Хотел ли дубровский смерти приказных в романе дубровский кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кузнец Архип хотел зарубить подьячих. Дубровский не хотел смерти приказных. Он отговаривал Архипа убивать их: "Не приказные виноваты".И он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Кузнец говорит "слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора… " И Архип "со злобной улыбкой взирал на пожар", ему не жаль было "окаянных" подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Сам же, Архип же спасает кошку - беспомощное существо, оставить погибать кошку -с точки зрения Архипа - грех: "Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь… " Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон помогая вершить неправедный суд, нарушили Божьи заповеди.

Да, у меня есть ещё один воздушный шарик.

Обычно только авторы знают, для чего они вставляют тот или иной эпизод в свои произведения. Нас же данный сюжет учит доброте, милосердию и справедливости. Особенно молоденьких, бессмысленно жестоких.

Возможно, что Пушкин, когда в деревне жил, не раз видел что-то подобное: парень, девушка, бабушка, женщина, мужчина спасают животное, попавшее в беду. Да, это искреннее движение души человеческой, милосердие, без лишних слов, на деле. Только простым людям и свойственно.


2) вд дубровский благородный разбойник
а)решение мстить троекурову за разарение и смерть отца
б)смерть приказных в пожаре
в)ответственность за крепостных людей разделивших его судьбу (3 пред)
г) слухи о великодушии разбойника Дубровского (2 пред)
д)объяснение Маше причину по которой он стал разбойником (1пред)
3) отчаиние отказ от мсщения,отъезд за границу!
III. авторское отношения к благородному разбойнику дубровскому

Дубровский хотел сжечь только дом, в котором жили и умерли его родители. Он не хотел убивать тех, кто приехал сообщить о том, что его крестьяне теперь принадлежат Троекурову. Но один из его крепостных запер комнату, в которой спали пьяные приказные. Те не смогли выбраться ни через двери, ни через окна (крепкие дубовые рамы).

Дубровский специально отправил Архипа, чтобы он запер приказных. Владимир знал, что Архип пытался убить их топором. Когда та дверь была открыта, он воспользовался этим.

Дубровский специально отправил Архипа, чтобы он запер приказных. Владимир знал, что Архип пытался убить их топором. Когда та дверь была открыта, он воспользовался этим.

Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

Задачи:

Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

Формы работы с учащимися: Коллективная.

Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

Средства обучения:

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

  • Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
  • Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
  • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

Ход урока

I. Пояснение.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

(Слайд 6)

IV. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:

– Чем отличаются эти изображения?

– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вариант 2.

Выводы учащихся: (Слайд 9)

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

XI. Слово учителя.

В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.

XII. Решение проблем. Вывод учеников

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

XIII. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

XIV. Домашнее задание (на выбор).

(Слайд 12)

Слово учителя:

Пожар в Кистеневке описан в 6 главе романа “Дубровский”. В деревню приехали чиновники, которые должны были ввести Троекурова в права владения имением. Владимир поджег дом. Кузнец Архип запер дверь, и чиновники погибли.

Пожар в Кистеневке ознаменовал протест Владимира против несправедливости. Дубровский понимал, что приказные не виноваты (и он просил Архипа отворить дверь), однако боль от несправедливости мешала Владимиру спокойно жить.

Мир Владимира оказался разрушенным: отец умер, имение отняли. Дубровский понимал, что за всеми его несчастьями стоит Троекуров. Дубровский хотел восстановить справедливость, потому и стал разбойником.

Читайте также: