Анализ рынка частных школ 2020

Обновлено: 02.07.2024

Вступить в клуб








Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы


Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы




Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы


Как получить бесплатную психологическую помощь — консультации, телефоны поддержки, курсы


Как государство будет поддерживать бизнес в период санкций


Как государство будет поддерживать бизнес в период санкций




Бегство в Турцию: сто лет тому назад. Александр Васильев — о первой волне русской эмиграции


Бегство в Турцию: сто лет тому назад. Александр Васильев — о первой волне русской эмиграции

Фото: Getty Images Russia

Частное общее образование признано пострадавшим от пандемии. Однако участники рынка видят в кризисе и возможности для развития.

Все частные образовательные организации во время самоизоляции, как и государственные, были закрыты, и большинство из них столкнулось с огромными финансовыми проблемами, говорит директор Центра социализации и персонализации образования детей РАНХиГС Наталья Тарасова. Кроме того, организация образовательного процесса без посещения школы возможна теперь и в государственных организациях, что усиливает конкуренцию и может негативно сказаться на рынке, полагает она.

Антикризисный урок

После кризисов число частных школ довольно быстро восстановилось, говорится в исследовании НИУ ВШЭ, в целом за 23 года их число выросло на 62% и в 2018 году составило 851. Доля негосударственных школ в общем числе общеобразовательных организаций с 1995 года увеличилась в 2,4 раза: с 0,8 до 1,9%, а среднее количество учеников в одной школе — с 87,2 до 145,4 человека. При этом общее число обучающихся в частных школах остается незначительным — 0,77% от общей численности российских школьников.

В столице эта доля, по данным официального сайта мэра Москвы, значительно выше: аудитория сектора, включая дошкольников, составляет 2,8% от общего числа учащихся в системе столичного образования. Всего в Москве работает порядка 190 частных образовательных организаций, в которых обучаются более 34 тыс. детей.

Москва задает тон регионам, считают в Ассоциации некоммерческих образовательных организаций (АсНООР). Знаковым для отрасли, например, стало включение в 2019 году, по сути, частных образовательных учреждений в пилотный проект правительства Москвы по развитию общего образования и выравнивание частных школ и детских садов с государственными в размерах бюджетного финансирования. С осени прошлого года ежегодная субсидия на одного воспитанника негосударственной школы в столице увеличилась с 63 тыс. до 125–160 тыс. руб.

Частный сектор в школьном образовании в мире в целом играет более заметную роль, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. В 18 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) аудитория частных школ составляет более 10% общего числа школьников. Лидер — Великобритания, где порядка 75% школьников, по данным на 2016 год, обучаются в частных школах. На постсоветском пространстве, в том числе в странах Балтии, отмечают аналитики НИУ ВШЭ, частное образование в целом менее популярно. Однако оно заняло определенную нишу, причем не только элитную.

Переходный период

Негосударственные школы нового поколения все больше обращают внимание на массовый сегмент образования, отмечают аналитики НИУ ВШЭ. Их преимущество — в новом типе пространственной организации и внутришкольной образовательной среде, ориентированной на востребованные сегодня экономикой компетенции XXI века.

При этом они способны дать потребителю сервис более высокого качества: специализация каждой третьей частной школы — обеспечение образования повышенного уровня. Охват учащихся углубленным изучением отдельных предметов в 2018 году в частных школах (23%) был в полтора раза выше, чем в госсекторе (14,5%), по данным Росстата.

При этом, например, дистанционные технологии практиковали (по данным НИУ ВШЭ на 2018 год) 4,2% частных школ и 3,8% государственных.

Возможности для рывка

Работать дистанционно благодаря различным сервисам (наряду с Zoom и WhatsApp использовались сервисы Kahoot, Miro

Сквозь тернии

Учитывая, что инициатива в создании частных школ зачастую исходит в том числе от семей и сообществ родителей, участники рынка рассчитывают на восстановление спроса. Все больше родителей из среднего класса осознанно подходят к выбору общего образования, говорит Лола Шурыгина.

Однако помимо платежеспособного спроса частные школы в значительной степени зависят и от зарегулированности отрасли, говорят участники рынка. Мешают устаревшие СанПиНы и низкий уровень автоматизации в отрасли. Процесс получения лицензии и аккредитации для небольших частных учебных учреждений, по словам участников рынка, довольно сложный и не способствует его развитию.

Кроме того, сдерживающими факторами являются недостаточная государственная поддержка, в том числе в части материально-технического обеспечения частных школ, высокая арендная плата и в целом проблемы с арендой помещений, отмечает Наталья Тарасова.

В качестве антиковидных мер, в частности, в марте решение об освобождении частных школ от арендной платы за пользование городским имуществом было принято в Москве, а затем рекомендовано всем регионам.

Еще в апреле уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов просил признать частное общее образование отраслью, пострадавшей от COVID-19. На тот момент в перечень входило только дополнительное образование. В июне уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова также заявила о необходимости поддержать отрасль. Наконец, с августа стараниями общественников частные школы включены в перечень пострадавших от COVID-19 отраслей. На частный сектор в образовании распространены не только антиковидные меры поддержки, предусмотренные правительством для малого и среднего бизнеса, но и ряд дополнительных, отмечают в АсНООР.

В частности, негосударственный сектор может рассчитывать на льготные кредиты, субсидии на профилактические меры, а также освобождение от уплаты налогов во втором квартале 2020 года.

Как частные школы встроены в систему образования

Только с лицензией. Такие школы имеют право вести образовательную деятельность. Для промежуточной, итоговой аттестации и сдачи ЕГЭ они сотрудничают с государственными или частными аккредитованными школами.

Без лицензии и аккредитации. Так называемые семейные школы работают в формате досуговых центров, для промежуточных аттестаций они также могут сотрудничать с государственными школами или частными, которые имеют аккредитацию.

Одна из главных проблем новых районов города — необеспеченность их социальной инфраструктурой, в частности школами. Раньше считалось, что отчасти решить проблему смогут частные школы. Однако, как выяснила корреспондент Guide Мария Кузнецова, в ближайшее время ожидать, что частное образование станет массовым, не приходится.

Школа не приносит прибыли, если ее нельзя продать или сдать в аренду частному оператору платных образовательных услуг

Школа не приносит прибыли, если ее нельзя продать или сдать в аренду частному оператору платных образовательных услуг

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ / купить фото

Школа не приносит прибыли, если ее нельзя продать или сдать в аренду частному оператору платных образовательных услуг

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ / купить фото

Оттенок элитарности

Еще одной специфической характеристикой частных школ является клиентоориентированность. Так, по данным экспертного опроса Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР), в своей деятельности российские негосударственные школьные учреждения стараются выстраивать особые отношения с родителями учащихся: чаще интересуются их мнением (84%), меньше конфликтуют с ними (63%) и периодически предоставляют им отчеты (50%).

Также среди важных условий при выборе частного учебного заведения выделяют качественные педагогические кадры, репутацию учебного заведения, наличие современного материально-технического оснащения образовательного процесса, углубленное изучение школьных предметов и высокие требования к контингенту.

Разница в подходах

Цена среды обитания

Шалите, бегайте, играйте

Идея садиков Сорокиных не нова и заключается в том, чтобы создать пространство, где каждый ребенок будет чувствовать себя уютно и комфортно, как дома. Однако далеко не многим предпринимателям и энтузиастам удалось ее реализовать на практике.

В настоящее время в России рынок частных детских садов почти не развит — их менее пяти процентов от общего количества дошкольных учреждений, поэтому развивать его, по мнению Ивана Сорокина, можно бесконечно. Во-первых, сегодня родители стремятся дать своим детям лучшее, задумываясь о многостороннем раннем развитии. Во-вторых, в стране сохраняется дефицит государственных детских садов — в них записываются в очередь сразу же после рождения ребенка. Поэтому многие родители решаются отдать ребенка в частный детский сад.

— В чем ключевая идея ваших детских садов?

Раньше знания были доступны лишь священнослужителям. Они много читали, переводили священные тексты и передавали свои знания другим. Но ключевая идея мудрецов была не научить людей читать и писать, что несложно — сегодня даже маленьких детей учат читать за месяц, а передать фундаментальные ценности. Они говорили: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай. Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни жизни твоей. Не прелюбодействуй и прочее. Они делились опытом и, по сути, учили жизни. Стремились, чтобы каждый человек осознавал себя целостной личностью.

— И каким вы хотите видеть своего сына в будущем?

— Прежде всего я хочу, чтобы он вырос цельной личностью. Мы должны воспитать гармоничного, счастливого и успешного человека. И успех здесь не связан с деньгами. Это сбалансированный и ответственный за свои поступки человек, это значит, что он хорошо воспитан. Следовательно, он будет уважать своих родителей, любить жену, внимательно относиться к детям, вкладываться в семью. С навыками коммуникации он станет хорошим другом, построит взаимоотношения в обществе и прочее. Это и есть фундаментальное образование.

 22-02.jpg Smile Fish

Колесо ценностей

— На чем конкретно базируется ваша образовательная система?

— В своей работе мы исходим из единства восьми направлений. Это своего рода колесо ценностей, где необходима каждая спица. К примеру, одно из ключевых наших направлений — дружба, следующее — семья. Конечно, это совсем разные виды ценностей, но есть то, что их объединяет: человеческие отношения. Социальные психологи утверждают, что на 80 процентов ощущение счастья зависит от того, как люди общаются друг с другом.

Или, например, для нас важна тема здоровья детей. С этой темой связана ценность правильного питания, так как даже маленький ребенок должен понимать, какая еда вредная, а какая приносит пользу. Важна ценность физического развития, спорта. Помните, как в Древней Греции все были атлетами, постоянно тренировались. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух. Ребенок должен быть физически развит, это очень важно. Но смущает следующее: когда дети попадают в начальную школу, что с ними происходит? Они начинают носить огромные тяжелые рюкзаки, постоянно сидят за партами, мало двигаются — это не просто портит осанку, но и оставляет последствия на всю жизнь, убивается физическое здоровье. Зачем?

Другая ценность — творчество. Причем я считаю первоочередным музыкальное развитие. Если посмотреть на высшее общество Российской империи, да и других стран, то игра на музыкальных инструментах не считалась чем-то выдающимся. В старых фильмах любой человек мог сесть за рояль и сыграть какое-либо произведение. Это важно, потому что создает определенное эстетическое восприятие мира. Человек, когда слышит классическую музыку, духовно наполняется. Он замечает прекрасное. У него работают оба полушария. Он более уравновешен.

— Невоспитанность.

— А как вы это понимаете, учитывая, что Россия — многонациональная страна?

— Мы не связываем это с национальностью. Продолжателем русских традиций может быть и узбек, и казах, и француз. Это любой человек, который живет в России, принимает на себя ее историю, разделяет ценности и культуру нашей страны. Во всем мире говорят о русской литературе, о русском балете, о русских художниках, музыкантах, ученых. Но мы уже не являемся наследниками Российской империи, потому что за последние сто лет наша страна была разрушена три раза. Сейчас мы живем уже в другой стране, которая очень молодая. Конечно, мы обязаны создавать новые авторитеты, но нельзя забывать о наследии. Это все равно все наше. Мы должны проанализировать, к примеру, как так получилось, что в Российской империи девятнадцатый век выдал золотое поколение? Это была не генетика, а технология, которую мы можем с легкостью повторить.

— И как, по-вашему, можно повторить эту технологию?

— Приведу спортивный пример, потому что спорт всегда измерим. Там есть цель, определенные показатели и не бывает нескольких первых мест. В девяностых годах сборная Бельгии по футболу была ниже сотого места. Сегодня же это золотая сборная, самая дорогая в мире. Но большинство людей считают, что просто так звезды сошлись. Нет же, это чистая технология. Тренер Мишель Саблон, который переформатировал бельгийский футбол и вывел его на мировой уровень, стал работать не с взрослыми футболистами действующей сборной, а с детскими и юношескими школами. Он обратил внимание, что даже шестилетние дети играли в большой футбол, разбиваясь на команды по одиннадцать человек, на огромном поле. В результате среднестатистический ребенок за девяносто минут касался мяча всего две минуты. Это был изначально неправильно организованный тренировочный процесс. Как дети могут быть виртуозами с мячом, когда его не видят? В раннем возрасте гораздо важнее овладеть не тактическими знаниями, а технической стороной. Идея Саблона заключалась в том, чтобы дети постоянно взаимодействовали с мячом. Сначала они учились играть в командах по два человека на маленьком поле, затем поле увеличивали и расширяли количество игроков до шести, восьми и так далее. Сегодня эти дети, те же Эден Азар, Тибо Куртуа или Кевин де Брёйне, — лучшие футбольные игроки в мире. На мой взгляд, подобным образом можно переформатировать и весь образовательный процесс. Для этого не потребуется ста лет, достаточно лишь смены поколения в пятнадцать-двадцать лет.

 22-03.jpg Smile Fish

Любовь и дисциплина

— Давайте поговорим о реформировании самого воспитательного процесса. Как вы себе это представляете?

— Да нет же, сейчас так не делают.

— Слушайте, делают так, что вы даже не представляете. У нас много этих историй, я могу рассказать, но не буду. Если ребенок не может сходить в детском саду в туалет — стесняется или боится, а подобное происходит сплошь и рядом, — значит, что-то случилось. Может быть, его осудили или посмеялись над ним. А к ребенку со стороны воспитателей должно быть бережное отношение — как к своему, по-доброму, с принятием. Ребенок должен получать базовые навыки, но в первую очередь он должен просто кайфовать все детство. Пусть он шалит, бегает, играет, поет и так далее.

— Опять же, сейчас идут перекосы, когда детям позволяется все, что угодно.

— Согласен. Поэтому должен быть баланс. У нас в Smile Fish две рельсы: любовь и дисциплина. Любить ребенка — это не значит позволять ему скакать по подоконникам, бить других детей или выбегать на проезжую часть. Наша любовь выражается в том, чтобы все дети в группе чувствовали себя расслабленно, комфортно и, главное, в безопасности. Мы даем определенную свободу каждому ребенку, чтобы он ощущал себя как дома.

Дисциплина при этом обязательна. Есть психологические исследования, когда ребенок видит лидера, знает четкие правила, то под таким контролем чувствует себя в безопасности. А когда ему все дозволено, то он расхлябан, неуравновешен, и от этого сам становится нервным, начинает волноваться, всего боится. Поэтому, естественно, в наших детских садах существует четкий режим дня: время приема пищи, сна, занятий, прогулок. В этом случае у ребенка формируется определенный внутренний ритм.

Я бы хотел отметить важную миссию воспитателя. Прежде всего, воспитатели должны любить детей и свою профессию, работать по призванию, а не принуждению. Задача воспитателя в детском саду — бережное отношение к здоровью и психологическому комфорту всех детей. С другой стороны, воспитатель должен увидеть талант у каждого ребенка, потому что все дети уникальны. Мы считаем, что воспитатели вообще одни из главных людей в жизни ребенка. Вспомните Арину Родионовну у маленького Саши Пушкина — она была обычным воспитателем, няней, а великий русский поэт увековечил ее имя в своих произведениях. Значит, она что-то делала, чтобы раскрыть его потенциал, относилась к нему по-доброму.

— Вы считаете, что в школе тоже первично воспитание?

В начальной школе детей учат прикладным вещам, которые потом используются всю жизнь. Вот я, к примеру, многое не помню из школьной программы — ни логарифмы, ни что такое синхрофазотрон, но зато я каждый день пишу, читаю, решаю какое-то микроуравнение. Поэтому главное для учителя — прозорливость, он должен видеть конечный продукт. Какими людьми станут мои ученики? Какими компетенциями будут обладать? Какие принципы я вложу в их жизнь? Какие фундаментальные истины я дам им?

И потом этот учитель должен рекомендовать уже родителям, какие таланты развивать, чтобы с пятого класса набор уроков был по выбору. В это время каждый ребенок должен уже отвечать на вопрос: что я создам? Один может попробовать себя в медицине, а другой мечтает стать блогером. Пусть дети экспериментируют. Ребенок должен понимать, как он улучшит свою жизнь, свою страну. Видеть себя в обществе, какой вклад привнесет в этот мир. Кроме того, в школе помимо базовых предметов нужно учить коммуникации, дружбе, построению семьи, этикету и так далее — вспомните колесо ценностей Smile Fish. Почему бы не ввести уроки публичных выступлений, финансовой грамотности — про банки, кредиты, ипотеки? Это должны быть предметы, которые сегодня актуальны. Почему наших детей этому не учат? Почему их вообще не учат жизни?

— Какие специалисты нужны вашей компании?

— Разные. Для меня диплом о высшем образовании вообще не показатель. Естественно, в наших садах работают профессиональные педагоги дошкольного образования, психологи. Но это не является гарантией, что человек получит у нас работу. Прежде всего мы отдаем предпочтение людям, которые действительно любят детей и у них куча идей, а это значит, что на собеседовании они с ходу могут спеть десять детских песенок, рассказать шутки-прибаутки, организовать игру, смастерить поделки из подручных материалов.

 22-04.jpg Smile Fish

Эффект критической массы

— Расскажите о своей бизнес-модели. Почему вы выбрали работу в сегменте домашних детских садов?

— Чем наш маленький сад выгоднее большого проекта? К примеру, когда наши потенциальные франчайзи говорят, что хотят открыть сад, то сразу представляют большой проект. Например, помещение пятьсот квадратных метров, двести детей. И открытие такого детского сада — ремонт, остальные расходные статьи — могут обойтись в десять миллионов рублей и больше. У нас же открытие детского сада стоит миллион рублей.

Наши детские сады расположены в обычных квартирах. У нас нет лицензии на образовательную деятельность, потому что мы ее не ведем. Прежде всего у нас присмотр за детьми — развивающие, обучающие занятия, все в игровой форме. Мы подбираем квартиры на первых этажах домов и полностью их переделываем — когда к нам попадаешь, то сразу понимаешь, что пришел именно в детский сад. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям на ребенка должно приходиться не менее двух квадратных метров. Мы же, создавая в среднем две группы по восемь человек, выбираем помещения площадью сто-двести квадратных метров, то есть наши внутренние стандарты по площади выше как минимум втрое. В основном мы арендуем, так как в собственность приобретать такие квартиры дорого.

Ежемесячная финансовая модель нашего среднестатистического московского садика такова. Самая дешевая квартира в столице, которую мы снимаем, обходится в 65 тысяч рублей, самая дорогая — в 120 тысяч рублей. Возьмем среднее — аренда 100 тысяч рублей. Второе, сотрудники: у нас посменно работают три сотрудника, месячный зарплатный фонд — примерно 110 тысяч рублей. К этому добавляются прочие расходы: мы закупаем пластилин, игрушки еще на двадцать тысяч рублей. Итого выходит 230 тысяч рублей. Средняя стоимость посещения детского сада для детей — 35 тысяч рублей. В результате получается, что точка безубыточности для одного нашего детского сада — семь детей.

Естественно, в регионах затраты будут другими. Например, в Самаре стоимость посещения детского садика для одного ребенка составляет 12–14 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 30 тысяч рублей, в Московской области — 25 тысяч рублей, а в некоторых районах Москвы свыше 40 тысяч рублей.

С одной стороны, мы развиваемся по схеме франчайзинга, но с другой — наша франшиза не продается. Нас невозможно найти в каталогах, мы не участвуем в специализированных выставках. Потому что для нас детские сады Smile Fish — это в первую очередь семейная история. Участники и партнеры компании — наша семья (владеет более 30 процентов детских садов) и наши друзья и знакомые, которые открывают сады по франшизам. Детские сады — это наследие моих родителей, они есть у меня с женой, у моей сестры, у брата моей жены и так далее. Уникальность нашей компании заключается в том, что все садики открыты любящими родителями для своих детей. Мы не открываем детский сад ради бизнеса. Прежде всего в наши сады ходят дети их владельцев.

К примеру, наши друзья планируют отдать своего ребенка в садик в два года. Сегодня среднестатистический частный детский сад в Москве стоит 35 тысяч рублей, как в нашей компании. Получается, что они должны будут заплатить за сад больше двух миллионов рублей. Тогда мы им говорим: заплатите лучше нам паушальный взнос от полутора до трех с половиной миллионов рублей (в зависимости от региона), и вы еще на этом зарабатывать будете.

Воспитатель — один из главных людей в жизни ребенка. Его задача в детском саду — бережное отношение к здоровью и психологическому комфорту детей. Плюс он должен увидеть талант у каждого ребенка, потому что все дети уникальны 22-05.jpg Smile Fish

Воспитатель — один из главных людей в жизни ребенка. Его задача в детском саду — бережное отношение к здоровью и психологическому комфорту детей. Плюс он должен увидеть талант у каждого ребенка, потому что все дети уникальны

— Что входит в вашу франшизу?

— У нас есть целый перечень документов. Основное — это наша концепция, согласно которой предприниматели допускают минимум ошибок. У нас все уже отработано, есть даже собственное производство мебели в Московской области. Поскольку мы открываем много садов, то нам выгоднее самим по нашим уникальным чертежам выпускать столики, стульчики, гардеробы, кровати-трансформеры и так далее.

Мы рассказываем о своих стандартах, предоставляем всю документацию — финансовую, налоговую, юридическую. Помогаем в выборе помещения, найме персонала. Мы делимся своим опытом, который применяем на практике более тридцати лет. Мы даже организуем подбор клиентов, а не наш франчайзи их ищет. В последнем, кстати, ничего сложного нет. На наших садиках нет больших вывесок, у нас нет рекламы и у нас нет свободных мест. Потому что родители находят нас сами по сарафанному радио.

Но, пожалуй, главное, чем мы отличаемся от большинства детских садов, — маленькие группы. Особенно это оценили наши клиенты во время самоизоляции. На территорию нашего садика никто не заходит, мы ребенка встречаем на улице и возвращаем его родителям тоже на улице. Это снижает риски распространения разных инфекций.

— Как вы вообще пережили период самоизоляции?

— Это было непростое время, так как с подобным никто не сталкивался. Мы очень быстро среагировали на уровне компании и приняли решение, что будем в это время активно развиваться. Стали искать новые возможности для развития бизнеса. Во-первых, перевели все экстренно в онлайн. Многие родители остались с детьми дома, тогда как им надо было работать. Мы же брали эту нагрузку на себя, например, через разные приложения общались с детьми, организовывали игровую деятельность — зарядку под музыку, разного рода квесты, изучали животных и прочее.

Второе: мы увидели изменения на рынке труда. Многие люди потеряли работу, но у них остались кредиты, ипотека, им нужно продолжать кормить свою семью, поэтому мы могли набирать более качественных сотрудников за меньшие деньги.

В-третьих, как ни странно, у нас появилось больше клиентов. Некоторые частные детские сады были вынуждены полностью закрыться, так как не смогли оплачивать свои обязательства, поэтому к нам перешли эти клиенты. При этом отмечу, что ни один наш детский сад не закрылся не только за последние полгода, но и в принципе за тридцать лет нашей работы.

В-четвертых, мы увидели, что собственники помещений стали более гибкими. Если раньше они не старались пойти на уступки, то теперь давали скидки, каникулы на ремонт… Причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре. Так во время пандемии мы открыли десять новых детских садов, а сейчас в стадии запуска находится еще семь. Но наша задача в ближайшие пять лет увеличить количество своих дошкольных учреждений до тысячи.

— Грандиозный план…

— Мы привлекаем партнеров. У нас есть дружественные компании. Например, один из партнеров — компания Ellis, это франшиза строительных компаний в Краснодаре. Как правило, в строительном бизнесе работают мужчины, у которых есть жены и дети. И я прихожу к лидеру этой компании и предлагаю, чтобы его партнеры организовали бизнес для своей семьи.

Как бы громко это ни звучало, но мы хотим изменить Россию к лучшему. И это ключевая причина нашего роста. Ученые говорят о критической массе, или так называемом эффекте сотой обезьяны, когда даже небольшие количественные изменения в системе приводят к появлению качественно новых форм. Мы стремимся воспитать такую критическую массу в обществе.

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Smile Fish — сеть домашних детских садов, располагающихся в квартирах на первых этажах жилых домов, с ограниченным количеством детей. Первый садик был открыт в 1985 году в Хабаровске. Владельцы бренда Smile Fish — семья Сорокиных. Сеть развивается по системе франчайзинга.

Читайте также: