Интеграция деятельности специалистов детского сада

Обновлено: 02.07.2024

В дошкольных образовательных учреждениях комбинированного (компенсирующего) вида с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимосвязной работы всех участников коррекционно-педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время. Кроме того, анализ специальной психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что данной проблеме не уделено значительного внимания.

Взаимосвязь участников коррекционно-педагогического процесса раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.

Интеграция участников коррекционно-педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассмотрим основные компоненты интеграции.

Интеграция участников коррекционно-педагогического процесса должна строиться на взаимосвязи основных подсистем образовательного процесса: структура личности, содержание образования, социальный опыт.

Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.

Основные компоненты интеграции:

- системообразующий (интегративный) стержень, вокруг которого строиться интеграция; таким стержнем является социальная активность ребенка (его общение и деятельность);

- коррекционно-развивающий, дидактический объект интеграции: на основании чего, через что реализуется интеграция;

- цели, содержание и технологии коррекционно-развивающего воздействия.

Интеграция деятельности участников коррекционно-педагогического процесса рассматривается как цель и результат взаимодействия по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели. Процесс в этом случае имеет определенные технологии реализации и определяется как комплексное воспитание, обучение, коррекция и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев коррекционно-развивающей работы.

Взаимосвязь компонентов интеграции происходит на основе информационно-содержательных (цели, задачи, содержание), операционно-деятельностных (методы, средства, приемы) и организационно-методических связей (формы взаимодействия), выполняющих целеполагающие и конструктивные функции. Интеграция и координация участников коррекционно-педагогического процесса служит условием создания единого коррекционно-развивающего пространства развития ребенка с ОВЗ.

Для осуществления эффективной интеграции и координации специалистов и воспитателей в условиях современного ДОУ необходимым является создание особых образовательных условия для воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Систему коррекционно-развивающей работы необходимо строить с учетом ФГТ и стандартов содержания образования, нормативно-правовой базы содержания образования. В основе содержания коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса лежит Основная образовательная программа ДОУ, основные образовательные, коррекционные программы, а так же методики и технологии в работе с той или иной категорией детей с ОВЗ. Так же с учетом психофизиологических особенностей детей необходимо разработать оптимальный режимы работы (режим дня, режим двигательной активности), учебный план, составить сетку занятий.

2. Необходимым условием является создание специальной коррекционно-развивающей, предметно-пространственной среды: макросреда, микросреда. В детском саду спроектированы специальные помещения, где осуществляются разные виды помощи детям: выявление недостатков развития, дифференциальная диагностика, консультирование родителей, а также комплексная физкультурно-оздоровительная и психолого-педагогическая помощь в условиях детского сада. Микросреда в группе ДОУ должна соответствовать современным СанПинам, ФГТ и стандартам образования, принципам доступности, полноты и др.

3. В детском саду с детьми с ОВЗ работает сразу несколько специалистов: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и др.

В обучении и воспитании детей с ОВЗ коллектив специалистов и воспитателей ДОУ должен не только понимать задачи и стратегии коррекционно-развивающей работы, но и действовать в четкой согласованности, знать последовательность и направления действия каждого участника коррекционно-педагогического процесса. Рассмотрим основные задачи каждого из участников коррекционно-педагогического процесса.

Учитель-логопед: отвечает за развитие речи, формирование коммуникативных способностей, подготовку к обучению грамоте.

Задачи работы:Создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: фонетико – фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры, лексико-грамматического строя, связной речи, предпосылок для

овладения навыками чтения и письма; Целенаправленное формирования функций

речи (особенно регулирующей и планирующей); Стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками,стимуляция к внеситуативно – познавательному и внеситуативно – личностному общению;

Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);

Развитие зрительного восприятия; Развитие и совершенствование правильного

диафрагменно-речевого дыхания; Совершенствование мелкой и общей моторики,

графомоторных навыков; Развитие основных мыслительных операций

(анализа, синтеза, обобщения, классификации), и психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления).

Учитель-дефектолог: отвечает за развитие элементарных математических представлений, основных психических процессов.

Задачи работы:Формирование мыслительной деятельности: стимуляция

мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстракции), развитие наглядных форм мышления

(наглядно-действенного, наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе элементарного умозаключения; Развитие памяти, внимания, восприятия; Развитие ритмико – моторной координации; Формирование графомоторных навыков; Формирование пространственно – временных представлений; Развитие сферы образов – представлений (о себе, семье, ближайшем окружении); Развитие элементарных математических представлений (работа с множествами, счет прямой-обратный, образование чисел и прочее); Развитие поространственных представлений

и конструктивного праксиса; Развитие творческих способностей.

Педагог-психолог: отвечает за развитие эмоционально – волевой сферы.

Задачи работы:Развитие эмоционально – волевой сферы (фон настроения, устойчивость эмоциональных состояний, коррекция страхов, тревог

эмоциональных реакций); Формирование положительных личностных качеств, регуляция деятельности; Развитие социальных контактов, социальных эмоций (со сверстниками, педагогами, членами семьи); Предупреждение трудностей в усвоении норм поведения

(негативизм, драчливость, аутизм); Совершенствование адаптационных механизмов, предупреждение школьной дезадаптации; Создание условий для развития самооценки,

самосознания; Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);

Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

Расширение представлений об окружающем.

Задачи работы: Развитие просодической стороны речи

(сила, высота, темп, выразительность и т.д.);Развитие чувства ритма и темпа; Автоматизация звуков при исполнении песен; Коррекция нарушений дыхания;

Развитие слоговой структуры речи; Совершенствование неречевых средств общения

(выразительности мимики и пластики движений); Развитие психических процессов

(внимания, памяти, мышления); Коррекция двигательных нарушений

(темп, координация, характер), навыков ориентировки в пространстве;

Расширение представлений об окружающем.

Воспитатели (задачи работы): Развитие мелкой и общей моторики, координация двигательного праксиса; Развитие основных психических процессов (внимание, памяти, мышления);

Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, фонематического восприятия;

Развитие артикуляционной, тонкой моторики при устранении недостаточности развития

речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений; Закрепления и автоматизация звукопроизношения; Закрепление, уточнение и активизация словаря; Закрепление сформированных лексико –грамматических категорий; Развитие и совершенствование правильного диафрагменно-речевого дыхания; Совершенствование диалогической и монологической форм речи; Закрепление навыков звукослогового анализа, синтеза;

Формирование графомоторных навыков.

Разнородная по сути деятельность каждого специалиста должна быть сведена в общую картину, рисующую индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка. В этом состоит одна из важнейших задач взаимосвязной работы.

Основная цель интеграции и координации участников коррекционно-педагогического процесса – обеспечить эффективную, разноплановую, дифференцированную помощь детям с нарушениями познавательной деятельности.

Создание единой сплоченной команды участников коррекционно-педагогического процесса необходимо для комплексного воздействия на личность ребенка с ОВЗ. Только комплексный подход всех участников коррекционно-педагогического процесса дает возможность построить эффективный коррекционно-развивающий процесс.

Взаимосвязь участников коррекционно-педагогического процесса раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.

Интеграция деятельности рассматривается как цель и результат взаимодействия специалистов по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели. Процесс в этом случае имеет определенные технологии реализации и определяется как комплексное воспитание, обучение, коррекция и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев коррекционно-развивающей работы.

Рассмотрим основные виды интеграции:

2.Проблемная. Каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет:

- конкретные проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности;

- заключение на основе общего направления собственной деятельности;

- приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы;

- промежуточные и итоговые результаты индивидуально-коррекционной работы.

Проблемная интеграция обозначена так в силу того, что она обеспечивает взаимодействие специалистов для решения индивидуальных проблем ребенка и служит основой для разработки индивидуально-коррекционных программ. Она реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и служит средством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребенка. Проблемная интеграция может быть представлена индивидуальными образовательными маршрутами, тетрадями взаимосвязной работы участников коррекционно-педагогического процесса, которые заполняются 2 раза в год на каждого ребенка.

Взаимосвязная деятельность участников коррекционно-педагогического процесса представляет собой несколько этапов:

1этап. Взаимодействие в работе начинается с проведения психолого – медико – педагогического обследования (первичной диагностики), которое носит комплексный характер. Как было сказано выше, дети с ОВЗ, как правило, имеют целый ряд дефектов во всех сферах развития личности, поэтому необходимо тщательное обследование каждого ребенка всеми участниками коррекционно-педагогического процесса в рамках своей деятельности. Данный этап сопровождается составлением протоколов обследования и индивидуальных заключений всеми специалистами.

2 этап. После проведения обследования каждого ребенка, участники коррекционно-педагогического процесса проводят обсуждение его результатов за круглым столом. Результатом данного обсуждения является заполнение единой карты развития ребенка, где каждый специалист и вопитатели отмечают в полном объеме свои наблюдения по результатам обследования. Так же составляется итоговая таблица с указанием уровня развития ребенка по итогам комплексного обследования. Всё это позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех коррекционно-развивающих мероприятий, которые помогут ребенку. Согласно итоговой таблице дети делятся на подгруппы в соответствии с первичным диагнозом и уровнем общего развития. Деление на уровни помогает осуществлять индивидуально-диффиренцированных подход, без которого невозможен эффективный коррекционно-развивающий процесс.

4 этап. Этап реализации коррекционно-развивающего обучения, в ходе которого могут быть внесены коррективы. Реализация коррекционно-развивающего процесса, его успехи, трудности обсуждаются за круглым столом, на совещаниях, где вносятся коррективы.

уделено значительного внимания.

Интеграция специалистов и воспитателей необходима для определения коррекционно-диагностической программы, выбора актуальных методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям, построения эффективной коррекционно-развивающей среды. Таким образом, система взаимосвязной работы специалистов и воспитателей позволяет обеспечить эффективный коррекционно-развивающий процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 2000

2.Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ №6, 2004

3.Мастюкова Е.М.Ребенок с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение

4.Панферова И.В., Филлипова Л.Н Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ//Логопед, №4, 2007

Непродуктивное взаимодействие специалистов ДОУ в рамках интеграции областей ФГОС.

- Создание условий для развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития на основе объединения специалистов, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Совершенствование системы взаимодействия специалистов ДОУ, организация их совместной деятельности в целях улучшения качества образования.

- Создание комфортных условий пребывания в детском саду, обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка.

В нашем дошкольном учреждении с детьми работают сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимосвязанной работы всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время. Кроме того, анализ специальной психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что данной проблеме не уделено значительного внимания.

Взаимосвязь участников педагогического процесса раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.

Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим основные компоненты интеграции.

Интеграция участников педагогического процесса должна строиться на взаимосвязи основных подсистем образовательного процесса: структура личности, содержание образования, социальный опыт.

Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.

Основные компоненты интеграции :

- системообразующий (интегративный) стержень, вокруг которого строиться интеграция; таким стержнем является социальная активность ребенка (его общение и деятельность);

- коррекционно-развивающий, дидактический объект интеграции : на основании чего, через что реализуется интеграция;

- цели, содержание и технологии коррекционно-развивающего воздействия.

Интеграция деятельности участников педагогического процесса рассматривается как цель и результат взаимодействия по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели. Процесс в этом случае имеет определенные технологии реализации и определяется как комплексное воспитание, обучение, коррекция и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев коррекционно-развивающей работы.

Взаимосвязь компонентов интеграции происходит на основе информационно - содержательных (цели, задачи, содержание, операционно- деятельностных (методы, средства, приемы) и организационно-методических связей (формы взаимодействия, выполняющих целеполагающие и конструктивные функции. Интеграция и координация участников коррекционно-педагогического процесса служит условием создания единого коррекционно-развивающего пространства развития ребенка дошкольного возраста.

Для осуществления эффективной интеграции и координации специалистов и воспитателей в условиях ДОУ необходимым является создание особых образовательных условий для воспитания, обучения и развития детей :

1. Система коррекционно-развивающей работы строится с учетом стандартов содержания образования, нормативно-правовой базы содержания образования. В основе содержания коррекционно-развивающего и педагогического процесса лежит :

- Основная образовательная программа ДОУ;

- Основные образовательные, коррекционные программы;

- Методики и технологии в работе с той или иной категорией детей.

Так же с учетом психофизиологических особенностей детей необходимо разработать оптимальный режим работы (режим дня, режим двигательной активности, учебный план, сетку занятий.

2. Необходимым условием является создание специальной коррекционно-развивающей, предметно-пространственной среды: макросреда, микросреда. В детском саду спроектированы специальные помещения, где осуществляются разные виды помощи детям: выявление недостатков развития, дифференциальная диагностика, консультирование родителей, а также комплексная физкультурно-оздоровительная и психолого-педагогическая помощь в условиях детского сада. Микросреда в группе ДОУ должна соответствовать современным СанПинам, ФГОС, принципам доступности, полноты и др.

Проанализировав формы взаимодействия специалистов, мы пришли к выводу, что традиционные формы менее эффективны; для более продуктивного взаимодействия необходимо использовать современные формы взаимодействия специалистов.

3. В детском саду с детьми работают сразу несколько специалистов : учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры и др.

В обучении и воспитании детей дошкольного возроста коллектив специалистов и воспитателей ДОУ должен не только понимать задачи и стратегии коррекционно-развивающей работы, но и действовать в четкой согласованности, знать последовательность и направления действия каждого участника педагогического процесса.

Разнородная по сути деятельность каждого специалиста должна быть сведена в общую картину, рисующую индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка. В этом состоит одна из важнейших задач взаимосвязанной работы.

Основная цель интеграции и координации участников педагогического процесса – обеспечить эффективную, разноплановую, дифференцированную помощь детям дошкольного возраста.

Создание единой сплоченной команды участников педагогического процесса необходимо для комплексного воздействия на личность ребенка. Только комплексный подход всех участников педагогического процесса дает возможность построить эффективный коррекционно-развивающий процесс.

Взаимосвязь участников коррекционно-педагогического процесса раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.

Интеграция деятельности рассматривается как цель и результат взаимодействия специалистов по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели. Процесс в этом случае имеет определенные технологии реализации и определяется как комплексное воспитание, обучение, коррекция и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев коррекционно-развивающей работы.

Рассмотрим основные виды интеграции :

1. Тематическая. Данный вид интеграции – основа для разработки тематических перспективных планов работы. Одна и та же тема раскрывается специалистами по - разному, исходя из конкретных коррекционных задач.

2. Проблемная. Каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет:

- конкретные проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности;

- заключение на основе общего направления собственной деятельности;

- приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы;

- промежуточные и итоговые результаты индивидуально-коррекционной работы.

Проблемная интеграция обозначена так в силу того, что она обеспечивает взаимодействие специалистов для решения индивидуальных проблем ребенка и служит основой для разработки индивидуально-коррекционных программ. Она реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и служит средством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребенка. Проблемная интеграция может быть представлена индивидуальными образовательными маршрутами, тетрадями взаимосвязанной работы участников коррекционно-педагогического процесса, которые заполняются 2 раза в год на каждого ребенка.

Взаимосвязанная деятельность участников педагогического процесса представляет собой несколько этапов:

1этап. Взаимодействие в работе начинается с проведения психолого – медико – педагогического обследования (первичной диагностики, которое носит комплексный характер. Дети дошкольного возраста, как правило, имеют целый ряд дефектов во всех сферах развития личности, поэтому необходимо тщательное обследование каждого ребенка всеми участниками педагогического процесса в рамках своей деятельности. Данный этап сопровождается составлением протоколов обследования и индивидуальных заключений всеми специалистами.

2 этап. После проведения обследования каждого ребенка, участники педагогического процесса проводят обсуждение его результатов за круглым столом. Результатом данного обсуждения является заполнение единой карты развития ребенка, где каждый специалист и воспитатель отмечают в полном объеме свои наблюдения по результатам обследования. Так же составляется итоговая таблица с указанием уровня развития ребенка по итогам комплексного обследования.

3 этап. Этап реализации коррекционно-развивающего обучения, в ходе которого могут быть внесены коррективы. Реализация коррекционно-развивающего процесса, его успехи, трудности обсуждаются за круглым столом, на совещаниях, где вносятся коррективы.

Интеграция специалистов и воспитателей необходима для определения коррекционно-диагностической программы, выбора актуальных методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям, построения эффективной коррекционно-развивающей среды. Таким образом, система взаимосвязанной работы специалистов и воспитателей позволяет обеспечить эффективный коррекционно-развивающий процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 2. Модифицированная экспресс – методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михайлюка и А. Ю. Шалыто.

Ожидаемый результат: таким образом,планируемая работа позволит создать условия для успешной социализации детей и совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОУ.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада по обогащению предметно-развивающей среды.

ВложениеРазмер
integratsiya_raboty_spetsialistov.doc 128 КБ

Предварительный просмотр:

Чиркова Инна Аданисовна

Создание развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательный стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) , основная общеобразовательная программа дошкольного образования претерпела существенные изменения. Появились новые представления о содержании и организации дошкольного образования. В том числе, решать поставленные цели и задачи предлагается на основе комплексно-тематического подхода с учётом принципа интеграции образовательных областей.

На самом деле интеграция образовательных областей в образовательной работе нашего детского сада применяется уже давно и успешно. Это так называемое взаимодействие специалистов и педагогов, суть которого заключается в создании творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработке интегрированного развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организации образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Для нас, на данном этапе, инновационным является – интеграция различных областей образовательно-воспитательной деятельности в педагогический процесс.

В связи с этим, мы в нашем дошкольном учреждении несколько изменили схему взаимодействия специалистов.

  • В центре образовательно-развивающей деятельности в нашем детском саду стоит ребенок.
  • Старший воспитатель оказывает помощь в организации взаимодействия, координации функционирования, осуществляет анализ результатов.
  • Воспитатели и специалисты детского сада совместно проводят психолого-педагогическую диагностику и планирование развивающего и образовательного процесса, который теперь подразумевает проведение в основном интегрированной организованной деятельности детей.
  • Заведующий детским садом координирует всю работу педагогов.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

АЛГОРИТМ УСПЕШНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, преподавателя изобразительной деятельности, преподавателя познавательной деятельности) и повышение их педагогической компетенции.

2. Организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

3. Разработка интегрированного развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

  1. Усиление развивающего эффекта воспитания и развития ребенка средствами разнообразных видов деятельности, в которые он включен.
  2. Углубление и расширение различных познавательных представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира.
  3. Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства, особенные движения и голос
  4. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности

В нашем дошкольном учреждении выстроена специальная система работы педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации образовательной программы.

При реализации всех направлений работы важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДОУ. Достижение наиболее эффективных результатов возможно при наличии всех компонентов системы.

Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках образовательной программы.

Направления работы заведующего:

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств (приобретение оборудования, литературы);

- работа с родителями по выполнению целей и задач образовательной программы;

Направления работы старшего воспитателя:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками в соответствии с новыми требованиями к ступени дошкольного образования;

- выбор программ и методик (совместно с педколлективом);

- определение места образовательных областей в общем образовательном пространстве детского сада, их связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в диагностике детей и анализе её результатов;

- проведение методических семинаров для членов коллектива;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы учреждения;

- организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания;

- обобщение результатов работы.

Направления работы музыкального руководителя:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей, специалистов;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- подбор музыкальных произведений к программе специалистов, воспитателей;

- музыкальное сопровождение игр;

- использование элементов фольклора в целях образовательной программы;

- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.

Направления работы преподавателя изобразительной деятельности:

- закрепление содержания занятий художественно-эстетического цикла в рисовании, аппликации;

- оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам;

- совместное проведение занятий с музыкальным руководителем;

- участие в создании выставок детских работ;

- подбор репродукций, иллюстраций педагогам, помощь в оформлении декораций;

- координация своей программы с программой воспитателей;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Направления работы инструктора по физической культуре:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач образовательной программы;

- участие в праздниках.

Направления работы учителя-логопеда:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);

- включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.

Направления работы воспитателя:

- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;

- участие в областных, городских конкурсах;

- создание условий для реализации образовательной программы в группах;

- работа с родителями в системе образовательной программы;

- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя;

- оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Результатами процесса интеграции специалистов в рамках реализации образовательной программы стали следующие достижения:

Устойчивые высокие результаты в развитии детей 2014 г. – 89,2%, 2015 г. – 90,1%, 2016 – 93,5%. Высокая готовность к обучению в школе: 95 % детей имеют лёгкую степень адаптации, 90 % - успешно осваивают школьную программу.

  1. Поступление в музыкальную школу – 15 %.
  2. Поступление в художественную школу –10 %.
  3. Поступление в хореографические коллективы – 15 %.
  4. Призовые места в конкурсах детского художественного творчества.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн.


"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".

В статье раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) - взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно.


Педагоги МА ДОУ №166 г. Хабаровска решают проблему формирования поликультурной образовательной среды. Совместно с МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска создается единое образовательное пространство, вырабатывают.


Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. .


Создание информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении

развитие соверменного общества неразрывно связано с техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация.

Развитие этнокультурной образовательной среды в дошкольном учреждении в условиях двуязычия детей

В статье описывается развитие этнокультурной образовательной среды в дошкольном учреждении в условиях двуязычия детей. Целью работы с детьми в данном направлении являе.


Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, а именно:

  • определение объема содержания;
  • соотношение программ и технологий;
  • организация целостности педагогического процесса;
  • преемственность между образовательными ступенями.

Папакирьяди М.И., ст. воспитатель

«ОРГАНИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ

ОБОСНОВАНИЕ ВЫДВИГАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, а именно:

определение объема содержания;

соотношение программ и технологий;

организация целостности педагогического процесса;

преемственность между образовательными ступенями.

Но, независимо от того, какую программу воспитания реализует дошкольное образовательное учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач:

сохранение здоровья ребенка;

развитие базовых качеств личности;

предоставление равных стартовых возможностей.

Однако увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке.

Данное противоречие, возможно разрешить, построив педагогический процесс на принципах интеграции содержания, способствующих более тесному контакту всех специалистов дошкольного учреждения (старший воспитатель, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог дополнительного образования и т.д.):

использование личностно-ориентированной модели обучения, предполагающей возможность такой организации обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Данная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна.

основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, так как дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Интеграция здесь выступает как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

интеграция как форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей позволяет охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры (дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые); изобразительную деятельность, музыкальную, художественно-речевую.

интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, памяти, внимания). С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления, является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности:

в речевой – словом,

в театрализованной – движением, жестом, мимикой, голосом, позой, интонацией;

в изобразительной – рисунок;

в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика.

Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:

Инициативной группой дошкольного учреждения проведена работа по проблеме организации педагогического процесса на основе интегративного взаимодействия между специалистами и воспитателями.

Основная цель: реализация принципа комплексного развития личности ребенка-дошкольника, дающая возможность избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, в тоже время активно развивая все стороны личности дошкольника.

Наметили основные задачи данной деятельности:

Создание методического обеспечения, а именно тематического плана воспитательно-образовательной работы, обеспечивающего интеграцию взаимодействия педагогов по тематическому принципу и осуществляемое на его основе календарное планирование.

Отбор содержания из дошкольных методик с целью их рационального комплексирования в единую образовательную технологию.

Для решения поставленных задач была проведена следующая методическая работа:

- Активизировали процессы самообразования педагогов в рамках темы деятельности;

- Провели деловых игр для закрепления терминологии интегративной деятельности;

- Разработали интегрированные тематические планы воспитательно-образовательной работы, наполнили их соответствующим содержанием;

- Проводили итоговые комплексные занятия по всем видам деятельности.

Мы отметили, что интегрированные занятия более результативны, у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, проявляется стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных сферах (рисовании, пении, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной, игровой деятельности).

Интеграция происходит по следующим направлениям:

Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи, коррекционная работа – работа логопеда с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии.

ФЦКМ: систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях, формирования интереса к различным формам познания мира: моделирование, экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение; экологическое, правовое развитие.

Продуктивная деятельность: реализация полученных впечатлений, знаний в игровой деятельности, в изобразительном творчестве, в театральной деятельности посредством инсценировки, в музыкальной и физической деятельности.

Педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (старший воспитатель, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования – эколог, театрал, преподаватель эстетического цикла, психолог). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.

Приложение №1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Выделите основные направления развития современной дошкольной педагогики.

Варианты ответа:

Разработка проблем содержания воспитания дошкольников в условиях ДОУ;

б. Проблема рейтинговой оценки детских садов;

в. Разработка методики эффективной подготовки детей к школе.

Выберите методы педагогического исследования, наиболее значимые

для дошкольной педагогики:

Варианты ответа:

а. Видеозапись беседы с родителями;

б. Составление аннотации;

в. Изучение творческих работ детей.

3. Следует ли руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в ДОУ?

Варианты ответа:

а. Она не связана с педагогическим процессом;

б. Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во время

организации педагогического процесса;

в. Она не направлена на содержание образования.

4.Какие принципы и требования должен отражать режим жизни в

Варианты ответа:

а. Учет возрастных возможностей

б. Предусматривать интересы детей

в. Развивать творчество детей

г. Социальное развитие

5.Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?

Варианты ответа:

а. Умением педагогически мыслить;

б. умением узнавать мнение родителей об их ребенке;

в. Умением соблюдать авторитарность в воспитании.

6. Что отражает сущность целостного педагогического процесса?

Варианты ответа:

а. Целостный подход к использованию методов педагогической

б. Взаимозависимость цели и содержания работы с детьми;

в. Взаимозависимость содержания и форм работы с детьми;

г. Взаимозависимость и единство форм и методов педагогической

Вычлените принцип, который не является принципом организации

интегрированного педагогического процесса.

Варианты ответа:

а. Единство решения воспитательных и образовательных задач;

б. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

в. Принцип раннего начала обучения детей;

г. Построение предметно-развивающей среды;

д. Взаимосвязь разных видов деятельности.

Выберите требования к плану работы воспитателя с группой детей.

Варианты ответа:

а. План должен быть согласован с планами специалистов ДОУ;

б. Отвечать пожеланиям родителей;

в. Переход на предметное обучение;

г. Создание условий для дневного сна.

Какие методы обучения конструктивным умениям чаще всего использует воспитатель?

Варианты ответа:

а. Ознакомление с окружающей жизнью;

г. Сотворчество с детьми.

10. Какие одинаковые типы работы вам известны при организации разных

форм продуктивной деятельности дошкольников?

б. Работа по образцу;

в. Работа по ознакомлению с художественной литературой;

г. Рисование с натуры.

Номер задания в тексте

Вариант тестового задания

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – составление тематического интегрированного плана воспитательно-образовательной работы на месяц по возрастам и в соответствии с сезоном. Анализ полученных планов, выработка рекомендаций к использованию.

Приложение №2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Форма проведения – круглый стол

Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников, рассмотреть актуальные речевые жанры, используемые воспитателем в диалоге.

Задание участникам в начале работы: Напишите на одной строке свое настроение и свои ожидания от совместной работы.

Информация для педагогов: С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества, использование новых методов и перестройка традиционных.

Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений.

Вопрос к педагогам: коммуникативно-речевые умения – расшифруйте это понятие. (Это умение ориентироваться в ситуации диалогического общения с учетом норм речевого этикета, корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий общения).

Повышение компетентности педагога в педагогическом общении – инструмент гуманизации образования на современном этапе, так как именно профессиональные умения и мастерство воспитателя в создании условий для развития личности ребенка является критерием оценки качества дошкольного образования.

Культура педагогического общения невозможна без эмоциональной культуры, включающей умение регулировать свое психическое состояние, управлять эмоциями, понимать другого, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение. Эти умения называют социально-психологическими.

Важную часть коммуникативных умений педагога составляют умения выстраивать речевые высказывания. Речевой этикет служит средством организации и поддержания неконфликтного общения на всем его протяжении.

В этом плане главное назначение этикета – помочь людям не конфликтовать друг с другом, выполнять необходимые для вступления в контакт действия, в том числе и речевые, для его поддержания и выхода из него.

Корректность речевого поведения педагога, во многом определяющая эффективность общения, зависит от соблюдения правил речевого этикета, что позволяет избежать конфликтов, возникающих из-за промахов в общении, произвести хорошее впечатление о себе, расположить к себе собеседника, не принижая собственного достоинства.

Для педагогического общения важна регулирующая функция речевого этикета: выбор формулы обращения и соответствующей тональности, что регулирует характер отношений собеседников в профессиональном общении. Выбранные речевые средства обращения к партнеру должны вызывать нужную реакцию.

Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения:

Как вежливо отказать?

Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.

Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.

Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача (карточка №1): Составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача (карточка №2): Найдите весомые аргументы и вежливую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому обратились с просьбой. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Вопрос к педагогам: Какой будет ваша ответная реакция, если родитель вам отказал?

Ситуация: Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Риторическая задача (карточка №3): Установите контакт по телефону: приветствие, просьба пригласить к телефону нужного человека и передать информацию. Найдите оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если ваш собеседник – родитель воспитанника вашей группы. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Участники разыгрывают в парах данную ситуацию, определяя наиболее оптимальные формы общения собеседников.

Ситуация: Воспитанник вашей группы самостоятельно покинул территорию детского сада, и вы не знаете, где он находится в данный момент. Вам необходимо довести до сведения родителей эту ситуацию по телефону. Как вы будете это делать?

Задание участникам в конце работы: Напишите на одной строке свои впечатления от совместной работы.

Подведение итогов: Старший воспитатель читает вслух фразы – ожидания педагогов, высказанные в начале заседания, и с коллегами анализирует причины их реализованности/нереализованности в процессе совместной работы.

Задания участникам. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

Что мне сегодня понравилось (стиль, форма, способы общения)?

Какие задания вы выполняли с удовольствием? Как вы думаете, почему они вам понравились?

Как вы можете использовать полученную информацию в практике общения с коллегами и родителями воспитанников?

Решения педсовета:

Каждому педагогу организовывать свое педагогическое общение и взаимодействие с участниками педагогического процесса (детьми, родителями, педагогами) в рамках существующих норм педагогической этики; срок - постоянно

Читайте также: