Проект по профориентации в школе 8 вида

Обновлено: 01.07.2024

У меня растут года
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Учитель: Вот этими словами из стихотворения В. Маяковского мы с вами начнем диспут “Моя будущая профессия”.

Скоро для каждого из вас прозвенит последний звонок, вы сдадите выпускные экзамены, и перед вами встанет вопрос: Кем быть? Чем заниматься? Какую профессию освоить?

Вопрос: А скажите, кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ?

ПРОФЕССИЯ – это основной род занятий трудовой деятельности.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – вид занятий в рамках одной профессии.

КВАЛИФИКАЦИЯ – степень подготовки к какому – либо виду труда.

Учитель: Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.

Вопрос: А кто знает, где можно получить рабочую профессию?

Учитель: профессию можно получить в профессиональных училищах (ПУ).

Учитель: в этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий.

Вопрос: А какие училища вы знаете в г.Камышине, в г.Котово?

Выступление социального педагога

Учитель: Итак, рабочую специальность вы можете получить в профессинальных училищах.

Учитель: В профессиональном училище вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – подтверждение вашей специальности и квалификации.

Учитель: А теперь я предлагаю поучаствовать всех желающих в конкурсах.

I КОНКУРС: “Мир профессий”

Задание: На столах имеются атрибуты различных профессий, ваша задача – выбрать атрибуты, соответствующие названию профессии в вашей карточке.

Зрители должны угадать профессию.

Повар (колпак, белый фартук, половник)

Как легко приготовить обед,
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого,
Это раз и готово!

Швея (сантиметровая лента, ткань, ножницы)

Шей машина, платье шей
Для больших и малышей,
И с уменьем со сноровкой
Шьет швея наряды ловко.
Две умелые руки
Кроят, строчат лоскутки.

Почтальон (сумка, газета, журналы)

Почту – письма и журналы
По домам разносит он,
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.

Овощевод (корзина, овощи, лопата)

Сами грядки мы копали
И сажали огород,
Мы пололи, поливали –
Много было нам хлопот.
Время сбора подоспело –
Небывалый урожай!
Ты в корзину полезай!

Техничка и помощник воспитателя (халат, ведро, тряпка, швабра)

Дел немало у меня,
Много и работы
И прибраться в уголке
Помогу детишкам.
Оботру окно и стол,
Вымою посуду, подмету я в группе пол, приберусь повсюду.
И в конце любого дня
Радостно бывает, ведь помощницей меня дети называют.

Дворник (метла, рукавицы, совок)

Метлу взяла и двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Ну и я не отставала,
Начала я от крыльца,
Подмела я до конца.
Выходи, погляди
Ни соринки не найти.

Штукатур-маляр (мастерок, кисть, халат)

Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Механический насос.

Вопрос: А скажите, пожалуйста, люди каких профессий работают у нас в школе?

II КОНКУРС: “Поварята”.

Не секрет, что профессиональный повар должен обладать отличным обонянием. И сейчас участники продемонстрируют нам эти способности в следующем конкурсе.

Задание: Каждый участник конкурса по очереди подходит к столу с завязанными глазами и по запаху должен определить содержимое каждой тарелки.

(В тарелках: чеснок, лук, укроп)

III КОНКУРС: “Искусная Швея”.

Задание: каждой участнице даны листы и фломастеры, нарисовать одежду для соответствующих профессий в карточках (повар, почтальон, строитель).

Игра со зрителями: “Анаграммы”. Нужно составить слово и назвать профессию, которой принадлежит данный атрибут.

Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду учащихся с интеллектуальной недостаточностью, т.к. выбор профессии для таких учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения VIII вида, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида.

При реализации проекта решались следующие задачи:

  • актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
  • подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к выбору доступной профессии;
  • ознакомить с профессиями градообразующих предприятий, доступных выпускникам коррекционной школы;
  • ознакомить учащихся с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах;
  • формировать профессиональные интересы, склонности.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.

При реализации проекта мы ориентировались на основные результативные критерии и показатели эффективности работы:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения .

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей

общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии .

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая обучающимися активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности

3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда ,

т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания обучающегося .

От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

В своей работе мы опирались на критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемой профессией.
3. Осознанная мотивация на обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профессии на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профессии, самостоятельность и активность при осуществлении выбора

6. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
7. Адекватная самооценка специальных профессионально важных качеств (ПВК).

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

3. Стремление к совершенствованию специальных профессионально важных качеств (ПВК).

Проект реализовывался в несколько этапов:

1. Этап - Подготовительный:

- экскурсии на предприятия и организации города Арзамаса, в ЦЗН;

- анкета изучения интересов и склонностей учащихся;

- изучение готовности к профессиональному самоопределению.

2. Этап – Основной:

- знакомство с профессиями градообразующих предприятий;

- изучение требований к поступлению на предприятия;

- тренинги, комбинированные уроки, деловые и ролевые игры, мастер - классы;

3. Этап - Обобщающий:

- анализ и обработка материалов экскурсий (ведение тетрадей по профориентации);

- выпуск газеты по итогам проекта;

- создание стенда по профориентационной работе.

Проект реализовывался по плану

Начало оформление тетради по профориентации

Экскурсия на строящийся объект

Экскурсия в локомотивное ремонтное депо

Экскурсия в ЦГБ, отдел кадров

Экскурсия на мебельное производство

Экскурсия на швейную фабрику

Экскурсия в ЦЗН

(выпускники - учащиеся ПЛ-68, ученики школы)

Экскурсия на АПЗ, отдел кадров

Экскурсия на АПЗ, отдел кадров

Выпуск газеты по итогам проекта

Обобщение и систематизация материалов проекта.

Разработка макета стенда по профориентации

В процессе реализации проекта:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии.

организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

Методика проведения экскурсий.

Экскурсии – важная форма наглядного ознакомления воспитанников с производством, миром труда и профессионального образования. Производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, осуществляют связи профилей трудового обучения с жизнью, техникой, производством.

В соответствии с целевой установкой различаются два варианта экскурсий:

1. Первоначальное общее ознакомление с производством. Назначение экскурсии состоит в том, чтобы ввести воспитанников в производство, дать о нем общее представление.

2. Более обстоятельное и глубокое ознакомление с процессами

производства, с определенными производственными цехами и профессиями.

Экскурсии, проводящиеся по второму варианту, позволяют воспитаннику основательно и детально ознакомиться с конкретными профессиями.

Эффективность экскурсии тем выше, чем лучше разработан ее план, продумано содержание, заблаговременно и тщательно проведена необходимая организация и методическая подготовка. Организуя экскурсию, педагог предварительно сам знакомится с производством, выбирает перечень наиболее значимых объектов для наблюдения, составляет маршрут экскурсии, продумывает содержание, составляет пояснения к ним.

В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на:

  • ознакомительные (обзорные),
  • тематические,
  • профессиографические,
  • комплексные.

Что представляет собой ознакомительная экскурсия (ОЭ)?

Основные цели ОЭ: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.

Важным моментом ОЭ является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия. Новизна обстановки дает большую информационную нагрузку.

Тематическая экскурсия (ТЭ)

План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы учителем с отделом подготовки кадров. После такого рода экскурсии учащиеся могут выполнить письменный отчет, ответив на заранее поставленные вопросы, принять участие в деловой игре и пр. ТЭ может быть полезна учащимся, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста.

Профессиографическая экскурсия (ПрЭ) предназначена для учащихся 9-11 классов. Ее цель - раскрыть содержание востребованных рабочих профессий, показать их значимость и взаимосвязь. Это может быть экскурсия в ЦЗН.

Перед ПрЭ необходимо провести профконсультации, учитывая интересы, склонности, способности учащихся. ПрЭ требуют от экскурсовода особенно тщательной подготовки, знаний в области психологии труда, педагогики, организации промышленного производства. В основу разработки содержания ПрЭ должны быть положены либо профессиограммы, либо профессиографические описания ПрЭ должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки.

Комплексная экскурсия (КЭ) характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия.

Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

Любую экскурсию обязательное должно предварять обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Непосредственно перед экскурсией:

  • разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии;
  • уточняет цель экскурсии;
  • представляет список учащихся (если его требует предприятие);
  • разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии.

Педагог обязан следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил ТБ.

Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.

Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии:

При проведении экскурсии необходимо учтитовать следующие ошибки:

  1. Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
  2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
  3. Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
  4. Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
  5. Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.

Выбор того или иного типа экскурсий зависит от:

  • возраста экскурсантов;
  • содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе;
  • потребности школы в дополнении уроков наглядной демонстрацией;
  • уровней контактов школы и предприятия;
  • потребности предприятия в кадрах и его возможностей.
  • Экскурсии, проведённые в рамках проекта, их тщательный анализ, а также итоговое тестирование психологом школы показало, что для обучающихся полученная информация была необходима. Она расширила представления воспитанников о крупных предприятиях города, рабочих профессиях, возможностях трудоустройства, способствовала их социализации. Посещение отдела кадров дало возможность ребятам самим задать инспекторам интересующие их вопросы .

В результате реализации проекта учащиеся коррекционной школы получат знания:

Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.

Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

1. Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной школы.

2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.

3. Ознакомление с правилами выбора профессии.

4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы :

3. Экскурсии на предприятия и ПУ.

5. Диспуты по проблеме.

“Выбор профессии – выбор жизненного пути”.

“Как мне выбрать профессиональный путь”

“Профессии важные и нужные во все времена”

“Успех в профессии – успех в жизни”.

“Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора”

Встречи с людьми разных профессий

Участие в трудовых КТД школы

“Дифференциально - диагностический опросник по Климову” на различные типы профессий показал такое распределение: Человек - худ. образ 3 человека: Марина Ф., Наташа Г., Ксюша А.

Человек – природа: 2 человека Таня С., Катя Б.

Человек – техника:4 человека Коля Б, Фарит И., Миша М. Андрей П.

Человек – человек: 2 человека Римма Б, Данил И.

У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с календарно – тематическим планированием.

9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб : формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной деятельности, социально-профессиональная адаптация, всё это отражается в воспитательских часах.

Цель: рассмотреть источники информации о работе : средства массовой информации, государственные службы занятости, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, газетные статьи, телефонные звонки, как написать резюме.

Цель: развивать представления о рынке труда и занятости; рассмотреть качества и умения работника, которые ценятся работодателем; умение собрать необходимые документы, психологический настрой перед встречей с работодателем, проводилось тестирование по вопросам, которые наиболее часто задаются в кабинете работодателя.

Цель: поведение в коллективе, умение выхода из конфликтных ситуаций.

В ходе тренинга изучались индивидуальные качества ребят (склонности, способности, потребности, интересы, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, состояние здоровья).

Цель: развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление; воспитывать уважение к труду и людям труда.

Данный классный час построен в форме общения, старалась построить занятие на доверии ребят, разговорить их. На протяжении всего занятия речь шла о профессиях, так же вводятся новые слова, которые дети пытаются сами объяснить, т. е. идет словарная работа, обогащение словарного запаса учащихся. Использование ИКТ, увлекает учеников, дает им возможность не только представить, но и увидеть представителей той или иной профессии.

Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.

В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии.

Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для приготовления обеда)

Профориентационная работа в группе ведется комплексно с классным руководителем, учителями трудового обучения, школьным психологом, социальным педагогом, родителями.

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей. – М., 1999.

2. Загашев И. О. Занятия по профориентации. – М., 2008.

3. Кулишова Г. П. Как обучать профессии. – М., 2006.

4. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев – 1976.

5. Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. – М., 1999.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание Программы профессиональной ориентации учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида интеграции в общество выпускников коррекционной школы обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из выпускников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Директор КГКОУ ШИ № 12

_____________ М.В. Лопатин

по профессиональной ориентации

для учащихся 1-11 классов

специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

г. Вяземский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика показала, что особенности психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В настоящее время остроактуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих ограниченные возможности в развитии. Условия жизни диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу.

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. В соответствии с Декларацией о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.71, а также Конвенцией о правах ребенка, принятой в 1989 году, государства, подписавшие эти документы, признают право неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы о нем. Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.

Большое значение в системе трудового обучения имеет профессиональная ориентация учащихся, влияющая на степень овладения учащимися той или иной профессией, квалификацией. Здесь заложен огромный потенциал скрытых возможностей, которые при поддержке государства можно реализовать. Но для обучающихся по программам для детей с интеллектуальной недостаточностью ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.

Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков, но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут определиться в жизни самостоятельно, они не сразу реализуют полученные в школе навыки трудовой подготовки, поэтому профориентационная работа в школе, тесная связь с близ лежащими начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, а так же и производственными предприятиями даёт возможность выбора профессии для выпускников коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья.

Создание Программы профессиональной ориентации учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида интеграции в общество выпускников коррекционной школы обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из выпускников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников школы VIII вида. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима оптимальная занятость этой части трудоспособного населения, их самореализация, как полноценных членов общества, возможность жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в зависимости от социальной помощи государства.

Ценность программы:

Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями физического развития в развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.

Цель программы:

Подготовка воспитанников коррекционной школы к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному самоопределению.

Задачи программы:

Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;

Формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;

Воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;

Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;

Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;

Научить детей правильному профессиональному самоопределению;

Ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;

Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

Сформировать элементарные знания о законодательстве трудовых отношений в обществе.

Деятельность учащихся в процессе профессиональной ориентации нацелена на приобретение первоначального опыта в различных сферах, познавательной и социально - профессиональной практики. Этому способствует сама программа трудового обучения в коррекционном образовательном учреждении.

В соответствии с профессиональной ориентацией учащихся с ограниченными возможностями здоровья, ученик должен определиться в понимании своих интересов, под воздействием проводимой профориентационной работы, определение выбора профессии.

Программа рассчитана для учащихся 1-11 классов.

Срок реализации программы -

Объем программы –

Формы занятий различны и многообразны:

- Беседы на различные темы.

- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.

- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии.

- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.

- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

Этапы реализации программы:

1-3 класс – формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям.

4 класс – рефлексия приобретаемого образовательного опыта в виде самостоятельного выбора профиля трудового обучения в средней школе.

5-8 класс – формирование профессиональных качеств в выбранном виде труда и добросовестного отношения к труду.

9 класс – формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе.

10-11 класс – профессиональная идентификация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы : ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего.Цель: Развитие познавательной активности, выявление способностей, определение четких целей и задач всамоопределении будущей профессии.

Актуальность: Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.

Для овладения определенной профессией учащимся с наращениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.

На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (стол. Дело, швейное дело, животноводство, с/х труд).

У подростков (5-7кл.) важно формировать осознание или своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков коррекционной школы;

Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;

Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

теоретически проанализировать исследования проблемы профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения;

изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков;

сравнить уровни адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся;

наметить основные пути профориентационной работы с учащимися 9 класса, направленной на развитие у подростков способностей к профессиональному и личностному самоопределению.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т.к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:

Читайте также: