План урока правописание н и нн в суффиксах прилагательных 10 класс

Обновлено: 30.06.2024

1) познакомиться с условиями правописании Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

2) повторить написание Н и НН в других частях речи;

4) учиться применять изученное правило для выполнения тестовых заданий на данную орфограмму при подготовке к ЕГЭ;

6) проложить работу над смысловым анализом текста и характеристикой выразительных средств в нем;

7) развивать чувство прекрасного, чувство ответственности человека за свои поступки.

Эпиграф к уроку:

1.Оргмомент. Определяются цели и задачи урока.

Работа 2-х уч-ся с индивидуальными карточками у доски.

Цель работы - комплексный анализ мини-текста.

Вставить пропущенные буквы и знаки в препинания в предложении, раскрыть скобки:

В саду г..рит к..стер рябины красной но н..кого (не) может он согреть.

1. Определить грамматическую основу предложения.

2. Это союзное предложение или бессоюзное? Простое или сложное? Докажите.

3. Но – это союз или предлог? Что он соединяет?

4. (Не) может – определить грамматические признаки слова как части речи.

5. Г..рит к..стер рябины- это сравнение или метафора? Докажите.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в предложении:

Кстати цв..тет рябина уд..вительно красиво пышно бел..ми грозд..ями.

1) Определите грамматическую основу предложения.

2) Кстати – это …… слово. Запятая нужна?

3) Красиво/ пышно – слова какой части речи? Буква О в конце этих слов – это суффикс или окончание? Определите способ образования этих слов.

4)Цв..тет пышно – это сравнение или эпитет? Докажите. Какова их роль в предложении?

3. Одновременно класс выполняет задание с выбором ответа.

Предложение для уч-ся на экране через мультимедийный проектор:

Хороша была рябинка и в погожий день (1) когда гроздья смеялись навстречу солнцу (2) и после дождя (3) когда каждая ягода дрожала в капле воды.

Выбрать правильный ответ: В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1)1,3 2) 1,2,3 3) 1,2 4) 1

3. Проверка выполнения карточек у доски.

4. Комплексный анализ предложения с выбором ответа (на экране).

Уч-ся выполняют задания в тетрадях.

1) Определите, к какому стилю и типу речи вы бы отнесли это предложение?

4) Определите, сколько грамматических основ в предложении.

5) Определите способ образования слов: рябинка, смеялись.

5. Изучение нового материала.

1) Работа по группам. Материал учебника, стр. 147-148 (авт. Н.Г. Гольцова).

Первая группа – написание одной буквы Н;

Вторая группа – написание букв НН.

6. Закрепление нового материала.

1) Решение тестовых заданий.

Задания выведены на экран интерактивной доски.

Правильный ответ учащиеся обводят кружком.

ТЕСТ №1. В каком слове есть суффикс –Н-?

ТЕСТ №2. В каком слове есть суффикс –АН-?

ТЕСТ №3. В каком примере на месте пропуска пишется НН?

1) расплавле..ый свинец

2) малохоже..ая тропа

3) песча..ая почва

4) книга прочита..а

Тест№4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решетки – одно из украшений Петербурга.

7. Развитие речи. Смысловой анализ текста.

Ксерокопии текста – раздаточный материал.

Задания к тексту:

1) Определить типологию текста: повествование, рассуждение, описание.

2) Знакомство с типом текста – притчей.

ПРИТЧА – бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный смысл (нравоучение).

4) Определение темы и проблемы текста.

(Тема – о судьбе рябинки.

Проблемы, волнующие автора: как человеку сохранить, уберечь красоту? Должен ли человек отвечать за последствия своих поступков, осознавать ответственность?)

5) В каких словах заключен основной тезис автора?

6) Какой нарисована рябинка в начале притчи?

Какие слова использует автор, показывая деревце как живое существо?

Какие средства зыка показывают незабываемый образ рябинки?

(Уч-ся определяют эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.

Отмечается роль прилагательных в тексте Н. Соколовой).

Какой мы видим рябинку в словах эпиграфа к уроку? Какое слово в эпиграфе является цветовым эпитетом?

7) Орфографический анализ текста притчи.

Каковы условия правописания букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Уч-ся объясняют правописание этих букв в словах текста: незако нн о, дли нн ые, склее нн ые, лома н ая, организова нн ый, влюбле нн ый, одна-единстве нн ая, хозяйстве нн ик.

8) Каково ваше отношение к проблеме, поднятой автором притчи о рябинке?

Аргументируйте свое мнение.

- Какие условия, по-вашему, важны для правописания букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных?

- Какой нравственный урок может вынести человек из притчи Н. Соколовой о судьбе рябинки?

Домашнее задание. Работа над упражнением в учебнике, № 234 (2часть).

(по программе Н.Г. Гольцовой,

И.В. Шамшина. Русский язык. 10 – 11 класс)

русского языка и литературы

Успенского района, Краснодарского края

Похожие документы:

Планирование уроков русского языка в 10 классе ( по учебнику вф грекова и др.) 1час в неделю

. уроков русского языка в 10 классе ( по учебнику ВФ Грекова и др.) 1час в неделю Урок 1. Принципы русской орфографии . теме урока. Составление рабочей схемы-таблицы правописания суффиксов причастий. (Можно предложить конкурс среди учеников на .

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе (1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- От какого прилагательного можно образовать сравнительную и превосходную степени?

- Каким способом образовано прилагательное ледяной? (суффиксальным, при помощи суффикса –ян-)

- Приведите примеры прилагательных с таким же суффиксом. (костяной, серебряный, овсяной)

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Чтение стихотворения

Хоть мы умны не по годам,

Не все нам ясно и понятно,

А сколько Н писать в -АН, -ЯН,

Нас мучит всех невероятно.

Румяный Дед Мороз взмахнет

Здесь Н одно лишь подойдет,

А два тут вовсе не годится.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках:

Когда -АН, -ЯН, то Н одно,

И больше никаких излишков.

Как ни верти, как ни мудри,

Но с этим суффиксом при встрече

Сперва внимательно смотри,

Какая встретилась часть речи

А где два Н? Простой ответ:

В окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет,

И подоконник деревянный.

Туман одно имеет Н,

Но если город стал туманный,

В основе Н и суффикс Н

И получается два Н.

Запомни этот случай странный.

2. Чтение орфограммы _____________

3. Составление опорной схемы.

В суффиксах прилагательных пишется




1. в суффиксах 1. в суффиксах –онн-, -енн-

-ин-, –ан-, -ян- станционный, лекарственный

Комариный, кожаный, 2. в словах с основой на

Дровяной карманный, осенний

стеклянный, оловянный, деревянный

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

Авиаци. …ый, единств……ый, промышл……ый, берест……ой, крыс……ый, обыкнов……ый, вод……ой, жизн……ый, искусств……ый, станци……ый, коллекци……ый, муравь…..ый, письм……ый, серебр……ый, стекл……ый, мужеств……ый.

2.От данных словосочетаний образуй прилагательные, обозначь суффиксы.

Ложка из серебра - ___________________

Сироп из клюквы - ___________________

Шляпка из соломы - ___________________

Ручка из дерева - ___________________

Чашка из глины - ___________________

Статуэтка из олова - ___________________

Замок из песка - ___________________

Желе из лимона - ___________________

Портфель из кожи - ___________________

Дверь из стекла - ___________________

Скатерть из полотна - ___________________

3. Запишите пословицы, объясните их значение.

1. Согласие крепче камен…ых стен.

2. К дому друга дорога никогда не бывает длин…ой.

3. Овся…ая каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.

4. И в мыши…ую нору проникает луч солнца.

5. Всегда имей сердце доброе, а дух мужестве…ый.

- В какой пословице нам встретилось прилагательное в сравнительной степени?

3. Выписать словосочетания прилагат. с –н- и –нн- + существит., объяснить их правописание.

Кто из вас не слышал это удивительное слово берёста? А знаете ли вы, что так называют наружный слой березовой коры, не пропускающий влагу и воздух.

Берестяные туеса сохраняли грибы и огурцы дольше, чем деревянные бочки, придавая продуктам особый пряный вкус. Берёсту прозвали отечественным папирусом за то, что еще в былинные времена она служила материалом для письма. Не гусиными перьями, а костяными писалами выдавливали на берёсте рельефные буквы.

В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько и в полных

5. Выдели суффиксы прилагательных.

Брезентовый, золотистый, серебряный, куриный, собачий, лисий, маленький, желтоватый, пунцовый, приветливый, узорчатый, бревенчатый, фасонистый, лебединый, масляный, истинный, болезненный, яблоневый, увертливый.

Урок подгото вила: учитель русского языка и лите ратуры Абдурахманова Р.Р.

• обобщить и с истематизировать знани я учащихся, связанные с правописани ем н - нн в

суффиксах имен прилагательных; закр епить умения арг ументировать выбор н - нн в

• развивать аналитич еские умени я: умение анализир овать, обобщать, дела ть выводы;

• развивать коммун икативные умения при работе в парах, в оспитывать бере жное

Тип урока: урок с овершенствовани я знаний, умений и навыков.

Оборудование: до ска, мультимедийна я установка, словари, справочны й материал.

Домашнее зада ние: параграф 40, у пражнение 237 (по заданию), индив идуальное задани е –

Записать числ о, тему урока. Опред еление целей урока учащимися

Работа учащихс я у доски с индив идуальными заданиями :

1. Рассказать о правописании н в суффикса х имен прилагательных.

2. Рассказать о правописании нн в суффиксах им ен прилагательны х.

3. В наследство от бабушки семье досталась с тарин..ая картина.

4. В центре город а находится гостин..ца “Советская Гава нь”.

III. Работа уча щихся с новыми словар ными слова ми.

Определение ле ксического значени я слов по “Сло варю русского язы ка” С.И.Ожегова. Сл ова

Толерантно сть – терпимость к чужим мнен иям и ве рованиям.

Иммиграция – въе зд иностранцев в какую - либо страну на п остоянное мест о жительства.

Эмиграция – пересе ление из какой - либо страны в другую, вызы ваемое разл ичными причинам и

Дополнител ьный вопрос: к какому с тилю речи можно отне сти словарную с татью? (к научному

Вспоминаем с учащимися, что сл ова эмиграции и иммигра ция - паронимы (Слова, разные по

Предлагаем учащ имся решить тестовое задан ие (тест из книги С.А.Ильин ой, И.С.Иванова “ЕГЭ по

Задание на сла йде 3: В каком предложени и вместо слова “терп имость” нужно упо требить слова

1. Если мы будем с охранять терпимо сть и искреннее сос традание к ближнему, то сможем

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных" 10 Класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытый урок по русскому языку

закрепление навыков правописания Н-НН в суффиксах прилагательных;

закрепить знания о правописании слов-исключений;

совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся.

развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов;

помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций.

формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями.

… любовь к прошлому своей страны-

составная часть патриотизма…

Она имеет нравстве…ую сторону.

2. Работа с эпиграфом

-Как вы понимаете смысл слов Скворцова?

-Какой частью речи является выделенное слово

- Давайте определим тему нашего урока.

У читель: Ребята, давайте попробуем определить цели нашего урока.

Запись числа, темы, эпиграфа.

-Учитель: Сегодня мы будем работать по группам

1 ученик – ассистент учителя.

4. Орфоэпическая разминка.

(Раздаточный материал на столах)

(1 ученик у доски)

* Работа в парах (ученики меняются листами и идёт взаимопроверка)

Ученица у доски проговаривает вслух

-Учитель: Обратите внимание на последнее слово. Как определить отглагольное прилагательное? Объясните правописание Н-НН.

6 . Тренинговая работа.

-Учитель: Посмотрим, как правило работает на практике.

Ассистент учителя подготовил нам задания

Задание1. Отметьте слова, где будет писаться –НН-

Задание 2. Отметьте слова, где пишется –Н-

Речь стройна и собра..а

Задание1. Отметьте слова, где будет писаться –НН-

Задание 2. Отметьте слова, где пишется –Н-

7. Проверка тренинга

(слушает ответы ассистент учителя и корректирует )

8. Работа с таблицами

(таблицы у каждого ученика на столе)

-Учитель: Обратите внимание , что не все случаи исключения есть в таблице.

ЖЕМАННЫЙ*(Работа со словарём С.Ожегова)

9. Работа над восстановлением текста

(Текст выводится на экран)

Знаменский собор - сердце Курска.

Вернуть первоначальный облик Знаменскому кафедральному собору постановил губернатор Александр Руцкой. К октябрю 1999 года ------------ здание отреставрировали. 5 июля 2004 года перед взором курян во всей красе предстала----------- жемчужина церковного зодчества.

Слова для справок:

Камее(н,нн)ый, це(н,нн)ый, Коре(н,нн)ой, окая(н,нн)ый, чека(н,нн)ый, золочё(н,нн)ый, кова(н,нн)ый, высоче(н,нн)ый, стари(н,нн)ый, величестве(н,нн)ый.

(Учащиеся расставляют по смыслу слова и объясняют выбор орфограммы)

10. Музыкальный проект (*Индивидуальное д/з)

На экраны слайды с видами и текстами песен. Звучит музыка.

Задание : выписать прилагательные с н-нн. Объяснить выбор.

11. Работа с текстом (подготовка к ЕГЭ)

(1)В стари…ом приволжском городе стоял красивейший дом с серебря…ыми колоннами. (2) Он был старый, изрядно потрёпанный временем. (3) Стены донельзя потускнели, кова…ые ручки стали терять свою нарядность. (4) Наверху деревя…ый мезонинчик*.

(5) Дом тихо ветшал. (6) Его сломали бы уже давно, если бы в своё время не объявили це…ым памятником истории и культуры. (7) Несколько лет назад власти внесли его в список документов аварийного жилья. (8) Ещё через некоторое время жители были расселены в ближайшие камее…ые новостройки. (9) А потом пустой дом вдруг сгорел. (10) За одну окая…ую ночь. (10) Милиция выдвинула две версии пожара: короткое замыкание либо небрежность бомжей. (12) Между тем жители были уверены в третьей версии. (13) Дом стоял в центре, и на его месте некая фирма давно собиралась построить совреме…ый комфортабельный храм торговли.

(19) Стари…ые дома нынче горят по всей нашей неохватной родине. (20) И это легко объяснить: в старых зданиях и проводка неисправная, и земля в центре всегда дороже, чем на окраине. (21) С сожалением и лёгкой грустью смотрим мы, как горит наше прошлое…(22) А это горит наше будущее…

Леонид Аронович Жуховицкий (род.5мая 1932г. в Киеве) – русский писатель, публицист, драматург, педагог.

1.Расставьте орфограммы и объясните свой выбор.

1группа – 1-10 предложения;

2группа – 11-22 предложения.

3.О чём говорит высказывание автора : «С сожалением и лёгой грустью смотрим мы, как горит наше прошлое… А это горит наше будущее?

А) В жизни каждого человека есть такие минуты, когда необходимо заново оценить свои прежние идеалы и поступки.

В) Снося старые городские постройки, мы разрушаем исторический облик города.

4.Какое слово используется в тексте в переносном значении?

12. Работа с эпиграфом

(Возвращение к словам Л.Сворцова)

Учитель: Как соотносятся слова Скворцова с текстом Л.Жуховицкого?

Учащимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на уроке по трём направлениям.

Читайте также: