Как был сбит американский самолет шпион и попал в плен летчик ф пауэрс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтера (позднее — сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.
С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Феникса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолетах Т-6 и Т-33, а также на самолете F-80. После окончания школы служил летчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него возник аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею. В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешел на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе самолетов-разведчиков U-2. Как показал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.
Фрэнсис Гэри Пауэрс проходит летную подготовку. 1956

Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолет перегонялся с завода в часть и не нес вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись — из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.
U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошел сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино, недалеко от обломков сбитого самолета. По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, и на высоте около 10 км, в условиях беспорядочного падения машины, покинул самолет самостоятельно.
На месте падения самолета

Как только стало известно об уничтожении самолета, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.
Советский официальный представитель Андрей Громыко выступает на пресс-конференции по поводу инцидента с У-2

Во время пресс-конференции

Выставка остатков сбитого американского самолета-шпиона "У-2". Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Россия, Москва

Хрущеву демонстрируют обломки от сбитого У-2

Хрущев во время посещения выставки

Военные атташе посольств иностранных государств на выставке остатков американского самолета-шпиона "У-2", сбитого 1 мая 1960 года под Свердловском (ныне Екатеринбург). Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Россия, Москва

Одна из деталей автоматического радиокомпаса

Объективы аэрофотоаппарата, установленного на самолете

Двигатель сбитого американского самолета «Локхид У-2", которым управлял летчик-шпион Фрэнсис Гэри Пауэрс, на выставке в парке имени Горького. Россия, Москва

Деньги и ценности для подкупа, которыми был снабжен Френсис Гэри Пауэрс

Экипировка американского разведчика

Пауэрс во время процесса

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель). Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.
По возвращении в США Пауэрса ожидал холодный прием. Первоначально Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по приведению в действие взрывного устройства самоликвидации разведывательного АФА, отснятой пленки и секретной аппаратуры, а также в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана сотрудником ЦРУ. Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооруженных сил сняли с него все обвинения.
Фрэнсис Гэри Пауэрс держит в руках модель самолета U-2, перед тем как давать показания в сенатском комитете по вооруженным силам 10 февраля 1962 года.

Фрэнсис Гэри Пауэрс свидетельствует перед сенатским комитетом.

Члены семьи Пауэрса прибыли в Москву

Члены семьи Пауэрса возле здания американского посольства

Мать Барбары Пауэрс,американский консул Ричард Снайдер, родители летчика, Барбара, жена Пауэрса во время судебного процесса

Супруги Пауэрс, родители американского летчика

Оливер Пауэрс, отец американского пилота, обвиненного в шпионаже в пользу Советов

Оливер Пауэрс разговаривает с другом семьи Солом Карри и неизвестным советским чиновником

Здание суда, где проходил процесс

Фрэнсис Гэри Пауэрс на советском телевидении в день начала судебного процесса

Родители американского пилота отдыхают в гостиничном номере в перерыве шпионского процесса.

Народ возле здания, где проходил суд над американским пилотом

Москвичи на улице во время суда над американским летчиком

Оливер Пауэрс на пресс-конференции обратился к советским властям с просьбой помиловать его сына

1 мая 1960 года над Свердловском был сбит самолет-разведчик U2, управляемый 30-летним Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Как это случилось?

Холодное десятилетие

Риск ядерного конфликта между двумя сверхдержавами был высок как никогда, и обе страны, конечно, пытались знать как можно больше друг о друге. Отрывочная информация, полученная благодаря снимкам с крыш посольств и фото, сделанным над нейтральными водами, представлялась американцам тревожной.

Задача подъема на высоту более 21 километра (здесь самолет был бы недосягаем для советских истребителей и ракет) и сверхбыстрого полета была решена за счет снижения веса и увеличения размаха крыла. Благодаря своей конструкции и двигателю U-2 мог экономить топливо на больших высотах, переключая мотор на полетный малый газ и планируя на большие расстояния. Однако легкий корпус самолета мог не выдержать высокой скорости в плотных слоях атмосферы, поэтому пилотам U-2 приходилось соблюдать особый режим подъема и разгона. Самолет очень быстро набирал 19,5 км, а затем поднимался гораздо медленнее. Рабочая высота составляла 21 км: при этом разница между минимальной и максимальной скоростями на данной высоте была чуть больше 10 км/ч.

Инженеры компании Perkin-Elmer создали для самолета-разведчика уникальную камеру. С рабочей высоты U-2 она могла заснять полосу шириной 150 км и длиной 3000 км. Разрешение камеры при этом составляло всего лишь 76 сантиметров — то есть можно было четко различать объекты размером менее одного метра! При одном из тренировочных полетов на пленку попал участок, принадлежащий тогдашнему президенту США Дуайту Эйзенхауэру — и на нем легко можно было сосчитать коров.

Полеты над СССР

Уже в июне-июле 1956 года U-2 совершил первые разведывательные полеты над странами Европы: Польшей и ГДР. Вопреки ожиданиям американцев, радиолокационные приборы обнаруживали самолет. Тем не менее, Эйзенхауэр рискнул и выдал разрешение на пролет самолета над СССР. Символично, что он состоялся в День независимости США, 4 июля.

Президент Соединенных Штатов изначально выступал против разведывательных полетов над территорией СССР, полагая, что это вызовет международный скандал и похолодание и без того не слишком теплых отношений между сверхдержавами. Однако увидев, какие разведданные собирает U-2, Эйзенхауэр не смог устоять: информация, переданная с самолетов-разведчиков, вынуждала рискнуть.

Благодаря U-2 американская разведка сумела собрать данные о количестве стратегических бомбардировщиков М-4, сфотографировать верфи в Ленинграде, определить многие элементы советской системы противовоздушной обороны, аэродромы базирования истребителей-перехватчиков. До полета Пауэрса U-2 пролетали над территорией СССР около 20 раз. Последняя успешная вылазка состоялась 9 апреля 1960 года: самолет, пилотируемый Бобом Эрикссоном, сумел заснять ядерный полигон в Семипалатинске, космодром Байконур и авиабазу бомбардировщиков Ту-95. Следующий полет был назначен на конец апреля того же года.

Провал Пауэрса

Самолет, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, должен был вылететь с территории Пакистана — аэропорта города Пешавар. Дата начала миссии была назначена на 28 апреля, однако из-за плохой погоды самолет поднялся в воздух лишь 1 мая. Поднявшись в воздух, U-2 набрал высоту над территорией Афганистана и пересек афганско-советскую границу юго-восточнее Кировабада (сегодня — город Пяндж в Таджикистане), поднявшись на 18 километров над землей.

Пролетев до Аральского моря, самолет повернул на север, в сторону Байконура, где заснял межконтинентальные баллистические ракеты на территории космодрома. Далее маршрут самолета лежал над Сибирью, где Пауэрс должен был пролететь над закрытым городом Челябинск-40, в котором находился завод по производству оружейного плутония. Следующими целями разведчика были космодром в Плесецке и базы ВМФ в Архангельске и Мурманске. Приземлиться Пауэрс должен был на авиабазе Буде в Норвегии.

Силы ПВО в тот день находились в состоянии повышенной готовности, и Пауэрса засекли почти сразу. Однако перехватить или сбить самолет сразу не удалось — до самого Свердловска (ныне Екатеринбург) почти нигде не было зенитных ракет наземного базирования, а потолки высоты советских истребителей-перехватчиков были гораздо ниже, чем у американского самолета.

Возле Свердловска у Пауэрса появился первый действительно опасный противник — советский пилот на Су-9. Этот новейший на то время самолет приняли на вооружение лишь несколько месяцев назад. Он способен был подниматься на высоту до 20 километров. Однако поднятая по тревоге машина к поединку была не очень готова: у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Попытка тарана провалилась из-за ошибки наведения и нестабильной работы бортовой РЛС, а на повторную атаку попросту не хватало топлива.

Но следующая опасность стала для Пауэрса фатальной. Повернув в сторону Плесецка, самолет оказался в зоне действия комплекса ЗРК 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Те, кто планировал маршрут, об этом прекрасно знали — но не учли одного очень важного факта. На вооружении у бригады уже были ракеты С-75, способные поражать цели на высоте до 30 километров. Вот такая вот неосмотрительность на высшем уровне.

Сбитый летчик и международный скандал

Свою задачу советские зенитчики выполнили на отлично: U-2 был сбит первой же ракетой. Взрыв произошел позади самолета, и тот потерял хвостовую часть, начав падать. Пауэрса зажало между приборной панелью и креслом: оттуда он не мог дотянуться до специальной кнопки взрывателя, которая должна была уничтожить его вместе с самолетом, и катапультироваться тоже не мог — ему бы оторвало ноги. С огромным трудом американец смог открыть фонарь кабины, дождаться снижения до высоты, где можно было бы дышать без кислородной трубки, и после этого выпрыгнул с парашютом.

В то же время на земле не могли понять, поражена ли цель. Мелкие обломки U-2 советские военные приняли за пассивные помехи, выпущенные самолетом-нарушителем. Поэтому ракеты по американскому самолету выпустили еще два дивизиона ПВО. Одна из них сбила МиГ-19, пилотируемый Сергеем Сафроновым, который вылетел на перехват U-2.

Пауэрс в это время уже приземлился возле деревни Косулино, где был задержан местными жителями. Назревал серьезный международный скандал. Госдепартамент США озвучил версию о том, что советские войска ПВО сбили исследовательский самолет, который брал пробы воздуха в районе советско-турецкой границы и залетел на территорию СССР случайно — пилот то ли заблудился, то ли сознание потерял. Но уже через несколько дней Никита Хрущев рассказал о взятом в плен Пауэрсе и представил документальные подтверждения того, что был сбит именно самолет-шпион.

Отпираться американцам было бессмысленно — новый виток Холодной войны стал неизбежен. Инцидент привел к фактическому срыву саммита с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции. Вдобавок Хрущев отменил приглашение Эйзенхауэру посетить Советский Союз. Американский президент принес неловкие сожаления, а американские ВВС были приведены в повышенную боевую готовность.

Пауэрсу грозил расстрел, но в итоге все для американца обошлось, если можно так сказать. Пилот не стал скрывать целей своего полета, пошел на сотрудничество со следствием и в результате получил лишь 10 лет тюремного заключения. Но провел в тюрьме Пауэрс только 108 дней: уже в феврале 1962 года его обменяли на провалившегося советского разведчика Рудольфа Абеля.

Новый турбовентиляторный двигатель поднял практический потолок машины до 22,5 км, а максимальная скорость увеличилась до 800 км/ч. Также стала возможной заправка в воздухе, что повысило радиус действия до 11 000 км. А сам случай со сбитым самолетом был предвестником политического обострения, которое ознаменовалось постройкой Берлинской стены и Карибским кризисом.

60 лет назад, когда советский народ отмечал Первомай, в небе над Уралом произошел эпизод, который до сих пор считается одним из самых громких международных скандалов времен холодной войны. Ракетой был сбит высотный самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком США Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. ТАСС — об истории и последствиях этого инцидента

​​​​​​1 мая 1960 года Пауэрс пилотировал U-2, с которого на большой высоте вел аэрофотосъемку территории Советского Союза. Он был сбит через три с лишним часа после того, как вторгся в воздушное пространство страны, но успел катапультироваться. Американец благополучно приземлился на поле, где работали колхозники. Их разговор с помощью жестов продолжался недолго: вскоре подъехала черная машина, из которой выбежали несколько человек в штатском.

В тот же день Пауэрс был доставлен в Москву на Лубянку, где начал давать показания. Вместе с ним также удалось захватить новейшую шпионскую аппаратуру, что привело к политическому и дипломатическому скандалу между СССР и США.

Как ловили Пауэрса

Полет планировалось осуществить над советской территорией по маршруту Сталинабад (ныне Душанбе, Таджикистан) — Аральское море — Челябинск — Свердловск (ныне Екатеринбург) — Киров — Архангельск — Северодвинск — Кандалакша — Мурманск с посадкой на норвежской авиабазе Будё.

Кто вы, сэр Лонсдейл?

30-летний Пауэрс вылетел с авиационной базы, расположенной близ пакистанского Пешавара. В 5:36 мск самолет пересек советскую границу юго-восточнее Кировабада (ныне Пяндж, Таджикистан) на высоте 18–21 км со скоростью 720–780 км/ч. Почти сразу нарушитель был обнаружен радиолокационными станциями ПВО СССР.

В соответствии с планом полета Пауэрс пролетел над космодромом Байконур и сделал снимки находившихся там советских баллистических ракет, далее преодолел расстояние между Магнитогорском и Челябинском. Следующим пунктом маршрута был закрытый город Челябинск-40 (ныне ЗАТО Озёрск). Там находился комбинат "Маяк", где осуществлялось производство советского оружейного плутония.

Для фотосъемки секретных объектов на советской территории с самолетов U-2 Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США был создан специальный отряд "10-10". Официально подразделение именовалось 2-й (временной) авиационной эскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и действовало под прикрытием Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

4 июля 1956 года был совершен первый полет над СССР на самолете U-2, прошедший без происшествий. Самолет-шпион был обнаружен, но советская система ПВО не смогла его перехватить. С этого момента U-2 разведывательного авиаотряда выполняли регулярные полеты над территорией СССР. Основной их целью был сбор сведений о расположенных в Советском Союзе промышленных и военных объектах, а также о системе ПВО. За период с 1956-го по 1 мая 1960 года радиотехническими средствами ПВО было зафиксировано 24 случая проникновения самолетов-разведчиков в воздушное пространство СССР.

Перехватить самолет Пауэрса в первые три часа полета советским военным не удалось. U-2 достиг территории Урала и вошел в зону ответственности 4-й Уральской отдельной армии ПВО. Поднятая на его перехват пара истребителей МиГ-15 412-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии с поставленной задачей не справилась вследствие большой высоты полета U-2.

Самолет-разведчик Lockheed Martin U-2 Dragon Lady U.S. Air Force/Staff Sgt. Robert M. Trujillo/PUBLIC DOMAIN via DVIDS

Приказ перехватить нарушителя получили два новых истребителя-перехватчика Су-9, находившиеся на свердловском аэродроме Кольцово (эти машины перегоняли с Новосибирского авиазавода к месту службы). Так как у экипажей не было высотного снаряжения, а на самих самолетах отсутствовало бортовое вооружение, командующий истребительной авиацией ПВО генерал-полковник Евгений Савицкий отдал распоряжение осуществить высотный таран Пауэрса. Однако из-за ошибок наведения осуществить его тоже не удалось.

Одноместный реактивный высотный разведывательный самолет. Один из первых в мире самолетов-шпионов. Использовался американской военной разведкой с 1956 года. Для своего времени был уникальной машиной — считался неуязвимым. Его главным преимуществом была высотность — свыше 20 км. На такой высоте самолет был практически недосягаем для стандартных перехватчиков и советских средств противовоздушной обороны (ПВО) того времени.

Еще одна "фишка" U-2 — уникальная по тем временам фотокамера, способная делать снимки с рабочей высоты в достаточно высоком разрешении. Летчик самолета вынужден был совершать полет в специальном высотном скафандре, который подключался к системе жизнеобеспечения. U-2 мог находиться в воздухе до 12 часов.

Кстати, до недавнего времени U-2 применялись на Ближнем Востоке для разведки позиций группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России). В начале апреля 2020 года стало известно, что ВВС США заказали оборонной корпорации Lockheed Martin модернизацию парка этих самолетов до 2022 года. Также разрабатывается машина следующего поколения, которая может прийти на смену U-2. Сообщалось, что главное ее отличие будет состоять в использовании технологии "стелс", которая сделает ее невидимой для радаров противника. Согласно официальным данным ВВС США, в строю сейчас находится 33 самолета семейства U-2.

В 8:43 мск с аэродрома Кольцово были подняты два истребителя МиГ-19 365-го истребительного авиационного полка (пилоты — капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафронов) с задачей сбить U-2, если он снизится до досягаемой для "МиГов" высоты (около 18 км). Одновременно по пресечению полета самолета-нарушителя начали действовать зенитные ракетные подразделения.

МиГ-19 Сафронова был ошибочно принят за машину противника и попал под зенитный ракетный обстрел 57-й зенитной ракетной бригады ПВО. По нему выпустили три ракеты. Истребитель был сбит, летчик погиб (впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года он был посмертно награжден орденом Красного Знамени).

При прохождении через зону поражения 37-й зенитной ракетной бригады U-2 подвергся обстрелу одним из расчетов пятого дивизиона, но ракета не попала в цель. Далее самолет-нарушитель вошел в зону ответственности 57-й бригады, дислоцированной близ Свердловска.

Зенитный ракетный комплекс С-75

В 8:53 мск, пролетев близ села Косулино, U-2 был сбит ракетой недавно принятого на вооружение зенитного ракетного комплекса С-75 "Двина". В цель попала первая ракета, в результате попадания самолет развалился на части, однако на экранах локаторов многочисленные отметки были восприняты зенитчиками как поставленные нарушителем помехи, и соседний дивизион дал залп по этим целям. Уже падающий U-2 был поражен второй ракетой, пущенной первым дивизионом той же 57-й бригады.

После взрыва первой ракеты Пауэрсу удалось выпрыгнуть из самолета с парашютом. Обломки U-2 рухнули на землю близ деревни Поварня, а сам летчик приземлился на поле близ Косулина.

"Это была очень успешная операция"

По словам Фрэнсиса Гэри Паурса — младшего (сына пилота), после попадания ракеты U-2 начал резко падать, и его отец долгое время не мог катапультироваться: кабину удалось покинуть только на высоте около 4,5 км. Пилот приземлился на капустное поле.

Изначально он пытался скрыть разведывательную цель своего полета над территорией СССР. Говорил, что он американец, у его самолета произошли технические неполадки и ему необходимо посетить посольство США. Впоследствии на допросах летчик признался, что осуществлял фотосъемку советских военно-промышленных объектов.

Место крушения самолета-разведчика Фрэнсиса Пауэрса в представлении художника, 1960 год Bettmann via Getty Images

Примечательно, что при задержании Пауэрса не досматривали. Как свидетельствуют многочисленные источники, лишь во время второго допроса он признался, что в костюме у него вшит контейнер с ядовитой иголкой. В любой момент летчик мог сделать укол и умереть, но этого не произошло. По словам Пауэрса-младшего, у него не было приказа убивать себя, попав в плен.

Ракета разорвалась рядом с хвостовой частью U-2 и сильно повредила фюзеляж. Но сколько домыслов я обнаружил в американской печати, когда еще юношей начал подробно изучать этот полет отца! Одни писали, что само наше правительство взорвало самолет, чтобы спровоцировать конфликт с русскими, другие — что мой отец угнал самолет в СССР и там благополучно приземлился. в Москве. Некоторые даже видели его пьющим водку в одном из московских баров

Уничтожение американского разведчика U-2 над советской территорией привело к очередному витку напряженности в отношениях двух стран.

Таинственный

Советская сторона не стала делать никаких заявлений после пленения Пауэрса, и в первые дни после инцидента руководство ЦРУ, допуская, что самолет был сбит, было уверено в гибели летчика. 4 мая 1960 года NASA официально сообщило о том, что самолет U-2, принадлежащий агентству, производил исследования атмосферы над Турцией и пропал без вести в районе озера Ван в восточной части страны. Были даже представлены фотографии одного из U-2 с нанесенными на него опознавательными знаками NASA.

В ответ представитель Госдепартамента США Линкольн Уайт сообщил общественности, что самолет NASA вследствие неисправности кислородного оборудования сбился с курса и попал на территорию СССР, преднамеренное нарушение границы СССР вновь отрицалось. Однако 7 мая Хрущев сделал сенсационное заявление о том, что пилот сбитого самолета-разведчика жив, взят в плен и дает показания. Представителям мировых СМИ были предъявлены документальные подтверждения того, что самолет попал на территорию СССР с разведывательной миссией. На пресс-конференции 11 мая президент США Дуайт Эйзенхауэр признал факт проведения разведывательных полетов в воздушном пространстве СССР.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время демонстрации документальных подтверждений разведывательной миссии Фрэнсиса Пауэрса, 7 мая 1960 года Bettmann via Getty Images

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время демонстрации документальных подтверждений разведывательной миссии Фрэнсиса Пауэрса, 7 мая 1960 года

"В течение первой недели он мало что рассказал КГБ. А на следующий день после выступления Хрущева один из офицеров принес ему в камеру номер The New York Times со статьей и заявил: "Вы все нам врали. Вы говорили, что тренировались в Аризоне, а ваша газета пишет, что тренировки проходили в квадрате №51, а это в пустыне Невада", — рассказывал в одном из интервью российским СМИ сын Пауэрса. По его словам, отец говорил только то, что можно было потом перепроверить по публикациям, но не назвал никаких имен коллег, инструкторов, технические данные самолета и оборудования для аэрофотосъемки. "Он оказался в трудном положении. Американские власти сначала соврали нации, что они не знают, о ком и о чем идет речь", — отметил Пауэрс-младший.

Американский летчик предстал перед военным судом СССР по обвинению в шпионаже. "Перед нами стоял аккуратно постриженный, довольно простой на вид, вежливый мужчина, окруженный со всех сторон советскими судебными чинами, который сознавал, что он причинил всему миру немало неприятностей" — так в радиопередаче в конце 1960-х годов корреспондент BBC в Москве Иэн Макдугалл описывал происходившее в зале московского военного трибунала.

Суд над Фрэнсисом Пауэрсом (справа), Москва, 19 августа 1960 года Владимир Савостьянов/ТАСС

Пауэрс сотрудничал со следствием. 19 августа 1960 года он был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к десяти годам лишения свободы. Полтора года летчик провел в знаменитом Владимирском централе, пока не было принято решение об обмене.

Обломки уничтоженного самолета-шпиона вот уже более полувека находятся в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, где они выставлены для всеобщего обозрения. Однако один из обгоревших фрагментов U-2 оказался в Международном музее шпионажа в Вашингтоне. Попал он туда благодаря американскому историку и бизнесмену Киту Мелтону, который ездил в Москву в 1992 году в надежде заполучить экспонаты, имеющие отношение к деятельности КГБ.

Обломки самолета-разведчика в Центральном музее Вооруженных сил в Москве AP Photo/Alexander Zemlianichenko

"Мне удалось достать эти обломки в Москве в начале 1990-х годов. Я обзавелся там контактом, завел себе друга, и у этого друга был доступ к обломкам, он смог мне их принести", — сказал он в интервью корреспонденту ТАСС, отвечая на вопрос о том, как в его коллекции оказался кусок фюзеляжа того самого U-2. Историк также дал высокую оценку работы советских военных.

То, как этот самолет был сбит, было очень успешной операцией. Они сбили его, выпустив ракеты так, чтобы он оказался в своеобразной "коробке", ведь ни одна ракета не задела самолет, они просто создали область низкого давления, в результате чего крыло треснуло и самолет вошел в штопор

"Мой отец не предатель"

Пауэрс провел в тюрьме 21 месяц и вернулся домой в 1962 году, после того как его 10 февраля обменяли на Глиникском мосту (на границе между ГДР и Западным Берлином) на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера), ранее арестованного в США по обвинению в "ядерном шпионаже".

Глиникский мост Bettmann via Getty Images

Но если по возвращении на родину Абеля встретили со всеми возможными почестями, то Пауэрса ожидал прохладный прием.

Арест резидента: провал и обмен Рудольфа Абеля

Его считали чуть ли не предателем и перебежчиком, говорили, что он не должен был брать на себя вину и сотрудничать с советскими следователями и судом. В прессе началась настоящая травля. "Его вина состояла в том, что он не подорвал себя вместе с самолетом, что он выдал русским все, что знал, и что не выполнил приказа и не покончил с собой. Все эти обвинения были искажениями действительности, полуправдой, а иногда и откровенной ложью", — рассказывал в интервью BBC Пауэрс-младший. И поскольку американское правительство во всей этой истории было поймано на лжи, то летчик стал для него как бельмо на глазу.

Несколько месяцев его допрашивали уже в ЦРУ, причем так же интенсивно, как и в КГБ, — по 16 часов в сутки. Но его взял под защиту Сенат. На закрытых слушаниях в марте 1962 года, в которых принимали участие Прескотт Буш (дед бывшего президента Джорджа Буша — младшего), сенаторы Рассел и Барри Голдуотер, полностью реабилитировали отца. Ему сказали: "Хорошая работа, Фрэнк!" — имея в виду, что он вел себя безукоризненно

И хотя на слушаниях в Сенате Пауэрса полностью оправдали, из ЦРУ его уволили, а затем и из компании Lockheed Martin, в которой он был летчиком-испытателем. Он устроился пилотом в телевизионную компанию и погиб в августе 1977 года. Управляемый им вертолет разбился во время проведения съемок тушения лесного пожара в Калифорнии, вероятной причиной падения стал недостаток топлива.

Место крушения вертолета Фрэнсиса Пауэрса, Калифорния, 1977 год AP Photo/Nick Ut

В 2017 году Пауэрс-младший представил книгу, составленную из личных писем и дневников его отца, которые тот написал в советской тюрьме. "Главная цель — рассказать, что мой отец не предатель, он не сотрудничал добровольно с КГБ", — говорил он на презентации книги в музее военной техники "Боевая слава Урала" в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Ему устроили экскурсию и продемонстрировали остатки фюзеляжа U-2, который пилотировал его отец.

В ходе той поездки на Урал он также посетил мемориал, возведенный в память о советском летчике-истребителе Сергее Сафронове, погибшем во время инцидента с перехватом U-2. "Я купил цветы, пошел туда, преклонил колено, возложил цветы в знак уважения, чтобы показать, что наши семьи не держат друг на друга зла, что между нами нет вражды", — признался Пауэрс-младший.

В 2012 году летчик Пауэрс посмертно был награжден Серебряной Звездой — третьей по значимости военной наградой США. Медаль вручили его внукам.

Начальник штаба ВВС США генерал Нортон Шварц и внук Фрэнсиса Пауэрса Трей во время церемонии вручения Серебряной Звезды, Вашингтон, 15 июня 2012 года REUTERS/Yuri Gripas

Начальник штаба ВВС США генерал Нортон Шварц и внук Фрэнсиса Пауэрса Трей во время церемонии вручения Серебряной Звезды, Вашингтон, 15 июня 2012 года

После потери U-2 американские военные убедились в эффективности советских средств ПВО на ранее недосягаемых высотах. Разведывательные полеты над СССР были приостановлены, и ускорились работы по созданию искусственных спутников-шпионов по программе Corona.

История сбитого над Уралом летчика Френсиса Пауэрса

1 мая 1960 года в небе над Свердловском был сбит американский самолет-шпион Lockheed U-2, осуществляющий разведывательный полет над территорией СССР. Летчик Френсис Гэри Пауэрс был взят в плен.

Летчик Френсис Гэри Пауэрс на суде

Летчик Френсис Гэри Пауэрс на суде

Летчик Френсис Гэри Пауэрс на суде

США начали проводить разведывательные полеты над территорией СССР с 1956 года. Для этого использовались самолеты U-2 с мощной фототехникой для съемки секретных объектов. Полеты осуществлялись на высоте 19–21 км. По версии американских военных, на тот момент U-2 были недостижимы для советских истребителей и ракет. До полета Пауэрса самолеты U-2 вторгались в воздушное пространство СССР не менее 20 раз.

22 ноября 1960 года, Фрэнсис Гарри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере

22 ноября 1960 года, Фрэнсис Гарри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере

22 ноября 1960 года, Фрэнсис Гарри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере

Маршрут полета летчика Френсиса Пауэрса

Маршрут полета летчика Френсиса Пауэрса

Маршрут полета летчика Френсиса Пауэрса

Однако в результате несовершенства системы опознавания другие подразделения ПВО, получившие задачу на уничтожение нарушителя воздушных рубежей СССР, произвели пуски ракет по своим истребителям-перехватчикам. В результате под обстрел попали два самолета МиГ-19, пилотируемые капитаном Борисом Айвазяном и старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым. Одна из ракет попала в самолет Сергея Сафронова, который начал падать на Дегтярск. Летчик сначала отвел МиГ-19 от центра города, затем катапультировался, но от полученных ранений скончался. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени. Указ о награждении стал первым указом, подписанным Леонидом Брежневым в должности председателя Верховного Совета СССР. Через несколько недель обломки сбитого самолета-шпиона выставлялись в Свердловске в ЦПКиО им. Горького. Выставка пользовалась большой популярностью.

Памятник летчику Сергею Сафронову, сбитому по ошибке 1 мая 1960 года около Дегтярска, когда он преследовал американский самолет-разведчик U-2, который пилотировал Фрэнсис Пауэрс

Памятник летчику Сергею Сафронову, сбитому по ошибке 1 мая 1960 года около Дегтярска, когда он преследовал американский самолет-разведчик U-2, который пилотировал Фрэнсис Пауэрс

Читайте также: