Урок план и масштаб 4 класс
Обновлено: 06.07.2024
Учебник: Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1 В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. М :Вентана-Граф, 2014.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технологии: технология сотрудничества, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология развития критического мышления.
формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач;
способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;
формировать учебную деятельность (мотивация, поиск способов действий, проверка и самопроверка).
расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность (использование для решения текстовых и геометрических задач);
закрепить навыки, связанные с преобразованием величин
Основные формы работы учителя и учащихся
1.Если 8 м уменьшить на 40 см, то получится 760 см. Да.
2. 4 км больше 4 м в 100 раз. Нет.
3. 10 км = 10000 м. Да.
4. 600 000 см = 6 км
5. 32 000 см = 32 км
7. 26 м +24 дм =50 дм
Выбирают наиболее эффективные способы решения. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Контроль.
Практическая работа (решение задач)
Что Василисы предложили Вовке сделать? (Дворец и бассейн).
Что они использовали для объяснения? (Чертежи).
Люди каких профессий могут точно выполнять чертежи?
Учитель. Чертежи необходимо выполнять так, чтобы длине каждой линии на чертеже соответствовали вполне определённые размеры и расстояния в действительности. Рисуя на бумаге изображения предмета, мы чаще всего изменяем их настоящие размеры.
Какие знания необходимы, чтобы рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького – стал лучше виден?
Что такое масштаб?
Что обозначают записи: 1:10 000, 1:100, 1000:1?
Учитель. Предлагаю побывать в роли деловых людей, имеющих инженерные профессии.
(Учащиеся выбирают на слайде название профессии. Учитель кратко говорит, чем занимается человек данной профессии. Учащиеся получают задание.)
Инженер-конструктор зданий и сооружений разрабатывает конструкции здания и рассчитывает нагрузку (прочностные расчеты) на все его важные и несущие части: фундамент, каркас, балки, колонны, подвесное подъемное оборудование. Инженер-конструктор также оформляет проектную документацию и чертежи.
Задание. Составить план
1 группа – план доски
2 группа – план двери
3 группа – план шкафа
(Учитель обсуждает план действий с учениками ).
1) Измеряем: Длину и ширину предмета.
2) Обсуждаем, во сколько раз будем уменьшать все действительные размеры (то есть выбираем масштаб). Уменьшим размеры предмета в 10 раз.
3)Изображаем предмет в тетради.
Инженер-проектировщик . Эти инженеры могут создавать проекты самостоятельно или при тесном сотрудничестве с архитекторами. Когда все схемы разработаны, инженер проектировщик приступает к составлению чертежей.
Задание. Определить масштаб спроектированной детской площадки, выполнив необходимые измерения и вычисления.
(учащиеся получают карточку с изображением детской площадки и реальными размерами и план площадки, на плане – 4 см)
20 м =2000 см в действительности
На плане ширина, длина 4 см. Узнаем, во сколько раз был уменьшен объект: 2000:4=500, т.е. Масштаб 1:500.
Задание. Длина дороги между населёнными пунктами Кыштым – Аргаяш примерно 40 км. Какой длины получится линия, изображающая эту дорогу на карте,сделанной в масштабе 1:800 000?
Инженеры-испытатели занимаются проверкой самых различных устройств: от мелких деталей и приборов до суден и автомобилей.
Задание. На плане М 50:1 отображён объект, размер которого 100 мм. Определить размер детали в действительности.
Учитель. Где могут использоваться детали такого размера? Зачем их увеличивают на чертеже?
Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути. В случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение.
Задание. Используя карту Челябинской области, определите расстояние между двумя пунктами, например, Кыштым-Миасс.
Биотехнолог. Специалисты по биотехнологии искусно используют живые биологические организмы, применяя научные методы генной инженерии, с целью создания новых сортов продуктов, растений, витаминов, лекарственных средств.
Задание. Ряска – крохотное болотное растение, создаёт сплошной ковёр зелёного цвета. Узнайте размер ряски в жизни, если рисунок выполнен в масштабе 10:1.
Выделение существенной информации, абстрагирование, выдвижение гипотезы. Анализ объектов. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Анализ. Построение логической цепи рассуждений.
Поиск и извлечение необходимой информации.
Самостоятельная работа. Ролевая игра
проектирование железных дорог, транспортных развязок, мостов и тоннелей;организация их строительства, обслуживания и ремонта.
Учитель . Представьте, что вы – инженеры-проектировщики. Вы получили муниципальное задание на проектирование в нашем городе….Какой заказ могли бы получить инженеры? В нашем городе ремонтируют мост. Составьте задачу на масштаб.
(Учащиеся работают в группах, составляют задачи. Решение составленных задач.)
Задача. На карте М 1:3000 000 расстояние между двумя пунктами составляет 4 см. Каким будет это расстояние на карте с масштабом 1:12 000 000. Чему равно это расстояние на земной поверхности?
(решение задач с практическим содержанием является одной из форм профориентационной работы)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.Установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект урока математики в 4 классе
Тема: план и масштаб.
Цель урока: дать понятие и обобщить знания о масштабе, разобрать с детьми применение масштаба в быту, тем самым показать необходимость математики в повседневной жизни.
Задачи урока:
образовательные : дать определение масштаба, научить находить масштаб ;
развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке, развивать вычислительные навыки, развивать умение работать в паре, умение применять рациональные приемы устного счета.
воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся на основе межпредметных связей, активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в работе .
знание нравственно-моральных норм поведения.
целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
планирование – составление плана и последовательности действий;
Общеучебные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
выбор оснований и критериев для сравнения чисел, величин;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений при решении задач.
Постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблемы поискового
характера (при работе в парах, группах).
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
1 м 2 дм 5 см=125;
- в дециметрах и сантиметрах:
146 см=14дм 6 см,
8 м 40 мм=800 дм 4см;
Подготовка к усвоению новых знаний
- У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить вашу классную доску. Доска большая, а листок маленький.
- Смогу я это сделать? Как? (начертить в уменьшенном размере)
- Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы (карандаш, линейка)
- Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.
Усвоение новых знаний
- Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)
- Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?
Этот способ называется масштаб.
- Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?
- Зачем происходит уменьшение?
- А может ли происходить увеличение предмета?
- Вернёмся к классной доске и выполним её чертёж, соблюдая масштаб, заранее договоримся, что каждый метр мы заменим сантиметром.
-Давайте измерим доску.
-Чему равна ширина? (1 метр)
-Чему равна длина? (3 метра)
-Итак, длина доски равна - 3 м, а ширина - 1 м.
-Если мы сказали, что метр заменим сантиметром, в ваших тетрадях чему будет равняться длина? (3 см)
-Во сколько раз мы уменьшили размеры? ( в 100 раз)
- Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м или в масштабе в 1см 1 м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.
Отрезок, равный ширине доски, мы изобразили на плане отрезком длиной 1 см, то есть уменьшили его в 100 раз
( 1м=100см). Так же в 100 раз мы уменьшили и длину доски.
-Где мы в повседневной жизни встречаемся с масштабом?
-На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз.
-Мы выполнили план доски в масштабе один к ста. Записывают это так:
Масштаб 1:100
Эта запись означает, что одному сантиметру на плане соответствует 100 см на местности.
-Вспомним, какой первый шаг мы выполняли, чтобы изобразить большую доску на маленьком листке. (Измеряли размеры, на доску помещается табличка с записью: " 1. Измерить длину и ширину предмета ").
- Второй шаг. Измерили, посмотрели на листок, и сделали следующий шаг, какой? (Уменьшили размеры).
А размеры нужно уменьшать, как захочется? (в определённое количество раз).
- Вы мне уже приводили примеры, когда объект необходимо увеличить, тогда правильнее будет записать так (на доску помещается табличка с записью: " 2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб ").
- И только в самом конце мы чертим предмет (на доску помещается табличка с записью: " 3. Сделать чертёж ").
- У нас с вами получился алгоритм, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.
- А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным.
-Как думаете, почему именованный?
(потому что в его записи участвуют единицы измерения).
-Именованным числом называется число, которое сопровождается единицами измерения.
- К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 - записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?
(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?
Развивающая: развивать умение делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;
Воспитательная: прививать интерес к познанию окружающего мира, привлекая знания из разных областей науки и техники.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные (работа в парах и группах);
познавательные (самостоятельный поиск дополнительной информации);
личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);
регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Оборудование: учебник ; индивидуальные карточки, текст (с информацией), миллиметровая бумага, образец (плана класса), презентация, интерактивная доска.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Формирование УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. Создание положительного настроя на урок.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса по теме "План и масштаб" разработан по программе "Начальная школа 21 века ( научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия .
Читайте также: