Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

К чему придется привыкать

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?

1. Расставание с родителями на долгое время. Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.

2. Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.

3. Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.

4. Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.

Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Как минимизировать стресс

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать? Что зависит от родителей?

Факторы, которые помогут вашему ребенку.

2. Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи. Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.

3. Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).

Что входит в подготовку.

• Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если есть возможность сходить в садик на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.

• Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к садику. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский садик.

• Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее у воспитателей, директора или у другим мам, которые уже посещают этот садик. Если вы подошли к садику не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам).

• Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки, пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится, и это с учетом возраста нормально. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.

Примерная схема плавной адаптации

Дам примерную схему, которая вводит ребенка в сад постепенно, шаг за шагом. Но в вашем саду могут быть другие правила, и, конечно, игнорировать их не получится. Просто посмотрите, что из той схемы, которую опишу я, вы сможете внедрить, адаптировать к вашей реальности.

1. Если есть возможность познакомить ребенка с садиком, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад. Подробнее об этом я писала выше.

2. Лучше если первый день (обычно это всего один час или меньше) вы будете с ребенком : пройдете с ним по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит опять же от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.

3. Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.

5. Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).

1. Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.

2. Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.

3. Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте через пару часов после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).

4. Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание. Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ним.

Понятно, что это примерная схема. Удастся ли ее применить, зависит от факторов, на которые вы не можете повлиять:

1) правила садика, режим дня, атмосфера в группе, в садике (это то, на что особо повлиять не получится).

2) личность воспитателя, готовность к сотрудничеству (тоже особо не зависит от родителя. Но старайтесь расположить воспитателя к себе и будьте сами дружелюбны).

3) личность самого ребенка, его характер, темперамент, личностные адаптационные способности, жизненный опыт ребенка.

4) детский коллектив

Каждый родитель, отдавая ребенка в детское дошкольное учреждение хочет, чтобы адаптация к новым условиям прошла хорошо, и ребенок получал удовольствие от посещения детского сада и общения со сверстниками. Как это сделать? Готовить ребенка к посещению детского сада надо заранее – не лишним будет узнать режим дня детского сада и постараться придерживаться его и дома -то есть с утра рано вставать, завтракать, в обед - сон после еды, а вечером рано ложиться. Это очень поможет и взрослым, и малышам. Ребенку будет легче вставать с утра, поскольку он к этому заранее привыкнет. Послеобеденный сон войдет в его привычку, и он будет чувствовать себя спокойнее, когда день в садике будет проходить примерно также, как и дома.



Один из важных пунктов, при подготовке детей к новому этапу жизни, - развитие в них самостоятельности. Неплохо будет если ребенок уже будет уметь сам одеваться и раздеваться. Не забудьте промаркировать всю одежду и обувь – тогда дети не будут путать свои и чужие вещи, а воспитатели и педагоги будут тратить меньше время на поиск одежды ребенка. Можно использовать термоапликации или яркие наклейки- стикеры, вышить инициалы ребенка или подписать перманентным маркером –главное, чтобы и ребенок, и сотрудник детского сада смогли легко идентифицировать детские вещи.


Совсем не лишним будет научить ребенка правилам личной гигиены, ведь недостаточно просто научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, у малыша должно войти в привычку мыть руки после посещения туалетной комнаты – чистота рук является профилактикой многих инфекционных и паразитарных заболеваний.

Ещё один важный этап подготовки ребенка к детскому саду - вакцинация. Каким бы крепким бы здоровьем не обладал Ваш малыш, - не лишней будет дополнительная защита путем создания активного иммунитета против многих грозных заболеваний с возможными тяжелыми осложнениями, тем более в условиях скученного коллектива. Прививаться необходимо в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Дополнительно привиться от заболеваний, не входящих в календарь профилактических прививок, может порекомендовать педиатр, наблюдающий Вашего ребенка.


Правильная подготовка ребенка к саду – залог благополучной адаптации в детском коллективе.


Первые дни в детском садике – серьёзное испытание для любого ребёнка. Но в наших силах максимально облегчить малышу вхождение в эту совершенно новую для него жизнь.

Подготовка ребенка к детскому саду требует времени , поэтому начинать её нужно заранее. Готовить малыша надо ненавязчиво, используя для этого подходящие моменты.

подготовить ребенка к детскому саду

1. Рассказывайте ребёнку о детском саде. Если вы живете недалеко от вашего будущего детского садика, старайтесь почаще гулять около него, чтобы ребёнок успел привыкнуть к месту. Чем больше знакомых деталей будет в его новом окружении, тем легче ему будет пройти адаптационный период. Желательно, чтобы малыш видел, как дети гуляют в садике. Пусть он видит, что детки при этом вполне довольны жизнью и с ними ничего плохого не происходит. В результате у ребёнка сформируется представление о детском саде, как о месте, где дети играют все вместе. Рассказывайте ребенку, что он, как другие детишки, тоже будет ходить в садик. Что там он будет кушать, гулять, рисовать, спать, играть с другими детьми. А потом придет мама (папа, бабушка) и вы вместе пойдете домой. Последний момент очень важен - не забывайте каждый раз завершать рассказ возвращением домой - ребёнок должен твёрдо знать, что расставание с мамой будет недолгим.

А что делать родителям, у которых нет возможности гулять мимо садика? Для того чтобы поговорить с ребёнком о детском саде, вовсе не обязательно ездить к нему каждый день. Гуляя во дворе или на улице, вы будете видеть других малышей, которые возвращаются с родителями из детского сада. Возможно, кто-то из более старших друзей вашего ребенка уже ходит в садик - это тоже прекрасный повод рассказать о жизни в садике.

2. Соблюдайте распорядок дня . Все мы прекрасно знаем, что нарушение режима дня само по себе ведет к нервному перевозбуждению ребёнка. Чтобы не усиливать стресс адаптационного периода, заранее приведите режим ребёнка в соответствие с распорядком дня, принятым в садике. Если ваш ребёнок ещё пользуется соской-пустышкой, не может заснуть без бутылочки молока, привык ходить или спать в памперсах – обязательно уточните, допустимо ли использование всех этих предметов в садике. Если нет, то отказываться от них тоже лучше заранее. К сожалению, никакая подготовка не способна полностью избавить ребёнка от эмоционального потрясения первых дней в садике. Даже взрослый, собираясь на новую работу в незнакомый коллектив, испытывает заметное волнение. Что же говорить о ребёнке, для которого меняется не только коллектив, но и весь образ жизни. Малыш отправляется в совершенно новый мир – и это не просто красивый оборот речи. Поэтому будьте готовы к тому, что первое время ребёнок будет капризничать, оставаясь в садике.


4. Подготовьте к садику СЕБЯ. И еще один очень важный момент, про который, тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребёнка в садике, естественно, ребёнок будет бояться там оставаться. Тем более, если он будет слышать мамины сетования знакомым: "Я так переживаю, как он там один без меня останется. Вдруг его там обижать будут". Если вы хотите, чтобы ребёнок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами!

Детский сад – важный этап в жизни маленького человека. Это изменение привычного ритма жизни, новая среда, новые отношения и т.д. Поэтому, как к любому важному событию, к детскому саду стоит готовиться заранее. Как должна пройти подготовка, чтобы дальнейшие детсадовские годы не были омрачены и прошли максимально легко и радостно?

Во-первых, должны быть готовы сами родители. Прежде всего, психологически. Если вы в глубине души не уверены, что ребенку пора в сад или боитесь отдать его в незнакомую среду, адаптация малыша может оказаться болезненной. Дети чувствуют своих мам и заражаются их настроением, как никто другой. Поэтому, в первую очередь, будущему детсадовцу нужна ваша уверенность в том, что все будет хорошо, ваш позитивный настрой и оптимизм. Если такого вы в себе не наблюдаете – значит, анализируйте, по какими причинам решение отдать малыша в детский сад вам на самом деле не нравится.

Продумайте, в чем объективно вашему малышу может быть тяжело без вас и учите его справляться с данными ситуациями самостоятельно – есть самому, засыпать самому, решать проблемы со сверстниками и т.д.

Однако, существуют определенные обстоятельства и причины, при которых НЕ СТОИТ отдавать ребенка в детский сад:

чтобы наладить режим ребенка, научить его слушаться, жить в коллективе, читать, писать и т.д. Все может быть с точностью наоборот. Сад, новая стрессовая ситуация может лишь усугубить проблему, а не решить ее. Наоборот, быть самостоятельным нужно учить ребенка ДО поступления.

в разгар кризиса 3-х лет. Психологи считают, что ребенка нужно вести в сад либо до, либо после этого события, в 2 или в 4года. В кризисный период, с сопутствующими ему повышенным эмоциональным фоном, агрессивностью ребенок нуждается в большем количестве вашего тепла и внимания. Начало посещения детского сада и сопутствующие ему изменения могут усугубить разрешение данного кризиса или затянуть его.

Выбираем детский сад.

Сад – это самостоятельность. Поэтому обучайте ребенка самообслуживанию: умению самостоятельно раздеваться и одеваться, пользоваться салфетками, туалетной бумагой, кушать и убирать за собой игрушки.

Важнейший этап подготовки к саду – закалка. Да, частые болезни, особенно в первый год посещения сада – головная боль практически всех мам. Однако закаленные дети болеют реже и легче. Начинать, разумеется, нужно заранее, с наступлением теплого сезона. Бегайте босиком по полу и земле, обливайтесь или обтирайтесь холодной водой, приучайте постепенно к более легкой одежде. Лучше и интереснее, если закаляться вы будете вместе, в идеале – всей семьей и эта процедура будет не гигиенической обязаловкой, а игрой или даже соревнованием.

Готовимся к временной разлуке.

Повторимся – прежде всего к разлуке должны быть готовы вы, иначе сильная тревожность или ревность матери помешает малышу легко пережить временную разлуку с ней.

Для малышей, которые тяжело расстаются с мамами, можно придумать личный ритуал прощания. Начните использовать его, уходя даже ненадолго – в магазин и т.д. Когда в сознании ребенка зафиксируется цепочка событий – расставания – ритуал прощания – возвращение мамы, он обретет уверенность, что мама вернется и сможет легче отпускать вас. Только не забывайте использовать этот ритуал в детском саду.

Важно научить малыша первым знакомиться, а не ждать, когда это сделают другие (ведь могут и не сделать), спрашивать, прежде чем брать чужое, предлагать игры и игрушки и т.д.

Обеспечиваем доброжелательную атмосферу.

Самый важный компонент легкой адаптации к саду – это доверие ребенка и атмосфера в семье. Когда ребенок доверяет своим родителям, а значит, он уверен в том, что его е его потребности принимают всегда, он будет открыт, готов делиться с вами происходящим с ним. Готов прислушиваться к вам и вашим советам. Доверительная, доброжелательная атмосфера в семье, искренние отношения с родителями – залог того, что жизнь вне семьи со всеми успехами и невзгодами будет протекать легче, успешнее.

Накануне сада вообще постарайтесь свести поток критики к минимуму, побольше ободряйте ребенка, воспитывайте уверенность в своих силах – уверенному в себе человеку всегда легче адаптироваться к новому, чем запуганному. Посещение сада – очень большая нагрузка для неокрепшей нервной системы малыша, поэтому первые полгода как минимум в доме должно быть спокойно и тихо. Все внутрисемейные ссоры и споры желательно вынести за пределы квартиры. А все возбуждающие нервную систему впечатления (от телевизора, частых гостей, дополнительных кружков) лучше отставить на будущее. Начало посещения сада не стоит совмещать с серьезными переменами в жизни: разводом родителей, переездом и т.п.

Рассказываем о детском саде.

Обрести уверенность в новой обстановке ребенку поможет предварительное знакомство с садиком и его распорядком. Рассказывайте ребенку о том, что такое садик, для чего он, что его там ждет. Рассказы должны создать у вашего малыша позитивное впечатление и радостное ожидание (в идеале) предстоящего события. А как же иначе, ведь в сад идут те, кто уже подрос достаточно для того, чтобы посещать это заведение! В саду малыша ждут друзья, веселые игры и интересные занятия, а вся мебель и сантехника очень удобная – как раз под рост детей! Погуляйте около садика, посмотрите в месте на играющих на его территории детей, если удастся – посетите группу и познакомьтесь с вашей будущей воспитательницей. Расскажите максимально подробно о режиме – когда ребенок знает, что и когда будет происходить, он чувствует себя увереннее.

И не забывайте чаще хвалить, одобрять ребенка и напоминать о том, как вы его любите.

Читайте также: