Христианская религия как основа развития педагогической мысли и школы в средние века

Обновлено: 02.07.2024

1. Образование и педагогическая мысль в Средневековье (V-XVI вв.)

2. План

1. Зарождение христианской традиции
воспитания.
2. Развитие образования в эпоху
Средневековья.
3. Педагогическая мысль Возрождения.

3. Зарождение христианской традиции воспитания

I в. – зарождение в
Римской империи
христианских общин
Идеи равенства, отказ от
собственности, глубокое
уважение к труду
Новые взгляды на
цели, содержание и
методы воспитания
Христианское воспитание
Особое внимание к личности ученика, его душе
Приоритет веры над знанием, наукой
Понимание обучения Библии как богоугодного дела
Неразрывная связь образования с религиозным воспитанием
Трудовое воспитание с ранних лет

Человек – двойственное
существо: мирское и
божественное одновременно.
Человек сам должен найти
путь к богу, т.е. к лучшему в
себе, путем добродетельной
жизни.
Цель воспитания – спасение
души.
Идеал воспитания: воспитание
в человеке самоотречения,
смирения, милосердия,
взаимопомощи, духовной
независимости от мирской
власти и подчинения власти
божьей.
Константин Великий
(272 – 337)

476 г. – падение Римской
империи под натиском
германских племен.
Августин Блаженный:
- Необходимо изучать
психическое развитие ребенка.
-Учение необходимо с целью
нравственного
самосовершенствования
личности.
-Основа
содержания
образования

изучение
Библии.
-Задача педагога – раскрыть
ребенку его истинное знание,
заложенное в нем богом.
Августин Аврелий Блаженный
(354-430)

Социально-экономические
предпосылки развития образования
в Средневековье
- Утверждение нового типа социальноэкономических отношений и новых форм
государственности.
-Трансформация культуры на основе
проникновения религиозной идеологии
христианства.
- Усиливавшаяся необходимость в грамотных
подданных и священнослужителях.

Образование в период раннего
Средневековья (V-X вв.)
• Преобладающая
форма воспитания –
домашнее.
• Приходские школы.
• Монастырские
закрытые
(внутренние) для
подготовки к
монашескому
Элементарный уровень
постригу и открытые
образования: чтение,
(внешние) школы для
письмо, счет, пение).
обучения детей и
Латынь - язык образования. юношей.

Епископальные
(кафедральные)
открытые (внешние)
для детей знати и
закрытые
(внутренние) школы
для подготовки
высших церковных
иерархов.
Средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика)
и повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия
и музыка) уровни образования.
Сочетание религиозного и светского образования дает знания,
необходимые христианскому полемисту и проповеднику. Учебным
предметам придавался религиозно- мистический характер.

Форма обучения –
индивидуальная, срок
обучения неограничен.
Жесткая дисциплина.
Самый
распространенный
метод обучения:
катехизический
(вопросноответный),
с помощью которого
вводились
абстрактные
знания ,
подлежащие
обязательному
запоминанию.

Воспитание и образование в период
развитого Средневековья (X-XIII вв.)
Сословный характер
воспитания (церковное,
рыцарское, дворянское,
ремесленное).
Цель воспитания
сохранить свое сословие,
передать опыт следующему
поколению, привить
добродетели, присущие
сословию (крестьянству,
ремесленникам - трудолюбие,
аристократии – доблесть,
духовенству – благочестие).

Факторы развития образования
- Рост городов, урбанизация.
- Рост потребности в грамотных чиновниках.
Необходимость в
реальных,
профессиональных
знаниях и умениях.
-

14. Система образования

15. Первые учебные книги

16. Схоластика

До 7 лет – домашнее воспитание.
Игры, имитирующие действия
воинов (фехтование, осада
снежной крепости), развивающие
воинственный дух.

В 21 год - обряд
посвящения в рыцари,
предварявшийся
испытаниями на
физическую, воинскую
и моральную зрелость
на турнирах, в
поединках и пирах.
Священник обучал
юного феодала
богословию.

Воспитание дома под руководством учителя-монаха либо в монастырской
или частной школе для знатных девушек.
Новый идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги и любовное
служение.
Содержание воспитания: наставления в нравственности, занятия
домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием; часто девушек учили
читать и писать, разбираться в поэзии, слагать стихи. Для знатной дамы
было желательно в совершенстве владеть искусством очаровывать.

Дворянки часто получали более
широкое образование, чем
мужчины, владели греческим и
латинским языками.
Дамы и девицы
учились
ботанике,
хирургии,
оказывали
раненым
рыцарям
необходимую
помощь.

- Успешное развитие наук (медицина, химия,
астрономия, математика, физика, география и др.),
потребность в научном знании.
- Рост и развитие городов как центров ремесла и
торговли, потребности экономического развития
общества.
- Потребность в правовом регулировании
общественных отношений.
- Расширение культурного кругозора европейцев,
знакомство с арабской культурой Востока.

Первые университеты в Европе
Болонский (1088),
Неаполитанский
(1224), Римский
(1303) в Италии
Саламанкский
(1218) и
Вальядолидский
(1346) в Испании
Пражский (1348)
в Чехии
Оксфордский (1206)
и Кембриджский
(1209) в Англии
Парижский
(Сорбонна) (1215) во
Франции
Лиссабонский (1290)
в Португалии
Краковский (1346) в
Польше
Гейдельбергский (1386)
в Германии
Венский (1365) в Австрии

27. Болонский университет (1088)

Возник как ассоциация студентов, сама выбирающая руководителей,
которым подчинялись профессора. Создан как юридический университет.
К началу XIII века обучалось до 10 тыс. человек со всей Европы (Данте
Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Николай Коперник,
Альбрехт Дюрер и др.).

Относится к коллегиальному типу, состоит из 39 колледжей.
В средние века обучались только священнослужители (ученый и философ Роджер
Бэкон, государственный секретарь и ученый Томас Мор, физик и химик Роберт
Бойл; Джон Локк, Оскар Уайлд, Стивен Хоккинг). В начале ХХ в. появились
первые студентки, а в 70-е годы обучение мужчин и женщин стало совместным.

37. Оксфордский университет (1206)

38. Оксфордский университет (1206)

39. Оксфордский университет (1206)

40. Оксфордский университет (1206)

41. Оксфордский университет (1206)

42. Оксфордский университет (1206)

43. Оксфордский университет (1206)

44. Оксфордский университет (1206)

45. Оксфордский университет (1206)

46. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

Создан как теологический университет. В середине XIV века обучалось около
3 тыс. человек (Игнатий де Лойола, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский;
Жозеф Гей-Люссак, Луи Пастер, Антуан Лавуазье, Пьер и Мария Кюри,
Николай Гумилев, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин).

47. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

49. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

51. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

• Во главе
факультета стоял
декан,
избиравшийся из
числа профессоров
для наблюдения за
правильностью
преподавания, для
руководства
факультетскими
собраниями и
экзаменами и для
охранения прав и
преимуществ цеха.
Студенты немецкого землячества
в Болонском университете (XV в.)

55. Значение университетов в общественном развитии

Очаги распространения свободомыслия и еретических идей,
связанных с городской культурой и бюргерской оппозицией
феодальному строю и католической церкви.
2. В них концентрировалась наука Средневековья.
3. Способствовали развитию городской светской культуры.
4. Способствовали интернациональному культурному общению,
затрудненному в средние века экономическим и политическим
строем жизни.
К XV-XVI вв. университетская схоластика и вся система
средневекового университетского образования, строго
регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни
не соответствовала потребностям развивающейся опытной науки,
зарождавшегося капиталистического производства. Расцвет
естествознания XVI I -XVII I вв., вызвавший к жизни
многочисленные академии, научные общества, протекал, в
основном, минуя университеты.
1.

Особенности образования в эпоху Возрождения:
- светский характер;
- возвращение к античному культурному наследию;
- гуманистическая философия.
Цель образования – формирование свободной,
гармонично развитой личности.
Педагогическая
триада эпохи
Возрождения
Классическое
образование
Физическое воспитание
Духовногражданское
воспитание

57. Новые идеи образования

58. Система школ

59. Реформация и образование

• Реформация - массовое религиозное и
общественно-политическое движение в Западной
и Центральной Европе XVI — нач. XVII вв.,
направленное на реформирование католического
христианства в соответствии с Библией.
• Основная причина - борьба между
зарождавшимися капиталистическими
отношениями и доминирующим на то время
феодальным строем, на охране идеологических
границ которого стояла католическая церковь.
• Самостоятельное изучение и осмысление
человеком Библии без посредничества
служителей церкви.

61. Новые типы школ

• Общие принципы евангелического воспитания.
• Всеобщее образование детей всех сословий на
родном языке, что должно было в значительной
степени облегчить усвоение и осмысление
знаний.
• Воспитание включало выработку умения
совместно работать и уважения к физическому
труду.
• Организация школьного обучения определялась
местными условиями, индивидуальной
инициативой в разработке программ обучения.

62. Влияние протестантизма на развитие образования в Европе

Необходимость
изучения Библии
Рост числа
начальных учебных
заведений
Создание университетов
для подготовки кадров
национальных церквей
Разработка письменности для
некоторых языков, чтобы
иметь возможность издавать
на них Библию
Существенное повышение культурного и
образовательного уровня жителей
Северной Европы

Педагогические идеи эпохи Возрождения
• Английский
философ.
• Вычленил
педагогику из
системы
философских
знаний как
отдельную науку.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Литература по теме
1. Кампанелла Т. Город Солнца (любое издание).
2. Мор Т. Утопия (любое издание).
3. Роттердамский Э. Сочинения (любое издание).
4. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006.
5. Кардини
Ф.
Истоки
средневекового
рыцарства. – М., 1987.

Тема 4. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4.1. Развитие христианской педагогической традиции в Византии

Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV–V вв. в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока. Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания. Монастырские школы Византии достигли расцвета в XV в.

4.2. Воспитание и образование в период раннего Средневековья

Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

В самом начале эпохи Средних веков появляются школы для обучения тех, кто желал стать членом христианской общины и познать основы религии. Школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Со временем в содержание образования в этих школах было включено чтение катехизиса, и школы стали называться катехизическими. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы.

Уже в VII в. церковные школы подразделяются на закрытые – внутренние – для подготовки к монашескому постригу и открытые – внешние – для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора. Вплоть до XII в. внутренние монастырские школы имели большие распространение и значимость, чем кафедральные. Огромное значение во всех церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным в эпоху Средневековья. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки). В результате распространения монашества по всей Европе средоточием образования и воспитания долгое время оставались монастырские школы.

Во время правления Карла Великого (768–814) была предпринята попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения. Открывались школы при монастырях и церковных приходах, в них учили чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Однако во второй половине IX в. светские тенденции в культуре постепенно угасали, образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях, многие школы были закрыты.

4.3. Воспитание и образование во время развитого Средневековья

В период XI–XIII вв. на смену идеологии раннесредне-вековой школы пришло новое философское учение – схоластика (от греч. shcolastikos – школьный, ученый). Она вырабатывала новый тип культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого Средневековья, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Кроме того, она способствовала формированию в обществе представления о том, что интеллектуальная деятельность и люди, ею занимающиеся, достойны самого высокого социального статуса. Философ и теолог Фома Аквинский (1226–1274) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме, соединяя постулаты учения Аристотеля и католического богословия, веру и научное знание, отдавал при этом приоритет божественному, считая его наивысшим интеллектуальным учением.

Развитие схоластики привело к упадку старой церковной школы: грамматику и риторику вытеснили логика и новая латынь, усилился формально-логический компонент обучения, в содержании образования учебный материал стал распределяться в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. В связи с этим содержание и логика обучения в монастырских школах изменились: в каждом монастыре учреждалась школа средней ступени, а для завершения обучения – высшей ступени. Курс обучения был рассчитан на 6–8 лет: два года изучалась философия, два года – богословие, церковная история и право, два года углубленно – богословие. По завершении средней ступени образования изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 13–16 лет обучения молодой человек получал степень бакалавра и высший духовный сан.

К XII–XIII вв. с ростом городов, усилением торговли, развитием ремесленного производства сформировалось третье сословие. В этот период для обучения детей горожан возникают самые разнообразные начальные школы – магистратские, цеховые, гильдейские. Это были независимые от церкви частные учебные заведения различного типа: школы счета, латинские школы, школы родного языка. В XII в. рост числа школ схоластической направленности повлек за собой увеличение числа людей, занимающихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называемые университетами. Иначе говоря, впервые в истории образования появились учебные заведения, подразумевавшие высшее образование.

Девочки из знатных семей воспитывались дома под руководством учителя-монаха либо посещали монастырские или частные школы для знатных девушек. Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным, но обычно знатные девушки умели читать и писать, хорошо разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Женщины из феодального сословия часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греческим и латинским языками.

Дети ремесленников в рамках ученичества обучались ремеслу у мастера, обучение длилось от двух до шести лет, работа подмастерья давала возможность накопить денег и после обучения открыть собственное дело. Центрами ремесленного образования с XII в. были цехи.

В XIII в. наметился значительный прогресс в области естественных наук (в медицине, географии, механике, технике, химии), что отразилось на подходах к обучению и воспитанию. Постепенно рациональное познание, основанное на эмпирическом (опытном) исследовании, было положено в основу образования, вместе с тем не исчез интерес к гуманитарному знанию. К XII–XIII вв. выделилось сословие учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье, авторитет и социальный статус которых были гораздо выше, чем у учителей в эпоху Античности. Увеличивалось количество библиотек, которые функционировали при монастырях, университетах, собирались во дворцах королей, знати и зажиточных граждан.

Однако уже к концу XIII в. в связи с экономическим развитием общества школьное образование переживало кризис. Преподавание многих дисциплин сводилось к минимуму, необходимому для понимания схоластических трактатов. В городах школьное образование было представлено всего лишь курсами 2-3-летнего обучения. Рост числа школ привел к деградации схоластического обучения, сама схоластика утратила свое значение и в период позднего средневековья – эпоху Возрождения и Реформации – стала предметом осуждения со стороны философов, ученых и педагогов.

4.4. Возникновение и развитие средневековых университетов

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

4.1. Развитие христианской педагогической традиции в Византии.

Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV–V вв. в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока. Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания. Монастырские школы Византии достигли расцвета в ХV в.

Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения имеют "добрую природу", которую необходимо раскрывать и развивать посредством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформулирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации.

Занятие № 2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения

1. Христианская религия как идеологическая основа развития педагогической мысли и школьной практики в Средние века.

2. Основные типы средневековых учебных заведений и их особенности.

3. Зарождение и развитие университетского образования в Европе.

4. Особенности воспитания светских феодалов.

5. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.

Задания и спорные суждения

1. Изучить взгляды на проблемы воспитания и обучения одного из религиозных философов Средневековья.

2. Подготовить рассказ о первых классических университетах и проследить преемственность традиций университетского образования в наши дни.

3. Можно ли утверждать, что в Средние века (до эпохи Возрождения) полностью отрицалось все культурное наследие античного мира?

4. Справедливо ли утверждение, что Средневековье - это время застоя в развитии педагогической теории и практики?

5. Подготовить рассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.

Читайте также: