Идеи социального партнерства были разработаны какой школой

Обновлено: 02.07.2024

Социальное партнерство прочно закрепилось в современной рыночной экономике. Строится партнерство по системе трипартизма. Оно определяет трудовые взаимоотношения между работниками, работодателями и органами государства.

В странах с рыночной экономикой, социальное партнерство приобрело широкое распространение по причине того, что их пришли к пониманию необходимости главенствующего статуса социального партнерства в жизни страны для стабильности развития экономики.

История развития социального партнерства

В Европе социальное партнерство имеет богатую историю. В Германии первое отраслевое соглашение было подписано в 70-х г. 19 века. В 20 веке теория социального государства, в которой особое место отводилось социальному партнерству, была разработана немецким исследователем Людвигом Эрхардом совместно со шведом Гуннаром Мюрдалем.

В 1919 году Лигой Наций (предшественник ООН) создается Международная Организация Труда, работающая по системе трипартизма. Ее главной функцией и в настоящее время является установление правового порядка в отношениях между работодателями, организациями трудящихся и правительствами. В государствах Западной Европы социальное партнерство - неотъемлемая часть процесса урегулирования трудовых отношений. Социальное партнерство стало необходимым компонентом обеспечения социальной стабильности и экономического благосостояния.

В нашей стране социальное партнерство стало развиваться после перехода на рыночную экономическую модель. Этому способствовали усилия со стороны государства и профсоюзных организаций.

Этапы социального партнерства в России

Социальное партнерство - проблема многоступенчатая, решение которой лежит в трех противоречащих друг другу плоскостях:

  • Соответствие трудовых соглашений и договоров политическим и экономическим реалиям общества;
  • Несоответствие существующей практики принятию коллективно-договорному регулированию;
  • Механизм выполнения принятых коллективных соглашений и договоров.

Готовые работы на аналогичную тему

В Российской Федерации создана хорошая законодательная база, регулирующая социально-трудовые отношения. К главным законам социального партнерства, относятся:

Развитие вопроса о социальном партнерстве в России происходит при полном отсутствии традиций, которые имеются в развитых странах со сложившейся социальной традицией и рыночной экономикой. В России накоплен недостаточный опыт социального партнерства. Стороны соглашений не имеют опыта в успешном преодолении спорных и конфликтных ситуаций. Также в настоящее время в России наблюдается ситуация – недостаточное признание значения профсоюзов в защите интересов работников до полного отсутствия разумного диалога, что служит причиной неприятия некоторыми работодателями профсоюзов.

Мощный толчок для развития социального партнерства должен дать Трудовой Кодекс, который стал первым федеральным актом в котором закреплено само понятие социального партнерства. В статье 2 ТК РФ закреплено, что социальное партнерство, включает в себя паритетное право на участие работников, работодателей, и их объединений в договорном процессе в вопросах урегулирования трудовых отношений и других, связанных с ними отношений, что является одним из главных принципов правового регулирования социально-трудовых отношений. Работник и работодатель имеют равные права ставить на обсуждения любые интересующие их вопросы.


Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных учреждений.

Формирование общей концепции в осмыслении взаимодействия вовсе не означает полного сходства взглядов ученых на это явление.

Одни ученые трактуют взаимодействие наиболее обобщенно: как объективную, универсальную, проявляющуюся основу всего сущего, поэтому в качестве определяющего, раскрывающего понятия используется процесс.

Далее хотелось бы отметить, что образовательная ситуация первой половины XX века имела свои характерные черты, которые во многом и определили направления развития педагогических взаимодействий в этот период. Традиционный подход в организации обучения и воспитания продолжал закрепление и усиление субъектно-объектных отношений учителя и учащегося. Богатая экспериментальная образовательная практика подкреплялась новейшими изысканиями в психологии, физиологии, конкретной социологии, что в итоге определяло гуманистическую направленность развития педагогических взаимодействий, становления социально-педагогического партнерства как явления.

На основе широкой практики воспитания и обучения детей под руководством С.Т. Шацкого проводилась большая исследовательская работа, разрабатывались вопросы организации, содержания и методов новой школы, семьи и общественности.

В целом для периода советской педагогики 1920 - 30-х гг. был характерен поиск новых подходов в построении педагогических взаимодействий, установлении социального партнерства, которые бы соответствовали изменившемуся после Октябрьской революции пониманию роли образования в развитии государства.

Поиски в области развития педагогических взаимодействий в отечественной педагогике были приостановлены почти на полтора десятка лет войной и послевоенным восстановлением. Однако, уже в конце 50-х начале 60-х гг. построение педагогических взаимодействий, ориентированных на гуманистический характер, просматривался в практике советской педагогики.

Основа его педагогической системы построена на осознании многоаспектности педагогических взаимодействий, которые понимаются им

1)как неразрывное единство учебного и воспитательного начал;

2)создание условий для разностороннего взаимодействия педагогического и детского коллективов;

3)формирование единого воспитательного коллектива, где учительский и ученический коллективы являются обобщенными субъектами воспитания;

4)расширение сферы воспитания от школьного до семейно-школьного, общественного (социального) воспитания детей и подростков;

Система организации жизнедеятельности, предложенная Сухомлинским, способствовала гуманистическому осмыслению педагогического процесса.

В поиске новых форм родился опыт так называемого содружества школы и производства. В конце 60- х годов он был проанализирован в работах И.Б.Первина, А.Т.Куракина, Н.Д. Шуровой, П.Г.Година. Сопоставление полученных тогда результатов с опытом взаимодействия современных школ и их базовых предприятий дает возможность уловить тенденции дальнейшего развития. В силу благоприятных условий (наличие крупного производства и сложившихся на его базе сплоченных, социально-зрелых трудовых коллективов, заинтересованное отношение руководителей предприятий и органов народного образования, помощь и поддержка партийных органов, наличие энтузиастов-педагогов и общественников) были разработаны и реализованы на практике модели взаимодействия коллективов школы и промышленного предприятия (Свердловская область), школы и сельского хозяйственного производства (Ставропольский край). Сложившаяся в 60-70-е годы модель взаимодействия школы с производственным коллективом должна уступить место другой модели. Стержнем ее должны стать трудовые связи школы и предприятия. Эти связи инструментируются как связи партнерства, сотрудничества, когда школа и производство выступают на паритетных началах в решении тех или иных задач, заключают между собой договора, проверяют их выполнение.

В 80-х гг в отечественной педагогике оформилось новое направление - педагогика сотрудничества, партнерства. Воплощенное в деятельности педагогов-новаторов ( Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П.Иванов, Е.И.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.), это движение давало возможность эффективных и конструктивных взаимодействий педагога и ученика в учебной деятельности.

Таким образом, изыскания в области образования XX-XXI вв. могут быть отмечены как значимый этап в становлении педагогики взаимодействий. Поэтому актуальной потребностью развития отечественной педагогики является освоение новых форм педагогических взаимодействий, адаптация и коррекция их с учетом специфики образовательного учреждения.

В конце 80-х -начале 90-х гг. необходимость преодоления разрыва между теоретическими изысканиями и реальной практикой образования, т.е. в области педагогических взаимодействий уже ощущается.

Партнерство является предметом изучения и вспомогательным средством во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс взаимодействия, существующих между участниками какой-либо совместной деятельности.

Н.Н. Хридина называет партнерство – формой организации компании, фирмы, которая создается на основе договора между партнерами, в котором оговариваются их права, обязанности, ответственность и т.д.

По мнению П.Н. Третьякова: социальное партнерство - это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципах социальной справедливости.

В.А. Михеев считает социальное партнерство цивилизованной системой общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической, социально-политической жизни [5, c.237].

В контексте проводимого нами исследования заслуживает внимание позиция Александровой Т.И, которая дает определение социальному партнерству в системе образования как процессу взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия.

Мы будем понимать под социально-педагогическим партнерством процес взаимодействия ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью развития образовательной среды и повышению эффективности данного взаимодействия.

В трудах Арнаутовой Е.П., Дороновой Т.Н., Даниловой Т.И., Ивановой В.М., Никольской О.Д. и многих других исследователей были разработаны новые подходы к реализации социально – партнерских отношений в ДОУ, формы и направления их практической реализации.

Исследователи предлагают свои формы и методы активизации позиций родителей в воспитании детей, в сотрудничестве с детским садом, разработали свои структурно- функциональные модели данного взаимодействия. Наиболее разработанными в системе партнёрства представляются технологии социально-психологической работы представителей дошкольного образования с семьей, опирающиеся на отечественный опыт семейной терапии (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), семейное консультирование (Ю.А. Алёшина, А.А. Бодалев, А.И. Луньков и др.)

В современных условиях особая роль уделяется управленческому мастерству. Перед руководителем образовательного учреждения стоят задачи динамичного развития содержания воспитательно-образовательной работы, повышение ее эффективности и качества. В условиях ограниченного финансирования деятельности ДОУ, приводящего в ряде случаев к невозможности для детских садов решать свои текущие вопросы хозяйственной деятельности и материального стимулирования работников, огромную практическую значимость приобретают знания руководителями ДОУ законных способов привлечения внебюджетных финансовых материальных средств: использование благотворительной деятельности граждан и организаций, заключение договоров дарения, пожертвования и принятия наследства по завещанию [3, с.87].

Итогом становления социально-педагогического партнерства как явления будет считаться:

*Привлечение в образовательный процесс ДОУ большего количества социально-педагогических партнеров;

*Интеграция усилий всех социально-педагогических партнеров с целью развития образовательной среды дошкольного учреждения;

*Оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур: педагогические вузы, общеобразовательные школы, психолого-медико-педагогические комиссии, детские поликлиники, культурные центры, спортивные организации, дошкольные образовательные учреждения, общественные организации, депутатский корпус и др.;

*Обеспечение учета требований работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОУ;

*Упрощение процедуры корректировки старых и разработки новых методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта.

1.Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие [Текст] / Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение, 1988.-386с.

2.Доценко И.Г. Социально-педагогическая деятельность: от классики до современности [Текст] / И.Г.Доценко // Педагогика .-2009.-№ 1.-С.50-54.

4.Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: моногр. [Текст] / Е.В.Коротаева.- Екатеринбург: УрГПУ, 2007.-276с.

5.Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика: учеб. пособие [Текст] / В.А.Михеев. - М.: Экзамен, 2001.-448с.

6.Слободчиков В., Громыко Ю. Российское образование: перспективы развития [Текст] / В. Слободчиков, Ю.Громыко // Директор школы - 2000.- № 2.

7.Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения [Текст] / В.Н.Сорока- Росинский.- М.: Педагогика, 1991.- 238с.

8.Фролова И.Т. Философский словарь [Текст] / И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1981.-365с.

Основные термины (генерируются автоматически): взаимодействие, социальное партнерство, дошкольное образование, социально-педагогическое партнерство, педагогическое взаимодействие, детский сад, образовательная среда, педагогическая система, процесс взаимодействия, социальная педагогика.

Похожие статьи

Система установления социального партнерства дошкольной.

В статье рассматривается проблема взаимодействия образовательных учреждений с различными социальными институтами в рамках социального партнерства. Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной.

Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху.

Проектирование развития открытого образовательного.

Социальное партнерство, проектирование, дошкольная образовательная организация, открытое образовательное пространство.

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов.

образование; взаимодействие социальных институтов детства с семьёй через дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как.

Взаимодействие образовательной организации с социальными.

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, - социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Педагогические условия организации социального партнерства.

Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть реализовано только при наличии определенных педагогических условий, обеспечивающих возможность установления партнерских отношений.

Социальное партнерство — способ социализации здорового.

Ключевые слова: опыт взаимодействия, взаимодействие с социальными институтами, социальное партнерство, культурно-образовательная среда, образовательные услуги.

Организационно-педагогические условия управления.

социальное партнерство, дошкольная образовательная организация, детский сад, уровень управления, эффективность работы, план деятельности, организационно-педагогическое условие управления, эффективная система.


1. Лаврененко Л.Я. Становление благотворительной деятельности в образовании : дис. . д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2003. - С. 91-175.

2. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1991. - С. 17.

3. Стоюнин В.Я. Наши педагогические вопросы // Учебно-воспитательная библиотека. - М., 1978. - Т. II. - С. 2.

4. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / сост. А.Т. Губко. - М. : Педагогика, 1991. - С. 121.

5. Рачинский С.А. Сельская школа : сб. статей / сост. Л.Ю. Стрелкова. - М. : Педагогика, 1991. - С. 5.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М. : Фаир-пресс, 2004. - С. 11-15.

Актуальность развития социального партнерства в современном образовании отправляет нас к исследованиям истории возникновения этого социального явления.

Цель нашего исследования: изучить историю возникновения идей социального партнерства в образовании дореволюционной России.

Основной метод, который использовался нами в процессе написания статьи, - метод анализа литературы.

Исторические корни взаимодействия школы и среды уходят в далекое прошлое нашей страны. Общество никогда не оставалось в стороне от проблем школы. Люди с передовыми взглядами старались, так или иначе, принять участие в деле просвещения. Одной из важнейших сторон процесса осознания представителями виднейших предпринимательских династий дореволюционной России своей ответственности перед обществом явилось широкое развитие в их среде благотворительности и меценатства. Главным источником благотворительности и меценатства оставались внутренние побуждения российских жертвователей, развитие национального духа и самосознания в их среде, постепенно приводившие наиболее просвещенных и мыслящих из них к осознанию личной ответственности перед обществом. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь кому-либо или на какие-либо общественные нужды. Предприниматели поддерживали развитие просвещения и культуры родного Отечества.

Частная благотворительность развивалась в высших слоях общества. На этом поприще приобрел известность И.И. Бецкой. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательной работе в России. По его инициативе в Петербурге был построен Смольный институт для благородных девиц.

Таким образом, благотворители не просто давали средства для развития, но и сами следили за правильностью их использования.

Историко-культурными предпосылками становления благотворительной деятельности являются духовные предпосылки (христианские корни), просветительские предпосылки (народное просвещение) и предпосылки организационно-педагогические (разнообразие организации образования), считает ученый [1].

Благотворительность в дореволюционной России представляет несомненный интерес как одна из предпосылок развития социального партнерства, в частности образования Попечительских советов.

Позитивный опыт социального партнерства можно отметить в деятельности сельских школ начала ХХ в. Исследователи земских школ этого периода отмечают продуктивное взаимодействие государственных и общественных сил в образовании. Земство вносило большой вклад в подготовку и переподготовку педагогических работников и обеспечение учебными пособиями крестьянских детей.

Русский педагог С.А. Рачинский вслед за К.Д. Ушинским обращал внимание на социальную и общественную сущность воспитания и считал, что стремления и идеалы какого-либо общества нигде не выражаются так полно, как в отношении к воспитанию. Он также отмечал, что идеи и убеждения немецкого педагога К.Ф. Стоя, отраженные в устройстве его учебно-воспитательных заведений, вызывают интерес к его трудам, основанным на редком практическом знании требований современного общества и постоянном поиске наиболее оптимального пути.

С.А. Рачинскому удалось впервые показать, чего ждет народ от школы вообще и что должна дать русскому народу сельская школа; какими быть в ней учителям и как они должны работать, чтобы удовлетворить запросы народа. Для этого не нужно отрывать ребенка, подростка от среды, в которой он родился и вырос, и увозить его в школу, расположенную далеко от дома. Напротив, нужно нести просвещение в село, воспитывать у крестьянина чувство человеческого и национального достоинства [5].

Заслуга С.А. Рачинского состоит в том, что он создал школу, учитывающую особенности крестьянского бытия. Постановка учебно-воспитательного процесса в школе учитывала интересы родителей-крестьян. Дети работали в пришкольном саду, изучали земледелие, пчеловодство, плотничье и столярное дело, народные промыслы. С.А. Рачинский показал влияние учебно-воспитательного процесса на развитие сел и деревень, расположенных недалеко от школы.

Педагоги XIX в. хорошо понимали, что среда оказывает большое влияние на воспитание ребенка. Образовательная среда школы должна быть расширена, соединена с образовательной средой семьи и других социальных институтов. Школа не должна быть оторвана от общества, она должна быть открытой. Важно, чтобы общество, понимая свою ответственность за подрастающее поколение, стремилось к партнерским отношениям со школой. Опыт показывает, что нельзя достичь успехов в воспитании, полагаясь только на школу. Воспитать в человеке духовные ценности можно только в сотрудничестве школы с семьей и общественными институтами.

Вывод

Проанализировав литературные источники, мы приходим к выводу о том, что в дореволюционной России общество старалось решать проблемы образования через благотворительность, меценатство, создание попечительских советов. Известные педагоги того времени писали о роли среды в воспитании ребенка. Таким образом, прогрессивными педагогами и общественными деятелями в дореволюционной России были заложены идеи социального партнерства школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

*согласованном включении, строящемся с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей ее разработкой и возможной корректировкой;

*инициирующем включении, отличающемся высокой активностью одной стороны, при консультативной и координирующей деятельности другой стороны;

*самостоятельном обоюдном включении, где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной при двусторонней поддержке идеи, ее разработке и реализации совместными усилиями, а также обоюдной ответственности за успешность достигаемого результата.

Выбор уровня включенности в осуществление совместной деятельности определяется и ситуацией, и результатами, которых стремятся достичь стороны, именуемые социальными партнерами.

Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества. Однако социальное партнерство не должно предполагать прямого копирования зарубежного опыта. Он далеко не универсален и при его даже частичном применении требуется более глубокий социально и историко-сравнительный анализ. А посему нужно согласиться с тем, что социальное партнерство в нашей стране должно исходить из реалий и потребностей нашей с вами жизни. Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - в качестве совместного развития системы ценностей, преобладающих в нашем социуме и являющихся критерием оценки уровня образования и воспитания человека.

Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Но ведь термин "партнерство" понимается очень широко и наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Современный подход к вопросу партнерства в образовании показывает, что развитие образования - забота не только государства в целом и учебного заведения в частности. Государство в лице министерства и региональных отделов образования отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в и предоставление системе образования необходимых ресурсов и поэтому, ввиду очевидных причин, не может охватить всю сложность задач, потребностей и условий конкретных сообществ. К тому же, школа – живое образование, имеющее непрерывную динамику и склонность к изменению и именно поэтому допускается вариативность форм осуществления социального партнерства. Образованию, как одному из социальных институтов, всегда были присущи тесные взаимосвязи и их взаимообусловленность со всеми основными сферами социума – экономикой, социальной структурой, политикой и культурой. Это и есть те четыре основополагающих камня, на которые может опираться школа в осуществлении своего главного предназначения – образовывать и воспитывать. И именно от взаимодействия этих четырех субъектов сотрудничества и зависит, удастся ли всей системе образования в целом и каждому образовательному учреждению в частности выстроить новую систему партнерства взамен известной старой практики шефских отношений. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что социальная зрелость общества и локальных сообществ является предпосылкой и индикатором возможности и даже необходимости социального партнерства в образовании. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия и конкретные действия всего общества, а не только одного из его составляющих. Безусловно, необходимо предварительно произвести мониторинг ситуации в том или ином конкретном городе или населенном пункте с целью выяснения наличия почвы для взаимовыгодного сотрудничества, т. е. партнерства между образованием, отдельными общественными, благотворительными организациями, конкретными людьми, государственными структурами. Необходимо досконально изучить и проработать вопрос: какие возможности представляет партнерство образованию и наоборот, какими технологиями необходимо обладать для эффективного партнерства, каких взаимовыгодных результатов можно добиться в случае успешного партнерства.

Каким же образом партнерство в образовании помогает улучшить сам процесс обучения школьников, каких результатов помогает добиться, каких ошибок помогает избежать, чем способно обогатить рутинный образовательный процесс, имеет ли право на жизнь, вообще и какова конечная цель этого непростого и весьма трудоемкого дела?

Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы школы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, не экономя при этом ресурсы самой школы, а обогащая их. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет наиболее эффективно и экономно оказывать помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает:

а) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

б) готовность к такому сотрудничеству школы;

в) потребность школы;

г) инициатива школы;

д) инициатива негосударственного сектора.

Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах:

- открытость и сотрудничество;

- упор на развитие, общение и обмен идеями;

- разработанная философия образования и подход к развитию сообщества;

- возможность реализации рациональных идей для местных жителей;

- учреждение общественно-активных школ;

- выявление желания местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе;

- предоставление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей;

- сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

Гарантией успешного сотрудничества образовательных учреждений выступает большое количество факторов. Но наиболее важными является развитие культуры благотворительности, сформированная стратегия организаций, вступающих в сотрудничество, близость к нуждающимся, профессионализм в оказываемых услугах, степень развития организационной культуры партнера, гуманитарная составляющая человеческого фактора партнера, система контроля, сложившаяся система финансирования и философия ее развития, информационное обеспечение, регулирование организации, механизм саморазвития партнерской организации.

Модели социального партнерства в образовании и организационные формы партнерства, имеющие "прописку" в Докучаевской общеобразовательной школе №3, этапы реализации модели социального партнерства дают право заявлять о сложившейся специфике взаимоотношений, устоявшихся технологиях и оценивать слагаемые успеха в этом новом для развивающегося гражданского общества деле. Да, социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Но современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений.

Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адекватно адаптироваться к условиям современного общества, его социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.


Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь, ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Исходя из понимания, что в системе образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека, становится понятным, что в современных условиях система образования должна готовить человека к будущей жизни. Неслучайно, в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, а также родителями.

Читайте также: