Основная функция школьных приемов анализа это

Обновлено: 03.07.2024

Школьный литературный анализ художественного произведения

разбор, литературоведческий анализ, школьный литературный анализ, специфика школьного анализа, принципы анализа, составные элементы анализа, смысл, единство формы и содержания, восприятие, рефлексия, диалогизм, авторская концепция, контекстуальный анализ, имманентный анализ.

Особо следует остановиться на том вкладе, который внесла в разработку проблемы анализа художественного произведения психологическая школа в методике. Наиболее яркий ее представитель, В.В. Данилов, учитель и методист, разделявший литературоведческие взгляды А.А. Потебни, считал литературу не отражением жизни и истории, а искусством слова, продуктом психологии автора-творца. Поэтому и постигать ее возможно только с помощью образного мышления. Именно в концепции этой школы был сделан важный шаг к рассмотрению поэтики художественного текста: постижение законов художественной формы, установление ассоциативных связей в художественном тексте, приобщение к образной природе художественного слова и т. д.

В.В. Голубков выделил эти составные элементы, предложив тем самым определенную систему школьного анализа:

1. Характеристика эпохи создания произведения.

2. Определение темы.

3. Анализ системы образов и идеи.

4. Какими художественными средствами выражается содержание произведения.

5. Художественное значение произведения.

Современное решение проблемы школьного анализа художественного произведения связано сегодня с целым рядом вопросов: с местом классики в читательской судьбе современного школьника, с особенностями социокультурной ситуации и ее влиянием на процесс восприятия, чтения и понимания художественных произведений юными читателями, с обширным кругом научных проблем, решаемых современным литературоведением, с глубоким обновлением его научного языка, а значит, и методологии, что не может не влиять на изучение произведения в школе.

Сегодня словесник должен быть особенно внимателен к психологии современного подростка, особенности которой, во многом сформированные под воздействием современной социокультурной ситуации, влияют на восприятие художественного произведения и создают те трудности, которые мешают анализу классического произведения на уроке. Назовем некоторые из них:

▻ Конфликт времени. Герои, которые действуют в произведениях прошлых веков, сегодня не подходят под социально желаемые образы. По характеру своих реакций, чувств, ощущений, поступков они стали менее понятными для современного школьника. Так, например, господствующий культ силы не позволяет понять и принять слезы героя, которые считаются проявлением слабости и потому должны презираться.

▻ Ограниченность жизненного и эмоционального опыта юного читателя. Именно этот факт часто не позволяет понять внутренний мир героя, увидеть в произведении личность автора, проникнуться его мироощущением.

▻ Превалирование наглядного типа восприятия (визуализация восприятия). Зрелищность отодвигает Слово на задний план. Что легче: смотреть или читать и думать? Второе, разумеется, труднее. Поэтому картинка в тексте сразу привлечет внимание, а вот слово ускользает от глаз, не притягивает к себе, становится менее интересным и значимым.

Учитель в процессе анализа произведения не только учитывает непосредственное восприятие учащимися художественного произведения, но и опирается на него, тонко и искусно направляя мысль учащихся к обоснованным выводам и обобщениям. Сегодня довольно трудно понять, как тот или иной текст классического произведения влияет на ребенка, поэтому словеснику просто необходимо знать те особенности восприятия современного школьника, которые создают определенные трудности при анализе произведения.

Нередко молодые словесники, отягощенные грузом литературоведческих знаний, владеющие инструментарием литературоведческого анализа, бесспорно эрудированные в области науки о литературе, проводят блистательные уроки с тщательным научным разбором всех художественных достоинств текста, но ученики при этом остаются равнодушными к тому, что пытается столь виртуозно донести до них молодой словесник. Почему?

1. Общественно-исторические и социокультурные условия, в которых создавалось данное произведение, и основные проблемы, нашедшие в нем отражение.

2. Писатель, его концепция жизни и творчества, проявление ее в авторской позиции в тексте.

3. Тема и основная идейная направленность произведения.

4. Главные герои произведения, их характеры и поступки, их место и роль в решении основных проблем. Второстепенные герои, их связь с главными.

5. Композиция произведения. В какой степени ее своеобразие помогает раскрытию характеров и идейной направленности произведения?

6. Жанр произведения и его своеобразие.

7. Язык писателя как средство раскрытия образов и основной идеи произведения. Выразительный и изобразительный мир произведения.

8. Традиции и новаторство писателя. Диалог с другими авторами и произведениями. Интертекстуальные включения в произведение. Сквозные темы, мотивы, образы, повторяющиеся в данном произведении. Новые темы, мотивы, образы.

Анализируя художественное произведение на уроке литературы, словесник всегда опирается на какую-то определенную литературоведческую трактовку, что во многом удерживает и его самого, и его учащихся от искажений авторской мысли, от ее неверных трактовок. В этом проявляется принцип концептуальности школьного анализа. При этом способ постижения этой концепции (идеи художественного произведения) и движение к ее открытию будут иными, нежели в любом литературоведческом исследовании. Здесь важно другое: удержать мысли юного читателя в авторском ключе. Автор готовит читательскую позицию. Автор провоцирует определенный спектр адекватности интерпретации. Поэтому житейские мерки к художественному произведению не подходят. Главный принцип – ближе к тексту.

Заканчивая разговор об одном произведении, не торопимся закрывать его. Художественное произведение не может быть замкнуто только на себя, ибо живет в большом мире других голосов (авторов, произведений, читателей). Принцип диалогизма и сквозного проникновения литературного материала распахивает границы анализа и включает школьника в диалог авторов и читателей, в перекличку тем, проблем, мотивов, образов, сюжетов. Детское мышление ассоциативно. Реализация этого принципа позволяет еще более эффективно использовать это свойство сознания, расширяя систему связей искусства, культуры, жизни, Бытия.

Принцип меры анализа помогает решить проблему, насколько подробными должны быть проявления профессиональной литературоведческой детализации в школьном анализе как в средних, так и в старших классах. Очевидным является тот факт, что маленький читатель, испытывая воздействия от того или иного литературного приема, не задумывается о его художественной роли, не теоретизирует. Эстетическое осознание художественных явлений разовьется постепенно. Поэтому методически нецелесообразно применять, например, в средних классах излишне подробный и целенаправленный литературоведческий комментарий. То, что является необходимым в специальном научном анализе (историко-функциональном, лингвистическом, культурологическом, типологическом и т. д.), может стать избыточным в школьном анализе. Литературоведческие принципы и законы анализа в условиях школьного требуют вариативности и конкретизации (что невозможно в средних классах, вполне применимо в старших), ибо этот анализ оказывается включенным в живое читательское восприятие и приобретает личностно-ориентированный характер. В данном случае должен действовать принцип методической целесообразности, при котором уровень толкования, его глубина и характер должны быть соотнесены с уровнем общего развития и подготовленности учащихся. Тогда это толкование будет и экономным, и достаточным, и развивающим одновременно.

Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью другого; читать – значит мыслить с другим, продумывать мысль другого, продумывать мысль, сходную или противоположную вашей.

Ключевые слова:

литературоведческие приемы анализа, приемы развития воображения, ассоциативные приемы, рефлексивные приемы, ключ к анализу, бинарные оппозиции, контекстная догадка, семантизация слова, наращивание смысла, идентификация, диалоговые технологии анализа, герменевтические технологии анализа.

• обогащение средств анализа при помощи разнообразия его приемов, видов, форм, вариантов;

• разумное, целесообразное и в то же время оригинальное сочетание приемов анализа на уроке, их соответствие природе изучаемого произведения;

• глубокое научное осознание учителем того, что он делает и предпринимает в процессе анализа произведения.

• диалог сквозных тем, проблем, мотивов, образов, топо-сов, других текстов внутри текста, т. е. художественных взаимодействий;

• диалог культурных смыслов, явлений культуры и искусства;

• ситуационный диалог голосов и реплик героев, существующий в конкретной речевой ситуации;

Именно в аспекте данной технологии применим типологический и функциональный подходы к анализу произведения, при которых осуществляется перекличка смыслов во времени, культурных пластов в контексте различных искусств, диалог голосов, точек зрения, позиций, явлений, школ, направлений и т. д.

Данная технология может реализовываться через такие диалогические приемы анализа текста, как сравнение, сопоставление, беседа с элементами эмпатии, воображаемые диалоги, диалоги с привлечением других видов искусств, диалоги-имитации (критиков, читателей, писателей), диалоги в письмах и т. д.

• на строение художественного произведения (его структуру, средства текстопостроения, являющиеся смысловыми образованиями). Анализ в этом случае, естественно, опирается на имеющиеся специальные литературные знания и представления о тексте и апеллирует к ним;

• на соотнесение смысловых единиц художественного произведения с понятиями общекультурными, общечеловеческими. В этом случае аналитические процедуры приобретают интерпретационный характер. Осуществляется выход со смысловых образований текста на ценностный аспект сознания воспринимающего;

• на индивидуальный мир читателя (на его душу). В этом случае осуществляется соотнесение смысла текста с внутренним миром читателя, его ощущениями, переживаниями, ценностными установками;

• на ситуацию замысла текста. В этом случае анализ приобретает контекстуальный характер. Актуализируются околотекстовые связи, дающие материал для более глубокого понимания текста;

• на представления о мировосприятии и мироощущении автора текста;

• на соотнесение художественных единиц произведения с понятиями общечеловеческими;

• на проблематизацию и конструирование образов культуры в соотнесении с художественным текстом.

Чем больше направлений рефлексии выберет учитель в процессе анализа, тем полнее будет осваиваться художественный текст.

На каждом этапе анализа возможно применение различных рефлексивных приемов:

Процесс переноса на себя того, о чем читает читатель, и есть процесс идентификации.

• вчувствование в образ персонажа и выражение своих переживаний словами;

• вчувствование в образ персонажа, умение увидеть динамику его чувств и переживаний;

• вчувствование в образ персонажа в момент совершения поступка, умение понять его мотивы и смысл;

• вчувствование в образ персонажа и разделение позиций персонажа, рассказчика, автора.

Акцент при применении этого приема ставится на развитие умения выражать настроения, чувства, переживания словами, способность увидеть смену настроения, динамику чувств, сложность внутреннего мира.

3. Выстраивание гипотезы, прогнозирование. Этот прием опирается на то, что главной особенностью гипотезы является ее предположительный характер. Гипотеза рождается в результате анализа фактического материала, на основе обобщения наблюдений.

С позиции психологии многими учеными рассматривается роль гипотезы в развитии мышления детей. С их точки зрения, умение отделять известное от неизвестного и высказывать предположение о содержании неизвестного является рефлексивным по своей природе и доступным уже большинству младших школьников при организации специальной работы.

Технология применения приема выстраивания гипотезы как приема анализа предполагает следующую логику усложнения от класса к классу:

• выстраивание гипотезы относительно содержания произведения по заголовку;

• выстраивание гипотезы на основе жизненного опыта;

• выстраивание гипотезы с опорой на предыдущее описание персонажа;

• выстраивание гипотезы, основываясь на мотивах поведения персонажа;

• выстраивание гипотезы с опорой на авторскую концепцию.

К этому же приему относится подбор гипотетических, альтернативных решений при построении вывода, которые могут быть представлены вариантами приближений к идее.

4. Конструирование вопроса к себе. Целым рядом исследователей подчеркивается, что вопрос является первым, исходным звеном познавательного процесса, первым признаком начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. Без вопросов невозможно освоение новых знаний, обмен мыслями между людьми. Вопрос всегда находится на границе между знанием и незнанием и выражает тенденцию перехода от знания неполного и неточного к более полному и точному.

Данная технология с использованием герменевтических приемов анализа художественного произведения, опирающаяся на природу самого текста, позволяет рассматривать его через призму авторского сознания и способствует более глубокому проникновению в смысл произведения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пути и приемы литературоведческого и школьного анализа художественного произведения.

Проблема анализа текста, являясь достаточно важной в академической науке, в школьном преподавании литературы становится центральной. Методика преподавания литературы, используя в школьном анализе приемы постижения авторской позиции, опирается на достижения литературоведения, но, естественно, трансформирует способы научного истолкования художественных текстов. Однако основное, главное назначение приемов анализа — понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начал.

1. Анализ композиции

Изучение композиции произведения помогает ученикам более глубоко, многогранно, отчетливо увидеть авторскую позицию. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста — таковы основные приемы изучения композиции.
Анализ композиции в условиях школьного разбора может обладать и неполной всеобщностью, частичностью охвата материала произведения.

Авторское отношение к изображенному сказывается не только в общем настроении произведения, но и в выборе слова-образа. Поэтому изучение стиля оказывается необходимым средством уяснения позиции автора. Приемы изучения стиля весьма разнообразны. Наблюдения над стилем писателя начинается с элементарных упражнений.

3. Изучение творческой истории произведения

Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство — отражение жизни. Вместе с тем этот прием работы позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.
Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения.

4. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя

5. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов

Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т. д.) в средних классах обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев произведения и их различия.

Приемы анализа литературного текста — понятие более узкое, чем приемы изучения литературы в целом. Так, например, составление монтажа, литературной композиции — интересный и важный вид работы по литературе. Он может использоваться и при изучении биографии писателя, обзорных тем и во внеклассной работе.

Однако большая часть приемов литературного анализа немыслима без активного участия учеников и поэтому не может быть реализована в лекции учителя. Учитель может дать образы, но не может заменить необходимой деятельности учащихся. Учителю из всего многообразия приемов анализа требуется выбрать способы рассмотрения текста, родственные художественной природе произведения и необходимые для развития тех учеников, работой которых он руководит. Необходимость выбора, сочетания реализации приемов анализа текста для учителя — процесс творческий.

В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Однако движение к ней, способ ее постижения, уровень мысли в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании. Неизбежна неполнота школьного анализа в сравнении с литературоведческим.

Но открытия школьного изучения произведения обязательно должны продвигать ученика в направлении к авторской тенденции. Литературоведческий анализ определяет во многом содержание школьного разбора, становясь для учеников основой научного мировоззрения. Вместе с тем цель школьного анализа не может быть сведена к адаптации научного анализа, к приспособлению его к уровню детского восприятия. Школьный анализ отличается от литературоведческого по задачам, объему и методам изучения словесного искусства.

Задача школьного анализа не научное исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения. Цель школьного анализа — создание читательской интерпретации произведения и соотнесение ее с научным исследованием текста, корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения, раскрытым литературоведением.
Читательское восприятие оказывается в школьном разборе столь же важной составной частью, как и литературный текст. Другие соотношения, рассматриваемые литературоведческим анализом, в школьном начинают играть роль средств, подчиненных общей задаче: возвысить читательское впечатление до понимания объективного смысла произведения.

Анализ произведения – наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. Цель школьного анализа – практическое, читательское освоение художественного произведения, которое включает в себя выявление идейного и художественного своеобразия изучаемого произведения, овладение приёмами литературоведческого анализа, развитие логического и художественного мышления школьников, их творческого воображения, самостоятельности суждений, совершенствования навыков устной речи. Школьный анализ, как всякая учебная деятельность, предполагает обогащение индивидуальных впечатлений ученика опытом других читателей и научным истолкованием текста, которое представляет учитель. Педагог высказывает в классе не только свои индивидуальные впечатления, но раскрывает научную позицию литературоведения.Однако, несмотря на то, что в основе школьного анализа лежит литературоведческая концепция, уровень мысли в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании. В сравнении с литературоведческим, школьный анализ характеризуется неполнотой и односторонностью, отличаясь от литературоведческого по задачам, объему и методам изучения словесного искусства. Для анализа в школе отбираются важнейшие проблемы и приемы, произведение рассматривается с доступных для учеников ракурсов.

Отличия школьного анализа от литературоведческого:

  1. Литературоведческий анализ нацелен на рассмотрение художественного целого посредством фиксации объективных наблюдений над текстом, их систематизации и осмысления в единстве. Школьный анализ имеет целью читательское освоение произведения, рассмотрение идейного и художественного своеобразия произведения.
  2. Школьный анализ имеет воспитательную направленность (выделяются проблемы, которые важны для нравственного и духовного воспитания ребенка, развития его ценностно-смысловой сферы). Он направлен на развитие читательских качеств и умений школьника (воображения, эмоциональной чуткости и эстетического отношения к слову и образу и др.) (Сосновская, 192), в то время как литературоведческий – на выявление не точно или недостаточно детально изученных в науке элементов художественного целого (Маранцман, 152–153).
  3. Школьный анализ опирается лишь на самые показательные элементы, ведущие к общему представлению о произведении (Маранцман, 152–153). Он более избирателен по материалу, вовлеченному в разбор, опирается на жизненный и эмоциональный опыт ребенка данного возраста и на самые показательные по своему идейно-художественному значению элементы, ведущие к общему представлению о произведении. Произведение охватывается в целом на одном из уровней, например, на уровне эмоционального усвоения. В литературоведческом анализе исследование ведется во всех аспектах (стилистическом, ритмическом, композиционном, идейном, историческом и т.д.), учитываются все элементы художественного целого. Целостность обычно понимается как вовлечение в анализ всех пластов произведения (Маранцман, 153).
  4. Школьный анализ должен быть ярким на уровне эмоционального освоения, эмоционального воздействия на восприятие, с опорой на непосредственное живое восприятие ребенка. В литературоведческом анализе данный аспект не обязателен .
  5. В школьном анализе отсутствуют или даются в упрощенном виде некоторые важные для литературоведческого анализа приемы. В литературоведении анализ частей художественного текста дается подробно, в единстве.

Организовывая аналитическую беседу, учитель не должен пользоваться шаблонными схемами анализа. Перед словесником всегда открыты возможности разных подходов к анализу литературных произведений. Подвижность и вариативность путей анализа всегда зависит и от жизненного материала, положенного в основу произведения, и от особенностей историко-литературного процесса, и от неповторимой творческой индивидуальности художника слова, и от рода и жанра писательского создания, и от творческой истории произведения. Объектами анализа могут стать и стиль, и композиция, и система образов, и художественная деталь, тема и идея, изображение времени и пространства в литературном произведении. Но выбор пути анализа, прежде всего, определяется неповторимой спецификой конкретного произведения, особенностями его художественной формы и идейного содержания (Курдюмова, 45). При любом подходе к анализу произведения проблемность является его основным и необходимым качеством. Суть проблемности школьного анализа состоит в выделении нравственных, эстетических и социально-философских проблем при разборе произведения (т.е. их включении в систему вопросов), существенных для развития ученика и его мировоззрения.

Виды анализа:

  • анализ образов;
  • анализ особенностей стиля произведения;
  • анализ художественных особенностей романа;
  • анализ языка произведений;
  • анализ проблематики и поэтики;
  • анализ проблематики и поэтики романа с помощью внетекстовых материалов (критических статей, литературных воспоминаний);
  • анализ конфликта пьесы и способов создания образа;
  • анализ произведений, направленных на углубление понятий, их соотношение и взаимосвязь;
  • анализ эпизода эпического произведения;
  • анализ лирических стихотворений;
  • анализ художественного своеобразия творчества;
  • сравнительный анализ образов;
  • сравнительный анализ произведений русской классики;
  • сравнительный анализ литературных произведений и исторических и документальных источников;
  • сравнительный анализ различных интерпретаций пьес современными театрами;
  • сравнительный анализ критических статей;
  • сравнительный анализ языка поэзии и языка музыки в ходе знакомства с романсами;
  • анализ и систематизация художественных произведений и внетекстовых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный анализ литературного произведения избирателен по материалу, который вовлечен в разбор. Очень часто во время анализа литературного произведения учитель опирается на самые показательные и открытые в идейно-художественном плане элементы, которые ведут к общему представлению о произведении. Однако отбор важнейших проблем и доступных для учащихся элементов не должен приводить к искажению смысла литературного произведения, ведь одним из главных условий школьного анализа остаются охват всего произведения и сила общего впечатления. Выбор мотива анализа литературного произведения ни в коем случае не должен перекрывать внимание к другим элементам и сферам произведения.

Школьный анализ основывается на сложившиеся в методической науке и школьной практике пути изучения литературного произведения. Путь анализа (изучения) литерного произведения – это особая последовательность разбора, своеобразный, регламентирующийся правилами ход разбора литературного произведения. Выделяют следующие пути анализа литературного произведения:


Каждый из этих путей обладает своими свойствами, которые определяют процесс анализа, процесс постижения литературного произведения обучающимися. Эти свойства определяют условия выбора того или иного пути: учителю необходимо четко понимать, почему он прибегает к конкретному пути анализа литературного произведения.

Выбор пути анализа литературного произведения мотивируется художественной природой литературного произведения, целями, которые ставятся перед собой учителем, уровнем развития учащихся. Впрочем, каждый из данных путей может быть использован в любом классе, но при соответствующих видоизменениях, так как в полной мере доступными данные пути анализа литературного произведения становятся только на определенном уровне развития учащихся.

Для того, чтобы целостно вести анализ литературного произведения, необходимо осознать каждый из четырех путей анализа в его специфике: изучить его функции и выявить его свойства и особенности.

литературного произведения

Среди достоинств данного пути Владимир Георгиевич Маранцман выделяет последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли, эмоциональность, рассмотрение литературного произведения во взаимодействии формы и содержания.

Данный выбор анализа основывается на:

возрастные особенности учащихся;

художественное своеобразие произведения;

педагогические цели, которые преследуются учителем.

В основе композиционного пути лежит непосредственно

сюжет литературного произведения.

Основные положения данного пути:

Изучение произведения приближено к первичному читательскому восприятию. Основная цель – усиление эмоционального воздействия на ученика.

Привлечение внимания к опорным моментам текста, авторским отступлениям. Каждый этап рассматривается как развитие авторского замысла.

В центре опорных моментов ставятся характеры героев литературного произведения, которые раскрываются и прогрессируют в ходе развития сюжета произведения.

Пейзажи, внутренние и внешние портреты героев, художественные детали не отделяются от основного восприятия произведения – рассматривается попутно.

Проблемы философского типа, нравственного или эстетического типа рассматриваются в связи с конкретными ситуациями, которые их вызывают.

Завершением изучения литературного текста становятся выводы о его актуальности и востребованности на сегодняшний день.

Пообразный путь анализа литературного произведения

Основные положения пообразного пути:

1. При анализе охватывается произведение полностью, и его основная идея раскрывается через раскрытие судеб главных героев (главного героя).

2. Персонажи произведения группируются по отношению к главному герою (семья, друзья и. т.д.)

3. Идейная и художественная стороны литературного произведения раскрываются через систему образов.

4. Выбор опорных героев и опорных моментов в художественном тексте.

5. Одним из положений этого пути является также самостоятельная работа с текстом – домашнее чтение.

Данный метод предполагает анализ персонажей литературного произведения, то есть составление характеристики . Характеристика героя состоит из:

Биографических сведений о герое

Характер: основные качества личности и их проявление в художественном тексте

Поступки героя: причины и исход

Взаимоотношения с окружающими: взаимодействие с остальными группами персонажей

Внешний порт героя

Речь героя и ее особенности

Авторская характеристика героя

Отношение читателя к образу героя

Также возможны следующие дополнения к характеристике:

Место персонажа в системе образов литературного произведения

Приемы раскрытия образа героя

Образ героя в критической литературе

Значение данного героя в истории литературы и в общественной жизни с соответствующей исторической эпохи по сей день

Современное понимание образа

Пообразный путь – один из тех путей, который соответствует задачам и целям литературы. Этот традиционный анализ способен при правильном построении дать оптимальные результаты.

Проблемно-тематический путь анализа

литературного произведения

Основные положения проблемно-тематического анализа:

Вычленение из содержания произведения той или иной социальной, нравственной или иных проблем в зависимости от того, насколько ярко она представлена в тексте.

Рассмотрение тематики и проблематики литературного текста в их взаимосвязи.

Выбор эпизодов, опираясь на выбранные темы или проблемы.

Анализ, опирающийся на проблематику и тематику, не означает отказ от анализа формы произведения.

Если говорить о плюсах данного пути, несомненным достоинством является тот факт, что он, путь, дает общее представление о произведении, охватывая его и рассматривая с разных углов. И, соответственно, минусов выступает возможность упущения деталей.

Приемы изучения проблемно-тематического пути делятся на :

Анализ композиции литературного произведения, сюжетных линий, образов и т.д.

Прием сопоставления жизненного материала с вымыслом

Историко-литературные, историко-культурные комментарии к тексту

Стилистический анализ произведения

Выразительное чтение произведения

Прием устного словестного рисования

Сопровождение чтения живыми впечатлениями

Проблемный анализ основывается на связи проблемных вопросов, каждый из которых разрешается только в поединке мнений. Ценность проблемного анализа заключается и в том, что учащиеся в ходе таких поединков учатся высказывать свое мнение и защищать свою позицию.

Таким образом, выбор пути анализа литературного произведения определяется уровнем литературного развития учащихся, а также целями, которые ставятся учителем. Для того, чтобы между учащимися и текстом произведения (автором текста) развился диалог, необходимо сделать анализ литературного произведения легким и естественным для учащихся.

1  Методика преподавания литературы : пособие для студентов и преподавателей : в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М. : Просвещение : Владос, 1995 – с. 220

2  М.А. Рыбникова. Методы преподавания литературы. Москва, 1930. - С. 59

Читайте также: