Григорьева м в метасистемный анализ школьной адаптации

Обновлено: 02.07.2024

В жизни ребёнка немало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека.
Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:

- личностные особенности (характер и темперамент)

- особенности семейного воспитания и т.д.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Поэтому задача учителя начальных классов грамотно определить для себя основные этапы и задачи адаптации ребенка в школе и своевременно оказать помощь детям и их родителям.

Система работы по адаптации первоклассников, которую я применяю на практике, включает следующие направления педагогической деятельности:

Реализация системы состоит из нескольких этапов.

Проводимая работа позволяет составить таблицу результатов психолого-педагогических исследований готовности к школе детей еще до начала обучения и наметить дальнейшую работу по адаптационному периоду. Так реализуется третий этап системы – диагностический.

Родители в ответ на такое доверительное обращение, как правило, делают шаг навстречу и помогают лучше узнать детей: их привычки, интересы, друзей, заболевания, проблемы, которые могут возникнуть в учебно-воспитательном процессе. Проведя анкетирование в этом учебном году, я сделала следующие выводы:

- все родители добросовестно выполнили задание и составили подробные характеристики своих детей.

- родители хорошо знают характер, интересы своего ребенка.

- особо выделили вопрос о здоровье детей и указали, на что следует

обратить внимание учителя как классного руководителя.

- родители заинтересованы в дальнейшем развитии умственных и творческих способностей обучающихся – значит, взрослые и дети находят общий язык, в семьях царит доброжелательная атмосфера, большинство родителей не испытывают трудностей в воспитании своих детей.

Шестой этап (развивающий) является наиболее важным, т. к. он включает в себя работу с обучающимися.

В первые два месяца обучения я старалась применять игровые технологии на любых этапах урока, использовать как можно больше занимательного материала, проводила экскурсий и т.д. Вот некоторые темы, используемые мной:

- Экскурсии по школьному двору и на спортивную площадку.

Седьмой этап работы (диагностический) включает в себя диагностику по оценке уровня адаптации обучающихся и выявление неадаптированных детей. М ожно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются:

  • формирование адекватного поведения,
  • установление контактов с учащимися, учителем,
  • овладение навыками учебной деятельности.

Удовлетворены школьной жизнью и учатся с желанием - 12 обучающихся (100%)

Адаптировались среди одноклассников и считают отношения с ними дружескими – 10 обучающихся (83%)

Тревожность, связанная с учебным процессом, выявлена у 2 обучающихся (17%)

Низкая самооценка и степень уверенности в своих силах у 2 обучающихся (17%)

Усталость и плохое самочувствие выявлены у 2 обучающихся (17%)

Следовательно, 84% первоклассников адаптировались к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Они, практически, полностью освоились и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

16% – это дети с низким уровнем адаптации, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями: нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

Немаловажный десятый этап - индивидуальные беседы с родителями. Это консультативная педагогическая деятельность, которая ведется в течение всего учебного года. Родители первоклассников должны стать моими единомышленниками, поэтому помимо родительских собраний я ежедневно встречаюсь с родителями, которые утром приводят детей в школу, и по мере необходимости провожу индивидуальные беседы. Я убедилась в том, что родители в такой беседе (один на один) более раскованы, более разговорчивы – ведь мы говорим только об их ребенке, о его удачах и неудачах, помогаем друг другу в преодолении трудностей.

Реализация этой системы и анализ фактов позволяют с твердой уверенностью говорить о том, что уровень тревожности первоклассников – невысок, адаптационный период у них протекал более ровно и занял короткий промежуток времени, они успешно и безболезненно освоились в школе. Мне же, как учителю, надо сделать так, чтобы каждый день приносил им радость. Чтобы они приобретали знания, умения на уроках в обстановке доверия и уверенности в успехе.

1. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.

2. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61, 122-124

4. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.

5. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.

1. Григорьева, М.В. Исследование содержательных и эмоционально-оценочных характеристик образа России [Текст] / М.В. Григорьева // Образ России: культурно-исторические и социально-политические представления молодежи / Под ред. Р.М. Шамионова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.- 176 с.: ил. – 11 п.л.; авт. вклад 18,75%.

2. Григорьева, М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения [Текст] / М.В. Григорьева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 212 с.: ил. – 13,25 п.л.

3. Григорьева, М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды [Текст] / М.В. Григорьева. – Саратов: Приволжское издательство, 2009. – 175 с.: ил.. – 11 п.л.

Статьи в ведущих журналах, рекомендованных ВАК РФ

4. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2003. № 10. С. 103 – 106. – 0,25 п.л.

6. Григорьева, М.В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды [Текст] / М.В. Григорьева // Мир психологии. 2008. № 1 (53). С. 93-100. – 0,5 п.л.

7. Григорьева, М.В. Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы [Текст] / М.В. Григорьева, Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. Вып. 1. С. 110-113. – 0,5 п.л.; авт. вклад 50%.

9. Григорьева, М.В. Современные технологии школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 2. С. 3-6. – 0,25 п.л.

10. Григорьева, М.В. Метасистемный анализ школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. Вып. 2. С. 76-81. – 0,75 п.л.

11. Григорьева, М.В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников [Текст] / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 66-71. – 0,75 п.л.

12. Григорьева, М.В. Субъективное благополучие как результат школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 41-46. – 0,375 п.л.

13. Григорьева, М.В. Влияние когнитивных стилей деятельности педагогов на адаптацию учащихся к обучению в школе [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2009. № 8. С. 37-40. – 0,25 п.л.

15. Григорьева, М.В. Специфика структурной организации комплексных факторов школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3 (9). С. 35-38. – 0,5 п.л.

16. Григорьева, М.В. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе [Текст] / М.В. Григорьева, Р.М. Шамионов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2009. № 3. С. 127-131. – 0,5 п.л.; авт. вклад 50%.

Научные статьи, материалы конференций

17. Григорьева, М.В. Особенности эмоциональной адаптации шестилетних школьников к систематическому обучению [Текст] / М.В. Григорьева, Л.Е. Тарасова // Страхов В.И., Бондаренко Г.В. Экологическое сознание и внимание. – Саратов: Изд-во пединститута, 1996. С. 133-138. – 0,4 п.л.; авт. вклад 50%.

18. Григорьева, М.В. Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып. 1. С. 204-210. – 0,4 п.л.

20. Григорьева, М.В. Типы взаимосвязей школьных адаптационных процессов и их детерминантный комплекс [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 2. С. 191-198. – 0,5 п.л.

21. Григорьева, М.В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 2. С. 33-39. – 0,44 п.л.

22. Григорьева, М.В. Влияние особенностей социализации на формирование образа России у молодежи [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. Вып. 4. С. 94-99. – 0,4 п.л.

23. Григорьева, М.В. Содержательные и эмоциональные характеристики образа прошлого России у молодежи [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. Вып.5. С. 114-120. – 0,44 п.л.

25. Григорьева, М.В. Когнитивные аспекты школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Психология XXI столетия. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, МАПН, 2008. Т. 1. С. 169-171. – 0,2 п.л.

28. Григорьева, М.В. Влияние качества образовательной среды на самоопределение старшеклассников [Текст] / М.В. Григорьева // 5-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 26-27 ноября 2008) / Научный редактор М.О. Мдивани. – М.: Психологический институт РАО, 2008. С. 85-87. – 0,2 п.л.

29. Григорьева, М.В. Роль рефлексивных процессов в формировании представлений о современной молодежи в разновозрастных поколениях [Текст] / М.В. Григорьева, Л.Е. Тарасова // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып.6. С. 95-102. – 0,5 п.л.; авт. вклад 50%.

30. Григорьева, М.В. Роль образовательной среды в процессе самоопределения старшеклассников [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып.6. С. 140-146. – 0,4 п.л.

31. Григорьева, М.В. Методологические проблемы исследования школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2008. Т.1. № 1-2. С.19-27. - 1,125 п.л.

33. Григорьева, М.В. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. № 2 (6). С. 3-8. – 0,75 п.л.

34. Григорьева, М.В. Взаимодействие как категория современной психологии [Текст] / М.В. Григорьева // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. № 3-4 (7-8). С. 3-12. – 1,25 п.л.

Аннотация

Ссылка для цитирования

Школа – уникальный институт социализации, который влияет на становление молодого человека систематически и в течение длительного периода времени.

Школьная адаптация определяется нами как сложное явление, представляющее собой систему процессов, характеризующих приспособительные взаимодействия личности и среды в зависимости от уровня психической организации человека. Активные адаптационные взаимодействия двух систем – личности и школьной среды – направлены на сохранение динамического равновесия между ними и осуществляются, в силу многообразия контекстов школьных взаимодействий, постоянно.

Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения

Грибанов С.А. Психологическое сопровождение адаптации школьников к 3 ступени обучения (статья)

  • формат docx
  • размер 21.28 КБ
  • добавлен 08 декабря 2009 г.

Данная статья затрагивает проблематику адаптации школьников к 3-й ступени обучения. Автором были проведены необходимые эмпирические исследования и даны рекомендации по психологическому сопровождению данной группы школьников.

Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации

  • формат doc
  • размер 608 КБ
  • добавлен 26 сентября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Саратов., - 2009. – 52 стр. Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология. Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Мергаляс Мергалимович Кашапов. Аннотация. Объект исследования. Взаимодействия школьника и образовательной среды как интегрально-динамическое психологическое образование. Предмет исследования. Психологическая структура, з.

Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе

  • формат doc
  • размер 894.5 КБ
  • добавлен 30 октября 2009 г.

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М. : Генезис, 2003. – 122 с. Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. Предлагаемая вам программа психологической работы поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. В книге описаны основные задачи.

Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях

  • формат pdf
  • размер 1.63 МБ
  • добавлен 29 августа 2010 г.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Ярославль, - 2004. – 191 стр. Специальность – 19.00.07 – педагогическая психология, 19.00.05 - социальная психология. Научный руководитель: Иванова Н. Л., доктор психологических наук, доцент. Краткое содержание: Межкультурная адаптация как предмет психологического исследования. Основные подходы к исследованию адаптации в психологии. Социально-психологическая адаптация: сущ.

Программа исследования адаптации первоклассников

  • формат pdf, docx
  • размер 472.19 КБ
  • добавлен 02 сентября 2010 г.

Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его к.

Формирование и развитие учебно-познавательной мотивации в процессе обучения как профилактика школьной дезадаптации

  • формат doc
  • размер 104.9 КБ
  • добавлен 16 июня 2010 г.

Введение. Значение формирования и развития учебно-познавательной мотивации в процессе обучения для профилактики школьной дезадаптации Психолого-педагогические особенности личности младших школьников. Феномен школьной дезадаптации младших школьников. Формирование и развитие учебно-познавательной мотивации как способ преодоления школьной дезадаптации. Система мер по формированию и развитию учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.

Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь

  • формат pdf
  • размер 18.52 МБ
  • добавлен 08 ноября 2010 г.

Томск: Пеленг, 1992. - 133 с. Занятия по адаптации первоклассников к школе. Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь? На перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Кого мы вводим в школьную жизнь? Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка. Школьная готовность. Как договариваться с детьми о нормах сотрудничества. Как учить себя с помощью взрослого. Сотрудничество со сверстниками. Отношение ребенка с самим собой. Содержание.

Черкалина Е.В. Особенности отношения к школе администрации и педагогического коллектива в условиях инновационной деятельности

  • формат pdf
  • размер 1.12 МБ
  • добавлен 07 января 2011 г.

- Москва, - 2006 Г., – 28 с. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19. 00. 05. — социальная психология. (На правах рукописи). Аннотация. Целью исследования является установление влияния процессов инновационного развития школьных организаций на изменение структурно-динамических характеристик отношения администрации и педагогов. Объектом исследования выступает субъективное отношение к.

Черкалина Е.В. Особенности отношения к школе администрации и педагогического коллектива в условиях инновационной деятельности

  • формат doc
  • размер 4.9 МБ
  • добавлен 07 января 2011 г.

- Москва, - 2006 Г., – 28 с. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19. 00. 05. — социальная психология. (На правах рукописи). Аннотация. Целью исследования является установление влияния процессов инновационного развития школьных организаций на изменение структурно-динамических характеристик отношения администрации и педагогов. Объектом исследования выступает субъективное отношение к.

Школьная адаптпция, дезадаптация

  • формат doc
  • размер 152 КБ
  • добавлен 29 октября 2009 г.

Подходы к определению понятий. Виды адаптации и дезадаптации Этапы адаптации к школе. Факторы успешной адаптации. Показатели успешной адаптации. Причины дезадаптации Показатели дезадаптации Формы школьной дезадаптации Проявление школьной дезадаптации Степени школьной дезадаптации Психологогическая помощь

Читайте также: