План урока строительное черчение

Обновлено: 01.07.2024

ПО ЧЕРЧЕНИЮ

Тип урока: урок контроля (срез знаний)

Преподаватель:

Елена Гафуровна

Методическая тема: Оптимизация обучения

Методы: Комплексный контроль, включающий нетрадиционные формы обучения, алгоритмизацию обучения, тестирование, взаимоконтроль, чтение чертежа по алгоритму, самоконтроль,

выполнение чертежа по алгоритму, метод временных ограничений, как способы достижения оптимизации обучения.

Методическое обоснование разработки урока

План – конспект урока по строительному черчению

Список используемой литературы:

Методическое обоснование разработки урока

Известно, что нетрадиционные формы обучения способствуют развитию познавательного интереса, оказывают положительное влияние на учебную деятельность. Нетрадиционные формы обучения являются также средством оптимизации обучения. Идея оптимизации обучения принадлежит Ю. К. Бабанскому. Под оптимизацией обучения он понимает научно-обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителя.

Мною не первый год ведется поиск нестандартных (нетрадиционных) форм обучения, именно с целью оптимизации обучения.

Именно комплексное планирование урока, хотя и является наиболее трудоемким, дает лучшие результаты и является одним из способов оптимизации преподавания. (По Бабанскому Ю.К.)

На уроке использовался метод временных ограничений для каждого задания. Соблюдение установленных норм времени также является одним из критериев оптимизации обучения*. Мною также использовались на уроке такие способы оптимизации, как осознанный отбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения задачи более глубокого контроля знаний учащихся*; анализ результатов обучения в соответствии с критериями*.

Комплексный контроль включал три этапа:

I . Тестирование. Взаимоконтроль.

II . Чтение чертежа по алгоритму. Самоконтроль

III .Выполнение чертежа по алгоритму

М., 1982, стр. 26-38

Остановлюсь кратко на рассмотрении сильных и слабых сторон каждого из видов конроля.

I . Тестирование. Сильные стороны: ускоренный контроль большого

объема теоретических знаний по разделу, экономия времени.

Слабые стороны: мало способствует самостоятельности и активности мышления.

Взаимоконтроль. ( По эталону в соответствии с критериями).

Сильные стороны: развивает навыки взаимоконтроля, ответственность. Дисциплинирует. Экономит время преподавателя.

II . Чтение чертежа по алгоритму.

Сильные стороны: Закрепляются навыки чтения чертежа в рациональной последовательности, что имеет важное значение, так как чтение чертежей является одни из основных видов обучения и контроля успеваемости в черчении. Алгоритмизированное обучение направлено прежде всего на формирование мыслительных операций, кратчайшим путем ведущим к решению учебных задач. Поэтому опять рационально используется время урока.

Слабые стороны: Алгоритмизация в меньшей степени способствует развитию самостоятельного мышления.

Самоконтроль. ( По эталону в соответствии с критериями).

узнают результаты своей работы. Экономится время преподавателя.

Слабые стороны: Возможна необъективность оценок, потеря времени учащихся.

III . Выполнение чертежа по алгоритму.

Сильные стороны: Закрепляются навыки выполнения чертежа в рациональной последовательности, что очень важно в курсе обучения черчению. Учащиеся наглядно демонстрируют свои графические навыки, умения, знание ГОСТов на начертание линий, на выполнение надписей, на нанесение размеров и многое другое.

Для достижения оптимальной оценки знаний учащихся, для исключения списывания была продумана расстановка столов, контрольные задания по вариантам, штрафные карточки: за неготовность к уроку, за подсказку при тестировании, за подсказку при чтении чертежа.

Таким образом, методика комплексного контроля, использование нетрадиционных методов, дают возможность оптимизации обучения и контроля, рационального использования времени, более глубокого изучения знаний, умений и навыков каждого учащегося. На оптимизацию обучения огромное влияние оказывает и атмосфера на уроке. Должна быть создана рабочая, творческая, спокойная обстановка.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЧЕРЧЕНИЮ

Тип урока: урок контроля (срез знаний)

I . Тестирование. Взаимоконтроль.

II . Чтение чертежа по алгоритму. Самоконтроль

III .Выполнение чертежа по алгоритму.

Используя разработанные алгоритмы чтения и выполнения строительных чертежей,обучать учащихся читать чертежи и выполнять графическую работу в рациональной последовательности.

Применяя нестандартные формы контроля:

I . Взаимоконтроль и

Научить учащихся самостоятельно проверять и оценивать знания, умения, навыки.

Воспитывающая:

Воспитывать самостоятельность, ответственность, аккуратость

Развивающая:

Развивать пространственное мышление, формировать мыслительные операции, кратчайшим путем ведущие к решению учебных задач (алгоритмизация). Развивать способности к анализу и самоанализу.

Взаимоконтроль – 5 мин

Чтение чертежа – 20 мин

Самоконтроль – 5 мин

Итог урока. Окончание урока

Итог урока. Окончание урока

Дата

Срез знаний

I . Тестирование 15 мин

Тест IV .1 5 мин

Тест IV .2 5 мин

Взаимоконтроль 5 мин

II . Чтение чертежа по алгоритму 25 мин

Самоконтроль 5 мин

III . Графическая работа 40 мин

1. Ручка, чертежные инструменты и принадлежности

2. Листы для тестов

3. Форматы А4 (оформленные вертикально)

4. Карточки – задания

a) Тест IV .1

b) Тест IV .2

c) Алгоритм чтения строительных чертежей

d) Алгоритм выполнения строительных чертежей

e) Контрольные задания для графической работы по вариантам

4. Эталон графической работы

5. Штрафные карточки:

Черные – за неготовность (отсутствие чертежных инструментов и принадлежностей)

Красные – за подсказку при тестировании

Желтые – за подсказку при чтении чертежа

1. Приветствие. Тема урока…

2. Список отсутствующих

3. Проверка готовности. Штрафные карточки. Раздача инструментов. Итог.

4. Организация работы на 1 и 2 уроке. Сообщаю:

1. Тестирование. Взаимоконтроль (15 мин)

2. Чтение чертежа. Самоконтроль (25 мин)

3. Графическая работа (40 мин)

- За подсказку, замечание, исправление – снимается балл.

Показываю эталон оформления листа для тестирования. Тест IV .1 и Тест IV .2

Через 5 мин даю команду поменяться карточками-тестами и положить их аккуратно на край стола.

Через 5 мин – взаимоконтроль. Даю команду поменяться своими листами с ответами и приступить к взаимоконтролю по эталону, руководствуясь критериями оценок.

Объясняю, что надо записать при проверке:

1. Количество ошибок

3. Подпись. Фамилия проверяющего. Взаимоконтроль

- После проверки положите листок аккуратно на край стола

Через 25 мин даю команду приступить к самоконтролю по эталону, руководствуясь критериями оценок, руководствуясь критериями оценок.

Объясняю, что нужно записать при проверке:

1. Количество ошибок

3. Подпись. Самоконтроль

Итог урока. Окончание урока

Подвожу итог урока. Напоминаю учащимся, чтобы не опаздывали на 2-й урок.

2. Грамотно заполнить основную надпись, поставив число, подпись, № группы и др.

Учащиеся выполняют графическую работу. Прохожу по рядам. Слежу, чтобы работа выполнялась в правильной последовательности по алгоритму. Направляю. Поправляю.

Подвожу итоги тестирования и чтения чертежа.

Показ лучших графических работ.

Итог урока. Окончание урока

Подвожу итог урока. Сообщаю оценки. Прошу встать и организованно выйти из кабинета. Дежурные остаются собрать графические работы и карточки-задания.

Результативность. Анализ оценок

Итоговая суммарная оценка

1.Выполнение целей урока: Обучающие, воспитывающие и развивающие цели урока выполнены. Проконтролированы ЗУНы учащихся методом комплексного контроля. Закреплялись навыки чтения и выполнения строительных чертежей в рациональной последовательности по алгоритму. Применялись самоконтроль и взаимоконтроль.

Воспитывались самостоятельность, ответственность, аккуратность.

Развивались пространственное мышление, навыки самоконтроля.

2.Условия организации урока: Соблюдались организационно-педагогические, психологические и санитарно-гигиенические условия проведения урока. Обеспечена необходимая наглядность. Содержание и отбор учебного материала посильны учащимся и соответствуют программе.

3.Оценка эффективности выбора типа урока: Выбор типа урока: урок контроля, обоснован и сделан в соответствии с программой и перспективным планированием.

4. Рациональность отбора учебного материала: Отбор учебного материала хорошо продуман и рационально использован на каждом этапе урока: при тестировании, при чтении и выполнении чертежей по алгоритму. Алгоритмизация обеспечивает рациональность обучения, рациональное использование времени. На всех этапах урока был применен метод временных ограничений, как условие оптимизации обучения.

5. Рациональность применяемых форм обучения: На уроке рационально применялись индивидуальные (самоконтроль), групповые (взаимоконтроль) и коллективные формы обучения.

6.Оценка эффективности методики проведения урока: Урок показал эффективность методики комплексного контроля, включающего нетрадиционные формы обучения, тестирование, алгоритмизацию обучения, метод временных ограничений, как способы достижения оптимизации обучения.

7. Эффективность использования наглядных пособий: К уроку была изготовлена дополнительная необходимая наглядность. Методика демонстраций отработана.

8.Уровень ЗУНов, знаний, умений навыков учащихся: Анализ оценок показал, что лучше всего учащиеся справились с чтением чертежей, что, собственно и является главной задачей в обучении черчению в профессиональных училищах. Средний балл: 3,8.

9.Объективность оценки знаний учащихся преподавателем: Оценки объективны. Критерии учащимся были известны.

10. Характер и объем домашнего задания: Домашнее задание после контрольной работы в планировании не предусмотрено.

11.Профессиональное мастерство преподавателя: Урок тщательно продуман, подготовлен, хорошо организован. Была создана рабочая деловая обстановка, атмосфера заинтересованности в хорошей оценке. Урок проходил в хорошем темпе. На протяжении всего урока изучались ЗУНы учащихся и делались правильные выводы о них. Внимание учащихся было сосредоточенное. Соблюдалась трудовая дисциплина. Была успешно продемонстрирована методика комплексного контроля, что потребовало некоторых авторских разработок, (тесты, алгоритмы и др…)

13.Выполнение принципов развивающего обучения: Развивалось пространственное мышление, формировались мыслительные операции (алгоритмизация)

14.Выводы: Методика комплексного контроля оправдывает себя, позволяет выбрать оптимальные формы контроля, позволяет более глубоко изучать знания, умения и навыки каждого учащегося. Работа в направлении оптимизации обучения, поиска нетрадиционных подходов, алгоритмизации обучения, использование инновационных технологий будет продолжаться.

- Ребята, глубоко вздохнем, расправим плечи, улыбнемся и пожелаем друг другу плодотворной творческой работы!

- Мы с вами уже знакомы, я учитель черчения Новоуренгойской гимназии Василевич Светлана Николаевна. Начинаем урок с разминки на внимание и развитие пространственного воображения. Представьте себе квадрат три на три клетки (показываю рисунок), в центре находится точка. Точка начинает движение – вверх, вправо, вниз, вниз, влево, влево. Где находится точка? (Играем три раза)

- Прекрасно! Все сосредоточились и готовы к работе. Все необходимое для работы у вас есть на столах.

II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ


- Ребята, вас, наверное, заинтересовали эти черные ящики, которые стоят на партах, совсем как в игре “Что, где, когда?” Мой вопрос: “Как вы считаете, что находится в этих ящиках?” Это имеет отношение к нашему уроку по теме "Строительные чертежи". (Ответы на вопрос учащихся)

(Если не назван правильный ответ, звучит просьба открыть эти ящики и достать все оттуда)

- Откройте ящики. Что вы обнаружили в них? (Строительные материалы)

- Что вы ощущаете, когда держите эти материалы в руке? Какие ассоциации у вас возникают? (подразумеваются ответы: тяжелый, легкий, теплый, холодный и др.)

- Для чего служат эти материалы? (Подразумеваются ответы: "Для строительства")

- Верно! Для строительства различных объектов.

- А если бы вам предложили построить дом, из какого материала вы бы его построили?

- Хорошо, ребята, а теперь подумайте и скажите, с чего начинается строительство любого объекта, независимо от тех материалов, которые вы перечислили? (подразумеваются ответы: с разработки проекта, чертежей)

- Совершенно верно! Чтобы построить любой объект, сначала нужно разработать проект и рабочие чертежи.

III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Итак, тема нашего урока “Строительные чертежи”.

- Посмотрите внимательно на ваш опорный конспект (приложение 1), обратите внимание, что строительный чертеж на плакате, такой же, как и в опорном конспекте, и скажите, а что нужно вам знать, чтобы читать и выполнять строительные чертежи? (Подразумеваются ответы: "Новые условные знаки, нанесение размеров, разбивочные оси, другие названия видов" и др.)

- Совершенно верно! В ходе урока мы изучим графическое изображение архитектурно-строительных сооружений, их особенности, сходство и отличия от машиностроительных чертежей и рассмотрим их практическое применение. Делать это вы будете самостоятельно, работая в трех группах.

- Народная мудрость гласит: каждый человек, чтобы не зря прожить жизнь, должен построить дом, посадить дерево и воспитать ребенка. Пока мы выбираем одно – строительство дома, а для этого нужно создать проект этого дома, т.е. выполнить строительные чертежи.

- Вашим первым заданием будет: самостоятельно найти сходство и отличия машиностроительных чертежей, которые вы изучали до сих пор, от строительных чертежей. Результаты записать в таблице опорного конспекта. Для того чтобы выполнить это задание вам предлагается использовать учебник, опорный конспект, дополнительные источники информации, действительные строительные чертежи, по которым сейчас строят дома, которыми пользуются рабочие, мастера, инженеры-строители. Все это находится у вас на столах. Время на выполнение задания 3 мин.

У кого есть вопросы? Приступаем к работе.

- Время вышло. Подводим итоги. Сначала укажем сходство. Каждая группа называет ответы по очереди. За каждый правильный ответ получаете жетон.

- Будьте внимательны, слушайте друг друга, не повторяйте ответы.

Пожалуйста, слово первой группе…(называют сходство /см. приложение 2)

- Теперь называем отличия. (называют отличия / см. приложение 3)

Еще будут ответы? Все ли прозвучало в ваших ответах?

(подхожу к доске, переворачиваю листочки и вместе с учащимися сверяем сходство и отличия чертежей)

- Подводим итоги – вы молодцы, хорошо справились с этим заданием.

IV. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- А теперь проверим, как прочно вы усвоили теоретический материал. В опорных конспектах выполним блиц-тест (приложение 4). Отвечаем на пять вопросов: словами “да” или “нет”. Если вы согласны с выражением, которое прозвучит – отвечаете “да”, если не согласны – отвечаете “нет”. Вопросы читаются один раз, исправления в тесте считаются ошибкой.

- Итак, будьте внимательны. Приступаем к работе. (читаю тест)

Проверяем и оцениваем себя самостоятельно. Послушайте правильные ответы. Если ошибок нет, получаете – 5. Одна ошибка – 4. Ну а больше можете себя не оценивать. (идет проверка)

- Поднимите руки кто получил – 5. Молодцы, ребята, я за вас очень рада!

- Теперь вы готовы к выполнению второго графического задания - работа над проектом дома, в котором бы вам хотелось жить.

  • во-первых, нетрадиционными для черчения инструментами: маркеры, фломастеры, клей;
  • во-вторых, выполнять задание нетрадиционным способом, с применением техники аппликации. Ваши знания, умения и навыки графического черчения здесь очень пригодятся.

Вместе с тем, проявите творчество и смекалку.

  1. первой группе разработать и представить максимальное количество объемных композиций (приложение 5);
  2. второй группе разработать и представить фасад здания;
  3. третьей группе разработать и представить план здания.

- Время выполнения этого задания 6 мин. Приступаем к работе.

- Время работы вышло. Представьте ваши творческие работы. Расскажите, пожалуйста, что вы делали, какую информацию несет в себе выполненное вами графическое изображение. Остальным учащимся необходимо внимательно выслушать ответ и определить правильность выполнения. Если будут ошибки, неточности, необходимо указать их и показать, как нужно сделать правильно. (идет защита проектов, во время которой звучат вопросы: Какие есть замечания? Возможно, вы заметили какие-то ошибки или неточности?)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете! Это первые ваши шаги в строительном проектировании. Работа в целом выполнена качественно, без грубых ошибок. Я надеюсь, что кому-то из вас полученные знания пригодятся в жизни, а возможно кто-то из вас в будущем выберет профессию строителя.


- Теперь выполните, пожалуйста, проверочное графическое задание, которое у вас всех есть. Прочитайте внимательно условие задачи. Вам нужно по изображению одноэтажного однокомнатного домика построить его план (приложение 6). При этом учесть, что в жилую комнату ведут два входа: один через открытую террасу, другой через кухню. Печная труба декоративно вынесена на фасад. Будьте внимательны, аккуратны и точны. Время на выполнение задания – 3 мин.

- Время на выполнение задания вышло. Посмотрите на один из правильных вариантов выполнения работы и проверьте друг у друга чертеж, укажите ошибки и выставьте оценки. На это дается 1 мин.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. Какую тему мы сегодня изучили?
  2. Что вы узнали изучая эту тему сегодня на уроке?

- Заканчивается урок, на котором мы с вами проектировали дом. Посмотрите на доску, возможно, вы уже обратили внимание на эти слова: “Дом, как известно всем давно, это не стены и окно…” А что это по вашему мнению? (подразумеваются ответы: семья, школа, класс, где уютно, хорошо, где тебя понимают)

- Я с вами согласна, более того, многое и от вас зависит в доме: согласие, добро, уют, дружба, любовь. И я очень желаю вам жить именно в таких домах.

- Наш урок подошел к концу. Большое спасибо за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать. И сейчас я хочу подарить вам слова замечательной песни “Дом”, которая звучала сегодня у нас на уроке во время выполнения творческой работы, и слова которой есть в опорных конспектах. Предлагаю всем вместе ее спеть. (поем песню)


Материал познакомит с назначением и особенностями строительных чертежей: фасадами, планами, масштабами, размерами на строительных чертежах.

Описание разработки

Цель: Познакомить с назначением и особенностями строительных чертежей: фасадами, планами, масштабами, размерами на строительных чертежах.

Задачи урока: - Способствовать формированию умений приёмов чтения строительных чертежей, используя справочные материалы.

- Развивать пространственные представления, память, логическое мышление.

- Воспитывать интерес к предмету, культуры труда.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начнем урок с разминки на внимание и развитие пространственного воображения: Представьте себе квадрат 3*3клетки, в центре находится точка. Точка начинает движение вверх, враво, вниз, вниз, влево, влево.

В - ?Где находится точка?(внижней левой клетке)

Точка начинает движение снова из центра дальше она движется вверх, влево, вниз, вниз, вправо, вверх.

В - ?Где будет находится наша точка? (В центре).

Прекрасно, вы сосредоточились и готовы к работе, все необходимое у вас есть на столах.

Каждого из вас наверное уже заинтересовали эти черные ящики, которые находятся на партах, совсем как в игре «Что? Где? Когда?

Ребята, без чего невозможно построить дом?

А сейчас откройте ящики, что вы в них обнаружили?

В _?Для чего служат эти материалы?

Верно! Для строительства различных объектов.

В - ? А если бы вам предложили построить дом, из какого бы вы материала его построили?

А кто мне назовет тот материал, который считается экологически безопасным для строительства?

Хорошо, а теперь подумайте и скажите, с чего начинается строительство любого объекта, независимо от тех материалов, которые вы перечислили?

Совершенно верно! Чтобы построить любой объект, сначало нужно мысленно представить и разработать свой объект, свой будущий дом , а только затем разработать строительные чертежи.

Итак, Кто мне скажет тему нашего урока?

Ответы …Строительные чертежи.

(Целепологание) В - ? А что бы вы хотели узнать по теме нашего урока?

3. Объяснение нового материала.

Строят здания и сооружения, пользуясь строительными чертежами.

Первым этапом всякого строительства – является составление проектного задания.

Затем разрабатывают рабочие чертежи.

В состав рабочих чертежей входит план размещения зданий и сооружений на земельном участке, который называется – генеральным планом. На нем кроме зданий и сооружений, указывают подъездные пути, зеленые насаждения, границы участка.

( показ по чертежу генерального плана)

На генеральном плане показывают положение участка по отношению к сторонам света при помощи стрелки с буквами С (север) и Ю (юг). Строение на генеральном плане наносят схематично в виде контуров.

Для каждого здания или сооружения разрабатывают рабочие чертежи

- чертежи узлов конструкций.

В - ? А кто мне скажет, что такое фасад?

Ответы…………………. запись в тетрадь

В - ?А что такое план здания?

В - ? Обозначение чего показано на листах конструкций?

В - ? Какие масштабы применяют для строительства зданий?

Давайте не будем гадать. Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на странице…. . и прочитайте.

В - ? Как проставляют размеры на чертежах?

Найдите на странице………………

4. Закрепление нового материала

Пока мы выбираем одно, - строительство дома, а для этого нужно создать проект этого дома, т. е. выполнить строительные чертежи.

Вот вам строительные материалы, из которых вам будет необходимо, самостоятельно в парах, смоделировать объёмный макет дома.

Время вышло и за какие - то минуты на ваших столах выросли красивые домики. Кстати, и в жизни сейчас, на территории нашего района если вы обращали внимание, дама растут как грибы , а почему, да потому - что часть населения имеют достаточно большие доходы, которые позволяют им заниматься индивидуальным строительством жилья, причем в очень оригинальной форме.

Защита моделей. 1 - 2 минуты.

А теперь перейдем к выполнению следующего задания:

К работе над проектом дома, в котором вам бы хотелось жить. Работу будете выполнять по группам:

группа. - 1 и 3 ряд от окна.

Ваша группа разрабатывает и представляет - фасад здания

группа – 2 и 4 ряд от окна – разрабатывает и представляетплан здания.

Работу будете выполнять техническим рисунком.

В - ? А что такое технический рисунок?

Работа над проектом.

И вы сейчас, пожалуйста, представьте свои творческие модели. Расскажите, пожалуйста, что вы делали, какую информацию несет в себе выполненное вами графическое изображение?

5. Рефлексия. Какой вывод урока сделал для себя каждый?

Что было интересного на урока? Полезного?

6. Итоги урока. Молодцы, вы очень хорошо поработали. Это были первые шаги в строительном проектировании. Я надеюсь, что кому - то из вас полученные знания пригодятся в жизни, а возможно кто - то из вас в будущем выберете профессию строителя.

7. Оценивание урока

За работу на уроке вы получаете …………….

справочными пособиями и материалами; пространственные представление и мышление.

Дидактическое обеспечение: опорный конспект

Тип урока: урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Возьмите тетради и ручку. Запишите тему урока в тетрадь. Далее изучив опорный конспект нашего урока сегодня выполните задание которое написано в конце опорного конспекта.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1. Общие сведения о строительных чертежах.

2. Чертежи планов этажей, разрезов, фасадов зданий.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ К УРОКУ №12

Общие сведения о строительных чертежах

Строительные чертежи отличаются большим разнообразием. Они подразделяются на две основные группы: чертежи строительных изделий (по ним на домостроительных комбинатах и заводах изготавливаются отдельные части зданий и сооружений) и строительно-монтажные чертежи (по ним монтируют и возводят здания и сооружения).Строительные чертежи содержат проекционные изображения, текстовые документы и другие данные, необходимые для возведения зданий, а также для изготовления конструкций и изделий. В зависимости от вида и назначения чертежи делятся на следующие:

  • архитектурно-строительные (чертежи жилых, общественных и
  • инженерно-строительные (чертежи строительных конструкций

и сооружений: мостов, тоннелей, дорог, гидротехнических сооруже- ний и др.);

  • топографические (чертежи земной поверхности, изображающие

рельеф местности, и ситуационные чертежи, т.е. чертежи планировочной организации земельных участков).

2.Чертежи планов этажей, разрезов, фасадов зданий.

Изображения на строительных чертежах. Основные изображения на строительных чертежах называются фасад, план, разрез


Рис1. Типовой проект здания



Фасадом называется проекция здания на вертикальную (фронтальную) плоскость. Он должен давать представление о внешнем виде сооружения и строится как третья проекция по двум данным – плану и разрезу. Он может быть вычерчен над планом в том же масштабе или на отдельном листе и в другом масштабе выполняется один фасад, но иногда вычерчивают дополнительно боковые (торцевые) и задний фасады.

Фасад должен быть простым и красивым. В некоторых случаях на чертеже может быть показана фактура стен (материал, из которого сделана отделка стен).На фасадах показывают расположение окон и дверей, а также архитектурные детали здания. На этих изображениях обычно не наносят размеров, за исключением высотных отметок.

Отметкой называют число, указывающее высоту горизонтальной площадки над нулевой плоскостью. За нулевую отметку принимают уровень пола первого этажа.


Рис. 3. Высотные отметки


Планом здания называется разрез здания горизонтальной плоскостью, которая расположена немного выше подоконников. На плане показывают расположения помещений внутри здания, расположение стен, перегородок, лестниц, санитарно – технического оборудования и т. п.

Планы выполняют для каждого этажа. Например, слева выполняют половину плана первого этажа, а справа — половину плана второго этажа.

На планах показывают взаимное расположение помещений, в том числе лестничных клеток, расположение окон и дверей, толщину стен и перегородок, положение и размеры колонн. Там же наносят изображение санитарно-технического оборудования. Ширину и длину здания, расстояние между осями стен и колонн, размеры проемов и простенков также наносят на плане.

Кроме того, указывают площадь (в кв. м) помещений цифрой, подчеркнутой линией. Сечения стен, выполненные из материала, являющегося для здания основным, можно не штриховать. Отдельные участки из другого материала выделяют штриховкой.

Вид на здание сверху является планом кровли.


Разрез служит для выявления конструкции здания и высоты этажей. Разрезом называется изображения, полученное при мысленном рассечении здания вертикальной плоскостью. Разрезы могут быть как фронтальными, так и профильными. Разрезы на строительных чертежах допускается выполнять в ином масштабе, чем планы или фасады.

Получают его с помощью вертикальных секущих плоскостей, проходящих, как правило, по оконным и дверным проемам. На разрезах наносят отметки.


Масштабы строительных чертежей. На строительных чертежах применяют масштабы уменьшения: 1:100, 1:200. 1:400. Для небольших зданий и для фасадов применяют масштаб 1:50. Это дает возможность выявить на фасаде архитектурные детали. Поскольку масштаб разных изображений может быть различным, его обычно указывают около каждого из них.

Размеры на строительных чертежах. Размерные линии на строительных чертежах ограничивают короткими штрихами под углом 45° к размерной линии (рис.2).

Размеры на строительных чертежах, кроме отметок, указывают в миллиметрах, иногда на чертежах зданий в сантиметрах. На планах размеры наносят с внешней стороны. Между каждой парой смежных осей обычно наносят размеры замкнутой цепочкой, а общий размер — между крайними осями. Кроме того, указывают площадь внутренних помещений в квадратных метрах, подчеркивая цифры тонкой линией. Например, площадь комнаты 12,85

Итог: Мы ознакомились с вами с общими сведениями о строительных чертежах и получили основные понятия о их видах.

Задание : В тетрадях после изучения темы выполните краткий конспект и дайте ответы на вопросы:

1. Какие чертежи бывают в зависимости от вида и назначения?

2. Какие сведения можно получить, рассматривая фасад на чертеже?

3. Какие сведения можно получить, рассматривая план здания?

4. Какие сведения можно получить, рассматривая разрезы здания?

5. Какие масштабы применяют в строительном черчении? Могут ли быть разные изображения выполнены в различных масштабах?

Читайте также: