План урока правописание н и нн в суффиксах прилагательных 10 класс
Обновлено: 30.06.2024
1) познакомиться с условиями правописании Н и НН в суффиксах имен прилагательных;
2) повторить написание Н и НН в других частях речи;
4) учиться применять изученное правило для выполнения тестовых заданий на данную орфограмму при подготовке к ЕГЭ;
6) проложить работу над смысловым анализом текста и характеристикой выразительных средств в нем;
7) развивать чувство прекрасного, чувство ответственности человека за свои поступки.
Эпиграф к уроку:
1.Оргмомент. Определяются цели и задачи урока.
Работа 2-х уч-ся с индивидуальными карточками у доски.
Цель работы - комплексный анализ мини-текста.
Вставить пропущенные буквы и знаки в препинания в предложении, раскрыть скобки:
В саду г..рит к..стер рябины красной но н..кого (не) может он согреть.
1. Определить грамматическую основу предложения.
2. Это союзное предложение или бессоюзное? Простое или сложное? Докажите.
3. Но – это союз или предлог? Что он соединяет?
4. (Не) может – определить грамматические признаки слова как части речи.
5. Г..рит к..стер рябины- это сравнение или метафора? Докажите.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в предложении:
Кстати цв..тет рябина уд..вительно красиво пышно бел..ми грозд..ями.
1) Определите грамматическую основу предложения.
2) Кстати – это …… слово. Запятая нужна?
3) Красиво/ пышно – слова какой части речи? Буква О в конце этих слов – это суффикс или окончание? Определите способ образования этих слов.
4)Цв..тет пышно – это сравнение или эпитет? Докажите. Какова их роль в предложении?
3. Одновременно класс выполняет задание с выбором ответа.
Предложение для уч-ся на экране через мультимедийный проектор:
Хороша была рябинка и в погожий день (1) когда гроздья смеялись навстречу солнцу (2) и после дождя (3) когда каждая ягода дрожала в капле воды.
Выбрать правильный ответ: В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1)1,3 2) 1,2,3 3) 1,2 4) 1
3. Проверка выполнения карточек у доски.
4. Комплексный анализ предложения с выбором ответа (на экране).
Уч-ся выполняют задания в тетрадях.
1) Определите, к какому стилю и типу речи вы бы отнесли это предложение?
4) Определите, сколько грамматических основ в предложении.
5) Определите способ образования слов: рябинка, смеялись.
5. Изучение нового материала.
1) Работа по группам. Материал учебника, стр. 147-148 (авт. Н.Г. Гольцова).
Первая группа – написание одной буквы Н;
Вторая группа – написание букв НН.
6. Закрепление нового материала.
1) Решение тестовых заданий.
Задания выведены на экран интерактивной доски.
Правильный ответ учащиеся обводят кружком.
ТЕСТ №1. В каком слове есть суффикс –Н-?
ТЕСТ №2. В каком слове есть суффикс –АН-?
ТЕСТ №3. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
1) расплавле..ый свинец
2) малохоже..ая тропа
3) песча..ая почва
4) книга прочита..а
Тест№4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решетки – одно из украшений Петербурга.
7. Развитие речи. Смысловой анализ текста.
Ксерокопии текста – раздаточный материал.
Задания к тексту:
1) Определить типологию текста: повествование, рассуждение, описание.
2) Знакомство с типом текста – притчей.
ПРИТЧА – бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный смысл (нравоучение).
4) Определение темы и проблемы текста.
(Тема – о судьбе рябинки.
Проблемы, волнующие автора: как человеку сохранить, уберечь красоту? Должен ли человек отвечать за последствия своих поступков, осознавать ответственность?)
5) В каких словах заключен основной тезис автора?
6) Какой нарисована рябинка в начале притчи?
Какие слова использует автор, показывая деревце как живое существо?
Какие средства зыка показывают незабываемый образ рябинки?
(Уч-ся определяют эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.
Отмечается роль прилагательных в тексте Н. Соколовой).
Какой мы видим рябинку в словах эпиграфа к уроку? Какое слово в эпиграфе является цветовым эпитетом?
7) Орфографический анализ текста притчи.
Каковы условия правописания букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Уч-ся объясняют правописание этих букв в словах текста: незако нн о, дли нн ые, склее нн ые, лома н ая, организова нн ый, влюбле нн ый, одна-единстве нн ая, хозяйстве нн ик.
8) Каково ваше отношение к проблеме, поднятой автором притчи о рябинке?
Аргументируйте свое мнение.
- Какие условия, по-вашему, важны для правописания букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных?
- Какой нравственный урок может вынести человек из притчи Н. Соколовой о судьбе рябинки?
Домашнее задание. Работа над упражнением в учебнике, № 234 (2часть).
(по программе Н.Г. Гольцовой,
И.В. Шамшина. Русский язык. 10 – 11 класс)
русского языка и литературы
Успенского района, Краснодарского края
Похожие документы:
Планирование уроков русского языка в 10 классе ( по учебнику вф грекова и др.) 1час в неделю
. уроков русского языка в 10 классе ( по учебнику ВФ Грекова и др.) 1час в неделю Урок 1. Принципы русской орфографии . теме урока. Составление рабочей схемы-таблицы правописания суффиксов причастий. (Можно предложить конкурс среди учеников на .
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе (1)
- От какого прилагательного можно образовать сравнительную и превосходную степени?
- Каким способом образовано прилагательное ледяной? (суффиксальным, при помощи суффикса –ян-)
- Приведите примеры прилагательных с таким же суффиксом. (костяной, серебряный, овсяной)
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Чтение стихотворения
Хоть мы умны не по годам,
Не все нам ясно и понятно,
А сколько Н писать в -АН, -ЯН,
Нас мучит всех невероятно.
Румяный Дед Мороз взмахнет
Здесь Н одно лишь подойдет,
А два тут вовсе не годится.
Для прилагательных давно
Записано в ученых книжках:
Когда -АН, -ЯН, то Н одно,
И больше никаких излишков.
Как ни верти, как ни мудри,
Но с этим суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри,
Какая встретилась часть речи
А где два Н? Простой ответ:
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет,
И подоконник деревянный.
Туман одно имеет Н,
Но если город стал туманный,
В основе Н и суффикс Н
И получается два Н.
Запомни этот случай странный.
2. Чтение орфограммы _____________
3. Составление опорной схемы.
В суффиксах прилагательных пишется
1. в суффиксах 1. в суффиксах –онн-, -енн-
-ин-, –ан-, -ян- станционный, лекарственный
Комариный, кожаный, 2. в словах с основой на -н
Дровяной карманный, осенний
стеклянный, оловянный, деревянный
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
Авиаци. …ый, единств……ый, промышл……ый, берест……ой, крыс……ый, обыкнов……ый, вод……ой, жизн……ый, искусств……ый, станци……ый, коллекци……ый, муравь…..ый, письм……ый, серебр……ый, стекл……ый, мужеств……ый.
2.От данных словосочетаний образуй прилагательные, обозначь суффиксы.
Ложка из серебра - ___________________
Сироп из клюквы - ___________________
Шляпка из соломы - ___________________
Ручка из дерева - ___________________
Чашка из глины - ___________________
Статуэтка из олова - ___________________
Замок из песка - ___________________
Желе из лимона - ___________________
Портфель из кожи - ___________________
Дверь из стекла - ___________________
Скатерть из полотна - ___________________
3. Запишите пословицы, объясните их значение.
1. Согласие крепче камен…ых стен.
2. К дому друга дорога никогда не бывает длин…ой.
3. Овся…ая каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.
4. И в мыши…ую нору проникает луч солнца.
5. Всегда имей сердце доброе, а дух мужестве…ый.
- В какой пословице нам встретилось прилагательное в сравнительной степени?
3. Выписать словосочетания прилагат. с –н- и –нн- + существит., объяснить их правописание.
Кто из вас не слышал это удивительное слово берёста? А знаете ли вы, что так называют наружный слой березовой коры, не пропускающий влагу и воздух.
Берестяные туеса сохраняли грибы и огурцы дольше, чем деревянные бочки, придавая продуктам особый пряный вкус. Берёсту прозвали отечественным папирусом за то, что еще в былинные времена она служила материалом для письма. Не гусиными перьями, а костяными писалами выдавливали на берёсте рельефные буквы.
В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько и в полных
5. Выдели суффиксы прилагательных.
Брезентовый, золотистый, серебряный, куриный, собачий, лисий, маленький, желтоватый, пунцовый, приветливый, узорчатый, бревенчатый, фасонистый, лебединый, масляный, истинный, болезненный, яблоневый, увертливый.
Урок подгото вила: учитель русского языка и лите ратуры Абдурахманова Р.Р.
• обобщить и с истематизировать знани я учащихся, связанные с правописани ем н - нн в
суффиксах имен прилагательных; закр епить умения арг ументировать выбор н - нн в
• развивать аналитич еские умени я: умение анализир овать, обобщать, дела ть выводы;
• развивать коммун икативные умения при работе в парах, в оспитывать бере жное
Тип урока: урок с овершенствовани я знаний, умений и навыков.
Оборудование: до ска, мультимедийна я установка, словари, справочны й материал.
Домашнее зада ние: параграф 40, у пражнение 237 (по заданию), индив идуальное задани е –
Записать числ о, тему урока. Опред еление целей урока учащимися
Работа учащихс я у доски с индив идуальными заданиями :
1. Рассказать о правописании н в суффикса х имен прилагательных.
2. Рассказать о правописании нн в суффиксах им ен прилагательны х.
3. В наследство от бабушки семье досталась с тарин..ая картина.
4. В центре город а находится гостин..ца “Советская Гава нь”.
III. Работа уча щихся с новыми словар ными слова ми.
Определение ле ксического значени я слов по “Сло варю русского язы ка” С.И.Ожегова. Сл ова
Толерантно сть – терпимость к чужим мнен иям и ве рованиям.
Иммиграция – въе зд иностранцев в какую - либо страну на п остоянное мест о жительства.
Эмиграция – пересе ление из какой - либо страны в другую, вызы ваемое разл ичными причинам и
Дополнител ьный вопрос: к какому с тилю речи можно отне сти словарную с татью? (к научному
Вспоминаем с учащимися, что сл ова эмиграции и иммигра ция - паронимы (Слова, разные по
Предлагаем учащ имся решить тестовое задан ие (тест из книги С.А.Ильин ой, И.С.Иванова “ЕГЭ по
Задание на сла йде 3: В каком предложени и вместо слова “терп имость” нужно упо требить слова
1. Если мы будем с охранять терпимо сть и искреннее сос традание к ближнему, то сможем
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока "Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных" 10 Класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Открытый урок по русскому языку
закрепление навыков правописания Н-НН в суффиксах прилагательных;
закрепить знания о правописании слов-исключений;
совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся.
развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов;
помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций.
формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями.
… любовь к прошлому своей страны-
составная часть патриотизма…
Она имеет нравстве…ую сторону.
2. Работа с эпиграфом
-Как вы понимаете смысл слов Скворцова?
-Какой частью речи является выделенное слово
- Давайте определим тему нашего урока.
У читель: Ребята, давайте попробуем определить цели нашего урока.
Запись числа, темы, эпиграфа.
-Учитель: Сегодня мы будем работать по группам
1 ученик – ассистент учителя.
4. Орфоэпическая разминка.
(Раздаточный материал на столах)
(1 ученик у доски)
* Работа в парах (ученики меняются листами и идёт взаимопроверка)
Ученица у доски проговаривает вслух
-Учитель: Обратите внимание на последнее слово. Как определить отглагольное прилагательное? Объясните правописание Н-НН.
6 . Тренинговая работа.
-Учитель: Посмотрим, как правило работает на практике.
Ассистент учителя подготовил нам задания
Задание1. Отметьте слова, где будет писаться –НН-
Задание 2. Отметьте слова, где пишется –Н-
Речь стройна и собра..а
Задание1. Отметьте слова, где будет писаться –НН-
Задание 2. Отметьте слова, где пишется –Н-
7. Проверка тренинга
(слушает ответы ассистент учителя и корректирует )
8. Работа с таблицами
(таблицы у каждого ученика на столе)
-Учитель: Обратите внимание , что не все случаи исключения есть в таблице.
ЖЕМАННЫЙ*(Работа со словарём С.Ожегова)
9. Работа над восстановлением текста
(Текст выводится на экран)
Знаменский собор - сердце Курска.
Вернуть первоначальный облик Знаменскому кафедральному собору постановил губернатор Александр Руцкой. К октябрю 1999 года ------------ здание отреставрировали. 5 июля 2004 года перед взором курян во всей красе предстала----------- жемчужина церковного зодчества.
Слова для справок:
Камее(н,нн)ый, це(н,нн)ый, Коре(н,нн)ой, окая(н,нн)ый, чека(н,нн)ый, золочё(н,нн)ый, кова(н,нн)ый, высоче(н,нн)ый, стари(н,нн)ый, величестве(н,нн)ый.
(Учащиеся расставляют по смыслу слова и объясняют выбор орфограммы)
10. Музыкальный проект (*Индивидуальное д/з)
На экраны слайды с видами и текстами песен. Звучит музыка.
Задание : выписать прилагательные с н-нн. Объяснить выбор.
11. Работа с текстом (подготовка к ЕГЭ)
(1)В стари…ом приволжском городе стоял красивейший дом с серебря…ыми колоннами. (2) Он был старый, изрядно потрёпанный временем. (3) Стены донельзя потускнели, кова…ые ручки стали терять свою нарядность. (4) Наверху деревя…ый мезонинчик*.
(5) Дом тихо ветшал. (6) Его сломали бы уже давно, если бы в своё время не объявили це…ым памятником истории и культуры. (7) Несколько лет назад власти внесли его в список документов аварийного жилья. (8) Ещё через некоторое время жители были расселены в ближайшие камее…ые новостройки. (9) А потом пустой дом вдруг сгорел. (10) За одну окая…ую ночь. (10) Милиция выдвинула две версии пожара: короткое замыкание либо небрежность бомжей. (12) Между тем жители были уверены в третьей версии. (13) Дом стоял в центре, и на его месте некая фирма давно собиралась построить совреме…ый комфортабельный храм торговли.
(19) Стари…ые дома нынче горят по всей нашей неохватной родине. (20) И это легко объяснить: в старых зданиях и проводка неисправная, и земля в центре всегда дороже, чем на окраине. (21) С сожалением и лёгкой грустью смотрим мы, как горит наше прошлое…(22) А это горит наше будущее…
Леонид Аронович Жуховицкий (род.5мая 1932г. в Киеве) – русский писатель, публицист, драматург, педагог.
1.Расставьте орфограммы и объясните свой выбор.
1группа – 1-10 предложения;
2группа – 11-22 предложения.
3.О чём говорит высказывание автора : «С сожалением и лёгой грустью смотрим мы, как горит наше прошлое… А это горит наше будущее?
А) В жизни каждого человека есть такие минуты, когда необходимо заново оценить свои прежние идеалы и поступки.
В) Снося старые городские постройки, мы разрушаем исторический облик города.
4.Какое слово используется в тексте в переносном значении?
12. Работа с эпиграфом
(Возвращение к словам Л.Сворцова)
Учитель: Как соотносятся слова Скворцова с текстом Л.Жуховицкого?
Учащимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на уроке по трём направлениям.
Читайте также: