Группы для реализации проекта в школе

Обновлено: 06.07.2024

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.

Подготовила: учитель начальных классов Жукова Е. А.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Умение выявлять социальные проблемы, находить пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций. Так как в современном обществе проблемных ситуаций становится больше.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно – социальное проектирование.

Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность.

Социальный проект – это , как правило, проект, направленный на реализацию значимой идеи, а участие детей в конкурсах, фестивалях, творческих играх, праздниках, проводимых в рамках проектной деятельности, помогают

осознанию ими социальной значимости своей деятельности.

Таким образом, главенствующую роль в процессе решения проблем социализации личности играет жизненная позиция классного руководителя.

Социальное проектирование - это способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.

Практико-ориентированный (социальный) проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика .

Целью социального проектирования является:

Привлечь внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению

одной из этих проблем силами самих учащихся.

Задачи социального проектирования:

1. Повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

2. Закрепление навыков командной работы;

3. Совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование

предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

  • Умения , которые развиваются у детей:
  • - коммуникативные,
  • - регулятивные,
  • - познавательные,
  • - личностные

Этапы проектной деятельности:

• разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание,

• реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

• оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Основные требования к социальному проекту

Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)

Последовательность и связность

Объективность и обоснованность

Компетентность автора и персонала

Ожидаемые результаты социального проектирования

Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.

• Реальный вклад обучающихся в изменение социальной ситуации .

• Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.

• Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

• Получение социального позитивного опыта, осознание своей значимости.

Практическая работа учителя

Метод проектов широко применяю в своей работе как в урочной, так и во внеклассной работе. Социальному проектированию также уделяется большое внимание. Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся, способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки, что является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности учителя.

Темы социальных проектовдля начальной школы

Значимость социального проектирования для формирования гражданских

Получения первого опыты создания проекта помогает сформировать микромодель гражданского общества;

• социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику;

• социальное проектирование помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и становиться активными и ответственными гражданами.

Правила выбора темы:

hello_html_55d5399f.jpg

Структура работы над проектом

I. Подготовка обучающихся к работе над проектом.

II. Выбор проблемы.

III. Сбор информации (исследование проблемы):

Анализ материалов средств массовой информации;

IV.Разработка собственного варианта решения проблемы.

V.Реализация плана действий:

Обращение к заинтересованным лицам и организациям, социальная переписка;

Реализация социальных проектов в начальной школе

Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов. Структура социального проекта Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта: планирование; проекция; предвидение; предвосхищение; прогнозирование результатов; конструирование; моделирование; анализ результатов. Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень. Реализация поставленных задач Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов.

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научные, гуманитарные. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ, оценивается результативность проекта.

В последнее время интерес к социальным проектам возрос Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, окружных. Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований. Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

- вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме,

- позволяет развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся,

- повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, села, района.

«Капля мысли о природе рождает могучую, полноводную реку мысли…

Уже несколько лет я использую в своей работе метод проектов. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектный метод является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение.

Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися. Результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен для самих открывателей.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащегося в сочетании с групповой организацией деятельности, даёт возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося.

Метод проектов вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора - самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами. Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми.

В процессе проектной деятельности формируются ряд умений и навыков работы в сотрудничестве и коммуникативные умения.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, взаимодействие с любым партнёром, решение общих задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие - вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.

Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных результатов.

Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в "команде". При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Групповая форма при работе над проектами дает высокий уровень познавательной самостоятельности, она обеспечивает взаимодействие детей для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе взаимодействия формируется полноценное общение. В группе применяется гибкая система социальных ролей, обязательно выполнение нравственных норм и правил совместной деятельности.


Рассмотрим, как происходит работа в группах в проектной деятельности.

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, формируются группы, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем.

При формировании групп я учитываю внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся, различный интеллектуальный и творческий потенциал.

Особое внимание уделяю обучению способам общения между членами группы. Учу правильно взаимодействовать друг с другом, выдвигать свои предложения. Объясняю важность мирного решения конфликтов и разногласий, уважительного отношения к другим мнениям.

Деление на группы может осуществлять учитель, либо сами ученики. Всё зависит от проекта. Для краткосрочных проектов, которые проходят на уроке, я заранее подбираю состав групп, предугадываю распределение ролей.

Для исследовательских больших проектов рекомендую формировать группы по интересам и личным симпатиям. Мне кажется, что так дети имеют больше возможностей проявить себя.

В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считают целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Мои наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).

Практика показала, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития "слабых" учащихся и не всегда приносит пользу "сильным". Иногда эффективнее объединять детей в группы с учет их коэффициента IQ.

Г. А. Цукерман полагает, что "слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит и прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы".

Я также заметила, что особенно важна организация учебных микрогрупп для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей работа в учебной тройке, паре.


  • коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми заданиями или проектами;
  • работа в подгруппах;
  • индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.

Таким образом, умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества, но и использует полученные знания в своей деятельности, осуществляет самостоятельно целеполагание, организацию собственной деятельности, её самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса.

Данная форма организации обучения, обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса.

В статье автор рассматривает вопросы формирования сбалансированной команды для эффективной деятельности. В рабочей группе проведено исследование на предмет восьми командных ролей (Р. Белбин) и определена возможность данной группы работать эффективно.

Собраться вместе есть начало.
Держаться вместе — есть прогресс.
Работать вместе — есть успех.

В настоящее время высокая степень изменчивости в деятельности человека и внешней среды предполагает наличие изменений в деятельности любой организации. Ситуация, в которой действуют современные организации, характеризуется неустойчивостью, постоянной сменой приоритетов в своей деятельности в зависимости от потребностей внешней среды. Все чаще происходит так, что организации, которые в недалеком прошлом можно было однозначно отнести к механистическому типу (по механизму функционирования и взаимодействия между отдельными элементами) и которые характеризовались однозначными внутренними взаимосвязями, а также жесткой регламентацией практически всех сторон деятельности, вынуждены приспосабливаться к внешним изменениям. Они стремятся добиваться успеха, внедряя элементы деятельности органического типа организаций, для которых характерны такие признаки, как значительная самостоятельность отдельных звеньев, слабая иерархичность, преобладание неформальных отношений. Каждый работник такой организации активно участвует в принятии важных решений, при этом несет широкий спектр ответственности[1].

Все это придает организационным структурам большую гибкость и создает у работников организации дополнительные стимулы к труду. На первое место выходит задача создания таких механизмов в деятельности организации, которые позволяют на ранней стадии быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и адаптироваться к ней.

Управление в организации присутствует всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности. Любая организация осуществляет такую деятельность в той или иной форме. В этом случае инновационные формы деятельности предоставляют возможность двигаться вперед и развиваться гораздо эффективнее. Одной из таких форм является работа по проектам, или проектная деятельность.

Проект (лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение — это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели. Проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального продукта или услуги в условиях временных или ресурсных ограничений[2].

Эта работа всегда имеет жесткие сроки и четко определенный результат, а самое главное — для реализации проекта требуется работа межфункциональной группы, которую необходимо сформировать грамотно. Это принципиальное отличие проектной деятельности от текущей.

Заранее спланированные проекты, например, в начале года или в начале каждого полугодия, могут ускорить продвижение в реализации целей организации. Важно правильно подбирать сами проекты и отличать их от текущей работы. Перед планированием проектной деятельности анализируются острые проблемы, которые требуют безотлагательных действий, возможно, проводится небольшой опрос, далее определяются цели, происходит выбор средств достижения намеченных целей. Непосредственная деятельность по проекту заканчивается оценкой полученных результатов и выводов.

Проектная деятельность предполагает командную работу и активное взаимодействие работников существующих функциональных подразделений, что в дальнейшем может привести к более эффективной и слаженной работе организации в целом. Командой называют небольшие группы, от трех до двенадцати человек, у которых одна общая цель или общие правила и интенсивное взаимодействие между участниками. Каждый включенный в команду специалист обладает специфическими компетенциями и выполняет определенные функции. Участники в процессе совместной деятельности находят оптимальные пути для достижения цели проекта.

Главное отличие команды от группы состоит в наличии синергетического эффекта, при котором взаимодополняющие умения членов команды, действующей как единый организм, приводят к тому, что эффект от суммарных усилий намного превышает тот, который мог бы быть достигнут ее отдельными членами. Это происходит в результате эффективного взаимодействия между участниками команды на основе общих устремлений и договоренностей.

Согласно модели, предложенной Брюсом Такменом в 1965 году и пересмотренной в 1977 году автором совместно с Мэри-Энн Дженсеном, жизненный цикл команды проходит несколько этапов[3]:

  1. Формирование.
  2. Период срабатываемости участников команды.
  3. Период нормального функционирования.
  4. Реорганизация (при необходимости, в период нормального функционирования).
  5. Расформирование команды.

Формирование. Члены команды собираются вместе, еще не являясь сплоченной командой. Главные трудности на этом этапе обусловлены разными целями и представлениями членов команды, взаимоотношениями в команде.

Период срабатываемости участников команды. В ходе совместной работы члены команды начинают понимать, что они используют различные подходы и методы реализации проекта. Для этого этапа характерно следующее: проявление сложных взаимоотношений (споры, отсутствие взаимной поддержки и доверия), проявление характеров, неслаженность действий команды, перекладывание полномочий, ошибки руководства (слабый контроль, внезапная смена настроения, ошибки распределения ресурсов и планирования).

Период нормального функционирования. Является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным для проекта, поскольку каждый член прочувствовал свою роль и свое место в команде.

Реорганизация (при необходимости, в период нормального функционирования). Состоит в количественном и качественном изменении объема и видов работ, привлечении новых специалистов, перераспределении должностных обязанностей, что обусловлено внутренним и внешним окружением проекта. Этот период является закономерным в процессе развития команды.

Расформирование команды. Главное на этом этапе — чтобы члены команды ощущали удовлетворение от своей работы и готовы были работать вместе и в дальнейшем. Как правило, руководитель прежнего проекта, приступая к новому, приглашает в команду тех людей, с которыми успешно работал.

Для создания квалифицированной и эффективной команды проекта должны соблюдаться следующие условия:

  • интересы участников группы должны быть сбалансированы;
  • цели работы команды, которые формулирует руководитель, должны быть ясны и согласованы со всеми участниками;
  • руководитель должен жестко контролировать соблюдение сроков и качество выполняемых работ;
  • внутри группы должна отсутствовать конкурентная борьба как соперничество;
  • внутригрупповые отношения должны постоянно улучшаться.

По этим основным признакам можно отличить успешную команду от плохо развитой и малопродуктивной группы.

Для эффективной работы в команде нужны различные типы людей. Одним из условий создания команды из формальной группы является правильное распределение функций в соответствии с умениями и наклонностями работников. Благоприятный морально-психологический климат в команде, включающий взаимосвязь и взаимную требовательность, стимулирует результативность труда каждого отдельного работника.

При решении организационных вопросов, касающихся проектной деятельности, процессу формирования команды отводится определенное количество времени. В любой организации существует распределение деловых ролей. Этот социальный феномен групповой динамики впервые был раскрыт Р. Белбиным, исследователем лаборатории менеджмента в Кембридже (Великобритания). Разгаданный им феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль[4].

  1. Председатель (или Координатор).
  2. Исполнитель.
  3. Разведчик (Исследователь ресурсов).
  4. Мыслитель (Генератор идей).
  5. Формирователь.
  6. Оценщик.
  7. Коллективист.
  8. Доводчик (Завершающий работу).

Пройдя тест Р. Белбина и подсчитав результат, каждый может выявить характерные для себя роли в команде. Также Р. Белбин предоставил типовую характеристику каждой из восьми ролей.

В последнее время все чаще возникает необходимость в процессе проектной деятельности решать сложные проблемы в ограниченные сроки и в условиях временных и ресурсных ограничений. Примером того является перестройка деятельности организаций и предприятий в начальный период пандемии (весна 2020 года), когда возникла неожиданно острая необходимость работы в дистанционном формате.

Наша организация также столкнулась с необходимостью поиска новых форм и новых видов деятельности.

Была выдвинута гипотеза о том, что при подборе команды следует включать в нее людей, личностные характеристики которых охватывают диапазон качеств, необходимых для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек, кто-то из работников может совмещать психологические роли, главное — чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает предпосылки для эффективного партнерского взаимодействия, обеспечивающего результаты трудовой деятельности, соответствующие интересам команды проекта.

В результате проведенного тестирования каждый участник набрал определенное количество баллов по каждой из ролей. В зависимости от набранных баллов эти роли распределились по четырем уровням: низкий, средний, высокий, сверхвысокий (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Результаты тестирования


Приведем диаграммы, отображающие данные, полученные по каждому участнику микроисследования.





В представленных диаграммах каждый из участников набрал сверхвысокие или высокие баллы (не учитывая средние и низкие баллы), показывающие явно выраженную роль в команде. Согласно теории Р. Белбина. для эффективной работы в команде должны быть реализованы все восемь ролей. Это не означает, что команда обязательно должна состоять из восьми человек. При меньшей численности команды возможно совмещение одним человеком двух или даже трех ролей. Или наоборот, если в команде более восьми человек, то руководителю необходимо понимать, как распределятся роли в команде. Но важно, чтобы все роли выполнялись, так как они подразумевают реализацию определенных командных функций. Отсутствие в команде человека, выполняющего какую-либо ответственную роль, может привести к неэффективной работе или к невыполнению возложенных задач в полном объеме. Кроме того, часто в командной работе возникают конфликты из-за того, что участники команды не могут прийти к какому-либо решению. Исследование ролей в группе может показать, что сильные лидерские позиции (например, Председатель или Формирователь) занимают несколько человек. В данном случае происходит борьба за лидерство.

В таблице представлены итоги распределения ролей в команде, согласно набранным сверхвысоким и высоким баллам.

Таблица 2. Итоги распределения ролей в команде (по сверхвысоким баллам)


Результаты микроисследования показали: в действующей группе практически каждая из восьми ролей распределилась между членами команды, и они набрали по этим ролям сверхвысокие и высокие баллы. Исключение составила одна не занятая позиция — Формирователь. Но, учитывая тот факт, что Формирователя как лидера в некоторых случаях может заменить Председатель, то отсутствие его не принесет особого вреда работе команды. Итоги распределения ролей показали, что в данной группе есть участники с высоким уровнем баллов, которые могут исполнять по две или три роли на случай ролевой замены, что является частым случаем в работе различных команд.

Отрицательным результатом по итогам распределения ролей в данной группе следует считать тот факт, что выявилось достаточно большое количество человек (пять из восьми), которые оказались в роли Оценщиков. В характеристике Р. Белбина Оценщики в своей роли — это инспекторы. Он их характеризует как людей, обладающих высокими показателями критичности мышления с их способностями выдвигать контраргументы. В работе команды такое количество Оценщиков может приводить к дополнительным конфликтам или затягиванию решения вопросов, требующих быстрого реагирования.

Таким образом, возможно сделать вывод о том, что данная группа жизнедеятельна и при грамотном руководстве и четко поставленных целях может успешно работать как эффективная команда.

Исследование в данном случае проводилось после того, как завершилась работа по проектной деятельности, т.е. постфактум. Но для эффективной работы руководителю нового проекта необходимо уделять немалое время для подбора будущей команды, так как хорошая команда — это залог успеха.

Литература

[1] Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013.

[2] ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. — М., Стандартинформ, 2012.

[3] Коваленко А.В. Создание эффективной команды: Учебное пособие /Автор-составитель А.В. Коваленко — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Умение выявлять социальные проблемы, находить пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций. Так как в современном обществе проблемных ситуаций становится больше.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно - социальное

Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность.

Социальный проект – это , как правило, проект, направленный на реализацию значимой идеи, а участие детей в конкурсах, фестивалях, творческих играх, праздниках, проводимых в рамках проектной деятельности, помогают

осознанию ими социальной значимости своей деятельности.

Особую значимость приобретает мнение Б.М. Бим-Бада,

( Российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор, член МФКО и телеведущий. Родился 28 декабря 1941 г. (76 лет), Соль-Илецк , Оренбургская область, СССР)

Таким образом, главенствующую роль в процессе решения проблем социализации личности играет жизненная позиция классного руководителя.

Социальное проектирование - это способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.

Практико-ориентированный (социальный) проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика .

Целью социального проектирования является:

Привлечь внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению

одной из этих проблем силами самих учащихся.

Задачи социального проектирования:

1. Повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

2. Закрепление навыков командной работы;

3. Совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование

предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Умения , которые развиваются у детей:

Этапы проектной деятельности:

• разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание,

• реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

• оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Основные требования к социальному проекту

Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)

Последовательность и связность

Объективность и обоснованность

Компетентность автора и персонала

Ожидаемые результаты социального проектирования

Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.

• Реальный вклад обучающихся в изменение социальной ситуации .

• Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.

• Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

• Получение социального позитивного опыта, осознание своей значимости.

Практическая работа учителя

Метод проектов широко применяю в своей работе как в урочной, так и во внеклассной работе. Социальному проектированию также уделяется большое внимание. Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся, способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки, что является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности учителя.

Темы социальных проектовдля начальной школы

Значимость социального проектирования для формирования гражданских

компетентностей школьников

Получения первого опыты создания проекта помогает сформировать микромодель гражданского общества;

• социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику;

• социальное проектирование помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и становиться активными и ответственными гражданами.

Правила выбора темы:

hello_html_55d5399f.jpg

Структура работы над проектом

I . Подготовка обучающихся к работе над проектом.

II . Выбор проблемы.

III . Сбор информации (исследование проблемы):

Анализ материалов средств массовой информации;

IV .Разработка собственного варианта решения проблемы.

V .Реализация плана действий:

Обращение к заинтересованным лицам и организациям, социальная переписка;

VI .Составление портфолио

Реализация социальных проектов в начальной школе

Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов. Структура социального проекта Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта: планирование; проекция; предвидение; предвосхищение; прогнозирование результатов; конструирование; моделирование; анализ результатов. Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.

Особенности планирования

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Постановка гипотезы

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

Литературный обзор.

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень. Реализация поставленных задач Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов.

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научные, гуманитарные. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ, оценивается результативность проекта.

В последнее время интерес к социальным проектам возрос Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, окружных. Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований. Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

- вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме,

- позволяет развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся,

- повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, села, района.

«Капля мысли о природе рождает могучую, полноводную реку мысли…

Проектная и исследовательская деятельность сегодня является неотъемлемой частью образовательного процесса, эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ученика, основой формирования ключевых компетенций учащихся. Через проектную и исследовательскую деятельность закладываются основы для развития самостоятельной, думающей личности, готовой к принятию решений, что в настоящее время очень важно. Прежде всего речь идет о способности к самостоятельности в принятии решений, к самообразованию, самореализации, самоконтролю, сотрудничеству.

Главная идея групповой формы работы – учиться вместе. Задача учителя заключается в том, чтобы создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения действовать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Разделить класс на группы можно по желанию, случайным образом, по определенному признаку: на основании результатов диагностики, по ожидаемому результату деятельности учащихся. Учащиеся работают в группах по пять- шесть человек. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо периодически менять.

Учитель может, например, контролировать работу учащихся, организовывать ее, в роли наставника.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы обучающихся.

Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное

затруднение, представлять обучающимся возможность активно использовать имеющихся у них знаний. Подобранные задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

Каждой группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между всеми ее участниками.

Целесообразно использовать задания:

- которые потребуют выполнения достаточно большого объема работы;

- требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из учащихся индивидуально, но владеет группа в целом;

- на развитие творческого мышления учащихся, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных и нестандартных идей.

Оценивается работа всей группы в целом. Желательно, чтобы каждый член команды, в той или иной мере, мог рассказать о процессе своей деятельности в рамках реализации или исследования и общей работы группы. Работа должна быть организована так, чтобы дети прошли все этапы деятельности в группе.

Этапы работы в группе :

Первый Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение

Третий Выработка группового решения. Обоснование своего выбора

Следует отметить очень положительный эффект групповой работы – развитие навыка сотрудничества, осознание учащимися своих сильных и слабых учебных умений, адекватной самооценки и чувства личной ответственности за общий результат работы.

Таким образом, реализуя различные виды деятельности через групповую работу, можно добиться сразу нескольких целей:

- учащиеся с интересом повторяют изученный материал;

- школьники учатся работать с информацией (отбирать, преобразовывать, представлять);

- развивают интерес к учебной деятельности;

- пробуют себя в разных ролях, приобретают социальный опыт.

Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в

организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу. На таких уроках происходит единение учителя и его учеников.

Именно это и есть подлинное сотрудничество!

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов [и др. ]; под

редакцией А. Г. Асмолова-М. : Просвещение,2013. -151 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Воронцов, А. Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова (начальные классы) / А. Б. Воронцов. -М. : МОДЭК, 2000. -303 с.

Давыдов. -М. : ИНТОР, 1996. -544 с.

4. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 кл. : метод. рекомендации / А. В. Леонтович. -2-е изд. -М. : ВАКО, 2016.-159 с.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Читайте также: