Идеи з фрейда о бессознательном психоанализ как научная психологическая школа неофрейдизм

Обновлено: 02.07.2024

Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.

Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.

В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Наиболее значимые его разработки:

Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:

  • доктор медицины;
  • профессор;
  • доктор философии и права Университета Кларка;
  • иностранный член Лондонского королевского общества;
  • обладатель премии Гёте;
  • почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
  • почетный член Французского психоаналитического общества;
  • почетный член Британского психологического общества.

Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.

Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.

Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.

Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:

  1. Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
  2. Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
  3. При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
  4. События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
  5. Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
  6. Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.

Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

История появления психоанализа

Психологические концепции, схожие с психоанализом, появлялись и до Зигмунда Фрейда, но ни одна из них не была четко сформулирована.

Зигмунд Фрейд понял, что существуют бессознательные психические процессы, когда работал консультантом в клинике для детей-афатиков, у которых отсутствовали органические причины их симптомов. Свои наблюдения и выводы он описал в монографии в 1891 году.

Огромная популярность психоанализа связана с личностью Фрейда, который, будучи евреем, сплотил вокруг себя еврейское общество единомышленников, воспринимающих его идеи как истину в последней инстанции.

В СССР психоанализ был популярен в начале XX века. Но с приходом к власти большевиков подвергался гонениям и не развивался в России до 1990-х годов. Однако многие идеи психоанализа входят в отечественную психотерапию и психологию.

Несмотря на продолжающееся развитие направления, психоанализ в XXI веке утратил былую популярность. Его позиции заняла когнитивно-поведенческая терапия. Тем не менее, отделение психоанализа есть во многих влиятельных психологических объединениях, например, в Американской психологической ассоциации.

Основные идеи психоанализа

По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:

  • либидо (жизненная энергия);
  • инстинкт смерти (агрессивная энергия).

Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.

В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.

Три области

Базируясь на вышеперечисленных умозаключениях, Фрейд выделяет в человеческой психике три области:

  • сознание;
  • раздел подсознания;
  • бессознательная сфера.

К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь — осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.

В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.

К бессознательной сфере отнесены:

  • базовые инстинкты, являющиеся частью человека;
  • эмоции и идеи, вытесненные из сознания и не имеющие временных рамок.

Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.

Структура личности по Фрейду, описание

Согласно теории Зигмунда Фрейда, личность человека представлена следующей структурой:

  1. Оно или Ид.
  2. Я или Эго.
  3. Сверх-Я или Супер-Эго.

Оно — это все то, что заложено в человеке с рождения (инстинкты, наследственность). Ид не поддается законам логики, оно хаотично и неорганизованно. При этом Оно может безгранично воздействовать на Я и Сверх-Я.

Эго — это та часть личности, которая тесно контактирует с окружающим миром. Я происходит от Оно тогда, когда личность начинает себя осознавать. Эго питается от Ид и защищает его. Также Я способно сдерживать или перенаправлять Оно, являясь своеобразной системой безопасности для душевного и физического здоровья человека.

Сверх Я

Сверх-Я берет свое начало в Я и является хранилищем нравственных законов и ограничений, накладывающихся на личность. По Фрейду, Супер-Эго имеет три функции:

  • самонаблюдение;
  • совесть;
  • формирование идеалов.

Энергия, которая рождается в Оно, переходит в Я, а Я — в Сверх-Я. Требования Оно, Сверх-Я и окружающего мира часто противоречат друг другу, что приводит личность к неизбежным конфликтам.

Решение конфликтов внутри личности

Зигмунд Фрейд предлагает решать внутриличностные конфликты следующими способами:

  • сублимация;
  • сновидения;
  • компенсация;
  • блокировка механизмами защиты.

Способы

Под сублимацией он подразумевал перенаправление сексуальной энергии на те цели, которые одобряет общество (творческие, интеллектуальные, социальные).

Фрейд считал, что сны — это отражение нереализованных желаний человека. Повторяющиеся сновидения указывают на определенную нереализованную потребность, которая мешает психологическому росту человека и его самовыражению.

Примером компенсации в физиологии может служить идеальный слух, развившийся у слепого. Зигмунд Фрейд полагал, что и психика человека устроена подобным образом. Например, недостаток таланта может быть компенсирован бешеной работоспособностью.

Защитные механизмы включаются на фоне эмоционального напряжения. Они могут подавлять, искажать или отвергать ту ситуацию, которая провоцирует конфликт. К ним относятся:

  • проекция (переложение ответственности на других людей);
  • замещение (перенаправление агрессии на более подходящий объект);
  • регрессия (возвращение к ранней модели поведения);
  • отрицание (игнорирование);
  • подавление (блокировка сознания, вытеснение тревожных мыслей);
  • рационализация (создание оправдывающей легенды);
  • реактивная формация (подмена факторов, спровоцировавших эмоциональное напряжение, на противоположные).

Основные проблемы психоанализа

Основной проблемой психоанализа является невозможность доказательства человеку наличия у него тайных влечений и желаний. Если человек по каким-то причинам не хочет их признавать, их существование доказать не представляется возможным.

Другая проблема заключается в способах решения проблем. Например, метод сновидений кажется людям пережитком прошлого, трактовка снов представляется чем-то, идентичным гаданию. Людям тяжело поверить в его действенность. Не каждый с воодушевлением примет идею о замещении своих сексуальных потребностей интеллектуальной деятельностью (доказать сублимацию людям психологам бывает непросто). То же самое касается и защитных механизмов.

Поэтому психоанализ может помочь только тем, кто действительно хочет разобраться в себе и готов принять любую истину. Как правило, таких людей очень не много.

Фрейдизм и неофрейдизм – направления психоаналитической философии, которая возникла в 20-х гг. XX столетия в странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма и неофрейдизма является психоанализ. Психоанализ - метод лечения психических заболеваний, основанный на выявлении и анализе вытесненных переживаний.

Фрейдизм

Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939).
Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.

Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.

В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний.

Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:

  • Оно (Es)
  • Я (Ich)
  • Сверх-Я (Uber-Ich)

Я – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.

Сверх-Я - высшая инстанция структуры психики человека, отвечающая за восприятие индивидом моральных стандартов и выполняющая роль совести. Деятельность Сверх-Я остаётся бессознательной.

Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой. Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного.

Основные положения учения К.Юнга

Юнгом была отвергнута теория сексуальности Фрейда, он предложил понимать либидо как психическую энергию человека, которая способна влиять на интенсивность психических процессов личности и на психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Юнг разграничивал понятия коллективного и индивидуального бессознательного.

Индивидуальное бессознательное, по Юнгу, отражает личностный опыт отдельного индивида и включает в себя переживания, которые были когда-то сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

Коллективное бессознательное представляет собой общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, который фиксируется в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется через сновидения. Коллективному бессознательному свойственно транслироваться от поколения к поколению через структуры мозга и играть важнейшую роль в жизни и деятельности общества и личности.

В отличие от Фрейда, Юнг считал, что инстинкты имеют символическую, а не биологическую природу.
Символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, которые способны преобразовать психическую энергию (либидо) в позитивные и конструктивные ценности.

С проблематикой символов связано понимание Юнгом художественного творчества. Он понимает творчество не как изживание детской психической травмы или индивидуального невроза, а как поиск божества, к которому каждый из нас идет своим путем, который соответствует характеру самости человека. В то же время самость формируется в непосредственной зависимости от содержания божественных образов Святого Духа, Богоматери, Младенца Христа, Мудрого старца.

Символические образы являются, по Юнгу, соединительными звеньями между опытом отдельной личности и культурным наследием. Они служат матрицами познания. Помогая упорядочить впечатления, символические образы создают перспективу развития личности, расставляя в "смысловые ниши" надежды и страхи, радости и горести, триумфы и несчастья.

Значение учения Юнга о символе важно в контексте осознания символической природы культуры. Символы открывают человеку священное и одновременно охраняют его от непосредственной встречи с великой психической энергией архетипов. Юнг делает вывод о единстве архетипических основ всех культур. В народных мифах, детских рисунках, сновидениях, фантазиях, и бредовых идеях слабоумных людей встречаются одни и те же символы, например, круг, крест, золотой цветок, и более сложные знаки, которые передаются в различных контекстах. Освобождая эти культурные символы от случайных и личных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые универсальны, устойчивы и формальны. В отличие от архетипов, символы содержательны, подвижны, конкретны.

Архетипы присутствуют изначально в сознании каждого из нас. Поэтому каждый человек способен сотворить свою символическую модель мира, исходя из своего жизненного опыта. Благодаря этим архетипам люди, которые имеют разный жизненный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга.

Архетипы индивидуального бессознательного по Юнгу

Юнг выделил основные архетипы индивидуального бессознательного:

Юнг хотел, чтобы аналитическая психология противостояла чрезмерно рациональному и чрезмерно сознательному подходу, который изолирует человека от мира природы и от его собственной природы и тем самым ограничивает его.

Неофрейдисты

Неофрейдисты, в отличие от З.Фрейда и К.Юнга, пытались не исследовать природу индивидуальных поступков человека, а объяснить социальное устройство жизни людей. К основные неофрейдистам относят А. Адлера (1870—1937 ), К. Хорни (1885-1952 ), Э. Фромм (1900-1980).

Понятие "сверхкомпенсации" А.Адлера

А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план". Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций.

Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.

Теория К.Хорни

В теории К.Хорни биологическая ориентированность, которая была характерной для психоанализа классического периода, была заменена социокультурной, присущей неофрейдизму.

Социальные отношения между ребенком и родителями, по мнению Хорни, основываются на двух тенденциях – на стремлении к удовлетворению своих желаний и стремлении к безопасности. Ведущая роль отдана последней тенденции: процесс удовлетворения потребности в безопасности приводит к формированию здоровой личности, и наоборот – поведение родителей, которое препятствует этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), приводит к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

  • ориентации на людей
  • ориентации от людей
  • ориентации против людей

Согласно данным типам ориентации, Хорни выделила три типа невротической личности:

  • уступчивый
  • обособленный
  • агрессивный

Хорни пыталась определить сущность невроза как структуру существующего характера, где звеньями являлись невротические наклонности. Каждая из таких наклонностей представляет собой ядро внутренней структуры личности, а каждая подструктура взаимодействует с другими подобными подструктурами.

Гуманистическая психология Э.Фромма

Как психологическое и философское учение фрейдизм воз­ник и развивался на основе психоанализа — метода лече­ния нервных болезней, разработанного австрийским пси­хиатром Зигмундом Фрейдом(1896 — 1939).

Занимаясь клинической практикой, Фрейд пришел к выводу, что причина нервных расстройств (неврозов) находится за поро­гом сознания, в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания влечения, помыслы и переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических со­стояниях, непроизвольных действиях, ошибках и обмолвках. Конфликт между осознанием и бессознательными влечениями и является причиной неврозов и психических болезней. Задача психоанализа заключается в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и других приемов устано­вить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и таким образом освободиться от комплекса переживаний.

Основной предпосылкой психоанализа является выделение в психике человека трех уровней: 1) сознательное — то, что осознается личностью, 2) предсознательное то, что неосо­знанно, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание, и 3) бессознательное — пред­ставления, которые не могут быть осознаны, так как этому про­тивится известная сила.

Оба влечения Фрейд выводит из комплекса Эдипа, который формируется в раннем детстве и проявляется у мальчиков в любви к матери и ревности к отцу. У девочек подобное чувство проявляется в виде комплекса Электры — в любви к отцу и ревности к матери 3 .

Отношение к отцу, согласно Фрейду, амбивалентно (лат. атЬо — оба и уа1епгла — сила, двойственность переживаний). Отец вызывает противоположные чувства: стремление устранить отца как своего соперника и вместе с тем чувство преклонения перед ним, ибо отец может наказать и защитить.

Бессознательное Фрейд рассматривает как сферу психики, возникшую раньше других ее сфер. Из бессознательного берут начало процессы, происходящие в предсознании и в сознании. А это значит, что сознание, а следовательно, личность и ее по­ведение определяются внутренними бессознательными влечения­ми и инстинктами. Таким образом, в учении Фрейда очевидна тенденция преувеличения роли бессознательного в структуре психики, недооценка значения сознания в деятельности человека

ЦЫсю (лат.) — влечение, желание, страсть.

В греческой мифологии Эдип — сын фиванского царя Лая и Иокасты. Дель­фийский оракул предсказал, что Эдип станет убийцей своего отца и супругом своей матери. Брошенный по приказанию отца ребенком на съедение зверям, Эдип был спасен пастухами и впоследствии, не зная этого, убил Лая и женился на Иокасте. Узнав истину, он ослепил себя. Электра — дочь мифического царя Агамемнона. Когда мать Электры и ее любовник убили отца Электры, она побудила брата Орес­та к мщению убийцам отца.




Разработав психоанализ как теорию происхождения и метод ле­чения неврозов, Фрейд распространил эти идеи на объяснение раз­личных областей культуры: мифологию, религию, мораль, искус­ство, создав таким образом философско-психологическое учение.

Всю историю человечества, общественные структуры Фрейд рассматривает с позиций психоанализа. Бессознательное — ис­точник нравственности, религии, творчества. Сублимация — ос­нова культурного развития, благодаря ей становится возможной научная, художественная, идеологическая деятельность.

Рассматривая культуру, Фрейд приходит к выводу, что она, обуздывая естественные влечения, порождает конфликт между природным и социальным в человеке. Человек — психосоциаль­ное существо, он принадлежит природе и обществу. По своей природе он стремится к удовлетворению своих влечений, куль­тура с ее социальными нормами и моральными установками подавляет их. Выход из конфликта между природным и социаль­ным Фрейд видит в сублимации влечений, в творческой деятель­ности, где человек получает психическое и интеллектуальное удовлетворение.

С позиций психоанализа Фрейд пытается объяснить всю исто­рию человечества. Бессознательное — это основа всей психической жизни человека; сублимация, комплекс Эдипа — основа культур­ного развития, научной, художественной и иной деятельности.

Учение Фрейда получило широкую поддержку многих психи­атров и психологов. В Австрии, Швейцарии, Германии и других странах Европы и Америки возникают психологические общест­ва, объединяющие учеников и соратников Фрейда. Некоторые из них, прежде всего А.Адлер и К.Г. Юнг, подвергают критике ряд положений учения Фрейда, отходят от него, создают собст­венные психоаналитические школы.

Швейцарский психолог и социолог Карл Густав Юнг(1875 — 1961), начав свою деятельность в Цюрихе, перешел на позиции психоанализа и стал единомышленником и ближайшим соратни­ком Фрейда. Однако в дальнейшем он подверг критике ряд по­ложений его теории, считая, что все проявления бессознательно­го нельзя объяснить вытеснением сексуальности, а происхожде­ние культуры комплексом Эдипа и сублимацией. Юнг создает собственную концепцию бессознательно, назвав ее аналитичес­кой психологией.

Содержанием коллективного бессознательного являются обра­зы, символы, названные Юнгом архетипами. Архетипы — это праобразы, изначальные врожденные психические структуры, определенные образования архаического характера, включающие мифологические мотивы. Они проявляются в сказках, мифах, легендах и фольклоре разных народов, а также в снах, фанта­зиях, галюцинациях. Таковы образы Героя, Освободителя, Дра­кона (всегда сражающегося с Героем, который должен победить его), Кита или Чудовища. Архетип — в высшей степени кон­центрированный фундамент психики.

Обосновывая свою позицию, Юнг подчеркивает, что в его теории нет никакой мистики. Речь идет о новой области науки. Мозг человека рождается с определенной структурой, работает современным образом, но формируется в течение миллионов лет, имеет свою историю, является ее результатом. Он функциони­рует со следами этой истории, поэтому в основах мозговой струк­туры содержатся следы архаического разума 2 .

Мифотворчество, считает Юнг, свойственно не только людям далекой древности, оно присуще человеку во все времена. Со­временные мифы создаются посредством того же механизма, что и мифы древности. Взаимодействуя с глубинными архетипичес-кими структурами коллективного бессознательного, сознание со­здает новые мифы, иррациональные идеи.

Боги — это результат персонификации психических сил, кото­рые не имеют ничего общего с сознательным разумом. Появление в Германии национал-социализма — это пробуждение в коллек­тивном бессознательном Вотана.

Неофрейдизм

В отличие от индивидуального бессознательного классического психоанализа Фромм вводит понятие социального бессозна­тельного. Это вытесненный психический материал, который яв­ляется общим для большинства членов данного общества; он соци­ален по своей природе и представляет собой социальный харак­тер и лежащие в его основе психологические механизмы поведе­ния. Социальный характер — ключевое понятие в концепции Фромма. Это совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы, возникающая в результате общих переживаний и общего образа жизни. Представляя собой специфическую форму человеческой энергии, социальный харак­тер определяет чувства и действия индивида. Разные общества или разные классы внутри одного общества имеют специфичес­кий характер, на основе которого развиваются и обретают силу разные идеи. Социальный характер, считает Фромм, не является результатом пассивного приспособления к социальным условиям, он формируется на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных биологически, либо в ходе истории 3 .

Если человек существует по принципу обладания, его отно­шение к миру выражается в стремлении владеть этим миром, в стремлении превратить все и всех в свою собственность. И хотя владение вещами представляется нормальным (жить, ничего не имея, невозможно), тем не менее в обществе, высшей целью ко­торого является иметь, и иметь как можно больше, сущность бытия заключается именно в обладании.

Современное производство, утверждает Фромм, ориентиро­ванное на безграничное потребление, формирует человека, стре­мящегося потреблять как можно больше. А это ведет к углубле­нию экономических и экологических проблем и в конечном счете — к катастрофе. Торжество ориентации на обладание по­родило деструктивные тенденции не только в экономике, но также в развитии культуры, политической и повседневной жизни. Патологическое потребительство привело к крайней ущербному духовному миру человека.

Для перехода к тазсому обществу, считает Фромм, необходимо изменить характер человека, т.е. осуществить переход от доми­нирующей установки на обладание к господству установки на бытие.

Решению этой задачи должен помочь психоанализ. Но если Фрейд ставил своей целью помочь индивиду осознать причину его стадий, то цель, которую ставит Фромм, — лечить не инди­вида, а общество; ето члены должны осознать необходимость переориентации на принцип бытия.

Как психологическое и философское учение фрейдизм воз­ник и развивался на основе психоанализа — метода лече­ния нервных болезней, разработанного австрийским пси­хиатром Зигмундом Фрейдом(1896 — 1939).

Занимаясь клинической практикой, Фрейд пришел к выводу, что причина нервных расстройств (неврозов) находится за поро­гом сознания, в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания влечения, помыслы и переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических со­стояниях, непроизвольных действиях, ошибках и обмолвках. Конфликт между осознанием и бессознательными влечениями и является причиной неврозов и психических болезней. Задача психоанализа заключается в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и других приемов устано­вить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и таким образом освободиться от комплекса переживаний.

Основной предпосылкой психоанализа является выделение в психике человека трех уровней: 1) сознательное — то, что осознается личностью, 2) предсознательное то, что неосо­знанно, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание, и 3) бессознательное — пред­ставления, которые не могут быть осознаны, так как этому про­тивится известная сила.

Оба влечения Фрейд выводит из комплекса Эдипа, который формируется в раннем детстве и проявляется у мальчиков в любви к матери и ревности к отцу. У девочек подобное чувство проявляется в виде комплекса Электры — в любви к отцу и ревности к матери 3 .

Отношение к отцу, согласно Фрейду, амбивалентно (лат. атЬо — оба и уа1епгла — сила, двойственность переживаний). Отец вызывает противоположные чувства: стремление устранить отца как своего соперника и вместе с тем чувство преклонения перед ним, ибо отец может наказать и защитить.

Бессознательное Фрейд рассматривает как сферу психики, возникшую раньше других ее сфер. Из бессознательного берут начало процессы, происходящие в предсознании и в сознании. А это значит, что сознание, а следовательно, личность и ее по­ведение определяются внутренними бессознательными влечения­ми и инстинктами. Таким образом, в учении Фрейда очевидна тенденция преувеличения роли бессознательного в структуре психики, недооценка значения сознания в деятельности человека

ЦЫсю (лат.) — влечение, желание, страсть.

В греческой мифологии Эдип — сын фиванского царя Лая и Иокасты. Дель­фийский оракул предсказал, что Эдип станет убийцей своего отца и супругом своей матери. Брошенный по приказанию отца ребенком на съедение зверям, Эдип был спасен пастухами и впоследствии, не зная этого, убил Лая и женился на Иокасте. Узнав истину, он ослепил себя. Электра — дочь мифического царя Агамемнона. Когда мать Электры и ее любовник убили отца Электры, она побудила брата Орес­та к мщению убийцам отца.

Разработав психоанализ как теорию происхождения и метод ле­чения неврозов, Фрейд распространил эти идеи на объяснение раз­личных областей культуры: мифологию, религию, мораль, искус­ство, создав таким образом философско-психологическое учение.

Всю историю человечества, общественные структуры Фрейд рассматривает с позиций психоанализа. Бессознательное — ис­точник нравственности, религии, творчества. Сублимация — ос­нова культурного развития, благодаря ей становится возможной научная, художественная, идеологическая деятельность.

Рассматривая культуру, Фрейд приходит к выводу, что она, обуздывая естественные влечения, порождает конфликт между природным и социальным в человеке. Человек — психосоциаль­ное существо, он принадлежит природе и обществу. По своей природе он стремится к удовлетворению своих влечений, куль­тура с ее социальными нормами и моральными установками подавляет их. Выход из конфликта между природным и социаль­ным Фрейд видит в сублимации влечений, в творческой деятель­ности, где человек получает психическое и интеллектуальное удовлетворение.

С позиций психоанализа Фрейд пытается объяснить всю исто­рию человечества. Бессознательное — это основа всей психической жизни человека; сублимация, комплекс Эдипа — основа культур­ного развития, научной, художественной и иной деятельности.

Учение Фрейда получило широкую поддержку многих психи­атров и психологов. В Австрии, Швейцарии, Германии и других странах Европы и Америки возникают психологические общест­ва, объединяющие учеников и соратников Фрейда. Некоторые из них, прежде всего А.Адлер и К.Г. Юнг, подвергают критике ряд положений учения Фрейда, отходят от него, создают собст­венные психоаналитические школы.

Швейцарский психолог и социолог Карл Густав Юнг(1875 — 1961), начав свою деятельность в Цюрихе, перешел на позиции психоанализа и стал единомышленником и ближайшим соратни­ком Фрейда. Однако в дальнейшем он подверг критике ряд по­ложений его теории, считая, что все проявления бессознательно­го нельзя объяснить вытеснением сексуальности, а происхожде­ние культуры комплексом Эдипа и сублимацией. Юнг создает собственную концепцию бессознательно, назвав ее аналитичес­кой психологией.

Содержанием коллективного бессознательного являются обра­зы, символы, названные Юнгом архетипами. Архетипы — это праобразы, изначальные врожденные психические структуры, определенные образования архаического характера, включающие мифологические мотивы. Они проявляются в сказках, мифах, легендах и фольклоре разных народов, а также в снах, фанта­зиях, галюцинациях. Таковы образы Героя, Освободителя, Дра­кона (всегда сражающегося с Героем, который должен победить его), Кита или Чудовища. Архетип — в высшей степени кон­центрированный фундамент психики.

Обосновывая свою позицию, Юнг подчеркивает, что в его теории нет никакой мистики. Речь идет о новой области науки. Мозг человека рождается с определенной структурой, работает современным образом, но формируется в течение миллионов лет, имеет свою историю, является ее результатом. Он функциони­рует со следами этой истории, поэтому в основах мозговой струк­туры содержатся следы архаического разума 2 .

Мифотворчество, считает Юнг, свойственно не только людям далекой древности, оно присуще человеку во все времена. Со­временные мифы создаются посредством того же механизма, что и мифы древности. Взаимодействуя с глубинными архетипичес-кими структурами коллективного бессознательного, сознание со­здает новые мифы, иррациональные идеи.

Боги — это результат персонификации психических сил, кото­рые не имеют ничего общего с сознательным разумом. Появление в Германии национал-социализма — это пробуждение в коллек­тивном бессознательном Вотана.

Неофрейдизм

В отличие от индивидуального бессознательного классического психоанализа Фромм вводит понятие социального бессозна­тельного. Это вытесненный психический материал, который яв­ляется общим для большинства членов данного общества; он соци­ален по своей природе и представляет собой социальный харак­тер и лежащие в его основе психологические механизмы поведе­ния. Социальный характер — ключевое понятие в концепции Фромма. Это совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы, возникающая в результате общих переживаний и общего образа жизни. Представляя собой специфическую форму человеческой энергии, социальный харак­тер определяет чувства и действия индивида. Разные общества или разные классы внутри одного общества имеют специфичес­кий характер, на основе которого развиваются и обретают силу разные идеи. Социальный характер, считает Фромм, не является результатом пассивного приспособления к социальным условиям, он формируется на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных биологически, либо в ходе истории 3 .

Если человек существует по принципу обладания, его отно­шение к миру выражается в стремлении владеть этим миром, в стремлении превратить все и всех в свою собственность. И хотя владение вещами представляется нормальным (жить, ничего не имея, невозможно), тем не менее в обществе, высшей целью ко­торого является иметь, и иметь как можно больше, сущность бытия заключается именно в обладании.

Современное производство, утверждает Фромм, ориентиро­ванное на безграничное потребление, формирует человека, стре­мящегося потреблять как можно больше. А это ведет к углубле­нию экономических и экологических проблем и в конечном счете — к катастрофе. Торжество ориентации на обладание по­родило деструктивные тенденции не только в экономике, но также в развитии культуры, политической и повседневной жизни. Патологическое потребительство привело к крайней ущербному духовному миру человека.

Для перехода к тазсому обществу, считает Фромм, необходимо изменить характер человека, т.е. осуществить переход от доми­нирующей установки на обладание к господству установки на бытие.

Решению этой задачи должен помочь психоанализ. Но если Фрейд ставил своей целью помочь индивиду осознать причину его стадий, то цель, которую ставит Фромм, — лечить не инди­вида, а общество; ето члены должны осознать необходимость переориентации на принцип бытия.

Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.

Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений.

Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.

Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

В своем психоанализе Фрейд рассмотрел:

— формирование религиозных культов и обрядов;

— появление искусства и общественных институтов;

Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).

Оно — это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.

Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы:

— влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения);

— половые инстинкты (инстинкты жизни).

Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.

Подсознательная сфера проявляет себя в областях:

— анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);

— ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм — направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:

Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как человеку жить и что делать.

Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов.

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям

а) Сознание и бессознательное

а) Сознание и бессознательное Казалось бы, сознание судит об Ну а благодаря возможности забывать о нем и прерывать его — возможности спать. Это способ быть, но берущее на себя бытие сознание — воплощенная нерешительность быть. Тем самым оно обретает измерение

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewußtsein), самосознание, сущее сознание.

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewu?tsein), самосознание, сущее сознание. - Сознание не есть бытие, каково бытие вещей, но бытие, сущность которого в том, чтобы быть мнящим образом направленным на предметы (dessen Wesen ist, auf Gegenst?nde meinend gerichtet zu sein). Этот первофеномен, столь же

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

99. Сознание и бессознательное

99. Сознание и бессознательное Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание.

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание. - Сознание есть индивидуальная действительность существования как акт переживания (Erleben); оно есть универсальное условие всякого бытия-предметом для знающих субъектов, как сознание вообще; оно есть

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

12.3.1. Філософська антропологія, фрейдизм і неофрейдизм

12.3.1. Філософська антропологія, фрейдизм і неофрейдизм Філософська антропологія сформувалась у Німеччині після Першої світової війни. Одним з основних її засновників вважається Макс Шелер (1874-1928), який дійшов переконання, що криза суспільства у XX столітті відбиває кризу

Психоанализ и бессознательное Psychoanalysis and the Unconscious 1921

Психоанализ и бессознательное Psychoanalysis and the Unconscious 1921 Лучшая часть наших знаний — это знания о непознаваемом и непостижимом. Мы знаем о солнце, но не в состоянии его постичь, хотя и придумали теорию о каких-то там горящих газах и прочую причинно-следственную ерунду. Даже

11.4. Сознание и бессознательное (Зигмунд Фрейд)

11.4. Сознание и бессознательное (Зигмунд Фрейд) Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является

Зигмунд Фрейд. Сознание и бессознательное

Зигмунд Фрейд. Сознание и бессознательное Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его

235. Новое религиозное сознание или просто сознание?

235. Новое религиозное сознание или просто сознание? Одно из главных лукавств нашей философствующей интеллигенции (как дореволюционной, так и современной) состоит в том, что она, не желая показаться одномерно материалистической и атеистической, вступает в

Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд

Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его

Алайя-Видняна, сознание-вместилище, или остаточное сознание, — но что это за вещь?

Определение 1. Фрейдизм и неофрейдизм – это направления психоаналитической философии, возникшие в 20-х годах ХХ века в странах Европы и Америки. Эмпирическая база фрейдизма и неофрейдизма – психоанализ.

Определение 2. Психоанализ – это метод лечения психических заболеваний, базирующийся на выявлении и анализе вытесненных переживаний

Фрейдизм получил свое название по имени основателя этого направления З. Фрейда. Одним из основных достижений Фрейда является созданная им первая развернутая теория структуры личности, основанная на древней научно-философской проблематике – наличии в человеческом сознании нескольких противоборствующих начал.

Основным регулятором человеческого поведения выступает сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в структуре личности, которому характерно могущественное желание и стремления, скрытые за покровом сознания – бессознательное. Иными словами, им было выделено три уровня психики человека:

  • бессознательное;
  • предсознательное;
  • сознательное.

Фрейд в своей практике часто встречался с неосознаваемыми переживаниями и мотивами, которые значительно отягощают жизнь человека и могут выступать в качестве причины его нервно-психических недугов.

Фрейдом была разработана особая концепция человеческой психики, к компонентам, или инстанциям, которой относят:

Оно – бессознательный слой психики, представляющий собой инстинкты. Именно оно вступают в качестве мотивации человека, являясь врожденным состоянием возбуждения, требующего разрядки. К основным инстинктам относят Эрос – инстинкт жизни и Танатос – инстинкт смерти.

Я – это область сознательного внутри которой протекает восприятие внешнего мира и приспособленность к нему.

Сверх-Я представляет высшую инстанцию психических структур, отвечающую за восприятие индивидом моральных стандартов, выполняя роль совести.

Трансформация человеческих скрытых мыслей в явное содержание сновидений является примером перехода одного способа выражения психического материала в другой. Чтобы понять природу сновидений необходимо понимать смысл самого сна. Фрейдом было выдвинуто положение о том, что сознательное сновидение является искаженных замещением бессознательного.

В отличие от З. Фрейда и К. Юнга, неофрейдисты стремились не исследовать природу индивидуальных человеческих поступков, а дать объяснение социальному устройству жизни людей. Основными представителями неофрейдизма являются А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм.

Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов - концепция бессознательного

Адлер считал, что чтобы постичь мотивы человеческой деятельности, необходимо знать конечную цель его стремлений, так называемый бессознательный жизненный план.

Человек находит реализацию в поиске смысла жизни и стремлении к самореализации.

Для преодоления чувства неполноценности и самоутверждения, человек начинает актуализировать свой творческий потенциал, что принято называть сверхкомпенсацией.

Определение 3. Сверхкомпенсация – это особый тип реакции на чувство неполноценности. На ее основании люди способны добиться существенных успехов в жизни и отличаются от остальных серией исключительных способностей.

Теория К. Хорни

В биологическая ориентированность, то есть характерную черту классического психоанализа заменили социокультурной, характерной для неофрейдизма.

Хорни считал социальные отношения между ребенком и родителями, основанными на двух положениях: стремлении удовлетворить свои желания и желание безопасности.

Ведущая роль принадлежит последней тенденции – процессу удовлетворения потребности в безопасности, которая формирует здоровую личность, и напротив – поведение родителей, препятствующее этому, вызывает развитие у ребенка базальной тревоги, то есть ощущения одиночества и беспомощности перед опасностями окружающего мира.

Базальная тревога в детстве может вызывать формирование неврозов во взрослом возрасте. Для преодоления базальной тревоги, ребенок начинает прибегать к защитным стратегиям, называемым невротическими тенденциями или невротическими потребностями. Каждая тенденция имеет три ориентации:

  • на людей;
  • от людей;
  • против людей.

В соответствии с ними было выделено три разновидности невротической личности:

  • уступчивая;
  • обособленная;
  • агрессивная.

Гуманистическая психология Э. Фромма

Принципиально новое дополнение неофрейдистской психологии – это учение одного из теоретиков неофрейдизма – психоаналитика и социолога Эриха Фромма.

Именно он разработал радикально-гуманистический психоанализ, чтобы преобразовать человека и социум. Он стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного человека, а также закономерности, лежащие в основе общественного развития.

Фромм считал разрыв естественных человеческих связей с природой основным экзистенциальным противоречием, представляющим главную проблему человеческого существования. На основании такого противоречия, по предположению Фромма, могут формироваться экзистенциальные и исторических дихотомии.

Экзистенциальными дихотомиями Фромм считал такие противоречия, которые лежат в основании самого человеческого существования и их невозможно аннулировать. Такие дихотомии расположены между жизнью и смертью, а также им характерна невозможность реализации в связи с кратковременностью его существования.

Исторические дихотомии не являются необходимой составляющей человеческого существования. Они могут формироваться и разрушаться в процессе человеческой истории. Противоречиями этой группы Фромм считал дихотомии различных исторических форм существования общества и человеческих возможностей, необходимых для истинной реализации своей природы на определенном временном этапе.

Учение о бессознательном З. Фрейда и современный неофрейдизм

Бессознательное в классическом психоаналитическом истолковании — совокупность психич. явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы чел разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бесс-ми явл.

сны, гипнотич. сост., сост. Невменяемости, фобии и комплексы. Большой вклад в развитие теории о бессознательном внес австрийский врач и психолог З.Фрейд (1856-1939). Он сформировал свое миропонимание и взгляд на психику чел.

Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Либидо (сексуальная энергия человека), явл движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация.

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях -спорт, искусство, работа, творчество.

Таким образом, либидо становится движ силой прогресса.

Неофрейди́зм (др.-греч. новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Фрейда, принявшими основы его теории, но в кот ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Адлер, Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни.

Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного.

Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. Архетипы – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
Т.о. принципиальные различия трактовки бессознательного Фрейдом и Юнгом состоят в след.(1)Бессознательное по Фрейду индивидуально, у Юнга – коллективно; (2)От индивидуального бес-го можно освободиться, а от коллективного – нет; (3)Разное понимание либидо. У Ф. это – биологич источник бес-го, а у Юнга – культурный.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: