Жан жак руссо представитель какой школы

Обновлено: 04.07.2024

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами


Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.


Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

Основные работы:

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится ". с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию. )

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. )


Жан Жак Руссо (28.06.1712 – 02.07.1778) является одним из наиболее блестящих и неординарных представителей яркого историко-культурного периода – эпохи Просвещения.

Руссо получил широкую известность как оригинальный социальный мыслитель, педагог и философ, теоретик-правовед, писатель-сентименталист, композитор и музыковед, ботаник и натуралист. Властитель дум, модный литератор-интеллектуал и провозвестник революционных бурь, благодаря этому скромный женевский гражданин заслуженно встал в один ряд с просветителями старшего поколения – Ф.М. Вольтером и Ш.Л. Монтескье.

Просветительский период является закономерной ступенью в социокультурном развитии как российской, так и европейской цивилизации. После Ренессанса и Реформации, по существу, это был третий духовный переворот, который практически полностью покончил со средневековой нормативной системой общественных ценностей [6]. Просвещение стало мощнейшим наднациональным движением, которое составило основное идеологическое содержание внутренней жизни европейского континента XVIII столетия.

Творческая биография. Ж.Ж. Руссо родился в 1712 г. в г. Женеве (Швейцария), в семье часовщика с весьма скромным достатком. Будущий философ не получил какого-либо систематического образования. Еще будучи ребенком, он был отдан на обучение граверному ремеслу, но бежал от своего хозяина, не выдержав жестоких побоев и полуголодного существования. С этого момента и начинается полная невзгод и неурядиц скитальческая жизнь Ж.Ж. Руссо. Множество раз Руссо в поисках заработка пересекал провинции Франции и живописные кантоны Швейцарии, освоив значительное число профессий.

К тридцати годам, будучи человеком с уже сложившимися взглядами на жизнь, Руссо переехал в Париж, где вошел в интеллектуальный бомонд тогдашней Франции, познакомился со многими оппозиционными абсолютистскому режиму публицистами и философами.

Многочисленные жизненные невзгоды, преследования властей и Церкви, вынужденные переезды из одной европейской страны в другую, трудности связанные с изданием его произведений, запреты книг и статей не могли не сказаться на состоянии здоровья Ж.Ж. Руссо, и в 1778 г. в возрасте 66 лет он скончался.

Произведения мыслителя глубоко взволновали не только умы столичных интеллектуальных кругов, прогрессивно мыслящих представителей истеблишмента, ученых и деятелей культуры, но и обитателей беднейших кварталов и предместий. Влияние идей Руссо простиралось далеко за пределы тогдашней Франции.

У Руссо возникает вопрос: кого же и как надо воспитывать? Тех, кто с детства привык трудиться и живет в крепкой трудовой семье воспитывать не надо, они воспитаны самой жизнью. Надо воспитывать и приучать к трудовой деятельности нетрудящиеся сословия и слои населения. Таким образом, необходимо принудительно перевоспитывать аристократов, крупных буржуа, откупщиков, финансистов и вообще всех тех, кто ведет социально-паразитический образ жизни, то есть существует за счет присвоения чужого труда, и тогда весь мир сможет преобразиться. В связи с этим Руссо выстраивает свой идеал воспитания на примере Эмиля, являющегося выходцем из знатной семьи, но которого согласно руссоистской идеологии необходимо превратить посредством воспитания в мелкого буржуа – ремесленника.

Дети должны воспитываться, согласно Ж.Ж. Руссо, сообразно с природными закономерностями. Это означает, что в деле воспитания необходимо учитывать богатый внутренний мир ребенка, принимать во внимание его возрастные и психофизиологические особенности. Так как сама Природа требует, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Руссо утверждал, что воспитание люди получают из трех ведущих источников: от природы, от самих людей, и от окружающих их различных вещей. Воспитание природой, по мнению Ж.Ж. Руссо, осуществляется через процесс внутреннего развития человеческих способностей, постепенного развития органов чувств. Воспитание людьми заключается в приучении индивида использовать в рамках человеческого общества навыки развития своих способностей, как духовных, так и физических. Воспитание от вещей является собственным личностным опытом человека от тех окружающих объектов, которые на него воздействуют.

Таким образом, воспитание должно следовать естественному, определенному самой Природой, ходу умственного, физического и нравственного развития ребенка. Естественное воспитание свободно, поскольку свобода в общественном учении Руссо – главнейшее из всех естественных прав человек, а в сфере воспитания – свобода неотъемлемая часть процесса формирования личности ребенка. Вместе с тем, просветитель нисколько не устраняет из образовательного процесса направляющую роль наставника – учителя или воспитателя.

Воспитание и возрастная периодизация. Ж.Ж. Руссо призывал уважать личность ребенка, исследовать его интересы, склонности, а, главное, – учитывать возрастные, умственные и психофизиологические особенности детей и подростков.

Педагог выделял в жизни ребенка четыре основных возрастных периода.

Первый период охватывал время от момента рождения до двух лет (период, когда приоритетным становится физическое воспитание ребенка). Руссо полагал, что в раннем детстве основою развития ребенка является физическое воспитание. Он детальнейшим образом описывает приемы физического воспитания детей, указывая на то, как следует закалять ребенка и укреплять его физические силы. Пусть дети в этот период активно осваивают окружающие их предметы: ощупывают вещи, ломают игрушки, активно ползают. Тем не менее, в это время нельзя пытаться форсированно развивать речевую функцию ребенка, ибо это приведет к негативным последствиям.

Гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Ж.Ж. Руссо, быть патриотом означает быть активным гражданином, защитником Родины, борцом за Свободу, противостоять любой деспотии. Необходимо воспитывать детей и молодежь таким образом, чтобы они стали патриотами по склонности, по желанию и по насущной необходимости. С колыбели ребенок должен воспринять любовь к своей стране, демократический образ жизни, склонность к свободе и естественным правам человека. Ребенка с самого раннего детства необходимо воспитывать в любви к Родине, он должен видеть свою Отчизну и ничего кроме нее. Руссо считал, что в процессе воспитания ребенок должен осознать, что без Отечества он никто, одиночка, и более того – без наличия патриотических добродетелей и гражданских чувств его существование ничем не оправдано. Гражданское воспитание процессуально должно было протекать последовательно, сообразуясь с тем или иным возрастным периодом: к 12 годам воспитанник должен знать страноведческие сведения и географию, к 15-летию – национальную историю, а к 16-17 годам – усвоить базовые новеллы отечественного законодательства и основы государственного строя.

Исторически, в данной конкретной ситуации Руссо смотрел на процесс воспитания женщин через узкую призму социальных воззрений и житейских стереотипов женевского ремесленника, каким он собственно и являлся по рождению, и отнюдь не собирался пересматривать их.

Значение педагогического наследия Ж.Ж. Руссо. Яркая, неоднозначная, местами противоречивая реформаторская педагогика Руссо сыграла свою прогрессивную роль в развитии всемирного историко-педагогического процесса в период нового и новейшего времени. Руссоистская просветительская педагогика – это не только знамя социального обновления, но и идеологическая основа полномасштабного революционного переворота, затронувшего все без исключения страны европейского континента. Ж.Ж. Руссо хотел видеть нового облагороженного человека, вырвавшегося из лабиринта средневековых учебных штудий и освобожденного от пут схоластики. Его произведения были наполнены искренней любовью к ребенку, требованиями применения передовых методов воспитания, усиления трудового начала в педагогике и укрепления связей научной теории с широкой социальной практикой.


Руссо был уроженцем кальвинистской Женевы. Мать, внучка женевского пастора, умерла от родильной горячки через неделю после рождения Жан-Жака. Всю жизнь Руссо искал себе мать. Все его любовницы – мамаши.

Отец – часовщик и учитель танцев. Из-за перебранки с согражданином он был вынужден бежать в соседний кантон.

Жан-Жак остался в Женеве под опекой дяди по линии матери. У Руссо, как у Декарта, фактически не было родителей.

Жан-Жак два года провел в протестантском пансионе, потом был отдан в учение к нотариусу, а в 1725 году – к граверу, где подвергался суровому обращению. Однажды, ушедши за город, он вернулся, когда ворота Женевы были уже заперты. Боясь наказания, он решил бежать.

Заботясь о его будущем, де Варан поместила Руссо в семинарию, а потом отдала в учение к органисту, которого он скоро бросил и вернулся в Анси, откуда де Варан уехала, между тем, в Париж.

Более двух лет Руссо скитался по Швейцарии, претерпевая всякую нужду, но весной 1732 года он стал снова гостем госпожи де Варан. Его место было занято молодым новообращенным швейцарцем, Клодом Анэ. Это не мешало Руссо оставаться членом дружеского трио. В Руссо очень слабо развито чувство благородства и собственного достоинства.

По возвращении он застал баронессу с новым молодым любовником, опять же из новообращенных швейцарцев. Руссо называет его братом. Создается новое дружеское трио.

В это время Руссо тосковал, часто уединялся, в нем стали проявляться первые признаки мизантропии. Он искал утешение в природе: вставал с зарей, работал в саду, ходил за пчелами. Так прошло два года.

В 1740 году (ему было 28) он поступил домашним наставником в одну из лионских семьей. Но поскольку он не умел вести себя с детьми и с взрослыми, ему пришлось уйти. Тогда он получил место домашнего секретаря у французского посланника в Венеции. Но поскольку он стал важничать, воображая себя дипломатом, посланник выгнал его из дома, не уплатив жалованья.

Человек, так много писавший о социальной справедливости, не умеет общаться с людьми, не умеет вести себя в обществе, не умеет воздавать каждому должное…

Получив место секретаря у коммерсанта, Руссо стал посещать кружок, к которому принадлежали известная мадам д’Эпине и глава французских энциклопедистов, Дени Дидро.

Для него наступило десятилетие самой плодотворной деятельности и непрерывного торжества.

Руссо не давали покоя, светские дамы посещали его и осыпали приглашениями на обеды и ужины. Родной город вспомнил о нем и пригласил посетить его. Он принял приглашение, но, поскольку только кальвинисты могли быть гражданами Женевы, он вновь вернулся к своей старой вере.

Госпожа д’Эпине насмешливо относилась к любви уже немолодого Руссо к графине д’Удето. Сен-Ламбер был извещен анонимным письмом и вернулся из армии. Руссо заподозрил в разглашении госпожу д’Эпине и написал ей оскорбительное письмо. Она его простила.

Руссо нашел убежище в княжестве Невшательском, принадлежавшем прусскому королю, и поселился в местечке Мотье. Вольтер, который ненавидел Руссо, издал анонимный памфлет, обвиняя его в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство, и утверждая, будто он уморил мать Терезы. Мирные сельчане Мотье взволновались и стремились его убить. Руссо бежал в Англию, где философ Дэвид Юм предложил ему свои услуги.

Нервная система Руссо была сильно расстроена, и на этом фоне его недоверчивость, щепетильное самолюбие, мнительность и пугливое воображение разрослись до пределов мании. Несколько дней спустя Юм уже был в глазах Руссо обманщиком и изменником, коварно привлекшим его в Англию, чтобы сделать его посмешищем газет. Юм счел нужным обратиться к суду общественного мнения; оправдывая себя, он выставил напоказ перед Европой слабости Руссо. Вольтер потирал руки и заявлял, что англичанам следовало бы заключить Руссо в сумасшедший дом.

Весной 1778 года маркиз де Жирарден увез его к себе в загородную резиденцию в Эрменонвиль. В конце июня для него был устроен концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом месте. 2 июля он внезапно скончался на руках Терезы.

11 лет спустя начинается французская революция. Во время Конвента тело Руссо, одновременно с останками Вольтера, было перенесено в Пантеон.

ЛИЧНОСТЬ РУССО

Руссо талантлив, как стилист. Но как человек, он противен. Его пороки налицо:

ОБМИРЩЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Жан-Жак извратил Евангелие, оторвав его от благодатной сферы, переведя основные положения христианства в чисто природную плоскость.

И поскольку нет первородного греха, страдание противоестественно, оно привнесено цивилизацией, и наша природа требует, чтобы мы любой ценой освободились от него. Руссо отрицает христианскую идею искупительной и освящающей силы страдания.

Обмирщать Евангелие и сохранять человеческие стремления христианства, устраняя Христа, – не в том ли вся суть Революции? Не в том ли суть французской и большевицкой революций? Руссо ожидает явления небесного Иерусалима не от благодати Христовой, а от силы человеческой.

Руссоизм – радикальное обмирщение христианского восприятия. В этой связи Лев Толстой – верный сын Жан-Жака Руссо.

Руссо и Толстой – неосознанные инициаторы великих революций. Руссо скончался 11 лет перед взятием Бастилии, Толстой – 7 лет перед штурмом Зимнего дворца


НАТУРАЛИЗМ

Руссо отрицает саму идею первородного греха. Нет первородного греха, последствия которого мы несем от рождения и язву которого сохранили, нет в каждом из нас очага греховных помыслов и болезненных наклонностей, устремляющих нас ко злу.

Нет нужды в культуре, просвещении, воспитании. Всякая форма, налагаемая на внутренний мир человеческой души – кощунство против природы.

Нет нужды в воспитании общечеловеческих добродетелей (они уже есть).

Нет нужды в благодати Божией (человек рождается здоровым, он не нуждается в лечении или спасении).

Последствия натурализма налицо: не нужны религия, воспитание, самосовершенствование, характер и добродетели. Зато нужна политика: нужно строить новое, совершенное общество!

С этой точки зрения, Карл Макрс – верный ученик Руссо.

ПСЕВДОДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТОТАЛИТАРИЗМ

В природном состоянии мы существовали только как индивиды – в общественном стали существовать только как части. Вот как чистый индивидуализм – именно потому, что не признает реальности социальных связей, накладываемых на индивидуумов требованиями природы, – роковым образом приходит к чистому социализму, едва принимается конструировать общество.

Руссо не осознал достоинство человека, не понял, что человек не вправе отказаться от своей индивидуальности, не понял, что права личности неотчуждаемы. Он не понял, что социальность человека – не результат договора. Человек рождается социальным, он есть социальное существо по природе своей. Нет индивидуального состояния и отдельного от него общественного состояния. Есть одно только состояние – состояние индивидуального и в то же время социального существа.

Гражданин, подчиняясь закону, против которого он голосовал, остается свободным, говорит Руссо, потому что голосуют не для того, чтобы высказать свое мнение, а для того, чтобы в результате подсчета голосов явилась Общая воля. Поэтому если побеждает мнение, противоположное моему, это лишь значит, что я ошибался и то, что я считал Общей волей, ею не является. Другими словами, гражданин голосует, чтобы узнать (а не высказать) свое мнение.

С этой точки зрения, Робеспьер – духовный сын Руссо. Pуссо стал духовным руководителем французской революции 1789 года.

Руссо – отец современной демократии. Носителем суверенитета является народ в бесформенной массе всех индивидуумов, взятых вместе. Закон определяется как выражение Общей воли, а исходит он не от разума, а от числа. Политическая философия Руссо совершенно противоположна христианскому учению. Христианство учит, что суверенитет исходит от Бога как из первоистока и лишь проходит через народ, а пребывает в том или в тех, кто несет обязанность печься об общем благе.

Руссо отнимает у человека его природные силы и дает ему иные силы, чуждые, которыми он не сможет пользоваться один. Чем полнее уничтожатся эти естественные силы, тем прочней будет устроено общество.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Есть три типа сентименталистов: сентименталист-сладострастник, безумный сентименталист, и безвольный сентименталист. Руссо воплощал в себе эти три типа.

Жан-Жак – сладострастник. Он ищет не истины, красоты и добра, а удовольствия. Для него эмоция – самоцель. В добре, как и во зле, Руссо ищет прежде всего наслаждения. Руссо говорит о простоте, но его привлекает не простота сама по себе (простота как ценность и добродетель), а эмоциональное наслаждение, которое порождает простота, когда он с ней встречается. То же самое можно говорить о сострадании. Руссо очень много говорит о сострадании, но чужое страдание не интересует его, его интересует собственная эмоция, вызванная чужим страданием.

Сердце, восхваленное Руссо – не сердце, а тряпка на ветру.

ЖИТЬ ПО РУССО

Руссо создал очень распространенный в наше время тип человека – сентименталиста.

Сентименталист – глубоко чувствительный человек, но лишенный разума и воли. Он религиозен, но его религия – религия эмоций: в религии он ищет не Бога, не истины, а чувствительных утешений и душевного покоя.

Сентименталист существует не как личность, а как частью псевдодемократического процесса. Он человек стадный, обязательный инструмент современного тоталитаризма.

_____________________

[1] Ж-Ж. Руссо, Исповедь, Часть I, Книга I.

[2] Saint Marc Girardin, Jean-Jacques Rousseau, sa vie et ses ouvrages, Revue des Deux Mondes, 2e série de la nouv. période, tome 4, 1853 (p. 865-892).

[3] С. Булгаков, Героизм и подвижничество. Вехи. Москва,1909.

[4] Ж. Маритен, Три реформатора.

[5] Ж.Ж. Руссо, Рассуждении о происхождении неравенства.

[7] Г. Роланд-Гольст. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. М.: Новая Москва, 1923.

Жан Жак Руссо является известным философом эпохи Просвещения. Он написал несколько трудов, где изложил свои мысли, рассуждал о неравенстве в политической сфере. В данной статье вы узнаете более подробно о жизни Жан-Жака и его философских взглядах.


Жизнь Жан-Жака Руссо

Биография философа началась 28 июня 1712 года, когда он появился на свет в небольшом городке возле Парижа. Он рос без матери, поэтому еще с малых лет его отдали в ученичество. Практически все время Жан-Жак проводил за книгами, в связи с чем его многие недолюбливали.

Однажды Руссо решился на побег, после чего попал к госпоже де Варан. Спустя какое-то время он начал прислуживать одной богатой семье, но вскоре вновь вернулся к де Варан. Госпожа помогла ему устроиться в семинарию, из которой он сбежал спустя несколько лет и начал жизнь бродяги.

Взгляды Руссо

Философия Руссо предполагала полную свободу человечества и отказ от порабощения. Но из-за неграмотности людей порабощение все же произошло. После этого Жан-Жак решил бороться с неравенством, и его основной идеей стало наставление людей на то, чтобы те вернулись к жизни в деревне.

Ключевой концепцией теории являлось то, что детей необходимо воспитывать в природной среде подальше от социума, при этом должны учитываться индивидуальные особенности и интересы. В ходе развития цивилизации люди стали более озлобленными, а попытки Руссо уравнять людей и сделать их свободными ни к чему не привели. Мечтая о счастливом будущем, Жан-Жак объявил о независимости общества. На сегодняшний день политические взгляды Руссо являются абсолютной нормой.

Руссоизм

Представление философа о жизни характеризовалось соображениями относительно выведения людей из состояния безнравственности, а правильное общество должно было обладать нравственной осознанностью.

Жизнь Руссо и его философия

Несмотря на множество докладов и трудов, реальная жизнь Руссо полностью противоречила его взглядам. Согласно философии Руссо:

  • на все в жизни воля Божья;
  • разум в Боге;
  • материя, которая не была кем-то создана способна существовать вечно;
  • тело человека является смертным, душа же, наоборот, бессмертна;
  • мир для человека не может быть полностью понятным;
  • основной причиной конфликтов в обществе является частная собственность и неравноправие;
  • власть формируется за счет участия граждан в собраниях;
  • в идеальном государстве дети должны пребывать в специальных учебных заведениях и быть огражденными от окружающего мира.

Изучать новое всегда интересно и полезно. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо постоянно поддерживать мозг в тонусе с помощью тренажеров Викиум.

2016-10-15_151344

Жан Жак Руссо — выдающийся представитель французского просвещения XVIII века.

Факты биографии и труды

Родился Руссо в простой семье женевского часовщика. С юных лет он вынужден был добывать себе средства к существованию различными занятиями, скитаясь по Франции и Швейцарии. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Оказавшись на положении приемыша в богатой аристократической усадьбе, Руссо впервые получил возможность заняться самообразованием и путем упорного труда достиг обширных и разносторонних познаний. Он становится писателем, но его жизнь по-прежнему проходит в постоянных волнениях и скитаниях.

Вскоре Руссо написал еще два острых политических трактата по злободневным общественным вопросам. Они подняли его имя до вершин мировой славы.

Жан Жак Руссо о воспитании

Педагогика Ж. Ж. Руссо. Мысли и идеи Руссо как педагога

Вклад в педагогику

Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенный вклад в педагогику. Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.

Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство.

Читайте также: