Организация деятельности мировых судей вопросы теории и практики кратко

Обновлено: 08.07.2024

Что такое мировой суд — структура и основные функции

История первых мировых судов в России началась при Александре II. Именно тогда была проведена судебная реформа, предусмотревшая создание учреждений, занимающихся разбирательством мелких уголовных и гражданских дел с исками до 500 рублей.

На должность мирового судьи могли претендовать люди, пользующиеся авторитетом в обществе благодаря своим нравственным качествам. При избрании судьи образование не было в приоритете.

Был создан достаточно простой и доступный порядок рассмотрения дел. В отличие от других судов, мировой судья имел право выносить решение прямо на месте происшествия. Формальности были минимальными. Пошлину уплачивать не требовалось.

Этим нормативным актом требования к мировым судьям стали более строгими:

  • обязательное наличие юридического образования;
  • отсутствие судимости;
  • гражданство РФ;
  • отсутствие психических расстройств;
  • возраст старше 25 лет;
  • опыт юридической деятельности более 5 лет.

Мировой суд — суд низшей судебной инстанции в структуре судов общей юрисдикции. Поступившими на рассмотрение делами судья занимается единолично.

Мировой судья

Чем занимается, какие дела входят в компетенцию

1. Выдают судебные приказы. К примеру, до 2019 года разведенная женщина, пытаясь взыскать с ответчика (отца ее ребенка) алименты, могла обратиться к мировому судье, написав заявление. В течение пяти дней судья оформлял приказ, который можно было направлять к исполнению. Сейчас все иски по алиментам рассматриваются в районных судах.

2. Разбирают иски о разводах, при отсутствии споров о детях.

3. Разбирают дела о разделе совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает 50000 рублей.

4. Разбираются в имущественных спорах, кроме дел о наследстве и интеллектуальной собственности. Стоимость иска — до 50000 рублей.

5. Человек может обратиться к мировому судье с иском о защите прав потребителя стоимостью до 100000 рублей.

6. Разбирают административные дела (подкуп избирателей, нарушение закона о свободе вероисповедания, мелкие хищения и т. п.).

7. Рассматривают мелкие уголовные дела, за которые грозит не более трех лет лишения свободы. Сюда включены: оскорбление представителей власти, намеренное заражение ВИЧ-инфекцией, побои, клевета, оскорбления и т. д.

Какие дела не могут быть рассмотрены в мировом суде

Существуют дела, которые относятся к компетенции других органов судебной структуры. Это иски с более высоким уровнем ответственности, имеющие большое значение в судьбе людей, с требованиями более высоких сумм:

рассмотрение имущественных обязательств стоимостью более 50000 рублей и 100000 рублей — по делам о защите прав потребителей;

уголовные дела, наказание по которым более трех лет;

отдельные трудовые споры (восстановление на работе после увольнения);

разбирательства об установлении или упразднении отцовства, материнства, опеки, проживании детей и т. п.;

апелляционные, кассационные жалобы.

Сроки и правила обжалования решения мирового судьи

Все мировые судьи сейчас имеют свой сайт. Так, с помощью Портала Единого информационного пространства мировых судей города Москвы можно найти информацию о необходимом участке, его адрес, телефон. По данным сайта можно отследить даты судебных заседаний, текст решения по делу и много другой полезной информации. Подобные сайты имеются и в других регионах.

Процесс подачи иска в мировой суд выглядит следующим образом. Нужно прибыть в канцелярию с подготовленным пакетом документов, состав которых необходимо узнать заранее. Сотрудник принимает иск и ставит на экземпляре истца печать о принятии. Сотрудникам суда не вменено в обязанность оказание консультационных услуг.

Решение суда можно обжаловать в вышестоящей инстанции в течение одного месяца. Апелляционная жалоба подается через мирового судью. Поэтому в шапке документа необходимо указать, в какую инстанцию подается апелляция и через какой участок мирового суда. Также нужно составить заявление на изготовление мотивированного решения по делу.

Ст.199 ГПК предусматривает на эти действия 3 дня с момента оглашения решения, если лицо было в суде, и 15 дней — если отсутствовало. На изготовление мотивированного решения у судьи есть 5 дней. Если жалоба не подается, то решение суда вступает в законную силу через месяц. Существует возможность подачи частной жалобы на определение мирового судьи в течение 15 дней поле его принятия.

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Ст.3. Компетенция мирового судьи:

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой Ст.31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Организация работы мирового судьи:

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.




На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Законами субъектов Российской Федерации мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Ст.3. Компетенция мирового судьи:

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой Ст.31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Организация работы мирового судьи:

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Законами субъектов Российской Федерации мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.


А.Н. МУЧКИНОВА, аспирантка юридического факультета Российского университета дружбы народов Вопрос выборности мировых судей. Чтобы обеспечить доверие и уважение к мировым судьям со стороны населения, управленцы середины XIX века при формировании их корпуса рискнули провести выборы. Правительство не только возложило задачу подбора кадров на самих местных жителей, но и гарантировало, что мировые судьи будут избранниками не отдельных сословий, а всего земства!

А.Н. МУЧКИНОВА,

аспирантка юридического факультета Российского университета дружбы народов

Вопрос выборности мировых судей. Чтобы обеспечить доверие и уважение к мировым судьям со стороны населения, управленцы середины XIX века при формировании их корпуса рискнули провести выборы. Правительство не только возложило задачу подбора кадров на самих местных жителей, но и гарантировало, что мировые судьи будут избранниками не отдельных сословий, а всего земства!

Впрочем, другие авторы, отказавшись от умозрительного или эмпирического решения вечной дилеммы — избирать или назначать судей, высказались все-таки за их выборы[5].

Как известно, пока еще ни в одном из регионов России корпус мировых судей не был сформирован путем прямых выборов, хотя в стране, безусловно, есть территории, где такое возможно. Причин отказа от выборности судей существует немало. Вот некоторые из них.

Недостатками выборов являются сложность процедуры их проведения и немалые материальные расходы. Организация выборов и ознакомление населения с кандидатурой (кандидатурами) на должность мирового судьи растянуты по времени, что не позволяет быстро решать вопрос о замещении вакантной должности в случае непредвиденного ее освобождения.

Означает ли это, что прямые выборы для формирования судейского корпуса совершенно непригодны по процедурным причинам (несмотря на то, что доверие избирателя к судье как к личности многократно оправдается при решении конфликтных ситуаций)? Конечно же, нет. Просто наша страна в деле становления демократических институтов делает пока только первые шаги. Нравственный потенциал, который привносят выборы при организации властных структур, со временем будет использован и при замещении судебных должностей. Причем если выборы судей, например областного звена, вовсе не желательны, поскольку лица, замещающие эти должности, населению региона известны мало, то население 10-тысячного поселка своего мирового судью знает хорошо.

Порядок назначения мировых судей законодательными органами субъектов Федерации имеет опосредованный, упрощенный характер передачи власти от народа судьям через депутатский корпус, не требует материальных затрат и позволяет в непродолжительные сроки сформировать корпус мировых судей. Но здесь недостатком является меньшая демократичность. Возможна тут и зависимость назначения судьи не только от его квалификации, но и от того, как судья ранее разрешал конкретные дела, участниками которых были депутаты или их избиратели. Не исключен и более бюрократический характер подбора и рекомендации кандидатов в мировые судьи. Следствием этого может быть зависимость мировых судей от депутатов и должностных лиц, тем более при непродолжительном сроке их назначения[6].

Полный отказ от выборов мировых судей противоречит природе этого института как максимально приближенного к населению. Представляется, что необходимо изменение федерального законодательства для перехода на прямые выборы мировых судей населением, что обеспечит укрепление демократических начал в их деятельности, будет способствовать развитию примирительных тенденций в судопроизводстве мировой юстиции.

Отсутствие законодательного закрепления функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей может стать в дальнейшем серьезной преградой на пути становления этого института в России. Ситуация, когда этим обеспечением в субъектах Федерации занимаются органы различной ведомственной принадлежности, разного уровня государственной власти, может привести к разнобою в этой важной работе. Кроме того, существенно затруднено выполнение некоторых функций, требующих не только единого подхода к методологии их осуществления, но и единого механизма их реализации.

Для обеспечения единства статуса судей в Российской Федерации, создания равных условий для осуществления правосудия необходимо включение мировой юстиции в единую систему организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Учитывая, что реализация задач по обеспечению полного и независимого осуществления правосудия федеральными судами общей юрисдикции возложена на Судебный департамент, логично было бы передать ему решение этих вопросов и в отношении мировых судей — в целях качественного и единообразного обеспечения их деятельности.

Несмотря на то, что Закон о мировых судьях возлагает на Судебный департамент лишь выплату денежного содержания мировому судье, другой закон — Закон о Судебном департаменте — относит к его полномочиям выполнение таких государственных функций, как ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов. Причем законодатель не предусматривает какого-либо изъятия из этих полномочий. Да и трудно представить себе, что судебная статистика будет формироваться без учета деятельности по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел мировыми судьями. Кроме того, Судебный департамент обеспечивает безопасность судей и членов их семей. Безопасность должна быть обеспечена и всем судьям судов общей юрисдикции.

Все большее значение приобретает информатизация судов. Если Судебный департамент не возьмет на себя решение этого сложного вопроса, то мировые судьи могут оказаться вне создаваемой единой системы информатизации судов общей юрисдикции, без возможности эффективного использования этого важного фактора совершенствования организации судопроизводства. Только на такой базе возможно обеспечить мировым судьям быстрый доступ к банкам данных законодательных актов, обобщенным материалам судебной практики. Это особенно важно, так как мировые судьи в большинстве случаев — юристы, ранее в органах судебной власти не работавшие.

Что касается вопроса финансирования деятельности мировых судей, то, исходя из реалий, федеральной власти трудно выполнить сегодня требования ст. 124 Конституции РФ и взять на себя эту функцию. Представляется, что поскольку мировые судьи — это судьи субъектов Федерации, то их деятельность должна обеспечиваться этими субъектами. Это касается и финансирования расходов на заработную плату и социальные выплаты аппарата.

Законодательное отнесение работников аппарата мировых судей к государственным служащим субъектов Федерации предполагает их финансирование за счет местных бюджетов. Если предположить, что организационное обеспечение деятельности мировых судей должно финансироваться из федерального бюджета, то возникает вопрос: чем суд субъекта Федерации отличается от федерального суда? Поэтому организационное обеспечение мировых судей, на наш взгляд, должно финансироваться именно из региональных бюджетов.

Таким образом, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство: предусмотреть осуществление организационного обеспечения деятельности мировых судей управлением (отделом) Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъекте Федерации за счет средств бюджета субъекта Федерации.

1 Российское законодательство X—XX веков. Т. 8: Судебная реформа. — М.: Юрид. лит., 1991. С. 32.

2 С 1 января 2005 г. вступает в силу редакция с изменениями от 22.08.2004. — Примеч. ред.

4 Шамардин А. Недостатки областного закона — следствие несовершенства федерального // Российская юстиция. 1999. № 12. С. 13.

5 См., напр.: Лонская С. О статусе мировых судей // Российская юстиция. 1996. № 1. С. 45.

6 См.: Чепурнова Н. Как сформировать корпус мировых судей? // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 2—3.

7 См.: Ткачев В., Ляхов Ю. Ученые и судьи обсуждают работу мировых судей // Российская юстиция. 2001. № 1.

9 См.: Чепурнова Н. Указ. ст. С. 3.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Что такое мировой суд — структура и основные функции

История первых мировых судов в России началась при Александре II. Именно тогда была проведена судебная реформа, предусмотревшая создание учреждений, занимающихся разбирательством мелких уголовных и гражданских дел с исками до 500 рублей.

На должность мирового судьи могли претендовать люди, пользующиеся авторитетом в обществе благодаря своим нравственным качествам. При избрании судьи образование не было в приоритете.

Был создан достаточно простой и доступный порядок рассмотрения дел. В отличие от других судов, мировой судья имел право выносить решение прямо на месте происшествия. Формальности были минимальными. Пошлину уплачивать не требовалось.

Этим нормативным актом требования к мировым судьям стали более строгими:

  • обязательное наличие юридического образования;
  • отсутствие судимости;
  • гражданство РФ;
  • отсутствие психических расстройств;
  • возраст старше 25 лет;
  • опыт юридической деятельности более 5 лет.

Мировой суд — суд низшей судебной инстанции в структуре судов общей юрисдикции. Поступившими на рассмотрение делами судья занимается единолично.

Мировой судья

Чем занимается, какие дела входят в компетенцию

1. Выдают судебные приказы. К примеру, до 2019 года разведенная женщина, пытаясь взыскать с ответчика (отца ее ребенка) алименты, могла обратиться к мировому судье, написав заявление. В течение пяти дней судья оформлял приказ, который можно было направлять к исполнению. Сейчас все иски по алиментам рассматриваются в районных судах.

2. Разбирают иски о разводах, при отсутствии споров о детях.

3. Разбирают дела о разделе совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает 50000 рублей.

4. Разбираются в имущественных спорах, кроме дел о наследстве и интеллектуальной собственности. Стоимость иска — до 50000 рублей.

5. Человек может обратиться к мировому судье с иском о защите прав потребителя стоимостью до 100000 рублей.

6. Разбирают административные дела (подкуп избирателей, нарушение закона о свободе вероисповедания, мелкие хищения и т. п.).

7. Рассматривают мелкие уголовные дела, за которые грозит не более трех лет лишения свободы. Сюда включены: оскорбление представителей власти, намеренное заражение ВИЧ-инфекцией, побои, клевета, оскорбления и т. д.

Какие дела не могут быть рассмотрены в мировом суде

Существуют дела, которые относятся к компетенции других органов судебной структуры. Это иски с более высоким уровнем ответственности, имеющие большое значение в судьбе людей, с требованиями более высоких сумм:

рассмотрение имущественных обязательств стоимостью более 50000 рублей и 100000 рублей — по делам о защите прав потребителей;

уголовные дела, наказание по которым более трех лет;

отдельные трудовые споры (восстановление на работе после увольнения);

разбирательства об установлении или упразднении отцовства, материнства, опеки, проживании детей и т. п.;

апелляционные, кассационные жалобы.

Сроки и правила обжалования решения мирового судьи

Все мировые судьи сейчас имеют свой сайт. Так, с помощью Портала Единого информационного пространства мировых судей города Москвы можно найти информацию о необходимом участке, его адрес, телефон. По данным сайта можно отследить даты судебных заседаний, текст решения по делу и много другой полезной информации. Подобные сайты имеются и в других регионах.

Процесс подачи иска в мировой суд выглядит следующим образом. Нужно прибыть в канцелярию с подготовленным пакетом документов, состав которых необходимо узнать заранее. Сотрудник принимает иск и ставит на экземпляре истца печать о принятии. Сотрудникам суда не вменено в обязанность оказание консультационных услуг.

Решение суда можно обжаловать в вышестоящей инстанции в течение одного месяца. Апелляционная жалоба подается через мирового судью. Поэтому в шапке документа необходимо указать, в какую инстанцию подается апелляция и через какой участок мирового суда. Также нужно составить заявление на изготовление мотивированного решения по делу.

Ст.199 ГПК предусматривает на эти действия 3 дня с момента оглашения решения, если лицо было в суде, и 15 дней — если отсутствовало. На изготовление мотивированного решения у судьи есть 5 дней. Если жалоба не подается, то решение суда вступает в законную силу через месяц. Существует возможность подачи частной жалобы на определение мирового судьи в течение 15 дней поле его принятия.

Мировая юстиция - это "краеугольный камень"
жизнеспособной судебной организации,
залог успеха всей судебной реформы
.

С.И. Зарудный, российский
ученый-юрист, один из "отцов"
судебной реформы 1864г.

Введение института мировых судей является одним из основных направлений реформы правосудия в Российской Федерации. Как показывает практика, мировые судьи, работающие в непосредственной близости к населению, стали играть исключительно важную роль в обеспечении граждан судебной защитой. Они рассматривают 60 - 70% всех гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, значительную часть уголовных дел и дел об административных правонарушениях [1] . Мировой суд обеспечивает реализацию конституционного принципа, предусматривающего гарантию каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46 Конституции РФ).

Однако эффективность и качество правосудия непосредственным образом связаны с ростом количества рассматриваемых судами дел, что неизбежно приводит к увеличению нагрузки на судей, особенно на мировых судей. Во многих субъектах РФ мировые судьи рассматривают 250-300 и более дел и материалов, что нельзя признать нормальным. В среднем мировой судья в г. Воронеже рассматривает по 6-8 дел в день. В связи с этим депутаты Госдумы приняли поправки к действующему законодательству "О мировых судьях в РФ", которые увеличили общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ. Согласно изменениям установлен новый критерий расчета численности населения, необходимого для создания судебного участка - от 15 до 23 тысяч человек. До недавнего времени такой критерий был - от 15 до 30 тысяч человек. В результате чего уменьшилась нагрузка на мировых судей путем увеличения их числа в ряде регионов [2] .

Однако данных мер все же недостаточно. Непомерная загруженность мировых судей негативно отражается на качестве отправления правосудия и, в конечном счете, ведет к нарушению конституционного права граждан и юридических лиц на судебную защиту.

В связи с этим VII Всероссийский съезд судей считает, что действенной мерой, направленной на снижение нагрузки на судей и повышение тем самым эффективности и качества правосудия, является внедрение и развитие альтернативных способов разрешения споров, в том числе примирительных процедур и посредничества (медиации) [3] .

Анализ уголовно-процессуального законодательства России свидетельствует о применении отдельных элементов примирительных процедур. Введение примирительного порядка уголовного судопроизводства по делам частного обвинения требующего взаимного волеизъявления обвиняемого и потерпевшего, добровольное согласие со стороны нарушителя загладить причиненный вред свидетельствуют о реализации восстановительного правосудия в России на законодательном уровне.

Однако, применительно к общим направлениям развития примирительного правосудия, следует обратить внимание на проблему, связанную с законодательной регламентацией и практикой применения института примирения.

Существенной особенностью производства по делам частного обвинения является возможность их прекращения ввиду примирения сторон. Обязанность по разъяснению сторонам возможности примирения возложена на мирового судью. В случае поступления от сторон заявлений о примирении производство по уголовному делу по постановлению мирового судьи прекращается в соответствии с частью 2 ст. 20 УПК РФ. Если примирение между сторонами не достигнуто, то мировой судья назначает рассмотрение уголовного дела в судебном заседании в соответствии с правилами, предусмотренными главой 33 УПК РФ.

Проблемным в юридической литературе является вопрос об условиях примирения. Некоторые ученые и практики совершенно обоснованно считают, что обязательным условием прекращения производства по уголовному делу за примирением сторон должна явиться добровольность волеизъявления на то потерпевшего. Факт получения от потерпевшего согласия на примирение в результате физического воздействия, угроз и так далее следует расценивать как основание для пересмотра постановления о прекращении производства по делу за примирением сторон по вновь открывшимся обстоятельствам [4] . Однако УПК РФ не содержит обязанности мирового судьи удостовериться в добровольности выражения сторонами желания примириться. Для того, чтобы судья мог убедиться в добровольности волеизъявления сторон на примирение, необходимо закрепить в уголовно-процессуальном законе обязанность сторон лично присутствовать при подаче заявлений о примирении и даче ими судье разъяснений по вопросу о том, что явилось основанием для примирения.

Спорным является также вопрос о том, с какого момента допускается примирение сторон [5] . Решение этого вопроса имеет важное значение в деятельности суда, поскольку определяет, с какого момента возможно и до какого момента допускается принятие мировым судьей заявлений о примирении. Представляется, что стороны могут подать заявления о примирении с момента принятия судом дела к своему производству, поскольку только с этого момента стороны приобретают процессуальный статус участника уголовного судопроизводства и, соответственно, наделяются процессуальными правами и обязанностями, в том числе правом на примирение.

Вне данного судопроизводства ни судья, ни стороны не обладают соответствующими процессуальными полномочиями, следовательно, такое соглашение не будет иметь юридической силы. Мировой судья при осуществлении своей деятельности наделен властными процессуальными полномочиями, в том числе на утверждение мирового соглашения только в рамках уголовного судопроизводства.

Однако следует иметь ввиду, что распространение примирительных процедур в правоприменительную практику сделает возможным заключение мирового соглашения между сторонами до возбуждения уголовного дела [6] .

Однако, несмотря на положительные тенденции в деятельности мировых судей институт мировой юстиции требует дальнейшего совершенствования правового регулирования и организации деятельности. Недостатки правового регулирования в решении вопросов статуса мирового судьи привели к тому, что в субъектах РФ действует большое количество нормативных актов, ограничивающих гарантии статуса мировых судей относительно установленных федеральным законом. В ряде субъектов РФ законами предусмотрены дополнительные требования к гражданам, претендующим на должность мирового судьи, согласование их кандидатур с органами местного самоуправления, исключение из процедуры назначения мирового судьи председателей Верховных судов республик, областных и соответствующих им судов. До настоящего времени не определены единые нормативы материально-технического, финансового, кадрового обеспечения деятельности мировых судей. Отсутствие компетентного государственного органа, который должен заниматься организационным обеспечением деятельности мировых судей за счет средств субъектов РФ, а также законодательного закрепления этих функций привело к тому, что в ряде субъектов РФ возникают проблемы в организации обеспечения деятельности мировой юстиции, что негативно сказывается на качестве судопроизводства [9] .

Следует согласиться с позицией судебного департамента, высказанной на VII Всероссийском съезде судей о том, что для мировых судей, входящих в единую систему судов общей юрисдикции, целесообразно иметь общую модель организации и обеспечения их деятельности.

Вопросы, связанные с процедурой осуществления судопроизводства мировыми судьями, должны быть разрешены путем внесения изменений в действующее законодательство, как это было сделано применительно к общей численности мировых судей и принципам построения судебного участка.

[1] См.: Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М., 2006. С. 3.

Читайте также: