Что такое нод в детском саду музыка

Обновлено: 19.05.2024

Цель: формирование двигательных навыков и умений, развитие музыкальных и сенсорных способностей детей.

Задачи:

- развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку, координацию движений, чувство ритма;

- развивать чувство цвета, умение называть и узнавать основные цвета;

- развивать тактильные ощущения.

- обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности: тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;

- закрепить умение детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения.

- воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.

Игровой материал: домик, игрушки Заяц и Петушок, куб, на гранях которого изображены разные животные, куб с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, погремушка, колокольчик, металлофон), таз с водой, матрёшки в разных сарафанах (лоскутные куклы, надеваемые на руку), плоскостное дерево, домик тётушки Матрёши.

Ход НОД:

Дети, что вы говорите, когда приходите в гости? (ответ детей)

Я тоже здороваюсь везде - дома и на улице,

Давайте поздороваемся вместе со мной.


Произносят текст вместе с выполнением движений:

Здравствуй, солнце золотое - поднятые руки скрещены, пальцы растопырены

Здравствуй, небо голубое - руки подняты, ладони раскрыты кверху

Здравствуй, вольный ветерок, - качание руками вверху

Здравствуй, маленький дубок - руки справа, одна выше, другая ниже, ладони раскрыты кверху

Мы живём в родном краю - развести руки в стороны

Всех я вас приветствую! - помахать руками над головой

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим!

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к тётушке Матрёше!

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Музыка нам будет помогать дружно бегать, ездить и шагать.

А для тётушки подарок соберём, шаль пуховую в мешочке повезём,

Чтобы в зимний вечерок согревал её платок!

(Берёт мешочек с шалью, вешает через плечо)

Ну что, готовы в путь-дорогу? Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам и весёлый…

Дети: Барабан!

Звучит «Марш деревянных солдатиков П.И. Чайковского. Музыкальный руководитель отстукивает на барабане ритм музыки. Дети шагают по кругу. В средней части марша отстукивают ритм пальчиками, затем имитируют игру на трубе.


Музыкальный руководитель:

Оборвалась здесь дорожка, мы прокатимся немножко.

Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!

Я - ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!

Топотушками пойдём, за вагончиком вагон.


Музыкальный руководитель:

Вот и остановка - деревня Сосновка.

Что такое? Что за чудо? Домик взялся здесь откуда?

Кто из вас, ребята, знает, кто в том доме проживает?

(дети высказывают свои предположения)

Что ж, не будем мы гадать, можно взять и постучать.

(стучит в дверь, показывает Зайчика)


Этот домик на опушке, домик зайки Длинноушки.

Смотрит заинька в окно: не идёт ли в гости кто?

В гости к зайкиной избушке идут разные зверюшки!

Вы хотите узнать, кто спешит к зайке в гости?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель:

У меня есть весёлый кубик, он поможет нам узнать, кто спешит к зайке в гости.

Ты беги, весёлый кубик, по ладошкам, по рукам.

У кого весёлый кубик, тот покажет нам…

Ребёнок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в центр круга. Педагог спрашивает, кто изображён на верхней грани кубика. Дети отвечают. Затем дети должны изобразить образ и повадки изображённого животного.


Музыкальный руководитель:

Зайчик обрадовался, что так много гостей к нему пришло, и заплясал на полянке. Давайте и мы поиграем с зайчиком.

Музыкальный руководитель:

Поиграли с зайчиком, но нам опять пора в дорогу.

На чём дальше поедем?

Дети: На лошадках!

Музыкальный руководитель:

Правильно, на лошадках, как смелые наездники!

Музыкальный руководитель:

Прискакали мы на волшебную полянку! (включить запись журчания ручейка, поставить тазик с водой)


А здесь журчит весёлый ручеёк.

Присядем мы на бережок, пусть ножки отдохнут.

Вот прозрачная вода, посмотрите все сюда!

Брызги в стороны летят, поплескаться каждый рад!

Давайте поплещем ручки в воде! (дети плещутся в воде)

Музыкальный руководитель:

Какая водичка? (дети называют свойства воды (мокрая, теплая, льется, журчит)

Осталось нам немножко пробежать по дорожке.

Музыкальный руководитель:

А вот уже и тётушкин двор.

На опушке дом стоит – сложить ладони над головой.

На дверях замок висит – сомкнуть ладони.

За дверями стоит стол – накрыть правой ладонью кулачок левой руки.

Вокруг дома частокол – растопырить пальчики перед собой.

Тук-тук-тук дверь открой – постучать кулачками по ладони.

Заходите – я не злой – раскрыть руки в стороны, приглашая всех в гости. (Выходит тётушка Матрёша - воспитатель в русском сарафане)

Дана краткая характеристика доминантной музыкальной образовательной деятельности. Приведены примеры приемов сочетания различных видов музыкальной деятельности на доминантных занятиях.

ВложениеРазмер
dominantnye_zanyatiya_-_soobshchenie_na_gmo_muzykalnykh_rukovoditeley.doc 53 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

ГМО МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА СЕРПУХОВА

ДОМИНАНТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Золотаревой Надежды Михайловны

Музыкальная НОД в детском саду - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

НОД предполагает активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом, — вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Всем нам известны следующие виды НОД по художественно-эстетическому музыкальному развитию:

  1. Традиционная (типовая)
  2. Комплексная
  3. Тематическая
  4. Интегрированная
  5. Доминантная

Сегодня мы поговорим о доминантной НОД.

  • Доминанта в музыке — главенствующая тональность или её ступень, контрастная по отношению к основной.
  • Доминанта в архитектуре — господствующее в архитектурном окружении здание или сооружение.
  • Доминанта в литературе — главенствующий приём, необходимый в создании художественного целого.
  • Доминанта в физиологии — универсальный общебиологический принцип, лежащий в основе активности всех живых систем, — предложен А. А. Ухтомским .

Этот вид занятий используется, чтобы:

  • развить какую-либо музыкальную способность,
  • ликвидировать отставание.

Преимущества доминантных занятий

  • повышают интерес к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через один выбранный для занятия вид деятельности;
  • формируют умения и навыки; позволяют более дифференцированно заниматься с отдельными детьми в условиях групповой организации занятия;
  • позволяют педагогу найти верные варианты решения педагогических задач, связанных с особенностями музыкального развития дошкольников.

Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности.

Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий .

  1. Если преобладающим видом деятельности на занятии является ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ , могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют.

Ребята могут передать характер музыки по-разному:

  • движениями
  • выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов , соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано)
  • сочинив песню на заданный текст к образу, переданному в музыке.

Все занятие подчинено одной цели — привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

  1. Если в занятии ДОМИНИРУЕТ ПЕНИЕ , педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения.

Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении.

  • Так, чтобы исполнение песни было выразительным , полезно
  • провести и беседу о характере , настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях.
  • Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением .

При распеваний и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания.

  • Чтобы осознать характер звукообразования, дикции , дети могут
  • использовать движения руки (плавные или четкие),
  • игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).
  • Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.
  • Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии.
  • Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом,
  • а также музыкально-дидактические игры.

Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

  1. Если ДОМИНИРУЮТ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ , такое занятие тоже сопровождается
  • слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях.
  • Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки.
  • На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т.д.).
  • Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

  1. При ДОМИНИРОВАНИИ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ помимо обучения детей необходимым навыкам можно
  • расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра),
  • с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.
  • Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов.
  • На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.
  1. В доминантное занятие с ПРЕОБЛАДАНИЕМ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
  • можно включить его разновидности — песенное творчество,
  • творчество в музыкально-ритмических движениях,
  • музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их, начиная со второй младшей группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование музыкальных инструментов в работе с дошкольниками

Использование музыкальных инструментов в работе с дошкольниками - методические разработки.

Выступление на педсовете: "Использование детских музыкальных инструментов в работе с дошкольниками".

Педагогам даны рекомендации, в каком возрасте целесообразно использовать те, или иные музыкальные инструменты.


ЦЕЛЬ: Способствовать развитию личностных и музыкальных компетенций посредством современных игровых технологий, творческих игровых заданий.ЗАДАЧИ:Образовательные:1. Актуализировать полученные ран.


Использование музыкальной терапии в работе с дошкольниками.

Музыкальная терапия - представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении , страхах, а так же при различных .

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

СМ. НОД ПОЛНОСТЬЮ ТУТ:

Лэпбук "В мире музыки"


В настоящее время заметно увеличилось количество детей, которые имеют нарушения речи. Развивать речь детей – одна из основных задач ДОУ. Развивать речь детей можно и нужно с помощью средств музыкального воспитания.

Как связаны речь и музыка? Ответ очевиден: музыкальные звуки, так же, как и речь, воспринимаются слухом.

- Формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания картины мира, эстетического отношения к нему ( красота осенней природы ) через произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

- Стимулирование сопереживания образам художественных произведений

( музыки, живописи, поэзии).

Развивающие:

-Развивать у детей творческие способности в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении.

-Развивать импровизационные способности.

-Развивать творческое воображение.

-Развитие речи при анализе музыкальных впечатлений.

- Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в совместной деятельности.

-Учить детей подбирать нужные характеристики музыкальным образам (музыка грустная, печальная, нежная, светлая).

-Учить пользоваться музыкальной терминологией при определении темпа (медленный, подвижный, ускоряется, замедляется), динамики звучания (громко, затихая, тихо).

-Учить правильному дыханию, артикуляции, выразительности в пении; ритмичности и выразительности в движении; эмоциональности и артистичности в декламации стихотворений; приёмам вырезания, наклеивания, аккуратности в выполнении аппликации.

Воспитательные:

- Воспитывать эстетический вкус.

-Воспитывать любовь к музыке.

-Воспитывать любовь к природе.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий:

НОД основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в музыкальной деятельности; взаимодействии участников – детей, воспитателя,музыкального руководителя, руководителя изостудии.

Интеграция образовательных областей:

художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Форма организации детей:

- групповая.

Предварительная работа:

-Экскурсия в осеннюю рощу.

-Беседа об осени.

Предметно - развивающая среда:

Приветствие:

Дети заходят в группу, где их встречает негромкое звучание музыки

Музыкальный руководитель:

-Здравствуйте, дети! Какое у вас настроение сегодня? Как вы себя чувствуете? Давайте поприветствуем друг друга веселой попевкой!

1 этап. Мотивационный.

Воспитатель:

-Отгадайте мою загадку!

-Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года… Как зовётся? ( Осенью)

- Ребята, а теперь посмотрите на экран. Кого вы там видите? Это наш гость из далёкой африканской страны. Как вы думаете, а он знает, что такое русская осень? Почему не знает? Конечно, в Африке нет такой природы , как в России, нет таких климатических условий. Мне кажется, нашему гостю из жаркой Африки было бы интересно познакомиться с русской осенью. Давайте подумаем, как это можно сделать?

2этап. Ориентировочный.

Дети предлагают способы решения проблемы. Воспитатель обобщает их .

Воспитатель:

- Итак, мы можем предложить нашему гостю посмотреть фильм про осень, прочитать для него стихи об осени, спеть про осень песни, станцевать осенний танец, показать картины с осенними пейзажами, сделать красивое осеннее панно….

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие классической музыки, двигательная.

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию русской классической музыки через использования ИКТ

2. Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные (Демонстрация дидактического материала, показ музыкальной презентации ,)

Словесные (Рассказ о музыкальных образах, музыкальных инструментах)

Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)

3. Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие - дети узнают музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Речевое развитие: Расширение активного словаря ( симфонический оркестр, балет)

Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх

4. Возрастная группа: Подготовительная

5. Цель: Формирование Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию русской классической музыке через использование ИКТ

6.1Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического характера.

6.2 Развивать творческое воображение, музыкальную память, музыкальный вкус. Развивать характер музыки, менять движения в соответствии с характером музыки, принимать активное участие в игре. Развивать ритмическое восприятие к классической музыке

6.3 Воспитывать интерес к звучанию музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Слушать и слышать.

7. Планируемые результаты

7.1 Сформированы представления об инструментах симфонического оркестра

7.2 Способны отличать звучание арфы, валторны, от звучания других инструментов, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.

9. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты) Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям музыкальных инструментов

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

Введение в тему (создание проблемной ситуации) Показ музыкальной шкатулки приход феи музыки музыкальные загадки.

Вопрос детям – знают ли они, что такое балет называется?

1.2 Мотивация деятельности детей Восприятие музыки

определение авторства музыки ( вокальная, инструментальная, композиторская, характера музыки, звучания (на каком инструменте исполняется).

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Музыку исполнял симфонический оркестр, а мы тоже можем играть в оркестре!

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Вспомнить, какие еще музыкальные инструменты дети знают. Какие группы входят в состав симфонического оркестра?

Пальчиковая гимнастика, упражнение на дыхание

III. Заключительная часть

IV. Дальнейшая разработка темы

Список литературы:

1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО

2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие , классической музыки,двигательная.

3. Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные (Демонстрация иллюстраций, Словесные (загадки, появления феи музыки )

4. Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие - дети узнают историю о балете о музыкальных инструментах симфонического оркестра,

Речевое развитие: Расширение активного словаря ( симфонический оркестр, балет)

Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх

5. Возрастная группа: Подготовительная

6. Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию русской классической музыке через использование ИКТ

6. Задача1Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического характера. Поговорить о балете.

6.2 Развивать творческое воображение, музыкальную память, музыкальный вкус развивать характер музыки, менять движения в соответствии с характером музыки, принимать активное участие в игре. Развивать ритмическое восприятие

6.3 Воспитывать интерес к звучанию музыкальных инструментов в симфоническом оркестре.

Читайте также: