Что роднит музыку с литературой 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас первый урок музыки в среднем звене.

Давайте с вами определимся, что мы будем делать в этом году и что нам нужно:

  • Тетрадь общая 48 листов (на все три класса) – в которую мы будем записывать тему урока, какие-то понятия, а так же название песен, которые будем учить.
  • За каждый правильный ответ я буду давать смайлики (показываю);
  • Учить песни наизусть и сдавать у доски на оценку.

4. Музыкальное приветствие:

Урок музыки у нас

Очень рада видеть Вас.

Здравствуйте учитель добрый

Вот пришли мы на урок

Все стараться будем, чтобы

Знания пошли нам в прок

5. Введение в новую тему урока:

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.).

Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

  • Как вы думаете, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Все вокальные жанры

Чтобы ответить на эти вопросы нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.

Для начала подумаем,

  • ЧТО вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание своих произведений? Где тот источник вдохновения, откуда черпают идеи, темы, образы люди искусства? Возможно, это окружающая природа, люди…

Совершенно верно. И природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое.

Молодцы. Мы с вами нашли первую связь , объединяющую музыку и литературу: это наша жизнь, она подсказывает композиторам, поэтам, писателям темы для их произведений.

- Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.

Идём дальше. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

  • Догадались, о каком понятии идёт речь? Дети вспоминают про интонацию .

Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

Вот вы нашли вторую взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

По каким направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы:

  • А где ярко проявляется союз музыки и литературы? В каких известных вам музыкальных жанрах? называют песню , романс и другие музыкальные жанры.

Давайте с вами вспомним р.н.п. Во поле березка стояла.

А теперь уберем из песни слова.

  • Что получилось? Получилась мелодия. Песня нам уже не понятна, в ней нет слов, осталась одна музыка. И песней это уже не назвать.

И наоборот, убираем мелодию.

На экране слова песни.

  • Это что? - Это просто стихи, а стихи это литература, и уже нет песни. Так что ж получается.

Не было бы песни без стихов и мелодии, так же как и оперы, мюзиклов и т.д.

Конечно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Третья взаимосвязь - поэзия

- Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.

  • А в каком жанре вокальной музыке больше всего раскрывается чувства человека? Романс

Романс - это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием.

  • Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым).

Слушаем романс Глинки Жаворонок

  • Каким будет дыхание певца? (спокойным, глубоким).
  • Какой музыкальный инструмент аккомпанирует певцу? Пианино
  • А какой женский голос исполняет произведение? Сопрано
  • Как вы думаете, смогли бы мы определить чувства исполнителя, если бы не было музыки? Или стихов?

Возможно, могли бы, но не в полном объеме, вместе и стихи и музыка окунают нас в прекрасный мир чувств, переживаний, мы вместе с автором видим картину, чувствуем его настроение и переживания.

Легче слушать романс, когда слова перед глазами

Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения.

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь - четвертую : это название , литературная программа музыкального произведения.

- Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

  • Что вы себе представите под эту инструментальную музыку?

Эдвард Григ взял за основу драму Ибсена и сочинил на нее музыку.

Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу – программу имеют многие инструментальные произведения.

Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, сказках, народных преданиях часто говорится о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.

  • Вы знаете какие- нибудь легенды о силе музыки?

Вот, например, в древние времена врачи приходя к своим пациентам, приносили с собой колокольчик, и под звон этого инструмента спрашивали, как здоровье и больной отвечал, и волшебные звуки колокольчика лечили больного.

Молодцы. Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это пятая связь - проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

А еще и музыку, и литературу объединяет общность жанров: В литературе: песня, романс, запевка; В музыке: сказка, поэма, баллада.

А теперь давайте подведем итоги нашего урока:

  • О каких двух великих началах, двух стихиях искусства мы разговаривали на протяжении урока? - Литература и музыка.
  • Обращаясь к теме нашего урока, давайте скажем, так что же роднит музыку с литературой?
  • Общие темы из жизни
  • Интонация
  • Поэзия, становится основой многих вокальных произведений;
  • Название произведение и там и там
  • Образы - во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке.
  • А что же стало бы с музыкой, если бы не было литературы, поэзии? Не было бы песен, романсов, мы никогда бы не услышали чувства, настроение, переживание героев произведений

8. Разучивание песни.

9. Д.З: Найти литературное произведение о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

Литература+музыка.
Литература помогает познать мир, писатель создает литературное произведение, чтобы передать свое мнения и чувства.
Музыка выполняет тоже самое действие как и литература, композитор тоже с помощью музыке, может передать его страдания, радость, чувства и т. д.
Композитор и писатель почти одинаковые люди.
Вот этим и связана музыка с литературой.

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.


Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации — ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, — мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.


По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.

Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов — все то, что композиторы слышат в жизни, побуждает их к созданию таких больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям.

Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу — программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.


Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.

И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, баллада и др.

Взаимосвязь музыки и литературы

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Как связана музыка и литература?

В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литератур­ное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведе­ния, как романс, кантата.


Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений , что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в раз­ных формах и по-разному воздействует на нас, читате­лей и слушателей.

Что же роднит музыку с литературой?


Единым стержнем этих искусств является интонация.

Вспомним, что такое интонация . И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволно­ванные, торжественные, ве­личественные - мы слышим и в разговорной, и в литератур­ной, и в музыкальной речи.

Благодаря выразительно­сти музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

По каким же направлениям можно рассматривать связь

музыки и литературы?

Рассмотри картину В.Поленова

"Монастырь над рекой"


Ответь на вопросы:

Какие чувства вызывают эти произведения искусства?

Обрати внимание на плавные изгибы линий рисунка в картине и

мелодии романса, общность ритмического строя, перекличку

светотени в картине и ладовой окраске в музыке.

Можно в романсе услышать тишину леса, поля?

Какими средствами музыкальной выразительности М.И.Глинка в романсе "Жаворонок" смог услышать эту тишину?

2. Народная песня в композиторской музыке

П.И.Чайковский



В мелодии народных песен,

церковные напевы, интонации

колокольных звонов - всё то, что

композиторы слышат в жизни, побуждает

их к созданию таких больших и сложных

произведений, как симфония, концерт,

сюита, опера. Во многих из них песни,

мелодии, напевы получают как бы вто­

рую жизнь, композиторы заново

открывают их слушателям.


Пётр Ильич Чайковский включил русскую

народную песню "Во поле берёза стояла" в

финал симфонии №4, в "Детском альбоме"

звучит "Камаринская", в балете

"Щелкунчик" русский танец "Трепак",

в финале концерта№1 для фортепиано

с оркестром звучит "Веснянка"

украинская народная песня, в опере

"Евгений Онегин" используются подлинные

русские народные песни,

в увертюре 1812 год звучит песня "У ворот

батюшкиных. " и т.д.


Литературную (словесную,

нередко стихотворную) осно­ву -

программу - имеют многие

инструментальные произ­ведения.

Создавая их, композиторы опираются на

то содер­жание, которое изложено в

литературном источнике или выражено в

названии сочинения.

Портрет. Э.Григ


5. Тесты к теме урока

Скачай архив по ссылке ЗДЕСЬ
Сохрани его на своем компьютере.
Обязательно Распакуй Архив. Для этого - Нажми правой кнопки мышки на архив - Извлечь.
Открой папку Что роднит музыку с литературой. В ней открой Папку1.
Запусти файл start HTML приложение
Пройди тест - проверь себя.

Читайте также: