Внеурочная деятельность психолога в школе 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательной организации имеет целью повышение эффективности образовательной деятельности в школе средствами психологической науки и практики.

В условиях внедрения ФГОС приоритетным становится целостная, системно организованная деятельность по психолого-педагогическое сопровождению Стандартов, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она стала обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность психологической направленности позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • создавать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка, в том числе одаренных и детей с особыми возможностями здоровья;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • создавать условия для формирования ценностно – смысловой сферы личности обучающихся.

Педагог - психолог, осуществляющий работу как педагог дополнительного образования, имеет возможность выбора разработанных и апробированных авторских программ психологической направленности:

1. Начальное общее образование (9 программ)

1 - 4 класс. Уроки психологии. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой. (Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011)

1 - 4 класс. Жизненные навыки. С. В.Кривцовой. ( Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

1 - 4 класс. Психологическая азбука Т.А . Аржакаева., И.В. Вачков, А.Х. Попова (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

2. Основное общее образование (5 программ)

5 - 6 класс. Жизненные навыки. С.В.Кривцовой. (Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс. /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.)

Задачи:

  1. Оказывать психологическую помощь в адаптации детей к обучению в школе;
  2. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
  3. Учить детей методам и приемам познания себя, умению распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
  5. Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
  6. Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
  7. Создавать условия для развития социальных и коммуникативных компетентностей.

• создать условия для формирования у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности, устойчивой учебной мотивации;

• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

• повысить уровень психологической готовности к обучению, сформировать учебные навыки;

• коллективно выработать нормы и правила жизни класса во вновь созданном коллективе;

• способствовать формированию адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

• создавать условия для повышение социально-психологической компетентности обучающихся.

Занятия проходят в специально оборудованном кабинете психологии, оснащенном компьютерной техникой, интерактивной доской, мультимедийным проектором, мягкой мебелью, с ковровым половым покрытием. Это позволяет избежать традиционного проведения уроков за школьными партами, дать возможность детям сменить обстановку, отдохнуть после уроков, подвигаться. Цветовое решение кабинета способствует отдыху и расслаблению детей в процессе проведения занятий.

Психологам хорошо известно, что наибольшая эффективность в групповых формах работы достигается при наполняемости группы от 10 до 16 человек. К сожалению, в последнее время психологические занятия проводятся в группах от 18 до 28 человек.

Это создает серьезные трудности при проведении занятий и требует от педагога опыта, высокого профессионализма, применения инновационных технологий, серьезной подготовки к занятию (продумывание всех этапов, отбор эффективных технологий, видов упражнений) и максимальной концентрации педагога во время проведения занятий.

Как показала практика, особую эффективность в решении этих проблем имеют интерактивные технологии обучения, одной из форм которых является социально - психологический тренинг и использование его элементов, позволяющих сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Необходимо отдельно отметить высокую эффективность использования арт-терапевтических методов, построенных на применении разных видов искусства, к которым относятся задания с использованием терапевтических метафор - сказок, притч, музыки (музыкальные переменки, физкультминутки с музыкальным фоном, подвижные игры с музыкальным сопровождение), рисования, аппликаций, фотографий, кинофильмов и мультфильмов.

Проведение внеурочных диагностических занятий дают возможность получить своевременную и достоверную информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся, выявить возможности, интересы, способности и склонности детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии.

Таким образом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса, в том числе и через внеурочную деятельность, является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Работа педагога-психолога является одним звеном этой системы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 545 Курортного района Санкт-Петербурга

Протокол № ___ Директор школы _______ Е.Б. Лагутина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Направление - социальное

для 7-8 класса

Составитель:

Зуева В. Ю.

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, объединения, концерны, крестьянско-фермерские хозяйства.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Цель программы : Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей.

Необходимо выделить следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору:

Когнитивная готовность , включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.

Ценностно-мотивационная готовность , определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.

Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Повысить уровень мотивации к профессиональному

Активизировать процессы самопознания.

Повысить психологическую компетентность.

Формировать адекватную самооценку.

Формировать умение планировать свое профессиональное будущее.

Познакомить с выбором профессий в условиях рынка труда.

Сроки реализации программы: 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Формы учебных занятий:

1.Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей, развивающей и воспитательной задачам.

2. Исследовательская и проектная деятельность предполагает выполнения группами и парами учащихся научно-исследовательских работ и проектов по формированию школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3. Тематические экскурсии, конкурсные программы. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.

4. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

5. Совместная деятельность педагога и обучающихся.

Виды и формы контроля знаний: Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста, конструирования.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования

Тематическое планирование учебного курса

Лекционно -диагностическое занятие

Что я знаю о своих возможностях (9 часов)

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Стресс и тревожность.

Определение типа мышления

Внимание и память

Уровень внутренней свободы

Что я знаю о профессиях ( 8 часов).

Классификация профессий. Признаки профессий.

Определение типа будущей профессии

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

Интересы и склонности в выборе профессии.

Определение профессионального типа личности.

Профессионально важные качества

Профессия и здоровье

Способности и профессиональная пригодность. (8 часов)

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Меню школьного психолога

Меню школьного психолога

Меню школьного психолога запись закреплена

📝

1 - 4 класс. Уроки психологии. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой. (Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011)

📝

1 - 4 класс. Жизненные навыки. С. В.Кривцовой. ( Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

📝

1 - 4 класс. Психологическая азбука Т.А . Аржакаева., И.В. Вачков, А.Х. Попова (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

2. Основное общее образование (5 программ)

📝

5 - 6 класс. Жизненные навыки. С.В.Кривцовой. (Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс. /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Принципы построения программы :
- Диалогизация образовательного процесса ( активное взаимодействие
педагога и учащихся в процессе общения )
- Индивидуализация обучения ( учет индивидуальных особенностей
обучающихся ).
- Персонификация обучения ( получаемые учащимися знания должны
иметь личностный смысл ).
- Интеграция знаний и умений ( компетентностный подход ).
Цель программы : формирование личностных качеств как основы
взаимоотношений с людьми , обществом и миром в целом в процессе
социального становления через самопознание , общение , деятельность , а
также создание новой когнитивной модели жизнедеятельности .

Задачи :
- формирование позитивной самооценки , самоуважения ;
- развитие позитивной оценки учащегося ;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве :
умение вести диалог , координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности ; способности доброжелательно и
чутко относиться к людям , сопереживать ;
- развитие , совершенствование навыков саморегуляции ;
- овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим
миром ;
- развитие эмоциональной сферы ;
- формирование умения управлять своими эмоциональными состояниями ;
- развитие общеучебных умений и навыков ;
- развитие познавательных способностей ;
- формирование умения решать творческие задачи .
Назначение программы .

Структура занятия
1. Ритуал приветствия является важным моментом работы с группой ,
позволяющим объединять детей , создавая атмосферу группового
доверия .
2. Рефлексия прошлого занятия предполагает , что дети вспоминают , чем
они занимались в последний раз , что запомнилось , зачем они это делали .
3. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние
детей , уровень их активности , выполняет важную функцию настройки на
продуктивную групповую деятельность . Позволяет активизировать
детей , поднять их настроение , или снять чрезмерное напряжение .
4. Основная часть представляет собой совокупность психотехнических
упражнений и приёмов , направленных на решение задач развивающего
комплекса . Последовательность предполагает чередование
деятельностей , смену психофизического состояния детей .
5. Заключительная часть предполагает ретроспективную оценку занятий в
двух аспектах : эмоциональном и смысловом . Дети дают эмоциональную
обратную связь друг другу и психологу ; сами или с помощью взрослого
отвечают на вопрос как может помочь им в жизни полученный опыт
переживаний и взаимоотношений .

Методы и приемы работы :
- когнитивно - поведенческие тренинги ;
- ролевая игра ;
- диспуты ;
- тренинги , ориентированные на формирование адекватной самооценки ;
- игровая терапия и арт - терапия ;
- музыкотерапия ;
- наблюдение за коммуникативным поведением других ;
- ароматерапия ( набор ароматических масел );
- развитие сенсорики , цвето - и светотерапия ;
- техники позитивной психотерапии ;
- групповая дискуссия ;
- психогимнастик

Читайте также: