Идея христианского смирения и всепрощения и любви как антитеза бунту раскольникова кратко

Обновлено: 17.05.2024

В “Преступлении и наказании” речь идет не только о соотношении “арифметика” или натура, но и о проблеме бунта и смирения. В принципе, казалось бы, ответ ясен: бунт Раскольникова осужден, зато возвеличивается христианское смирение Сонечки Мармеладовой. Однако же и здесь не все просто.

Однозначность в решении сложных вопросов мировоззренческого плана для Достоевского не характерна.

Мысль о смирении и страдании как пути к искуплению постоянно звучит со страниц романа. Не случайно Порфирий Петрович в последнем разговоре с Раскольниковым

искренне призывает его пострадать: “…в страдании есть идея”. Но еще до этого разговора Раскольников во время первого свидания с Сонечкой вдруг “быстро нагнулся и, припав к полу, поцеловал ее ногу…

-Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, – как-то дико произнес он…”

А Соня требует, чтобы Раскольников покаялся, вышел к людям, поцеловал землю, которую осквернил, поклонился всему свету на все четыре стороны, сказал всем, вслух: “Я убил!” “Страдание принять и искупить себя им – вот что надо”.

В черновике к роману Достоевский сделал

такую запись: “Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием”.

Позиция Достоевского, во всяком случае так, как она выражена в “Преступлении и наказании”, достаточно сложна. Разумеется, он отрицает бунт, однако же роман его не сводится к проповеди смирения. С этой точки зрения важна сюжетная линия, связанная с Катериной Ивановной, особенно те эпизоды, когда она поднимается до прямого бунта, выражая горькое сомнение в небесной справедливости. Отказываясь от предсмертной исповеди, Катерина Ивановна кричит: “На мне нет грехов.

Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала. А не простит, так и не надо. ” Это бунт, которому писатель ничего противопоставить не может.

Поэтому не ищите у Достоевского однозначных решений, не пытайтесь догадаться, кто из героев в наибольшей степени выражает авторскую идею. Авторский голос может быть уловлен в робких словах Сонечки Мармеладовой, увиден в хитросплетениях Порфирия Петровича, услышан в пламенных речах Разумихина, в отчаянных криках Катерины Ивановны и даже в некоторых суждениях Свидригайлова.

Исследование пути Родиона Раскольникова от бунта к смирению, который лежит через страдания. Описания его бедной студенческой жизни. Спасение детей во время пожара. Анализ отношений героя с семьей Мармеладовых. Бунт Раскольникова против законов общества.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 13.04.2016
Размер файла 13,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Бунт Раскольникова против законов общества можно назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так,

Подобные документы

Идейный смысл романа "Преступление и наказание". Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.

курсовая работа [75,8 K], добавлен 02.06.2011

Предпосылки теории Раскольникова: социально-исторические, нравственно-психологические и философские. Индивидуалистическая теория Раскольникова и причины ее крушения в романе. Сон Раскольникова. Эгоизм и заповедь "не убий" на сломе эпох общества.

реферат [23,3 K], добавлен 10.08.2008

Актуальность произведений Достоевского в наше время. Стремительный ритм романа "Преступление и наказание". Противоречивость и живость образа Родиона Раскольникова, изменение его внутреннего мира, повлекшее ужасный поступок - убийство старухи–процентщицы.

реферат [46,3 K], добавлен 25.06.2010

Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского "Преступление и наказание". Образ Родиона Раскольникова через систему его двойников в лице Лужина и Свидригайлова.

курсовая работа [58,3 K], добавлен 25.07.2012

Сон как одна из форм художественного видения у Достоевского. Сон как способ отражения и постижения действительности в романе "Преступление и наказание". Сны Свидригайлова - двойники снов Раскольникова. Концепт "толпа" в сновидениях Родиона Раскольникова.

В романе сталкиваются две основные идеологии: идеология индивидуализма, исключительной личности (прообраз фашизма) и христианская идеология. Первую в той или иной мере и форме вынашивают Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович в молодости, Раскольников, а вторую – Соня, к ней мучительно, через весь роман идёт и Раскольников.

Убийство старухи для него – проверка, но не теории, а себя, своей способности переступить, стать властелином для добрых дел. Цель героя – гуманная: избавить мир от кровососа и помочь близким, родным выбраться из нищеты, тем самым восстановив справедливость.

Но главное наказание Раскольникова – Соня, которой герой открывается первой, уйдя в себя и прячась от всех остальных, даже от матери и Дуни. Соня – не только реальная героиня, но и своего рода символ совести, человечности самого Раскольникова, вторая сторона его сознания. Оба они переступили и оба жертвенники. Но он переступил, физически пожертвовав жизнями других, в итоге морально убив себя. А Соня, переступая нравственный закон, изначально жертвует собой ради спасения других и оказывается права, потому что действует не во имя зла или выгоды, а во имя добра, из сострадания и любви. Её смирение равносильно подлинному бунту, так как именно она, а не Раскольников в результате смогла что-то изменить к лучшему. Не зря в сцене признания Раскольникова Соне героиня выглядит намного сильнее и увереннее героя, что без труда подтверждает текстуальный анализ.

Достоевский в своём романе через судьбы двух главных героев выдвигает, но затем художественно убедительно и всесторонне разрушает рациональную наполеоновскую идею восстановления справедливости с помощью присвоения немногим избранным права на насилие и кровь.

Примерный план портретной характеристики героя

1. Общее представление о произведении и герое.

2. Характеристика фрагмента текста, в котором встречается портрет героя, с определением её текстового объёма, места, роли, значения.

3. Детальное аналитическое наблюдение над элементами портрета, рисующими психологический образ героя.




4. Сопоставление данного портрета с другими (если они есть в произведении).

5. раскрытие авторского отношения к персонажу через портретную характеристику.

6. Дополнительные наблюдения,

В романе сталкиваются две основные идеологии: идеология индивидуализма, исключительной личности (прообраз фашизма) и христианская идеология. Первую в той или иной мере и форме вынашивают Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович в молодости, Раскольников, а вторую – Соня, к ней мучительно, через весь роман идёт и Раскольников.

Убийство старухи для него – проверка, но не теории, а себя, своей способности переступить, стать властелином для добрых дел. Цель героя – гуманная: избавить мир от кровососа и помочь близким, родным выбраться из нищеты, тем самым восстановив справедливость.

Но главное наказание Раскольникова – Соня, которой герой открывается первой, уйдя в себя и прячась от всех остальных, даже от матери и Дуни. Соня – не только реальная героиня, но и своего рода символ совести, человечности самого Раскольникова, вторая сторона его сознания. Оба они переступили и оба жертвенники. Но он переступил, физически пожертвовав жизнями других, в итоге морально убив себя. А Соня, переступая нравственный закон, изначально жертвует собой ради спасения других и оказывается права, потому что действует не во имя зла или выгоды, а во имя добра, из сострадания и любви. Её смирение равносильно подлинному бунту, так как именно она, а не Раскольников в результате смогла что-то изменить к лучшему. Не зря в сцене признания Раскольникова Соне героиня выглядит намного сильнее и увереннее героя, что без труда подтверждает текстуальный анализ.

Достоевский в своём романе через судьбы двух главных героев выдвигает, но затем художественно убедительно и всесторонне разрушает рациональную наполеоновскую идею восстановления справедливости с помощью присвоения немногим избранным права на насилие и кровь.

Примерный план портретной характеристики героя

1. Общее представление о произведении и герое.

2. Характеристика фрагмента текста, в котором встречается портрет героя, с определением её текстового объёма, места, роли, значения.

3. Детальное аналитическое наблюдение над элементами портрета, рисующими психологический образ героя.

4. Сопоставление данного портрета с другими (если они есть в произведении).

5. раскрытие авторского отношения к персонажу через портретную характеристику.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- определить, в чем заключается “правда” Сони Мармеладовой;
– проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки;
– осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.
– формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-следственные связи; работать с текстом;
– развивать творческие способности учащихся и устную речь;
– расширять кругозор.
– воспитание нравственных понятий (любовь, жалость, сострадание, вера);
– совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.

Оформление доски:

Портрет Ф. М. Достоевского (В. Г. Перов).

Репродукция картины “Христос в пустыне” (И. Н. Крамской).

Эпиграф: “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” (Ф. М. Достоевский).

Схема (логическая цепочка – графическая систематизация “Две правды” по групповым ответам).

Организация работы по ТРКМЧП

I. Стадия вызова

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над романом Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Надеюсь, что сегодняшний урок обогатит вас нравственно.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Обращение к личному опыту учащихся.

– Изучать произведение Ф. М. Достоевского без обращения к библии и образу Христа невозможно.

Послушайте текст и скажите, о чем идет речь.

“И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека” (Евангелие от Марка. Глава 7).

(Это пороки человека, на основе которых построены заповеди Христа.)

– Ребята, а чему учат Заповеди Христовы? (Учат нравственным ценностям). Какие Заповеди вы знаете? (На экране – Слайд _____. Заповеди Христа.)

– Этому учит и роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Прежде чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, прошу обратить внимание на картину И. Н. Крамского “Христос в пустыне” (1872 год)

Создание ситуации новизны, интереса.

Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

Преданный одним из своих учеников, Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свое учение. Беседа.

– Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром, показывающим глубокую драму: превращение частного человека в посланника Божьего среди людей, страдающего за людей? (Руки Иисуса, до боли сжатые).

– А теперь обратите внимание на портрет Ф. М. Достоевского. Находите сходство? (У Достоевского тоже сжаты до боли руки, взгляд сосредоточен, в глазах боль). (Слайд ____. Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, 1872 год)

– В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царство добра и любви. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

II. Стадия осмысления содержания

Определение ключевого слова. Самостоятельное целеполагание урока.

III. Этап изучения нового материала.

Слово учителя.

– Запишите тему нашего урока. Определите в ней ключевые слова.

(Ключевое слово “всепрощение, смирение”.

Что такое всепрощение? Смирение? (О: полное прощение всего, всех обид, зла. Всепрощение - _________________________________________________________________________________________________)

Соня Мармеладова: святая или грешница?

Цель урока – постараемся определить, в чем “правда” и тайна Сони Мармеладовой? Каково её мировоззрение? Сравним её взгляды со взглядами Раскольникова.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Сонечка Мармеладова) В нимание на экран.

III. Индивидуальное принятие и отслеживание информации в процессе просмотра видеоматериала.

Просмотр видеофильма “Преступление и наказание” по одноименному роману Достоевского.

Режиссер: Лев Кулиджанов. Эпизод из части 4, главы 4 “Первый разговор Раскольникова с Соней”.

Проблема: в чем “правда” и тайна Сони Мармеладовой и “правда” Родиона Раскольникова.

IV. Проблемные вопросы (работа в парах).

Графическая систематизация материала.

Работа в парах по вопросам после просмотра и фронтальное составление схемы – логической цепочки по проблеме.

Вопросы группам.

1. С какой целью пришел Раскольников к Соне? (за поддержкой, оправданием, он уверен, что её жертва бессмысленна)
2. Видит ли он в начале разговора разницу в преступлениях, совершенных ими?

(Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Она для него союзница.)

1. Какие законы преступает Соня? А Раскольников?
2. Они оба избрали путь насилия. Над кем – Соня? А Раскольников?

1. Какие вопросы задает Соне Раскольников? (Охарактеризуйте эти вопросы.)
2. Почему он доводит ее до исступления? Что хочет понять?

(Вопросы тяжелые, мучительные. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает).

1. Почему Раскольников целует Соне ноги? Что он понял? ( что Соня совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям, переступив одну из заповедей — не прелюбодействуй)
2. Что дает силы Соне жить и не броситься в омут с головой? А Раскольникову?


V. Проблемные и интерпретационные вопросы на установление причинно-следственных связей.

Вывод по поставленной проблеме.

– В чем же “правда” Сони? Каково ее отношение к жизни, людям? Каков итог ее преступления? А Раскольникова? (Смотри в схеме “Итог”.)

Слово учителя.

– Через знакомство с Соней Раскольникову открывается новый мир людей, живущих по иным законам, законам нравственным, в основе которых любовь, милосердие, сострадание, вера. В этом и заключается “правда” Сонечки.

– Какой вы видите всегда смиренную Соню во время чтения Евангелия? (Теперь Соня уверенная, она дрожала от радостного ожидания чуда. Она хотела, чтобы Раскольников уверовал во Христа.)

– Почему Раскольников выбирает именно эпизод “Воскресение Лазаря” из Евангелия? (Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение.)

Соня верит, что через страдания человек может воскресить душу и обрести любовь (а значит и приблизиться к богу). Она даёт Раскольникову крест, как символ чего? (Крест — символ страдания, вечной жизни)

– Раскольников, давно живший в самообмане, теперь самому себе признается в причинах убийства. Какие они? (Убил ради себя самого: Я не старуху убил, я себя убил!) Зачитать цитату.

– Что испытывает Соня к Раскольникову после его признания в убийстве? (Она полна жалости и сострадания и думает только о том, как ему тяжело жить с этой мукой.)

– О чем говорят слезы, выкатившиеся из глаз этого гордого человека и повисшие на ресницах? (О наметившемся пути к возрождению, так как Сонино сострадание размягчило его душу.)

Какой путь к спасению предлагает Соня Раскольникову? (Путь покаяния перед людьми.)

Так кто же Соня: святая или грешница? Святая грешница! Такая святость в духе Достоевского. Он разрушает каноническое представление святости. И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже десяти негрешивших.

VI. Рефлексия.

Ваше творческое задание с выполнением мини-проекта, начатом на прошлом уроке (“Преступление Раскольникова”) по созданию сборника синквейнов на тему “Преступление” вы уже написали.

Сегодня прошу вас написать синквейн на тему “Милосердие”.

Выступления групп (презентация продуктов, дополняем сборник новыми работами).

Слово учителя.

Слезы – это рубеж нового этапа героя. Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек…”

Хотелось бы, дорогие ребята, чтобы “правда” Сони Мармеладовой осталась в вашем сердце, чтобы в своей жизни вы умели прощать, сострадать и дарить свет, исходящий из вашей души, другим людям.

Спасибо вам за урок, за ваши зрелые, добрые размышления.

Домашнее задание.

Письменное размышление. Как вы понимаете слова: “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” (Ф. М. Достоевский).

Читайте также: