И бунин голуби жасмин план урока

Обновлено: 04.07.2024

Тема анализируемого стихотворения – поздняя осень, переменчивое настроение человека и природы в эту пору. Автор показывает, что даже унылая осенняя пора умеет преподносить приятные подарки: яркий солнечный свет и душистый воздух. Очень важно жить с открытой душой, чтобы радоваться таким простым вещам.

Вдруг картина меняется. Лирический герой представляет, как внезапно из-за тучи выглядывает солнце. Оно наполняет сердце радостью. И это приятное ощущение вдохновляет на прогулку по аллее. Герой признается, что наслаждается душистым воздухом и синим ярким небом. Вдруг он замечает двух голубей. Белые, как снег птицы падают к балкону и жадно пьют воду из лужицы.

Строки стихотворения не рифмуются. Ритм поддерживается интонацией и приблизительно одинаковым количеством слогов в стихах. Стихотворный размер – пятистопный ямб.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Меня зовут Валерия Эдуардовна. Сегодня урок чтения проведу у вас я.

Дети поприветствовали учителя и сели на свои места.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Н ачнём нашу работу с проверки домашнего задания.

Ребята, урок у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.

Какое настроение можно назвать поэтическим?

А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать?

Давайте попробуем создать такое настроение. А для этого, я предлагаю перенестись в особый мир.

Ребята, что же это за мир?

Какое у вас сейчас появилось настроение?

По вашим лицам я вижу, что вы настроились на работу. Какие оценки вы бы хотели получить на уроке?

Посмотрите , каждому из вас на парту упала звездочка. ( На парту раздаются звёздочки). Есть такая примета, падающая звезда – это к счастью.

Я желаю вам удачи –

За работу, в добрый час.

Необычное, прекрасное, восхитительное, удивительное, духовное

Поэт, чтение стихов, представить что – либо, послушать

3. Локализация индивидуальных затруднений.

-Прежде чем продолжить наш урок, давайте вспомним в каком разделе мы работаем?

- О чём читаем произведения?

- С произведениями каких авторов познакомились?

Можно по-разному увидеть и услышать красоту природы, явления природы и звуки природы. Нарисовать картину можно тоже по-разному:

С помощью чего художник рисует картины?

С помощь чего композитор ?

А как вы думаете, с помощью чего рисует картины поэт?

Мы уже увидели картины летней природы, нарисованные русскими писателями-классиками А.П. Чеховым, И.С. Тургеневым, А.Н. Толстым, С.А. Есениным. Их произведения считаются классическими, т.е. лучшими, образцовыми, они являются частью нашей культуры.

Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Вам уж знаком это писатель?

Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик. Он родился в Воронеже в дворянской семье 10 октября 1870 г. Затем в биографии Ивана Алексеевича произошел переезд в имение Орловской губернии, неподалеку от города Елец. Детство поэта прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Там он учился неровно: любил словесность и хорошо её знал, а математику не удостаивал вниманием. После 5 класса платить за обучение стало нечем, ни в школу, ни в институт он не поступил больше. не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Печататься начал на восемнадцатом году жизни. За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Занимался переводами, в России был трижды удостоен Пушкинской премии Академии наук, с гордостью носил звание почётного академика.

Больше всего на свете, кроме поэзии, Бунин любил путешествия, по этому почти вся биография Ивана Алексеевича состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка).

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Цель. Формирование представления о литературных жанрах (стихотворение в прозе), умения вести диалог с автором, воспринимать текст на слух.

  • Развитие умения прогнозировать по названию и иллюстрациям, о чем пойдет речь в произведении.
  • Развитие устной речи, наблюдательности.
  • Воспитание доброго отношения к окружающим. природе.

1. Формулирование темы урока.

Давайте определим тему урока

“Гроза прошла,
И ветка белых роз
В окно мне дышит
Ароматом”
А. Блок.

О чем мы будем сегодня говорить? А в какое время года можно наблюдать такое явление, как гроза? А цветение роз в саду?

Картины летнего дня. Мы познакомимся с двумя произведениями.

Это произведение И. Тургенева “Голуби”. И. Бунина “Две розы”

Какая задача на уроке?

Учиться вести диалог с автором, представить картины летнего дня с помощью литературных произведений.

2. Знакомство с новыми произведениями.

С. 90. Как называется произведение и кто его автор?

Знакомо ли нам имя автора?

Иван Тургенев – взрослый автор. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили это произведение в свою книгу.

Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем? Можно ли предположить по названию произведения и по иллюстрации, о чем будем читать?

Просмотрите текст. Какое это по жанру произведение? Рассказ. Проза. Короткое произведение.? Какое оно по объему?

Прочитайте в скобках. Что вас удивило?

Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением?

Такое по жанру произведение нам встречается впервые. “Голуби” – это стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении?

Слайд 4. Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия.

Итак, слушаем и пытаемся понять, почему это стихотворение в прозе.

3. Первичное чтение учителем.

Какие картины представили, когда слушали? Что получилось представить особенно ярко? Благодаря каким литературным средствам? Эпитеты, сравнения, олицетворение.

Почему меняется настроение рассказчика: сначала “тоскливое томление”, потом “и мне хорошо”?

Как вы думаете, почему автор захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы?

Какие мысли автора вы прочитали между строк? Тетрадь с.13 № 3.

Можно ли сказать, что это лирическое произведение? Да. Описаны чувства, настроение меняется.

К. Паустовский говорил, что “у подлинной настоящей прозы всегда есть свой ритм. Мы наблюдали с вами, как слова в произведении Тургенева сливались во что ? Яркие картины, образы – это ли не поэзия?

4. Работа в группах. Поработаем в группах. Тетрадь с.13 № 1. (Передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм, небольшое по объему.) А от прозы?

Слайд 5. (Завязка, развитие действия, кульминация , развязка.)

Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

И.С.Тургенев – русский писатель. Как вы думаете, одно ли такое произведение в прозе у него? Обратите внимание на помету в скобках.

Цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами (Успенский, Паустовский). У Тургенева таких стихотворений несколько. Каждое из этих стихотворений в прозе – небольшое по объему, у них особый ритм, лиричность (т.е. они наполнены чувствами, переживаниями, эмоциями).

Как вы думаете, почему авторы учебника решили нас познакомить с произведениями писателя “взрослого”, который не писал специально для детей.

Что хотел нам сказать автор своим произведением. Показать красоту природного явления. А еще?

5. Работа с новым текстом.

Вернемся к эпиграфу. О грозе прочитали. О чем предстоит?. Что такое розы? Какие они?

Послушайте, как поэт И.Бунин рассказывает о розах.

Какие розы у И.Бунина?. (Те, что расцвели в летнем саду.)

Вы увидели, какого они цвета? (Полные огня.)

А о чем еще говорит автор в своем стихотворении кроме роз? О грозе. Она такая же, как у Тургенева? Нет, она как утреннее умывание.

Давайте прочитаем по строфам.

У Есенина “Улыбнулись сонные березки…”

У Бунина “Улыбались сквозь слезы”… Оба поэта какие?

6. Обобщающая беседа.

Какой же летний день у Бунина? (Пламенный, жаркий, душный, истома – и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни.)

Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а к примеру, не об одной? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. И у Тургенева два голубя. (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе. Помогать друг другу.)

Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это произведение? Что он чувствовал? Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы

В записках автора есть одна фраза “начинается пора прелестных облаков”. Бунин очень любил работать летней порой – “порой облаков”, “ порой дождей”, “порой цветения”. Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и притягательные. Читая Бунина, видишь цвет и свет, чувствуешь запахи и слышишь звуки

О чем заставили нас задуматься И.Тургенев и И.Бунин? Какие картины летнего дня мы сегодня представили на уроке?

Дома выучить наизусть стихотворение “Розы” или отрывок из стихотворения в прозе “Голуби”.


В начале прослушиваем задания, выполненные дома письменно.

Разумное – одарённое разумом, рассудительное, толковое, здравомыслящее.

Доброе – положительное, хорошее, полезное.

Вечное – не прекращающееся, бесконечное во времени, бессрочное.

Можно развернуть беседу, предложив школьникам конкретизировать эти понятия применительно к современности.

Обращаясь к заданию № 2, можете предварить беседу чтением евангельской притчи о сеятеле (Евангелие от Матфея, глава 13).

Отвечая на вопрос, в чём видит поэт причины неудачи сеятелей, учащиеся говорят:

В начале урока шестиклассники выделяют в биографической статье те аспекты, которые показались им особенно важными.

Можно зачитать высказывания Лескова об истоках его творчества.

Обращаемся к экспозиции рассказа, обсуждаем содержание исторических событий, определивших трагическую мифологию Инженерного замка.

Учащиеся рассказывают о наружности и характере генерала Ламновского (задание № 2), выделяют в тексте детали, характеризующие его внешний облик и нрав.

Обращаем внимание на точную характеристику психологического состояния человека в период наступления сумерек (с. 219):

Выполняя задание № 4, учащиеся просматривают главы 6 и 7, говорят о причинах и этапах нарастания напряжения. Обращаем внимание на то, что автор несколько раз в седьмой главе вводит многоточия.

Зачитываем фрагменты текста, объясняем смысл введения этих знаков.

Выполняем задание № 10. Обращаемся к образу жены Ламновского (задания № 2, № 5).

Следует прочитать сцену встречи с Ламновской (с. 226—227, глава 10).

Можно в конце этого урока выполнить задание № 6 или начать с него следующий урок. Ко второму уроку ребята выполняют устно задания № 7–8, письменно по выбору одно из заданий № 9 А или Б (с. 229—230).

Начинаем урок сравнением двух мальчиков – того, что одевался привидением и был жестоко наказан, и К-дина (задание № 6). В процессе сравнения следует обратить внимание на отличие в причинах совершаемых поступков. Одевавшийся привидением делал себя действующим лицом мистической сказки, он проявлял немалую смелость и находчивость, проникая в запертый кабинет. К-дин участвует в жестокой инсценировке похорон Ламновского в день его именин. Он делает это из неприязни к генералу, желая оскорбить, сделать ему больно. Его действия у гроба учащиеся объясняют внутренней растерянностью, желанием победить опутавший ребят страх.

Первый мальчик наказан физически, возможно, убит.

Второй пережил сильнейшее нравственное потрясение.

Завершить урок можно чтением домашних письменных работ по заданиям № 9 А и Б.

В начале урока ученики рассказывают об известных им фактах биографии Чехова, обращаем внимание на критерии, определяющие для Чехова качество писательского труда (с. 231). Ребята называют известные им произведения писателя, воспроизводят сюжет любимого рассказа, определяют отношение автора к героям.

Читаем абзац, характеризующий изменения, произошедшие с тонким (задание № 6). Обращаем внимание не только на изменение во внешности людей и вещей, но и в форме обращения к старому приятелю.

Размышляем над заданиями № 7 и 8.

В конце урока размышляем над заданием № 9.

Предлагаем учащимся выделить в тексте слова, раскрывающие изменение во внутреннем состоянии чиновника. Обращаем внимание на то, что некоторые из них заключают обобщающий смысл, воспринимаются как афоризмы:

Размышляем над заданием № 1 (с. 240). Позиции учащихся могут расходиться, главное, надо получать аргументированные ответы.

В конце урока можно прослушать чтение письменных работ по заданию 10 Б.

В начале урока можно прочитать рассказ по ролям.

Дома работа идёт в логике вопросов на с. 240—241.

Обращаем внимание на фамилии полицейского и городового – Очумелов и Елдырин. Значащее имя полицейского характеризует его нрав и отношение автора к нему.

Просим объяснить, с какой целью использует Чехов такое слово.

Выполняя задание № 4 и № 5, обращаем внимание на изменение содержания речи Очумелова, её интонации, его внешности, отношения к людям, собаке.

Задание № 6 завершает анализ. Учащиеся объясняют, чем, с их точки зрения, может объясняться хамелеонство людей. Можно вспомнить художественные произведения, кинофильмы, в которых хамелеонство персонажей было обнажено создателями.

Смешное в жизни и литературном произведении

На этом уроке учащиеся опираются на читательский опыт, знания, полученные в 5 и 6 классах. Готовясь к уроку, читаем статью на с. 242—243.

Ученики подготавливают развёрнутые ответы на вопросы, выполняют задания, включённые в статью, подготавливаются к чтению басен И. А. Крылова, фрагментов из произведений Н. В. Гоголя, Ф. Рабле.

На этом уроке шестиклассники демонстрируют свои дневники, называют прочитанные (кроме включённых в обязательную программу) произведения. Читают наиболее интересные, с их точки зрения, записи из дневника.

Литература XIX—XX веков

На уроке осваиваются способы передачи эмоционально-нравственного содержания в лирическом произведении.

После прочтения статьи об Иване Бунине учащиеся выделяют мысли, показавшиеся им особенно важными. Следует обратить внимание на органическую связь поэта с природой центральной России, его трудовую юность, раннее вступление в литературное творчество.

Замечателен интерес Бунина к культуре других народов, о чём свидетельствуют его путешествия и переводы.

Подчёркиваем глубокую связь поэта с русской классикой, его вдохновителями до конца дней остаются А. Пушкин, Л. Толстой, А. Чехов.

Говорим о причине эмиграции – неприятие революции 1917 года, несогласие с политикой большевиков. Рассказываем о глубоких переживаниях Ивана Алексеевича Бунина за судьбу родины в годы Отечественной войны 1941—1945 годов.

Стихотворение может первым прочитать учитель.

Выясняем, какие переживания поэта открылись учащимся, какое впечатление произвело стихотворение на слушателей.

Учащиеся перечитывают произведение, выполняют задание № 1 (с. 5).

В двух первых строках выделяют слова, определяющие переживания лирического героя:

Отвечая на вопрос, почему поэт не разделил длинное сложное предложение, растянув текст на девять строк (задание № 4, с. 6), на простые, учащиеся высказывают следующие предположения:

В результате обдумывания задания № 6 может откорректироваться ответ на вопрос № 5.

Учащиеся подготавливаются к чтению стихотворения вслух, предварительно прочитав его про себя, продумав изменения интонации, отметив слова, которые следует выделить.

На уроке углубляются знания учащихся о способах изменения интонации стиха, о приёмах, позволяющих передать состояние лирического героя.

В начале урока учащиеся читают наизусть стихотворение Бунина, объясняют выбор произведения, определяют состояние лирического героя.

Представляя современника Бунина – Александра Блока, – учитель может предложить учащимся выделить в статье учебника факты жизни и творчества поэта, которые кажутся им значительными, интересными. Останавливаемся на высказывании Горького, завершающем статью.

Школьники определяют состояние лирического героя.

Обращаемся к интонации стиха (задание № 2). Определяем размер (амфибрахий), отмечаем отсутствие пиррихия и спондея. Делаем вывод о размеренной, кажущейся монотонной, без эмоциональных взрывов музыке стиха. Подобная интонация передаёт внутреннюю обессиленность лирического героя.

Пауза, обозначенная в конце второй строки второй строфы (задание № 3), может осмысливаться учащимися по-разному:

Можно начать знакомство с В. В. Маяковским на следующем уроке.

На уроках учащиеся знакомятся с поэтикой Маяковского, нравственно-эстетическим содержанием его стихотворений.

Шестиклассники читают выученное стихотворение А. Блока, объясняют выбор произведения, определяют состояние лирического героя.

Если они дома выполняли задание 7А (с. 11), то демонстрируют результаты работы.

Чтение стихотворения предваряет знакомство с жизнью города в 1918 году (с. 14).

Определяя отношение поэта к людям на Кузнецком мосту (задание № 1, с. 17), учащиеся отмечают иронию, неприязнь поэта:

При выполнении задания № 5 учащиеся выделяют аллитерации, жёсткое повторение сочетаний гр, кр, тр.

Отвечая на вопрос, с какой целью использует её поэт, ребята говорят:

Задания № 6, 7, 8 выполняются сперва в рабочей тетради, затем записываются.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И.Бунина".

Цели урока: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения "Детство"; совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.

Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И. Бунина"

Цели: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения “Детство”;совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: запись на доске “Литературная газета”, портрет И.Бунина, высказывание А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”, на столах у детей – ветки сосны, песок, кора дерева. Ход урока.

Слово учителя.

- Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.

- Добрый день всем, у кого день рождения зимой и весной.

- Добрый день всем, кто родился летом и осенью.

- добрый день всем, учителям.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошо поработать.

- Начать мне хотелось бы с письма, пришедшего к нам в бюро литературных находок. Автор письма просит определить имя поэта, написавшего следующие стихи:

Первый утренник, серебряный мороз;
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.
(И. Бунин).

Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию будут слова А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”.

Где мы можем увидеть всю красоту творчества поэта?

3. Выразительное чтение стихотворения И. Бунина “Детство”.

4. Слово учителя. Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается проанализировать по одной строфе из стихотворения “Детство”.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам
.”

- Представьте в воображении то, о чём пишет поэт. Пусть вам поможет репродукция картины И. Шишкина “Корабельная роща”. О чём же это стихотворение?

(О жарком летнем дне в сосновом бору ,
где может гулять герой стихотворения).

- Давайте попробуем вчитаться в каждое слово.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…”

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем её густой запах. Но поэт употребляет в стихотворении слово аромат. В чем разница двух слов запах и аромат?

(Аромат – приятный запах).

- Делаем вывод, что слово аромат отражает настроение автора, несет на себе эмоциональную нагрузку.

“И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”

- Как вы думаете, почему поэт выбирает глагол бродить, а не ходить. Например, ходить по этим солнечным палатам.

(Бродить – идти медленно , останавливаясь и
любуясь всем, что тебя окружает).

- Отражает ли слово сладостный авторское восприятие. Как вы понимаете его значение?

(Сладостный – доставляющий
удовольствие, приятный ).

- Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, вы говорили о сосновом боре, высоких соснах, ярком солнечном дне. Как Бунин называет сосновый бор? (Солнечные палаты).

- Палаты – это “большое богатое здание, помещение”. Почему Бунин назвал лес солнечные палаты?

(В нем будто поселилось солнце, лес сияет от его лучей).

- Эта метафора раскрывает душевное состояние человека, радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Какие особенности лирики Бунина предстали в 1 строфе?

(Каждое слово несет на себе отпечаток авторского настроения. Особенностью лирики Бунина является способность передавать словом запах летнего леса.).

Вопросы 1 группе учащихся:

- Какие изобразительно-выразительные средства языка Бунина мы не назвали?

- Какие рифмы использует автор?

- Прочитайте, выделив голосом опорные слова.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол –
гигант, тяжелый, величавый.”

- Что необычного в 1 строке?

(Слово повсюду повторяется)

- Почему? Можно было бы, например, употребить его один раз: “Повсюду блеск и яркий свет”.

(Чтобы усилить впечатление).

- Обратите внимание на многоточие. Автор останавливается здесь словно для того, чтобы мы представили картину, пережили её, ощутили песок и даже услышали, как он струится: “Песок – как шелк…” Мы воспринимаем песок таким?

(Звуки П – С – Ш рисуют нам бегущую струйку песка).

- Новое открытие: даже то, как поэт описывает обыкновенный песок, может сказать о его состоянии, душевном настрое – таким песок чувствует только радостный, счастливый человек. Объясните значение слова прильну?

(Прильнуть – прислониться с лаской).

- В стихотворении так много говорится о природе, но называется оно “Детство”. Написано стихотворение взрослым человеком, но вот он оказался в лесу “И чувствую: мне только 10 лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый”

Как вы думаете, почему?

- Пейзаж становится картиной душевной жизни человека. Тесное общение с природой делает поэта молодым и возвращает в детство, когда всё воспринимается ярче, зримее, острее. Что в данной строфе можно сказать об особенностях лирики Бунина?

1) Точность в подборе слов;

2) Использование звукописи для создания звуковых эффектов;

3) Пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

Вопросы учащимся второй группы:

1) Какие изобразительно – выразительные средства языка присутствуют ещё в данной строфе?

2) Каков способ стихосложения? Вид рифмовки?

3) Какие рифмы автор использует?

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”.

- Каким предстает дерево в 1 строфе на ощупь? (Теплым, грубым).

- Кажется, что мы касаемся дерева. Как зорко автор все видит, великолепно воспринимает формы.

И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”

Какую картину поэт рисует здесь?

(Свет смешался с ароматом и приобрел запах).

- Природа неисчерпаема, и Бунин находит в обыкновенном необыкновенное. Фразы Бунина, по-вашему, вычурные, непонятные? (Простые).

- Что говорит нам обращение Бунина к двухсложному размеру?

(Иван Бунин является приемником творчества Пушкина и Лермонтова).

- Что мы можем сказать об особенностях лирики Бунина из этой строфы?

5. Слово учителя: В нашей газете есть рубрика “Творческая мастерская”, в которую мы помещаем задания творческого характера. Задания следующие:

1 группа - Вставьте в отрывок из стихотворения И. Бунина “Листопад” “бунинские” эпитеты.

Лес, точно терем расписной
Лиловый, …, багряный
Веселой, …, стеной
Стоит над … поляной.”

2 группа – выберите “бунинские” слова из стихотворения “Нагая степь”.

(Глубоким, непробуждающимся) сном среди лощины
Деревня (спит, почивает). Ноябрь идет,
Пруд (застывает, заковывается), и с плотины
Листва поблекшая лозины
Уныло сыплется на лёд.”

3 группа – подберите рифму.

Давно уж птицы улетели,
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом …
Закрытый терем свой …”

6. Слово учителя. Следующая рубрика в нашей газете “Репортаж с урока”. Перед тем, как вы будете выступать, нужно ответить на вопросы:

1 гр. – Что дает человеку общение с природой?

3 гр. – Что вы усвоили из урока об особенностях лирики И.Бунина?

Слово учителя: Пока вы, ребята, отвечаете на вопросы, я хочу для создания настроения включить музыкальный отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”, который он посвятил своей 10-летней племяннице. Это произведение средствами музыки рассказывает о детстве девочки.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.

Домашнее задание:

- обратиться вновь к высказыванию А. Блока и ответить на вопрос: “Что я вижу, слышу, чувствую в стихотворениях И. Бунина.

Читайте также: