Хореография как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста

Обновлено: 07.07.2024

Воспитывать чувство прекрасного – серьезная, благородная задача. Это чувство облагораживает человека, способствует формированию его морального облика, обогащает его духовный мир, повышает его культуру. В танце воспитывается добро, любовь, самоотверженность, героизм, единство душевной и телесной красоты.

Содержимое публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Хореографическое искусство как средство формирования эстетической и художественной культуры личности

Появление в структуре детского образования эстетических центров, хореографических отделений школ искусств, занимающихся проблемой развития, обучения и воспитания детей посредством приобщения их к различным видам искусств, закономерно, так как этико-эстетические стимулы для нормативного развития необходимы для каждого ребенка. Именно художественные образы самых разных видов искусства оказывают интенсивное воздействие на детей, обогащают их внутренний мир. Соприкосновение с прекрасным, позволяет ребенку раскрыться как личности, укрепляет и развивает его положительный потенциал, приобщает его к культурным ценностям. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, прекрасно танцующий на сцене, восхищает окружающих. Процесс отлаженных движений и навыков , длительный, требующий многих качеств от детей, никто не знает каким трудом это все нам достается. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Для одних людей тренировка – пытка. Для других – шанс стать еще лучше.

Актуальность исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и восстребованность данной темы.

Объект исследования - педагогические основы в хореографическом искусстве.

Предмет исследования - процесс развития личностных качеств,

Цель. Изучение основных средств и методов в формировании личности искусством хореографии.

Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;

- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;

- определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;

- изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии

- проанализировать традиционные и инновационные методы в хореографическом коллективе

Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию данного вида искусства. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Согласованность и единство танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Активным, творческим, пробуждающим в ребенке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, он не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, ребенок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей

Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных задач.

Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

При работе с детьми необходимо знать возрастные особенности, без которых невозможно верно определить содержание и направление обучения. Для детей старшего дошкольного возраста характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования быстрого темпа с медленным. У детей недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей обучения.

Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные – устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. К 5-6 летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного итого же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно и учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение – источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство – это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развить и укреплять.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом

обучение хореография танец ребенок

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных методов педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом. Так как невозможно построить новое, не имею базу, не зная традиционных педагогических и хореографических основ, на которых долгие годы строился и создавался мир танца. Все зависит от желания преподавателя продолжать учиться и не бояться открывать для себя новое.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

Данный способ включает:

- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом , знакомство с новыми танцевальными движениями, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

-теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);

-практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации; закрепление путем многократного повторения; тренировка мышечной памяти, на практических занятиях использование видеосъемки, для работы на следующем этапе);

- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:

- современные педагогические технологии развития лидерских способностей;

- педагогические аспекты творческой деятельности;

- методы развития межличностного общения в коллективе;

- методы создания художественной среды, соединения средства хореографии с тренингом актерского мастерства;

обучение хореография танец ребенок

Поскоки с ноги на ногу обычно выполняется под музыку веселой польки и передают ее беспечный, непринужденный, легкий характер. Движение выполняется без напряжения, шаг небольшой. Ребенок должен стараться хорошо оттолкнуться от пола, устремляясь корпусом вверх. Качество движения зависит от степени от степени развития стопы ребенка. Для ее укрепления (а значит, и для совершенствования поскока) следует выполнять тренировочные упражнения: в умеренном ритме и темпе активно подниматься на носки, хорошо обхватив талию руками, или, активно отталкиваясь от пола, прыгать как можно выше. Выполняя для лучшего отскока одновременно хлопок над головой.

Подпрыгивание – элементарный вид движения, доступного детям любого возраста. Большой или меньший отскок от пола может быть использован в зависимости от характера музыкально – двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно, мягко сгибая колени. Подпрыгивания могут иметь варианты: на двух ногах, на одной, попеременно, в чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.

Воспитывать чувство прекрасного – серьезная, благородная задача. Это чувство облагораживает человека, способствует формированию его морального облика, обогащает его духовный мир, повышает его культуру. В танце воспитывается добро, любовь, самоотверженность, героизм, единство душевной и телесной красоты. Инстинктивно начиная с пеленок, дети движением рук и ног реагируют на музыку, на ритм музыки. Подрастая, они через музыкальные игры, создают игровой образ, дети слышат музыку и передают в движении разнообразные чувства. От простого к сложному – вот принцип, который необходим для обучения детей танцам. Главное учесть возрастные особенности ребенка, его физические возможности, музыкальный слух.

Целью нашего общества является формирование всесторонне развитой личности. Хореографическая работа опирается на воспитательную роль хореографии как явления искусства имеющего единым источником танцевальную практику в области классического, народного, историко-бытового танца. В руках педагога действенные средства воспитания. Всестороннее использование этих средств должно привести к широкому распространению танцевальной культуры. А это в свою очередь внесёт свой вклад в дело формирования нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Учебно-воспитательная работа – это составная часть деятельности хореографического коллектива. Формы воспитания и обучения тесно переплетаются в единый комплекс. Целью учебно-воспитательной работы является воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, высоких моральных качеств.

Воспитание осуществляется с помощью методов, которые представляют собой систему работ, в самодеятельности основывается на учебной работе. Систематические учебные занятия основа основ жизнедеятельности художественного коллектива. Процесс обучения основывается на знании и соблюдении руководителем основных принципов, их содержание является единым.

1. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. С.В.Гиппиус.Санкт-Петербург.2008г.

2. Актерский тренинг. М. Кипнис.Москва 2008г.

3.Движения и музыка /Игры, пляски, хороводы для детского сада.//Сост. Л. Генералова. М.: Музыка, 1966.

4.Риевская Е., Руднева С. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1969.

5.Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.: 1993.

Автор: Кадцина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ НГО "Центр творчества"
Населённый пункт: Свердловская обл., г.Невьянск
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии"
Раздел: дополнительное образование

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста

эстетического

творческого
развития каждого обучающегося. Развитие интереса к занятиям
по хореографии можно судить по уровню эстетического восприятия, его эмоциональности. Психомоторное, творческое и эстетическое развитие детей рассматриваю в целостности, но для закрепления динамики развития условно выделяю показатели по каждому направлению воспитания. Выделяю следующие показатели критериев: 
психомоторного развития
– музыкальность, координация движений (Приложение №1), 
эстетического развития –
эстетическое восприятие Высокий - внимательное, сосредоточенное состояние в процессе слушания музыки, импровизации и исполнении танца. Способность выразить свои суждения о танце. Средний – нестабильность внимания в процессе слушания музыки, сочетание желания к танцу с эмоциями равнодушия, влияние настроения. Низкий – отсутствие внимания при слушании музыки и исполнении танца, нежелание выразить своих суждений о танце, музыке (Приложение №2, Приложение №4, анкета), 
творческого

развития
– творческие проявления и воображение (Приложение №1). Приложение №1
Критерии оценки
(с использованием методик А.И.Бурениной, М.С.Боголюбской): Критерий Высокий уровень (5 баллов) С р е д н и й уровень (2-4 балла) Низкий уровень (0-1 балл)
1.
Музыкальность –
способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразите- льности, изменять движения в соответствии с фразами, тем- пом и ритмом. Оценивается соответствие исполнение движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Движения выражают музыкальный образ, совпадают с тонкой нюансировкой, фразами. Движения передают только общий характер, темп, метроритм музыки. Движения не совпадают с темпом, ритмом, ориентированны только на начало и конец звучания, а также на счет и показ педагога. 2.
Эмоциональность -
Выразительность мимики и пантомимики, умение переда- вать в позе, жестах разнообра- зную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (радость, страх, восторг и т.д.), умение выра- зить свои чувства не только в движении, но и в слове. Дети эмоциональны, подпевают во время движений, мимика богата и выразительна. Ребенок неэмоционален, мимика бедна, движения невыразительны, занимает место в отдалении от педагога, оценка которого его не интересует. 3.
Волевая сфера -
Волевые качества, определяющие творческую активность: решительность, настойчивость, инициативность, смелость, выдержка и самообладание. Ребенок преодолевает трудности (быструю утомляемость и болевые ощущения), не теряется в непри- вычных сценических условиях, в момент прекращения музы- кального сопровож- дения, смены напра- вления, скорости, характера движений, смены партнеров. Ребенок не всегда справляется с трудностями, из предложенных педагогом повторов движений выполняет не все (больше половины повторов). Ребенок может пропустить половину повторов движений, жалуется на усталость (при хорошем состоя- нии здоровья), теряется в непривычных условиях исполнения. 4.
Воображение и творческие

хореографические данные
- (Выводится средний балл по всем измерениям). Координация (согласованность движений тела): Шаг (При вертикальном положении корпуса): Прыжок (Во время прыжка с натянутыми стопами): Подъем (В положении стоя при открывании ноги в сторону носком в пол): Гибкость (В положении стоя лицом к опоре во время прогиба назад угол между частью позвоночника от поясницы вверх (торсом) и опорой, от которой корпус отклоняется назад): Выворотность (В положении лежа на спине, поясница прижата к полу, ноги согнуты в коленях, стопы соединены): Исполняют заданную комбинацию без ошибок, уверенно. Нога свободно подни- мается на любую высоту выше 90 0 Расстояние от пяток до пола значительно выше размера стопы. Расстояние от пятки до пола не менее 1/2 расстояния от носка до пятки по проекции стопы. Угол 90 0 и больше. Колени свободно лежат на полу. Исполняют ком- бинацию с неболь- шими недочетами, не достаточно уверенно, но ис- правляются после 3-5 повторов. Поднимание ноги на 90 0 свободно, без напряжения. Расстояние от пяток до пола не менее размера стопы. Расстояние от пятки до пола равно или немного меньше 1/2 расстояния от носка до пятки по проекции стопы. Угол – не менее 45 градусов. Расстояние от пола до коленей не более 10 см Исполняют комбинацию неуверенно, ошибки при исполнении каждого второго движения. Поднимание ноги ниже 90 0 Расстояние от пяток до пола меньше размера стопы, при этом топы не вытяги- ваются во время прыжка. Расстояние от пятки до пола намного меньше 1/2 расстояния от носка до пятки по проекции стопы. Угол – менее 45 градусов. Расстояние от пола до коленей не более 10 см, поясница не прижата к полу.
На основании критериев оценки результаты выкладываются на
Индивидуальный профиль способностей
(Приложение №3). Приложение 2. Анкета. Дорогой друг! Мы предлагаем Вам анкету. Просим внимательно прочитать, подумать и ответить на вопросы. Спасибо за помощь! 1. Какой вид искусства Вам больше всего нравится? Подчеркните: Театр Современная музыка Классическая музыка литература Кино Изобразительное искусство Танец 2. Сколько лет Вы занимаетесь хореографией?_________________________ 3. Нравится ли Вам собственное исполнение танцевальных дви же н и й ? __________________
4. Почему Вы занимаетесь хореографией (подчеркните подходящие ответы):  научиться танцевать современные танцы  физическое самосовершенствование  интересно познакомиться с разными видами, стилями хореографии  выступать с танцами  общение с друзьями  получаю удовольствие от движения под музыку  желание родителей 5. Пользуетесь ли Вы в жизни теми знаниями, умениями, которые получаете на уроках хореографии?___________________ 6. Порекомендуете ли Вы своему другу (подруге) заниматься хореографией или нет? Почему?_______________ 7. Какая часть занятий (или вид) Вам больше нравится?______________ 8. Читали Вы какую-нибудь литературу о танце? Если помните какую и о чем, напишите.________________ 9. Хотели бы Вы узнать что-либо о хореографическом искусстве?________________ 10. Как Вы думаете, с какими видами искусства “дружит” хореография? Почему? ____________ 11. Как часто Вы бываете на концертах, в театре?  Достаточно часто  Редко  не бываю 12. К а к В ы д у м а е т е , д л я ч е г о н у ж н о и с к у с с т в о в ж и з н и ? _________________________________________________________ Программа мониторинга в хореографической деятельности представлена в таблице. Разделы диагностики Критерии и показатели Методы диагностики Мотивация Мотивы, интересы, ценности Анкетирование наблюдение Эстетическая воспитанность Эстетический вкус, эстетический к р у г о з о р , э с т е т и ч е с к о е восприятие Наблюдение, анкетирование, результаты работ Психомоторное развитие Музыкальность, а рт и с т и зм , специальные хореографические данные, внимание, память Наблюдение, измерение Творческое развитие Т в о р ч е с к и е п р о я в л е н и я , воображение Наблюдение, проявление авторской
позиции Приложение №3
Индивидуальный профиль

способностей
Р В С П А С Х Д В Б А Л Л Ы : В Ы С О К И Й У Р О В Е Н Ь С Р Е Д Н И Й У Р О В Е Н Ь Н И З К И Й У Р О В Е Н Ь 5 4 3 2 1 0 0
К


Ключевые слова: эстетическое воспитание, хореографическое искусство, воспитание, молодое поколение.

Keywords: aesthetic education, choreographic art, education, young generation.

Итак, под эстетическим воспитанием мы будем понимать ключевой компонент культуры личности, который благоприятствует полноценному восприятию прекрасного в искусстве и жизни, обеспечивает познание и следование прекрасному под влиянием искусства и различных эстетических явлений. Эстетическое воспитание является залогом не только гармонично развитой личности, но и эффективного развития всей образовательной системы.

Большую роль в эстетическом воспитании детей играет хореографическое искусство. Уроки хореографии, которые являются элементом духовной жизни, сегодня набирают большую актуальность, поскольку они обладают всеми необходимыми возможностями для полноценного эстетического совершенствования детей. Выделение хореографического искусства среди множества форм эстетического воспитания объясняется сочетанием в себе различных средств хореографического искусства, к которым относятся пластические движения, ритмика, театральное и изобразительное искусство, общеразвивающие упражнения. Названные средства хореографии развивают умение выполнять движения в различных сочетаниях друг с другом, формируют специальные физические качества, умение согласовывать собственные движения с музыкальным сопровождением, ритмично исполнять движения, передавать художественные образы в танце, развивают музыкальность и артистизм, воспитывают характер.

Каждый возрастной период в эстетическом воспитании обладает характерными особенностями, и вносит свой вклад в формирование нравственного личностного сознания. Дошкольный возраст является благоприятным для развития эстетических представлений в силу психофизиологического развития данного возраста. Данный возрастной период характеризуется первоначальным становлением личности ребенка [4, c.57]. В дошкольном возрасте ребенок имеет способность реагировать на красивое в его окружении и искусстве, у него развивается воображение и фантазия. Поэтому в этом возрасте необходимо использовать различные средства эстетического воспитания, в особенности, творческую деятельность и искусство, поскольку именно на этом этапе происходит развитие творческих способностей детей, умения выражать собственные чувства, впечатления, а также проявление активного интереса к различным видам художественной деятельности.

Помимо этого, в этом возрасте можно наблюдать стремление к творческой деятельности, овладение базовыми навыками в хореографии. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью ознакомления с прекрасным, различными видами и средствами искусства, привития основ нравственной культуры и этикета, манеры поведения в обществе. Следует отметить, что в процессе обучения хореографии детей данной возрастной группы необходимо использовать игровую форму. Она должна быть органической составляющей занятия. Итак, в дошкольном возрасте эстетическое воспитание средствами хореографического искусства характеризуется включением детей в творческую деятельность, в процессе которой происходит развитие у детей стремления к красоте, проявление творческой активности.

Школьный возраст выступает переломным моментом в жизни ребенка, но, в то же время, наиболее оптимальным возрастом для эстетического воспитания. Именно в данный возрастной период закладывается фундамент нравственного и эстетического сознания, формируется система устойчивых побуждений детей, общественная личностная направленность. В данном возрасте уже используются усложненные комбинации движений, осуществляются более объемные постановочные работы. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами хореографического искусства способствует формированию эстетических идеалов, художественного эталона, эстетического отношения к творчеству и жизни.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что залогом успешного развития современной образовательной системы выступает эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения. Особое место в эстетическом воспитании занимает хореографическое искусство. Занятия хореографией способствуют не только сохранения и укрепления общего физического состояния, но и развивают моральные качества личности, приобщают детей к прекрасному, служат фундаментом для дальнейшего построения духовно-нравственных и эстетических ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, хореографическое искусство, дошкольный возраст, эстетическое воспитание детей, возрастной период, молодое поколение, средство, творческая деятельность, Российская Федерация, современная образовательная система.

Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку выделиться из толпы, поверить в свои силы, поднять самооценку. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, студии. Многие детские танцевальные коллективы… Читать ещё >

Эстетическое воспитание младших школьников посредством занятий хореографии ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

Введение

Актуальность исследования. Одной из важных задач сегодняшнего дня является подготовка детей к жизни, воспитание как личности. Ребенок не готовится жить он живет, и каким он вырастет во многом зависит от окружающей его эстетической среды. Ребенку от природы даны эстетические интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонек разгорался ярче и ярче.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Значение его неизмеримо возросло в современных условиях развития общества, когда воспитательная система во многом разрушена, когда продолжается девальвация нравственных ценностей. Эстетическое воспитание средствами искусства способствует формированию идеалов, нравственно воспитывает (через эстетические проявления этического), делает человека душевно чутким к другим людям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; формирует направленность интересов; вырабатывает иммунитет к уродливым проявлениям действительности; развивает способность творить по законам красоты; порождает высокие эстетические и нравственные запросы; пробуждает потенциальные возможности каждого человека, о которых он часто и не подозревает.

Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства живопись, скульптура, музыка, хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.

Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку выделиться из толпы, поверить в свои силы, поднять самооценку. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей республике, но и за ее пределами. Телевидение широко показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.

Предмет исследования занятия хореографией как средство повышения эффективности эстетического воспитания младших школьников.

Цель выявить влияние занятий хореографией на эстетическое воспитание младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

— изучить историю хореографии и опыт национальных культур для эффективности в эстетическом воспитании младших школьников;

— проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.

В качестве гипотезы послужило следующее предположение: процесс развития эстетического воспитания младших школьников будет наиболее эффективным, если создать условия для занятия хореографией, приобщить детей к прекрасному, учитывать половозрастные особенности учащихся.

В исследовании были использованы следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

— наблюдение в исследуемых классах;

— тестирование и анализ диагностики;

Методологическая основа исследования: рабты по истории развития хореографии В. Пасютинской, А. Г. Лукиной , методические рекомендации А. Б. Баранова , Л. В. Ковинько , А. А. Борзовой , В. И. Уральской , Т. В. Пуртовой , А. Н. Беликовой , О. В. Кветной , педагогические опыты Ф. В. Исаркиной , М. С. Максимовой , Л. Н. Богатковой , А. Я. Вагановой , Е. Д. Васильевой , М.В. Васильевой-Рождественской, Т. А. Устиновой , Т. С. Ткаченко , Р. С. Стручковой , А. Н. Шульгиной , методики преподавания по хореографии Г. П. Гусева , Т. Барышниковой, Н. Базаровой, В. Мей, Р. Л. Череховской .

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены рациональные педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста посредством занятий хореографии, которые могут быть использованы студентами, учителями, работниками дополнительного образования в практической деятельности.

Базой экспериментально-практической работы являлась Кысыл-Сырская средняя школа Вилюйского улуса. В ходе эксперимента участвовали учащиеся 3−4 классов в количестве 28 детей.

Структура дипломной работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Читайте также: