В содержание каких школьных дисциплин включается гражданское образование в средней школе

Обновлено: 05.07.2024

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России — время формирования гражданского общества и правового государства, перехода крыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адапта-ция на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности,трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности — совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы.

Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами — создание в школе демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

• идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу — как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;

• демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;

• превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;

• широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

• создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

• создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного соуправления, моделирование институтов демократии;

• учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования — создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.

Воспитательная работа со старшекласниками / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. .- Ростов н/Д, 2008

Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать .

Гражданское образование – одно из важнейших звеньев системы образования - является сегодня объектом пристального внимания педагогов, философов, политиков всего мирового сообщества. Интерес к проблемам гражданского образования в России во многом обусловлен содержанием переживаемого ею периода истории, который связан с построением правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Низкий уровень гражданского самосознания поставил мыслителей современности перед проблемой: где кроется корень социальной апатичности жителей нашей страны? Когда и где происходит воспитание гражданина? Ответ очевиден: фундамент гражданского общества должен закладываться в школе. Ведь если с детства не прививать ребёнку привычку мыслить в рамках не только своих личных интересов, но и учитывать интересы социума, то откуда возьмётся социально активное общество? Значит, главная задача школы – воспитание граждан России, подготовка их к участию в управлении своей страной.

С чего начать? Как же разбудить в школьнике гражданское сознание? Большинство учёных, отвечая на эти вопросы, сошлись во мнении: данную проблему можно решить через развитие детского и молодёжного самоуправления. А как создать в школе полноценные органы самоуправления, чтобы ребята без давления сверху могли выступать со своей инициативой, реализовывать на практике самостоятельно разработанные проекты, чтобы они не на словах, а на деле получали полноценное гражданское образование?

Эффективное решение обозначенной задачи возможно только в демократической школе с развитой системой государственно-общественного управления.

С начала нового тысячелетия развитие ученического и студенческого самоуправления стало официальной государственной политикой. В 2006-2010гг. этому способствовала государственная программа "Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации". В 2015 году Правительством РФ утверждена такая же программа на 2016-2020 годы.

Данная статья ориентирована на тех, кто интересуется вопросами гражданского образования подрастающего поколения. Задача автора – обосновать необходимость ученического самоуправления как одной из составляющих системы гражданского образования в современной школе.

Мы рассматриваем развитие школьного самоуправления как часть системы гражданского воспитания, и в нашем понимании это система, позволяющая обучающимся, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой. Родители учащихся юридически не образуют коллектива, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, они имеют возможность влиять на её деятельность и участвовать в управлении её жизнедеятельностью. Каждый из коллективов взрослых и детей у нас имеет право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе: педагогический совет – для педагогического коллектива; собрание - отдельно для обучающихся и родителей.

Школьное самоуправление развивается у нас на принципах добровольности, чередования творческих поручений, равноправия, выборности, гуманности, делового партнёрства, свободы творчества, сотрудничества, неприкосновенности личности, открытости и гласности.

Цель нашей деятельности - воспитание свободной и ответственной личности, готовой к самоопределению и самореализации на основе активной социальной практики.

  • обучить школьников основам активной социальной практики;
  • создать условия для самоопределения, самореализации детей в процессе активной познавательной и творческой деятельности, для овладения навыками межличностного общения и сотрудничества;
  • сориентировать обучающихся на ценностное восприятие окружающего мира;
  • содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
  • сформировать основы гражданственной, социальной и правовой культуры;
  • развить навыки индивидуальной и групповой работы, чувства ответственности за свои действия, за общее дело.

По законам самоуправления наше школьное сообщество живёт уже более двенадцати лет. На сегодня нам практически удалось сделать ребёнка активным участником, субъектом образовательного процесса. Наши обучающиеся не готовятся к будущей жизни - в стенах школы они живут реальной жизнью гражданина России. Как это удалось?

Структура органов самоуправления выглядит следующим образом:

Органы ученического самоуправления в школе взаимодействуют:

  • с директором : защита прав обучающихся, нормативно – правовая база, материально – техническое обеспечение (Парламент, Правительство);
  • с Управляющем советом школы: разработка нормативно-правовой базы, стратегическое планирование (Парламент, Правительство), дополнительное образование, организационное сопровождение, совместные проекты, ресурсное обеспечение; участие в распределении стимулирующего фонда;
  • с родительскими комитетами классов: совместные мероприятия, дополнительное образование, совместные проекты, ресурсное обеспечение;

Вне школы они работают с различными детскими организациями, с районным центром культуры и досуга, Администрацией района, предприятиями села, с муниципальными образовательными учреждениями района, с которыми заключены договоры о социальном партнёрстве. Проводятся совместные мероприятия, концерты, встречи, акции, реализуется социальное проектирование, осуществляется летнее трудоустройство.

Как строится работа в классном сообществе? Класс представляет собой город, высшим законодательным органом которого является Городское собрание - общее собрание обучающихся, родительского комитета класса и классного руководителя. При такой системе самоуправления (ученики + родительский комитет + классный руководитель) можно учесть интересы всех участников образовательного процесса, распределить ответственность между обучающимися и реализовать права на участие в самоуправлении класса. Администрация во главе с мэром города – исполнительный орган ученического самоуправления класса. Для организации и управления в городе созданы Департаменты (комитеты) науки и образования, культуры, информации и печати, здравоохранения и спорта, труда и занятости, социальным вопросам изаботе. Каждый житель города имеет право выбора стать членом того или иного Департамента (по своему желанию) на один год и быть ответственным за выполнение того или иного объекта работы в органе самоуправления.

Полноправными гражданами республики являются преподаватели и родители обучающихся. Участие в общественно полезных творческих делах совместно со взрослым (в рамках деятельности демократической республики) помогает ребёнку удовлетворить свои потребности в коммуникативном общении, самореализации, саморазвитии, создаёт ситуацию успеха, тем самым даёт возможность свободно и непринужденно влиться в общественную жизнь, готовить себя к новым социальным и гражданским отношениям.

В начале каждого учебного года классы-города получают госзаказ, за выполнение которого граждане получают определенное количество баллов. В конце года все полученные баллы суммируются. Класс-город, набравший наибольшее количество голосов становится победителем и получает приз. Так подводится итог совместной деятельности обучающихся, их родителей, классного руководителя.

За это время наши обучающиеся заметно изменились. Сегодня они со знанием дела участвуют в выборах, изучая законы Российского государства, в модельной форме постигают азы жизни в правовом государстве. В ходе деловых игр юные граждане ведут переговоры и оформляют различную банковскую и государственную документацию, на практике познают социальные реалии современности.

Подводя итог выше изложенному, хочется сказать, что школьное самоуправление, направленное на формирование свободного и независимого гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями, высоким уровнем гражданской культуры, должно быть в центре внимания всех, кто связан с образовательным процессом школьников. Сегодня - школьник, завтра - гражданин России. Так что наше будущее – в наших руках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А ведь начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, гражданина, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия. Нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону. Праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника . ) , школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом. Важное значение в реализации задач воспитания личности и гражданина имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.

Основные подходы к развитию гражданского образования в России

Введение
Государство и общество сегодня называют школу, образование важным ресурсом, обеспечивающим переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, предотвращающим отставание страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование признано важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и должно решить сверхзадачу – эффективно готовить молодое поколение к жизни в социальной реальности, которая реальностью еще не стала.
Новые требования к отечественной системе образования следующим образом зафиксированы в Концепции модернизации российского образования: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
В качестве важных целей образования определены:
– развитие у учащихся самостоятельности и способности к саморганизации;
– умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
– готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
– толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Особенно актуальной для системы образования становится необходимость усиления подготовки школьников по информационным технологиям, социально-правовым дисциплинам, иностранным языкам. Особая значимость придается воспитанию школьников.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Несмотря на огромный опыт, накопленный отечественной педагогикой, школа в новых условиях испытывает серьезные трудности в процессе подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Отсутствует система воспитательной работы; на федеральном уровне нет общего понимания содержания, основных принципов и особенностей гражданского образования; нет единства в определении понятия “гражданское образование”, базового понятийного аппарата; существует и кадровая проблема.
Важнейшим условием результативности работы школы по гражданскому образованию является ее системность, целостность, взаимосвязь всех элементов и звеньев. Эффективность ее, по нашему мнению, достигается лишь когда:
– система гражданского образования четко структурирована;
– обозначены основные элементы и параметры его содержания;
– согласованы на основе единых теоретических и методологических положений общие принципы реализации и подходы к методике гражданского образования;
– определены единый знаниевый компонент и перечень основных умений, навыков, формирующихся у обучающихся;
– задействованы все участники образовательного процесса, активно используются возможности социума;
– в процессе достижения целей гражданского образования, формирования качества гражданина демократического общества не используются авторитарные способы;
– гражданское образование не навязано педагогу, администратору, образовательному учреждению “сверх”, педагоги имеют личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладают выраженной гражданской позицией.
Иными словами, необходима реализация подчиненных единой концептуальной основе усилий как всего образовательного учреждения, так и системы образования от дошкольных образовательных учреждений до педагогического вуза, общественных организаций, органов власти.
Опыт, имеющийся в различных регионах России, “вызовы”, брошенные системе образования, заставляют по-новому оценить потенциал и возможности гражданского образования, которое может стать не только основным направлением развития гуманитарного образования, но и проводником современных педагогических технологий в широкую педагогическую практику.
“Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и деятельностно-практического компонентов содержания. (См. схему 1).
Сложность и масштабность задачи требуют комплексного, системного подхода к ее решению, работе всей школьной организации в интересах формирования у учащихся гражданских качеств личности. (См. схему 2).
Как справедливо отмечает Н.Элиасберг, для достижения эффективности гражданского образования оно не должно сводиться лишь к одному из компонентов содержания либо к одной, пусть даже эффективной, форме работы.
Основные подходы к развитию гражданского образования в России обсуждены на межрегиональной конференции “Гражданское образование в современной школе” (г.Калуга, ноябрь 2001 г.), российской конференции “Гражданин XXI века” (г.Москва, АПКиПРО, ноябрь 2001 г.), семинаре Минобразования РФ и Совета Европы (г.Москва, АПКиПРО, февраль 2002 г.), доработаны с учетом замечаний и предложений.

Группа разработчиков проекта документа благодарит всех работников образования, участвовавших в обсуждении, вносивших замечания и предложения.

Читайте также: