Проект мы друзья природы в средней группе детского сада
Обновлено: 02.07.2024
В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.
Тип: исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.
• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.
• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.
• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.
• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.
• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Ожидаемый результат для детей:
• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.
• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.
• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.
• Создание пособий и методического материала.
Сроки реализации:
1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;
2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;
3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.
I этап. Подготовительный
• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
• Чтение произведений художественной литературы по теме:
сказки о животных.
• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.
• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.
• Экскурсии, наблюдения в природе.
II этап. Внедренческий
План реализации проекта:
- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.
- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.
- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.
- Наблюдение за развитием и цветением растений
III этап. Итог
Продукт проектной деятельности:
-
- огород на подоконнике;
- дидактические игры и пособия о природе родного края;
- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.
- Разметка и посадка фруктового сада
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Список литературы
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)
5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005
9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Якушева Юлия Викторовна
Таганрог 2018 г.
Паспорт проекта
Автор проекта:
Воспитатель Якушева Ю.В.
Участники проекта:
МБДОУ детский сад №71
Срок реализации:
Среднесрочный (сентябрь — май)
Формы реализации проекта:
Занятия, досуги, наблюдения, консультативная работа с родителями, свободно-самотоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы реализации проекта:
Игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Характеристика практико-ориентированного проекта.
Планета Земля — наш общий дом, и каждый человек должен проявлять заботу о нем, беречь и сохранять все его ценности и богатства. Так как именно в дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, то детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек - это часть природы, и забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.
Сформировать у детей (и родителей) чувства единения с природой, сопричастности ко всему происходящему в ней.
На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта:
учить видеть красоту природы;
учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи;
развивать логическое мышление, внимание, память;
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, животным, растениям;
формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту;
учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;
привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
Предполагаемый результат:
Реализация намеченных планов:
График мероприятий
Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
-Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"
-И.Бунин "Листопад"(отрывок)
-И, Токмакова "Ветрено"
-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"
-П/и "Перелёт птиц"
В хороводе деревьев.
Обобщать и обогащать знания о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.
-Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическая игра "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стихотворения А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Просмотр видео о Красной книге, беседа
В лесу родилась ёлочка.
Продолжать формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой. Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей. Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
- Изготовление искусственной ёлки своими руками
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, ласточка, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим".
-Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
Продолжать знакомить со свойствами воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
-Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Эксперимент "Как сосулька превратилась вводу"
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
- Проведение утреннего круга, посвященного Всемирному дню воды (водных ресурсов)
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"
Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.
Мы – друзья природы!
Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, уходом за растениями).
-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Беседа-игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если…"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"
Подготовлен:
Талалаевой Ольгой Викторовной
воспитателем МБДОУ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. ВВЕДЕНИЕ
1.2. Паспорт проекта
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Цель проекта
2.3 Задачи проекта
2.3 Формы и методы реализации проекта
2.4 Содержание работы в процессе реализации проекта
2.5 План реализации проекта
2.6 Ресурсное обеспечение
2.5 Мониторинг реализации проекта
3. Заключения. Выводы
4.1 Ход реализации проекта
Дидактические экологические игры
· Картотека художественного слова
Стихотворения про птиц, цветы
6. ПРИЛОЖЕНИЕ - ПАПКА
Работа с родителями
Работа с педагогами
Паспорт комнатных растений
Фотоальбом реализации проекта
Медиатека по тематическим блокам проекта
1. ВВЕДЕНИЕ
Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу –значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья
Экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения
Создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Данная разработка развлечения поможет закрепить знания детей о животных и растениях леса. предназначено для детей 4-5 лет.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Путешествие
Програмное содержание:
Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение, желание беречь и заботиться о ней. Активизировать мышление и речь детей. Воспитывать заботливое отношение к природе.
Материал: игрушка елочка, лесовичок, конверт с письмом, знаки поведения в природе, картинки с цветами, птицами насекомыми. домашние цветы (герань, фиалка, фикус).
Словарная работа: обогащать словарь детей.
Методы: игровой.
Приемы: беседа, вопросы, чтение стихов, пословиц.
Индивидуальная работа: привлечь и заинтересовать Ваню З., Славу С., Данила Д.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
- Правильно, эта загадка про лес, а это значит я приглашаю вас прогуляться по весеннему лесу.
- Посмотрите, тропинка узкая, петляет между деревьями. Вставайте друг за другом, идите след в след за мной.
- Посмотрите, как красиво в весеннем лесу! Природа просыпается весной, щебечут птички! (звучание пения птиц). Воздух в лесу свежий, чистый.
Дыхательная гимнастика.
Посмотрите, а что там лежит под елочкой? (письмо).
Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, вы любите природу и не потревожите лесных жителей. А вы знаете правила поведения в лесу? Чего нельзя делать в лесу? (кричать, чтоб не потревожить лесных жителей, ломать ветки деревьев, разрушать муравейники..).
Ребята, в лесу растет много деревьев. Отгадайте, о каком из них эта загадка.
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель).
- Чем отличается ель от других деревьев? (У елки иголки, а не листья, они не опадают, зимой и летом одним цветом)
- Она живая? Почему? ( Она растет, у нее есть корни, нужны: вода, земля, свет). В лесу растут и другие деревья. Я буду называть их, а если оно есть на картинке, вы должны хлопнуть в ладоши, если нет, сидеть тихо. Слушайте внимательно и выполняйте задание: елка, береза, яблоня, тополь и т.д.
- Давайте представим, что мы с вами деревца.
Дети изображают деревца, тянутся к солнцу, покачивают ветками (руками) при дуновении ветра и т.п.
Какие стройные деревца у вас получились!
А кроме деревьев, в лесу растут еще и растения.
Какие растения, растущие в лесу вы знаете?
-Посмотрите внимательно, все ли эти растения растут в лесу?
Какие еще растения находятся на полянке? (комнатные).
Сейчас я прочитаю вам стихотворения, а вы покажите тот цветок, про какой я вам говорю:
« На окне в такую рань,
Распустилась герань.
Круглые листочки,
«Вот растет бегония-
Пышная красавица.
Красотой своей она,
«Цветок фиалкою зовут,
Так называй его и ты
Пусть на окне моем растут
- Молодцы, вижу домашние растения вы знаете, а как вы думаете, почему их называют домашними? (растут в тепле, им необходим уход, вода).
А о том, как ухаживают за растениями, расскажет нам Лиза и Снежана.
« А я леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
«Мягкой тряпочкой листочки
Протирала на цветочках
Пыль дышать мешает,
- Ребята, на лесной полянке живут лесные жители. Каких лесных жителей вы видите? (бабочки, муравьи, птички). Какие лесные правила нельзя нарушать? (ловить бабочек, разрушать муравейники, громко кричать, слушать музыку). Правильно, а какое самое главное правило нужно знать, приходя в лес? (разжигать костер, оставлять за собой мусор).
Посмотрите, к нам прилетела птичка, она просит нас о помощи. Как вы думаете, почему? Чем питаются птицы? Давайте покормим ее.
Давайте расскажем старичку- лесовичку пословицы о птицах, которые мы знаем.
А Тимур расскажет стихотворение о птицах.
- А вот и старичок- Лесовичок!
- За то, что вы хорошо вели себя в лесу, соблюдали все правила, я принес вам небольшие лесные подарки!
Читайте также: