Урок план и масштаб 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Учебник: Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1 В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. М :Вентана-Граф, 2014.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технологии: технология сотрудничества, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология развития критического мышления.

формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач;

способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;

формировать учебную деятельность (мотивация, поиск способов действий, проверка и самопроверка).

расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность (использование для решения текстовых и геометрических задач);

закрепить навыки, связанные с преобразованием величин

Основные формы работы учителя и учащихся

1.Если 8 м уменьшить на 40 см, то получится 760 см. Да.

2. 4 км больше 4 м в 100 раз. Нет.

3. 10 км = 10000 м. Да.

4. 600 000 см = 6 км

5. 32 000 см = 32 км

7. 26 м +24 дм =50 дм

Выбирают наиболее эффективные способы решения. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Контроль.

Практическая работа (решение задач)

Что Василисы предложили Вовке сделать? (Дворец и бассейн).

Что они использовали для объяснения? (Чертежи).

Люди каких профессий могут точно выполнять чертежи?

Учитель. Чертежи необходимо выполнять так, чтобы длине каждой линии на чертеже соответствовали вполне определённые размеры и расстояния в действительности. Рисуя на бумаге изображения предмета, мы чаще всего изменяем их настоящие размеры.

Какие знания необходимы, чтобы рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького – стал лучше виден?

Что такое масштаб?

Что обозначают записи: 1:10 000, 1:100, 1000:1?

Учитель. Предлагаю побывать в роли деловых людей, имеющих инженерные профессии.

(Учащиеся выбирают на слайде название профессии. Учитель кратко говорит, чем занимается человек данной профессии. Учащиеся получают задание.)

Инженер-конструктор зданий и сооружений разрабатывает конструкции здания и рассчитывает нагрузку (прочностные расчеты) на все его важные и несущие части: фундамент, каркас, балки, колонны, подвесное подъемное оборудование. Инженер-конструктор также оформляет проектную документацию и чертежи.

Задание. Составить план

1 группа – план доски

2 группа – план двери

3 группа – план шкафа

(Учитель обсуждает план действий с учениками ).

1) Измеряем: Длину и ширину предмета.

2) Обсуждаем, во сколько раз будем уменьшать все действительные размеры (то есть выбираем масштаб). Уменьшим размеры предмета в 10 раз.

3)Изображаем предмет в тетради.

Инженер-проектировщик . Эти инженеры могут создавать проекты самостоятельно или при тесном сотрудничестве с архитекторами. Когда все схемы разработаны, инженер проектировщик приступает к составлению чертежей.

Задание. Определить масштаб спроектированной детской площадки, выполнив необходимые измерения и вычисления.






(учащиеся получают карточку с изображением детской площадки и реальными размерами и план площадки, на плане – 4 см)

20 м =2000 см в действительности

На плане ширина, длина 4 см. Узнаем, во сколько раз был уменьшен объект: 2000:4=500, т.е. Масштаб 1:500.

Задание. Длина дороги между населёнными пунктами Кыштым – Аргаяш примерно 40 км. Какой длины получится линия, изображающая эту дорогу на карте,сделанной в масштабе 1:800 000?

Инженеры-испытатели занимаются проверкой самых различных устройств: от мелких деталей и приборов до суден и автомобилей.

Задание. На плане М 50:1 отображён объект, размер которого 100 мм. Определить размер детали в действительности.


Учитель. Где могут использоваться детали такого размера? Зачем их увеличивают на чертеже?

Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути. В случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение.

Задание. Используя карту Челябинской области, определите расстояние между двумя пунктами, например, Кыштым-Миасс.

Биотехнолог. Специалисты по биотехнологии искусно используют живые биологические организмы, применяя научные методы генной инженерии, с целью создания новых сортов продуктов, растений, витаминов, лекарственных средств.

Задание. Ряска – крохотное болотное растение, создаёт сплошной ковёр зелёного цвета. Узнайте размер ряски в жизни, если рисунок выполнен в масштабе 10:1.


Выделение существенной информации, абстрагирование, выдвижение гипотезы. Анализ объектов. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Анализ. Построение логической цепи рассуждений.

Поиск и извлечение необходимой информации.

Самостоятельная работа. Ролевая игра

проектирование железных дорог, транспортных развязок, мостов и тоннелей;организация их строительства, обслуживания и ремонта.

Учитель . Представьте, что вы – инженеры-проектировщики. Вы получили муниципальное задание на проектирование в нашем городе….Какой заказ могли бы получить инженеры? В нашем городе ремонтируют мост. Составьте задачу на масштаб.

(Учащиеся работают в группах, составляют задачи. Решение составленных задач.)

Задача. На карте М 1:3000 000 расстояние между двумя пунктами составляет 4 см. Каким будет это расстояние на карте с масштабом 1:12 000 000. Чему равно это расстояние на земной поверхности?

(решение задач с практическим содержанием является одной из форм профориентационной работы)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.Установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока математики в 4 классе

Тема: план и масштаб.

Цель урока: дать понятие и обобщить знания о масштабе, разобрать с детьми применение масштаба в быту, тем самым показать необходимость математики в повседневной жизни.

Задачи урока:

образовательные : дать определение масштаба, научить находить масштаб ;

развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке, развивать вычислительные навыки, развивать умение работать в паре, умение применять рациональные приемы устного счета.

воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся на основе межпредметных связей, активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в работе .

знание нравственно-моральных норм поведения.

целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;

планирование – составление плана и последовательности действий;

Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

выбор оснований и критериев для сравнения чисел, величин;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений при решении задач.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблемы поискового

характера (при работе в парах, группах).

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

1 м 2 дм 5 см=125;

- в дециметрах и сантиметрах:

146 см=14дм 6 см,

8 м 40 мм=800 дм 4см;

Подготовка к усвоению новых знаний

- У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить вашу классную доску. Доска большая, а листок маленький.

- Смогу я это сделать? Как? (начертить в уменьшенном размере)

- Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы (карандаш, линейка)

- Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.

Усвоение новых знаний

- Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)

- Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.

Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?

Этот способ называется масштаб.

- Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?

- Зачем происходит уменьшение?

- А может ли происходить увеличение предмета?

- Вернёмся к классной доске и выполним её чертёж, соблюдая масштаб, заранее договоримся, что каждый метр мы заменим сантиметром.

-Давайте измерим доску.

-Чему равна ширина? (1 метр)

-Чему равна длина? (3 метра)

-Итак, длина доски равна - 3 м, а ширина - 1 м.

-Если мы сказали, что метр заменим сантиметром, в ваших тетрадях чему будет равняться длина? (3 см)

-Во сколько раз мы уменьшили размеры? ( в 100 раз)

hello_html_m7caa5c32.jpg

- Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м или в масштабе в 1см 1 м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.

Отрезок, равный ширине доски, мы изобразили на плане отрезком длиной 1 см, то есть уменьшили его в 100 раз

( 1м=100см). Так же в 100 раз мы уменьшили и длину доски.

-Где мы в повседневной жизни встречаемся с масштабом?

-На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз.

-Мы выполнили план доски в масштабе один к ста. Записывают это так:

Масштаб 1:100

Эта запись означает, что одному сантиметру на плане соответствует 100 см на местности.

-Вспомним, какой первый шаг мы выполняли, чтобы изобразить большую доску на маленьком листке. (Измеряли размеры, на доску помещается табличка с записью: " 1. Измерить длину и ширину предмета ").

- Второй шаг. Измерили, посмотрели на листок, и сделали следующий шаг, какой? (Уменьшили размеры).

А размеры нужно уменьшать, как захочется? (в определённое количество раз).

- Вы мне уже приводили примеры, когда объект необходимо увеличить, тогда правильнее будет записать так (на доску помещается табличка с записью: " 2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб ").

- И только в самом конце мы чертим предмет (на доску помещается табличка с записью: " 3. Сделать чертёж ").

- У нас с вами получился алгоритм, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.

- А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным.

-Как думаете, почему именованный?

(потому что в его записи участвуют единицы измерения).

-Именованным числом называется число, которое сопровождается единицами измерения.

- К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 - записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?

(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая: развивать умение делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;

Воспитательная: прививать интерес к познанию окружающего мира, привлекая знания из разных областей науки и техники.

Универсальные учебные действия:

коммуникативные (работа в парах и группах);

познавательные (самостоятельный поиск дополнительной информации);

личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);

регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Оборудование: учебник ; индивидуальные карточки, текст (с информацией), миллиметровая бумага, образец (плана класса), презентация, интерактивная доска.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент. Создание положительного настроя на урок.

Конспект

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса по теме "План и масштаб" разработан по программе "Начальная школа 21 века ( научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия .

Читайте также: