Игровая деятельность детей с зпр кратко

Обновлено: 02.07.2024

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
У детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте игра является основным методом обучения.

Содержание

Введение
1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Смысл игры (функции игры, символические игры, дети общаются посредством игры)
1.2. Психологические основы игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3. Роль игровой деятельности в обучении старших дошкольников с задержкой психического развития
2. Игра и общение дошкольников
2.1. Психологический конфликт у дошкольников
2.2. Особенности коммуникативного поведения детей с задержкой психического развития
2.3. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников
2.4. Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе детского сада и основные этапы работы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Игровая деятельность.docx

с тяжелой формой ЗПР были организованы в короткие цепочки (1-3 действия). Часто они не имели той логической последовательности, которая характерна для житейской ситуации, одно и то же действие могло повторяться несколько раз. В качестве заместителей реальных предметов использовались только сюжетные игрушки.

У дошкольников с тяжелой формой ЗПР сюжетная игра практически отсутствует. Смысл их деятельности состоит в выполнении коротких цепочек предметных и предметно-игровых действий с игрушками и неоформленным материалом. Сюжет не вычленяется, роли фактически нет. Зафиксированы отдельные игровые действия, однако с воображаемой ситуацией они еще не связаны, поэтому ни индивидуальных, ни совместных игр у них не наблюдается. В игровых объединениях с детьми с легкой формой ЗПР они выступают в качестве живой куклы. В индивидуальной деятельности старших дошкольников с тяжелой формой ЗПР прослеживаются только отдельные предпосылки сюжетной игры, главным образом это короткие цепочки игровых действий. В играх с ребенком с легкой формой ЗПР они поднимаются на более высокий уровень. У них вычленяются предпосылки сюжетно-ролевой игры: направленность действий на партнера, адекватный характер игровых действий, называние себя именем взрослого (хотя выделяет это имя для них сам взрослый). При осуществлении взрослым функций целеполагания в сюжетной игре дети понимают, что им надо играть, но операциональной стороной игры даже на элементарном уровне не владеют (в отличие от детей с легкой формой ЗПР, которые в подобной ситуации легко принимают операциональную сторону игры).

Е.С.Слепович и С.С.Харин (1988) делают следующие выводы относительно особенностей игровой деятельности дошкольников с ЗПР:

    • группа старших дошкольников с ЗПР по уровню сформированности игровой деятельности неоднородна;
      • у всех дошкольников с ЗПР резко снижена активность в области самостоятельной игровой деятельности;
      • отсутствует или достаточно редко проявляется интерес к игрушкам;
      • дети с ЗПР разной степени выраженности не могут самостоятельно организовать совместную деятельность в рамках сюжетной игры;
      • для возникновения сюжетной игры необходимо целенаправленное вмешательство взрослого, которое должно выражаться в том, что он полностью осуществляет организационный этап игры, начиная от определения темы игры, игрового общества и распределения ролей, заканчивая подробным описанием путей реализации сюжета в целом и каждой конкретной роли;
      • вне описанной системы воздействия у детей с ЗПР возможна лишь процессуальная с элементами сюжета игровая деятельность, которая представляет собой деятельность рядом или деятельность вместе;
      • у дошкольников с ЗПР имеются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации, которая придает игре смысл, делает ее мотивированной деятельностью (дети с легкой формой ЗПР вычленяют игровые действия в рамках воображаемой ситуации, хотя саму игровую ситуацию без помощи взрослого выделить не могут; у детей с тяжелой формой ЗПР зафиксировать действия в воображаемой ситуации не удалось);
      • за трудностями в создании воображаемой ситуации в игре стоит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и

      обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного жизненного опыта, малоэмоциональная окрашенность действий;

        • особую трудность для дошкольников с ЗПР представляет выделение и осознание мира отношений между людьми и связанные с этим ориентация в субординации ролей, а также реализация ролевых отношений по правилам;
        • в рамках традиционно применяемых в дошкольных учреждениях форм и приемов организации игрового поведения старших дошкольников, направленных главным образом на пополнение запаса знаний о той действительности, которую дети в процессе игры должны моделировать, осуществить формирование игровой деятельности у детей с ЗПР невозможно [10].
          1. Смысл игры

          Детская игра — не просто спорт. Она полна смысла и значения.

          Ф. Фрёбель

          Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

          Функции игры

          Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал:

          До десяти-одиннадцати лет большинству детей трудно сидеть спокойно в течение продолжительного времени. Маленькому ребенку для того, чтобы сидеть спокойно, требуется значительное усилие,

          поэтому его творческая энергия расходуется на то, чтобы сосредоточиваться на непродуктивной деятельности. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности, и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

          Дети общаются посредством игры

          Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок

          или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика.

          Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально. На этом уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что он чувствует; в эмоциональном плане он не может настолько сосредоточиться на интенсивности своих переживаний, чтобы можно было их адекватно выразить в словах. По исследованиям многих авторов, например, Пиаже, мы знаем, что дети не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до 11 лет. Слова состоят из символов, а символы — это абстракции. Тогда неудивительно, что слишком многое из того, о чем мы хотели бы рассказать словами, носит абстрактную природу. Мир ребенка — это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра — это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру [6].

          1.2. Психологические основы игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

          Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровня. Изучение развития игры интересно в двояком отношении: во-первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во-вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важнейшей деятельности ребенка.

          В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделены педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут

          служить отправными ориентирами в исследовании развития игры. Е.А. Аркин указывает на пять основных линий развития игры:

          а) от малолюдных группировок ко все более многолюдным; б) от неустойчивых группировок ко все более устойчивым; в) от бессюжетных игр к сюжетным; г) от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающего сюжету; д) от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.

          П.А. Рудик в дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов.

          Это: 1) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими; 2) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей; 3) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием замысла независимо от игрушек; 4) изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется. П.А. Рудик указывает и на ряд психологических особенностей игры, вскрывая как бы второй, более глубокий слой развития.

          Д.В. Менджерицкая расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых: во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства; во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации; в-третьих, развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла; в-четвертых, появление в младшем школьном возрасте плана хотя схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия

          каждого участника игры; в-пятых, усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к младшему школьному возрасту.

          Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок с ЗПР уже действует со значениями предметов, но ещё опирается при этом на их материальные заместители - игрушки. Таким детям требуется предмет – заместитель и относительно развернутое действие с ним.

          В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным.

          Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка. Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

          1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей младшего школьного возраста.


          Игра — это самый доступный вид деятельности для детей. В игре ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребности в общении.

          А. С. Макаренко писал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет.

          Для ребенка, именно игра является его социальной практикой, это его реальная жизнь среди сверстников. Поэтому актуальность использования игры в целях всестороннего развития является неоспоримой. В своих играх дошкольники воспроизводят в наглядной форме взаимоотношения людей и их труд, что позволяет понять и пережить эту действительность, а также является одним из решающих фактором воспитания высоких человеческих качеств и развития творческого воображения и мышления.

          Первым, кто предпринял попытку систематического изучения игры, является немецкий психолог К. Гросс. Он называл игры изначальной школой поведения и считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование.

          Н. В. Шелгунов отмечал, что чувство жизненной правды и действительности выражается во всех играх ребенка. В игре дошкольник свободная личность, которая развивает свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений: у него их довольно только для игры [1].

          С.Т Шацкий утверждал, что дети — это дети, они должны заниматься своими делами, хотя бы они имели близкое отношение к жизни взрослых, по-детски, со всем жаром, непосредственностью, образностью, игрой и жаждой нового, что всегда является для них характерным [2].

          В игре реализуются потенциальные возможности личности ребенка, первые творческие проявления, как следствие, формируется личность ребенка. Функции игры находятся в прямой зависимости от психологических особенностей, раскрытыми в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др.

          К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

          Проблемы мыслительной деятельности у детей с ЗПР изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова ими было выявлено, что для таких детей характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности.

          Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.)

          Становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. У дошкольника с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста, в то время как у нормально развивающихся детей в этом возрасте уже сформирована сюжетно-ролевая игра.

          Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.

          Игра преследует две цели: первая — обучающая, а вторая — игровая, ради которой и действует ребенок. Главная задача педагога, чтобы эти цели дополняли друг друга.

          Детям с ЗПР требуется гораздо больше повторений, чем ребенку с нормальным развитием для понимания того или иного действия. Игра обеспечивает необходимое количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

          В игре дошкольники с ЗПР достаточно самостоятельны, продуктивны и активны. Их недоразвитие познавательной деятельности проявляется в усвоении программного материала.

          У детей данной категории отмечаются хаотичность и неорганизованность деятельности, торопливость и неуравновешенность поведения, а также, отсутствие чувства ответственности. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость волевых усилий, недостаточность отдельных психических функций, как следствие, снижение работоспособности.

          Так как у детей с ЗПР недостаточно выражены познавательный интерес, появляется нарушение памяти и внимания, замедляется скорость приема и переработки сенсорной информации. Нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

          У таких детей наблюдается низкая потребность в общении со сверстниками, при этом, они способны к плодотворному сотрудничеству со взрослыми и с легкостью принимают помощь педагога.

          Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития носит эмоциональный характер. Содержание игры не развернуто, но мотивы определяются целями деятельности, а также, правильно выбираются способы достижения цели. В игре детей с ЗПР отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а так и остаются на уровне сюжетной игры.

          Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития предоставляет много факторов для научной мысли. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка — это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

          1. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., 2007.- 216 с.
          2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 2008.

          Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольник, игровая деятельность дошкольников, нормальное развитие, психическое развитие, сюжетно-ролевая игра.

          Задержка психического развития – это не приговор, устранить пробелы между уровнем ребенка с ЗПР и сверстниками можно с помощью игровой деятельности. Благодаря этому, развиваются необходимые навыки, интеллектуальные способности. Но стоит учитывать, что занятия с детьми с ЗПР лучше проводить под контролем специалиста.

          В статье рассмотрим, что еще должны знать взрослые, прежде чем преступать к специальным упражнениям. Выясним, чем игры с детьми с ЗППР отличаются от остальных, где брать материалы, как долго нужно ждать результата, рассмотрим другие вопросы по теме.

          Игры и упражнения для детей с ЗПР: развивающие тематические занятия и досуг

          Антонова Стелла Леонидовна

          Антонова Стелла Леонидовна

          Антонова Стелла Леонидовна

          Нейропсихолог
          Клинический психолог
          Семейный психолог

          Стаж работы: более 30 лет

          Стоимость приема: 6 000 руб.

          Особенности игровой деятельности ребенка с ЗПР

          Ролевая игра – это вид непродуктивной деятельности, где важен не результат, а процесс. Сначала дети учатся взаимодействовать с предметами, а потом примеряют на себя роли взрослых.

          Игровая деятельность дошкольников с ЗПР имеет такие особенности:

          Для старшего дошкольного возраста – 5, 6 и 7 лет – это не является нормой.

          Такие особенности в играх характерны для детей с ЗПР, но не наблюдаются в других случаях, когда у ребенка нет задержки психического и речевого развития.

          Что нужно учитывать взрослым, приступая к занятиям

          К процессу необходимо подходить максимально ответственно. Нужно учитывать, что дети с задержкой психического развития воспринимают информацию и реагируют на события не так, как сверстники без нарушений. Необходимо помнить важные моменты:

          1. У таких детей ослабленная память. Они не могут запоминать даже относительно небольшие объемы информации. В процессе игровой деятельности ребенку нужно указывать на важные моменты. Желательно делать это регулярно, с определенной периодичностью, не перегружая его большим объемом данных.
          2. Есть проблемы с формированием образов в детском мозге. И даже если с этим всё в порядке, то ребятам с ЗПР сложно переносить имеющиеся представления, которые были получены в стандартных ситуациях, на новое и еще не совсем понятное.
          3. Ребята с ЗПР отличаются импульсивностью. Это характерная черта ролевых игр с участием детей, у которых есть нарушения: младших дошкольников и даже учеников старших классов. Она проявляется по-разному, в зависимости от возраста. Дети 2, 3 и 4 лет быстро переключаются с одних игрушек на другие. Например, малыш может с большим желанием надевать костюм пожарного и тут же, забыв про все, начинает играть в машинки. У старших всё немного сложнее. Но признаки импульсивности тоже можно выявить. Например, ребенок принимал участие в какой-то подвижной игре, и ему нравилось, а потом быстро переключился на что-то спокойное.
          4. Возникают трудности при организации ролевой игры с участием ребят с ЗПР. Дети мало общаются друг с другом, слабо взаимодействуют, поэтому возникают конфликты. Всё это касается сюжетно-ролевых игр, где необходимы внимание, заданное поведение и понимание сути.

          Все эти моменты очень важно учитывать в работе и следует прилагать усилия для того, чтобы развивать интеллект детей. Это касается родственников, сотрудников ДОУ, психологов – всех, кто должен или вызвался заниматься с детьми, у которых наблюдается ЗПР.

          Нужно создать комфортные условия, чтобы ничего не мешало играть, развиваться, улучшать коммуникативные функции. Роль взрослого в этом сложно переоценить. Зная особенности детей с ЗПР, он должен контролировать процесс, вовлекать, помогать.

          Где брать материалы для игр

          Существует много научных теорий, технологий и методов, способных помочь детям с ЗПР. Есть учебники по теме, дидактические материалы, рабочие программы, где описаны упражнения, размещены картинки, приводятся задания, которые необходимо применять на практике.

          Родителям непросто разобраться во всех источниках информации, поэтому лучше обратиться к опытному нейропсихологу. В Клинике La Salute работает специалист с многолетним стажем – Данилина Камилла Касимовна. Врач помогает выявить степень проблемы, подбирает методы, необходимые для развития конкретного ребенка.

          Для примера назовем профессиональную литературу, где можно ознакомиться с играми для детей с ЗПР. Занятия развивают фантазию, повышают интеллект, помогают догнать сверстников:

          Можно использовать учебники других авторов.

          Основные занятия

          Разберем группы игр, а также, с какой периодичностью нужно заниматься. Важно учитывать, что в разных возрастных группах должны проводиться определенные занятия.

          Развитие внимания

          Можно было бы кратко перечислить самые часто используемые игры, но тема важная, поэтому будем разбирать подробно. При развитии детей с ЗПР необходимо отдельно прорабатывать каждую психологическую сферу. Для улучшения внимания можно применять такие игры:

          Игр на развитие внимания очень много, поэтому все их в рамках статьи мы не будем перечислять. В той или иной ситуации, для детей определенного года рождения, с конкретными проблемами подходят разные игры.

          Игры на развитие памяти

          Это тоже большой блок. Задача занятий – стимулировать ребенка запоминать различные вещи, предметы, события. Расскажем о нескольких, чтобы понять их смысл:

          Мышление и познавание

          Память и внимание важны, но нужно развивать мыслительную и познавательную деятельность. Для этого тоже есть упражнения:

          Эмоционально-волевая сфера

          В этом блоке в большей степени не играют, а общаются, беседуют, рассуждают, взаимодействуют. Это стимулирует детей проявлять разную реакцию в зависимости от ситуации. Примеры занятий:

          Развитие и понимание речи

          В этом блоке используются разные способы и методы, много времени уделяется пересказам: сказок, по карточкам и так далее. Игры и упражнения для детей с ЗПР – это комплекс мер, направленных на всестороннее интеллектуальное развитие детей, у которых выявлено отставание от сверстников.

          Когда стоит рассчитывать на результат

          В каждом конкретном случае свои сроки, которые зависят от степени заболевания, опыта и мастерства человека, занимающегося с ребенком. Обычно эффект есть уже после первых занятий. Можно заметить, что малыш или школьник стал лучше мыслить, воображать, воспринимать информацию. Но если случай непростой, то нужно набраться терпения.

          Как усилить эффект от игровой деятельности

          Можно открыть пособие и начать заниматься с ребенком дома − это хороший вариант. Но лучше, чтобы в процессе принимал участие специалист. Родители, которые плохо разбираются в нейропсихологии, могут не обратить внимание на важные моменты, выбрать неподходящие игры и упражнения.

          Опытный психолог ничего не упустит, проанализирует личность ребенка, расскажет, как нужно правильно действовать. Приходите в Клинику La Salute к нашему специалисту Данилиной Камилле Касимовне. Она помогает родителям принять правильную тактику общения с ребенком, подбирает нужные методики коррекции развития малышей.

          Как упражнения помогают детям с ЗПР

          Специальные игры и упражнения способствуют развитию детей, помогают им догнать сверстников. Регулярные занятия способствуют формированию хорошей памяти, мышления, внимания. При правильном подходе дети с ЗПР могут даже обогнать сверстников в обучении.

          В Клинике La Salute вы получите рекомендации, которые помогут выбрать правильную тактику корректировки поведения и развития ребенка.

          Задайте вопрос специалистам
          Клиники La Salute

          Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
          в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!

          Специалисты клиники ответят Вам на e-mail, указанный при заполнении
          формы-заявки.

          игровая деятельности у детей с зпр

          Задержка психического развития у детей

          Как я уже говорила, ЗПР или задержка психического развития – диагноз собирательный. Он как бы обо всем и ни о чем, а, в общем, сообщает нам, что ребенок отстает по многим параметрам в своем развитии. Это не умственная отсталость и не приговор, но вполне может быть, что у вашего малыша с ЗПР интеллект вторично снижен, то есть его развитие отстает от тех же показателей сверстников и условной нормы. Что входит в понятие интеллект? В первую очередь, это наши высшие психические функции, такие как речь, внимание, воображение, память, мышление, восприятие. А теперь подумайте, может ли игровая деятельность детей с ЗПР формироваться и развиваться без патологий, если все остальные важные параметры имеют отклонения?

          Ответ однозначный – нет. К сожалению, такой важный вид детской деятельности, как игра, помогающий развиваться маленькой личности в умственной, коммуникативной и бытовой сферах, претерпевает серьезные нарушения. При психических задержках игровая деятельность может формироваться с отставанием на несколько лет (старший дошкольник играет как ребенок 3-4 лет) или вообще не двигаться вперед без коррекционной помощи педагогов и родителей. Согласитесь, без соответствующей базы, подкрепленной мыслительными процессами, хоть каким-то воображением и воссозданием образов на его основе, способностью планировать действие и предвидеть его результат, игра не может существовать в полном объеме, как у нормотипичных детишек.

          И какова наша с вами задача? Конечно, обучить отстающего малыша ролевой и сюжетно-ролевой игре на основе специальной картотеки игр для детей с ЗПР! А начинать приходится, как правило, с самого малого – привлечение внимания и интереса ребенка к игрушке и ее свойствам. Итак, обо всем по порядку.

          Особенности игровой деятельности детей с ЗПР

          Я уже сказала, что становление игровой деятельности у ребенка с задержкой психического развития идет по дефектному пути. Ему тяжело ставить цель, мотивировать себя на усвоение свойств и явлений, их осознание, применение в последующих ситуациях. Исходя из этого, мы не имеем замысла для начала игровой деятельности. Как реализовать то, что даже сложно придумать? Ведь нарушения начались еще на том этапе, когда ребенок манипулировал предметами и игрушками – он не до конца их познал, понял. Игра уже тогда выглядела поверхностной и порой бесцельной. И на уровне представления ситуации в умственном плане мы видим полный провал.

          При ЗПР игра больше носит предметно-действенный характер, ее мотивы слишком скомканы, а социально-практическая направленность отсутствует, ведь мир людских эмоций и взаимоотношений для такого ребенка является на данном этапе загадкой.

          Отсутствие реализации замысла и преобладание простейших механических манипуляций выглядят примерно так: малыш берет куклу, но не пытается с ней проиграть простенький сюжет и даже не пробует причесать, усадить на диван, покачать на качелях. Он не использует предметы-заместители, например, не может представить, что какой-то подручный материал или предмет может играть роль качелей, кроватки, одеяла и подушки. Тогда чем он занимается с этой куклой? Трогает, ощупывает, трясет ее, крутит ей ручки и ножки, закрывает и открывает глазки. И так может продолжаться годами, когда предметно-действенный этап развития игровой деятельности давно остался позади у всех сверстников!

          Иногда детки 5-7 лет переходят на уровень сюжетной игры, но сюжетно-ролевая остается для них недоступной. Анюта в свои 6 лет находится как раз на этом этапе. Она катает куколку в коляске, раздевает ее и купает, кормит, но разыграть с ней картину, где будут несколько персонажей и множество событий, пока не умеет. Я бы даже сказала, не знает, как это должно выглядеть.

          С учетом того, что у детей с ЗПР вообще есть проблемы с произвольными действиями, а базовый фундамент – лишь практические действия, все перечисленные особенности совсем не удивительны.

          Что еще можно отметить в игровой деятельности детей ЗПР?

          • Игра имеет слабый эмоциональный окрас. Ребенок будто совершенно не переживает ту ситуацию, в которую погружается во время игры.
          • За одним предметом закрепляется один заместитель, а одна игрушка проигрывает один и тот же сюжет. Ребенку сложно выйти за когда-то обозначенные и усвоенные рамки.
          • В его действиях наблюдается стереотипность, однообразие, бедность картинок. Творческого замысла почти нет.
          • Даже при умении принять на себя роль (изобразить профессию, взрослого, животное и т.д.) вы отметите трудность ее удержания на длительное время.

          Хочется сразу отметить, что здесь идет речь не о той стереотипности, которой страдают детки с аутизмом . При задержке психического развития игра однообразна и бедна, но новшества принимаются ребенком с удовольствием. Ему нужен лишь чей-то пример, некий шаблон, который он постепенно освоит и перенесет в свой игровой репертуар. Он принимает и понимает помощь взрослого! Аутисты отвергают такие нововведения, вплоть до истерик и агрессии. У малыша с ЗПР на первый план выступает поверхностное моделирование человеческих отношений и приверженность к бытовым и понятным тематикам, именно поэтому данная особенность отражается в игре. Дети с аутистическим спектром попросту отвергают мир отношений, не понимают его и не сильно к этому стремятся – отсюда и стереотипность игры.

          У детей с ЗПР часто присутствуют отклонения в моторном развитии, что тоже тормозит остальные сферы, в том числе игровую. Они быстро утомляются, теряют ориентиры, переключаются на иные стимулы. Если подмешан речевой компонент, то игра может не развиваться вообще. Наверное, вы читали статьи про развитие мышления дошкольника, где я писала о взаимосвязи речи со всеми остальными психическими функциями. Неговорящий ребенок не может успешно проходить этапы развития игровой деятельности, когда нет выражения всех познавательных процессов через слово!

          игры при зпр

          Обучение игре детей с ЗПР

          Так как игра детей с ЗПР очень фрагментарна (состоит из разных и мало связанных между собой смысловых частей) и очень долго остается на уровне манипуляций или слабых подражаний взрослым, наша задача — научить ребенка играть правильно относительно его возраста, то есть сформировать более глубокий сюжет, расширить ролевой компонент, а потом соединить это воедино и ввести сюжетно-ролевую игру. Нам просто необходимо вовлечь такого дошкольника в суть игры, потому что обычно он предпочитает быть рядом, а не участвовать в процессе.

          Безусловно, при этом мы не забываем о важности расширения кругозора и развития воображения , ведь именно из бытовых ситуаций и своих знаний о внешнем мире он строит в голове тот или иной замысел, воображает ситуацию и проигрывает роль. Чем больше будет в арсенале ребенка понимаемых взаимосвязей, тем лучше он осмыслит их в творческом варианте. Итак, обучение игре детей с ЗПР.

          Этапы обучения игровой деятельности при ЗПР

          На первом этапе мы знакомим детишек со способами взаимодействия с игрушками, их свойствами. Нам необходимо своим примером показать, что ее применение не однообразно. У куклы можно не только крутить ручки и ножки или причесывать волосики, а машинку катать или крутить ей колеса. С ними можно разыгрывать интересные сценки, которые ребенок видит в быту, на улице, вообще в окружающем его пространстве. Плюшевый зайчик может не только прыгать, и он не только пушистый. Оказывается, его тоже можно укладывать спать, кормить, водить на прогулку, а также приглашать к нему других зверей и кукол!

          Важным моментом станет тактильная стимуляция ребенка. Дело в том, что задержка психического развития не дает ему до конца познать предмет через ощупывание – сенсорные нарушени я есть почти у всех подобных деток. Вы учите исследовать игрушки и предметы более детально, чем он может самостоятельно.

          В игре, где игрушки приходят в гости, можно каждый раз вводить нового героя, новый элемент взаимодействия, то есть дополнять сюжет. Когда играть по образцу (подражанию) получается, учим их планировать игру – это третий этап обучения игровой деятельности детей с ЗПР. Проговаривайте план игры, прежде чем начать ее. Не надо сразу формировать сложные сюжеты или давать ребенку объемную и главную роль.

          Следующим этапом, четвертым, станет формирование способности самостоятельно создавать воображаемую ситуацию и планировать ее. Если все получается хорошо, позвольте малышу взять на себя какую-то маленькую роль. Пусть он тоже станет гостем – самим собой или киской, мишкой, зайчиком – неважно, главное – окунуться в этот мирок, где происходит перенос свойств и качеств других на себя.

          При более или менее развитой речи можно давать ребенку роли, в которых он сочетает поступки и слова (для начала в моноисполнении). В данном случае вы заодно развиваете связную (устную) речь и плавно подступаете к диалогу.

          игра со взрослым

          Основные правила при обучении игре ребенка с ЗПР

          Не забывайте повторять, потому что все малыши любят много раз дублировать одно и то же. Это нормальный механизм обучения, помогающий закрепить знания/умения и перевести их в рядовой навык.

          Игровая ситуация должна быть доступной и соответствовать познавательным способностям каждого конкретного ребенка.

          Не превышайте лимит времени, который способен выдержать ваш подопечный. Наша задача состоит в том, чтобы привить интерес к игре и развить ее до нужного уровня, а не заставить его высидеть намеченные минуты. Дети с особенностями развития имеют повышенную истощаемость внимания и работоспособности.

          В процессе игры умейте варьировать ситуацию с учетом изменяющихся факторов детского поведения. Можно какие-то моменты исключить, другие добавить, уменьшить временной отрезок, выделенный на один этап, или увеличить. Спокойно вводите новый элемент, если видите, что ребенок готов его принять и осознать.

          Не забывайте о таком моменте, как перенос полученного опыта на другие сферы. Вы должны прорабатывать ситуации, взятые в игре, в повседневном общении с ребенком. Акцентируйте на затронутых темах внимание.

          Маленькие дети живо откликаются на эмоциональные игры, а дети с задержкой психического развития реагируют на подобное оформление особенно остро. Потому создаем комфортную и теплую атмосферу, постепенно вводим легкий телесный контакт (берем на ручки, касаемся головы, руки), обязательно комментируем все действия.

          игры с ребенком зпр на развитие мелкой моторики

          Какие игры применяются для развития игровых навыков у детей ЗПР

          В этой статье я кратко пробегусь по играм, которые помогают развить необходимые навыки у детей с психической задержкой, но более полноценно о самих играх мы поговорим в следующей статье. В целом, при формировании игровых навыков с самого начального уровня вы можете использовать следующие типы игр:

          • на развитие общения и сотрудничества с взрослым и детьми, которые помогают устанавливать эмоциональный контакт и доверять;
          • на развитие моторики рук и пальцев;
          • на развитие речевого подражания связной речи, накопление словаря;
          • на воображение, внимание, память;
          • на слуховое восприятие и другие.

          Помните, любую игру можно адаптировать под своего ребенка! Играть можно везде, и даже за обедом или в автобусе. Не зря даже обучаться советуют в игре. Потому не теряйте времени, а просто играйте со своим ребенком от души!

          Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

          Читайте также: