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;

- определи направление дорожки (вправо или влево).

Эта игра способствует активизации психических процессов у детей дошкольного возраста (мышления, внимания, воображения, восприятия, речи); координации зрительных и тактильных анализаторов; развития мелкой моторики рук; ориентирование в пространстве, познавательного развития.

Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира мы постоянно пользуемся ещё и осязанием. Это чувство дополняет наши представления о различных предметах, предупреждает об опасности. Главная роль в осязании принадлежит коже. В осязании участвуют все виды кожной чувствительности, в том числе тактильная чувствительность.

При использовании пособия у детей будут задействованы пальчики и зрительный анализатор.

Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей .

Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.

И гру можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;

• при решении математических задач;

• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.

• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.

Результат использования таких игр :

• повышение эмоционального, психологического, благополучия;

• улучшение запоминания нового материала;

• наличие потребностей в овладении новыми знаниями

Иры с резиночками . Данная игра развивает координацию тонких движений пальцев рук, пространственной ориентации, ловкость, быстроту реакции, зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

Данное нестандартное оборудование используется в непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Игра может использоваться воспитателями, психологами, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

Дидактические игры с использованием пуговиц

Эти игры сделаны из вполне доступного материала - пуговиц. Наглядное пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, направленно на развитие зрительной памяти и внимания. Цель этой игры: развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление основных цветов. Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее воспитанники закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Ее задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществление самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно – познавательной направленностью.

Виды педагогических игр разнообразны.

Они могут различаться:

По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;

По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Реализации игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в работе с детьми с ОВЗ проходит в нескольких направлениях:

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.

Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочется остановиться на игровых технологиях , которые используют в работе педагоги.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования :

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;

Учёт структуры дефекта;

Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

Соответствие коррекционной цели занятия;  Учёт принципа смены видов деятельности;  Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ. Рисование давно стало отдельным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи. Рисование в специальной школе носит коррекционный характер и даже терапевтический. Изобразительная деятельность обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Опыт работы с детьми школьного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арттерапию более успешной и интересной.

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология . Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительную динамику развития многих детей, которые посещают занятия изобразительного искусства. Арттерапевтические методы и приемы мы используем на коррекционных занятиях и занятиях кружка по изобразительному искусству. Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные. Выбор изобразительных техник и материала индивидуален. Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами, но, работая с особенными детьми, не все способы работают для них.

Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арттерапевтического процесса с детьми. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Наличие трудностей любого плана – учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем. Арттерапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.

Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Рисование при помощи оттисков, печатей (пробок и пр.), использование нетрадиционных техник рисования – монотипия, кляксография, рисование ниткой , рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, ватой, жесткой щеткой и пр. Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Трехмерные изображения из салфеток, мягкой бумаги делают работы объемными и оригинальными. Как правило, дети выполняют задания педагога индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей. Использование изобразительной деятельности как средства коррекции недостатков дает положительный результат и динамику в развитии детей с ОВЗ. Изотерапия как одно из направлений арттерапии является мощным и эффективным средством в образовательной среде.

Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы используем в своей работе:

Коррекционные технологии

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Информационно-компьютерные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-компьютерных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, социальной адаптации детей в общество.

Формы использования ИКТ.

Использование готовых электронных продуктов

Использование мультимедийных презентаций 3 Использование ресурсов сети Интернет

Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ребенка?

ИКТ способствует повышению познавательного интереса;

ИКТ позволяет детям проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:

развить более позитивную Я-концепцию;

стать более ответственным в своих действиях и поступках;

выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя;

овладеть чувством контроля;

развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Оценить 902 0

Педагогическая технология - это

системная совокупность

и порядок функционирования всех личностных,

инструментальных и методологических средств,

используемых для достижения

педагогических целей

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно-развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. В классно-урочной системе и во внеклассной работе я применяю объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

Учет структуры дефекта;

Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

Соответствие коррекционной цели занятия;

Учет принципа смены видов деятельности;

Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

На уроке математики:

Найди лишнее число

Оборудование: карточки с набором чисел.

Примерный материал:

в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.

г) Сто семь, двести два, пятьсот один, семьдесят, шестьсот четыре.

При групповой работе каждая команда получает набор карточек, аналогичных данным и подобранных в соответствии с обобщаемой темой или разделом курса. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее число на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных чисел.

Методический комментарий. Дидактическая цель игры заключается в обобщении представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт.

На уроках русского языка:

Игра “Найди пару”

К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:

Игра “Найди слова в картине”

Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.

Игра “Убежали гласные”

Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.

На уроках окружающего мира:

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Представьте, что это костер. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего.

В своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В начале каждого учебного года провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих учеников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр, экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общественных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы. Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестовые задания, мультимедийные презентации. Часто провожу уроки и занятия в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры, виртуальная экскурсия, викторины). Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои ученики с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих учеников.

Список используемой литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2007.

2. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 2009.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2008.

4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 2011.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 2014.

6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000.

7. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 2013. .

8. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.2017

9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 2010.

10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 2006.

Читайте также: