Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в халифате и в византии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Все науки в Византии объединялись под общим названием философия. Сюда причисляли богословие, математику, природоведение, этику, политику, правоведение, грамматику, риторику, логику, астрономию, музыку.

В Византии из всех наук наибольшего расцвета достигла история. Выдающимся византийским историком считается Прокопий Кесарийский, который жил в VI в. и был участником многих войн и походов в период правления императора Юстиниана. Он прославлял императора, его победы в войнах и масштабное строительство. Но в найденном позже труде “Тайная история” Прокопий разоблачал ужасные поступки Юстиниана, его жены Феодоры и ближайшего окружения.

В XI-XII в. работали выдающиеся византийские историки Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др.
А халифаты то разные!

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 10. Культура стран халифата

Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?

Каких высот в науках достигли византийские учёные?


Изделие арабских ремесленников

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны 1 и шариата. При наиболее известных мечетях 2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.

Многие знатные люди желали иметь в своём окружении выдающихся поэтов, учёных, знатоков Корана. Писатели и учёные жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные учёные.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи.

VIII—IX века можно было назвать арабе ким Возрождением. Тогда на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских учёных. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне.

1 Сунна собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.

В VIII—IX столетиях арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабски ми, проникли в Европу, стали общепринятыми во всём западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звёзд на небе. Учёный аль Бируни (973—1048) из Средней Азии высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

В большом почёте у арабов была география. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.


Арабский ковёр с узорами. XIII в.


Арабский корабль. Миниатюра XIII в.

С помощью сведений учебника предположите, что мог перевозить этот корабль и куда он мог плыть.


В арабской аптеке. Миниатюра XIII в.

Что могли продавать в этой аптеке?

Ещё до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспевали смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покорённых народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке — фарси.

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг и денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети — четырёхугольный молитвенный зал, открытый во двор.

Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и лёгких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом в сторону Мекки и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя — муллы, или имама.


Резьба в Альгамбре в Гранаде. XIV в.

Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?


Мечеть Омара в Иерусалиме. Конец VIII в.

Внутреннее убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Нол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор — вязь из букв. Изображения не только Аллаха, но и всех живых существ в исламе запрещены. Около мечети возводили минареты — высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.


Мечеть в Кордове.

Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с. 82—83?


Минарет мечети в Кайруане. Тунис. IX в.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для учёных средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счёта, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звёзд, научились у них чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

Сочинение Авиценны по медицине, переведённое на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоёванную арабами Испанию. Многие труды древнегреческих учёных и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам. 1 1

2. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

3. Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?

4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?

5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.

1.Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?

2. Какое явление в истории Западной Европы VIII—IX веков учёные назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих культурных эпох.

3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.

4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видите общие черты, чем они различаются?

5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Подведём итоги

в VI — VII веках на Аравийском полуострове проживали племена бедуинов и проходили караванные торговые пути;

• в VII веке в Аравии возникла новая религия ислам;

• в результате арабских завоеваний возникло огромное государство — Арабский (а затем Багдадский) халифат;

• в Арабском халифате ценилось образование, существовала высокоразвитая наука, литература, искусство, велось масштабное строительство;

• европейцы переняли от арабов ценные научные знания и культурные традиции.

Вопросы и задания к главе III

1. Почему ислам стал мировой религией?

2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?

3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территорию Западной Европы?

Вопросы для сравненияИмперия Карла ВеликогоВизантийская империя при ЮстинианеАрабский халифат при Харуне ар-Рашиде
Когда достигла расцвета?
Какую территорию занимала?
Какие народы населяли?
Какова была государственная религия?
Вопросы для сравненияИмперия Карла ВеликогоВизантийская империя при ЮстинианеАрабский хал и фат при Харуне ар-Рашиде
Как управлялась?
Какие цели ставили перед собой правители?
Каковы были их основные военные противники?
Какими достижениями прославилась?

По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали.

5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространёнными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?

6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках: а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра); б) завоевание Багдада турками-сельджуками; в) правление Харуна ар-Рашида; г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров.

Творческие работы и проекты

Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Ответ

+

Читайте также: