Что нужно сделать чтобы школа стала пространством толерантности

Обновлено: 02.07.2024

- развивать способности адекватно познавать себя и других людей.

Эпиграф классного часа:

« Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного,

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

- Добрый день. Нашу сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с разговора о вечном. О любви, о доброте.

( Звучит музыка, на её фоне ученица рассказывает сказку-притчу).

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай,- сказал волшебник. - одну зовут Радость. Другую - Удача, третью - Красота. Четвертую - Печаль, пятую - Доброта. - Они все прекрасны,- сказала Любовь, - не знаю, кого и выбрать. - Твоя, правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась …

- А кого выбрали бы вы? Почему?

( Звучит музыка и продолжение сказки)

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту?

- Сегодня наш разговор посвящен умению жить в добре и взаимопонимании. 16 ноября - Международный день толерантности. На первый взгляд, звучит это слово совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Ведь современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

-Итак, что же такое толерантность? Давайте вместе обобщим ваши знания, полученные на уроках психологии.

Учитель: подводит итог сказанному:

-Толерантность - это терпимость к другим людям, принятие другого человека таким, каким он есть, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, устойчивость жизненной позиции и идеалов.

- А теперь немного из истории.

- У нас в школе учатся дети разных национальностей, а толерантность - это ещё
и терпимость к чужим мнениям, верованиям и нациям. Давайте попробуем построить наш общий дом, в котором будет жить и доброта, радость, и грусть, и веселый детский смех.

Ответить на эти вопросы не так-то легко. Поэтому мы сейчас попробуем найти ответы и в шутку и всерьез.

Французский писатель и философ Альберт Камю прекрасно сказал о друзьях, идущих по жизни рядом.

Не иди впереди меня -

Я могу не пойти вслед

Не иди позади меня —

Я могу не суметь возглавить

Иди рядом со мной

И будь мне просто другом.

Мы часто хотим быть такими как все, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от всех. Какие мы, чем отличаемся от окружающих нас людей мы сейчас и узнаем.

( Каждому предлагается написать о каких-то своих 3 отличительных признаках.

Записи зачитываются вслух, а все отгадывают, кто автор.)

- Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое объединяет и сближает. Развитие дружеских отношений предполагает соблюдение ее неписанного кодекса. Это взаимопонимание, открытость, откровенность. Доверительность. Искренность и бескорыстие чувств.

-Сейчас я предлагаю вам вспомнить какие-либо ситуации, которые вы когда-нибудь видели или слышали и все вместе решить, как поступить.

Андрей дружит с Сергеем. Оба много времени проводят вместе, но в последнее время Сергей ведет себя как-то странно, старается избегать Андрея. Однажды Андрей услышал, как Сергей говорит о нем в холле с другим парнем, называя его придурковатым. Это очень обидело Андрея. Как он должен поступить?

Хорошие друзья Виктор и Аня соревнуются в школьной олимпиаде. Оба - прекрасные ученики. Но Аня побеждает, а Виктор даже не занимает никакого места. В следующие дни Виктор ведет себя странно, старается избегать Аню.

Как бы вы поступили на месте Ани?:

-Попытались бы поговорить с Виктором?

-Злились бы на него?

-Что, по-вашему, чувствует Виктор?

-Понимание людей, понимание себя во многом определяется интуицией.

Интуиция - это чутье, проницательность, основанное на знаниях и опыте.

Как показывает практика, наблюдательность - это одно из необходимых условий успешности человека в общении с другими людьми. Это искусство.

-Мы научились по глазам и мимике лица определять чувства человека.

-Очень часто проблемы, с которыми мы с вами сталкиваемся - это непонимание. Жизнь - театр, у каждого свои роли.

-Следующее упражнение направленно на развитие взаимодействия, рефлексии

(Участники располагаются в два круга. Внутренний - сидят на стульях.

Внешний - стоят за спинами сидящих.

Задача сидящих - установить с партнерами внутреннего круга визуальный контакт

и одновременно занять места друг друга.

Задача стоящих - распознать и успеть занять освободившиеся места.

Если стоящему удается занять стул, то он уже является игроком внутреннего. круга, а другой – внешнего.)

-Играя, вы увидели - насколько важен визуальный контакт, ведь глаза - это зеркало нашей души.

- Наш класс - это маленькая семья в большом общем доме. И, хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор. А что для этого нужно?

Жила—была на свете семья. Боле ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить. Правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота. Красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада и пришел к главе семьи. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разбирал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа; сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности.

И в заключение, давайте напишем на наших кирпичиках, что надо сделать, чтобы

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

План классного часа:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему.

3. История понятия толерантность.

4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"

І Организационная часть

Вступительное слово учителя .

ІІ. Введение в тему. Одной из черт толерантности является доброжелательность и внимание к окружающим.

Давайте поприветствуем проявим внимание друг друга как это делают представители разных народов:

- пожать руку самому себе (Китай);

- слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии

- сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии

- левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем язык

- и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как

это делают во всем мире.

Ребята, а для чего люди здороваются? (Правильно, для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)

ІІ . История понятия толерантность.

- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы. Чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. А главное человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой иокружающими.

2. Работа с понятием .

- в английском – готовность быть терпимым;

- во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

- в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.

Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

  • Что хотят сделать с ёжиком его близкие?
  • Почему?
  • Правильно ли поступали они?
  • Важны ли эти отличия?
  • Как вы думаете, о чем этот мультфильм?

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Ребята, а теперь посмотрите на этот слайд. Напоминает ли он иногда эпизоды из нашей школьной жизни?

  • Почему мальчику грустно, как вы думаете?
  • А что надо сделать что бы помочь ему? (поговорить с ним. Узнать в чем причина его плохого настроения. Помочь)

К сожалению, нередко нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как особенности его внешнего вида, так и его интересы, увлечения, привычки.

Мы ведь очень разные, но должны жить в мире.

ІІІ. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"

- Какой мы можем сделать вывод? (Все люди разные, но индивидуальные качества дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. А если бы все были одинаковыми, то было бы не интересно.)

IV Подведение итогов

Чтобы других ты мог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Учитель: А теперь представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

  • Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  • Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

3.Умение не осуждать других.

4. Умение слушать.

5. Способность к сочувствию.

6. Чувство юмора.

7. Умение владеть собой.

- Как вы понимаете каждое из этих качеств?

- Вы можете себя назвать толерантной личностью.

-А как вы думаете это все черты толерантной личности?

Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

В конце мне хочется сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

И последний вопрос на сегодня, а есть ли такое правило которое всегда позволяет поступать правильно по отношению к другим?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Правовой классный час "Не конфликтность, уважение, толерантность"

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-п.


Классный час "16 ноября- День толерантности!"

материалы для классного часа,посвященного Дню толерантности в России(16 ноября).


Классный час на тему: "Про толерантность" в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

классный час нравственной тематики.

Классный час "16 ноября - День Толерантности"

Показать многоаспектность понятия «толерантность;Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;Стимулировать воображение участников .

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

План классного часа:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему.

3. История понятия толерантность.

4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"

Ход мероприятия

І Организационная часть

Вступительное слово учителя.

ІІ. Введение в тему. Одной из черт толерантности является доброжелательность и внимание к окружающим.

Давайте поприветствуем проявим внимание друг друга как это делают представители разных народов:

- пожать руку самому себе (Китай);

- слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии

- сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии

- левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем язык

- и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как

это делают во всем мире.

Ребята, а для чего люди здороваются? (Правильно, для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)

ІІ . История понятия толерантность.

- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы. Чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. А главное человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой иокружающими.

2. Работа с понятием.

- в английском – готовность быть терпимым;

- во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

- в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.

Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

  • Что хотят сделать с ёжиком его близкие?
  • Почему?
  • Правильно ли поступали они?
  • Важны ли эти отличия?
  • Как вы думаете, о чем этот мультфильм?

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Ребята, а теперь посмотрите на этот слайд. Напоминает ли он иногда эпизоды из нашей школьной жизни?

  • Почему мальчику грустно, как вы думаете?
  • А что надо сделать что бы помочь ему? (поговорить с ним. Узнать в чем причина его плохого настроения. Помочь)

К сожалению, нередко нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как особенности его внешнего вида, так и его интересы, увлечения, привычки.

Мы ведь очень разные, но должны жить в мире.

ІІІ. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"

- Какой мы можем сделать вывод? (Все люди разные, но индивидуальные качества дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. А если бы все были одинаковыми, то было бы не интересно.)

IV Подведение итогов

Чтобы других ты мог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Учитель: А теперь представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

  • Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  • Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

3.Умение не осуждать других.

4. Умение слушать.

5. Способность к сочувствию.

6. Чувство юмора.

7. Умение владеть собой.

- Как вы понимаете каждое из этих качеств?

- Вы можете себя назвать толерантной личностью.

-А как вы думаете это все черты толерантной личности?

Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

В конце мне хочется сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

И последний вопрос на сегодня, а есть ли такое правило которое всегда позволяет поступать правильно по отношению к другим?

Толерантность – очень современное и важное явление сегодняшнего мира. Как правило, под толерантностью понимают возможность одного человека относиться к тому, кто от него сильно отличается, так же, как он относится к тому, кто на него похож. Как известно, в мире есть люди разной расы, национальности, религиозного исповедания, политических и социальных предпочтения, сексуальной ориентации.

И если, к примеру, человек определенной национальности попадает в среду, где все остальные люди имеют иную национальность, он может испытать серьезные

Очень важно, чтобы школы, которые являются важным институтом, который формирует личность человека, имели высокий уровень толерантности, чтобы они стали своеобразным пространством толерантности. Если это будет обеспечено, из школьников будут получаться не озлобленные взрослые люди, которые относятся к миру враждебно, а абсолютно нормальные и адекватные граждане, которые будут эффективными и полезными для общества. Впрочем, достигнуть всего этого вовсе не так просто.

Дети – специфические создания, требующие особого отношения и внимания. Работать с детьми и уж тем более лишать их стереотипов,

Но я все-таки думаю, что достигнуть высокого уровня толерантности в школе вполне возможно. Самое главное в этом процессе – уровень подготовки учителя. Учитель должен быть несомненным авторитетом в глаза ученика. Достигается это благодаря комбинации двух факторов – умение учителя разбираться в предмете, которому он учит, а также возможность поддержать дисциплину в классе нормальными и не вызывающими отторжения методами.

Когда все это достигнуто, учитель, который будет утверждать принципы толерантности в классе и показывать собственные примеры этого явления, будет полностью воспринят и всецело поддержан всеми учащимися. Соответственно, вероятнее всего, все эти дети станут толерантными, а школа превратится в пространство толерантности.

Как и с другими школьными явлениями, самое важное место в определении того, что такое хорошо и что такое плохо, занимает учитель. Именно он благодаря своему высокому интеллекту и авторитету сможет заставить детей искренне поверить в то, что в классе должна господствовать реальная толерантность, что к каждому ученику, независимо от его особенностей, нужно относиться толерантно и уважительно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный час "Что такое толерантность?"

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).

Ход классного часа

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. .

СКАЗКА: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? ( Звучит музыка и продолжение сказки ):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы )

- Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

(Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность ? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? ( Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? ( Ответы ).

А что же объединяет эти определения? ( Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? ( Ответы ).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте. ”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо.

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Уважение мнения других

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Читайте также: