Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека план урока

Обновлено: 04.07.2024

Записывают химическиереакции,протекающие в окружающей среде, в природе и в живых организмах, определят продукты данных процессов.

Некоторые учащиеся

О бъясняют образование продуктов и протекание процессов;

Объя сняют общее между процессами горения, дыхания и гниения.

Критерии оценивания

Называет реакции, протекающие в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;

Пише т химические реакции,протекающие в окружающей среде, в природе и в живых организмах;

Определяет продукты данных процессов;

Объясняет образование продуктов и протекание процессов;

Объясняет общее между процессами горения, дыхания и гниения.

Языковые цели

Использует новые химические термины и фразы для диалога и беседы:

  • коррозия
  • окисление
  • кислотные дожди
  • горение
  • медленное окисление
  • фотосинтез
  • гниение
  • дыхание

Привитиеценностей

Сотрудничество, уважение. Создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества, совместного планирования деятельности и проведение эксперимента.

Межпредметная связь

Естествознание 5 класс, биология 8 класс

Предшествующие знания

Запланированные этапы урока

Виды упражнений,

запланированные на урок

Мотивационный этап

Эмоциональный настрой на хорошее на­строение, взаимовыручку и помощь.

Повернитесь к соседу и пожелайте ему всего хорошего на сегодняшний день и пожмите руку.Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

На карточках изображены вещества кислот, щелочей и металлы:

Актуализация изученного материала:

Задание 1. Расставьте коэффициенты в приведенных схемах. Укажите тип химической реакции.

  1. Определяет тип химической реакции.
  2. Расставляет коэффициенты.

Определение темы урока: учитель предлагает каждой группе ребус. Ученики разгадывают его и дают характеристику отгадке.

Учащиеся называют процессы.

Вопросы: как вы можете связать эти процессы с повседневной жизнью человека? В природе?

Карточки для деления на группы

Раздаточный материал, презентации, смайлики

I.Изучение нового материала.

Стратегия "Мозговой штурм": даны явления, поясните к каким процессам их можно отнести

- листва превращается в перегной;

- на батареи образуется ржавчина;

- выделение углекислого газа;

- гвоздь, лежавший в морской воде;

- памятки меняют цвет

Взаимопроверка: группы меняются листами с ответами и по слайду проверяют.

Каждая группа вытягивает карточку с заданиями для работы. Группам необходимо раскрыть суть каждого процесса, а также необходимо составить вопрос высокого и низкого порядка по своей теме для других грюупп.

1 карточка: Фотосинтез. Дыхание.

2 карточка: Окисление. Медленное окисление.

3 карточка: Коррозия. Горение.

Защита работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать определения физических и химических явлений и условия их протекания. Уметь отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения.

Дата: 8 класс

Тақырып:

Тема: Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері: Учебно – воспитательные задачи:

1. Знать определения физических и химических явлений и условия их протекания. Уметь отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения.

Осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Развитие познавательного интереса.

Мақсат:

Сформировать знания о признаках химических реакций, изучить физические и химические явления.

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар: Оборудование, наглядные пособия:

Вода, кальций, кислота, бихромат аммония стакан, спиртовка.

Сабақ түрі:

Тип урока: Урок изучения нового матриалла

Әдіс-тәсілдер:

Методы: Словесно-наглядные.

Сабақ барысы:

Проверка домашнего задания

Работа у доски (2 уч-ся)

Беседа по вопросам стр.15 учеб.

№1-30 стр.8Сборник задач

Изучение нового материала:

Вы уже изучали физику и привыкли к понятию "физическое тело". Физическое тело - это любой предмет, имеющий объем, массу, плотность, температуру, твердость, вязкость, электропроводность и многие другие подобные свойства, называемые физическими.

Допустим, этот предмет - кусочек свинца. В физическом эксперименте можно, например, бросать свинцовый предмет с разной высоты, чтобы определить ускорение свободного падения. В другом опыте можно измерить объем этого кусочка и определить плотность свинца. Можно нагреть свинец, чтобы расплавить его и определить температуру плавления. Можно измерить электропроводность свинца. А можно погрузить в воду и измерить выталкивающую силу. Во всех этих опытах будут проявляться разные физические свойства предмета. Но если в первом опыте с бросанием предмета не так уж и важно, из чего он сделан - из свинца, резины или железа, то во всех остальных опытах исследователь получит совершенно разные результаты для свинцового, резинового и железного физического тела.

Значит, во многих случаях важно, из какого вещества сделан тот или иной предмет.

Если взять не свинец, а мягкий серебристый металл кальций, то с таким физическим телом лучше не проводить опытов по измерению выталкивающей силы в воде. На глазах у исследователя, который решится проделать такой эксперимент, погруженный в воду кусочек кальция всплывет и начнет бурно пузыриться, бегая по поверхности воды расплавленной каплей. Затем вокруг того, что осталось от кусочка натрия, появятся красные всполохи огня и, наконец, раздастся оглушительный взрыв. После этого наш исследователь обнаружит, что кусочек кальция исчез! И не потому, что взрыв был очень силен, а потому, что он превратился в какое-то другое вещество!

Ясно, что в случае с незадачливым исследователем (он остался жив, но твердо решил изучить химию), мы имеем дело с каким-то новым явлением - не физическим, а химическим. кальций в этом опыте перестал быть самим собой - металлом кальцием, превратившись в какое-то другое вещество. Произошло типичное химическое превращение, в то время как в других опытах (с нагреванием кальция или измерением его электропроводности) вещество осталось тем же серебристо-белым металлом кальцием, хотя с ним происходили физические превращения: кальций плавился, проводил ток и т.д.

К химическим явлениям относят такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие. Химические явления называют иначе химическими реакциями. Физические явления не сопровождаются превращением одних веществ в другие.

Химические явления – это химические реакции

Признаки химических реакций : осадок, газ, энергия

Наш исследователь, сам того не желая, проделал типичную химическую реакцию между кальцием и водой. Кальций и вода при этом превратились в другие вещества. К счастью, лишь немногие химические превращения протекают так же бурно. При изучении химии в школе мы будем иметь дело со "спокойными" и давно изученными превращениями. А вот профессиональным химикам часто приходится быть настороже: даже тогда, когда впервые изучаемые химические превращения идут без взрывов, нужно помнить о том, что в эксперименте могут получаться новые, неизвестные ранее вещества, обладающие какими-нибудь необычными свойствами.

Демонстрации Примеры физических и химических явлений. Признаки химической реакций.

Закрепление: 1. В городе работают три электростанции: тепловая (на угле), ветряная и гидроэлектростанция. В каком случае для получения электричества используется энергия химического превращения?

2. Завод производит: а) железо из железной руды; б) железо из металлолома; в) железную проволоку из железных заготовок; г) щебень из гранита.

Какие химические и физические превращения здесь перечислены?

3. Среди определений различных предметов укажите те, которые дают его химическую характеристику:

а) черная тяжелая железная гиря;

б) красное пластмассовое ведро;

в) длинный гнутый ржавый гвоздь;

г) холодная разменная медная монета.

Найдите среди определений указание на протекание химической реакции.

4.Разделите явления на физические и химические:

- вода превращается в пар,

- вода превращается в лед,

- желудок переваривает пищу,

- брусок дерева нагревается трением,

- брусок дерева дымится от трения,

- кусок стекла раскалывается в костре,

- дрова сгорают в костре.

Рефлексия Письмо самому себе Учащиеся кратко записывают, как чувствовал себя, с каким настроением работал, в чем затруднения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является закрепляющим понятия- химическая реакция и виды явлений. Направлен для вовлечение учащихся в проведение химических реакций. Дается опережающее задание подготовить опыты используя реактивы доступные для любого желающего. Учащиеся активно готовят опыты и демонстрируют их перед всем классом. Для предмета химия данный урок незаменим, так как показывает учащимся, что химия не гже-то далеко, а вокруг нас и рядом с нами.

Тема: Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;

Цель урока: Закрепить признаки химических реакций и обратить внимание учащихся на химические реакции происходящие вокруг них в повседневной жизни.

Задачи урока:

Повторить отличия химических явлений от физических.

Повторить признаки и условия течения химических реакций.

Показать опытным путем значение химических реакций в природе и жизни человека.

Способствовать развитию умения анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения.

Развивать любознательность учащихся и познавательный интерес к предмету.

Вид урока: урок-исследование.

Опережающее задание: подготовить опыты.

Оборудование: стаканы, стеклянные палочки, спички, чашки, ватные палочки, макет вулкана, картон. Компьютер и презентация.

Реактивы: спирт, сода, уксусная кислота, крахмал, йод, песок, сахарная пудра, активированный уголь, стиральный порошок, лапша быстрого приготовления

Организационный момент.

Эмоциональный настрой класса

Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. Внимательно осмотритесь вокруг. Где вы не были: дома, в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое химических реакций происходит вокруг нас. А какое множество тайн и загадок таят в себе? Ведь можно жить и не замечать химические реакции вокруг нас, но тем не менее они всегда происходят вокруг нас, внутри нас!

Повторение материала

1 этап. Активизация знаний

Тема нашего урока посвящена химическим реакциям. Слайд №1.
Сегодня нам с вами предстоит

Повторить, что такое химическая реакция.

Выяснить, по каким признакам можно определить химическую реакцию.

Выяснить, при каких условиях протекает химическая реакция.

Для этого мы сейчас вспомним, какие явления относятся к физическим, а какие – к химическим. Слайд №2.

Что такое химия? Что она изучает?

Какие явления происходят в природе?

Что происходит при физическом явлении? Приведите примеры.

А что происходит при химической реакции? Приведите примеры.

С помощью чего выражают состав химического вещества?

Какие признаки химической реакции вы знаете? Сейчас я вам раздам лепестки цветка и на них вы напишите признаки химических реакций, а в середине будет слово Реакция. Соберем наш цветок на доске. Теперь при проведении своих опытов вы будете опираться на наш цветок, выявляя какие признаки химических реакций вы наблюдаете.

2 этап. Химические опыты и признаки их протекания. Слайд №3.

Домашнее задание у вас было подготовить и показать всему классу химические реакции с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни и рассказать из о их значении для человека, то есть, для нас с вами. Я надеюсь, что сегодня мы узнаем много нового и после этого урока вы по другому будете рассматривать мир вокруг себя.

Но прежде, чем вы покажете подготовленные вами опыты, повторим правила техники безопасности. Задаются вопросы по технике безопасности. Слайд №4.

– как правильно нюхать вещество?
– в какую сторону нужно держать пробирку, в которой идет реакция?
– можно ли пробовать вещества на вкус?
– как правильно зажигать спички?

3 этап. Демонстрация опытов и определение признаков реакции.

1 Вулкан – 1 ученик. Слайд №5

Нам понадобится материал для самого вулкана. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Заодно можно рассказать о том, что такая модель применяется в весьма мирных целях – например, на кухне, когда замешиваем тесто. При соединении кислоты со щелочью образуется углекислый газ – он-то и делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки. И делают это его старые знакомые – сода и уксус.

2. Адсорбция- 2 ученик. Слайд №6

С физико-химическим явлением, о котором сейчас пойдет речь, знаком, наверное, каждый, хотя, может быть, не все знают, что оно называется адсорбцией. Если даже вы и не проходили адсорбцию на уроках, наблюдали вы ее неоднократно. Как только вы сажаете чернильную кляксу на бумагу или, что гораздо хуже, на одежду, так сразу и знакомитесь с этим явлением. Когда поверхность одного вещества (бумаги, ткани и т. д.) поглощает частицы другого вещества (чернил и проч.), это и есть адсорбция.

Очень хороший адсорбент — уголь. Причем не каменный, а древесный, и не просто древесный, а активный (активированный). Такой уголь продают в аптеках, обычно в виде таблеток. С него и начнем опыты по адсорбции.

Приготовьте бледный раствор чернил любого цвета и налейте в пробирку, но не доверху. Положите в пробирку таблетку активного угля, лучше растолченного, закройте пальцем и встряхните как следует. Раствор посветлеет на глазах. Поменяйте раствор на какой-либо другой, но тоже окрашенный — пусть это будет разбавленная гуашь или акварель. Эффект окажется таким же. А если взять просто кусочки древесного угля, то они будут поглощать краситель значительно слабее.

В этом нет ничего странного: активный уголь отличается от обычного тем, что у него гораздо большая поверхность. Его частицы буквально пронизаны порами (для этого уголь особым способом обрабатывают и удаляют из него примеси). А коль скоро адсорбция — это поглощение поверхностью, то ясно: чем больше поверхность, тем и поглощение лучше. Адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов.

3. Такие обычные спички!? – 3 ученик. Слайд №7.

Первые настоящие спички были изобретены 10 апреля 1833 года, когда в массу для спичечных головок был введён жёлтый фосфор. Именно этот день и считается днём рождения первой спички.

Из чего делают спички?

Большинство предприятий по производству спичек делают их из осины.

Почему спички горят?

Когда мы трём головкой спички о стенку коробка, начинается серия химических реакций. На коробок нанесена намазка. Она состоит из кpacнoгo фосфора, наполнителей и клея. При трении частицы кpacнoгo фосфора переходят в белый, он нагревается и загорается уже при 50 градусах. Сначала загорается коробок, а не спичка. Чтобы намазка на коробке не сгорела вся сразу, в её состав вводят флегматизаторы. Они поглощают часть выделенного тепла.

Половина массы головки — окислители, в частности бертолетова соль. При разложении она легко отдаёт кислород. Чтобы понизить температуру разложения бертолетовой соли, в состав массы добавляют катализатор — двуокись марганца. Основным горючим веществом является сера. Чтобы головка не сгорала слишком быстро и не разлеталась на части, в массу добавляют наполнители: молотое стекло, цинковые белила, железный сурик. Всё это связано вместе разными клеями.

Для чего используют спички?

Спички предназначены для:

– получения открытого огня в бытовых условиях;

– розжига костра, печей, примусов, керогазов;

– зажигания стеариновых и восковых свечей;

– прикуривания сигарет, сигар и др.

Также спички используют и не по назначению:

– для занятий прикладными видами искусства при постройке домиков, замков, для изготовления декоративных поделок;

1. Спички с разноцветными головками (красными, синими, коричневыми, зелёными и др.), вопреки существующему мифу, отличаются друг от друга только цветом. Горят они абсолютно одинаково.

2. Горючая масса для спичек когда-то готовилась из белого фосфора. Но потом выяснилось, что вещество это вредно для здоровья — образующийся при горении дым был ядовит, а для самоубийства было достаточно съесть всего лишь одну спичечную головку.

4. Спичечный коробок советского/российского образца по ГОСТу имеет длину ровно 5 см, что позволяет с его помощью измерять размеры предметов.

5. С помощью спички можно вывести чернильное пятно с клеёнки. Для этого необходимо немного увлажнить загрязнённую поверхность клеёнчатой скатерти и потереть головкой спички пятно. После исчезновения загрязнения клеёнку необходимо смазать оливковым маслом, а затем вытереть ватным тампоном.

4. Волшебный порошок - 4 ученик. Слайд №8.

Растворили стиральный порошок в воде, взбили пену и объяснили значение его применения в быту человека.

5. Быстрая лапша – 5 ученик. Слайд №9.

Лапша быстрого приготовления (рамен, рамэн) — специально обработанная (например, обжаренная в масле) сухая лапша, для приготовления которой достаточно добавить горячую воду и прилагающиеся приправы. Продукт дешёв и прост в приготовлении, что делает его одним из самых популярных блюд в мире.

Рамэн — это также название японской лапши китайского происхождения.

Считается, что первой лапшой быстрого приготовления была китайская лапша Е-фу, появившаяся в XVI веке в Китае. Бытует мнение, что повар магистрата города Янчжоу использовал сильно обжаренную лапшу, которую можно было подавать гостям, просто разогревая с различными бульонами.

Эта лапша недавно вошла в нашу жизнь, и у нее есть интересное свойство, которое может пригодиться туристам или путешественникам – в сухом виде она горит. Отломить небольшой кусочек лапши и поджечь его. Лапша горит, как и все сухие органические вещества, превращаясь в черный уголь. При этом выделяется большое количество тепла.

Опыты бывают не только полезные, но и просто интересные:

6. "Черная гадюка"- 6 ученик. Слайд №10.

Насыпьте в тарелку 3--4 столовые ложки сухого просеянного речного (морского) песка, сделайте из него горку с углублением на вершине, пропитайте песок этиловым спиртом, а потом заложите в углубление горки хорошо растертую в ступке смесь из 1 столовой ложки сахарной пудры и 1 чайной ложки питьевой соды. Смесь подожгите. Через 2--3 минуты на поверхности смеси появятся черные шарики, а у основания -- черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь почернеет, и из песка медленно выползет извивающаяся толстая черная змея с "воротником" из догорающего спирта. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получится змея. В пламени горящего спирта сахар плавится и обугливается, а выделяющийся из соды углекислый газ заставляет горящую массу двигаться.

7. Стряхивающиеся чернила – 7 ученик. Слайд № 11.

Раствори крахмал в. воде до густоты сливок и подлей к нему йод.

Крахмал посинеет. Если йода подлить больше, то раствор станет почти черным. "Чернила" готовы. Напиши ими на бумаге любую фразу и дай высохнуть. Затем щелкни по бумаге пальцем или протри чистой сухой тряпочкой - написанное исчезнет.

- показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

- развивать умения работать в группах (микрогруппах);

- способствовать нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: обобщение нового материала.

Форма урока : практикум.

Формы организации обучения:

сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальной работы (при работе с проверочным тестом).

Межпредметные связи : физика (физические явления), биология, география, литература.

Оборудование урока : мультимедийное оборудование; лабораторное оборудование: комплект хим. посуды (пробирки, хим.стаканы, воронки) разносы, хим. реактивы (хлорид бария, сульфат натрия, соляная кислота, мел, молоко, пищевая сода, р-р йода), лимон, свеча, срез картофеля; инструктивные карты для учащихся, лист отчета для учащихся, лист ответа для учащихся.

Основные понятия: физические явления, химические реакции, признаки химических реакций.

Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепят представления о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, получат представления о химических реакциях в жизни человека.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Изучение нового материала (практические опыты)
  4. Закрепление знаний (тест)
  5. Итог урока.

1. Организационный момент: (слайд1)

-Мы находимся в научно-исследовательском институте, на кафедре неорганической химии.

-Заведующая кафедрой – учитель химии Катунина Т.П.

-Мои ассистенты, лаборанты, консультанты – учащиеся 8 класса.

-Ребята, я рада видеть вас в нашей лаборатории. Нас ждет увлекательное путешествие в химии.

Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно меняется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира. ( Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями.Эти изменения называются признаки.)

Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока).

познакомить учащихся с химическими реакциями, встречающимися в жизни человека

3. Изучение нового материала:

На столе учитель зажигает свечку: (Слад4)

В природе с момента её зарожденья:

Всегда с веществами идут превращенья

Вот свечка горит у меня на столе:

Какие явления мы видим здесь все?

(Мы наблюдаем физическое явление – плавление парафина

и химическое явление – горение фитиля)

Вопрос к классу:

- Что такое физическое явление?

  • Физическое явление- явление, которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния.

-изменение формы тела (слайд 5)

-изменение агрегатного состояния

В жизни часто мы встречаемся с химическими явлениями: (слайд 6)

  • Химическое явление- явление, в результате которого происходит образование нового вещества.(химическая реакция).

Примеры: горение бумаги, древесины, гниение фруктов …

Как определить химическую реакцию? Каковы ее признаки? С какими реакциями мы встречаемся в жизни. (слайд7 )

Каковы признаки реакций вы знаете?

Признаки реакций:( слайд 8)

- выделение теплоты и света

Мы это определим в результате проведения химического эксперемента:

У вас на столе лежат листы с заданиями:

- инструктивная карточка( где описаны опыты, которые необходимо выполнить),

- листы отчетов (которые по мере выполнения работы необходимо заполнить), вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ (слайд 10)

  1. При выполнении опытов следует соблюдать аккуратность.
  2. При работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над столами.
  3. Растворы веществ наливать в пробирки

в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см.

  1. Действовать только по указанию учителя и согласно инструкционной карте. А чтобы у вас все получилось, вы должны пустить в ход все свои способности.

В листе отчета записываем цель практической работы :

- экспериментальным путем определить признаки химических реакций.

Взаимодействие сульфата натрия ( Na 2 SO 4 ) с хлоридом бария ( BaCl 2 ).

А) В пробирку налейте 1 мл сульфата натрия (Na 2 SO 4 ), затем добавьте 1 мл хлорида бария (BaCl 2 ). Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции. Укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Na 2 SO 4 + BaCL 2 = BaSO 4 + 2NaCl р-яобмена

Признак реакции: 2 изменение цвета , образование осадка.
В жизни подобную реакцию проводят:

Б) В пробирку налейте 1 мл молока добавьте несколько капель лимонного сока. Какой признак реакции наблюдаете?

Молоко + лимонный сок = образование осадка

Примеры реакций с признаком образования осадка (слайд 11).

- скисание молока; образование сталактитов и сталагмитов в пещерах; образование туфовых башен на озере Моно в США, образование накипи в чайниках (водонагревательных котлах, трубах…

А) Взаимодействие мела (CaCO 3 ) с соляной кислотой (HCl).

В химический стакан с мелом (CaCO 3 )прилейте соляную кислоту (HCl),чтобы ею покрылся мел. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 р-яобмена

Признак реакции: 2 - растворение осадка, выделение газа.

На практике разберем: растворение осадка(слайд 12)

- зубной налет на зубах разрушает зубную эмаль (чистка зубов)

- органические кислоты в лимонадах как консерванты (H 3 PO 4 – Е338, кока-кола) ( пить через трубочку)

Основными компонентами эмали являются гидроксиапатит Са10(Р04)в(ОН)2 и восьмикальциевый фосфат — Са8Н2(Р04)6 х 5Н20.

Эмаль представляет собой белую жесткую ткань, покрывающую поверхность зуба. Эмаль

является самой прочной частью человеческого организма и на 95% состоит из минералов . Её состав близок к гидроксид-апатиту Ca5OH(PO4)3.

Под действием работы бактерий которые скапливаются в ротовой полости образуются органические кислоты которые разрушают эмаль зуба , вызывая образования кариеса. ускоряется! Поэтому всегда после еды необходимо чистить зубы и язык, а также полоскать рот.

В качестве консервантов в лимонадах и создания основы вкуса используются кислоты (лимонная или ортофосфорная E338 ). Эти кислоты неблагоприятно воздействуют на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, а также способны вызвать микроповреждения во рту и оказывают отрицательное действие на зубную эмаль, растворяя ее. Чтобы предотвратить разрушения зубной эмали рекомендуют пить лимонады через трубочку.

Б) В химический стакан с пищевой содой (NaHCO 3 ) добавить лимонного сока. Что наблюдаете? Определите признак реакции.

NaHCO 3 + лимонный сок = выделение газа

Пример: эту реакцию проводят при выпечке хлебобулочных изделий

- Реакцию с признаками выделения углекислого газа - СО2 мы наблюдаем при брожении опары дрожжевого теста. Изделия получаются пышными и вкусными.

- сгорание топлива в автомобилях

- при фотосинтезе побочный продукт выделяется кислород

Опыт3: . Взаимодействие картофеля с раствором йода.

На срез картофеля капнуть раствор йода, что наблюдаете? Запишите признак реакции.

Картофель + р-р йода = синее окрашивание.

Примеры (слайд 14).

Качественная реакция на крахмал, во многие продукты добавляют крахмал для загустения (кисель, йогурты)

Дляорганизма человекакрахмал наряду с сахарозой служит основным поставщиком углеводов — одного из важнейших компонентов пищи. Под действием ферментов крахмал гидролизуется до глюкозы, которая окисляется в клетках до углекислого газа и воды с выделением энергии, необходимой для функционирования живого организма. Из продуктов питания наибольшее количество крахмала содержится в хлебе, макаронных и других мучных изделиях, крупах, картофеле.


Пример: чтобы купить качественный мед, его проверяют таким образом на содержание крахмала;

- пожелтение листьев осенью,

- позеленение клубней картофеля на свету (лейкопласты – хлоропласты)


Каков общий вывод практической работы?

Вывод: экспериментальным путем определили признаки химических реакций (образование и растворение осадка, выделение газа, изменение окраски..)

- Какой признак мы еще не назвали?(выделение теплоты и света(выделение или поглощение теплоты). (слайд 15 признак реакции)

С этой реакцией мы уже встречались (горение свечи)

Примеры (слайд 16 ) Поглощение или выделение теплоты. Эта реакция применяется при варке пищи, горение дров, бумаги…горении свечи

Примеры. (слайд 17)

Эта реакция лежит природных катастроф – извержение вулканов.

Историк и писатель Плиний Младший был свидетелем катастрофы и оставил нам описание этой трагедии. Это произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни. Страшная катастрофа уничтожила богатейший древнеримский город Помпеи, а кроме него и 8 других городов. Это описание глубоко взволновало К.П.Брюллова.

На этой картине он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Громадное полотно длинной 641 см и высотой 455 см и сейчас производит сильное впечатление.

Химический опыт “Вулкан”

(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”? (“Огнедышащая” гора)

Само название этих гор происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуется отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

Ребятам раздаются листочки, на них нужно ответить на проверочный тест:

определите, о каких явлениях идет речь, по слайдам. В химических реакциях укажите их признак.


Урок продолжает формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций; показывает практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Описание разработки

Цель урока:

продолжить формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций;

показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Образовательные задачи урока:

формировать умения наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Воспитательные задачи урока:

воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;

формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;

Развивающие задачи урока:

развивать познавательную активность;

развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;

развивать навыки работы с компьютером.

Ход урока

Актуализация знаний.

Что изучает химия? (Вещества)

Давайте вспомним классификацию веществ.

Чем определяется состав вещества ? (химической формулой, определение)

Какую информацию можно сказать о веществе по его химической формуле?

Остановимся на строении. С какими видами химической связи мы познакомились?

Читайте также: