Грешить бесстыдно непробудно анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

Образ Прекрасной Дамы

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

1907-1908 гг. – переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах.

Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия – высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом – “Родина”, который множество раз трансформировался до того,

Стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно…”, по праву считающееся наиболее беспощадным блоковским стихотворением из тех, что посвящены России, написано в августе 1914-го. Главный герой текста – неизвестный обобщенный персонаж. Читателю ничего не рассказывается о его профессии, внешности, характере. Для описания действий Александр Александрович использует глаголы в неопределенной форме, относящиеся к бесконечной людской массе.

Образ, созданный поэтом, не вызывает положительных эмоций. Персонаж грешен. Он посещает храм, но делает это тайком, украдкой.

какой-то причине ему не хочется демонстрировать обществу самый светлый свой душевный порыв. После похода в дом Господа герой продолжает совершать неблаговидные поступки. На этот раз Блок конкретизирует его грехи: он обманывает людей, жестоко обращается с животными.

В доме у персонажа имеются лампады, иконы. Вот только вряд ли их часто используют для молитвы. Поэт указывает, что около них герой пьет чай, ведет бухгалтерию и пересчитывает наличные деньги.

Скорей всего, Александр Александрович представляет обобщенный образ купеческой России, душу которой разбудить невероятно трудно. Для воссоздания быта ее представителей подобраны яркие эпитеты: пол в церкви назван заплеванным, иконный оклад – “столетним, бедным и зацелованным”, комод в доме персонажа – пузатым, перины на его кровати – пуховыми.

Завершается стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно…” неожиданным выводом:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Эти две строчки – выражение истинного патриотизма. Блок любит свою родину вне зависимости от того, насколько грешен ее народ, кто стоит у власти и как тяжела жизнь. Александр Александрович отличается от многих критиков российской действительности тем, что ему по-настоящему дорога страна, а не некий ее светлый образ.

bogach.jpg

Между Богом и Бытием

Русского мужика отличает, в видении Александра Блока, незыблемая дань традициям и желание приблизиться к богу на фоне собственной скупости, нередко переходящей в алчность и бытовой чёрствости. В начале стихотворения мы видим мужичка явно с похмелья, который грешит, как и живёт – беспробудно и бесстыдно, но идёт в церковь. Это уже в крови – грех и следующая за ним попытка найти прощение, зная, что цикл будет повторяться. Стыдно ли мужику? Пожалуй, да, ведь идёт он в храм сторонкой, осознавая свой грех.

И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

В церкви мужик (купец, чиновник) сам агнец, он истово осеняет себя крестом и не гнушается прикоснуться любом к заплёванному полу в молитве. Его раскаяние также искренне, как и обычен грех, на мгновение он становится чище и приближается к Богу.

Но церковь в понимании мужика это только покаяние за грех, оно совершено и можно продолжать жить, как прежде. Положенный в церковную кружку грош возвращается дома в ходе обмера покупателя, а голодный пес возле двери не вызывает и толики сострадания – его участь быть отпихнутым ногой. Это обычная рядовая жизнь купца или зажиточного мужика, скорее, он понимает, что это грех, но оставляет его искупление на следующий визит в Храм.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь

Образ России

В образе купца Блок видит и всю Россию, которая находится в 1911 году в глубоком сне, изредка просыпаясь для кровавых бунтов и молитв по привычке. Да, это Русь, но и такая Родина поэту дороже всех, ведь этого его земля и её сон частично вина тех, кто имеет возможность, но не может разбудить исполина.

Автор будет пытаться разбудить Русь словами своего таланта, но не будет ли пробуждение слишком резким, не натворит ли русский мужик спросонья таких дел, которые более зальют кровью землю, нежели меч ворогов?

Текст

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод.

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне.
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Тема патриотизма является традиционной в творчестве всех русских писателей. Образ Руси в поэзии А. А. Блока появляется тогда, когда его охватывает ощущение внутренней опустошенности. "Страшный мир" города, созданный им, начинает постепенно подавлять Александра Александровича. И вот прекрасный новый образ появляется в его творчестве — образ Руси. Поэзия Блока получает толчок к дальнейшему развитию. Именно в это время появляются известные циклы стихов "На поле Куликовом" и "Родина".

"На железной дороге"

кратко образ руси в поэзии блока

Стихотворение "На железной дороге" — одно из лучших в цикле "Родина". Это произведение Блок (портрет его представлен выше) написал в 1910 г. Как отмечает сам автор, это было неосознанное подражание эпизоду из "Воскресенья", созданного Толстым. В центре внимания Александра Александровича оказывается поруганная женская любовь. Жизнь молодой покинутой девушки у Блока заканчивается гибелью. Героиня раздавлена жизнью. Для нее смерть является более предпочтительной, нежели смирение. Описанная автором трагедия раздавленной одинокой личности разворачивается прямо на глазах "сытых" людей, которые равнодушны ко всему.

Прием контраста

Блок использовал прием контраста для того, чтобы вскрыть причину изображенной им трагедии. Это, с одной стороны, роскошь и довольство, а с другой — грязь, боль, смерть. Александр Александрович ввел в текст различные художественные приемы (метафоры, гиперболы, олицетворения), которые помогают раскрыть главную мысль: гибель красоты и юности, бессмысленность и невозможность их существования в изображенном автором "страшном мире". Поезд является олицетворением судьбы, равнодушной ко всему. Люди в нем разделены на бедных и богатых. Нищая и голодная Россия, которая путешествует в "зеленых" вагонах, плачет и поет. Автор изображает фигуру жандарма возле красивой молодой девушки, которая бросает жадные взгляды "в пустынные глаза вагонов". Образ жандарма — символ железного уклада, который ограждает человека от полноты жизни, от счастья. Судьба поруганной девушки, изображенной в этом произведении, сближается с судьбой родной страны.

"Грешить бесстыдно, непробудно. "

Следует отметить, что образ Руси в поэзии Блока является двойственным. В своей Родине он видит как красоту, так и дикое, чуждое, загадочное начало, которое недоступно пониманию. Особенно ярко это двойственное отношение воплотилось в другом стихотворении Блока — "Грешить бесстыдно, непробудно…" Оно было написано в 1914 году. Автор вновь использует прием контраста. В рамках одного стихотворения он сталкивает и пошлость быта мещан, и стремление людей к христианской духовности. Александр Александрович изображает реалистичную картину России, современной ему. Темой данного стихотворения является темная, неуправляемая стихия жизни народа. Она подавляет личность человека, постепенно погружая его в косное существование. Душа его жаждет выбраться из этого болота. Человек ищет покаяния, но не находит его. Однако произведение заканчивается словами о том, что Россия, даже такая, автору "всех краев дороже".

Цикл "На поле Куликовом"

Несколько в ином свете предстает образ Руси в поэзии Блока, если говорить о цикле "На поле Куликовом". Здесь автор видит величие своей Родины в ее исторических свершениях. Александр Блок, обратившись к событиям 16 века, придал обобщенный смысл эпизоду исторической хроники. Любовь к России пробуждает вдохновенные строки в душе поэта. Он пишет: "О, Русь моя! Жена моя!"

образ руси в поэзии блока

Особую роль в произведениях данного цикла играет символика. Крики лебедей, клекот орлов, бег коня — все это создает прекрасную картину Древней Руси. Она предстает перед читателем то в образе несущейся вскачь степной кобылицы, то в виде "светлой жены" воина.

Таким образом, любовь к родной земле, непоколебимая вера автора в ее стойкость, силу, величие, светлое будущее выражаются в страстных строках произведений циклов "На поле Куликовом" и "Родина". Александр Александрович, опираясь на опыт своих предшественников (Некрасова, Лермонтова, Пушкина), отыскал новые грани, помогающие раскрыть образ Руси. В поэзии Блока при изображении родной страны используется олицетворение. Какой же предстает перед нами Россия? Давайте разберемся.

Метафорический образ

образ руси поэзия блока

Метафорический образ Руси в поэзии Блока представлен в виде красивой женщины. Она доверчива, однако сильна духом и горда. На долю этой женщины выпадет множество испытаний. Однако Россия не пропадет, как считает автор. Как бы ни затуманились ее прекрасные черты очередной заботой, какому бы чародею ни удалось завладеть ею, она переживет любые невзгоды. Автор говорит о возможных бедах страны, используя иносказательный язык. И тут же Блок утверждает, что она непременно выйдет физически и духовно окрепшей и закаленной из всех испытаний.

образ руси в поэзии а а блока

Очень важно знать и понимать поэзию Блока о России. Все его стихотворения, посвященные Родине, вызывают у читателя серьезные раздумья о судьбах нашей страны. Безусловно, его лирика актуальна. Кратко образ Руси в поэзии Блока мы охарактеризовали. Этот анализ вы можете дополнить собственными мыслями.

Читайте также: